82292

Развитие промышленности в 70-80-е годы и ее сырьевая направленность

Доклад

История и СИД

Быстрыми темпами развивалась легкая промышленность республики. В структуре экспортных поставок республики 97 приходилось на сырье. Состояние республики определялось не уровнем жизни населения полнотой и реальностью ее суверенных прав в Союзе ССР развитием духовной культуры а суммой капиталовложений тоннами добытой руды угля нефти и других ресурсов. Таким образом в экономике республики в 7080е годы проявились все те деформации которые были характерны для народного хозяйства страны в целом.

Русский

2015-02-26

30.54 KB

4 чел.

Развитие промышленности в 70-80-е годы и ее сырьевая направленность

К 1970 году значительно вырос удельный вес Казахстана в народном хозяйстве СССР по добыче угля, железной руды, выплавки стали и прокату черных металлов. Республика давала преобладающую часть общесоюзного производства свинца, меди и титана. Общесоюзное значение приобрела к тому времени нефтедобывающая и химическая промышленность.

Происходило формирование и развитие новых промышленных районов, осваивались новые месторождения. Ускоренными темпами осваивались новые нефтяные месторождения Мангыстау. На берегу Каспийского моря, вбили города Шевченко (ныне Актау) была построена первая в мире атомная водоопреснительная установка. Быстрыми темпами развивалась легкая промышленность республики.

Разрыв между словом и делом в промышленной сфере проявлялся в различных формах. Так, образование при промышленных предприятиях научно-производственных объединений должно было способствовать повышению производственного потенциала и внедрению достижений НТР в производство, но в итоге привело к формированию монопольных тенденций в научно-технической политике. На долю Казахстана в конце 70-х годов приходилось 3 % внедряемых новшеств.

В то же время, республика по-прежнему ориентирована на сырьевую специализацию, о чем свидетельствуют решения IX-XII съездов КП Казахстана. В 1970 г. доля отраслей группы «А» в валовой продукции всей промышленности Казахстана превысила 72%. (ГРУППА «А» ПРОМЫШЛЕННОСТИ – совокупность отраслей промышленности, производящих средства производства, в том числе сырье, используемое для производства предметов потребления). С одной стороны наращивались темпы добывающей промышленности и добычи энергоносителей, но с другой наблюдалась низкая эффективность использования сырья и энергии. Негативно сказывалось валовое планирование, без учета специфики региона – тяга к гигантомании в промышленном строительстве – создание территориально-промышленных комплексов (ТПК). Отрыв от реальности в планировании приводил к невыполнению планов и их постоянной корректировке (в период с 1981 по 1985 гг. – переделка планов происходила более 300 раз).

Реформы в СССР в 1962 по 1989 годы не дали эффективных результатов так как, не предусматривали коренных изменений экономических отношений. В структуре экспортных поставок республики 97 % приходилось на сырье. Сырьевая направленность экономики означала развитие преимущественно добывающих отраслей. Относительной стабилизации экономической ситуации в эти годы способствовал экспорт нефти.

Из пятилетки в пятилетку нарастали капитальные вложения в индустрию, характер промышленного строительства определял гигантскими объемами. Состояние республики определялось не уровнем жизни населения, полнотой и реальностью ее суверенных прав в Союзе ССР, развитием духовной культуры, а суммой капиталовложений, тоннами добытой руды, угля, нефти и других ресурсов.

Нараставшие кризисные явления в экономике вели к потере динамизма в развитии народного хозяйства. Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции с 8,4 % с девятой пятилетие уменьшились до 3,8 % - в одиннадцатой.

Таким образом, в экономике республики в 70-80–е годы проявились все те деформации, которые были характерны для народного хозяйства страны в целом. Это, прежде всего упрочение командно-административных методов управления. Игнорируя экономические стимулы, система надолго задержала экономику на рельсах экстенсивного развития. Народное хозяйство несло большие потери от бесхозяйственности, слабого внедрения новой техники и технологии. К середине 80-х годов экономика республики оказалась в состоянии кризиса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13051. Как сказать «НЕТ» и отстоять своё мнение. План-конспект классного часа 19.52 KB
  Планконспект классного часа на тему: Как сказать НЕТ и отстоять своё мнение Цели: 1 научить ребёнка отстаивать своё собственное мнение и противостоять давлению со стороны кого бы то ни было; 2 формировать умение отказываться от предложенных случайными людьми в
13052. Путешествие в страну Вежливости. Классный час 20.06 KB
  Классный час на тему: Путешествие в страну Вежливости. Цель: Способствовать нравственному развитию личности учащихся. Задачи: познакомить детей с понятием вежливость показать необходимость употребления в речи вежливых слов; развивать познавател
13053. Классный час. Мы живем среди людей 24.6 KB
  Классный час на тему: Мы живем среди людей зачетное мероприятие План: 1. Деление на команды. 2. Разминка: Собери эпиграф. 3. Вступительное слово. 4.Музыкальный светофор. 5. Пантомима. 6.Жилибыли. 7. Пойди туда не знаю куда. 8. Рисунок на спине. 9. Подведени
13054. Доброта. Классный час 16.91 KB
  Классный час По теме: Доброта Цель: создание праздничного настроения развитие внимания воображения в игровой форме воспитание доброжелательности. Материалы: поезд из картона солнышко Оформление: рисунки шары. Ход мероприятия: Ведущий1. Здраствуйте де...
13055. Основы теории движения автомобиля. Классный час 21.87 KB
  Классный час Основы теории движения автомобиля Физические и психофизиологические требования к водителям транспортных средств могут быть определены исходя из анализа деятельности водителя автомобиля. Водитель должен воспринимать большое количество информации о
13056. Классный час «Сквернословие и здоровье» 25.97 KB
  Классный час Сквернословие и здоровье Ход мероприятия: Учитель: Здравствуйте дорогие ребята гости учителя Тема нашего сегодняшнего классного часа Сквернословие и здоровье. Второе название Здоровье не купишь его разум дарит. Сегодня мы поговорим с вами...
13057. Классный час. Режим дня 25.04 KB
  Классный час Режим дня 1 класс Цели: закрепить знания учащихся о гигиенических нормах и культуре поведения; научить детей составлять режим дня; развивать кругозор обогащать словарный запас. Оборудование: презентация Power Point; презентация на интеракт...
13058. Классный час. Мечта 29.5 KB
  Цель: познакомить детей с понятием мечта формировать его интеллектуальный коммуникативный и эстетический потенциал Задачи: 1. Развивать фантазию умение мечтать 2. Воспитывать любовь к профессиям 3. Развивать устную речь учащихся способность высказывать собств
13059. Классный час. Поделись улыбкою своей 58 KB
  Тема: Поделись улыбкою своей Цели: 1. Дать учащимся представление о том что такое улыбка в чём её секреты; Учить детей видеть понимать оценивать чувства и поступки других мотивировать объяснять свои суждения. Развивать речевые умения положительные эмоции; ...