82311

События в Новом Узени. Забастовки шахтеров Караганды

Доклад

История и СИД

Забастовки шахтеров Караганды В июне 1989 г. Забастовки шахтеров Кузбасса в России и Донбасса в Украине в июле 1989 г. Назарбаев встретился с бастующими согласился с требованиями шахтеров и пообещал принять меры. 9 июня 1989 года началась забастовка шахтеров Карагандинского бассейна.

Русский

2015-02-26

29.73 KB

3 чел.

События в Новом Узени. Забастовки шахтеров Караганды

В июне 1989 г. в г. Жана-Узень Мангистауской области произошли крупные волнения. Причина - социальные проблемы: нарушения при распределении жилья, медленно продвигалась очередь в детские сады, безработица среди молодежи. На предприятия по переработке нефти и газа привлекали рабочих из других регионов страны, раздавали им новые квартиры. Не готовили профессиональные кадры местного населения. В распределении промышленных товаров не соблюдались элементарные нормы справедливости. Толчком послужило неуважительное отношение рабочих-вахтовиков к местному населению, его традициям. Межнациональный конфликт коренного населения и переселенцев с Кавказа перерос в массовые беспорядки.

Бунт сочетал в себе элементы сильного социального недовольства, разгула хулиганства, молодёжного мятежа, антисоветской пропаганды и межобщинных столкновений, направленных в первую очередь против выходцев с Кавказа. 16 июня 1989 года в Новом Узене произошла драка у танцплощадки между группами молодых казахов и выходцев с Кавказа. Восстание началось 17 июня. 19 июня Верховный Совет Казахской ССР ввёл в городе комендантский час. Для подавления столкновений были задействованы бронетранспортёры, танки, боевые вертолёты и другая военная техника. Только на четвёртый день удалось подавить волнения. В результате этих событий погибли несколько человек. Точное количество погибших неизвестно (называются цифры от 4 до 200 человек). Архивы восстания были частично уничтожены, частично засекречены. Бунт был подавлен отрядами спецназа.

Забастовки шахтеров Кузбасса в России и Донбасса в Украине в июле 1989 г. стали толчком к выступлению рабочих Карагандинского угольного бассейна. Поначалу шахтеры выдвинули только экономические требования: увеличение заработной платы, улучшение условий труда в забоях, продовольственного обеспечения. Позже к этим требованиям добавились и политические: прекращение ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, ликвидации монополии союзных министерств. Первый секретарь ЦК КП Казахстана Н. Назарбаев встретился с бастующими, согласился с требованиями шахтеров и пообещал принять меры.

9 июня 1989 года началась забастовка шахтеров Карагандинского бассейна. Впервые за многие десятилетия с начала освоения Карагандинского угольного бассейна шахтеры прекратили работу, и вышли на площадь у памятника вождю пролетариата В.И. Ленину. Три дня продолжался непрерывный митинг, и ночью шахтеры не покидали площадь. Один за другим сменялись ораторы с разных шахт, регионов, предприятий. В большинстве своем шахтеры выдвигали справедливые требования. Забастовкой руководил стачечный комитет, который был преобразован в рабочий. Председателем комитета стал машинист горновыемочных машин шахты "Шахтинская" Петр Шлегель. К бастующим приехал первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Н.А. Назарбаев, заместитель министра угольной промышленности СССР А.Н. Пухтеев, заместитель председателя Совета Министров СССР В.Х. Догужиев. Трудный диалог с бастующими шахтерами вел Н.А. Назарабаев. Диалог транслировался по местному телевидению. Требования бастующих были изложены в протоколе между забастовочным комитетом Карагандинского бассейна и комиссией ЦК Компартии Казахстана, Советом Министров СССР, Минуглепрома СССР и ВЦСПС. Всего было записано 39 требований. Ряд требований был связан с оплатой труда шахтеров и пострадавших. Это введение оплаты за вечерние и ночные часы работы, за время, затрачиваемое шахтерами при передвижении от табельной до рабочего места, по выплате уходящим на пенсию единовременного пособия, об увеличении продолжительности отпуска, об оплате за разборку завалов и пустот по сдельному наряду, об увеличении поясного коэффициента, о льготах при уходе на пенсию.

