82308

Культурное строительство Казахстана в конце 80-х – нач. 90-х годов

Доклад

История и СИД

Образование в Казахстане в 80-90-е гг. ХХ века формировалось в основном на принципах, заложенных в 30-е годы: общественный характер, бесплатность, плановость. Достижениями являлись: высокий уровень грамотности: по итогам переписи...

Русский

2015-02-26

31.27 KB

7 чел.

Культурное строительство Казахстана в конце 80-х – нач. 90-х гг.

Образование в Казахстане в 80-90-е гг. ХХ века формировалось в основном на принципах, заложенных в 30-е годы: общественный характер, бесплатность, плановость. Достижениями являлись: высокий уровень грамотности: по итогам переписи 1989 года в группе «15 и старше» составлял 97,5 %, что выводило республику в число государств с высоким уровнем грамотности; средняя продолжительность обучения приближало Казахстан к высокоразвитым странам.

В начале 90-х годов в Казахстане функционировали 8743 дошкольных учреждений, 8 771 общеобразовательная школа, 1506 внешкольных организаций, 404 профтехучилищ. Сеть государственных высших учебных заведений с 1991 по 1995 годы увеличилась с 55 до 71, а численность обучающихся снизилась с 287,4 до 260 тысяч человек. Основная часть вузов имеет педагогический и технический характер. В 90-е годы были открыты образовательные учреждения нового типа: КИМЭП, Казахская высшая школа государственного управления, международные вузы, лицеи, колледжи, гимназии, элитарные школы.

В начале 90-х годов в республике функционировало 9011 культурно-досуговых учреждений, в 1995 году сократилось на 2 605 единиц.

В процессе централизации библиотечной системы все библиотеки были объединены в 275 централизованных библиотеках.

В 1991 году действовало 97 музеев, которые имели филиалы и отделы, в Казахстане насчитывалось 25 тысяч мемориальных исторических, археологических, архитектурных памятников. 43 театра, 25 концертных организаций обслуживали население.

В тоже время, с 1954 по 1986 годы в республике было закрыто более 600 школ с казахским языком обучения. В 1989 году 62,8 % казахов свободно владели, и обучалось на русском языке.

В период до 80-х годов развитие экономики в Казахстане имело более высокие темпы, чем в целом по Союзу. Этот процесс сопровождался и интенсивным научно-техническим прогрессом. За эти годы коллективам ученых и специалистам предприятий Казахстана за разработку и внедрение достижений науки и техники были присуждены Ленинские и Государственные премии.

В республике в эти годы создан ряд новых научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, в том числе шесть институтов в составе Академии наук. К началу 80-х г. в Казахстане имелось 140 научных учреждений, в которых работали 21,1 тыс. человек. Основные научные силы были сосредоточены в Академии наук - 31 научное учреждение, из них 24 научно-исследовательских института. Ученые Академии наук вели исследования практически по всем важнейшим направлениям экономики и науки.

Крупные научные силы имелись также в 55 высших учебных заведениях Министерства высшего и средне-специального образования, 13 научных учреждениях Минздрава, 14 научно-исследовательских институтах Восточного отделения ВАСХНИЛ, 3 НПО Минсельхоза республики. Кроме того, прикладные исследования вели 40 филиалов и подразделений союзных НИИ, находившихся в Казахстане.

В 90-е годы в Казахстане насчитывалось 279 научных учреждений, в том числе филиалы и самостоятельные лаборатории НИИ и вузов союзного подчинения. Численность работников, занятых основной научно-технической деятельностью, составила 50,6 тыс. человек.

Во второй половине ХХ века музыкальная культура Казахстана приобретает международное признание. На сцене по праву занимают высокое место оперы М. Тулебаева “Биржан и Сара”, Е. Брусиловского “Дударай”, К. Кожамьярова “Назугум”, песни композиторов Ш. Калдаякова, Л. Хамиди, Н. Тлендиева, А. Еспаева, И. Жаканова и других. Своим мастерством приумножили славу казахского музыкального искусства Б. Тулегенова, Е. Серкебаев, А. Днишев, Р. Багланова, музыканты сестры Накипбековы, А. Мусаходжаева, дирижер Т. Мынбаев, И. Хасангалиев, А. Бисеуов, Р. Рымбаева, Академический оркестр народных инструментов им. Курмангазы, молодежные коллективы “Гульдер”, “Дос-Мукасан”, “Айгуль”. В 60-70-е годы развивается балетное творчество, что во многом связано с творчеством талантливого балетмейстера Б. Аюханова.

В республике в 50-90-е годы работали профессиональные театры, в т.ч. Казахский, Русский театры драмы, Уйгурский театр музыкальной комедии, Корейский музыкально- драматический театр, театр юного зрителя, областные казахские и русские театры. В 1980 году в республике был открыт Немецкий театр драмы (г. Темиртау).

