82298

Экологические проблемы Казахстана на современном этапе (движение Невада-Семипалатинск, Арал, Балхаш и т.д.)

Доклад

История и СИД

Высыхание Аральского моря и возникновение зоны экологического бедствия в регионе стало возможным в результате неэкономного использования воды рек Сырдарьи и Амударьи. Сырдарья в настоящее время не доходит до моря заканчивая свой путь на полях а Амударья достигает Арала лишь зимой тоненьким ручейком. Осушенное дно моря становится источником пыли и солей разносимых на очень большие расстояния. Площадь моря разделилась на несколько самостоятельных водоемов море отошло от берегов местами на 100150 км и продолжает расчленяться.

Русский

2015-02-26

33.34 KB

13 чел.

Экологические проблемы Казахстана на современном этапе (движение Невада-Семипалатинск, Арал, Балхаш и т.д.)

В большинстве регионов нашей республики экологическая ситуация не только неблагоприятная, но и катастрофическая. Основными источниками, загрязняющими окружающую среду и вызывающими деградацию природных систем, являются промышленность, сельское хозяйство, автомобильный транспорт и другие антропогенные факторы. Из всех слагающих компонентов биосферы и окружающей среды, атмосфера является наиболее чувствительной, в не прежде всего поступают загрязняющие не только газообразные, но и жидкие, а также твердые вещества.

В 70-е годы учреждения и общественные организации Казахстана, занимающиеся защитой окружающей среды, не финансировались и не поддерживались. Не экономичное использование природных ресурсов стало главной причиной обострения экологической ситуации в 70-е годы в крупных городах: Алма-Ате, Караганде, Темиртау, Джамбуле, Усть-Камснгорске и др.

Начиная с 50-х годов, Казахстан превратился в сплошную зону экологического бедствия. Огромный ущерб земле, фауне, флоре, здоровью людей Казахстана наносили ядерные взрывы. В Семипалатинской области располагался крупнейший в мире ядерный полигон. 29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне прозвучал первый ядерный взрыв. С 1949 по 1963 годы на Семипалатинском атомном полигоне было произведено в атмосфере 113 открытых ядерных взрывов. Стоимость одного взрыва 30 млн. рублей. Только, начиная с 1962 года, на Семипалатинской земле стали проводиться медицинские обследования людей, подвергшихся радиации.

Одним из основных вопросов, стоящих на повестке дня с первых дней обретения независимости стала ядерная политика страны. После распада СССР Казахстан оказался одной из трех республик, обладающих ядерным оружием. С обретением независимости Президент республики настойчиво шел к тому, чтобы ликвидировать в Казахстане ядерное оружие. Многие страны были также заинтересованы в том, чтобы Казахстан отказался от ядерного оружия, и оказывали в этом вопросе давление.

Одной из крупных экологических проблем вступало функционирование Семипалатинского ядерного полигона. Общественность республики, передовая часть интеллигенции не раз ставили вопрос о ликвидации этого объекта. 29 августа 1991 года Указом Президента РК Семипалатинский полигон был закрыт.

В декабре 1991 года в Алма-Ате государства, владеющие ядерным оружием, определили механизмы совместного контроля за их использованием. Затем Казахстан подписал Лиссабонский пятисторонний протокол, республика взяла на себя ответственность за выполнение Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. В 1993 году Казахстан присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия и стал безъядерным государством. Наша страна продемонстрировала мировому сообществу свою миролюбивую политику.

В конце апреля 1995 года с территории республики были вывезены последние боеголовки. В мае 1995 года на Семипалатинском полигоне был уничтожен последний ядерный заряд. 30 сентября 1996 года по поручению Президента министр иностранных дел К. Токаев подписал от имени Казахстана Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. В сентябре 1997 года по инициативе РК была проведена международная конференция по проблемам нераспространения ядерного оружия. Впервые по инициативе Президента РК был обсужден вопрос о создании в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия.

9 декабря 1997 года 52-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию об оказании помощи в ликвидации последствий ядерных взрывов на Семипалатинском ядерном полигоне. В соответствии с этой резолюцией в Казахстан прибыли эксперты ООН, которые совместно с национальными экспертами в июне-июле 1998 года изучали и анализировали обстановку в районах, пострадавших от ядерных испытаний. Число пострадавших от ядерных взрывов составило 1,6 млн. человек. Эксперты предложили конкретную программу международной медицинской, экологической, экономической и гуманитарной помощи пострадавшим.

