82290

События в Целинограде (Акмоле) 1979г. Уроки и последствия

Доклад

История и СИД

Завершились отказом от идеи о немецкой автономии на территории КазССР. После упразднения в 1941 году немецкой автономии на Волге сотни тысяч немцев были переселены в Казахскую ССР. Со временем встал вопрос о восстановлении автономии немцев. Коркиным о предоставлении немецкому населению автономии в составе Казахстана.

Русский

2015-02-26

29.56 KB

12 чел.

События в Целинограде (Акмоле) 1979г. Уроки и последствия

Целиноградские события 1979 года – выступления жителей города Целинограда, Кокчетава, Караганды, произошедшие 16 июня 1979 года и направленные против правительственного решения о создании немецкой автономной области на территории северного Казахстана. Завершились отказом от идеи о немецкой автономии на территории КазССР.

После упразднения в 1941 году немецкой автономии на Волге сотни тысяч немцев были переселены в Казахскую ССР. По данным Переписи населения СССР, проведенной в 1979 году, доля немцев в Казахстане в целом достигала 6,1 % населения, в том числе в ряде сельских северных районов Целинного края она достигала 30 % и более. Со временем встал вопрос о восстановлении автономии немцев. Сформировался комитет во главе со вторым секретарём ЦК Компартии Казахстана А. Г. Коркиным о предоставлении немецкому населению автономии в составе Казахстана. По предложению комитета было решено, что центром будущей автономии будет город Ерментау (Целиноградская область). В состав автономии должны были войти несколько районов Целиноградской, Павлодарской, Карагандинской и Кокчетавской областей. 31 мая 1979 года было принято Постановление Политбюро ЦК КПСС «Об образовании Немецкой автономной области (НАО)». Коренное население посчитало данное решение о немецкой автономии, так же как и ранее о консолидации Целинного края, ущемлением их национальных интересов по этническому признаку.

16 июня в 8 часов утра в нескольких местах Целинограда собралась преимущественно молодёжь и учителя. Пройдя с демонстрацией по городу, колонны соединились на площади Ленина перед обкомом партии, где в 10 часов начался митинг. По поводу числа участников акции в воспоминаниях нет единого мнения. По разным оценкам, их было от 500 до 5000. Они выступили с заявлением против предоставления автономии немцам, которое было передано присутствовавшим партийным руководителям области. В заключение демонстранты заявили областному руководству, что намерены провести ещё один митинг 19 июня, и если до этого времени власти не решат вопрос, то ночью 22 июня они проведут факельное шествие. Митинг продолжался примерно один час. Демонстранты несли транспаранты с надписями: «Наша земля для всех едина и неделима!» и скандировали лозунги: «Нет немецкому автономному району в Ерментау!». Многие жители города пассивно отреагировали на происходящее. Спустя три дня после первого митинга, на одной из окраинных площадей Целинограда со всех окрестных улиц вновь собрались толпы, требуя ответа на вопросы: «Какая судьба ждёт казахов на своей земле?» и «Что будет с автономией?». Администрация негласно была солидарна с демонстрантами, не препятствовала распространению по общежитиям листовок с призывом выйти на митинг протеста. Это во многом и объясняло уверенность демонстрантов в своих требованиях, их напористость и бескомпромиссность. Руководство Казахской ССР полагало, что вслед за немецкой автономией своей автономии потребуют и другие проживающие на территории КазССР народы: уйгуры, узбеки, русские и украинцы.

В итоге власти согласились с требованиями демонстрантов и объявили, что вопрос о немецкой автономии в Казахстане полностью снят с повестки дня.

Мнение людей, находящихся у власти, разделилось: некоторые лица поддерживали план создания немецкой автономии, другие – были против; поэтому на митинге выступала не только молодежь, некоторых людей по месту их работы руководство обязывало идти на митинг как на демонстрацию (добровольно-принудительный режим). В результате на митинге, который заключался в массовом шествии от центральной площади до железнодорожного вокзала (примерно 2 км по улице Мира, ныне улица Бейбитшилик) с лозунгами против создания немецкой автономии, участвовали представители разных национальностей (преимущественно не немцы), отчасти этому способствовали и сильно укоренившиеся среди населения послевоенные антифашистские настроения. Оперативное присутствие на месте событий (раньше митингующих) сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих, пожарных и медицинских служб способствовало недопущению насилия.