Казахстанскими кинематографами в 1955-1979 гг. было снято более 70 фильмов, зарекомендовавших себя среди лучших произведений советского киноискусства. Это фильмы - “Ботагоз”, “Наш милый доктор”, “Меня зовут Кожа”, “Кыз-Жибек”, “Конец атамана”, “Транссибирский экспресс”, “Выстрел на перевале Караш- Караш”, “Султан Бейбарс”. Успехи казахстанского кино, в первую очередь, связаны с творчеством артистов Н. Жантурина, И. Ногайбаева, А. Ашимова, А. Боранбаева, режиссеров Ш. Айманова, М. Бегалина, С. Ходжикова, А. Карсакпаева, Т. Теменова. Своим ярким творчеством на должную высоту подняли казахское изобразительное искусство К. Тельжанов, М. Кенбаев, Н. Нурмухамедов, Е. Сидоркин, Н. Гаев, Х. Наурызбаев, С. Мамбеев, Р. Сахи и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29256. Зигмунд Фрейд (1856—1939) 43.5 KB
  Перенося психоанализ на область этнографии истории религии биографий великих деятелей культуры Фрейд и его последователи рассматривают культуру как проекцию индивидуальной психики на общественный экран. Фрейд создал Венское психоаналитическое общество 1908 известность и влияние которого постепенно распространились по Европе и Америке куда Фрейд выезжал для чтения лекций. Важным вкладом Фрейда в культурологию стали его исследования так называемого подсознательного той иррациональной и темной части человеческой психики где...
29257. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ 33.5 KB
  совокупность ролей которые выполняет культура по отношению к сообществу людей. Четвертый и последующие уровни функций культуры связаны с дифференциацией культуры на специализированные функциональные сегменты: экономическая культура военная культура культура торговли религиозная культура педагогическая культура и т. системы критериев качества осуществления тех или иных социальных функций культура труда и потребления культура быта культура языка культура научного мышления культура худож.
29258. Йохан Хейзинга (1872-1945) 46 KB
  Игра старше культуры игра предшествует культуре игра творит культуру таков лейтмотив концепции Хейзинги. Свой интерес к человеку играющему Хейзинга обосновывает следующим образом: люди оказались не столь разумными как наивно внушал светлый 18 век в своем почитании Разума. Человек играющий выражает такую же существенную функцию жизнедеятельности как и человек созидающий и должен занять свое место рядом с Homo faber.
29259. Христианский тип культуры 31 KB
  Православие как культурноисторический феномен. В целом несмотря на большое влияние Византии русская культура уже с первых шагов своего развития обнаруживает заметные черты своеобразия это проявилось и двоеверии причудливом сплаве который образовало греческое православие и славянское язычество и в многоглавии первых русских соборов и в эпосе и в самом строе повседневной жизни оставшемся неизменным у подавляющего большинства населения. Православие хочет быть полным откровением христианства. По своему внутреннему упованию православие...
29261. Элитарная и массовая культура 36.5 KB
  Когда уровень образования населения растет круг потребителей высокой культуры расширяется. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка высокой а популярная музыка массовой фильмы Феллини высокой а боевики массовой картины Пикассо высокой а лубок массовой. Однако существуют такие жанры литературы в частности фантастика детективы и комиксы которые всегда относят к популярной или массовой культуре но никогда к высокой. Органная месса Баха относится к высокой культуре но...
29262. Немецкий философ Карл Ясперс 40.5 KB
  Он также отвергал и материалистическое толкование истории марксизмом утверждая что в истории культуры значительную роль играют не экономические факторы а духовные. Марксом Ясперс отстаивает приоритет духовной составляющей в истории культуры а в полемике со Шпенглером утверждает ее единство. Таким образом Ясперс возвращается к линейной схеме истории культуры. Рисуя схему мировой истории К.
29263. Ментальность как ядро культурно-исторического типа 31.5 KB
  Культурные картины мира. КАРТИНА МИРА система интуитивных представлений о реальности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя картина мира. Можно выделить универсальную картину мира свойственную всему человечеству.
29264. Межкультурные коммуникации 35.5 KB
  Необходимыми условиями и структурными компонентами социокультурной коммуникации является наличие общего языка у субъектов коммуникации каналов передачи информации правил осуществления коммуникации семиотических этических. Однако собственно коммуникативными являются лишь действия осуществляемые со специальной целью коммуникации т. По его мнению все участники коммуникации ориентируются на обобщенные интерсубъективно понятые нормы коммуникации что в совокупности с коммуникативной компетентностью и наличием рациональных мотивов делает...