82309

Культурное строительство в 20-30-ые ХХ века

Доклад

История и СИД

Момышулы Лауреатом Государственной премии СССР в 1949 году стал казахский писатель М. Казахский государственный оркестр имени Курмангазы создан в 1934 году руководителем его стал А. В январе 1926 года в Кызылорде открылся первый в республике национальный казахский театр который возглавил Ж.

Русский

2015-02-26

34.57 KB

0 чел.

Культурное строительство в 20-30-ые ХХ в

После окончания гражданской войны в числе главных задач подъема культурного уровня трудящихся масс острейшей была проблема ликвидации неграмотности. В апреле 1924 года в Казахской АССР было организовано общество «Долой неграмотность». Процесс ликвидации неграмотности продвигался медленно: не хватало учителей, букварей для взрослых. К 1939 году грамотность в республике уже достигла 65 %. В мае 1926 года СНК республики принял «Устав единой трудовой школы Казахской АССР». В школьном строительстве был взят курс на снижение удельного веса одногодичных и двухгодичных школ и увеличение «трехлеток» и «четырехлеток». Особое внимание уделялось охвату школой девушек-казашек, для которых были созданы специальные школы. В 1930/31 учебном году был введен всеобуч в оседлых районах, весной 1931 года – в районах с кочевым образом жизни. Предусматривалась материальная помощь учащимся в виде стипендий, пособий, бесплатных учебников, одежды, расширения сети интернатов и общежитий. В создании учебников принимали участие представители казахской интеллигенции (С.Сейфуллин, С.Садвокасов, А.Байтурсынов, К.И.Сатпаев и др.). Школьная сеть отвечала многонациональному составу населения Казахстана: функционировали татарские, узбекские, уйгурские, немецкие, эстонские школы. Однако были и трудности. В результате голода 30-х гг. количество детей резко сократилось, увеличилось число сирот и беспризорных.

В 1939 году грамотность населения республики уже достигла 65 %, а среди казахского населения – 40 %. Ряд городов - Алма-Ата, Караганда, Аулие-Ата (ныне Тараз), Риддер (ныне Лениногорск). Чимкент, промышленные поселки Карсакпай, Степняк стали районами сплошной грамотности.

В 1928 году в Казахстане в Алма-Ате был открыт первый педагогический институт, затем сельхозинститут, мединститут. В 1934 году открылся Казахский государственный университет им. С.М.Кирова. Уже в 1940 году в нем действовало 15 кафедр, велась серьезная научно-исследовательская работа. Накануне войны в Казахстане действовало 20 вузов, 118 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось около 40 тыс. человек.

Росла сеть культурно-просветительных учреждений и массовых библиотек, клубных учреждений. В 1939 году была открыта Государственная публичная библиотека им. А.С. Пушкина. В республике, где до революции не было ни одного клубного учреждения, действовало 5237 домов культуры и клубов, из них 4908 находились в аулах и селах.

В области культуры, как и в области экономики, государственного строительства, в 20-30-е годы происходили сложные, весьма противоречивые процессы. Одновременно развивались процессы и создания и истребления культуры. С одной стороны, высокими темпами шла ликвидация неграмотности, осуществлялось всеобщее обязательное начальное образование, создавались вузы и техникумы, формировались все новые и новые отряды интеллигенции. С другой стороны, репрессии национальной интеллигенции. Неисчерпаемые потенциальные возможности нового строя, столь необходимые для расцвета национальной культуры казахского народа, оказались растоптанными.

Видным общественным деятелем, автором брошюры «Оян, казах» является М.Дулатов, в апреле 1930 года он был осужден на 10 лет заключения по статье 58 УК РСФСР, скончался в Соловецком лагере 5 октября 1930 года.

Основателем казахской литературы считают М.Жумабаева, его творчеству принадлежат стихи «Свобода», «Красный флаг» и другие.

