82310

Развитие Казахской ССР в предвоенные годы

Доклад

История и СИД

В 1922 году со всех руководящих постов были смещены бывшие члены партии Алаш.Голощекииа занявшего пост первого секретаря Казкрайкома партии в 1925 году.Ежова назначенного заведующим организационноинструкторским отделом Казкрайкома партии. Из посланцев партии в Казахстан были репрессированы Л.

Русский

2015-02-26

31.54 KB

1 чел.

Развитие Казахской ССР в предвоенные годы

В 20-е годы XX века в стране проводится индустриализация, коллективизация и культурная революция, и ни у кого из руководства не было сомнений в правильности выбранного курса развития общества. За два десятилетия социализм дал народам: в области духовной - приобщение к высотам мировой культуры, в области национальной восстановление государственности. Но по-разному лидеры большевизма представляли темпы и методы строительства социализма, отношение диктатуры пролетариата к различным классам и слоям общества. Теория Сталина об обострении классовой борьбы по мере продвижения по пути социализма послужила базой для расширения функций карательных органов. В составе союзного Наркомата внутренних дел был создан особый совещательный орган, применяющий репрессивные меры.

Сталинская машина приступила к политике «создания коммунистических образов». Для этой цели создаются своеобразные «маяки», которым надо было подражать: образы Алексея Стаханова, Паши Ангелиной и др. передовиков производства. Везде вывешиваются плакаты, призывающие к бдительности против «врагов советской власти».

Волна репрессий обрушилась и на Казахстан, в результате пострадала, прежде всего, казахская творческая интеллигенция. В 1922 году со всех руководящих постов были смещены бывшие члены партии «Алаш». Политика давления усилилась и приняла особо жестокий характер с приходом Ф.И.Голощекииа, занявшего пост первого секретаря Казкрайкома партии в 1925 году. Он стал инициатором и вдохновителем «повой революции» - Малого Октября, в Казахстане, приведшего к трагедии казахского парода в ходе коллективизации. Преследование местных кадров усилилось в период работы Н.Ежова, назначенного заведующим организационно-инструкторским отделом Казкрайкома партии. Для начала процесса против членов Алаш-Орды использовали дело Каратая Аубакирова. происходившее в 1922 году в Чуйской долине. В этот период были расстреляны Ж.Аймаутов, А.Байдильдин, М.Дулагов - скончался в лагере. Остальные: А.Байтурсынов, М.Жумабасв и др., отбыв наказание, в 1937 году повторно, привлечены к ответственности и расстреляны.

Вслед за процессом над «промпартией» в Москве, в Кзыл-Орде в 1928 году

был «раскрыт заговор» строителей «красной столицы». Выездная сессия Верховного суда РСФСР по сфабрикованному делу строителей «красной столицы» провела процесс группы талантливых инженеров: П.Буддаси, С.Голдгора, М.Тынышпаева. В 1930 году группа представителей национальной интеллигенции (40 человек) в составе М.Тынышпаев, Х.Досмухамедов, Ж.Акпаев и др., осуждены, сосланы, расстреляны.

В 1937-1938 гг. террор принял массовый характер. Репрессированы писатели: С.Сейфуллин, Б.Майлин, И.Джансугуров. В 1937-1938гг подверглись репрессиям: основатель казахской исторической школы С.Асфепдиаров, основатель казахской лингвистики Ахмет Байтурсынов, представитель дунган М.Масанчи, профессор, ученый-языковед - К.Жубанов. М.Жумабаев был репрессирован как буржуазный националист. Из посланцев партии в Казахстан были репрессированы Л.Мирзоян и К.Рафальский. Показательные судебные процессы приняли массовый характер. В ноябре 1937 года большой резонанс получил судебный процесс над А.Асылбековым, Н.Нурсеитовым, М.Гатаулиным.

В период 30-40-х годов XX века большинство дел репрессированных рассматривали внесудебные органы «тройки» и «двойки». Этот период характеризуется чрезмерной суровостью применявшихся мер уголовного наказания, широко применялись такие меры, как объявление «врагом народа» с лишением гражданства, изгнанием из государства, лишением свободы, конфискацией имущества, расстрелом, арестом близких родственников.

На карте Казахстана в 30-50-е годы функционировал исправительно-трудовой лагерь особого режима, где содержались репрессированные Карлаг. Для содержания женщин и детей «изменников родины» на территории Казахстана был создан специальный лагерь АЛЖИР. В 30-е годы на территории Карагандинской области из спецпереселенцев создавались обсервации. Позднее стали выявляться места массового погребения расстрелянных людей. Одно из них обнаружено под Алматы в местечке Жаналык, где в 1937-1938 гг. были погребены тысячи невинных жертв тоталитаризма, в их числе: М.Жумабаев, С.Сейфуллин, И.Жансугуров, С.Асфендияров, А.Байтурсынов, Б.Майлин.

Согласно Конституции 1936 года Казахстан, входивший в состав РСФСР в качестве автономии, был преобразован в союзную республику, но союзные республики были лишены законодательной инициативы. В 1937 году была принята Конституция Казахской ССР, в которой было определено, что политическую основу республики составляют Советы депутатов трудящихся, а экономическую - социалистическая собственность. Роль Компартии Казахской ССР была зафиксирована, как руководящая и направляющая сила общества.

На XVIII съезде Коммунистической партии был взят курс на расширение индустриальной мощи страны, укрепление обороноспособности. В 1940 году началось массовое движение женщин за овладение мужскими профессиями.

