82309

Культурное строительство в 20-30-ые ХХ века

Доклад

История и СИД

Момышулы Лауреатом Государственной премии СССР в 1949 году стал казахский писатель М. Казахский государственный оркестр имени Курмангазы создан в 1934 году руководителем его стал А. В январе 1926 года в Кызылорде открылся первый в республике национальный казахский театр который возглавил Ж.

Русский

2015-02-26

34.57 KB

1 чел.

Культурное строительство в 20-30-ые ХХ в

После окончания гражданской войны в числе главных задач подъема культурного уровня трудящихся масс острейшей была проблема ликвидации неграмотности. В апреле 1924 года в Казахской АССР было организовано общество «Долой неграмотность». Процесс ликвидации неграмотности продвигался медленно: не хватало учителей, букварей для взрослых. К 1939 году грамотность в республике уже достигла 65 %. В мае 1926 года СНК республики принял «Устав единой трудовой школы Казахской АССР». В школьном строительстве был взят курс на снижение удельного веса одногодичных и двухгодичных школ и увеличение «трехлеток» и «четырехлеток». Особое внимание уделялось охвату школой девушек-казашек, для которых были созданы специальные школы. В 1930/31 учебном году был введен всеобуч в оседлых районах, весной 1931 года – в районах с кочевым образом жизни. Предусматривалась материальная помощь учащимся в виде стипендий, пособий, бесплатных учебников, одежды, расширения сети интернатов и общежитий. В создании учебников принимали участие представители казахской интеллигенции (С.Сейфуллин, С.Садвокасов, А.Байтурсынов, К.И.Сатпаев и др.). Школьная сеть отвечала многонациональному составу населения Казахстана: функционировали татарские, узбекские, уйгурские, немецкие, эстонские школы. Однако были и трудности. В результате голода 30-х гг. количество детей резко сократилось, увеличилось число сирот и беспризорных.

В 1939 году грамотность населения республики уже достигла 65 %, а среди казахского населения – 40 %. Ряд городов - Алма-Ата, Караганда, Аулие-Ата (ныне Тараз), Риддер (ныне Лениногорск). Чимкент, промышленные поселки Карсакпай, Степняк стали районами сплошной грамотности.

В 1928 году в Казахстане в Алма-Ате был открыт первый педагогический институт, затем сельхозинститут, мединститут. В 1934 году открылся Казахский государственный университет им. С.М.Кирова. Уже в 1940 году в нем действовало 15 кафедр, велась серьезная научно-исследовательская работа. Накануне войны в Казахстане действовало 20 вузов, 118 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось около 40 тыс. человек.

Росла сеть культурно-просветительных учреждений и массовых библиотек, клубных учреждений. В 1939 году была открыта Государственная публичная библиотека им. А.С. Пушкина. В республике, где до революции не было ни одного клубного учреждения, действовало 5237 домов культуры и клубов, из них 4908 находились в аулах и селах.

В области культуры, как и в области экономики, государственного строительства, в 20-30-е годы происходили сложные, весьма противоречивые процессы. Одновременно развивались процессы и создания и истребления культуры. С одной стороны, высокими темпами шла ликвидация неграмотности, осуществлялось всеобщее обязательное начальное образование, создавались вузы и техникумы, формировались все новые и новые отряды интеллигенции. С другой стороны, репрессии национальной интеллигенции. Неисчерпаемые потенциальные возможности нового строя, столь необходимые для расцвета национальной культуры казахского народа, оказались растоптанными.

Видным общественным деятелем, автором брошюры «Оян, казах» является М.Дулатов, в апреле 1930 года он был осужден на 10 лет заключения по статье 58 УК РСФСР, скончался в Соловецком лагере 5 октября 1930 года.

Основателем казахской литературы считают М.Жумабаева, его творчеству принадлежат стихи «Свобода», «Красный флаг» и другие.

Положение казахского народа во время национально-освободительного восстания 1916 года, революций 1917 года и гражданской войны описал в романе «Трудный путь, опасный переход» С.Сейфуллин в 1927 году. Он же является автором «Марсельезы казахской молодежи», произведений «Советстан», «Кокшетау».

Восстание 1916 года нашло отражение и в произведениях писателя Сабита Муканова - «Ботагоз», известность получили его романы «Сулушаш», «Жумбак жалау».

Литератор, основоположник казахской советской литературы Ж.Аймаутов был приговорен к расстрелу 4 апреля 1930 года. В 20-30 годы появились плеяда авторов, написавших такие произведения, как: Иса Байзаков - «Куралай сулу», И.Джансугуров - «Кулагер», Б.Майлин – «Азамат Азаматыч», Ж.Аймаутов- «Карткожа», М.Ауэзов – «Выстрел на перевале Караш-Караш», С.Ерубаев – «Мои ровесники», Г.Мустафин – «Жизнь и смерть», И.Шухов – «Горькая линия», Мате Залки – «Село за туманами».Казахский писателем, участником битвы под Москвой является Б.Момышулы Лауреатом Государственной премии СССР в 1949 году стал казахский писатель М.Ауэзов

Музыкальная шкатулка пополнилась такими личностями, как: Куляш Байсеитова в 1924 году стала народной артисткой СССР; Амре Кашаубаев в 1925 году на Мировом этнографическом концерте в Париже занял второе место, выступал в концерте творчества народов СССР на всемирной выставке декоративных искусств в Париже, в 1927 году - на всемирной музыкальной выставке во Франкфурте-на-Майне (Германия).