Положение казахского народа во время национально-освободительного восстания 1916 года, революций 1917 года и гражданской войны описал в романе «Трудный путь, опасный переход» С.Сейфуллин в 1927 году. Он же является автором «Марсельезы казахской молодежи», произведений «Советстан», «Кокшетау».

Восстание 1916 года нашло отражение и в произведениях писателя Сабита Муканова - «Ботагоз», известность получили его романы «Сулушаш», «Жумбак жалау».

Литератор, основоположник казахской советской литературы Ж.Аймаутов был приговорен к расстрелу 4 апреля 1930 года. В 20-30 годы появились плеяда авторов, написавших такие произведения, как: Иса Байзаков - «Куралай сулу», И.Джансугуров - «Кулагер», Б.Майлин – «Азамат Азаматыч», Ж.Аймаутов- «Карткожа», М.Ауэзов – «Выстрел на перевале Караш-Караш», С.Ерубаев – «Мои ровесники», Г.Мустафин – «Жизнь и смерть», И.Шухов – «Горькая линия», Мате Залки – «Село за туманами».Казахский писателем, участником битвы под Москвой является Б.Момышулы Лауреатом Государственной премии СССР в 1949 году стал казахский писатель М.Ауэзов

Музыкальная шкатулка пополнилась такими личностями, как: Куляш Байсеитова в 1924 году стала народной артисткой СССР; Амре Кашаубаев в 1925 году на Мировом этнографическом концерте в Париже занял второе место, выступал в концерте творчества народов СССР на всемирной выставке декоративных искусств в Париже, в 1927 году - на всемирной музыкальной выставке во Франкфурте-на-Майне (Германия).

Казахский государственный оркестр имени Курмангазы создан в 1934 году, руководителем его стал А.Жубанов. С 1936 года начала деятельность казахская Государственная филармония имени Жамбыла. В 1939 году 77 летняя Дина Нурпеисова заняла первое место на Всесоюзном концерте исполнителей на народных инструментах.

В январе 1926 года в Кызылорде открылся первый в республике национальный казахский театр, который возглавил Ж.Шанин. Первая пьеса, постановленная на сцене Казахского национального театра – «Енлик-Кебек». В 1937 году за достижения в области культуры театру было присвоено звание Казахский академический театр драмы. Открытие театров последовало в Актюбинске, Чимкенте, Перовске, Караганде. В 1933 году в Алма-Ате начал театральный сезон уйгурский музыкально-драматический театр (известен постановками пьесы «Анархан»), в 1937 году – корейский (популярная постановка «Чупхин-дон»)

Евгений Брусиловский – один из авторов гимна 1944 года, стал создателем первых казахских опер «Кыз Жибек», «Ер Таргын», «Жалбыр», «Дударай». Положил на ноты 250 песен и кюев казахского народа.

В январе 1934 года в Алма-Ате был открыт Казахский государственный музыкальный театр (Казахский академический театр оперы и балета имени Абая), в первом же сезоне более сто раз была поставлена казахская опера «Айман-Шолпан». Основой первой казахской оперы Е.Брусиловского стала лирическая поэма «Кыз Жибек».

В ходе первой декады казахского искусства в Москве в мае 1938 года были продемонстрированы оперы «Кыз-Жибек» и «Жалбыр».

Алма-Атинское отделение треста «Востоккино» выпустило документальные фильмы («На джайляу», «Турксиб») и немые художественные ленты («Песни степей» и другие). В 1934 году появились первая студия хроникальных фильмов. Первым казахским звуковым фильмом стала кинокартина «Амангельды», выпущенная студией «Ленфильм» в 1938 году.

С прибытием Московской и Ленинградской киностудий, Алма-Атинскую студию документальных фильмов реорганизовали в студию «Казахфильм». Таким образом, центральная объединенная киностудия художественных фильмов в годы Великой Отечественной войны была создана в Алма-Ате. Народный художник А. Кастеев стал лучшим представителем мастерской П. Хлудова.

