823
Разработка и внедрение модели инклюзивного образования детей сразными возможностями в МАДОУ
Практическая работа
Педагогика и дидактика
Разработка и внедрение модели инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях детского сада. Создать условия для открытия инклюзивной группы для детей с разными возможностями. Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме.
Русский
2013-01-06
179.5 KB
167 чел.
Информационная карта проекта
«Равные среди равных»
по разработке и внедрению модели инклюзивного образования
детей с разными возможностями
В МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 196»
Цель проекта. |
Разработка и внедрение модели инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях детского сада. |
Задачи проекта |
|
Адресная направленность проекта |
субъекты образовательного процесса МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 196»». |
Продолжительность, сроки реализации проекта |
3 года |
Этапы реализации проекта |
I этап организационный 01.01.2010г. 31.08.2011г. II этап реализации 01.09. 2011г 05.2012г. III этап контрольно-диагностический 05.2012- 09.2012г. |
Объяснительная записка.
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с разыми возможностями.
Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения.
Необходимость разработки и внедрения модели инклюзивного образования обусловлена объективными факторами:
1. Рост инвалидизации населения в целом, и детей в частности. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ 16% российских детей хронически больны, но интегрированы в образовательную среду по оценкам специалистов менее половины.
2. Обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени;
3. Инклюзия это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии не просто поместить ребенка в обычный класс или группу на часть дня или полный день, а таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь необычного ребенка в социум.
4. Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как:
5. Конституционное право родителей выбора модели образования для своего ребенка.
Как показали исследования, семьи выбирают инклюзивное образование по множеству причин, но главным образом, они надеются на более широкие возможности общения их детей с их типично развивающимися сверстниками. Обычно цели семьи таковы:
Возможность открытия группы инклюзивного образования в нашем ДОУ обусловлена:
2. Наличием кадровых условий, высоким профессионализмом педагогов ДОУ
3.Наличием программно-методического обеспечения коррекционно-развивающего процесса, в том числе авторскими программами педагогов ДОУ.
4. Востребованностью данной услуги (по результатам опроса родителей)
Цель проекта: создание условий для разработки и реализации модели инклюзивного образования детей с разными возможностями в МДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 196»
Задачи:
6. Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме.
Подзадачи:
В работе с семьей:
В работе с педагогами:
Ожидаемые результаты:
Открытие и эффективное функционирование в ДОУ группы инклюзивного образования детей с разными возможностями.
В работе с семьей:
В работе с педагогами:
Индикаторы результативности:
( аналитические материалы)
Востребованность родителями психолого - педагогических мероприятий
( журналы посещаемости, книги отзывов).
Концептуальными основами проекта являются:
- построение и формирование высшей психической деятельности совершается в процессе социального развития ребенка. Социум и семья оказывают огромное влияние на формирование полноценной личности;
- развитие ребенка в ограниченными возможностями осуществляется по тем же законам, что и развитие его здорового сверстника;
Основные принципы работы в рамках проекта:
Деятельность в рамках проекта.
Целевую группу составляют 12-15 воспитанников ДОУ (3-5 человек дети с нарушением опорно-двигательного аппарата,9-12 человек их здоровые сверстники), их родители .
Мы считаем, что для открытия и успешного функционирования инклюзивной группы необходим системный подход, программная форма организации, создание мультидисциплинарной команды сопровождения всех субъектов образовательной деятельности.
