82308

Культурное строительство Казахстана в конце 80-х – нач. 90-х годов

Доклад

История и СИД

Образование в Казахстане в 80-90-е гг. ХХ века формировалось в основном на принципах, заложенных в 30-е годы: общественный характер, бесплатность, плановость. Достижениями являлись: высокий уровень грамотности: по итогам переписи...

Русский

2015-02-26

31.27 KB

6 чел.

Культурное строительство Казахстана в конце 80-х – нач. 90-х гг.

Образование в Казахстане в 80-90-е гг. ХХ века формировалось в основном на принципах, заложенных в 30-е годы: общественный характер, бесплатность, плановость. Достижениями являлись: высокий уровень грамотности: по итогам переписи 1989 года в группе «15 и старше» составлял 97,5 %, что выводило республику в число государств с высоким уровнем грамотности; средняя продолжительность обучения приближало Казахстан к высокоразвитым странам.

В начале 90-х годов в Казахстане функционировали 8743 дошкольных учреждений, 8 771 общеобразовательная школа, 1506 внешкольных организаций, 404 профтехучилищ. Сеть государственных высших учебных заведений с 1991 по 1995 годы увеличилась с 55 до 71, а численность обучающихся снизилась с 287,4 до 260 тысяч человек. Основная часть вузов имеет педагогический и технический характер. В 90-е годы были открыты образовательные учреждения нового типа: КИМЭП, Казахская высшая школа государственного управления, международные вузы, лицеи, колледжи, гимназии, элитарные школы.

В начале 90-х годов в республике функционировало 9011 культурно-досуговых учреждений, в 1995 году сократилось на 2 605 единиц.

В процессе централизации библиотечной системы все библиотеки были объединены в 275 централизованных библиотеках.

В 1991 году действовало 97 музеев, которые имели филиалы и отделы, в Казахстане насчитывалось 25 тысяч мемориальных исторических, археологических, архитектурных памятников. 43 театра, 25 концертных организаций обслуживали население.

В тоже время, с 1954 по 1986 годы в республике было закрыто более 600 школ с казахским языком обучения. В 1989 году 62,8 % казахов свободно владели, и обучалось на русском языке.

В период до 80-х годов развитие экономики в Казахстане имело более высокие темпы, чем в целом по Союзу. Этот процесс сопровождался и интенсивным научно-техническим прогрессом. За эти годы коллективам ученых и специалистам предприятий Казахстана за разработку и внедрение достижений науки и техники были присуждены Ленинские и Государственные премии.

В республике в эти годы создан ряд новых научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, в том числе шесть институтов в составе Академии наук. К началу 80-х г. в Казахстане имелось 140 научных учреждений, в которых работали 21,1 тыс. человек. Основные научные силы были сосредоточены в Академии наук - 31 научное учреждение, из них 24 научно-исследовательских института. Ученые Академии наук вели исследования практически по всем важнейшим направлениям экономики и науки.

Крупные научные силы имелись также в 55 высших учебных заведениях Министерства высшего и средне-специального образования, 13 научных учреждениях Минздрава, 14 научно-исследовательских институтах Восточного отделения ВАСХНИЛ, 3 НПО Минсельхоза республики. Кроме того, прикладные исследования вели 40 филиалов и подразделений союзных НИИ, находившихся в Казахстане.

В 90-е годы в Казахстане насчитывалось 279 научных учреждений, в том числе филиалы и самостоятельные лаборатории НИИ и вузов союзного подчинения. Численность работников, занятых основной научно-технической деятельностью, составила 50,6 тыс. человек.

Во второй половине ХХ века музыкальная культура Казахстана приобретает международное признание. На сцене по праву занимают высокое место оперы М. Тулебаева “Биржан и Сара”, Е. Брусиловского “Дударай”, К. Кожамьярова “Назугум”, песни композиторов Ш. Калдаякова, Л. Хамиди, Н. Тлендиева, А. Еспаева, И. Жаканова и других. Своим мастерством приумножили славу казахского музыкального искусства Б. Тулегенова, Е. Серкебаев, А. Днишев, Р. Багланова, музыканты сестры Накипбековы, А. Мусаходжаева, дирижер Т. Мынбаев, И. Хасангалиев, А. Бисеуов, Р. Рымбаева, Академический оркестр народных инструментов им. Курмангазы, молодежные коллективы “Гульдер”, “Дос-Мукасан”, “Айгуль”. В 60-70-е годы развивается балетное творчество, что во многом связано с творчеством талантливого балетмейстера Б. Аюханова.

