82309

Культурное строительство в 20-30-ые ХХ века

Доклад

История и СИД

Момышулы Лауреатом Государственной премии СССР в 1949 году стал казахский писатель М. Казахский государственный оркестр имени Курмангазы создан в 1934 году руководителем его стал А. В январе 1926 года в Кызылорде открылся первый в республике национальный казахский театр который возглавил Ж.

Русский

2015-02-26

34.57 KB

1 чел.

Культурное строительство в 20-30-ые ХХ в

После окончания гражданской войны в числе главных задач подъема культурного уровня трудящихся масс острейшей была проблема ликвидации неграмотности. В апреле 1924 года в Казахской АССР было организовано общество «Долой неграмотность». Процесс ликвидации неграмотности продвигался медленно: не хватало учителей, букварей для взрослых. К 1939 году грамотность в республике уже достигла 65 %. В мае 1926 года СНК республики принял «Устав единой трудовой школы Казахской АССР». В школьном строительстве был взят курс на снижение удельного веса одногодичных и двухгодичных школ и увеличение «трехлеток» и «четырехлеток». Особое внимание уделялось охвату школой девушек-казашек, для которых были созданы специальные школы. В 1930/31 учебном году был введен всеобуч в оседлых районах, весной 1931 года – в районах с кочевым образом жизни. Предусматривалась материальная помощь учащимся в виде стипендий, пособий, бесплатных учебников, одежды, расширения сети интернатов и общежитий. В создании учебников принимали участие представители казахской интеллигенции (С.Сейфуллин, С.Садвокасов, А.Байтурсынов, К.И.Сатпаев и др.). Школьная сеть отвечала многонациональному составу населения Казахстана: функционировали татарские, узбекские, уйгурские, немецкие, эстонские школы. Однако были и трудности. В результате голода 30-х гг. количество детей резко сократилось, увеличилось число сирот и беспризорных.

В 1939 году грамотность населения республики уже достигла 65 %, а среди казахского населения – 40 %. Ряд городов - Алма-Ата, Караганда, Аулие-Ата (ныне Тараз), Риддер (ныне Лениногорск). Чимкент, промышленные поселки Карсакпай, Степняк стали районами сплошной грамотности.

В 1928 году в Казахстане в Алма-Ате был открыт первый педагогический институт, затем сельхозинститут, мединститут. В 1934 году открылся Казахский государственный университет им. С.М.Кирова. Уже в 1940 году в нем действовало 15 кафедр, велась серьезная научно-исследовательская работа. Накануне войны в Казахстане действовало 20 вузов, 118 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось около 40 тыс. человек.

Росла сеть культурно-просветительных учреждений и массовых библиотек, клубных учреждений. В 1939 году была открыта Государственная публичная библиотека им. А.С. Пушкина. В республике, где до революции не было ни одного клубного учреждения, действовало 5237 домов культуры и клубов, из них 4908 находились в аулах и селах.

В области культуры, как и в области экономики, государственного строительства, в 20-30-е годы происходили сложные, весьма противоречивые процессы. Одновременно развивались процессы и создания и истребления культуры. С одной стороны, высокими темпами шла ликвидация неграмотности, осуществлялось всеобщее обязательное начальное образование, создавались вузы и техникумы, формировались все новые и новые отряды интеллигенции. С другой стороны, репрессии национальной интеллигенции. Неисчерпаемые потенциальные возможности нового строя, столь необходимые для расцвета национальной культуры казахского народа, оказались растоптанными.

Видным общественным деятелем, автором брошюры «Оян, казах» является М.Дулатов, в апреле 1930 года он был осужден на 10 лет заключения по статье 58 УК РСФСР, скончался в Соловецком лагере 5 октября 1930 года.

Основателем казахской литературы считают М.Жумабаева, его творчеству принадлежат стихи «Свобода», «Красный флаг» и другие.

Положение казахского народа во время национально-освободительного восстания 1916 года, революций 1917 года и гражданской войны описал в романе «Трудный путь, опасный переход» С.Сейфуллин в 1927 году. Он же является автором «Марсельезы казахской молодежи», произведений «Советстан», «Кокшетау».

Восстание 1916 года нашло отражение и в произведениях писателя Сабита Муканова - «Ботагоз», известность получили его романы «Сулушаш», «Жумбак жалау».

