82308

Культурное строительство Казахстана в конце 80-х – нач. 90-х годов

Доклад

История и СИД

Образование в Казахстане в 80-90-е гг. ХХ века формировалось в основном на принципах, заложенных в 30-е годы: общественный характер, бесплатность, плановость. Достижениями являлись: высокий уровень грамотности: по итогам переписи...

Русский

2015-02-26

31.27 KB

7 чел.

Культурное строительство Казахстана в конце 80-х – нач. 90-х гг.

Образование в Казахстане в 80-90-е гг. ХХ века формировалось в основном на принципах, заложенных в 30-е годы: общественный характер, бесплатность, плановость. Достижениями являлись: высокий уровень грамотности: по итогам переписи 1989 года в группе «15 и старше» составлял 97,5 %, что выводило республику в число государств с высоким уровнем грамотности; средняя продолжительность обучения приближало Казахстан к высокоразвитым странам.

В начале 90-х годов в Казахстане функционировали 8743 дошкольных учреждений, 8 771 общеобразовательная школа, 1506 внешкольных организаций, 404 профтехучилищ. Сеть государственных высших учебных заведений с 1991 по 1995 годы увеличилась с 55 до 71, а численность обучающихся снизилась с 287,4 до 260 тысяч человек. Основная часть вузов имеет педагогический и технический характер. В 90-е годы были открыты образовательные учреждения нового типа: КИМЭП, Казахская высшая школа государственного управления, международные вузы, лицеи, колледжи, гимназии, элитарные школы.

В начале 90-х годов в республике функционировало 9011 культурно-досуговых учреждений, в 1995 году сократилось на 2 605 единиц.

В процессе централизации библиотечной системы все библиотеки были объединены в 275 централизованных библиотеках.

В 1991 году действовало 97 музеев, которые имели филиалы и отделы, в Казахстане насчитывалось 25 тысяч мемориальных исторических, археологических, архитектурных памятников. 43 театра, 25 концертных организаций обслуживали население.

В тоже время, с 1954 по 1986 годы в республике было закрыто более 600 школ с казахским языком обучения. В 1989 году 62,8 % казахов свободно владели, и обучалось на русском языке.

В период до 80-х годов развитие экономики в Казахстане имело более высокие темпы, чем в целом по Союзу. Этот процесс сопровождался и интенсивным научно-техническим прогрессом. За эти годы коллективам ученых и специалистам предприятий Казахстана за разработку и внедрение достижений науки и техники были присуждены Ленинские и Государственные премии.

В республике в эти годы создан ряд новых научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, в том числе шесть институтов в составе Академии наук. К началу 80-х г. в Казахстане имелось 140 научных учреждений, в которых работали 21,1 тыс. человек. Основные научные силы были сосредоточены в Академии наук - 31 научное учреждение, из них 24 научно-исследовательских института. Ученые Академии наук вели исследования практически по всем важнейшим направлениям экономики и науки.

Крупные научные силы имелись также в 55 высших учебных заведениях Министерства высшего и средне-специального образования, 13 научных учреждениях Минздрава, 14 научно-исследовательских институтах Восточного отделения ВАСХНИЛ, 3 НПО Минсельхоза республики. Кроме того, прикладные исследования вели 40 филиалов и подразделений союзных НИИ, находившихся в Казахстане.

В 90-е годы в Казахстане насчитывалось 279 научных учреждений, в том числе филиалы и самостоятельные лаборатории НИИ и вузов союзного подчинения. Численность работников, занятых основной научно-технической деятельностью, составила 50,6 тыс. человек.

Во второй половине ХХ века музыкальная культура Казахстана приобретает международное признание. На сцене по праву занимают высокое место оперы М. Тулебаева “Биржан и Сара”, Е. Брусиловского “Дударай”, К. Кожамьярова “Назугум”, песни композиторов Ш. Калдаякова, Л. Хамиди, Н. Тлендиева, А. Еспаева, И. Жаканова и других. Своим мастерством приумножили славу казахского музыкального искусства Б. Тулегенова, Е. Серкебаев, А. Днишев, Р. Багланова, музыканты сестры Накипбековы, А. Мусаходжаева, дирижер Т. Мынбаев, И. Хасангалиев, А. Бисеуов, Р. Рымбаева, Академический оркестр народных инструментов им. Курмангазы, молодежные коллективы “Гульдер”, “Дос-Мукасан”, “Айгуль”. В 60-70-е годы развивается балетное творчество, что во многом связано с творчеством талантливого балетмейстера Б. Аюханова.