В республике в 50-90-е годы работали профессиональные театры, в т.ч. Казахский, Русский театры драмы, Уйгурский театр музыкальной комедии, Корейский музыкально- драматический театр, театр юного зрителя, областные казахские и русские театры. В 1980 году в республике был открыт Немецкий театр драмы (г. Темиртау).

Казахстанскими кинематографами в 1955-1979 гг. было снято более 70 фильмов, зарекомендовавших себя среди лучших произведений советского киноискусства. Это фильмы - “Ботагоз”, “Наш милый доктор”, “Меня зовут Кожа”, “Кыз-Жибек”, “Конец атамана”, “Транссибирский экспресс”, “Выстрел на перевале Караш- Караш”, “Султан Бейбарс”. Успехи казахстанского кино, в первую очередь, связаны с творчеством артистов Н. Жантурина, И. Ногайбаева, А. Ашимова, А. Боранбаева, режиссеров Ш. Айманова, М. Бегалина, С. Ходжикова, А. Карсакпаева, Т. Теменова. Своим ярким творчеством на должную высоту подняли казахское изобразительное искусство К. Тельжанов, М. Кенбаев, Н. Нурмухамедов, Е. Сидоркин, Н. Гаев, Х. Наурызбаев, С. Мамбеев, Р. Сахи и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44953. Устройство формирования сигнала тонального вызова 87.52 KB
  Полупериоды формируем используя €œзакольцовку рабочей точки программы в подпрограммах задержки по аналогии с программой Multi. К моменту начала составления текста программы желательно определиться с как можно большим количеством исходных данных. Так как программа должна исполняться непрерывно то в случае нахождения устройства в режиме ожидания включения на передачу рабочая точка программы должна €œзакольцеваться€ до последующего нажатия на кнопку в какой-нибудь подпрограмме. Часто такого рода закольцовки осуществляют в...
44954. Сканирование с прерыванием 110.21 KB
  Определимся с терминологией применяемой при описании программы работы устройства. Для удобства объяснения и восприятия целесообразно разделить рабочую часть программы на две части. Условимся называть группу команд в которой осуществляется сканирование каналов на наличие сигнала прерывания “основным телом†программы а часть которая отрабатывается после ухода в прерывание как подпрограмму прерывания. Следовательно речь идет о необходимости “ухода†рабочей точки программы на время наличия сигнала прерывания в подпрограмму...
44956. Индивидуальные и общественные потребности 35 KB
  Индивидуальные и общественные потребности Общество состоит из индивидов имеющих свои биологические особенности – состояние здоровья особенности физиологических процессов в организме различия в строении и функционировании нервной системы которые определяют природные задатки человека. В простейшем случае общественные потребности представляют собой просто сумму потребностей индивидуальных. В более сложных случаях общественные потребности выходят за пределы индивидуальных и не сводятся к их сумме. Томас Гоббс считал что государство необходимо...
44957. Потребности в общении, самореализации, собственности и статусе. Смысл богатства 35.5 KB
  Любой человек будет испытывать дискомфорт когда блокирована его потребность в Познании например когда долгое время нет доступа к новой информации.Потребность в общении Человек испытывает потребность поделиться е другими своими мыслями и чувствами читать газеты книги и журналы смотреть кинофильмы в спектакли слушать музыку и т. Следует особо выделить такую духовную потребность как потребность в общении с другими людьми. Возникшая на заре человеческого общества потребность в общении породившая язык как средство общения была наряду с...
44958. Природа и сущность человека и его потребностей 30.5 KB
  Природа и сущность человека и его потребностей. Понятия природа сущность человека часто употребляются как синонимы. В марксистской системе рассуждения понятие природы соотносилось обычно с биологическим естеством человека в то время как сущность человека усматривалась в его социальности в его общественной природе. В принципе под природой человека подразумеваются стойкие неизменные черты общие задатки и свойства выражающие его особенности как живого существа которые присущи хомо сапиенс во все времена независимо от биологической эволюции...
44959. Сущность человека. Сущность бытия. Основные потребности 35.5 KB
  Основные потребности. Человек удовлетворяет свои потребности посредством труда материального производства. В настоящее время стало ясно что потребности человека постепенно эволюционируют и заметно различаются в разные исторические эпохи. Психологи обычно делят потребности на первичные или насущные без удовлетворения которых человек вообще не может существовать и вторичные ненасущные удовлетворение которых не является обязательным условием физического существования человеческого организма.