Отказ от ядерного оружия нисколько не снизил обороноспособность страны, поскольку она получила гарантии безопасности от ряда ядерных держав – США, России, Великобритании (декабрь 1994 года). Ядерные державы приняли, на себя обязательство уважать независимость и существующие границы РК, оказывать помощь в случае, если Казахстан станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии с применением ядерного оружия. В феврале 1995 года китайское правительство выступило с заявлением о предоставлении Казахстану гарантий ядерной безопасности.

При поддержке ряда зарубежных стран в республике последовательно осуществляется программа конверсии бывшей военно-исследовательской инфраструктуры. На базе научно-исследовательских предприятий семипалатинского полигона был создан Национальный ядерный центр (НЯЦ). В течение 1993 года было организовано 3 научно-исследовательских института НЯЦ: атомной энергии, геофизических исследований, радиационной безопасности и экологии.

Одним из первых и наиболее массовых в конце 80-х годов было экологическое движение – «Невада-Семипалатинск», созданное весной 1989 года.

Высыхание Аральского моря и возникновение зоны экологического бедствия в регионе стало возможным в результате неэкономного использования воды рек Сырдарьи и Амударьи.

В Казахстане и Средней Азии насчитывается примерно 50 60 млн. га земель, пригодных для орошения. В то же время водных ресурсов хватает только на орошение 8 10 млн. га. В таких условиях нужно правильно выбрать пути развития орошаемого земледелия, не допустить необратимого процесса разрушения экосистемы.

Забор воды главным образом на орошение из двух крупнейших рек, впадающих в Арал, привёл к тому, что их ежегодный сток, составлявший в 1980 г. 60 км3, уменьшился до 4 км3. Сырдарья в настоящее время не доходит до моря, заканчивая свой путь на полях, а Амударья достигает Арала лишь зимой тоненьким ручейком. В результате площадь акватории сократилась более чем на 1/3, береговая линия в ряде мест отступила на 90 м., а объём воды в море уменьшился на 60%. Вследствие этого средняя солёность вод возросла в 2.5 раза, и всё живое в нём умирает. Осушенное дно моря становится источником пыли и солей, разносимых на очень большие расстояния. Уже сейчас приблизительно 5060 млн. т. солей и пыли ежегодно поднимается в воздух и разносится на многие километры на плантации хлопка и риса. Арал стал самым крупным поставщиком пыли в пределах бывшего СССР. Деградация экологической системы приводит к ужесточению и без того резко континентального климата Приаралья.

Что же привело к таким результатам? Орошаемые земли не оснащены необходимой инженерной оросительной сетью, не имеют эффективного дренажа. Поэтому, чтобы не допускать их засоления, приходится повышать нормы полива. С целью получения высоких урожаев в почву вносились гигантские количества удобрений до 600 кг на 1 га пашни, а количество используемых ядохимикатов в 15 20 раз превышало ПДК. После промывки почв в таких условиях воды не только сильно минерализуются, но и прогрессивно насыщаются токсичными веществами. Эти же воды в больших количествах сбрасываются в Амударью и Сырдарью и ниже по течению вновь используются для орошения, а также для бытовых нужд, и в регионе создались чрезвычайно неблагоприятные условия для обитания человека и плюс к этому тяжёлая эпидемиологическая ситуация.

Площадь моря разделилась на несколько самостоятельных водоемов, море отошло от берегов местами на 100-150 км и продолжает расчленяться. Сегодня стало очевидным, что сохранить Аральское море в целостном виде невозможно. Северная часть Аральского моря, называемая Малым Аралом, отделилась от основной части в 1990 году и в настоящее время она на шесть метров выше уровня воды Большого моря. Высыхание Аральского моря и обнажение более 30 тыс. км дна создало глобальную проблему загрязнения атмосферы мелкодисперсными частицами солей, и как следствие, распространения солей на тысячи километров.

