82290

События в Целинограде (Акмоле) 1979г. Уроки и последствия

Доклад

История и СИД

Завершились отказом от идеи о немецкой автономии на территории КазССР. После упразднения в 1941 году немецкой автономии на Волге сотни тысяч немцев были переселены в Казахскую ССР. Со временем встал вопрос о восстановлении автономии немцев. Коркиным о предоставлении немецкому населению автономии в составе Казахстана.

Русский

2015-02-26

29.56 KB

10 чел.

События в Целинограде (Акмоле) 1979г. Уроки и последствия

Целиноградские события 1979 года – выступления жителей города Целинограда, Кокчетава, Караганды, произошедшие 16 июня 1979 года и направленные против правительственного решения о создании немецкой автономной области на территории северного Казахстана. Завершились отказом от идеи о немецкой автономии на территории КазССР.

После упразднения в 1941 году немецкой автономии на Волге сотни тысяч немцев были переселены в Казахскую ССР. По данным Переписи населения СССР, проведенной в 1979 году, доля немцев в Казахстане в целом достигала 6,1 % населения, в том числе в ряде сельских северных районов Целинного края она достигала 30 % и более. Со временем встал вопрос о восстановлении автономии немцев. Сформировался комитет во главе со вторым секретарём ЦК Компартии Казахстана А. Г. Коркиным о предоставлении немецкому населению автономии в составе Казахстана. По предложению комитета было решено, что центром будущей автономии будет город Ерментау (Целиноградская область). В состав автономии должны были войти несколько районов Целиноградской, Павлодарской, Карагандинской и Кокчетавской областей. 31 мая 1979 года было принято Постановление Политбюро ЦК КПСС «Об образовании Немецкой автономной области (НАО)». Коренное население посчитало данное решение о немецкой автономии, так же как и ранее о консолидации Целинного края, ущемлением их национальных интересов по этническому признаку.

16 июня в 8 часов утра в нескольких местах Целинограда собралась преимущественно молодёжь и учителя. Пройдя с демонстрацией по городу, колонны соединились на площади Ленина перед обкомом партии, где в 10 часов начался митинг. По поводу числа участников акции в воспоминаниях нет единого мнения. По разным оценкам, их было от 500 до 5000. Они выступили с заявлением против предоставления автономии немцам, которое было передано присутствовавшим партийным руководителям области. В заключение демонстранты заявили областному руководству, что намерены провести ещё один митинг 19 июня, и если до этого времени власти не решат вопрос, то ночью 22 июня они проведут факельное шествие. Митинг продолжался примерно один час. Демонстранты несли транспаранты с надписями: «Наша земля для всех едина и неделима!» и скандировали лозунги: «Нет немецкому автономному району в Ерментау!». Многие жители города пассивно отреагировали на происходящее. Спустя три дня после первого митинга, на одной из окраинных площадей Целинограда со всех окрестных улиц вновь собрались толпы, требуя ответа на вопросы: «Какая судьба ждёт казахов на своей земле?» и «Что будет с автономией?». Администрация негласно была солидарна с демонстрантами, не препятствовала распространению по общежитиям листовок с призывом выйти на митинг протеста. Это во многом и объясняло уверенность демонстрантов в своих требованиях, их напористость и бескомпромиссность. Руководство Казахской ССР полагало, что вслед за немецкой автономией своей автономии потребуют и другие проживающие на территории КазССР народы: уйгуры, узбеки, русские и украинцы.

В итоге власти согласились с требованиями демонстрантов и объявили, что вопрос о немецкой автономии в Казахстане полностью снят с повестки дня.

Мнение людей, находящихся у власти, разделилось: некоторые лица поддерживали план создания немецкой автономии, другие – были против; поэтому на митинге выступала не только молодежь, некоторых людей по месту их работы руководство обязывало идти на митинг как на демонстрацию (добровольно-принудительный режим). В результате на митинге, который заключался в массовом шествии от центральной площади до железнодорожного вокзала (примерно 2 км по улице Мира, ныне улица Бейбитшилик) с лозунгами против создания немецкой автономии, участвовали представители разных национальностей (преимущественно не немцы), отчасти этому способствовали и сильно укоренившиеся среди населения послевоенные антифашистские настроения. Оперативное присутствие на месте событий (раньше митингующих) сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих, пожарных и медицинских служб способствовало недопущению насилия.

Митингующих поддержали в столице Советского Казахстана Алма-Ате, Кунаев негласно поддержал митингующих, поддержали не только из Алма-Аты, но и из других уголков СССР. Многие в городе прекрасно знали о событиях и позиция "нет автономии" была широко распространена среди населения. Участники событий и лица, обеспечивающие порядок, опровергают насильственный характер событий. Одна из активисток тех событий описывает происходившее как "вышли, поорали, дошли до вокзала и ушли". Этот июньский день был своеобразным проявлением народной воли в тоталитарном государстве. Сложно называть эти события проявлением национализма или национальной нетерпимости определенных групп советских граждан.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8590. Гуманитарно-антропологическое направление постклассической философии: философия жизни, экзистенциализм, неотомизм 34 KB
  Гуманитарно-антропологическое направление постклассической философии: философия жизни, экзистенциализм, неотомизм. Философия жизни. Философия жизни - направление в западно-европейской философской мысли, сложившееся в последней трети 19 в. в Гер...
8591. Сциентистское направление: позитивизм. Формы позитивизма 29.5 KB
  Сциентистское направление: позитивизм. Формы позитивизма. Сциентистское направление: позитивизм. Сциентизм в философии возникает как реакция на натурфилософичность и абстрактность схем классической философии, которые, по мнению представителей данног...
8592. Постпозитивизм и философия науки 31 KB
  Постпозитивизм и философия науки. Понятие постпозитивизм охватывает собой пришедшую на смену неопозитивизму широкую совокупность концепций. Постпозитивизм в настоящее время не отличается большой внутренней однородностью: по многим вопросам существуе...
8593. Основные идеи феноменологии 31 KB
  Основные идеи феноменологии. Феноменология - течение западной философии 20 в. Хотя сам термин Феноменология использовался еще Кантом и Гегелем, широкое распространение он получил благодаря Гуссерлю, который создал масштабный проект феноменологи...
8594. Основные идеи русской религиозной философии 31 KB
  Основные идеи русской религиозной философии. Самобытная русская философия в своих новаторских исканиях теснейшим образом была связана с религиозным мировоззрением, за которым стояли века духовного опыта России. И не просто с религиозным, а именно с ...
8595. Метафизика всеединства В.С. Соловьева. 31 KB
  Метафизика всеединства В.С. Соловьева. Философская теория всеединства восходит к античности, к таким изречениям древнегреческих философов V-VI вв. до н.э., как: И из всего одно, и из одного - все (Гераклит) Все едино, единое же есть Бог (К...
8596. Экзистенциализм Н.А. Бердяева 30.5 KB
  Экзистенциализм Н.А. Бердяева. Экзистенциализм, философия существования - направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противополо...
8597. Структура и признаки сознания. Природа идеального 35 KB
  Структура и признаки сознания. Природа идеального. Структура сознания. Одни из первых представлений о структуре сознания принадлежат З. Фрейду. Его иерархическая структура: подсознание, сознание, сверхсознание, - видимо, уже исчерпала свой...
8598. Проблема источника знания. Единство чувственного и рационального в познании 34 KB
  Проблема источника знания. Единство чувственного и рационального в познании. Проблема источника знания. Все попытки определить источник человеческих знаний можно разделить на два направления. Первое можно обозначить, как подход...