82304

Процесс демократизации в Казахстане. Образование партий и движений в 80-е-90-е годы

Доклад

История и СИД

Существовавшая ранее советская система государственного управления была полностью демонтирована коммунистическая партия перестала быть монополистом на политическом поле страны. Именно в это время начала оформляться Социальнодемократическая партия и Гражданское демократическое движение Азат. Сама Компартия к этому времени перестала быть единой. Это были партии Народный Конгресс Казахстана и Социалистическая партия Казахстана.

Русский

2015-02-26

31.19 KB

13 чел.

Процесс демократизации в Казахстане. Образование партий и движений в 80-е-90-е годы

В 90-е гг. ХХ века Казахстан начал осуществлять политические реформы. Страна переживала системный социально-экономический кризис, следствием которого стали спад в промышленности, гиперинфляция. Смена экономической и политической формаций привела к резкому снижению уровня жизни населения. При этом в стране отсутствовали даже зачатки рыночной экономики как одной из главных экономических предпосылок для осуществления политических реформ. Все это происходило на фоне усиления политизации этнического фактора, обострения межнациональных отношений. В настоящих условиях перед Казахстаном как страной, не имевшей традиций демократического развития и демократических институтов, встала задача создания государственности практически «с нуля».

При этом следует заметить, что в период с 1990-го по 1993 г. республика была вынуждена начинать строить государственность на базе старой Конституции и союзных законов, которые, отражая принципы прежней системы, абсолютно не отвечали новым реалиям и не могли служить правовой основой государственного строительства.

Именно в этот период были предприняты неординарные усилия для формирования пусть и далеко несовершенного, но первого поколения самостоятельных законодательных актов. Существовавшая ранее советская система государственного управления была полностью демонтирована, коммунистическая партия перестала быть «монополистом» на политическом поле страны. В Казахстане был введен пост Президента республики. Началось строительство и институционализация центральных органов государственного управления. При этом процесс государственного строительства в первую очередь включал в себя выбор между президентской и парламентской системами правления, решение проблемы разделения ветвей власти; распределение полномочий между центральными и местными уровнями власти, то есть то, что сегодня называется децентрализацией.

В 1993 г. Казахстан приступил к поиску оптимальной модели политической системы Казахстана. К этому времени был введен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, впервые в истории состоялись альтернативные выборы в Парламент. Эти изменения политической системы были законодательно закреплены в первой Конституции, принятой в январе 1993 г.

Однако с течением времени становилось очевидным, что построенная в то время система власти не справлялась с непрерывно возникающими проблемами, особенно в экономике. Кроме того, в первые годы независимости возникло противоречие между курсом исполнительной власти, представленной Президентом Казахской ССР, и законодательной властью в лице Верховного Совета. То есть государство представляло собой невиданный «гибрид» президентской республики советского типа. Это объяснялось тем, что в модели государственного устройства изначально было заложено глубинное и непреодолимое противоречие между новой, президентской формой правления, и старой системой Советов, которая генетически перенесла в новое государство все прежние недостатки. С течением времени оказалось, что именно Советы депутатов стали существенно тормозить темпы модернизации общества и государства, открыто пошли на консервацию устаревшей структуры экономики, оказались тормозом прогрессивного развития.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, представительская система Советов всех уровней в Казахстане была упразднена, а их полномочия делегированы Главе государства. То есть вся ответственность за развитие страны легла на плечи Президента Н.А. Назарбаева. Таким образом, институт президентства в условиях постсоветской действительности оказался в роли ведущего политического института в силу объективных обстоятельств и во благо молодого независимого государства.

К 1995 г. назрела объективная необходимость серьезного усиления исполнительной власти, способной оперативно реагировать и управлять процессами экономической жизни.

30 августа 1995 г. на республиканском всенародном референдуме народ Казахстана сделал свой исторический выбор, приняв Конституцию Республики Казахстан. Таким образом, Казахстан подтвердил приверженность принятым демократическим и экономическим преобразованиям, стремление формировать и совершенствовать гражданское общество и способствовать становлению правовых основ развития нашего государства.

Важной тенденцией в развитии социально-политической системы страны становится развитие институтов гражданского общества, возрастание роли общественных объединений.

Весной 1990 года на территории Казахстана началось становление многопартийности. Именно в это время начала оформляться Социально-демократическая партия и Гражданское демократическое движение «Азат». Азат главной своей целью ставил обретение Казахстаном независимости. В августе 1990 года людьми, осужденными за декабрьские события 1986 года в Алматы, создали партию «Желтоксан». Первые общественно-политические формирования возникли как оппозиция Компартии. Сама Компартия к этому времени перестала быть единой.