В целях решения возникших проблем прибрежные страны начали объединять усилия. В 1992 году была создана Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия. В этом же году Программа ООН по окружающей среде (ПРООН) с помощью ученых и специалистов России и государств Центральной Азии подготовили отчет «Диагностическое изучение разработки плана действий по спасению Аральского моря». В нем сделан принципиальный вывод: в отношении экологических, социально-экономических последствий Аральское море – одно из самых страшных в мире бедствий ХХ века.

В связи с продолжающимся обострением экологической и социально-экономической обстановки в прилегающем к Аральскому морю регионе, Казахстан осуществляет неотложные меры по защите местного населения от последствий Аральской катастрофы. Принят ряд законодательных актов по нормализации санитарно-эпидемиологической, социально-экономической обстановки, коренному улучшению оздоровительной и профилактической работы среди жителей Приаралья. Разработана государственная программа спасения Аральского моря и восстановления экологического равновесия в регионе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54587. Информационные процессы. Конспект урока по информатике 8 класс 68 KB
  Требования к знаниям и умениям: Знать: Информационные процессы; Виды памяти; Передача информации; Обработка информации. Уметь: Приводить примеры ситуаций являющихся источником информации приёмником информации; Приводить различные примеры процесса обработки информации. Что такое информация для человека Назовите некоторые источники получения информации.
54588. Новые педагогические технологии на уроках иностранного языка 92.5 KB
  Попрежнему основными трудностями являются недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения. Учитывая специфику предмета иностранный язык эти технологии могут обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы предоставляя каждому ученику возможность осознать осмыслить новый языковой материал получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений. Если в таких...
54589. НТР. Її вплив на структуру та розміщення світового господарства 44 KB
  Мета: сформувати в учнів систему знань про вплив НТР на галузеву структуру та територіальну організацію виробництва. Обладнання: схема Вплив НТР на світове господарство політична карта світу атласи підручники.
54590. NURBS (Non-Uniform Rational B-Splines) 1.18 MB
  Изза особенности строения NURBS поверхности всегда гладкие у них нет острых краев присущих полигонам поэтому они широко используются в органическом моделировании подобном созданию растительных форм для создания моделей животных людей машин и т. NURBS поверхности не состоят из сетки прямоугольников разбиение поверхностей на многоугольники происходит лишь на этапе рендеринга и предполагает использование оптимального алгоритма для сохранения гладкости. Существует два типа NURBS кривых и поверхностей: Point рис.
54591. Рыночное равновесие и его нарушение 19.06 KB
  Объемы покупок и продаж на рынке всегда равны между собой, так как это две стороны сделки. Однако это не означает, что рынок находится в равновесном состоянии при любом значении цен. Цены могут отражать как избыточное, так и дефицитное состояние рынка.
54592. Сущность и функции денег, их виды 19.64 KB
  Деньги – это особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента, кроме того, деньги — это самое ликвидное средство обмена, то есть товар способный обмениваться на любые продукты человеческого труда.
54593. О. Генри «Дороги, которые мы выбираем» 4.09 MB
  Цели: Учить задумываться над смыслом прочитанного, формировать гуманитарную компетентность, развивать межпредметные связи- синтезировать знания английского языка, зарубежной литературы, географии, биологии,...
54594. О каких уроках мечтают дети? 43 KB
  Педагоги Григорьевской средней школы Нытвинского района Пермской области во время осенних каникул откликнулись на предложение учащихся самостоятельно подготовить и провести такие уроки о которых мечтают дети. Учащиеся назвали эти уроки Уроками Будущего в настоящем где учителями добровольно стали ученики средних общеобразовательных школ села Григорьевское Нытвинского района Пермской области и №639 ЮАО г. Было предложено 10 уроков: Урок Радости Урок Здоровья Урок танца Урок Сна Урок Игры Урок рисования Урок психологии Урок...
54595. Правда о Святом Царе Иоанне Васильевиче (Грозном) 1.45 MB
  Речь Царя Иоанна Васильевича перед Собором епископов русских. 50 Царь грядет У гроба Грознаго Царя А. Деяния великого Царя и жидовские козни. Через 387 лет в этом храме 15 марта 1917 года в день насильственного отрешения от Власти последнего Русского Царя Николая II умученного от жидов 417 июля 1918 года в Екатеринбурге произошло явление иконы Божией Матери Державная.