82327

Саки. Территория их расселения. Хозяйство, общественное устройство и культура

Доклад

История и СИД

В эпоху раннего железного века на территории Казахстана были сформированы первые племенные союзы, которые известны под именем саков. Саки это группа племен, в которую входила: даха (массагеты), саки - рауки (тиграхауда), исседоны, аримаспы и другие.

Русский

2015-02-26

36.53 KB

2 чел.

Саки. Территория их расселения. Хозяйство, общественное устройство и культура

Эпоха бронзы на территории Казахстана переходит в следующую эпоху – железный век. Эпоха железа делится на два периода: эпоху раннего железа – VIII-III вв. до н.э. и эпоху позднего железа – III в. до н.э – IV в. н.э. В истории человечества эпоха железа занимает важное место – с началом использования железных орудий резко возросла производительность труда. Железные орудия труда были более прочными, острыми и удобными. В этот период в степях Казахстана произошел переход к кочевому и полукочевому скотоводству. На это повлияло ряд причин. В конце эпохи бронзы на Земле произошло потепление климата, в реках и озерах уменьшилось количество воды, участились периоды засухи. Освоенные навыки изготовления конского снаряжения позволили использовать лошадей, кроме верховой езды, как тягловую силу. Овцы, разводимые на территории Казахстана в это время умели тебеневать, т. е. добывать корм зимой из-под снега. Важное условие перехода к кочеванию – умение заготавливать продукты впрок (молоко перерабатывали, производя творог, сыр). За счет устойчивого мясомолочного рациона резко увеличилась численность населения. Интенсификация животноводства могла быть достигнута только при переходе к новому типу хозяйства – полукочевому и кочевому скотоводству.

В эпоху раннего железного века на территории Казахстана были сформированы первые племенные союзы, которые известны под именем саков. Саки это группа племен, в которую входила: даха (массагеты), саки - рауки (тиграхауда), исседоны, аримаспы и другие.

По разным источникам назывались по-разному: азиатские скифы- (греки), саки – (персы), туры или могучие мужи (иранцы) и сэ (китайцы).

Сведения о расселении туров имеются в «Авете». По сведениям этого источника они проживали на берегах Амударьи и Сырдарьи, на Каспии и Арале, на Волге и Прикамье. Саки проживала на территории Казахстана в VII-I вв. до н.э. По персидским источникам саки делились на три группы:

1.саки-тиграхауда проживали по среднему течению реки Сырдарья, на Тянь-Шане и в Семиречье;

2.саки-парадарайя проживали в восточной части Приаралья, в низовьях рек Амударья и Сырдарья;

3.саки-хаомоварга жили по берегам рек Амударья и Мургаб.

Группу письменных источников изучаемой эпохи составляют труды античных авторов, в частности «История» Геродота, «География» Страбона, труд Птолемея, где дается классификация сакских племен и их география. К этой группе можно добавить древнеиранскую Авесту, надписи персидских царей Дария I и Кира. В Бехистунской надписи (древнеперсидский клинописный текст) также упоминаются саки как восточно-иранские племена.

Существует несколько точек зрения по поводу происхождении сакских племен:

1. саков причисляют к древним иранцам;

2. саки – это самые ранние представители тюркского этноса;

3. не только саков, но и более древних ариев, начиная от энеолита и бронзы, напрямую связывают с тюрками.

Располагаясь на северо-восточных границах крупнейших государств Древнего Мира, сакские племенные союзы активно участвовали в политических событиях того времени. При этом они выступали как независимые суверенные государственные образования. Так, известно об обмене посольствами дахов-массагетов с Персией и о ряде войн сакских союзов с этим государством. В VI в. до н.э. часть южных саков (хаомаварга) попадает под власть персидских царей, однако уже в конце V века страна саков не входила ни в одну из персидских сатрапий, а царь кочевников считался не подданным, а союзником персидского царя.

В борьбе против греко-македонского завоевания саки, жившие севернее Сырдарьи, также сумели сохранить независимость. В 238 г. до н.э. одно из дахо-массагетских племен, парны во главе с родом Аршакидов, создали в Иране новую империю, сменившую эллинистические государства Передней Азии, Парфянское царство.

По сообщениям историков древнего мира сакские племена поддерживали дружественные отношения с соседними государствами, имевшими высокую культуру развития, такими как Ассирия, Мидия и другие. А с соседней Персией даже заключили союз. Однако персидский царь Кир, не обращая внимания на этот союз, несколько раз нарушал его и совершал захватнические походы против саков-массагетов. Царь Кир, которому всех захваченных земель казалось мало, решил, что до того как начать поход на западные страны, обезопасить свое положение на востоке. Для этого он решил сначала покончить с южными сакскими племенами. В 529 г. до н.э. царь Персии Кир попытался покорить саков-массагетов, был убит сакской царицей Томирис.