Системность подхода мы видим в выделении направлений, структурирующих модель инклюзивного образования:
адресной дифференцированной помощи всем субъектам образовательной деятельности;
( см. далее);
содержательная разработка последовательных этапов по
психолого - педагогическому сопровождению участников образовательной деятельности;
методов интегрирования педагогических задач в практику дошкольного и семейного воспитания;
Реализация принципа мультидисциплинарности будет обеспечена
созданием команды специалистов, осуществляющей «сопровождение»
всех субъектов образовательной деятельности ( родителей, педагогов,
детей)
В реализации проекта примут участие сотрудники ДОУ, составляющие мультидисциплинарную рабочую группу, обеспечивающую психолого
- педагогическое сопровождение всех субъектов образовательной деятельности (детей, родителей и педагогов):
№п./п. |
Ф.И.О. |
Должность |
год рожд. |
Образование |
Стаж работы |
Роль в проекте |
1. |
Захарова Валентина Михайловна |
заведующий |
1957 |
ПГПИ-1978г. МГПИ -1998 |
23г |
руководитель: организует работу по реализации проекта, подбирает специалистов, контролирует текущую работу специалистов, составляет отчеты по реализации проекта. |
2. |
Мусихина Наталья Афанасьевна |
заместитель заведующе-го по УВР |
1956 |
ПГПИ-1982 МГПИ -1998 |
19 |
координатор: координирует действия специалистов, осуществляет сбор и анализ информации об образовательном процессе в рамках проекта, осуществляет научно-методическое руководство реализацией проекта. |
3. |
Токаева Татьяна Эдуардовна |
консультант: консультирует педагогов и родителей, осуществляет сбор и анализ информации об альтернативных программах инклюзивного образования. |
||||
4. |
Постникова Елена Игоревна |
педагог-психолог |
1972 |
ПГПИ 1994 |
7 лет |
педагог-психолог: осуществляет психологическое сопровождение образовательного процесса с детьми, педагогами и родителями. |
5. |
Лузина Людмила Григорьевна |
руководитель ФИЗО |
1976 |
ПГПИ 1997 |
15 лет |
инструктор ЛФК: проектирует и осуществляет работу по физкультурной и оздоровительной работе в инклюзивной группе. |
6. |
Ощепкова Любовь Николаевна |
Учитель-дефектолог |
1953 |
ПГПИ 1975 СГПИ 1989 |
24 |
дефектолог консультирует родителей и специалистов о ходе и методах психофизического развития детей. |
7. |
Жигайлова Надежда Николаевна |
учитель-логопед |
1967 |
СГПИ 1989 |
17 |
учитель-логопед: консультирует и обучает родителей и специалистов о ходе и методах речевого развития дошкольников.. |
8. |
Иваненко Светлана Александровна |
главный бухгалтер |
1965 |
11 |
бухгалтер: ведет бухгалтерский учет, составляет отчеты во внебюджетные фонды, оформляет финансовые документы по проекту. |
В системе взаимодействия членов рабочей группы мы определили цели и методы работы каждого субъекта сопровождения, что представлено в следующей таблице:
Участник сопровождения |
Цели |
Методы работы |
Администрация |
Управленческое и организационное обеспечение профессионального роста педагогов, повышения социально - педагогической грамотности родителей. |
|
Методическая служба |
Профессиональная подготовка и помощь педагогу в разрешении проблем профессиональной деятельности. Проектирование и реализация педагогического сопровождения развития детей инклюзивной группы. |
|
Психологическая служба |
Повышение психологической компетентности педагогов и родителей. |
|
Педагог (воспитатели, специалисты) |
Повышение профессионального мастерства и психологической компетентности по проблеме. |
Работа по самообразованию. |
Анализ условий, имеющихся в ДОУ для открытия инклюзивной группы.
Условия |
Способствующие |
Препятствующие |
Возможные пути решения проблем |
Материально-технические |
Наличие в ДОУ кабинетов ( психолога, валеолога, эколога, изодеятельности), залов ( музыкальный, физкультурный, тренажерный), медицинского блока ( физиопроцедурный, массажный и стаматологический кабинеты) Наличие в ДОУ специального коррекционного оборудования, медицинского оборудования) Оснащенность групп коррекционным и развивающим оборудованием, играми, пособиями и т.д. |
Недостаточная оснащенность специальным оборудованием. для детей раннего возраста. |
Приобретение специального оборудования, в том числе для детей раннего возраста. Использование нестандартного оборудования. |
Кадровые |
Наличие в ДОУ специалистов: логопедов- дефектологов, педагога-психолога, руководителя ФИЗО, инструктора ЛФК, руководителя ИЗО. Высокий профессиональный уровень педагогов: II кв. категория - 53 % I кв. категория - 20 % Высшая кв. категория - 18 % Высшее образование - 44 % |
Сокращение ставок педагога-психолога и специалистов Увеличение нагрузки на педагогов за счет обязанностей, не входящих в должностные. |
Скорректировать должностные инструкции. Пересмотреть график работы специалистов с целью более рационального использования рабочего времени ( с 12 до 15 часов). |
Научно-методические |
Создана система комплексной коррекционно-развивающей работы с особыми детьми. Успешно реализуются разные формы интеграции. Разработана система диагностики развития детей с ограниченными возможностями. Разработана технология составления индивидуальных маршрутов развития дошкольников. Осуществляется научное руководство образовательным процессом ( научный руководитель к.п.н. Токаева Т.Э.) |
Отсутствие стандартов специального образования. Отсутствие коррекционно-развивающих программ для детей с ДЦП. |
Разработать индивидуальные программы развития детей. |
Финансово-экономические |
. |
В связи с введением НСОТ сокращены ставки педагогов-дефектологов, 0,5 ставки педагога-психолога. |
Необходимо дополнительное финансирование из городского бюджета. |
I этап реализации проекта
( организационный)
Цель: Выявление и создание условий в ДОУ для разработки и внедрения модели инклюзивного образования.