Накануне войны Казахстан занимал первое место по производству свинца, угля - третье. Казахская ССР превратилась в развитую индустриально-аграрную республику, такой рывок был возможен благодаря политике ускоренных темпов развития добывающих отраслей промышленности. Строительство ряда металлургических комбинатов превратили цветную металлургию в ведущую отрасль промышленности Казахстана. Было покончено с зависимостью народного хозяйства страны от импорта цветных металлов. Методом народной стройки был построен Урало-Кушумский канал. Система государственных трудовых резервов возникла в конце 1940 года. Первым знамя стахановского движения на Риддере поднял рабочий Ихласов. Трудовой почин, призвавший девушек овладеть трактором накануне Великой Отечественной войны, принадлежал Паше Ангелиной. Осуществлялся переход экономики республики на военный лад. Ускоренными темпами шло строительство новых промыслов и шахт в Караганде, Актюбинского ферросплавного завода. Основными районами размещения перебазированных заводов и фабрик в первый год войны в Казахстане стали Алма-Ата, Уральск, Петропавловск, Чимкент, Семипалатинск, Караганда, Актюбинск.

Созданная народом в ходе индустриализации промышленность во многом предопределила победу в Великой Отечественной войне.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73785. Специфика подготовки практических психологов 56.21 KB
  Психологическая структура учебной деятельности. Для того чтобы студенты могли более эффективно организовывать свою учебу им полезно уже с первых дней обучения познакомиться с основными положениями психологической теории учебной деятельности. Оно является процессом и результатом активной познавательной прежде всего мыслительной деятельности самого учащегося по поиску добыванию и умственной переработке научных знаний а также по применению этих знаний в жизни. При преобладании деловой мотивации мотивы учебной деятельности совершенно не...
73786. Отечественные и зарубежные профессиональные психологические сообщества 18.71 KB
  Помимо национальных ассоциаций в Союз входят различные международные объединения специализированной направленности например Международная ассоциация прикладной психологии Европейская ассоциация экспериментальных социальных психологов Европейская ассоциация психологии личности Международное общество изучения развития поведения и ряд других. В России таким обществом является Российское Психологическое Общество в США Американская Психологическая Ассоциация в Великобритании Британское Психологическое Общество и т. В ряде стран...
73787. Формы практической психологической работы (индивидуальная, групповая, тренинг и коучинг) 25.32 KB
  Одним из главных преимуществ психологической работы в группе является то что групповой опыт противодействует отчуждению. Оказавшись в тренинговой или психотерапевтической группе человек избегает непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями и обнаруживает что его проблемы не уникальны что и другие переживают сходные чувства. Сплошь и рядом в группе человек встречает людей у которых имеются такие проблемы в сравнении с которыми собственная это просто цветочки. Однако если жизненные трудности переживаемые человеком в...
73788. Культурно-исторические предпосылки формирования потребности общества в психологических знаниях. Место психологии в современном мире 23.68 KB
  Место психологии в современном мире. Но в те времена психологии как отдельной науки еще не было. Появление психологии в Древней Греции на рубеже VIIVI вв. Естественно что в обширном предмете философии к психологии относилась область связанная в первую очередь с человеком да и само исследование души психики связывалось преимущественно с особенностями психики человека.
73789. Социальный заказ на профессию психолога 17.72 KB
  Социальный заказ на работу практического психолога формируется в обществе или точнее в некоторой его части осознавшей необходимость в профессиональной помощи для преодоления возникших трудностей. Первыми осознали важность и нужность особого вида деятельности психолога практической представители профессий типа человекчеловек по типологии Е. Представления окружающих о содержании работы психолога неконкретны его профессиональные возможности нередко преувеличиваются.
73790. Отличие житейской психологии от научной 14.53 KB
  Житейские знания конкретны связаны с конкретными жизненными ситуациями а научная психология стремится к обобщенному знанию основанному на выявлении общих закономерностей жизни и поведения людей. Житейские знания больше носят интуитивный характер а в психологической науке стремятся к рациональному объяснению психических явлений то есть к лучшему их пониманию и даже прогнозированию. Житейские знания передаются в очень ограниченных вариантах из уст в уста через письма и т. а научные знания передаются через специальную систему фиксации...
73791. Профессиональный психолог как ученый – исследователь, прикладник и практик 18.26 KB
  Психологи работающие в области научной психологии проводят научные исследования психических явлений закономерностей психических процессов состояний свойств. Психологи работающие в сфере научной психологии проводят психологические исследования. Основные задачи их исследовательской деятельности: Психологи-исследователи работают в научных институтах и центрах в психологических лабораториях университетов и институтов в отделах прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов. Еще одной сферой...
73792. Система основных направлений деятельности практического психолога и их общая характеристика 15.12 KB
  В результате формируется концепция в которой отражаются представления психологов о наиболее существенных особенностях людей определенного типа и исходя из этого понимания обосновываются способы психологической помощи им. С какой бы позиции помощи содействия поддержки или сопровождения ни рассматривать деятельность практического психолога в любом случае можно говорить о пяти основных направлениях этой деятельности...
73793. Психологическое просвещение, как одно из направлений деятельности практического психолога 16.31 KB
  Важнейшая задача психологического просвещения расширение психологических знаний и повышение психологической культуры людей. Первая задача психологического просвещения направлена на то чтобы обеспечить людям возможность пользоваться психологическими знаниями и технологиями: сформировать у них соответствующие желания и понимание того чем им может помочь психология готовность работать над собой и своим поведением с помощью психологических методик и техник. Вторая задача информирование по вопросам психологических знаний. Иногда знания...