82301

Причины гололда 1931-1932 годов и его последствия. Письмо «пятерых»

Доклад

История и СИД

В ходе проведения политики раскулачивания более 60 тысяч хозяйств были объявлены байскими и их имущество подлежало конфискации; более 40 тысяч было раскулачено а остальные скрылись бросив свое имущество. В 1929 году привлечено к ответственности 56 498 крестьян из них более 34 тысячи были осуждены. Тургайские перегибщики объявили лозунг Перегибов не допускать – парнокопытных не оставлять здесь из миллионного поголовья...

Русский

2015-02-26

30.48 KB

11 чел.

Причины гололда 1931-1932 годов и его последствия. Письмо «пятерых»

Причинами голода 1931-1932 гг. стала проводимая насильственно коллективизация сельского хозяйства. Колхозное строительство развивалось в республике быстрыми темпами со второй половины 1929 года. 8 тысяч рабочих, 1204 двадцатипятитысячников, которые по принципу российских деревень начали размещать кочевой аул. Параллельно проводилось оседание кочевых хозяйств.

Крайне тяжелыми последствиями обернулось «раскулачивание». В директивах указывалось, что удельный вес ликвидируемых кулацких дворов по отношению к общей массе хозяйств не должен превышать 3-5%. Но во многих районах подобного количества кулаков никак не набиралось. А зачастую, план выполнялся настолько усердно, что фактически превышал в два, а то и три раза субъективно установленный контингент. В ходе проведения политики «раскулачивания» более 60 тысяч хозяйств были объявлены байскими, и их имущество подлежало конфискации; более 40 тысяч было раскулачено, а остальные скрылись, бросив свое имущество. В 1929 году привлечено к ответственности 56 498 крестьян, из них более 34 тысячи были осуждены. По секретной инструкции ЦИК СССР и Совнаркома от 4 февраля 1930 года начали арестовываться участники антиколхозных движений. Аресту и выселению в 1931 году были подвергнуты 5 500 семей, этот процесс продолжался в 1932-1933 годах.

Одновременно с коллективизацией активно шла хлебозаготовительная компания. В колхозах отбирали все запасы зерна, включая семенной фонд. В широких масштабах шла компания по заготовке мяса и шерсти, приведшая к массовому забою скота. Тургайские перегибщики объявили лозунг «Перегибов не допускать – парнокопытных не оставлять!», здесь из миллионного поголовья осталось 98 тысяч голов. Балхашскому району, где было 173 тысячи головы скота, была спущена разверстка в 297 тысяч голов, жители Чубартауского района сдали государству – 80 % всего поголовья скота. В итоге даже по официальным данным количество скота в республике сократилось на 20 млн. голов, т.е. наполовину, а в 1931 г. – еще на 10 млн. голов. Противники данных операций лишались избирательных прав, зачисление в подкулачники, практиковался превентивный (предупредительный) арест, угрозы о выселении за пределы края.

К февралю 1932 года 87 % хозяйств колхозников и 51,8 % единоличников полностью лишились своего скота. В 1930-1932 гг. разразился голод: в 1930 г. погибло от голода - 313 тысяч человек, 1931 - 755 тысяч, 1932 г. - погибли или ушли за пределы региона 769 тысяч. Прямые потери от голода составили 1 млн. 750 тысяч человек, или 40 % населения аула. Массовый отток населения в 1930/1931 гг. составил 1 млн. 70 тысяч человек (из них 616 тысяч безвозвратно, 414 тысяч вернулись). За счет мигрантов увеличилось число казахов в соседних регионах. Сократилась численность всех этносов, проживавших в Казахстане. Из 6,2 млн. жителей республики погибло от голода 2,1 млн., в том числе потери некоренного населения - 0,4 млн., численность казахов была восстановлена в 1969 г. На 1.01.1933 г. в республике осталось 4,5 млн. голов скота, до коллективизации было 40,5 млн.

Таким образом, результатом всех этих акций стал небывалый голод, поразивший все без исключения районы Казахстана. Огромные потери несло животноводство.

Интеллигенция предупреждала об опасностях этого процесса задолго до начала насильственного оседания и форсированной коллективизации, но безрезультатно.

Впоследствии: в июле 1932 г. было адресовано «Письмо пяти» (Г.Мусрепов, М.Гатауллин, М.Давлетгалиев, Е.Алтынбеков, К.Куанышев) Ф.Голощекину, в котором определены причины создавшегося положения. Т.Рыскулов в 1933 году направил письма Сталину, где приводил масштабы голода и указал новые районы расселения казахов и причины вынужденной миграции населения.

Крестьяне начали уходить в города, на стройки или откочевать за пределы района проживания. Начались восстания, в 1929-1931 гг. было убито 460 партийных работников, в Казахстане прокатилось 372 выступлений, где участвовало 80 тысяч человек. Восстание были подавлены, лидеры осуждены или расстреляны.

