82289

Особенности установления советской власти в Казахстане

Доклад

История и СИД

Советская власть в Казахстане устанавливалась неравномерно. Советская власть мирным путем была установлена в южных и северных районах Казахстана вооруженным путем – в Оренбурге Семипалатинске Верном и других городах. В ноябре 1917 года атаман Дутов совершил контрреволюционный переворот и власть перешла Войсковому правительству таким же методом взяли бразды правления в свои руки Семиреченское войсковое правительство. 30 октября 1917 года была установлена советская власть в Перовске 1 ноября в результате ожесточенных боев в Ташкенте.

Русский

2015-02-26

32.05 KB

5 чел.

Особенности установления советской власти в Казахстане

С мая 1917 года активизировалось революционное движение: создавались Советы казахских депутатов, повсеместно проходили забастовки рабочих на предприятиях и рудниках с требованиями социальных благ; вспыхивали аграрные восстания шаруа и переселенцев.

29 августа 1917 года Советы взяли всю полноту власти в Перовске (Ак-Мечеть, Кзыл-Орда), это первый город на территории Казахстана, принявший такое решение. 5 сентября аналогичное решение было принято Семипалатинским Советом рабочих и солдатских депутатов, а позднее Черняевским, Аулие-Атинским (Тараз), Петропавловским Советами. В октябре на сторону Советов перешли солдаты крупных казахстанских гарнизонов, таких как Уральский, Павлодарский, Верненский, Акмолинский и другие.

Осенью 1917 года в России назрел кризис. 16 октября 1917 года на заседании ЦК (центральный комитет) было решено начать вооруженное восстание, которое началось 24 октября в Петрограде. 25 октября были захвачены все важнейшие объекты столицы: вокзалы, электростанции, телефон, правительственные учреждения, госбанк. Временное правительство свергнуто, министры арестованы.

25-26 октября 1917 года состоялся II Всероссийский съезд Советов, на котором были приняты декреты о мире и земле.

Советская власть в Казахстане устанавливалась неравномерно. Этот процесс зависел от следующих условий:

- соотношение классовых сил;

- близость расположения к крупным промышленным центрам и ж/д;

- сплоченность местных рабочих и их связь с полупролетарскими массами села.

Советская власть мирным путем была установлена в южных и северных районах Казахстана, вооруженным путем – в Оренбурге, Семипалатинске, Верном и других городах.

В ноябре 1917 года атаман Дутов совершил контрреволюционный переворот, и власть перешла «Войсковому правительству», таким же методом взяли бразды правления в свои руки «Семиреченское войсковое правительство».

30 октября 1917 года была установлена советская власть в Перовске, 1 ноября в результате ожесточенных боев в Ташкенте. Причем в Совет народных комиссаров Туркестанского края не вошли представители казахского народа.

22 ноября 1917 года в городе Коканде прошел 4 Чрезвычайный Всетуркестанский съезд, где было принято решение об образовании Туркестанской автономии. На съезде были обсуждены вопросы: о праве национальных меньшинств, о составлении договоров по поставке продуктов питания, ислам был объявлен государственной религией. Таким образом, была организована Туркестанская народная власть, в Совет вошли 32 человека, министром-председателем и министром внутренних дел был избран М.Тынышпаев, после его отставки президентом «Туркестан мухтариат» стал М.Чокай. 30 ноября прошла манифестация мусульман в Коканде, митинг в Ташкенте. В Туркестане действовали два руководящих органа – революционный комитет и автономное правительство. В январе 1918 Ташкентский Совет решил ликвидировать параллельное правительство, были снаряжены отряды, силой оружия за 3 дня был штурмом взят Коканд, население со 120 тысяч человек в 1897 году, сократилось до 69,3 тысяч в 1926 году.

Надежды националов на Учредительное собрание не оправдались, 3 января 1918 года ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) принял постановление, по которому объявлялось, что любая попытка присвоения власти будет рассматриваться как контрреволюционное действие и будет подавляться всеми средствами. Таким образом, советская власть, объявляя о праве наций на самоопределение, ликвидировало идеи самоопределения. Существовали лишь декларации, позитивных мер в решении национального вопроса не было принято.

Приход частей Красной гвардии ускорил образование советской власти в южных и юго-восточных районах: в ноябре 1917 года – в Чимкенте, 1 декабря – в Аулие-Ате.

25 декабря установилась новая власть в Кустанае, 8 января 1918 года в Актюбинске, в Иргизском и Тургайском уездах. Вооруженное противостояние в Тургайской области с одной стороны объединенной силы в составе казачества под руководством А.Дутова, правительства Алаш, эсеров и меньшевиков, с другой - Совет рабочих и солдатских депутатов и красногвардейские отряды с разных районов страны, отряд балтийских матросов С.Павлова, интернациональный отряд А.Джангильдина закончилось победой чрезвычайного комиссара П.Кобозева. И 18 января 1918 года в Оренбурге была установлена советская власть.

В ноябре 1917 года с образованием Временного Революционного комитета под председательством И. Дубинина началось установление советской власти в Акмолинской области, этот процесс продолжался до января 1918 года.

В декабре 1917 года была провозглашена власть Советов в Букеевской орде.

В феврале - марте 1918 года была установлена власть советов на территории Семипалатинской области.

В Семиречье установление новой власти встретило противодействие, выразившееся в различных формах, 2-3 марта в Верном победили большевики, среди которых были Т.Бокин, А.Розыбакиев, Р.Маречек, Т.Утепов и другие.

Советская власть в Уральской области стала устанавливаться с января 1918 года, но в конце марта произошел переворот, окончательно была утверждена власть большевиков в период гражданской войны.

