82298

Экологические проблемы Казахстана на современном этапе (движение Невада-Семипалатинск, Арал, Балхаш и т.д.)

Доклад

История и СИД

Высыхание Аральского моря и возникновение зоны экологического бедствия в регионе стало возможным в результате неэкономного использования воды рек Сырдарьи и Амударьи. Сырдарья в настоящее время не доходит до моря заканчивая свой путь на полях а Амударья достигает Арала лишь зимой тоненьким ручейком. Осушенное дно моря становится источником пыли и солей разносимых на очень большие расстояния. Площадь моря разделилась на несколько самостоятельных водоемов море отошло от берегов местами на 100150 км и продолжает расчленяться.

Русский

2015-02-26

33.34 KB

13 чел.

Экологические проблемы Казахстана на современном этапе (движение Невада-Семипалатинск, Арал, Балхаш и т.д.)

В большинстве регионов нашей республики экологическая ситуация не только неблагоприятная, но и катастрофическая. Основными источниками, загрязняющими окружающую среду и вызывающими деградацию природных систем, являются промышленность, сельское хозяйство, автомобильный транспорт и другие антропогенные факторы. Из всех слагающих компонентов биосферы и окружающей среды, атмосфера является наиболее чувствительной, в не прежде всего поступают загрязняющие не только газообразные, но и жидкие, а также твердые вещества.

В 70-е годы учреждения и общественные организации Казахстана, занимающиеся защитой окружающей среды, не финансировались и не поддерживались. Не экономичное использование природных ресурсов стало главной причиной обострения экологической ситуации в 70-е годы в крупных городах: Алма-Ате, Караганде, Темиртау, Джамбуле, Усть-Камснгорске и др.

Начиная с 50-х годов, Казахстан превратился в сплошную зону экологического бедствия. Огромный ущерб земле, фауне, флоре, здоровью людей Казахстана наносили ядерные взрывы. В Семипалатинской области располагался крупнейший в мире ядерный полигон. 29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне прозвучал первый ядерный взрыв. С 1949 по 1963 годы на Семипалатинском атомном полигоне было произведено в атмосфере 113 открытых ядерных взрывов. Стоимость одного взрыва 30 млн. рублей. Только, начиная с 1962 года, на Семипалатинской земле стали проводиться медицинские обследования людей, подвергшихся радиации.

Одним из основных вопросов, стоящих на повестке дня с первых дней обретения независимости стала ядерная политика страны. После распада СССР Казахстан оказался одной из трех республик, обладающих ядерным оружием. С обретением независимости Президент республики настойчиво шел к тому, чтобы ликвидировать в Казахстане ядерное оружие. Многие страны были также заинтересованы в том, чтобы Казахстан отказался от ядерного оружия, и оказывали в этом вопросе давление.

Одной из крупных экологических проблем вступало функционирование Семипалатинского ядерного полигона. Общественность республики, передовая часть интеллигенции не раз ставили вопрос о ликвидации этого объекта. 29 августа 1991 года Указом Президента РК Семипалатинский полигон был закрыт.

В декабре 1991 года в Алма-Ате государства, владеющие ядерным оружием, определили механизмы совместного контроля за их использованием. Затем Казахстан подписал Лиссабонский пятисторонний протокол, республика взяла на себя ответственность за выполнение Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. В 1993 году Казахстан присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия и стал безъядерным государством. Наша страна продемонстрировала мировому сообществу свою миролюбивую политику.

В конце апреля 1995 года с территории республики были вывезены последние боеголовки. В мае 1995 года на Семипалатинском полигоне был уничтожен последний ядерный заряд. 30 сентября 1996 года по поручению Президента министр иностранных дел К. Токаев подписал от имени Казахстана Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. В сентябре 1997 года по инициативе РК была проведена международная конференция по проблемам нераспространения ядерного оружия. Впервые по инициативе Президента РК был обсужден вопрос о создании в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия.

