82289

Особенности установления советской власти в Казахстане

Доклад

История и СИД

Советская власть в Казахстане устанавливалась неравномерно. Советская власть мирным путем была установлена в южных и северных районах Казахстана вооруженным путем в Оренбурге Семипалатинске Верном и других городах. В ноябре 1917 года атаман Дутов совершил контрреволюционный переворот и власть перешла Войсковому правительству таким же методом взяли бразды правления в свои руки Семиреченское войсковое правительство. 30 октября 1917 года была установлена советская власть в Перовске 1 ноября в результате ожесточенных боев в Ташкенте.

Русский

2015-02-26

32.05 KB

6 чел.

Особенности установления советской власти в Казахстане

С мая 1917 года активизировалось революционное движение: создавались Советы казахских депутатов, повсеместно проходили забастовки рабочих на предприятиях и рудниках с требованиями социальных благ; вспыхивали аграрные восстания шаруа и переселенцев.

29 августа 1917 года Советы взяли всю полноту власти в Перовске (Ак-Мечеть, Кзыл-Орда), это первый город на территории Казахстана, принявший такое решение. 5 сентября аналогичное решение было принято Семипалатинским Советом рабочих и солдатских депутатов, а позднее Черняевским, Аулие-Атинским (Тараз), Петропавловским Советами. В октябре на сторону Советов перешли солдаты крупных казахстанских гарнизонов, таких как Уральский, Павлодарский, Верненский, Акмолинский и другие.

Осенью 1917 года в России назрел кризис. 16 октября 1917 года на заседании ЦК (центральный комитет) было решено начать вооруженное восстание, которое началось 24 октября в Петрограде. 25 октября были захвачены все важнейшие объекты столицы: вокзалы, электростанции, телефон, правительственные учреждения, госбанк. Временное правительство свергнуто, министры арестованы.

25-26 октября 1917 года состоялся II Всероссийский съезд Советов, на котором были приняты декреты о мире и земле.

Советская власть в Казахстане устанавливалась неравномерно. Этот процесс зависел от следующих условий:

- соотношение классовых сил;

- близость расположения к крупным промышленным центрам и ж/д;

- сплоченность местных рабочих и их связь с полупролетарскими массами села.

Советская власть мирным путем была установлена в южных и северных районах Казахстана, вооруженным путем – в Оренбурге, Семипалатинске, Верном и других городах.

В ноябре 1917 года атаман Дутов совершил контрреволюционный переворот, и власть перешла «Войсковому правительству», таким же методом взяли бразды правления в свои руки «Семиреченское войсковое правительство».

30 октября 1917 года была установлена советская власть в Перовске, 1 ноября в результате ожесточенных боев в Ташкенте. Причем в Совет народных комиссаров Туркестанского края не вошли представители казахского народа.

22 ноября 1917 года в городе Коканде прошел 4 Чрезвычайный Всетуркестанский съезд, где было принято решение об образовании Туркестанской автономии. На съезде были обсуждены вопросы: о праве национальных меньшинств, о составлении договоров по поставке продуктов питания, ислам был объявлен государственной религией. Таким образом, была организована Туркестанская народная власть, в Совет вошли 32 человека, министром-председателем и министром внутренних дел был избран М.Тынышпаев, после его отставки президентом «Туркестан мухтариат» стал М.Чокай. 30 ноября прошла манифестация мусульман в Коканде, митинг в Ташкенте. В Туркестане действовали два руководящих органа – революционный комитет и автономное правительство. В январе 1918 Ташкентский Совет решил ликвидировать параллельное правительство, были снаряжены отряды, силой оружия за 3 дня был штурмом взят Коканд, население со 120 тысяч человек в 1897 году, сократилось до 69,3 тысяч в 1926 году.

Надежды националов на Учредительное собрание не оправдались, 3 января 1918 года ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) принял постановление, по которому объявлялось, что любая попытка присвоения власти будет рассматриваться как контрреволюционное действие и будет подавляться всеми средствами. Таким образом, советская власть, объявляя о праве наций на самоопределение, ликвидировало идеи самоопределения. Существовали лишь декларации, позитивных мер в решении национального вопроса не было принято.

Приход частей Красной гвардии ускорил образование советской власти в южных и юго-восточных районах: в ноябре 1917 года – в Чимкенте, 1 декабря – в Аулие-Ате.

25 декабря установилась новая власть в Кустанае, 8 января 1918 года в Актюбинске, в Иргизском и Тургайском уездах. Вооруженное противостояние в Тургайской области с одной стороны объединенной силы в составе казачества под руководством А.Дутова, правительства Алаш, эсеров и меньшевиков, с другой - Совет рабочих и солдатских депутатов и красногвардейские отряды с разных районов страны, отряд балтийских матросов С.Павлова, интернациональный отряд А.Джангильдина закончилось победой чрезвычайного комиссара П.Кобозева. И 18 января 1918 года в Оренбурге была установлена советская власть.

В ноябре 1917 года с образованием Временного Революционного комитета под председательством И. Дубинина началось установление советской власти в Акмолинской области, этот процесс продолжался до января 1918 года.

В декабре 1917 года была провозглашена власть Советов в Букеевской орде.