Казахский государственный оркестр имени Курмангазы создан в 1934 году, руководителем его стал А.Жубанов. С 1936 года начала деятельность казахская Государственная филармония имени Жамбыла. В 1939 году 77 летняя Дина Нурпеисова заняла первое место на Всесоюзном концерте исполнителей на народных инструментах.

В январе 1926 года в Кызылорде открылся первый в республике национальный казахский театр, который возглавил Ж.Шанин. Первая пьеса, постановленная на сцене Казахского национального театра – «Енлик-Кебек». В 1937 году за достижения в области культуры театру было присвоено звание Казахский академический театр драмы. Открытие театров последовало в Актюбинске, Чимкенте, Перовске, Караганде. В 1933 году в Алма-Ате начал театральный сезон уйгурский музыкально-драматический театр (известен постановками пьесы «Анархан»), в 1937 году – корейский (популярная постановка «Чупхин-дон»)

Евгений Брусиловский – один из авторов гимна 1944 года, стал создателем первых казахских опер «Кыз Жибек», «Ер Таргын», «Жалбыр», «Дударай». Положил на ноты 250 песен и кюев казахского народа.

В январе 1934 года в Алма-Ате был открыт Казахский государственный музыкальный театр (Казахский академический театр оперы и балета имени Абая), в первом же сезоне более сто раз была поставлена казахская опера «Айман-Шолпан». Основой первой казахской оперы Е.Брусиловского стала лирическая поэма «Кыз Жибек».

В ходе первой декады казахского искусства в Москве в мае 1938 года были продемонстрированы оперы «Кыз-Жибек» и «Жалбыр».

Алма-Атинское отделение треста «Востоккино» выпустило документальные фильмы («На джайляу», «Турксиб») и немые художественные ленты («Песни степей» и другие). В 1934 году появились первая студия хроникальных фильмов. Первым казахским звуковым фильмом стала кинокартина «Амангельды», выпущенная студией «Ленфильм» в 1938 году.

С прибытием Московской и Ленинградской киностудий, Алма-Атинскую студию документальных фильмов реорганизовали в студию «Казахфильм». Таким образом, центральная объединенная киностудия художественных фильмов в годы Великой Отечественной войны была создана в Алма-Ате. Народный художник А. Кастеев стал лучшим представителем мастерской П. Хлудова.

В 20-30 годы происходило становление науки республики, в октябре 1920 года было образовано Общество изучения Казахстана, который имел 4 филиала. Стали издаваться труды по истории, этнографии, археологии, совершенствовалась казахская письменность. Организованные комплексные экспедиции Академии наук СССР в 1926-1927 годах осуществили статистико-экономическое, почвенно-ботаническое, геологическое, гидрогеологическое обследование Казахстана.

В составе Казахстанской базы Академии Наук ССР, открытой в 1932 году действовали два сектора: зоологический и ботанический. В ноябре 1935 года была проведена сессия Ученого Совета Казахстанской базы АН СССР по вопросам комплексного использования природных ресурсов края. В 1936 году в состав базы вошел казахский научно-исследовательский институту национальной культуры, состоявший из секторов – казахского языка и литературы и народного творчества.

Накануне войны в Казахстане действовали 57 научных учреждений, где трудились более 1700 ученых, расходы на научно-исследовательские учреждения возросли в 12 раз. В составе казахского филиала АН СССР за годы войны были созданы 14 новых научно-исследовательских институтов. В ноябре 1944 года правительство приняло решение о его реорганизации в республиканскую академию, которая была открыта в июне 1946 года. В развитии науки Казахстана приняли участие всемирно известные ученые, как академики В.И. Вернадский, В.А. Обручев, А.М. Панкратова и другие.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61250. WHO (World Health Organization) 26.03 KB
  WHO was founded in 1948. In 1946 the United Nations held an International Health Conference in New York. There the Constitution of WHO was signed by 61 countries. Now-there are 150 member-states. Membership is open to all countries.
61252. Форматування диску 16.79 KB
  Мета: Теоретичні та практичні аспекти форматування диску. Програмне забезпечення для виконання форматування. Форматування диску це запис на диск певної службової інформації для забезпечення зручної і надійної роботи з інформацією що повинна зберігатися на диску.
61253. Времена года. Погода 20.02 KB
  Цель урока: вывести учащихся на творческий уровень владения темой (свободное владение лексическим и грамматическим материалом в рамках пройденной темы).
61256. Современный урок истории и требования к нему. Ивана III - Государь всея Руси 36.56 KB
  Цель урока: проследить процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы; раскрыть историческое значение свержения ига золотоордынских ханов. Правление Ивана III. III. Правление Ивана III.
61257. Правила чтения английских слов 29.48 KB
  Слово name похоже на русское наименование, но переводится имя. Такие похожие слова будут нам опорой в запоминании новых английских слов. Их мы назовем опорными.