82311

События в Новом Узени. Забастовки шахтеров Караганды

Доклад

История и СИД

Забастовки шахтеров Караганды В июне 1989 г. Забастовки шахтеров Кузбасса в России и Донбасса в Украине в июле 1989 г. Назарбаев встретился с бастующими согласился с требованиями шахтеров и пообещал принять меры. 9 июня 1989 года началась забастовка шахтеров Карагандинского бассейна.

Русский

2015-02-26

29.73 KB

3 чел.

События в Новом Узени. Забастовки шахтеров Караганды

В июне 1989 г. в г. Жана-Узень Мангистауской области произошли крупные волнения. Причина - социальные проблемы: нарушения при распределении жилья, медленно продвигалась очередь в детские сады, безработица среди молодежи. На предприятия по переработке нефти и газа привлекали рабочих из других регионов страны, раздавали им новые квартиры. Не готовили профессиональные кадры местного населения. В распределении промышленных товаров не соблюдались элементарные нормы справедливости. Толчком послужило неуважительное отношение рабочих-вахтовиков к местному населению, его традициям. Межнациональный конфликт коренного населения и переселенцев с Кавказа перерос в массовые беспорядки.

Бунт сочетал в себе элементы сильного социального недовольства, разгула хулиганства, молодёжного мятежа, антисоветской пропаганды и межобщинных столкновений, направленных в первую очередь против выходцев с Кавказа. 16 июня 1989 года в Новом Узене произошла драка у танцплощадки между группами молодых казахов и выходцев с Кавказа. Восстание началось 17 июня. 19 июня Верховный Совет Казахской ССР ввёл в городе комендантский час. Для подавления столкновений были задействованы бронетранспортёры, танки, боевые вертолёты и другая военная техника. Только на четвёртый день удалось подавить волнения. В результате этих событий погибли несколько человек. Точное количество погибших неизвестно (называются цифры от 4 до 200 человек). Архивы восстания были частично уничтожены, частично засекречены. Бунт был подавлен отрядами спецназа.

Забастовки шахтеров Кузбасса в России и Донбасса в Украине в июле 1989 г. стали толчком к выступлению рабочих Карагандинского угольного бассейна. Поначалу шахтеры выдвинули только экономические требования: увеличение заработной платы, улучшение условий труда в забоях, продовольственного обеспечения. Позже к этим требованиям добавились и политические: прекращение ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, ликвидации монополии союзных министерств. Первый секретарь ЦК КП Казахстана Н. Назарбаев встретился с бастующими, согласился с требованиями шахтеров и пообещал принять меры.

9 июня 1989 года началась забастовка шахтеров Карагандинского бассейна. Впервые за многие десятилетия с начала освоения Карагандинского угольного бассейна шахтеры прекратили работу, и вышли на площадь у памятника вождю пролетариата В.И. Ленину. Три дня продолжался непрерывный митинг, и ночью шахтеры не покидали площадь. Один за другим сменялись ораторы с разных шахт, регионов, предприятий. В большинстве своем шахтеры выдвигали справедливые требования. Забастовкой руководил стачечный комитет, который был преобразован в рабочий. Председателем комитета стал машинист горновыемочных машин шахты "Шахтинская" Петр Шлегель. К бастующим приехал первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Н.А. Назарбаев, заместитель министра угольной промышленности СССР А.Н. Пухтеев, заместитель председателя Совета Министров СССР В.Х. Догужиев. Трудный диалог с бастующими шахтерами вел Н.А. Назарабаев. Диалог транслировался по местному телевидению. Требования бастующих были изложены в протоколе между забастовочным комитетом Карагандинского бассейна и комиссией ЦК Компартии Казахстана, Советом Министров СССР, Минуглепрома СССР и ВЦСПС. Всего было записано 39 требований. Ряд требований был связан с оплатой труда шахтеров и пострадавших. Это введение оплаты за вечерние и ночные часы работы, за время, затрачиваемое шахтерами при передвижении от табельной до рабочего места, по выплате уходящим на пенсию единовременного пособия, об увеличении продолжительности отпуска, об оплате за разборку завалов и пустот по сдельному наряду, об увеличении поясного коэффициента, о льготах при уходе на пенсию.

Шахтеры в соответствии с законом о государственном предприятии выдвинули требования об экономической самостоятельности шахт, об общем выходном воскресном дне, улучшении снабжения области продовольствием. Впервые были выдвинуты экологические требования. Шахтерами также был остро поставлен вопрос о закрытии Семипалатинского ядерного полигона. Большинство требований шахтеров были выполнены.

