82285

Причины присоединения Казахстана к России. Последствия присоединения Казахстана к России

Доклад

История и СИД

Последствия присоединения Казахстана к России В казахскорусских отношениях были заинтересованы обе стороны и Казахстан помощь в борьбе с джунгарами решение экономических проблем оживление торговли и Россия союзник в борьбе с сибирским ханом Кучумом; выход на рынки Средней Азии; обеспечение безопасности караванных маршрутов. над Казахстаном нависла наибольшая угроза потери независимости со стороны Джунгарского ханства это побудило казахских ханов искать помощи у России. Предметами обсуждения были: обмен пленными урегулирование...

Русский

2015-02-26

33.97 KB

6 чел.

Причины присоединения Казахстана к России. Последствия присоединения Казахстана к России

В казахско-русских отношениях были заинтересованы обе стороны, и Казахстан (помощь в борьбе с джунгарами, решение экономических проблем, оживление торговли) и Россия (союзник в борьбе с сибирским ханом Кучумом; выход на рынки Средней Азии; обеспечение безопасности караванных маршрутов). В кон. XV-сер.XVIвв. возникают и развиваются казахско-русские отношения. В I четверти XVIII в. над Казахстаном нависла наибольшая угроза потери независимости со стороны Джунгарского ханства - это побудило казахских ханов искать помощи у России.

В конце XVII – начале XVIII вв. между Россией и казахскими жузами установились оживленные дипломатические отношения. Предметами обсуждения были: обмен пленными, урегулирование военных конфликтов между казахами и подданными России (калмыками, уральскими и сибирскими казаками, башкирами), создание благоприятных условий для развития торговых связей русских купцов с казахами.

В 50-х годах XVI в. были ликвидированы Казанское и Астраханское ханства. Таким образом, юго-восточные границы России подошли вплотную к землям казахских ханств. В конце XVI в. на русско-казахской границе было начато строительство русских городов, крепостей, форпостов, казачьих станиц, редутов. Некоторые военные сооружения были построены непосредственно на территории Казахстана. В 1620 г. был заложен Яицкий городок (Уральск), в 1645 г. Гурьев (г. Атырау).

Казахский хан Тауке посылает в 90-х гг. несколько посольств в Россию, с целью добиться прекращения набегов уральских казаков и башкир и заключить торговые соглашения с русскими купцами. Однако русская сторона затянула переговоры.

В 1694 г. Тауке хан вновь послал в Москву с письмом к Петру I, в котором выражал надежду на упрочение торговых отношений. Петр I сразу же оценил значение Казахского ханства во внешней политике России: «Всем азиатским странам и землям оная орда ключ и врата, и той ради причины оная орда потребна под Российской протекцией быть».

Русское правительство сразу же начало практическое осуществление задачи присоединения Казахстана: в 1714 г. в Восточный Казахстан направляется экспедиция полковника Бухгольца, главной целью было строительство крепостей в долине Иртыша. В 1716 г. была заложена Омская крепость, в 1717 г. - Железинская, 1718 г.-Семипалатинская, а в 1720 г. - Усть-Каменогорская.

В то же время экспедиция Бековича-Черкасского исследовала восточное побережье Каспийского моря и составила карту Приаралья. Петр I поручает сенатскому копиисту И. Кириллову и переводчику Коллегии иностранных дел М. Тевкелеву разработать проект приведения казахов в Российское подданство.

Однако смерть Петра I помешала осуществлению этого проекта в жизнь. Казахская сторона в начале XVIII в. направляет несколько посольств в Россию с требованием прекратить набеги русских подданных - казаков, башкир, калмыков на казахские кочевья и предложением заключить военный союз против джунгар. Русское правительство, с одной стороны, обещая казахам помощь, предупреждало сибирскую администрацию о мирных отношениях с джунгарами

