82305

Насильственная коллективизация сельского хозяйства и ее последствия в Казахстане

Доклад

История и СИД

Советское правительство решило изыскать средства для индустриализации путем перекачки их из сельского хозяйства в промышленность. Советское правительство решило изыскать средства для индустриализации путем перекачки их из сельского хозяйства в промышленность. С позиции Голощекина Казахстан являлся в первую очередь аграрным регионом поэтому первоочередная задача состояла в развитии сельского хозяйства и мелкой обрабатывающей промышленности но никак не крупной.

Русский

2015-02-26

29.74 KB

5 чел.

Насильственная коллективизация сельского хозяйства и ее последствия в Казахстане

Программа масштабной индустриализации требовала больших средств. Советское правительство решило изыскать средства для индустриализации путем перекачки их из сельского хозяйства в промышленность. А формирование колхозного строя требовало времени, крупных финансовых вложений, а также моральной и психологической подготовки крестьянства. Но партия вновь прибегла к силовому методу и взяла курс на осуществление коллективизации.

В период проведения коллективизации пост Первого секретаря казахского краевого комитета партии большевиков занимал Филипп Исаевич Голощекин.

Филипп Исаевич Голощекин (настоящее имя – Шая Ицкович) родился в г.Невеле Витебской губернии. Родители принадлежали к мелкой буржуазии. Закончил четырехклассную школу, затем гимназию, зубоврачебную школу. В 1902 году вступил в РСДРП. Активный участник подпольного движения, не один раз был арестован. После Октябрьской революции занимал различные государственные и партийные посты. В 1925 году назначен первым секретарем Казахского крайкома РКП(б). Прибытие Голощекина в Казахстан определялась рядом факторов: - Сталин стремился закрепить за собой важный в геополитическом отношении регион, граничивший с Поволжьем, Уралом, Западной Сибирью, Средней Азией; - Голощекин должен был форсировать в Казахстане осуществление социально-экономических мероприятий. Став во главе краевой партийной организации Ф.И.Голощекин, избрал курс на обострение классовой борьбы в ауле под лозунгом «советизации аула». Так создавалась идейно-политическая основа для проведения «новой революции» в Казахстане. Эта политика получила в истории название политики «Малого Октября». Недовольные этой политикой национальные лидеры (Т.Рыскулов и др.) были отозваны в распоряжение ЦК ВКП(б), а другие (С.Садвокасов, С.Ходжанов, Ж.Мынбаев) были обвинены в национализме. Подвергался гонению и тонкий слой старой национальной интеллигенции. Программа масштабной индустриализации требовала больших средств. Советское правительство решило изыскать средства для индустриализации путем перекачки их из сельского хозяйства в промышленность. С позиции Голощекина Казахстан являлся в первую очередь аграрным регионом, поэтому первоочередная задача состояла в развитии сельского хозяйства и мелкой обрабатывающей промышленности, но никак не крупной.

27 августа 1928 года был принят декрет о конфискации и выселении крупных баев-полуфеодалов. К этой категории относились хозяйства имеющие более 400 (в кочевых районах), 300 (полукочевых районах), 150 (в оседлых районах) голов скота в переводе на КРС. По декрету было выселено более 600 крупных баев-полуфеодалов во всех районах республики. Это мероприятие подготовило почву для проведения насильственной коллективизации, которую намечали закончить к весне 1932 года

Со второй половины 1929 года в республике форсированно развивается колхозное движение. Создаются первые МТС (машино-тракторные станции). Для форсирования коллективизации в Казахстан были направлены двадцатипятитысячники из центральных районов России.

Одновременно с коллективизацией проводилось массовое оседание кочевых и полукочевых хозяйств. При этом в колхозных пунктах сосредотачивали тысячи поголовий скота, создавали из юрт четкие кварталы и улицы. Казахи были сдвинуты со своих зимовок и были обречены на вымирание в кварталах из юрт. К 1 апрелю 1930 года уже 50 % хозяйств было охвачено коллективизацией.

