82290

События в Целинограде (Акмоле) 1979г. Уроки и последствия

Доклад

История и СИД

Завершились отказом от идеи о немецкой автономии на территории КазССР. После упразднения в 1941 году немецкой автономии на Волге сотни тысяч немцев были переселены в Казахскую ССР. Со временем встал вопрос о восстановлении автономии немцев. Коркиным о предоставлении немецкому населению автономии в составе Казахстана.

Русский

2015-02-26

29.56 KB

12 чел.

События в Целинограде (Акмоле) 1979г. Уроки и последствия

Целиноградские события 1979 года – выступления жителей города Целинограда, Кокчетава, Караганды, произошедшие 16 июня 1979 года и направленные против правительственного решения о создании немецкой автономной области на территории северного Казахстана. Завершились отказом от идеи о немецкой автономии на территории КазССР.

После упразднения в 1941 году немецкой автономии на Волге сотни тысяч немцев были переселены в Казахскую ССР. По данным Переписи населения СССР, проведенной в 1979 году, доля немцев в Казахстане в целом достигала 6,1 % населения, в том числе в ряде сельских северных районов Целинного края она достигала 30 % и более. Со временем встал вопрос о восстановлении автономии немцев. Сформировался комитет во главе со вторым секретарём ЦК Компартии Казахстана А. Г. Коркиным о предоставлении немецкому населению автономии в составе Казахстана. По предложению комитета было решено, что центром будущей автономии будет город Ерментау (Целиноградская область). В состав автономии должны были войти несколько районов Целиноградской, Павлодарской, Карагандинской и Кокчетавской областей. 31 мая 1979 года было принято Постановление Политбюро ЦК КПСС «Об образовании Немецкой автономной области (НАО)». Коренное население посчитало данное решение о немецкой автономии, так же как и ранее о консолидации Целинного края, ущемлением их национальных интересов по этническому признаку.

16 июня в 8 часов утра в нескольких местах Целинограда собралась преимущественно молодёжь и учителя. Пройдя с демонстрацией по городу, колонны соединились на площади Ленина перед обкомом партии, где в 10 часов начался митинг. По поводу числа участников акции в воспоминаниях нет единого мнения. По разным оценкам, их было от 500 до 5000. Они выступили с заявлением против предоставления автономии немцам, которое было передано присутствовавшим партийным руководителям области. В заключение демонстранты заявили областному руководству, что намерены провести ещё один митинг 19 июня, и если до этого времени власти не решат вопрос, то ночью 22 июня они проведут факельное шествие. Митинг продолжался примерно один час. Демонстранты несли транспаранты с надписями: «Наша земля для всех едина и неделима!» и скандировали лозунги: «Нет немецкому автономному району в Ерментау!». Многие жители города пассивно отреагировали на происходящее. Спустя три дня после первого митинга, на одной из окраинных площадей Целинограда со всех окрестных улиц вновь собрались толпы, требуя ответа на вопросы: «Какая судьба ждёт казахов на своей земле?» и «Что будет с автономией?». Администрация негласно была солидарна с демонстрантами, не препятствовала распространению по общежитиям листовок с призывом выйти на митинг протеста. Это во многом и объясняло уверенность демонстрантов в своих требованиях, их напористость и бескомпромиссность. Руководство Казахской ССР полагало, что вслед за немецкой автономией своей автономии потребуют и другие проживающие на территории КазССР народы: уйгуры, узбеки, русские и украинцы.

В итоге власти согласились с требованиями демонстрантов и объявили, что вопрос о немецкой автономии в Казахстане полностью снят с повестки дня.

Мнение людей, находящихся у власти, разделилось: некоторые лица поддерживали план создания немецкой автономии, другие – были против; поэтому на митинге выступала не только молодежь, некоторых людей по месту их работы руководство обязывало идти на митинг как на демонстрацию (добровольно-принудительный режим). В результате на митинге, который заключался в массовом шествии от центральной площади до железнодорожного вокзала (примерно 2 км по улице Мира, ныне улица Бейбитшилик) с лозунгами против создания немецкой автономии, участвовали представители разных национальностей (преимущественно не немцы), отчасти этому способствовали и сильно укоренившиеся среди населения послевоенные антифашистские настроения. Оперативное присутствие на месте событий (раньше митингующих) сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих, пожарных и медицинских служб способствовало недопущению насилия.