Литератор, основоположник казахской советской литературы Ж.Аймаутов был приговорен к расстрелу 4 апреля 1930 года. В 20-30 годы появились плеяда авторов, написавших такие произведения, как: Иса Байзаков - «Куралай сулу», И.Джансугуров - «Кулагер», Б.Майлин – «Азамат Азаматыч», Ж.Аймаутов- «Карткожа», М.Ауэзов – «Выстрел на перевале Караш-Караш», С.Ерубаев – «Мои ровесники», Г.Мустафин – «Жизнь и смерть», И.Шухов – «Горькая линия», Мате Залки – «Село за туманами».Казахский писателем, участником битвы под Москвой является Б.Момышулы Лауреатом Государственной премии СССР в 1949 году стал казахский писатель М.Ауэзов

Музыкальная шкатулка пополнилась такими личностями, как: Куляш Байсеитова в 1924 году стала народной артисткой СССР; Амре Кашаубаев в 1925 году на Мировом этнографическом концерте в Париже занял второе место, выступал в концерте творчества народов СССР на всемирной выставке декоративных искусств в Париже, в 1927 году - на всемирной музыкальной выставке во Франкфурте-на-Майне (Германия).

Казахский государственный оркестр имени Курмангазы создан в 1934 году, руководителем его стал А.Жубанов. С 1936 года начала деятельность казахская Государственная филармония имени Жамбыла. В 1939 году 77 летняя Дина Нурпеисова заняла первое место на Всесоюзном концерте исполнителей на народных инструментах.

В январе 1926 года в Кызылорде открылся первый в республике национальный казахский театр, который возглавил Ж.Шанин. Первая пьеса, постановленная на сцене Казахского национального театра – «Енлик-Кебек». В 1937 году за достижения в области культуры театру было присвоено звание Казахский академический театр драмы. Открытие театров последовало в Актюбинске, Чимкенте, Перовске, Караганде. В 1933 году в Алма-Ате начал театральный сезон уйгурский музыкально-драматический театр (известен постановками пьесы «Анархан»), в 1937 году – корейский (популярная постановка «Чупхин-дон»)

Евгений Брусиловский – один из авторов гимна 1944 года, стал создателем первых казахских опер «Кыз Жибек», «Ер Таргын», «Жалбыр», «Дударай». Положил на ноты 250 песен и кюев казахского народа.

В январе 1934 года в Алма-Ате был открыт Казахский государственный музыкальный театр (Казахский академический театр оперы и балета имени Абая), в первом же сезоне более сто раз была поставлена казахская опера «Айман-Шолпан». Основой первой казахской оперы Е.Брусиловского стала лирическая поэма «Кыз Жибек».

В ходе первой декады казахского искусства в Москве в мае 1938 года были продемонстрированы оперы «Кыз-Жибек» и «Жалбыр».

Алма-Атинское отделение треста «Востоккино» выпустило документальные фильмы («На джайляу», «Турксиб») и немые художественные ленты («Песни степей» и другие). В 1934 году появились первая студия хроникальных фильмов. Первым казахским звуковым фильмом стала кинокартина «Амангельды», выпущенная студией «Ленфильм» в 1938 году.

С прибытием Московской и Ленинградской киностудий, Алма-Атинскую студию документальных фильмов реорганизовали в студию «Казахфильм». Таким образом, центральная объединенная киностудия художественных фильмов в годы Великой Отечественной войны была создана в Алма-Ате. Народный художник А. Кастеев стал лучшим представителем мастерской П. Хлудова.

В 20-30 годы происходило становление науки республики, в октябре 1920 года было образовано Общество изучения Казахстана, который имел 4 филиала. Стали издаваться труды по истории, этнографии, археологии, совершенствовалась казахская письменность. Организованные комплексные экспедиции Академии наук СССР в 1926-1927 годах осуществили статистико-экономическое, почвенно-ботаническое, геологическое, гидрогеологическое обследование Казахстана.

В составе Казахстанской базы Академии Наук ССР, открытой в 1932 году действовали два сектора: зоологический и ботанический. В ноябре 1935 года была проведена сессия Ученого Совета Казахстанской базы АН СССР по вопросам комплексного использования природных ресурсов края. В 1936 году в состав базы вошел казахский научно-исследовательский институту национальной культуры, состоявший из секторов – казахского языка и литературы и народного творчества.

