82293

Экономическая политика в годы гражданской войны

Доклад

История и СИД

Первыми мероприятиями советской власти в Казахстане стали: национализация крупной промышленности банков и транспорта весной 1918 года; возращение крестьянам 35 млн. Для Казахстана продразверстка стала настоящим бедствием: поголовье скота составило всего 545 в 1920 году по сравнению с 1913 годом Сокращение произошло с 299 млн. в 1913 году до 163 млн. голов в 1920; посевные площади с 42 млн.

Русский

2015-02-26

30.88 KB

2 чел.

Экономическая политика в годы гражданской войны

С победой советской власти в Казахстане начинается ломка старого буржуазно-помещичьего государственного аппарата и создание новых органов власти.

Первыми мероприятиями советской власти в Казахстане стали:

- национализация крупной промышленности, банков и транспорта (весной 1918 года);

- возращение крестьянам 3,5 млн. десятин земли, принадлежащих казачеству и чиновникам;

- конфискация частных питомников и ферм.

Начали создаваться совхозы и колхозы; вводилась «групповая» собственность – артель. В апреле 1918 года в Семипалатинской области были организованы петроградскими рабочими коммуны «Первое Российское общество землеробов-коммунистов» и «Солнечная», в Семиречье по инициативе Р.Маречека – «Новая эра».

В середине 1918 года в связи с начавшейся гражданской войной и иностранной интервенцией в молодой Советской республике возникла необходимость мобилизации всех материальных ресурсов и их экономного распределения. В сложившейся обстановке партия и Советская власть осуществила ряд мер в экономике, получивших в истории название «военного коммунизма». Эта политика была вынужденная, чрезвычайная, временная; была продиктована экономической блокадой, хозяйственной разрухой.

Для военного коммунизма характерны следующие черты:

- полную национализацию всей промышленности, ее мобилизация на производство вооружения;

- максимальная централизация руководством промышленным производством и распределением;

- введение карточной системы (Советское правительство организовало снабжение населения продовольствием и предметами широкого потребления по твердым, очень низким ценам или вообще бесплатно, отмена коммунальных платежей);

- всеобщую трудовую мобилизацию;

- запрещение частной торговли;

- введение продразверстки; Наркомпрод (наркомат продовольствия) определял необходимое для удовлетворения неотложных государственных нужд количество продовольствия и фуража, и это количество распределялось (разверстывалось) между производящими губерниями для отчуждения у крестьян. На местах определялось количество хлеба, какое должны были сдать государству отдельные уезды, хозяйства. При этом учитывался социальный тип крестьянского хозяйства: для кулацких устанавливались максимальные нормы, середнякам – значительно ниже, бедняцкие освобождались.

Основные мероприятия политики «военного коммунизма» проводились и на территории Казахстана, хотя с некоторыми отличиями.

Продразверстка на территории Казахстана начала осуществляться только в начале 1920 года, после освобождения Казахстана от белогвардейцев. Для Казахстана продразверстка стала настоящим бедствием: поголовье скота составило всего - 54,5 % в 1920 году по сравнению с 1913 годом (Сокращение произошло с 29,9 млн. в 1913 году до 16,3 млн. голов в 1920); посевные площади с 4,2 млн. десятин в 1913 году сократились до 3,3 млн. десятин в 1920 году. За годы войны уменьшилось производство предметов потребления; сократилось производство угля (в 5 раз) и нефти (в 4 раза); валовая продукция промышленности в 1920 году составляла 49,7 % объема валовой продукции 1913 года, удельный вес соответственно снизился с 15 % до 6,3 %.

На железных дорогах Казахстана было введено военное положение. Для снабжения Красной Армии лошадьми была проведена реквизиция конского поголовья, фуража, сена. Вводились трудовые повинности для срочных работ на предприятиях, для уборки урожая и доставки его к станциям железных дорог, для перевозки топлива и военных грузов. Трудовая армия в 1920-1921 годах насчитывала около 6 тысяч человек, для заготовки хлеба прибыло 11,5 тысяч рабочих в качестве продовольственных работников.

В начале 1920 года была проведена «Неделя фронта», организованная для сбора материальных средств отрядам Красной армии. После войны из 307 национализированных предприятий 250 бездействовали, были разграблены нефтепромыслы, выведены из строя ряд стратегических объектов. В начале 1921 года СНК Туркестана организовало бесплатное снабжение населения продуктами питания, топливом.

Итогом этой грабительской кампании стал голод, поразивший многие районы Казахстана в 1921-22 гг. Более 2 млн. 300 тыс. человек голодали, около 1 млн. человек умерли от голода и болезней. Особенно пострадали западные и юго-западные регионы республики, где урожая не было на протяжении нескольких лет. Ситуация усугублялась тем, что некоторые руководители на местах даже приветствовали вымирание местного населения. Так, один из руководителей Туркестанского ЦИКаИ. Таболин прямо заявил, что казахи, как экономически слабые, с точки зрения марксистской теории, все равно должны вымереть, поэтому не стоит тратить средств на борьбу с голодом. Не лучшей была ситуация и в переселенческих деревнях и казачьих станицах. Все это привело к стихийным крестьянским восстаниям против экономической политики Москвы.

