82303

Курс на индустриализацию и ее особенности в Казахстане

Доклад

История и СИД

В экономике Казахстана преобладало сельское хозяйство на которое приходилось 844 всей валовой продукции 90 населения проживало в сельской местности. В начале индустриализации Казахстана основное внимание было сосредоточено на комплексном восстановлении наиболее крупных и важных для того времени объектов тяжелой промышленности. В 19261939 годах население Казахстана увеличилось на 1 1335 тысяч человек появились новые города возросла численность городского населения в 24 раза. В годы индустриализации практиковалось шефство над...

Русский

2015-02-26

33.01 KB

5 чел.

Курс на индустриализацию и ее особенности в Казахстане.

Решением 14 съезда ВКП (б) в 1925 году принят курс на индустриализацию, в Казахстане этот процесс совпал по времени с первой пятилеткой развития народного хозяйства СССР (1928-1932 гг.). «Пятилетки» - это административное планирование экономической жизни страны, появившееся с 1928 года. В начале «пятилетки» определялись планы государства и обязательства регионов. На съездах партии отмечались позитивные результаты, критиковались негативные стороны.

Процесс индустриализации понимают в более широком смысле, как «подведение базы современной техники под промышленность, транспорт, сельское хозяйство». В Казахстане индустриализация проходила в более тяжелых условиях.

В экономике Казахстана преобладало сельское хозяйство, на которое приходилось 84,4 % всей валовой продукции, 90 % населения проживало в сельской местности. В первую очередь требовалось преодолеть технико-экономическую отсталость края. Для решения этой задачи Казахстан был включен в общий генеральный план индустриализации страны.

Индустриализация в Казахстане началась с изучения естественных ресурсов, необходимых для будущей промышленности. За годы пятилетки расширилось изучение богатейших сырьевых ресурсов республики, особенно ее недр. Только в 1931 г. в Казахстане работало до 150 геологоразведочных партий и научных – экспедиций из разных городов страны. Они выявили новые многочисленные месторождения угля, нефти, медных, полиметаллических, железных руд, химического сырья и т.д. На базе этих месторождений затем закладывались шахты и рудники, создавались новые предприятия, электростанции. Создание Карагандинского угольного бассейна – одна из самых ярких страниц в истории социалистической индустриализации республики.

Комплексные экспедиции АН СССР в конце 20-х – начале 30-х гг. охватили практически всю территорию республики. Академик Н.С. Курнаков сделал вывод, что Казахстан - «сплошная металлогеническая провинция Советского Союза». Молодой казахский инженер-геолог К.И. Сатпаев произвел разведку месторождений меди в районе Джезказгана.

В начале индустриализации Казахстана основное внимание было сосредоточено на комплексном восстановлении наиболее крупных и важных для того времени объектов тяжелой промышленности. Ускоренными темпами шло восстановление Байконурских каменноугольных копей и Джезказганских рудников. На Карсакпае завершилось сооружение главных цехов медеплавильного завода. Ширился фронт работ по реконструкции нефтепромыслов Доссор и Макат.

В первые годы индустриализации вступили в строй 92 маслозавода, новые кожевенные заводы в Петропавловске и Уральске, была реконструирована соледобывающая промышленность на Аральском море и т.д.

Ускорился процесс восстановления предприятий нефтяной, легкой, пищевой промышленности. Повсеместно начала работать и производить нужные населению изделия первой необходимости кустарная промышленность. Ускоренными темпами началось строительство одного из крупных и важных для того времени предприятий цветной металлургии республики – Карсакпайского медеплавильного завода. 7 ноября 1928 г. Карсакпай дал стране первую медь.

Индустриализация осуществлялась за счет сверхналога с крестьян, командными и административными методами. В это время шел процесс урбанизации, если накануне индустриализации городское население составляло 8,6 % населения края, то к концу 30-х годов достигло 29,8 %.

Изменился удельный вес казахов в составе рабочего класса, увеличившись с 19,8 % в 1928 году до 43 % в 1935 году, одной из причин данного процесса стало бегство голодного населения в города. Соответственно, произошли изменения в этническом составе городов, в 1939 году в городах проживало 375 тысяч казахов – в пять раз больше, чем в 1926 году, но это составляло лишь 16 % казахского населения, удельный вес казахов среди городских жителей поднялся до 21,9 %.

В 1926-1939 годах население Казахстана увеличилось на 1 133,5 тысяч человек, появились новые города, возросла численность городского населения в 2-4 раза.

В годы индустриализации практиковалось шефство над промышленностью Казахстана, пионерами стали рабочие Москвы.

В Казахстане развернулось социалистическое соревнование за выполнение государственного плана, в 1930 году насчитывалось 30 ударников. Главной проблемой была нехватка кадров, поэтому стали открываться краткосрочные курсы, школы ФЗУ(фабрично-заводского ученичества), кружки. В сентябре 1933 года принято Постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР о подготовке кадров для Казахстана

Для увеличения производительности труда пропагандировалось стахановское движение, последователем А. Стаханова стал шахтер Караганды Т.Кузембаев. В декабре 1935 года прошел первый слет передовиков цветной промышленности республики.

