8232

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся: значение, виды самостоятельных работ, условия эффективности

Доклад

Педагогика и дидактика

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся: значение, виды самостоятельных работ, условия эффективности. К самостоятельной учебно-познавательной деятельности относиться: кружки, практикумы, конференции, консультации, фак...

Русский

2013-02-07

18.64 KB

13 чел.

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся: значение, виды самостоятельных работ, условия эффективности.

К самостоятельной учебно-познавательной деятельности относиться: кружки, практикумы,  конференции, консультации,  факультативные занятия, учебные экскурсии  домашняя и самостоятельная работа учащихся.

Домашняя и самостоятельная работа рассматривается как  основная часть процесса обучения, главная ее цель — расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, развить индивидуальные склонности.

Домашняя самостоятельная  работа строиться с учетом требования учебных программ, а также интересов и потребностей школьников, уровнем их развития. Д и С работа выполняет определенные дидактические функции  наиболее важные среди которых следующие: закрепление знаний и умений полученных на уроках, расширение и углубление полученного материала проработанного в классе, формирование умений и навыков самостоятельного выполнения заданий, развитие самостоятельного мышления путем  выполнения индивидуальных заданий. Отказ от самостоятельной  работы чреват снижением качества обучения. Учителю необходимо  тщательно планировать нагрузку домашней работы.  На объяснение ДЗ часто не хватает времени.

ДР имеет не только образовательное но и большое воспитательное значение, формирует чувство ответственности за порученное дело, вырабатывая  аккуратность, усидчивость.

Предметные кружки: Различаются большим разнообразием, как по направленности, так и по содержанию, методам работы, временем обучения.  

Способствуют развитию положительного отношения к обучению. Кружки способствуют укреплению связей обучения с жизнью, развитию межпредметных связей между образовательными и специальными дисциплинами,  активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения.

Экскурсии: Экскурсии—древняя форма учебной работы.  Это специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в музей, производство, на предприятие, на выставку, в поле.

В процессе воспитания необходимо побуждать ребенка к осуществлению самовоспитания.

Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может само образовываться.

Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.

В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы — воспитание, образование, обучение — лишь условия, средства пробуждения внутренних сил, способностей ребенка к развитию, приведения их в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности ее к анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач); самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59869. Сценарій математичної вікторини: Своя гра 189 KB
  Для цього необхідно правильно відповісти на питання 2-х відбіркових турів турагентів і третьому турі турагенті а у фінальній грі не тільки не лише правильно відповісти але і зробити велику ставку на свою відповідь.
59870. Патриотическое воспитание учащихся при изучении физики 150.5 KB
  Назовите учёного который стал деканом первого в Европе электротехнического факультета в Пражском политехническом институте. Иван Павлович Пулюй 2 Назовите учёного который является основателем теории аномалий земного магнетизма.
59871. Вікторина „Птахи – наші друзі” 40.5 KB
  Бесіда вступ Міграція птахів Рідні пташки дорогенькі І великі і маленькі Будем ми вас захищати Будем взимку годувати Та для цього дуже треба Нам про вас багато знати Птахи бувають двох видів...
59872. классов. Использование этих работ способствует созданию на уроке атмосферы заинтересованности сотр. 103.5 KB
  Литературные диктанты и викторины улучшают логическое и ассоциативное мышление память дают возможность экономно использовать рабочее время на уроке. Стратфорт-на-Эйвоне В какой семье родиося писатель Ремесленника-торговца...
59877. Формування національної свідомості засобами мови та мистецтва 31 KB
  Мета: Ознайомлювати дітей з українським національним символом віночком дати первинні знання що він є оберегом вчити добирати словаозначення до слова віночок. Закріпити поняття про назви українського жіночого одягу...