82301

Причины гололда 1931-1932 годов и его последствия. Письмо «пятерых»

Доклад

История и СИД

В ходе проведения политики раскулачивания более 60 тысяч хозяйств были объявлены байскими и их имущество подлежало конфискации; более 40 тысяч было раскулачено а остальные скрылись бросив свое имущество. В 1929 году привлечено к ответственности 56 498 крестьян из них более 34 тысячи были осуждены. Тургайские перегибщики объявили лозунг Перегибов не допускать – парнокопытных не оставлять здесь из миллионного поголовья...

Русский

2015-02-26

30.48 KB

11 чел.

Причины гололда 1931-1932 годов и его последствия. Письмо «пятерых»

Причинами голода 1931-1932 гг. стала проводимая насильственно коллективизация сельского хозяйства. Колхозное строительство развивалось в республике быстрыми темпами со второй половины 1929 года. 8 тысяч рабочих, 1204 двадцатипятитысячников, которые по принципу российских деревень начали размещать кочевой аул. Параллельно проводилось оседание кочевых хозяйств.

Крайне тяжелыми последствиями обернулось «раскулачивание». В директивах указывалось, что удельный вес ликвидируемых кулацких дворов по отношению к общей массе хозяйств не должен превышать 3-5%. Но во многих районах подобного количества кулаков никак не набиралось. А зачастую, план выполнялся настолько усердно, что фактически превышал в два, а то и три раза субъективно установленный контингент. В ходе проведения политики «раскулачивания» более 60 тысяч хозяйств были объявлены байскими, и их имущество подлежало конфискации; более 40 тысяч было раскулачено, а остальные скрылись, бросив свое имущество. В 1929 году привлечено к ответственности 56 498 крестьян, из них более 34 тысячи были осуждены. По секретной инструкции ЦИК СССР и Совнаркома от 4 февраля 1930 года начали арестовываться участники антиколхозных движений. Аресту и выселению в 1931 году были подвергнуты 5 500 семей, этот процесс продолжался в 1932-1933 годах.

Одновременно с коллективизацией активно шла хлебозаготовительная компания. В колхозах отбирали все запасы зерна, включая семенной фонд. В широких масштабах шла компания по заготовке мяса и шерсти, приведшая к массовому забою скота. Тургайские перегибщики объявили лозунг «Перегибов не допускать – парнокопытных не оставлять!», здесь из миллионного поголовья осталось 98 тысяч голов. Балхашскому району, где было 173 тысячи головы скота, была спущена разверстка в 297 тысяч голов, жители Чубартауского района сдали государству – 80 % всего поголовья скота. В итоге даже по официальным данным количество скота в республике сократилось на 20 млн. голов, т.е. наполовину, а в 1931 г. – еще на 10 млн. голов. Противники данных операций лишались избирательных прав, зачисление в подкулачники, практиковался превентивный (предупредительный) арест, угрозы о выселении за пределы края.

К февралю 1932 года 87 % хозяйств колхозников и 51,8 % единоличников полностью лишились своего скота. В 1930-1932 гг. разразился голод: в 1930 г. погибло от голода - 313 тысяч человек, 1931 - 755 тысяч, 1932 г. - погибли или ушли за пределы региона 769 тысяч. Прямые потери от голода составили 1 млн. 750 тысяч человек, или 40 % населения аула. Массовый отток населения в 1930/1931 гг. составил 1 млн. 70 тысяч человек (из них 616 тысяч безвозвратно, 414 тысяч вернулись). За счет мигрантов увеличилось число казахов в соседних регионах. Сократилась численность всех этносов, проживавших в Казахстане. Из 6,2 млн. жителей республики погибло от голода 2,1 млн., в том числе потери некоренного населения - 0,4 млн., численность казахов была восстановлена в 1969 г. На 1.01.1933 г. в республике осталось 4,5 млн. голов скота, до коллективизации было 40,5 млн.

Таким образом, результатом всех этих акций стал небывалый голод, поразивший все без исключения районы Казахстана. Огромные потери несло животноводство.

Интеллигенция предупреждала об опасностях этого процесса задолго до начала насильственного оседания и форсированной коллективизации, но безрезультатно.

