8232

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся: значение, виды самостоятельных работ, условия эффективности

Доклад

Педагогика и дидактика

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся: значение, виды самостоятельных работ, условия эффективности. К самостоятельной учебно-познавательной деятельности относиться: кружки, практикумы, конференции, консультации, фак...

Русский

2013-02-07

18.64 KB

12 чел.

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся: значение, виды самостоятельных работ, условия эффективности.

К самостоятельной учебно-познавательной деятельности относиться: кружки, практикумы,  конференции, консультации,  факультативные занятия, учебные экскурсии  домашняя и самостоятельная работа учащихся.

Домашняя и самостоятельная работа рассматривается как  основная часть процесса обучения, главная ее цель — расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, развить индивидуальные склонности.

Домашняя самостоятельная  работа строиться с учетом требования учебных программ, а также интересов и потребностей школьников, уровнем их развития. Д и С работа выполняет определенные дидактические функции  наиболее важные среди которых следующие: закрепление знаний и умений полученных на уроках, расширение и углубление полученного материала проработанного в классе, формирование умений и навыков самостоятельного выполнения заданий, развитие самостоятельного мышления путем  выполнения индивидуальных заданий. Отказ от самостоятельной  работы чреват снижением качества обучения. Учителю необходимо  тщательно планировать нагрузку домашней работы.  На объяснение ДЗ часто не хватает времени.

ДР имеет не только образовательное но и большое воспитательное значение, формирует чувство ответственности за порученное дело, вырабатывая  аккуратность, усидчивость.

Предметные кружки: Различаются большим разнообразием, как по направленности, так и по содержанию, методам работы, временем обучения.  

Способствуют развитию положительного отношения к обучению. Кружки способствуют укреплению связей обучения с жизнью, развитию межпредметных связей между образовательными и специальными дисциплинами,  активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения.

Экскурсии: Экскурсии—древняя форма учебной работы.  Это специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в музей, производство, на предприятие, на выставку, в поле.

В процессе воспитания необходимо побуждать ребенка к осуществлению самовоспитания.

Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может само образовываться.

Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.

В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы — воспитание, образование, обучение — лишь условия, средства пробуждения внутренних сил, способностей ребенка к развитию, приведения их в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности ее к анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач); самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8404. Современный Китай: тенденции развития экономики и политики. 119.5 KB
  Современный Китай: тенденции развития экономики и политики. Борьба за реформы и перестановки в КПК. Основные аспекты политической и экономической безопасности КНР. Китай, несмотря на его гигантские успехи в развитии экономики, - остается...
8405. Китайская система менеджмента 1 MB
  Китайская система менеджмента Общая информация о Китае. До недавних пор американские компании переводили свои производственные мощности в Китай и нанимали китайцев для выполнения низкооплачиваемой работы. Теперь ситуация начинает меняться. Китайская...
8406. Древний Китай 64.5 KB
  Древний Китай История Древнего Китая делится на четыре периода, связанных с проявлением определенной династии: 1) Шан (Инь) - XVIII-XII вв. до н.э. 2) Чжоу - 12 в. до н.э. - 221 г. до н.э. 3) Цинь - 221 г. до н.э. - 207 г. до н.э. 4) Хань - 206 г...
8407. Реклама и ценностные ориентиры в обществе 206.38 KB
  Объектом данной курсовой работы является PR-деятельность страховой компании Альфастрахование. Данная компания была выбрана в качестве объекта исследования, так как позиционирует себя как одна из лучших страховых компаний в России и имеет богатую историю, а значит и опыт, в сфере PR-стратегий.
8408. Право средневекового Китая 63.5 KB
  Право средневекового Китая. От этого времени до нас дошли два важных правовых памятника: Уголовное установление Тан (Тан Люй Шу И), составленный в годы правления императорской династии Тан (VII - X вв) и Законы Великой династии Мин, составлен...
8409. Право Древнего Китая 30 KB
  Право Древнего Китая. В древнекитайском праве земля формально считалась государственной собственностью, но фактически ею владела община. Власть получала землю вместе с покоренным населением. Однако письменные свидетельства о купле - продаже зем...
8410. Древний Китай. История 57 KB
  Древний Китай История Древнего Китая ведет свое начало со II тысячелетия до н. э. Первые раннеклассовые общества возникли в бассейне р. Хуанхэ, здесь же появилась иероглифическая письменность-основной источник знаний о Древнем Китае. Характерная осо...
8411. Китай. Телевидению предписано стать серьезнее 126.5 KB
  Китай Телевидению предписано стать серьезнее Власти Поднебесной в борьбе за моральные устои общества убирают с телеэкранов развлекательные программы. В первую очередь пострадают различные реалити-шоу, поиски талантов, а также программы, помогающие о...
8412. Искусство Древнего Китая разных периодов 2.33 MB
  Искусство Древнего Китая Исследованиями археологов установлено, что территория Китая была населена уже со времен нижнего палеолита. Именно в Китае найдены самые древние остатки ископаемого человека (синантропа) вместе с примитивными каменными орудия...