В феврале - марте 1918 года была установлена власть советов на территории Семипалатинской области.

В Семиречье установление новой власти встретило противодействие, выразившееся в различных формах, 2-3 марта в Верном победили большевики, среди которых были Т.Бокин, А.Розыбакиев, Р.Маречек, Т.Утепов и другие.

Советская власть в Уральской области стала устанавливаться с января 1918 года, но в конце марта произошел переворот, окончательно была утверждена власть большевиков в период гражданской войны.

В Казахстане стали ликвидировать учреждения буржуазно-помещичьего аппарата (переселенческие управления, земские управы, административные структуры) и создавать новые органы: ВЧК, Советы всех уровней с соответствующими отделами,

21.03-3.04 1918 года в Оренбурге состоялся 1 Тургайский областной съезд, в марте – Акмолинский уездный съезд. В результате были образованы местные органы власти, которыми отвергалась идея национальной автономии. В марте 1918 года была составлена резолюция С.Сейфуллиным, А.Асылбековым и другими лицами, которая положила начало борьбы с автономией Алаш, выразившуюся в решение Тургайского съезда - закрытии газеты «Казах» (центральный печатный орган Алаш, издавался в Оренбурге).

20.04-1.05 1918 года прошел 5 Чрезвычайный съезд советов Туркестанского края, провозгласивший Туркестанскую автономную советскую социалистическую республику как неотъемлемую часть РСФСР.

С победой Советской власти в Казахстане началась ломка старого буржуазно-помещичьего аппарата и создание новых органов власти. В конце 1917-начале 1918 годов в Казахстане были национализированы банки, крупные предприятия, ж/д, типографии, большие дома, библиотеки, транспорт.

По декрету о земле право помещиков на землю ликвидировано, установлено право государства на землю. Часть помещичьих земель передавалась совхозам, питомникам, рассадникам, остальная – в пользование крестьянам на уравнительных началах.

С первых же дней Советская власть стала осуществлять широкую программу культурного строительства. Начинается ликвидация неграмотности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52309. Техногенна небезпека. Правила безпечної безпеки життя 46 KB
  Правила безпечної безпеки життя 7й клас Тема: Техногенна небезпека. Базові поняття: техногенна небезпека кислотні дощі надзвичайна ситуація НС. 2й ряд пригадує що означає поняття небезпека і називає свої асоціації до слова небезпека.
52310. Пожежна безпека, Рольова гра для школярів 462.5 KB
  Важко уявити собі життя людини без вогню. Він допомагає приготувати їжу, зігріває, коли холодно. На заводах та інших підприємствах вогонь використовують, щоб виплавляти метал, виготовляти посуд, пекти хліб. Автомобіль не зрушить з місця, а космічний корабель не полетить, якщо на допомогу не прийде вогонь.
52313. Использование информационных технологий в практике работы школьной библиотеки 285.5 KB
  Помимо этого функциями школьной библиотеки являются содействие общему развитию учащихся формирование и совершенствование информационной компетентности участников образовательного пространства содействие профессиональному развитию педагогических кадров. Одна из задач работы библиотеки формирование информационной культуры учащихся и учителей. Внедрение АИБС в деятельность библиотеки поставило работу в этом направлении на более высокий уровень.
52314. З нею розмовляють квіти (за життєвим і творчим шляхом Катерини Білокур) 315 KB
  Обладнання: портрет Катерини Білокур; картини художниці; компютер відеопроектор учнівська презентація виставка малюнків учнів 11 класу на тему Квіти очі землі Тип уроку: інтегрований: художня культура українська література. Оголошення теми та мети уроку Вчитель художньої культури: Від дня народження народної художниці України Катерини Василівни Білокур минуло сто десять років. Були в тому Двадцятому спалахи визначних талантів знакових подій в житті людства і серед них народження 1900 року в...
52315. Подорож з України до Німеччини 49.5 KB
  Обладнання: політико-географічні карти України та Німеччини зошити і словники з німецької мови ксерокопії шаблонів прапорівдля кожного учня ксерокопії політико географічних карт України і Європи по 1 на парту різнокольорові олівці магнітофон касети картки з літерами для гри Поле чудес. Організаційний момент 2 Добрий день діти Як ваші справи...
52316. Інтелектуальні ігри на уроці української мови з використанням комп’ютера 1.89 MB
  Мета: закріпити вивчені орфограми фразеологізми односкладні речення; розвивати логічне мислення увагу під час виконання завдань; заохочувати учнів до вивчення української мови використовуючи можливості компютера Обладнання: додатковий матеріал ПК інструкція до проведення тестів на ПК Вчителі: Беседа Людмила Іванівна українська мова ...
52317. Риторика – наука і мистецтво переконувати 67 KB
  Мета: пояснити що є предметом вивчення риторики як науки; окреслити роль і місце риторики в античному світі внесок зроблений у розвиток риторики східними словянами зясувати причину необхідності поновлення статусу риторики як науки та навчальної дисципліни в сучасній Україні використовуючи сучасне програмне забезпечення в розкритті питань; розвивати мислення комунікативні вміння зокрема робити висновки наводити аргументи та підтвердження тез; увагу пам'ять збагачувати й уточнювати словниковий запас учнів; сприяти духовному...