Забастовка вскрыла многие недостатки в угольной отрасли страны, которые ранее замалчивались и которые необходимо быстро ликвидировать. Вместе с тем жизнь показала, что забастовка - не метод решения экономических и других проблем, которые должны решаться не методами пожаротушения, а в результате реализации тщательно продуманной программы развития угольной отрасли. Забастовки производились в ущерб собственным интересам шахтеров. Добыча угля за год упала на 1,7 миллиона тонн, экономике страны был нанесен огромный экономический ущерб.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22093. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 46 KB
  Сущность социализации состоит в том что в ее процессе человек формируется как член того общества к которому он принадлежит. Эмиль Дюркгейм один из первых обративший внимание на проблему социализации подчеркивал что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него моральными интеллектуальными и даже физическими идеалами. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.Парыгин: Процесс социализации – вхождение в социальную среду приспособление к ней освоение...
22094. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ В УМСТВЕННОМ И ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИЯХ 27 KB
  Главной и основной целью всего процесса реабилитации является включение нетипичного ребенка в жизнь социума и его реабилитация. Воздействие идет на тело и психику ребенка. При этом должны учитываться возможность включения компенсаторных механизмов самого ребенка с ограниченными возможностями. Основная цель этого уровня – достичь наибольшего физического оздоровления ребенка помочь ему в осознании своей личности поэтому работу необходимо проводить совместно с медицинскими и психологическими службами.
22095. СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 26 KB
  Действительно в профессиональной деятельности учителя и соц. Учитель выполняет главным образом образовательную функцию передает молодому поколению знания и социокультурный опыт накопленный обществом. В центре же внимания соц.
22096. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 61 KB
  Суицидальное поведение включает в себя кроме самого суицидального акта еще и покушения попытки и проявления. Суицидальные попытки молодежи в подавляющем большинстве имеют оттенок манипулятивности в чем проявляется принципиальное отличие суицидального поведения у лиц этой возрастной категории. К внешним формам суицидального поведения относят: суицидальные попытки; завершенный суицид.Личко выделяет три типа суицидального поведения у подростков: демонстративное аффективное и истинное.
22097. МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 73.5 KB
  Выражение соц. технология появилась в 7080е годы в связи с необходимостью разработки социальных проблем в обществе. Социальнопедагогическая технология – совокупность приемов и методов применяемых соц.
22098. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОДРОСТКАМИ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 80.5 KB
  Основные понятие и виды аддиктивного поведения 2. Этапы становления аддиктивного поведения. Основные понятия и виды аддиктивного поведения. Аддиктивное поведение одна из форм деструктивного поведения которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях видах деятельности что сопровождается развитием интенсивных эмоций.
22099. Особенности социально-педагогической профилактики молодежного вандализма 63 KB
  В угоду идеологическим стереотипам явление вандализма достаточно долго связывали у нас в стране с €œне нашим€ образом жизни термин €œвандализм€ до 80х годов использовался только для обозначения противоправных действий подростков в зарубежных странах а коль проблема стыдливо умалчивалась естественно она не изучалась. Данные статистики показывают что характерной чертой вандализма является то что в его актах участвуют прежде всего молодые люди. Пик молодежного вандализма приходится на 11 – 13 лет и занимает заметное место в структуре...
22100. ГРУППА СВЕРСТНИКОВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ. МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА 50 KB
  В процессе социализации личности группа сверстников выполняет следующие функции: приобщение к культуре и нормам данного общества; научение полоролевому поведению; научение поведению соответствующему этнической религиозной региональной социальной принадлежности членов группы; помощь членам группы в достижении автономии от общества; создание условий для развития самосознания самоопределения а также для самореализации и самоутверждения. Любой класс дифференцируется на подгруппы по разным признакам: социальному расслоению по...
22101. ДЕВИАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 306 KB
  Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения связанный с нарушением социальных норм и правил поведения. выделил следующие стадии развития отклоняющегося поведения: неодобряемое поведение эпизодические шалости озорство; порицаемое поведение систематические проступки осуждение со стороны воспитателей; девиантное поведение; делинквентное предпреступное поведение; преступное поведение; деструктивное поведение. Девиантные поступки вначале бывают ситуативными спровоцированные обстоятельствами затем изменения в...