Второй этап в становлении многопартийности начался после ухода с политической арены в августе 1991 года Компартии. С лета 1991 года в республике начал действовать закон «Об общественных объединениях в Каз ССР». Первые партии прошли регистрацию 21 октября 1991 года. Это были партии Народный Конгресс Казахстана и Социалистическая партия Казахстана.

Осенью 1991 года возникли новые партии демократического направления – Республиканская партия Казахстана и политизированное профсоюзное объединение – Независимый профцентр. Сторонники прежней Компартии в декабре 1991 года создали по сути новую Компартию, однако она не была зарегистрирована в Министерстве юстиции, так как бла приверженцем сохранения СССР и единой КПСС.

Третий этап совпал по времени с проведением в феврале 1993 года конференции «Союза народного единства Казахстана». Этот этап характеризуется возникновением тенденций к объединению сил, созданию политических блоков.

В настоящее время в Казахстане официально зарегистрировано 9 политических партий: Народно-Демократическая партия «Нур Отан», Демократическая партия Казахстана «Ак жол», Демократическая партия «Адилет», Казахстанская социал-демократическая партия «Ауыл», Коммунистическая Народная партия Казахстана, Коммунистическая партия Казахстана (деятельность приостановлена), Общенациональная социал-демократическая партия «Азат», Партия патриотов Казахстана, Партия «Руханият».

В республике в настоящее время осуществляют деятельность более пяти тысяч неправительственных организаций. Принимаются меры по законодательной поддержке деятельности НПО. В рамках Гражданского форума создается новая модель партнерских отношений между «третьим сектором» и государством. Развитие неправительственного сектора способствует повышению общественной активности граждан и усилению влияния общества на качество работы государственных органов.

Устойчивыми темпами развиваются независимые средства массовой информации. Из всех действующих СМИ в республике более 80% являются негосударственными. Казахстанская интернет-аудитория является самой многочисленной в Центральной Азии и составляет более 600 тысяч человек.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8905. Операції банків з платіжними картками 198.07 KB
  Операції банків з платіжними картками Сутність та основні види платіжних карток Емісія, еквайринг та операції із застосуванням платіжних карток Розрахунки з використанням платіжних карток Національна система масових електронн...
8906. Кредитні операції банків. Кредитний ризик та методи управління ним 99.13 KB
  Кредитні операції банків Класифікація кредитних операцій банків. Поняття кредитного механізму та основні етапи процесу банківського кредитування. Особливості видачі позик та порядок їхнього оформлення. Кредитний ризик та мето...
8907. Кредитні операції банків. Кредитна політика банківських установ 269.68 KB
  Кредитні операції банків Оцінювання кредитоспроможності клієнта як метод мінімізації кредитного ризику. Форми забезпечення повноти та своєчасності повернення позик. Порядок формування та використання резервів для покриття втрат ві...
8908. Неторговельні операції банків в іноземній валюті 35.01 KB
  Неторговельні операції банків в іноземній валюті Операції з готівковою іноземною валютою. Операції банків з дорожніми чеками. Міжнародні перекази коштів фізичних осіб. 1. Операції з готівковою іноземною валютою Операції з готівково...
8910. Расшифровка прямозубых цилиндрических зубчатых колес эвольвентного зацепления 679 KB
  Расшифровка прямозубых цилиндрических зубчатых колес эвольвентного зацепления Цель работы - получение практических навыков определения основных параметров цилиндрических зубчатых колес с эвольвентным профилем зуба. Литература для подготовка...
8911. Множественное наследование в языке С++ 195.5 KB
  Множественное наследование в языке С++. 1. Цель работы Целью лабораторной работы является получение практических навыков при использовании множественного наследования в языке С++. 2. Темы для предварительного изучения Введение в классы П...
8912. Описать технологию ремонта аккумуляторных батарей 108 KB
  Описать технологию ремонта аккумуляторных батарей (проверку состояния аккумулятора, разборку, восстановление деталей, сборку, приготовление электролита и зарядку батарей, технические условия и контроль качества ремонта). Указать применяемое оборудов...
8913. Лекции по теоретической механике 774 KB
  Лекции по теоретической механике Динамика точки Лекция 1 Основные понятия динамики В разделе Динамика изучается движение тел под действием приложенных к ним сил. Поэтому, кроме тех понятий, которые вводились в разделе Кинематика, здесь необход...