Одной из задач выступала проблема средств связи и транспорта, так как первые промышленные предприятия создавались в отдаленных друг от друга на сотни километров районах, располагавших источниками сырья. Поэтому важное значения приобрело сооружение новых железных дорог. Здесь особую историческую роль сыграло строительство Туркестано-Сибирской железной дороги протяженностью 1500 км. Турксиб, построенный за три года вместо пяти лет, намеченных по плану, создал предпосылку к более быстрому переходу республики от докапиталистических форм хозяйства к его социалистической реконструкции. Дорога строилась с 1927 года до 28 апреля 1930 года, северные и южные участки сомкнулись на станции Айнабулак, с января 1931 года дорога была сдана в постоянную эксплуатацию. Начиная с 1930 г. Турксиб обеспечивал транспортные связи области с районами Юго-восточного Казахстана и Сибири, с одной стороны, Европейские части страны и республик Средней Азии – с другой.

При правительстве РСФСР был открыт специальный комитет содействия постройке Турскиба во главе с Т.Рыскуловым, начальником строительства был назначен В.Шатов, комиссию содействия возглавил председатель совнаркома республики Н.Нурмаков, на постройке железнодорожной магистрали трудилось почти 100 тысяч человек разных национальностей. Рядовой строитель Д.Омаров прошел путь до начальника Турксиба, его коллега Т.Казыбеков стал Героем Социалистического труда, начальником треста «Казахтрансстрой».

Турксиб ускорил строительство Балхашского медеплавильного комбината, железной дороги Боровое – Акмолинск – Караганда – Балхаш. Благодаря этому Карагандинский уголь получил выход через Петропавловск в Сибирь, Башкирию, на Южный Урал и Среднюю Волгу. Уже к концу 1932 г. протяженности железных дорог в республике составила 5186 км. В 1927 -1931 годах была поострена дорога Кокшетау – Алма-Аты.

За годы довоенных пятилеток Казахская ССР превратилось из аграрной в индустриально-аграрную республику, ведущую роль при этом играла тяжелая промышленность, удельный вес которой в 1940 г. составлял 63,4% против 20,5% в 1928 году. Валовая продукция промышленности увеличилась на 57,3 % (по СССР на 45 %), в 1940 г. республика заняла ведущее место в стране: по производству свинца – первое, цветной металлургии – второе, добыче угля и нефти – третье, энергетике и металлообработке – пятое, по химической промышленности – шестое. У Казахстана появились возможности удовлетворять общесоюзную и внутренние потребности. Наряду с цветными металлами и углем из Казахстана стали вывозить горнорудное сырье, а также фосфорные удобрения, химико-фармацевтические товары, мясные и консервные изделия, разнообразную продукцию легкой промышленности. В 1940 году действовали 2580 крупных предприятий, по сравнению с 1913 годом валовая продукция всей индустрии увеличилась в 7,9 раз, в том числе крупной в 19,5 раза. Развитие промышленности не шли параллельно с ростом жилищного фонда, проблема нехватки жилья наблюдалась во всех городах. Некоторые сдвиги произошли в социальной сфере, выразившиеся в строительстве объектов быта, здравоохранения, услуг. Госбюджет социально-культурной сферы достиг в 1940 году почти 1 миллиарда рублей, превысив уровень 1932 года в 12,5 раза.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15542. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 71 KB
  Основные понятия используемые в настоящем Федеральном законеВ целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:1 реклама – информация распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств адресованная неопреде
15543. Законодательство Российской Федерации о рекламе 37 KB
  Законодательство Российской Федерации о рекламе Законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения возникающие в процессе производства размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в с
15544. Общие требования к рекламе 138.5 KB
  5. Общие требования к рекламе1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.2. Недобросовестной признается реклама которая:1 содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обо...
15545. Защита несовершеннолетних в рекламе 25.5 KB
  6. Защита несовершеннолетних в рекламеВ целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются:1 дискредитация родителей и воспитателей подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;2 побуждение несовершеннолетних к то
15546. Товары, реклама которых не допускается 84 KB
  7. Товары реклама которых не допускаетсяНе допускается реклама:1 товаров производство и или реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации;2 наркотических средств психотропных веществ и их прекурсоров;3 взрывчатых веществ и материалов за исклю
15547. Реклама товаров при дистанционном способе их продажи 18.5 KB
  8. Реклама товаров при дистанционном способе их продажиВ рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического ли...
15548. Реклама о проведении стимулирующих мероприятий 14.5 KB
  9. Реклама о проведении стимулирующих мероприятийВ рекламе сообщающей о проведении стимулирующей лотереи конкурса игры или иного подобного мероприятия условием участия в которых является приобретение определенного товара далее – стимулирующее мероприятие должны б...
15549. Социальная реклама 43.5 KB
  10. Социальная реклама1. Рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица юридические лица органы государственной власти иные государственные органы и органы местного самоуправления а также муниципальные органы которые не входят в структуру органо
15550. Срок действия рекламы, признаваемой офертой 19.5 KB
  11. Срок действия рекламы признаваемой офертойЕсли в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации реклама признается офертой такая оферта действует в течение двух месяцев со дня распространения рекламы при условии что в ней не указан иной срок.Комментируем...