82304

Процесс демократизации в Казахстане. Образование партий и движений в 80-е-90-е годы

Доклад

История и СИД

Существовавшая ранее советская система государственного управления была полностью демонтирована коммунистическая партия перестала быть монополистом на политическом поле страны. Именно в это время начала оформляться Социальнодемократическая партия и Гражданское демократическое движение Азат. Сама Компартия к этому времени перестала быть единой. Это были партии Народный Конгресс Казахстана и Социалистическая партия Казахстана.

Русский

2015-02-26

31.19 KB

12 чел.

Процесс демократизации в Казахстане. Образование партий и движений в 80-е-90-е годы

В 90-е гг. ХХ века Казахстан начал осуществлять политические реформы. Страна переживала системный социально-экономический кризис, следствием которого стали спад в промышленности, гиперинфляция. Смена экономической и политической формаций привела к резкому снижению уровня жизни населения. При этом в стране отсутствовали даже зачатки рыночной экономики как одной из главных экономических предпосылок для осуществления политических реформ. Все это происходило на фоне усиления политизации этнического фактора, обострения межнациональных отношений. В настоящих условиях перед Казахстаном как страной, не имевшей традиций демократического развития и демократических институтов, встала задача создания государственности практически «с нуля».

При этом следует заметить, что в период с 1990-го по 1993 г. республика была вынуждена начинать строить государственность на базе старой Конституции и союзных законов, которые, отражая принципы прежней системы, абсолютно не отвечали новым реалиям и не могли служить правовой основой государственного строительства.

Именно в этот период были предприняты неординарные усилия для формирования пусть и далеко несовершенного, но первого поколения самостоятельных законодательных актов. Существовавшая ранее советская система государственного управления была полностью демонтирована, коммунистическая партия перестала быть «монополистом» на политическом поле страны. В Казахстане был введен пост Президента республики. Началось строительство и институционализация центральных органов государственного управления. При этом процесс государственного строительства в первую очередь включал в себя выбор между президентской и парламентской системами правления, решение проблемы разделения ветвей власти; распределение полномочий между центральными и местными уровнями власти, то есть то, что сегодня называется децентрализацией.

В 1993 г. Казахстан приступил к поиску оптимальной модели политической системы Казахстана. К этому времени был введен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, впервые в истории состоялись альтернативные выборы в Парламент. Эти изменения политической системы были законодательно закреплены в первой Конституции, принятой в январе 1993 г.

Однако с течением времени становилось очевидным, что построенная в то время система власти не справлялась с непрерывно возникающими проблемами, особенно в экономике. Кроме того, в первые годы независимости возникло противоречие между курсом исполнительной власти, представленной Президентом Казахской ССР, и законодательной властью в лице Верховного Совета. То есть государство представляло собой невиданный «гибрид» президентской республики советского типа. Это объяснялось тем, что в модели государственного устройства изначально было заложено глубинное и непреодолимое противоречие между новой, президентской формой правления, и старой системой Советов, которая генетически перенесла в новое государство все прежние недостатки. С течением времени оказалось, что именно Советы депутатов стали существенно тормозить темпы модернизации общества и государства, открыто пошли на консервацию устаревшей структуры экономики, оказались тормозом прогрессивного развития.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, представительская система Советов всех уровней в Казахстане была упразднена, а их полномочия делегированы Главе государства. То есть вся ответственность за развитие страны легла на плечи Президента Н.А. Назарбаева. Таким образом, институт президентства в условиях постсоветской действительности оказался в роли ведущего политического института в силу объективных обстоятельств и во благо молодого независимого государства.

К 1995 г. назрела объективная необходимость серьезного усиления исполнительной власти, способной оперативно реагировать и управлять процессами экономической жизни.

30 августа 1995 г. на республиканском всенародном референдуме народ Казахстана сделал свой исторический выбор, приняв Конституцию Республики Казахстан. Таким образом, Казахстан подтвердил приверженность принятым демократическим и экономическим преобразованиям, стремление формировать и совершенствовать гражданское общество и способствовать становлению правовых основ развития нашего государства.

Важной тенденцией в развитии социально-политической системы страны становится развитие институтов гражданского общества, возрастание роли общественных объединений.

Весной 1990 года на территории Казахстана началось становление многопартийности. Именно в это время начала оформляться Социально-демократическая партия и Гражданское демократическое движение «Азат». Азат главной своей целью ставил обретение Казахстаном независимости. В августе 1990 года людьми, осужденными за декабрьские события 1986 года в Алматы, создали партию «Желтоксан». Первые общественно-политические формирования возникли как оппозиция Компартии. Сама Компартия к этому времени перестала быть единой.

Второй этап в становлении многопартийности начался после ухода с политической арены в августе 1991 года Компартии. С лета 1991 года в республике начал действовать закон «Об общественных объединениях в Каз ССР». Первые партии прошли регистрацию 21 октября 1991 года. Это были партии Народный Конгресс Казахстана и Социалистическая партия Казахстана.

Осенью 1991 года возникли новые партии демократического направления – Республиканская партия Казахстана и политизированное профсоюзное объединение – Независимый профцентр. Сторонники прежней Компартии в декабре 1991 года создали по сути новую Компартию, однако она не была зарегистрирована в Министерстве юстиции, так как бла приверженцем сохранения СССР и единой КПСС.

