82308

Культурное строительство Казахстана в конце 80-х – нач. 90-х годов

Доклад

История и СИД

Образование в Казахстане в 80-90-е гг. ХХ века формировалось в основном на принципах, заложенных в 30-е годы: общественный характер, бесплатность, плановость. Достижениями являлись: высокий уровень грамотности: по итогам переписи...

Русский

2015-02-26

31.27 KB

6 чел.

Культурное строительство Казахстана в конце 80-х – нач. 90-х гг.

Образование в Казахстане в 80-90-е гг. ХХ века формировалось в основном на принципах, заложенных в 30-е годы: общественный характер, бесплатность, плановость. Достижениями являлись: высокий уровень грамотности: по итогам переписи 1989 года в группе «15 и старше» составлял 97,5 %, что выводило республику в число государств с высоким уровнем грамотности; средняя продолжительность обучения приближало Казахстан к высокоразвитым странам.

В начале 90-х годов в Казахстане функционировали 8743 дошкольных учреждений, 8 771 общеобразовательная школа, 1506 внешкольных организаций, 404 профтехучилищ. Сеть государственных высших учебных заведений с 1991 по 1995 годы увеличилась с 55 до 71, а численность обучающихся снизилась с 287,4 до 260 тысяч человек. Основная часть вузов имеет педагогический и технический характер. В 90-е годы были открыты образовательные учреждения нового типа: КИМЭП, Казахская высшая школа государственного управления, международные вузы, лицеи, колледжи, гимназии, элитарные школы.

В начале 90-х годов в республике функционировало 9011 культурно-досуговых учреждений, в 1995 году сократилось на 2 605 единиц.

В процессе централизации библиотечной системы все библиотеки были объединены в 275 централизованных библиотеках.

В 1991 году действовало 97 музеев, которые имели филиалы и отделы, в Казахстане насчитывалось 25 тысяч мемориальных исторических, археологических, архитектурных памятников. 43 театра, 25 концертных организаций обслуживали население.

В тоже время, с 1954 по 1986 годы в республике было закрыто более 600 школ с казахским языком обучения. В 1989 году 62,8 % казахов свободно владели, и обучалось на русском языке.

В период до 80-х годов развитие экономики в Казахстане имело более высокие темпы, чем в целом по Союзу. Этот процесс сопровождался и интенсивным научно-техническим прогрессом. За эти годы коллективам ученых и специалистам предприятий Казахстана за разработку и внедрение достижений науки и техники были присуждены Ленинские и Государственные премии.

В республике в эти годы создан ряд новых научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, в том числе шесть институтов в составе Академии наук. К началу 80-х г. в Казахстане имелось 140 научных учреждений, в которых работали 21,1 тыс. человек. Основные научные силы были сосредоточены в Академии наук - 31 научное учреждение, из них 24 научно-исследовательских института. Ученые Академии наук вели исследования практически по всем важнейшим направлениям экономики и науки.

Крупные научные силы имелись также в 55 высших учебных заведениях Министерства высшего и средне-специального образования, 13 научных учреждениях Минздрава, 14 научно-исследовательских институтах Восточного отделения ВАСХНИЛ, 3 НПО Минсельхоза республики. Кроме того, прикладные исследования вели 40 филиалов и подразделений союзных НИИ, находившихся в Казахстане.

В 90-е годы в Казахстане насчитывалось 279 научных учреждений, в том числе филиалы и самостоятельные лаборатории НИИ и вузов союзного подчинения. Численность работников, занятых основной научно-технической деятельностью, составила 50,6 тыс. человек.

Во второй половине ХХ века музыкальная культура Казахстана приобретает международное признание. На сцене по праву занимают высокое место оперы М. Тулебаева “Биржан и Сара”, Е. Брусиловского “Дударай”, К. Кожамьярова “Назугум”, песни композиторов Ш. Калдаякова, Л. Хамиди, Н. Тлендиева, А. Еспаева, И. Жаканова и других. Своим мастерством приумножили славу казахского музыкального искусства Б. Тулегенова, Е. Серкебаев, А. Днишев, Р. Багланова, музыканты сестры Накипбековы, А. Мусаходжаева, дирижер Т. Мынбаев, И. Хасангалиев, А. Бисеуов, Р. Рымбаева, Академический оркестр народных инструментов им. Курмангазы, молодежные коллективы “Гульдер”, “Дос-Мукасан”, “Айгуль”. В 60-70-е годы развивается балетное творчество, что во многом связано с творчеством талантливого балетмейстера Б. Аюханова.

В республике в 50-90-е годы работали профессиональные театры, в т.ч. Казахский, Русский театры драмы, Уйгурский театр музыкальной комедии, Корейский музыкально- драматический театр, театр юного зрителя, областные казахские и русские театры. В 1980 году в республике был открыт Немецкий театр драмы (г. Темиртау).