В Казахстане стали ликвидировать учреждения буржуазно-помещичьего аппарата (переселенческие управления, земские управы, административные структуры) и создавать новые органы: ВЧК, Советы всех уровней с соответствующими отделами,

21.03-3.04 1918 года в Оренбурге состоялся 1 Тургайский областной съезд, в марте – Акмолинский уездный съезд. В результате были образованы местные органы власти, которыми отвергалась идея национальной автономии. В марте 1918 года была составлена резолюция С.Сейфуллиным, А.Асылбековым и другими лицами, которая положила начало борьбы с автономией Алаш, выразившуюся в решение Тургайского съезда - закрытии газеты «Казах» (центральный печатный орган Алаш, издавался в Оренбурге).

20.04-1.05 1918 года прошел 5 Чрезвычайный съезд советов Туркестанского края, провозгласивший Туркестанскую автономную советскую социалистическую республику как неотъемлемую часть РСФСР.

С победой Советской власти в Казахстане началась ломка старого буржуазно-помещичьего аппарата и создание новых органов власти. В конце 1917-начале 1918 годов в Казахстане были национализированы банки, крупные предприятия, ж/д, типографии, большие дома, библиотеки, транспорт.

По декрету о земле право помещиков на землю ликвидировано, установлено право государства на землю. Часть помещичьих земель передавалась совхозам, питомникам, рассадникам, остальная – в пользование крестьянам на уравнительных началах.

С первых же дней Советская власть стала осуществлять широкую программу культурного строительства. Начинается ликвидация неграмотности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26998. Классификация норм права 6.38 KB
  ПРИЗНАКИ: 1 регулятор типовых общественных отношенийсоциальная роль нормы; 2 общий НЕПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ характер; 3 ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ характер; 4 имеет предоставительнообязывающий характерс одной стороны свобода действийнаправленных на удовлетворение интересовс другойобязывает совершать или не совершать определенные действияограничивая свободу отдельных лиц; 5 устанавливается или САНКЦИОНИРУЕТСЯ ГОСМ; 6 реализация нормы обеспечивается мерами ГОС.ответственность за нарушение норм; 7 ФОРМАЛЬНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬимеет строго...
27000. Способы изложения норм права в статьях НПА 4.22 KB
  Способы изложения норм права в статьях НПА. НПАакт правотворчества принятый в особом порядке строго определенными субъектами и содержащий норму права. Статья НПАформа выражения способ изложения правовой нормы.Логическая структура нормы совпадает со структурой статьи НПА.
27001. Правоотношения: понятие, состав, виды 6.22 KB
  ПРАВООТНОШЕНИЯ – охраняемые государством и урегулированные нормами права общественные отношениявозникающие вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующиеся наличием субъективных прав и юридических обязанностей для их участников. ПРИЗНАКИ: 1 Это разновидность социальных отношений в обществе 2 возникаютпрекращаются или изменяютсякак правилона основе норм права в случае наступления предусмотренных нормой фактов. 3 Сторонами правоотношения могут быть лицаобладающие качествами субъекта права правосубъектностью 4 В...
27002. Субъекты правоотношений. Правосубъектность. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность 7.43 KB
  ПРАВООТНОШЕНИЯ–охраняемые государством и урегулированные нормами права общественные отношениявозникающие вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующиеся наличием субъективных прав и юридических обязанностей для их участников. СУБЪЕКТЫ–участники правоотношенийимеющие субъективные права и юридические обязанностизакрепленные в нормах права. Коллективные субъекты: государственные государствоорганысубъектыгос предприятияучреждения социальные общности нациинаселение определенного районатрудовой коллектив...
27003. Содержание правоотношения. Субъективное право и юридическая обязанность 6.28 KB
  ПРАВООТНОШЕНИЕохраняемые государством и урегулированные нормами права общественные отношениявозникающие вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующиеся наличием субъективных прав и юридических обязанностей для их участников. СОДЕРЖАНИЕ правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности. ЮРИДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ–это возможность определенных действийуправомоченным лицомдолжностнымнеобходимость выполнения тех или иных действий обязанным лицома также необходимость соблюдения запретовустановленных...
27004. Объекты правоотношений их виды 5.99 KB
  их виды ПРАВООТНОШЕНИЕохраняемые государством и урегулированные нормами права общественные отношениявозникающие вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующиеся наличием субъективных прав и юридических обязанностей для их участников. ПРИЗНАКИ: 1 Это разновидность социальных отношений в обществе 2 возникаютпрекращаются или изменяютсякак правилона основе норм права в случае наступления предусмотренных нормой фактов. 3 Сторонами правоотношения могут быть лицаобладающие качествами субъекта права правосубъектностью...
27005. Понятие и признаки правонарушений 3.82 KB
  Правонарушениевиновное поведение праводееспособного индивидакоторе противоречит предписаниям норм правапричиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность. строго определенные признакипозволяющие отличить правонарушение от нарушений других нормобщественного приличия: 1 такое поведение человекакоторое выражается в ДЕЙСТВИИ или БЕЗДЕЙСТВИИдолжен был совершить определенные действияпредусмотренные нормой правано не совершил их. 2 такое поведение человекакоторое противоречит предписаниям ПРАВАПРОТИВОПРАВНОЕ...
27006. Построение концептуальной модели данных 111.5 KB
  Построение концептуальной модели данных. Цель работы: приобретение практических навыков анализа предметной области информационных задач и построения концептуальной модели базы данных. Общие положения Проектирование базы данных БД – одна из наиболее сложных и ответственных задач связанных с созданием информационной системы ИС. В результате её решения должны быть определены содержание БД эффективный для всех её будущих пользователей способ организации данных и инструментальные средства управления данными.