9 декабря 1997 года 52-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию об оказании помощи в ликвидации последствий ядерных взрывов на Семипалатинском ядерном полигоне. В соответствии с этой резолюцией в Казахстан прибыли эксперты ООН, которые совместно с национальными экспертами в июне-июле 1998 года изучали и анализировали обстановку в районах, пострадавших от ядерных испытаний. Число пострадавших от ядерных взрывов составило 1,6 млн. человек. Эксперты предложили конкретную программу международной медицинской, экологической, экономической и гуманитарной помощи пострадавшим.

Отказ от ядерного оружия нисколько не снизил обороноспособность страны, поскольку она получила гарантии безопасности от ряда ядерных держав – США, России, Великобритании (декабрь 1994 года). Ядерные державы приняли, на себя обязательство уважать независимость и существующие границы РК, оказывать помощь в случае, если Казахстан станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии с применением ядерного оружия. В феврале 1995 года китайское правительство выступило с заявлением о предоставлении Казахстану гарантий ядерной безопасности.

При поддержке ряда зарубежных стран в республике последовательно осуществляется программа конверсии бывшей военно-исследовательской инфраструктуры. На базе научно-исследовательских предприятий семипалатинского полигона был создан Национальный ядерный центр (НЯЦ). В течение 1993 года было организовано 3 научно-исследовательских института НЯЦ: атомной энергии, геофизических исследований, радиационной безопасности и экологии.

Одним из первых и наиболее массовых в конце 80-х годов было экологическое движение – «Невада-Семипалатинск», созданное весной 1989 года.

Высыхание Аральского моря и возникновение зоны экологического бедствия в регионе стало возможным в результате неэкономного использования воды рек Сырдарьи и Амударьи.

В Казахстане и Средней Азии насчитывается примерно 50 60 млн. га земель, пригодных для орошения. В то же время водных ресурсов хватает только на орошение 8 10 млн. га. В таких условиях нужно правильно выбрать пути развития орошаемого земледелия, не допустить необратимого процесса разрушения экосистемы.

Забор воды главным образом на орошение из двух крупнейших рек, впадающих в Арал, привёл к тому, что их ежегодный сток, составлявший в 1980 г. 60 км3, уменьшился до 4 км3. Сырдарья в настоящее время не доходит до моря, заканчивая свой путь на полях, а Амударья достигает Арала лишь зимой тоненьким ручейком. В результате площадь акватории сократилась более чем на 1/3, береговая линия в ряде мест отступила на 90 м., а объём воды в море уменьшился на 60%. Вследствие этого средняя солёность вод возросла в 2.5 раза, и всё живое в нём умирает. Осушенное дно моря становится источником пыли и солей, разносимых на очень большие расстояния. Уже сейчас приблизительно 5060 млн. т. солей и пыли ежегодно поднимается в воздух и разносится на многие километры на плантации хлопка и риса. Арал стал самым крупным поставщиком пыли в пределах бывшего СССР. Деградация экологической системы приводит к ужесточению и без того резко континентального климата Приаралья.

Что же привело к таким результатам? Орошаемые земли не оснащены необходимой инженерной оросительной сетью, не имеют эффективного дренажа. Поэтому, чтобы не допускать их засоления, приходится повышать нормы полива. С целью получения высоких урожаев в почву вносились гигантские количества удобрений до 600 кг на 1 га пашни, а количество используемых ядохимикатов в 15 20 раз превышало ПДК. После промывки почв в таких условиях воды не только сильно минерализуются, но и прогрессивно насыщаются токсичными веществами. Эти же воды в больших количествах сбрасываются в Амударью и Сырдарью и ниже по течению вновь используются для орошения, а также для бытовых нужд, и в регионе создались чрезвычайно неблагоприятные условия для обитания человека и плюс к этому тяжёлая эпидемиологическая ситуация.

Площадь моря разделилась на несколько самостоятельных водоемов, море отошло от берегов местами на 100-150 км и продолжает расчленяться. Сегодня стало очевидным, что сохранить Аральское море в целостном виде невозможно. Северная часть Аральского моря, называемая Малым Аралом, отделилась от основной части в 1990 году и в настоящее время она на шесть метров выше уровня воды Большого моря. Высыхание Аральского моря и обнажение более 30 тыс. км дна создало глобальную проблему загрязнения атмосферы мелкодисперсными частицами солей, и как следствие, распространения солей на тысячи километров.