Митингующих поддержали в столице Советского Казахстана Алма-Ате, Кунаев негласно поддержал митингующих, поддержали не только из Алма-Аты, но и из других уголков СССР. Многие в городе прекрасно знали о событиях и позиция "нет автономии" была широко распространена среди населения. Участники событий и лица, обеспечивающие порядок, опровергают насильственный характер событий. Одна из активисток тех событий описывает происходившее как "вышли, поорали, дошли до вокзала и ушли". Этот июньский день был своеобразным проявлением народной воли в тоталитарном государстве. Сложно называть эти события проявлением национализма или национальной нетерпимости определенных групп советских граждан.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56027. Система усних вправ як засіб реалізації проблеми дидактичної підтримки процесу навчання математики 122.5 KB
  Поряд із підготовкою учнів які в подальшому у своїй професійній діяльності будуть користуватися математикою важливим стає забезпечення деякого гарантованого рівня підготовки усіх школярів незалежно від спеціальності яку вони оберуть в майбутньому. Вони розвивають в учнів уважність спостережливість ініціативу підвищують дисципліну і викликають інтерес до роботи. Усні вправи дають можливість без великих затрат часу багаторазово програвати типові ситуації та прийоми міркувань проводити роботу з формування логічної та мовної культури...
56028. Виды упражнений по совершенствованию техники чтения учащихся начальной школы 72.5 KB
  Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности как средство самовоспитания и саморазвития но и как сложный комплекс умений и навыков имеющий...
56029. Скандинавія 57 KB
  Нормани зявлялися біля европейського узбережжя на своїх кораблях під червоними або полосатими парусами зі страшними головами змій чи драконів на кормі. Учні працюють зі слайдом № 5 та відповідають на питання вчителя : Де знаходиться Скандинавський півострів Хто такі нормани Які народи виокремлилися від норманів Чим займалися нормани і чому Як у різних країнах називали цей народ Робота з текстом підручника с. Які були...
56030. Брейн-ринг «Знання – це скарб» 48.5 KB
  Саме для цього потрібно частіше відступати від стандартного методу викладання і шукати нові форми подання навчального матеріалу. Представлення команд супроводжувались презентацією кожного з учасників а щоб раціонально розрахувати людські ресурси ми обрали лише одного ведучого.
56031. Здоров’я – найдорожчий скарб 53.5 KB
  Мета: поглибити поняття про те, що для людини головне – це здоровя. Створити умови для закріплення знань учнів з питань здорового способу життя; розширити поняття про те, що від здоровя дітей залежить здоровя нації, а значить благополуччя і добробут всієї України, її майбутнє.
56032. Здоров`я - це скарб 44 KB
  Unser Zeil ist heute tiber die Rolle des Sportes und tiber die Rolle des Sportes und tiber die gesunde Lebensweise zu sprechen und am Ende der Stunde unseren kleinem Schulem die Vorschl ge zu diesem Thema zu prasentieren.
56033. Від цікавого до складного 78 KB
  Смак до вивчення математики приходить під час розв?язування задач, які потребують логічного мислення, просторової уяви та кмітливості. Таке заняття цікаве, але водночас і складне.
56034. Таємниця острова скарбів 40.5 KB
  Матеріал: лист в конверті карта острова з окремих частин скриня на семи замках ключі від скрині декорації острова іграшкові тварини кросворди загадки кольорові олівці роздатковий матеріал художнє слово.
56035. В пошуках скарбів космічного пірата 57.5 KB
  Діти проговорюючи текст ідуть один за одним і виконують тренувальні вправи готуючись до польоту: Чекають нас ракети Чекають нас планети. Діти розбігаються і попарно займають ракети.