Задачи |
Мероприятия, действия |
Ответственный |
Срок |
Предполагаемый результат |
в образовательных услугах ДОУ в форме инклюзивной группы
4. Провести рекламную акцию по открытию инклюзивной группы.
5.Сформировать группу детей с разными возможностями |
Установить связь с поликлиниками города, городскими и районными обществами инвалидов, социальной защиты населения с целью выявления семей, имеющих детей с проблемами в развитии и не посещающих образовательные учреждения. Провести анкетирование родителей. Провести анализ условий: материально-технических ( выявить потребности в специальном оборудовании). кадровых ( определить состав педагогов, занятых в реализации проекта, скоординировать их деятельность; скорректировать график работы специалистов) финансово-экономические ( изыскать среда для курсовой подготовки педагогов; приобретения и установки специального оборудования; ) научно-методические ( разработать психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса ) * Скорректировать паспорт образовательной услуги МДОУ Разработать положение о мультидисциплинарной команде сопровождения. Скорректировать должностные обязанности персонала. Разработать форму договора с родителями. Разработать модели взаимодействия с детьми и родителями. Провести день открытых дверей для родителей. Разработать и издать рекламные буклеты. Разместить рекламную информацию в СМИ, на сайте. Разработать модель образовательной программы для инклюзивной группы. Сформировать пакет диагностических методик. Разработать форму индивидуального образовательного маршрута. Заключить договоры с родителями. Согласовать с родителями направления деятельности, содержание и формы сотрудничества. Провести родительское собрание. Подготовить сценарий праздничного открытия группы. |
Заведующий, зам. завед. по УВР, социальный педагог Заместитель заведующего Социальный педагог Заведующий, заместители по УВР и АХР Заведующий Зам. завед., социальный педагог Временная творческая группа Заведующий, зам. завед. |
Февраль- март апрель апрель май апрель-май май - июнь июнь -август Сентябрь |
Создание банка данных о семьях, нуждающихся в психолого-педагогической поддержке. Выявление потенциальных партнеров ДОУ в плане организации инклюзивного образования. Определение контингента детей и родителей для дальнейшего сотрудничества. Выделено помещение для группы инклюзивного образования. Определен состав педагогов , скоординирована их деятельность. Разработано образовательная программа и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в инклюзивной группе. Нормативно-правовая база ДОУ соответствует Законодательству РФ по инклюзивному образованию Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в инклюзивной группе. Договоры с родителями Сформирована группы, определены основные направления работы с детьми и родителями. |
Прогнозируемый результат:
Модель сотрудничества с семьей
Формы сотрудничества |
Цели, задачи |
Содержание |
Беседы. Анкетирование. Тестирование Консультирование.