В целях решения возникших проблем прибрежные страны начали объединять усилия. В 1992 году была создана Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия. В этом же году Программа ООН по окружающей среде (ПРООН) с помощью ученых и специалистов России и государств Центральной Азии подготовили отчет «Диагностическое изучение разработки плана действий по спасению Аральского моря». В нем сделан принципиальный вывод: в отношении экологических, социально-экономических последствий Аральское море – одно из самых страшных в мире бедствий ХХ века.

В связи с продолжающимся обострением экологической и социально-экономической обстановки в прилегающем к Аральскому морю регионе, Казахстан осуществляет неотложные меры по защите местного населения от последствий Аральской катастрофы. Принят ряд законодательных актов по нормализации санитарно-эпидемиологической, социально-экономической обстановки, коренному улучшению оздоровительной и профилактической работы среди жителей Приаралья. Разработана государственная программа спасения Аральского моря и восстановления экологического равновесия в регионе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80060. Бережи здоров’я змолоду 59 KB
  У проекті враховано природні здатності молодшого школяра, вразливість його психіки, допитливість у пізнанні самого себе, схильність до імітації зразків поведінки дорослих, що зумовлює соціальний та особистісний розвиток учня. Важливе місце займає практична діяльність учнів разом з батьками.
80061. Я – учасник технопарку 84.5 KB
  Технопарк - це сукупність різноманітних студій з різних предметів або видів діяльності, які проводяться в певний час на території цього навчального закладу. Мета діяльності: прискорене поширення інноваційного педагогічного досвіду щодо формування життєздатного та конкурентноспроможного випускника.
80062. Рідне слово 66.5 KB
  Капітан. Наш девіз: «Чим важче завдання, Тим дорожче перемога.» Ми зібрались в класі дружно, Щоб позмагатись І про мову нашу рідну Цікаве дізнатись. Дорогенькі суперники, Щиро вас вітаємо Від усього серця свого Успіху бажаємо. Щоб трудились ви сьогодні До сьомого поту І дістали нагороду...
80063. Презентація проекту «Стежками рідного краю» 77.5 KB
  Мета: активізувати і поширити набуті під час екскурсій знання учнів про рідний край; розвивати інтелект та творчу уяву; формувати громадянські, комунікативні, історико-культурні та соціокультурні компетентності. Обладнання: мультимедійний екран, комп’ютер, мольберти, ватмани.
80064. Ритмічна вправа. Музичні ігри 121.5 KB
  Розвивати координацію рухів; відчуття ритму і такту; увагу, пам’ять; гнучкість і пластичність. Виховувати естетичні почуття, прищеплювати любов до всього красивого, витонченого. Обладнання: магнітофон, касетний запис з дитячими піснями, м’ячі.
80065. Погано одному (урок–спілкування). Вступ: Поняття про риторику як науку 98 KB
  Ознайомити учнів з поняттям «спілкування»; пояснити, що мовлення є найважнішим засобом спілкування, обміну думками і почуттями між людьми. Дати уявлення про риторику, як науку. Розвивати мовлення учнів, формувати вміння висловлювати власну думку.
80066. Перевір себе. Чого ми навчились? Чого навчає наука риторика? 86.5 KB
  Привітання гостей Учитель: Діти сьогодні до нас на урок завітали гості. Поверніться будь ласка обличчям до гостей щоб привітатися віршове привітання Учитель: Треба всім нам привітатись Учні: Добрий день Учитель: Дружно весело сказати Учні: Добрий день Учитель: Вліво вправо повернулись...
80067. Демосфенові поради 38 KB
  Мета. Познайомити дітей з новим навчальним предметом - риторикою, з історією виникнення риторики, порадами Демосфена, розвивати усне мовлення учнів, виховувати почуття ввічливості. Обладнання: малюнок із зображенням Риторинки на Демосфена, лялька - Риторинка, посібник «Риторика», зошит.
80068. Різдвяні зустрічі 94 KB
  Мета: на кращих зразках творів світової літератури, музики та народної творчості вчити учнів читати мовою оригіналу; розвивати навики виразного читання, акторські здібності, вміння працювати в команді; виховувати любов до мистецтва, гарний смак.