Казахстанскими кинематографами в 1955-1979 гг. было снято более 70 фильмов, зарекомендовавших себя среди лучших произведений советского киноискусства. Это фильмы - “Ботагоз”, “Наш милый доктор”, “Меня зовут Кожа”, “Кыз-Жибек”, “Конец атамана”, “Транссибирский экспресс”, “Выстрел на перевале Караш- Караш”, “Султан Бейбарс”. Успехи казахстанского кино, в первую очередь, связаны с творчеством артистов Н. Жантурина, И. Ногайбаева, А. Ашимова, А. Боранбаева, режиссеров Ш. Айманова, М. Бегалина, С. Ходжикова, А. Карсакпаева, Т. Теменова. Своим ярким творчеством на должную высоту подняли казахское изобразительное искусство К. Тельжанов, М. Кенбаев, Н. Нурмухамедов, Е. Сидоркин, Н. Гаев, Х. Наурызбаев, С. Мамбеев, Р. Сахи и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30698. Психологизм изображения внутреннего мира личности в лирике А.А.Ахматовой (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). Земное и вечное в стихотворении «Приморский сонет» 15.95 KB
  Облик героини поэзии Ахматовой предстает в житейской простоте но в нем заключается пафос сильной личности. Ее лирическая героиня не отражает персональной судьбы Ахматовой а отражает проявление женской доли женского голоса. Предметный мир воспринимается уже в ином виде: три ступеньки кажутся вечностью любимый прием Ахматовой – оксюморон темный дом свечи горевшие равнодушножелтым огнем. То в образе лирической героини проступают черты самой Ахматовой которая не верит что все происходит именно с ней – насмешницей любимицей всех...
30699. Стихотворение А. Блока «Незнакомка» 12.25 KB
  Блока Незнакомка Тема страшного мира звучит в третьем томе стихотворений А. Это лишь внешняя видимая сторона страшного мира. При этом все зримые образы материального мира у Блока обретают символический подтекст. Повествование о ресторанной встрече превращается в рассказ о человеке угнетенном пошлостью окружающего мира его стремлении освободиться от этого.
30700. АНАЛИЗ 1 ГЛАВЫ 1 ЧАСТИ «МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ» 20.62 KB
  Патриавшие пруды – это центр Москвы давно пользующийся дурной славой 3 Время года месяц: Весна май 4 Время суток: Небывало жаркий закат 5 странности возникающие в это время на Патриарших: одновременная икота литераторов; отсутствие в жаркое время отдыхающих под липами; появление прозрачного человека в клетчатом пиджаке; чувство необоснованного страха появившегося у Берлиоза. 6 Главные герои: Воланд Берлиоз Иван Бездомный. 8 Главная тема беседы: и никого из сынов Божьих не было в том числе и Иисуса Берлиоз Имейте...
30701. Анализ романа Замятина Мы 19.86 KB
  Солженицын1 История создания и смысл названия романа: Роман создавался вскоре после возвращения автора из Англии в революционную Россию в 1920 году по некоторым сведениям работа над текстом продолжалась и в 1921 году. Первая публикация романа состоялась за границей в 1924 году. В случае с названием романа Мы и с героем романа это утверждение особенно справедливо.
30702. Приём антитезы в произведениях русской литературы 2-й половины XIX века. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» 132.77 KB
  I антитеза ос6новное идейно композиционный принцип романа Преступление и наказание II функции антитезы. Приём антитезы при создании образа главного героя: А замечательная внешность Раскольникова и одежда нищего; Б описание каморки и страшная теория Раскольникова; В бесчеловечность теории и её неприятие сердцем сны Раскольникова. Приём антитезы в основе системы персонажей: А двойники Раскольникова Лужин и Свидригайлов; Б правда Сони Мармеладовой и правда Раскольникова.
30703. И. А. Бунин. Тема любви 15.98 KB
  Тема любви. В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта тонкий психолог умеющий передать состояние души раненной любовью. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству любви и каждый из них находил чтото неповторимое индивидуальное этой теме. Эта тайна бытия становится темой бунинского рассказа Грамматика любви1915.
30704. Образ нигилиста Базарова и тема смены поколений в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Тургеневский принцип «тайной психологии» в изображении человеческих характеров 13.82 KB
  Сюжет строится на столкновение двух враждебных идеологий – разночиннодемократической к которой относится Евгений Базаров и либеральнодворянской.Взгляды Базарова главного героя романа сводятся к резкой критике того положения которое сложилось в стране. Но Базаров не видит силы и в народе.
30705. Философское звучание стихотворения А.С. Пушкина «Вновь я посетил…» 12.03 KB
  Так в стихотворении начинает звучать мотив жизни и смерти. Мотив семьи таким образом перерастает в тему смены поколения вечного непрестанного обновления жизни. Так к финалу стихотворения мотив смерти преобразуется в мотив памяти а воспоминание о своем личном приобретает характер всеобщий философский.
30706. Новая социалистическая «волна» в Западной Европе: приход к власти лейбористов в Великобритании, социалистов во Франции, социал-демократов в Германии (опыт 1990-х гг.) 27.5 KB
  Германия В Западной Германии СоцДемокрПартГерм выиграла выборы в ФРГ в 1969 и находилась у власти до 1982 правительства в эти годы возглавлял Вилли Брандт а затем с 1974 Гельмут Шмидт. Вначале СДПГ выступала против перевооружения Западной Германии и вступления её в НАТО но впоследствии её позиция резко изменилась. В советском секторе оккупации где впоследствии была провозглашена ГДР СДПГ и Коммунистическая партия Германии объединились в Социалистическую единую партию Германии.