Впоследствии: в июле 1932 г. было адресовано «Письмо пяти» (Г.Мусрепов, М.Гатауллин, М.Давлетгалиев, Е.Алтынбеков, К.Куанышев) Ф.Голощекину, в котором определены причины создавшегося положения. Т.Рыскулов в 1933 году направил письма Сталину, где приводил масштабы голода и указал новые районы расселения казахов и причины вынужденной миграции населения.

Крестьяне начали уходить в города, на стройки или откочевать за пределы района проживания. Начались восстания, в 1929-1931 гг. было убито 460 партийных работников, в Казахстане прокатилось 372 выступлений, где участвовало 80 тысяч человек. Восстание были подавлены, лидеры осуждены или расстреляны.

Руководство Казкрайкома (Ф. Голощекин, У. Исаев, И. Курамысов, Е. Ерназаров, С. Голодов) только в 1932 г. начали мероприятия по ликвидации искусственно созданных колхозов, вместо коммун были образованы сельхозартели, возвращены скот и имущество, оказана техническая и финансовая помощь для устройства кочевых хозяйств на оседлость (2 млн. пудов хлеба, 30 млн. рублей деньгами). В годы второй пятилетки была оснащена техническая база, состоялся съезд колхозников, принявший Устав сельхозартели, были созданы около 200 совхозов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55003. Подорож моєї мрії 88.5 KB
  Вдале географічне розташування Буковель оточений амфітеатром красивих гір створює комфортні умови для відпочинку в Буковелі. Унікальні кліматичні умови надзвичайна краса карпатських гір живописні ландшафти а також джерела мінеральних вод залучають на відпочинок і лікування в Буковелі велику кількість туристів. Відпочинок в Буковелі добрий у будьякий час року але в першу чергу Буковель вважається гірськолижним курортом тому кращий час його відвідин зимові місяці. Любителі гір з різних куточків світу з'їжджаються на гірськолижний...
55004. Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования. Факторы, определяющие динамику инвестиционного спроса 20.39 KB
  Инвестиции — долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли. Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговорённые сроки независимо от прибыльности проекта
55005. Подорож по країні здоров’я 49.5 KB
  А ще допомагає лікувати хворих зелена аптека. Аптека зелена зелена аптека Від тебе і мене вона не далеко. Зелена аптека це трави і квіти Що в кошик збирають дорослі і діти. Зелена аптека що бачиш навкруг Це наш помічник і хороший наш друг.
55006. У СВІТ ФОРМУЛ СКОРОЧЕНОГО МНОЖЕННЯ 212 KB
  МЕТА: Закріпити знання формул скороченого множення та вмінь використовувати ці формули при розкритті дужок, спрощенні та знаходженні значень виразів. Показати красу математики, перетвори захоплюючу подорож, де кожний зможе проявити себе.
55007. ПОДОРОЖ 55 KB
  The topic of our lesson is “Travelling“. By the end of the lesson you will be able: To recognize and understand new words and word-combinations when reading the sentences. To understand main ideas from the text when listening to it. To use words and word-expressions when speaking.
55008. Сім подорожей по Черкащині 5.22 MB
  Черкаси Головне місто області її адміністративний промисловий і культурний центр знаходиться на правому мальовничому березі Дніпра у верхній частині Кременчуцького водосховища найбільшого на усьому дніпровському водному каскаді. Місто росло й розвивалось.
55009. Вчора – дошколярики, а завтра – школярі 56.5 KB
  Мета: виявити обсяг знань дітей про звуковий склад слова, уміння ділити слова на склади, пригадувати слова із заданим звуком на початку, в середині і в кінці слова; поскладове читання;...
55010. Як здійснити подвиг. Астрід Ліндгрен «Пеппі Довгапанчоха» (розділ «Пеппі стає рятівницею») 62.5 KB
  Мета: вчити учнів розуміти зміст понять героїчний учинок подвиг; розвивати критичне мислення учнів їхню емоційну сферу уміння аналізувати твір оцінювати вчинки робити висновки; виховувати почуття небайдужості активну життєву позицію готовність до героїчних учинків.
55011. Сохраним память про подвиг 5.26 MB
  ЦЕЛЬ: рассмотреть основной ход событий Великой отечественной войны; охарактеризовать роль и вклад украинского народа в борьбе с фашистскими захватчиками, определить основные последствия Великой отечественной войны для нашего государства...