После победы у Анракая Абулхаир откочевал к русским границам и направил посольство в Уфу с предложением вступить в русское подданство. Хан Младшего жуза не случайно выступил инициатором принятия казахами российского подданства. Еще в начале 1726 г. он отправил своего посла в Петербург для переговоров с царским правительством. В 1730 г. когда съезд родоправителей Младшего жуза поручил Абулхаиру вести переговоры с Россией о военном союзе, он решил просить подданство и направил соответствующее письмо. Таким образом, после того, как в 1730 г. не оправдались его надежды на избрание общеказахским ханом, он единолично решает привести подданных ему казахов Младшего жуза в русское подданство. Кроме того, Абулхаир надеялся, что прекратятся набеги волжских калмыков, башкир и уральских казаков на казахские земли. Русское правительство решило воспользоваться ситуацией и направило в степь посольство для приведения казахов к присяге. Это посольство возглавил Тевкелев. С весны 1731 г. по осень 1732 г. Тевкелев разъезжал по степи, не скупясь на щедрые обещания и подарки, добивался принятия присяги казахскими родоправителями. Проект, отложенный в 1722 г. через десять лет начал осуществляться.

В феврале 1731 года Анна Иоановна подписала грамоту хану Младшего жуза Абулхаиру и «всему казахскому народу» о принятии их в российское подданство. 30 апреля 1931 для приведения казахов Младшего жуза к присяге в Казахскую степь было отправлено посольство во главе с переводчиком коллегии иностранных дел А.И. Тевкелевым. 10 октября 1731 Абулхаир и его 27 старшин присягнули на верность России.

В 1734 г. вступление Младшего жуза под Российский протекторат было окончательно оформлено. Абулхаир обязался защищать торговые караваны, оказывать военную помощь русскому правительству, платить ясак мехом и кожей. Взамен он просил выстроить для него крепость в устье реки Ори, закрепить за ним и его потомками ханский титул и оградить его от набегов башкир, калмыков и яицких казаков.

Отношения между Россией и Младшим жузом строились на принципах протектората, форме колониальной зависимости, царизм имел право утверждать ханов.

Набеги российских подданных не прекратились, крепость в устье Ори была построена, и получила название Оренбург, также были заложены другие - Переволоцкая, Ельшанская, Каролайская, Иргульская крепости, образовавшие укрепленную линию на землях Младшего жуза.

Признание Российского протектората Средним и Старшим жузами. После принятия Младшим жузом российского подданства, родоправители Среднего и Старшего жузов также заявили о своем желании «быть под протекцией», не беря, однако, на себя никаких обязательств. Единственной причиной служило стремление не дать Абулхаиру преимуществ во внутриполитической борьбе. Казахские ханы и султаны не придавали серьезного значения этому дипломатическому акту. Они рассчитывали, что такой ход действий даст им возможность обезопасить северные границы, получить военную помощь в войне против джунгар.

В 1732 часть казахских родов Среднего жуза во главе с ханом Семеке заявили о своем желании принять подданство России. 10 июня 1734 года подписана грамота Анной Иоановной о принятии подданства ханом Среднего жуза Семеке и его сторонниками. В 1740 года хан Среднего жуза Абулмамбет и султан Аблай присягнули на подданство России.

Свои обязательства перед казахскими ханами царское правительство не выполнило, северо-западные границы Казахстана стали еще более беспокойными. Казачьи атаманы, считая эти земли собственностью России, стали строить крепости и другие военные сооружения, не вникая в интересы коренного населения.

Борьба султанских группировок продолжалась, в 1748 г. Абулхаир был убит султаном Бараком, сын Абулхаира Нуралы стал первым назначенным ханом (1748-1786), часть казахов Младшего жуза отказалась признать новую власть и избирает ханом Батыра (1748-1785).

Политико-правовые документы 20 годов ХХ века («Устав о сибирских киргизах», «Устав об оренбургских киргизах») закрепили политическую власть империи на территории Среднего и Младшего жузов. В мае 1824 года в состав России были приняты казахи Старшего жуза (подписано 14 султанами, представлявших интересы 165 тысячного мужского населения). Для укрепления власти России начали возводиться военные крепости: Актау, Алатау, Капал, Сергиопль (Аягуз), Лепсинск, которые стали опорными пунктами для продвижения в Заилийский край. В 1847 году после строительства укрепления Капал, большинство казахов Среднего и Старшего жузов перешло в российское подданство, здесь 10 января 1848 года был назначен российский пристав.

В 1853 году по указанию Оренбургского генерал-губернатора были организованы походы на Хиву и Коканд, результатом стали взятие крепости Акмешит и создание условий для соединений Сырдарьинской и Сибирской линий, предложенной Западно-Сибирским генерал-губернатором Х.Гасфортом. Весной 1854 года отряд пристава Старшего жуза Перемышельского начал строительство укрепления Верное.