Шахтеры в соответствии с законом о государственном предприятии выдвинули требования об экономической самостоятельности шахт, об общем выходном воскресном дне, улучшении снабжения области продовольствием. Впервые были выдвинуты экологические требования. Шахтерами также был остро поставлен вопрос о закрытии Семипалатинского ядерного полигона. Большинство требований шахтеров были выполнены.

Забастовка вскрыла многие недостатки в угольной отрасли страны, которые ранее замалчивались и которые необходимо быстро ликвидировать. Вместе с тем жизнь показала, что забастовка - не метод решения экономических и других проблем, которые должны решаться не методами пожаротушения, а в результате реализации тщательно продуманной программы развития угольной отрасли. Забастовки производились в ущерб собственным интересам шахтеров. Добыча угля за год упала на 1,7 миллиона тонн, экономике страны был нанесен огромный экономический ущерб.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76977. Особенности и содержание административно-восстановительных и исполнительных мер 28.14 KB
  Восстановительные меры применяются с целью возмещения причиненного ущерба восстановления прежнего положения вещей. К ним относятся меры материальной ответственности взыскание ущерба предусмотренное ст. Меры административнопроцессуального обеспечения это вид мер административного принуждения применяемых для достижения целей административного процесса. В зависимости от характера правоограничений могут применяться меры содержащие ограничения личных неимущественных прав ограничения имущественных прав ограничения организационного характера.
76978. Административная ответственность: понятие, признаки, нормативное и фактическое основание, отличие от других видов юридической ответственности 27.2 KB
  Административная ответственность: понятие признаки нормативное и фактическое основание отличие от других видов юридической ответственности. Административная ответственность это вид юридической ответственности которой присущи все признаки последней и которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу совершившему административное правонарушение административный проступок. Несмотря на имеющиеся отличия административной ответственности от других видов юридической...
76979. Законодательство об административной ответственности. Принципы законодательства. Действие законодательства во времени и пространстве 27.64 KB
  Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса об адм. правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях то применяются правила международного договора. Действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях право определяет лишь два основных начала: принцип равенства перед...
76980. Субъекты административной ответственности. Общие специальные и особые субъекты административной ответственности 27.6 KB
  Субъекты административной ответственности. Общие специальные и особые субъекты административной ответственности. Субъектами административной ответственности чаще всего выступают субъекты административного проступка т. совершившие административное правонарушение физические лица и привлекаемые за это к административной ответственности.
76981. Обстоятельства, исключающие административную ответственность. Освобождение от административной ответственности 26.69 KB
  Освобождение от административной ответственности. Обстоятельства исключающие административную ответственность установленные законодательством юридические факты схожие с административными правонарушениями но при которых отношения ответственности не возникают: недостижение возраста административной ответственности для физических лиц крайняя необходимость невменяемость для физических лиц. Невменяемость состояние при котором лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своих действий бездействия либо руководить...
76982. Административное правонарушение как основание административной ответственности: понятие, сущность, признаки, отличающие от других видов правонарушений 29.81 KB
  Лицо может быть привлечено к административной ответственности если в его действиях со держатся все признаки конкретного состава правонарушения и отсутствуют основания исключающие ответственность.
76983. Юридический состав административного правонарушения. Виды составов. Под составом административного правонарушения 29.42 KB
  Юридический состав административного правонарушения. Под составом административного правонарушения понимается установленная правом совокупность признаков элементов при наличии которых антиобщественное деяние может повлечь административную ответственность. Элементами состава административного правонарушения являются: объект субъект объективная сторона субъективная сторона. Объект административного правонарушения общественные отношения возникающие в сфере государственного управления регулируемые нормами права и охраняемые мерами...
76984. Административное наказание как средство реализации административной ответственности: понятие, цели, система административных наказаний 25.62 KB
  Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем так и другими лицами. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания...
76985. Краткая правовая характеристика каждого вида наказания 25.52 KB
  Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации а в случаях предусмотренных законодательством...