В ходе хлебозаготовок около 31 тыс. крестьян были подвергнуты репрессиям. По степи гулял лозунг: «Перегибов не допускать, парнокопытных не оставлять!» Порой доходило до абсурда: заставляли стричь зимой овец, в чисто скотоводческих районах требовали сдачи хлеба и т.д.

В результате этого территорию республики охватил голод. Тысячи семей откочевали в сопредельные регионы. Около 2 млн. человек погибло от голода. Резко снизилось поголовье скота, уровень которого удалось восстановить только к началу Великой отечественной войны. Тысячи семей откочевали в сопредельные регионы.

Эти события стали итогом политики, проводимой Голощекиным под покровительством Сталина. В 1933 году Ф.И.Голощекин был смещен с занимаемого поста и отправлен в центральный аппарат. 28 октября 1941 года он был расстрелян по приказу Берии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11469. Культура та цивілізація 297 KB
  Лекція 3. Культура та цивілізація. Питання про співвідношення культури та цивілізації є питанням полемічним. Якщо поняття культура є складним для розуміння на науковому рівні і добре окреслюється іншими поняттями на буденному рівні то поняття цивілізація в наук
11470. ПОХОДЖЕННЯ ЛЮДИНИ. САМОУСВІДОМЛЕННЯ ЛЮДСТВА У ВСЕСВІТІ 264.5 KB
  ЛЕКЦІЯ 4. ПОХОДЖЕННЯ ЛЮДИНИ. САМОУСВІДОМЛЕННЯ ЛЮДСТВА У ВСЕСВІТІ. Одним із принципових досягнень Відродження стало визнання загальнолюдської лінії культурного розвитку. Адже і схиляння перед античністю і критичне ставлення до середньовіччя зросли в ньому з усвідомл...
11471. ПРИРОДА І КУЛЬТУРА 117 KB
  Лекція 5. ПРИРОДА І КУЛЬТУРА Співвідношення природного і культурного. Людина як продукт біологічної та культурної еволюції. Культура основа гармонізації суперечностей між людиною і природою. Співвідношення природного і культурного. Проблема співвідношення п
11472. Культура первісної доби. Міфологічна модель світу 182 KB
  Лекція 6. Культура первісної доби. Міфологічна модель світу. Культура збирання і полювання. Історія людства налічує 35 40 тисяч років. Найтриваліший її відтинок історики найчастіше називають первіснообщинним ладом або камяним віком. У культурології ці терміни можна вжив...
11473. Культура і етнос. Ментальне поле культури. Проблема культурної ідентичності 460.5 KB
  Лекція 7. Культура і етнос. Ментальне поле культури. Проблема культурної ідентичності. Термін етнос у давньогрецькій мові має більш як десять значень: народ племя юрба стадо стан соціальна група клас тощо. Етнічна спільність це спільнота повязана певною ...
11474. Роль культурних орієнтацій у розвитку суспільства 650.5 KB
  Лекція 8. Роль культурних орієнтацій у розвитку суспільства. Поняття культурна орієнтація трапляється все частіше в наукових і публіцистичних творах гуманітарного спрямування. Воно постійно використовується в повсякденному спілкуванні. Як і кожне багатозначне понят
11475. Глобалізація і культура 91 KB
  Лекція 9. Глобалізація і культура. Глобалізаційні процеси в сучасній світовій культурі та теорія модернізації Питання взаємовпливу культур різного типу як проблема теорії культури була поставлена ще культурною антропологією початку XX ст. Значний внесок у її роз
11476. Семіотика культури 59 KB
  Лекція 10. Семіотика культури Семіотика культури передбачає вивчення соціокультурних процесів і явищ як системи висловлювань культурних текстів культурних мов яке здійснюється насамперед лінгвістичними методами. Засновник семіотики американський фі...
11477. ТЕХНІКА, КУЛЬТУРА, ПРИРОДА ЛЮДИНИ 209 KB
  ЛЕКЦІЯ 11 ТЕХНІКА КУЛЬТУРА ПРИРОДА ЛЮДИНИ Питання про місце техніки в соціальній історії в житті сучасного суспільства в життєвих цінностях та орієнтирах людини є одним із найбільш болючих. Ціла низка гуманістично налаштованих мислителів вважає що техніка з ї...