В 20-30 годы происходило становление науки республики, в октябре 1920 года было образовано Общество изучения Казахстана, который имел 4 филиала. Стали издаваться труды по истории, этнографии, археологии, совершенствовалась казахская письменность. Организованные комплексные экспедиции Академии наук СССР в 1926-1927 годах осуществили статистико-экономическое, почвенно-ботаническое, геологическое, гидрогеологическое обследование Казахстана.

В составе Казахстанской базы Академии Наук ССР, открытой в 1932 году действовали два сектора: зоологический и ботанический. В ноябре 1935 года была проведена сессия Ученого Совета Казахстанской базы АН СССР по вопросам комплексного использования природных ресурсов края. В 1936 году в состав базы вошел казахский научно-исследовательский институту национальной культуры, состоявший из секторов – казахского языка и литературы и народного творчества.

Накануне войны в Казахстане действовали 57 научных учреждений, где трудились более 1700 ученых, расходы на научно-исследовательские учреждения возросли в 12 раз. В составе казахского филиала АН СССР за годы войны были созданы 14 новых научно-исследовательских институтов. В ноябре 1944 года правительство приняло решение о его реорганизации в республиканскую академию, которая была открыта в июне 1946 года. В развитии науки Казахстана приняли участие всемирно известные ученые, как академики В.И. Вернадский, В.А. Обручев, А.М. Панкратова и другие.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4666. Налоговое право Российской федерации. Курс лекций 515 KB
  Основные понятия и положения налогового кодекса Налоговый кодекс РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности...
4667. Стандартизация, взаимозаменяемость, контроль в производстве 90.5 KB
  Стандартизация, взаимозаменяемость, контроль Кустарное производство изделий было чисто индивидуальным и основанным на пригонке деталей друг к другу. Взаимозаменяемость появилась как ответ на необходимость серийно выпускать промышленные изделия. В...
4668. Семьеведение. Учебное пособие для студентов. Познание семьи 485.64 KB
  В пособии рассматривается проблематика семьеведения – области комплексных междисциплинарных исследований любви, семьи и брака. Систематизирован разнообразный научный материал, позволяющий представить различные аспекты семейной жизни. Пособие пр...
4669. Основы проектирования режущего инструмента 1.94 MB
  Протяжки и прошивки. Назначение, классификация, определение и область применения Протяжка – это многолезвийный РИ с рядом последовательно – выступающим одно над другим лезвий в направлении, перпендикулярном к направлению скорости гл...
4670. Основные понятия в области нормирования точности 148 KB
  Основные понятия в области нормирования точности Терминология, применяемая в конкретной области науки или техники, для незнакомого с ней человека весьма напоминает иностранный язык. Если выражения посадка с зазором и посадка с натягом понятны не...
4671. Информационное обеспечение систем управления. Построение запросов при работе с базой данных 710.5 KB
  Тестовая база данных Перед изучением языка SQL необходимо рассмотреть тестовую базу данных на которой будут отрабатываться все запросы. Наша тестовая база данных полностью соответствует рассмотренной в учебном пособии по нормализации данных и создан...
4672. Организационно-технологические модели строительного производства 983 KB
  Организационно-технологические модели строительного производства Задача курсовой работы Задачей курсовой работы является закрепление студентом знаний полученных при прохождении теоретического курса Организационно-технологические модели строительного...
4673. Логика как наука о мышлении. Ее место в сфере научных знаний 645.5 KB
  Логика, как наука о мышлении является необходимым элементом образования для подготовки полноценных специалистов во всех сферах профессиональной деятельности. Логика способствует формированию логической культуры любого человека. Логически об...
4674. Тяговый расчёт автомобиля с механической трансмиссией на примере ВАЗ-2105 258.38 KB
  Исходные данные. Марка автомобиля: ВАЗ-2105. Двигатель: ВАЗ-2105, 1,3 л. Полная масса: 1395 кг Собственная масса автомобиля: 995 кг Максимальная скорость: 152 км/ч Максимальная мощность двигателя: 47кВт/63,3 л.с. Ча...