Митингующих поддержали в столице Советского Казахстана Алма-Ате, Кунаев негласно поддержал митингующих, поддержали не только из Алма-Аты, но и из других уголков СССР. Многие в городе прекрасно знали о событиях и позиция "нет автономии" была широко распространена среди населения. Участники событий и лица, обеспечивающие порядок, опровергают насильственный характер событий. Одна из активисток тех событий описывает происходившее как "вышли, поорали, дошли до вокзала и ушли". Этот июньский день был своеобразным проявлением народной воли в тоталитарном государстве. Сложно называть эти события проявлением национализма или национальной нетерпимости определенных групп советских граждан.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6486. Русские журналисты и писатели об Англии (к. XVIII - сер. XX века) 41.12 KB
  Русские журналисты и писатели об Англии (к. XVIII - сер. XX века) Российские писатели проявляли немалый интерес к миру Англии. И связанно это с множеством факторов: как культурных, так и политических. Но это обусловлено и взаимным интерес...
6487. Статья. Тема литературы в произведениях Александра Гениса 46.02 KB
  Тема литературы в произведениях Александра Гениса Александр Генис - советский журналист и писатель, в 1977 году эмигрировавший в США. В настоящее время живет в Нью-Джерси. В Нью-Йорке никто не ждал начинающего писателя (а Генису не было еще и 2...
6488. Хедлайны новостных материалов сетевой ленты slon.ru 32.48 KB
  Хедлайны новостных материалов сетевой ленты slon.ru В последние годы наблюдается тенденция стремительного развития интернет-коммуникации, которая вовлекает все большее число пользователей. Интернет-пространство, в котором информация быстро теряет ак...
6489. Использование темы глобальных катастроф в современной рекламе 32.38 KB
  Использование темы глобальных катастроф в современной рекламе Во второй половине ХХ столетия, цивилизация, достигнув не малых высот в различных сферах общественной жизни-науке, технике, культуре- столкнулась лицом к лицу, с казалось, бы с неразреши...
6490. Тема тюрьмы и воли в творчестве Игоря Гамаюнова (по материалам Литературной газеты) 51.98 KB
  Тема тюрьмы и воли в творчестве Игоря Гамаюнова (по материалам Литературной газеты) В содержании многих неспециализированных газет особое место занимают материалы, повествующие читателям о криминальных происшествиях, судебных разбирательствах, а так...
6491. Подиумная дискуссия: опыт проведения на примере подиумной дискуссии на тему Глобализация: добро или зло 32.67 KB
  Подиумная дискуссия: опыт проведения В рамках предмета Экологическая проблематика в СМИ помимо лекционных занятий, проводятся разные интерактивные формы работы со студентами, в том числе подиумные дискуссии. Данный формат предлагает выступление не...
6492. Климат: мы уже прошли точку невозврата 33.14 KB
  Климат: мы уже прошли точку невозврата Климат будет меняться. В следующие 10 лет нам следует резко поменять свои привычки: контролировать потребление ресурсов, ископаемых, скорее переходить на альтернативные источники энергии, а значит, мен...
6493. Разработка устройства, исключающего образование ползунов на поверхности катания колёс ВСНТ 141.5 KB
  Разработка устройства, исключающего образование ползунов на поверхности катания колёс ВСНТ Вся история развития железнодорожного транспорта связана со стремлением обеспечить максимальные скорости движения, минимальное время нахождения пассажиров и г...
6494. Автоматический стояночный тормоз исключающий самодвижение подвижного состава на станционных путях, перегонах и в пунктах его отстоя 137 KB
  Автоматический стояночный тормоз исключающий самодвижение подвижного состава на станционных путях, перегонах и в пунктах его отстоя. Известно, что при движении железнодорожного подвижного состава под действием силы тяги локомотива последняя расходуе...