С окончанием гражданской войны военно-коммунистические меры стали входить в конфликт с новыми социально-экономическими и политическими реалиями. В Казахстане сократились посевные площади, значительно уменьшилось поголовье скота. Началась массовая миграция (откочевки) населения, увеличилась смертность.

Уже весной 1920 г. крестьянские волнения начинают перерастать в вооруженные восстания. При этом выдвигались лозунги «за Советы, но без большевиков», «Да здравствует свобода торговли» и «Долой продразвёрстку». Повстанческие армии были образованы почти во всех частях Казахстана:

- «Народная повстанческая армия» (Семипалатинск, Павлодар),

- «Зеленая крестьянская армия» (Кустанай),

- «Красная армия Правды» (Уральск) и другие.

Появились повстанческие очаги в Кустанайской, Акмолинской, Уральской, Семипалатинской губерниях. В феврале 1921 года восставшие во главе с бывшим полковником царской армии Николаевым и есаулом Токаревым разгромили здания советской власти. В марте 1921 года в Уральской области действовал повстанческий отряд, во главе которого стоя бывший комдив (командир дивизии) Красной Армии А. Сапожков.

Все говорило о необходимости перехода к новым принципам хозяйственной политики, к рыночным, товарно-денежным отношениям.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40009. Управление комплексом маркетинга (инструментальные стратегии) 902.5 KB
  Управление каналами распределения товаров и услуг. В процессе формирования товарной стратегии предусматривается решение следующих задач: определение позиции предлагаемых товаров специфический товар ассортиментная группа товаров совокупность товаров для обслуживания целевых рынков; установление стратегических целей для предлагаемых выпускаемых товаров; выбор марочной стратегии; разработка и внедрение стратегии для новых и существующих товаров. Товарная стратегия определяет позицию каждого вида товара или комбинации товаров по...
40010. Оценка и анализ потенциала рынков предприятия 156 KB
  Оценка и анализ потенциала рынков предприятия Содержание занятия: 1. Предварительная оценка рынка предприятия. Прогнозирование динамики потребительского спроса на выпускаемую продукцию предприятия. Количественное определение спроса и доли рынка предприятия.
40011. Оценка конкурентного окружения предприятия 319 KB
  Оценка конкурентного окружения предприятия Содержание занятия: 1. Микросреда предприятия это система отношений предприятия с ее непосредственным окружением: поставщиками посредниками конкурентами прессой властными структурами общественными организациями деловыми кругами стратегическими партнерами в первую очередь инвесторами потребителями. Возможности предприятия по выбору поставщиков по работе со средствами массовой информации по формированию связей с властными структурами по взаимодействию с общественными организациями по...
40012. Оценка конкурентных преимуществ предприятия 266 KB
  Оценка конкурентных преимуществ предприятия Содержание занятия: 1. Анализ конкурентных преимуществ предприятия. Все эти преимущества сводятся к тому чтобы убедить покупателя в получении им больших выгод от приобретения продукции предприятия по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов. Стратегия дифференциации это стремление предприятия к уникальности в какомлибо аспекте существенном для большинства сегментов рынка или потребителей целевого рынка.
40013. Анализ целей и стратегий предприятия 232.5 KB
  Стратегия существования продукции. Проведение SWOTанализа в промышленном маркетинге связаны с прогнозированием и получением информации касающейся условий совершения покупки и характеристик покупаемой продукции. Маркетинговые исследования потребительских рынков охватывают широкие области особенно для производителей продукции с широким и сложным ассортиментом. Если руководство предприятия оценив текущее положение приходит к выводу о достаточности ресурсов для дальнейшего развития то встает проблема выбора наилучшего способа с большей...
40014. Современные информационные системы менеджмента и маркетинга в Российской Федерации 30.5 KB
  б Примерное содержание разрабатываемого материала: название информационной системы; назначение сфера применения информационной системы; состав и структура информационной системы; год выхода на рынок IPтехнологий Российской Федерации; разработчик информационной системы; решаемые информационной системой задачи; возможности информационной системы; достоинства информационной системы перед аналогами; недостатки информационной системы по сравнению с другими; занимаемый информационной системой сегмент рынка; перспективы...
40015. Оценка текущего состояния предприятия 311.5 KB
  Общие сведения о продукции предприятия. Расчет структуры выпуска продукции предприятия. Анализ выпуска товарной продукции. Факторный анализ выпуска товарной продукции.
40016. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 626 KB
  Выводы по финансовому состоянию ориентируют предприятие на выбор определенной стратегии: рост удержание положения или сворачивание производства.1 Расчет основных показателей и их нормативные значения Показатели Формулы расчета Нормативные значение Показатели ликвидности предприятия Коэффициент покрытия коэффициент текущей ликвидности показывает не обеспеченность обязательств предприятия оборотными средствами стр.290 баланса стр.220 баланса стр.
40017. Анализ маркетинговой среды предприятия 150.5 KB
  Анализ финансовых результатов от реализации продукции. Высоким темпам роста российской автомобильной промышленности будет способствовать сочетание развитого внутреннего рынка и значительного экспортного потенциала продукции с высокой добавленной стоимостью. Предполагаются следующие тенденции развития автомобильной промышленности: рост товарной продукции; рост инвестиций; рост экспорта автомобильной продукции; сохранение достаточно высокого уровня рентабельности производства; стабильный рост средней заработной платы; глобализация...