Третий этап совпал по времени с проведением в феврале 1993 года конференции «Союза народного единства Казахстана». Этот этап характеризуется возникновением тенденций к объединению сил, созданию политических блоков.

В настоящее время в Казахстане официально зарегистрировано 9 политических партий: Народно-Демократическая партия «Нур Отан», Демократическая партия Казахстана «Ак жол», Демократическая партия «Адилет», Казахстанская социал-демократическая партия «Ауыл», Коммунистическая Народная партия Казахстана, Коммунистическая партия Казахстана (деятельность приостановлена), Общенациональная социал-демократическая партия «Азат», Партия патриотов Казахстана, Партия «Руханият».

В республике в настоящее время осуществляют деятельность более пяти тысяч неправительственных организаций. Принимаются меры по законодательной поддержке деятельности НПО. В рамках Гражданского форума создается новая модель партнерских отношений между «третьим сектором» и государством. Развитие неправительственного сектора способствует повышению общественной активности граждан и усилению влияния общества на качество работы государственных органов.

Устойчивыми темпами развиваются независимые средства массовой информации. Из всех действующих СМИ в республике более 80% являются негосударственными. Казахстанская интернет-аудитория является самой многочисленной в Центральной Азии и составляет более 600 тысяч человек.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19948. Качественные представления о двухстадийном диффузионном переносе ГПД. Обзор физических моделей и их сопоставление 47.3 KB
  Обосновать необходимость разработки двухстадийной диффузионной модели миграции ГПД для объяснения полученных экспериментальных результатов. Представить краткий обзор моделей двухстадийного переноса. Рассмотреть систему диффуравнений, условия однозначности и решение стационарной задачи.
19949. Частные случаи решения задачи и их сопоставление с экспериментальными результатами 41.7 KB
  Рассмотреть частные случаи решения задачи и сопоставить их с экспериментальными результатами. Обосновать дополнительные гипотезы о связях между параметрами переноса и необходимость их введения при решении задачи по восстановлению параметров по экспериментальным данным. Представить методику определения энергий активации и предэкпоненциальных членов коэффициентов диффузии.
19950. Связи между параметрами переноса и влияние на них дополнительных гипотез 57.09 KB
  Рассмотреть связи между параметрами переноса и влияние на них дополнительных гипотез. Представить методику определения предэкпонентных членов коэффициентов диффузии. Обосновать желание использовать дополнительные экспериментальные материалы по выходу ГПД в низкотемпературной области. Предложить модель для описания выхода ГПД при низкой температуре. Поставить и решить соответствующую задачу. Сопоставить расчет с экспериментом.
19951. Предположение о равенстве зернограничных параметров переноса в низкотемпературной и высокотемпературной области для образца с (Топливо ВВЭР) 93.93 KB
  Ввести предположение о равенстве зернограничных параметров переноса в низкотемпературной и высокотемпературной области для образца с (Топливо ВВЭР). Рассмотреть связи (аналитическая и графическая форма) между параметрами переноса и влияние на них указанного выше предположения. Представить численные значения параметров переноса и погрешности их восстановления. Сопоставить полученные результаты с данными других авторов.
19952. Результаты экспериментальных исследований влияния деформации ползучести на выход ГПД 59.44 KB
  Познакомить слушателей с результатами экспериментальных исследований влияния деформации ползучести на выход ГПД. Предложить диффузионно-конвективную модель для описания выхода ГПД при наличии пластической деформации. Поставить и решить стационарную задачу. Сопоставить аналитическое решение с экспериментом.
19953. Современный этап развития ядерной энергетики. Реакторы на тепловых и быстрых нейтронах 87.44 KB
  Конкретные пути решения задач, поставленных Президентом, представлены в «Стратегии развития ядерной энергетики России до середины XXI века», принятой Минатомом России в 2000-м году и одобренной Правительством РФ. В последующие годы были разработаны и приняты к исполнению ряд конкретных программ по направлениям. Некоторые из них включают разделы связанные непосредственно с решением проблем экологии и выводом АЭС из эксплуатации, эти задачи обеспечиваются значительной финансовой поддержкой.
19954. Элементы активной зоны ядерного реактора и реакторные испытания 30.76 KB
  Снижение затрат в процессе разработки твэлов удается достигнуть при использовании расчетных программ определения их работоспособности. Использование в программах расчета феноменологических характеристик материалов требует экспериментального исследования последних в режимах, близких к режимам эксплуатации материалов в твэлах. Знание этих характеристик особенно важно для разработчиков твэлов.
19955. Программа комплексной стандартизации методов, облучательных устройств и технических требований к реакторным и стендовым испытаниям 23.73 KB
  Рассмотреть программу комплексной стандартизации методов, облучательных устройств и технических требований к реакторным и стендовым испытаниям. Познакомить слушателей с каталогом и рубрикатором методов радиационных испытаний материалов и изделий ядерной техники в реакторах и защитных камерах и отраслевыми стандартами.
19956. Классификаций реакторных испытаний 28.86 KB
  Любую классификацию, по-видимому, следует рассматривать как, достаточно, подвижную форму упорядочения наших представлений. Именно поэтому ее не следует считать законченной и устоявшейся. К представленной ниже классификации необходимо относиться как к одному из многих возможных вариантов, который может дополняться и уточняться.