В республике в 50-90-е годы работали профессиональные театры, в т.ч. Казахский, Русский театры драмы, Уйгурский театр музыкальной комедии, Корейский музыкально- драматический театр, театр юного зрителя, областные казахские и русские театры. В 1980 году в республике был открыт Немецкий театр драмы (г. Темиртау).

Казахстанскими кинематографами в 1955-1979 гг. было снято более 70 фильмов, зарекомендовавших себя среди лучших произведений советского киноискусства. Это фильмы - “Ботагоз”, “Наш милый доктор”, “Меня зовут Кожа”, “Кыз-Жибек”, “Конец атамана”, “Транссибирский экспресс”, “Выстрел на перевале Караш- Караш”, “Султан Бейбарс”. Успехи казахстанского кино, в первую очередь, связаны с творчеством артистов Н. Жантурина, И. Ногайбаева, А. Ашимова, А. Боранбаева, режиссеров Ш. Айманова, М. Бегалина, С. Ходжикова, А. Карсакпаева, Т. Теменова. Своим ярким творчеством на должную высоту подняли казахское изобразительное искусство К. Тельжанов, М. Кенбаев, Н. Нурмухамедов, Е. Сидоркин, Н. Гаев, Х. Наурызбаев, С. Мамбеев, Р. Сахи и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80781. Понятие, виды и принципы экологической экспертизы 29.8 KB
  Экологическая экспертиза проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Принципы экологической экспертизы Согласно Федеральному закону Об экологической экспертизе такая экспертиза основывается на принципах: презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения государственной...
80782. Правовое регулирование государственной экологической экспертизы 30.41 KB
  Цели проведения экологической экспертизы: 1 проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества; 2 предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы; 3 определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы. Законодательство РФ об экологической экспертизе: 1 Конституция РФ; 2 Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 1...
80783. Общественная экологическая экспертиза 30.78 KB
  Вторым нормативным актом в этой области явился Федеральный закон Об экологической экспертизе 1995 г. Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций объединений а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями объединениями основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды в том числе организация и проведение экологической экспертизы и которые зарегистрированы в порядке...
80784. Понятие и роль экономического регулирования в области охраны окружающей среды 30.11 KB
  Прежде всего он направлен на экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды. Правовые требования касающиеся экономических мер природопользования и охраны окружающей среды содержатся в ряде законов и подзаконных актов относящихся к экологическому и к иным отраслям российского законодательства. Основные требования в данной области предусмотрены Федеральным законом Об охране окружающей среды .
80785. Плата за негативное воздействие на окружающую среду 31.12 KB
  Некоторые общие требования относительно платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются в Федеральном законе Об охране окружающей среды ст. Определение размеров и взимание платы за загрязнение окружающей среды регламентируется на федеральном уровне достаточно подробно документом утвержденным постановлением Правительства Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды размещение отходов другие виды вредного воздействия. Исходными при определении платы за негативное воздействие на...
80786. Экологическое страхование 30.07 KB
  Для экологического страхования главным образом имеют значения положения ПС содержащиеся в статьях 927929931966 которые прямо закрепляют некоторые аспекты относящиеся к страхованию ответственности а именно: Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение экологического вреда осуществляется в силу прямого указания закона Данный вид страхования может осуществляться хозяйствующими субъектами как за свой счет так и за счет заинтересованных лиц. Однако обязательное страхование ответственности за счет бюджета не...
80787. Понятие и виды юридической ответственности за нарушение правовых экологических требований 30.62 KB
  Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды правоохранительных органов иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом физическим должностным или юридическим по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях наступающих для нарушителя. Посредством применения юридической ответственности...
80788. Ответственность за экологические преступления 30.98 KB
  К числу таковых отнесены незаконная добыча водных животных и растений незаконная охота нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне нарушение правил охраны и использования недр незаконная порядка леса уничтожение или повреждение лесов загрязнение водоемов и атмосферного воздуха загрязнение моря вредными веществами нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов и др. Субъектами...
80789. Дисциплинарная и материальная ответственность за экологические правонарушения 31.43 KB
  Материальная ответственность заключается в обязанности работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный ущерб причиненный по его вине предприятию организации в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей. Для привлечения работника к материальной ответственности необходимы следующие условия ее наступления: 1 причинение работником прямого действительного ущерба. Неполученные доходы улучшенная выгода взысканию с работника не подлежат ст.