Накануне войны в Казахстане действовали 57 научных учреждений, где трудились более 1700 ученых, расходы на научно-исследовательские учреждения возросли в 12 раз. В составе казахского филиала АН СССР за годы войны были созданы 14 новых научно-исследовательских институтов. В ноябре 1944 года правительство приняло решение о его реорганизации в республиканскую академию, которая была открыта в июне 1946 года. В развитии науки Казахстана приняли участие всемирно известные ученые, как академики В.И. Вернадский, В.А. Обручев, А.М. Панкратова и другие.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33238. Работа электрического тока 13.09 KB
  Мощность электрического тока показывает работу тока совершенную в единицу времени и равна отношению совершенной работы ко времени в течение которого эта работа была совершена.
33239. Второй закон Кирхгофа 13.06 KB
  В любом замкнутом контуре электрической цепи алгебраическая сумма ЭДС равна алгебраической сумме падений напряжений на всех его участках
33240. Магни́тное по́ле 13.55 KB
  Принцип работы асинхронного электродвигателя основан на взаимодействии вращающегося магнитного поля возникающего при прохождении трехфазного переменного тока по обмоткам обмоткам статора с током индуктированным полем статора в обмотках ротора в результате чего возникают механические усилия заставляющие ротор вращаться в сторону вращения магнитного поля при условии что частота вращения ротора n меньше частоты вращения поля n1 .
33241. Электромагнит 13.3 KB
  Обычно электромагнит состоит из обмотки и ферромагнитного сердечника который приобретает свойства магнита при прохождении по обмотке ток Регулирование скорости асинхронного двигателя Наиболее распространены следующие способы регулирования скорости асинхронного двигателя: изменение дополнительного сопротивления цепи ротора изменение напряжения подводимого к обмотке статора двигателя изменение частоты питающего напряжения а также переключение числа пар полюсов. Регулирование частоты вращения асинхронного двигателя путем введения...
33242. Закон полного тока 13.38 KB
  2Преимущества асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором следующие: приблизительно постоянная скорость при разных нагрузках; возможность кратковременных механических перегрузок; простота конструкции; простота пуска и легкость его автоматизации; более высокие соs j и к. чем у двигателей с фазным ротором. Практически асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором применяются в тех случаях когда не требуется регулирования скорости вращения двигателя. Преимущества асинхронных электродвигателей с фазным ротором: большой...
33243. Закон ома для магнитной цепи 12.92 KB
  Когда по катушке состоящей из до витков проходит ток I то он возбуждает магнитный поток Ф величина которого будет тем больше чем больше будет число ампервитков Iw. Произведение тока I на число витков w намагничивающая сила измеряется в амперах.
33244. Ферромагнитные материалы 13.25 KB
  Вращаясь вместе с ротором относительно статора поток в соответствии с законом электромагнитной индукции ЭМИ индуцирует в каждой фазе обмотки статора ЭДС . При замкнутой внешней цепи по обмоткам статора протекает ток нагрузки I который в свою очередь образует МДС статора . МДС создает магнитный поток реакции якоря и поток рассеяния аналогичный асинхронному двигателю который замыкается поперёк пазов статора и вокруг лобовых частей обмотки статора. Потоки и наводят в обмотке статора соответственно ЭДС и .
33245. Гистерезис 13.81 KB
  Электрические потери Рэл возникают в обмотках трансформатора и обусловлены их нагреванием при протекании по ним электрического тока. КПД трансформатора определяется как отношение активной мощности на выходе трансформатора к активной мощности на выходе первичной обмотки. КПД трансформатора зависит: 1 от конструкции трансформатора; 2 от степени загрузки трансформатора рис 4.9 Максимальный КПД будет у трансформатора с коэффициентом загрузки β = 045.
33246. Потенциал электростатического поля 13.32 KB
  Потенциал электростатического поля скалярная величина равная отношению потенциальной энергии заряда в поле к этому заряду: энергетическая характеристика поля в данной точке. Потенциал численно равен работе поля по перемещению единичного положительного заряда из данной точки электрического поля в бесконечность. Напряжение численно равно работе электростатического поля при перемещении единичного положительного заряда вдоль силовых линий этого поля.