Руководство Казкрайкома (Ф. Голощекин, У. Исаев, И. Курамысов, Е. Ерназаров, С. Голодов) только в 1932 г. начали мероприятия по ликвидации искусственно созданных колхозов, вместо коммун были образованы сельхозартели, возвращены скот и имущество, оказана техническая и финансовая помощь для устройства кочевых хозяйств на оседлость (2 млн. пудов хлеба, 30 млн. рублей деньгами). В годы второй пятилетки была оснащена техническая база, состоялся съезд колхозников, принявший Устав сельхозартели, были созданы около 200 совхозов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81839. Производительность труда на разных видах транспорта 27.98 KB
  Рассмотренные экономические показатели тесно связаны между собой: с увеличением производительности труда снижается себестоимость возрастают прибыль и рентабельность перевозок. Производительность труда в целом по сети или отдельным железным дорогам и их отделениям определяется условнонатуральным методом ее расчета Птр=∑Pℓприв Чсп ∑Pℓприв=∑Pℓн2∑ℓ 4.При существующем дефиците трудовых ресурсов в стране показатель производительности труда приобретает особо важное значение при выборе того или иного вида транспорта.
81840. Технико–эксплуатационные характеристики автомобильного транспорта 25.72 KB
  Его высокая маневренность позволяет организовать перевозку грузов непосредственно от склада отправителя до склада получателя. Автотранспорт обеспечивает главным образом внутрирайонные и внутригородские перевозки грузов и пассажиров завозит и вывозит грузы с железнодорожных станций морских и речных портов и аэропортов. Широко используется автотранспорт на внутрипроизводственных перемещениях грузов почти во всех отраслях промышленности в строительстве и сельском хозяйстве. Большой объем перевозок грузов выполняется автомобилями занятыми в...
81841. Прямые, смешанные перевозки, их эффективность 25.69 KB
  На начало 90х годов большинство грузовых перевозок осуществлялось с участием двух и более видов транспорта т. С автомобильного транспорта на железнодорожный на грузовых районах и контейнерных пунктах по ориентировочной оценке в 1994 г. было передано не менее 4550 млн т различных грузов а с железнодорожного транспорта на автомобильный примерно 100 млн т в 2 раза больше.
81842. Принципы выбора видов транспорта 26.81 KB
  Четвертый принцип – обеспечение достоверной и достаточной информированности потребителей транспортных услуг в частности через рекламу о емкости качестве и стоимости этих услуг благодаря наличию хорошей экспедиторской службы по обслуживанию клиентов развитию материальных подходов в работе транспортных предприятий. Объективная информация транспортных услугах позволяет потребителям проводить сравнительные расчеты по оптимизации своих затрат на транспорт рационализировать перевозку и эффективнее размещать заказы определять более выгодные рынки...
81843. Технико–эксплуатационные характеристики железнодорожного транспорта 27.33 KB
  Массовость перевозок в сочетании с довольно низкой себестоимостью малые эксплуатационные расходы и достаточно высокой скоростью доставки; более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта. Относительные недостатки железнодорожного транспорта: ограниченная маневренность из-за привязки к колее; высокая первоначальная стоимость основных фондов: стоимость строительства 1 км однопутной линии примерно 10 млн.
81844. Особенности транспортного обслуживания городов 27.79 KB
  Для городского пассажирского транспорта важно соблюдение необходимого соответствия мощностей отдельных звеньев транспортной системы. Пассажиропотоки в часы пик определяют характер массовых передвижений и служат основой для определения потребности в подвижном составе при решении вопросов о провозной и пропускной способности транспорта и уличнодорожной...
81845. Себестоимость перевозок, особенности определения и различия по видам транспорта 27.43 KB
  Наибольшее влияние на нее оказывают следующие факторы: объем и дальность перевозок густота перевозок на 1 км линии грузоподъемность или пассажировместимость подвижного состава вагонов судов автомобилей автобусов самолетов и т. Особенно заметно повышение себестоимости грузовых перевозок на железнодорожном морском и речном транспорте. Повышение себестоимости перевозок обусловлено в основном повышением уровня заработной платы и оптовых цен на топливо подвижной состав машины оборудование и другие материалы.
81847. Основные свойства транспортного узла 26.03 KB
  Узлы играют важную роль в организации комбинированных перевозок и совершенствовании взаимодействия различных видов транспорта. В зависимости от хозяйственного профиля города можно выделить транспортные узлы обслуживающие: центры обрабатывающей промышленности центры добывающей промышленности многоотраслевые центры непромышленные и курортные центры. Классифицируются узлы и по числу взаимодействующих видов транспорта. Кроме того по расположению узлов в транспортной системе узлы бывают транзитные обслуживающие преимущественно транзитные...