Индивидуальные практикумы Телефон доверия. Почтовый ящик. Групповые формы: * Консультации. * Семинары - практикумы. * Групповые собрания. * Конференции. Наглядные формы просвещения |
1.Подробное обсуждение результатов обследования и хода коррекционно-развивающего процесса, выявление причин., препятствующих развитию. 2. Разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта. 3. Обсуждение проблем родителей в вопросах воспитания. 1. Обучение родителей совместным формам деятельности с ребенком, приемам коррекционной работы. Оказание психолого-педагогической помощи в решении проблем развития личности ребенка. Формирование воспитательной компетентности родителей через расширение круга их дефектологических знаний и представлений. Изменение родительской позиции и отношения к своему ребенку. Выработка общей стратегии и тактики в вопросах воспитания и развития особых детей. |
Социальная характеристика семьи: уровень образования, материальная обеспеченность, жилищно-бытовые условия, взаимоотношения, состояние здоровья. Адекватность оценки состояния ребенка. Степень инициативы в плане сотрудничества. Продуктивность использования психолого-педагогических рекомендаций. Успехи и проблемы в развитии ребенка. Особенности ухода за ребенком. Как учить ребенка. Проблемы поведения, как с ними бороться. Отношение родителей к проблемам ребенка. Массаж и артикуляционная гимнастика. Пальчиковые игры. Психогимнастика. Рефлексзапрещающие позиции. По запросам родителей. Особенности психофизического развития детей с ДЦП. Проблемы развития речи и пути их решения. Формирование познавательной активности ребенка с ДЦП. Психология семейных отношений. Готовность детей к школе.
* Навыки наблюдения за ребенком. * Развивающие игры в коррекционной работе. * Грамматика общения. * Коррекция эмоциональной сферы средствами психогимнастики. Растим детей здоровыми. Помоги себе сам. Педагогика общения. Игра в жизни ребенка. Выпуск групповой газеты, рекомендаций для педагогов и родителей. |
Равные возможности для каждого!
Главные преимущества инклюзивного образования:
Образовательный проект
по разработке и внедрению модели
инклюзивного образования
детей с разными возможностями
В МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 196»
Пермь 2010г.
вторы:
заведующий МДОУ В.М. Захарова
заместитель заведующего по УВР
Н.А. Мусихина
педагог-психолог Е.И. Постникова
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
72512. | ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ | 282.5 KB | |
Экономическая природа цены проявляется в двойственной роли которую она играет на рынке. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов они являются мотивацией производства. В процессе ценообразования учитывается действие различных факторов: текущий спрос ценовая... | |||
72513. | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ | 149.5 KB | |
Возникновение и развитие рынка, в рамках которого осуществляется кругооборот ресурсов, доходов и продуктов, происходит при выполнении нескольких обязательных условий. Среди них: общественное разделение труда, которое неизбежно приводит к обмену продуктами и услугами; экономическая обособленность... | |||
72514. | Лекция по истории хип-хопа | 372 KB | |
Что такое хип-хоп в понимании большинства Это рэпперы читающие о золотых цепях машинах клубах и торговле наркотиками. Моя лекция призвана не только разрушить эти стереотипы но и рассказать о многообразии хип-хоп культуры с момента её возникновения и до наших дней. | |||
72516. | Классификация ОЭП | 58 KB | |
Это в первую очередь определяет специфику входящих в состав ОЭП элементов особенности схемного построения этих приборов а также алгоритмов используемых для обработки сигналов. В сущности ОЭП это сложная система включающая такие устройства как оптические фотоэлектрические электронные... | |||
72517. | Возрастание и убывание функций | 165.5 KB | |
Точки максимума и минимума функции называются точками экстремума. необходимое условие существования экстремума Если функция fx дифференцируема в точке х = х1 и точка х1 является точкой экстремума то производная функции обращается в нуль в этой точке. | |||
72518. | Экономика строительных материалов Республики Беларусь | 64.5 KB | |
Строительный комплекс рассматривается как межотраслевая система включающая совокупность предприятий объединений и организаций деятельность которых направлена на создание реконструкцию и освоение объектов производственного и непроизводственного назначения. | |||
72519. | Олиго и полисахариды | 131.5 KB | |
Дисахариды Состоят из двух остатков моносахаридов, связанных гликозидной связью. Все дисахариды в кислой среде гидролизуются до моносахаридов. Восстанавливающие дисахариды мальтоза, лактоза, целлобиоза. Характерна цикло-оксо-таутомерия и мутаротация. | |||
72520. | Альфа-Аминокислоты. Пептиды. Белки | 215 KB | |
Белки это - важнейший класс биологических соединений. Они играют ключевую роль в клетке, присутствуют в виде главных компонентов в любых формах живой материи, поэтому по-прежнему неопровержимо определение Ф.Энгельса, что «жизнь есть способ существования белковых тел». | |||