Восстание казахов против Кокандского ханства подготовило условия для противоречивых отношений между Россией и Кокандом. Царское правительство начало сосредотачивать отряды в Чуйской долине: подполковника Шайтанова, полковника Циммермана. Укрепление Кастек в 1859 году стало опорным пунктом в районе Северной Киргизии, откуда начались продвижение войск в сторону Аулие-Аты, Шымкента, Ташкента. 26 августа 1860 года были подчинен Токмак, 4 сентября – Пишпек. Узунагашское сражение 19-21 октября 1860 года, где приняли участие русские войска под руководством Г.Колпаковского и кокандская армия, совместно с отрядами султана Садыка, показала слабость 22 тысячного отряда Коканда. Эта битва привела к откочевке казахов племни конрат из владений Коканда в 1863 году на земли, контролируемые царскими властями. В октябре 1860 года был вторично подчинен Пишпек, летом 1863 года – Созак. В 4 июня 1864 года войска полковника Черняева взяли штурмом город Аулие-Ата, отряд полковника Веревкина 12 июня 1864 года – Туркестан, 22 сентября объединенные формирования подчинили Шымкент, 17 июля 1865 года - Ташкент. Таким образом, полное присоединение Казахстана к России завершилось в 1864-1865 годах. Попытки создания кокандским правителем Алимкулом военного союза с Хивой и Бухарой не увенчались успехом. В 1867 году Бухара вошла в состав Туркестанского генерал-губернаторства, в 1868 году Коканд и в 1873 году Хива подписали неравноправный договор с Россией.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3770. Звукоподражание в современном английском языке 157 KB
  Введение Настоящая курсовая работа посвящена изучению агломератов английских звукоподражательных единиц. Основные понятия настоящей работы: Звукоподражание (ономатопея) – условное воспроизведение звуков природы и звучаний, сопровождающих некото...
3771. Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека 589 KB
  Введение. В народном декоративном искусстве все основано на отработанных профессиональных навыках и приемах, выработанных на протяжении многих поколений. Эти приемы настолько совершенны, что их применение позволяет достичь большой художественной выр...
3772. Конспект урока по рассказу А.И. Солженицына Правая кисть 120.5 KB
  Конспект урока по рассказу А.И. Солженицына Правая кисть Методический замысел урока: Этот урок – продолжение разговора об осмыслении трагедии маленького человека, беззащитного перед мертвой идеологией. Урок по рассказу А.И. Солженицына ...
3773. Комп’ютерне моделювання в економіці 100.33 KB
  Розв'язання засобами сучасних комп'ютерних технологій укономічних та інженерних задач, що моделюються сумісними системами лінійних алгебраїчних рівнянь.
3774. Food. Yummy, yummy 74.5 KB
  Food. Yummy, yummy Цель: Формирование лексико-фонетических, грамматических умений и навыков. Главные основания выбора замысла урока. Место данного урока в системе уроков, его связь с предыдущими и последующими уроками. Данный урок являе...
3775. ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ ЗНАТЬ КАЖДОМУ ПОЛОЖЕНО 45 KB
  Внеклассное мероприятие по ОБЖ Правила дорожные знать каждому положено Цель: Актуализация знаний правил дорожного движения Развитие творческих способностей, внимания, быстроты реакции. Воспитание умения работать в колл...
3776. Введение в раздел О весна, без конца и без краю 38.56 KB
  Введение в раздел О весна, без конца и без краю… (Стихотворения А. Макаревича Снег, Ф. Тютчева Ещё земли печален вид). Цель и задачи урока: Познакомить детей со стихами о весне. Учить анализировать стихи, воспринимать и понимать чувства...
3777. Brain Ring What? Where? When? 135.5 KB
  Brain Ring What? Where? When? Мета: освітня – закріплення та повторення одержаних знань практична – вчити радити, пропонувати та аргументувати свою думку, сприймати розповідь на слух розвиваюча – розвивати увагу, пізнавальний інт...
3778. Значение института несостоятельности (банкротства) 120.5 KB
  Институт несостоятельности предприятия (банкротства) появился в нашем правовом регулировании в связи с переходом к рыночным отношениям. В условиях всеобъемлющего господства государственной и кооперативно-колхозной собственности проблема пр...