Новый правитель Персии Дарий I посчитал себя непобедимым и чтобы вернуть себе и своему царству утраченную славу после поражения Кира в войне со степянками, решил начать новый поход против саков. В 519-518 гг. до н.э. он совершил поход против саков, но после упорного сопротивления саков был вынужден отступить. После долгих лет борьбы часть территории саков отошла Персии. Персия вместе с сакскими воинами покорила Египет, Грецию. В 490 г. до н.э. состоялась Марафонская битва, в которой саки совместно с персами выступили против греков.

В IV в. до н.э. над территорией саков вновь сгустились грозовые тучи. Греческие войска в 330-327 гг. до н.э. под руководством Александра Македонского вторглись в Среднюю Азию, завоевали Самарканд и направились в сторону Сырдарьи. Сакские войска оказали сильны отпор. Сакские войска объединились против завоевателей и общими усилиями сумели отстоять свою независимость.

Уже в III в. до н.э. на базе сакских племенных союзов возникают новые, более сложные политические системы. С этого времени мы уже можем говорить о ранних государствах кочевников Центральной Азии.

В сакском обществе развивается имущественное неравенство, выделяются три основные группы: воины, жрецы, саки-общинники (скотоводы и земледельцы). Каждой сословной группе соответствовал свой цвет одежды: воинам – красный, жрецам – белый, рядовым сакам – желтый и синий.

Применение железа и верховой лошади привело к переходу к новой тактике боя - массовой конной атаке. Это повышало роль рядовых общинников и лишало аристократию монополии в военном деле. Время воинов-колесничих ушло в прошлое. Более независимые экономически, чем оседлые земледельцы и скотоводы, рядовые общинники - саки, более полно участвовали в принятии политических решений. Инструментом этого участия стало народное собрание. Все полноправные члены общины периодически собирались для обсуждения внутренних и внешних проблем. Этот политический строй можно назвать прямой демократией, т.к. общинники напрямую участвовали в принятии решений, без каких-либо посредников. Его также можно назвать военной демократией, т.к. полноправными членами общины были только вооруженные мужчины, воины. Одна из характерных особенностей политической системы этого времени - обожествление, сакрализация власти. Во главе союза племен стоял царь, решавший вопросы войны и мира, посылавший и принимавший послов, регулирующий отношения между племенами. Царская власть сохранялась в одном роду и являлась священной. Саки считали, что цари правят по воле богов, с этим связаны и жреческие функции сакских правителей. Часто верховными правителями союзов племен становились и женщины.

У нас очень мало сведений о государственных институтах сакских племен. Источники упоминают о царских сатрапах-наместниках в какой-либо местности или племени. Опорой царской власти были «лучшие мужи» - военно-племенная аристократия. Затем стояла основная масса народа - рядовые воины-общинники. Обедневшие безлошадные общинники во время войны составляли пехоту. Некоторые косвенные данные позволяют нам предположить, что существовала некая «вольница» - маргинальные слои населения, объединявшиеся для грабежа и не подчинявшиеся царям и народному собранию.

Господствующим типом хозяйства у племен Казахстана являлось полукочевое и кочевое скотоводство. Переход к такой форме хозяйства означал экономический прогресс в жизни степных племен. Труд человека стал более продуктивным, так как специализация хозяйства давала широкие возможности для производства избыточного продукта. Скот и продукты скотоводства быстро приобрели меновую функцию и создали все условия для торговли кочевого мира с оседлыми государствами.

Племена сочетали три вида скотоводства: кочевое, полукочевое, оседлое. В стадах у кочевников преобладали овцы. Важную роль в хозяйстве и вообще в жизни степняка играла лошадь, что также подтверждается археологическими материалами. При раскопках погребений воинов и знатных лиц находили скелеты высокорослых лошадей. Помимо породистых, разводились и обыкновенные лошади: небольшого роста с короткими ногами, но очень выносливые.

На базе скотоводческого сырья развивалось ремесло. Изготовляли колесный транспорт, кожаную и деревянную посуду, колчаны, короткие мечи - акинаки, ножи и другие вещи, приспособленные к кочевой и полукочевой жизни. Именно на это время выпадает расцвет бронзовой индустрии.

Использование железа и переход к более прогрессивной форме хозяйства способствовали развитию культуры племен Казахстана. Подвижный кочевой образ жизни позволит им контактировать с представителями разных культур. Вследствие этого сложилась единая для всего кочевого мира специфическая культура, которую помогают реконструировать письменные источники и археологические материалы.

Кочевники жили в войлочных юртах и жилищах из саманного кирпича и бревен. Носили они высокие остроконечные шапки, облегающие кафтаны до колен, опоясанные ремнем, узкие штаны и бескаблучную обувь.

Доминирующей формой религиозных верований был культ предков. Существовали специальные родовые кладбища, находившиеся возле зимовок. Сюда, как правило, доставляли всех умерших независимо от времени года и отдаленности места смерти. Для того чтобы сохранить труп, особенно в летнее время, степняки применяли бальзамирование и мумификацию трупов. В могилу рядом с покойником саки клали часть его имущества. Поклонялись различным божествам, верховным среди которых был бог Митра. Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем, кабан – с культом бога грома.

Археологические материалы также доказывают существование у племен Казахстана культа солнца и огня, что соответствует сообщениям античных авторов и ранне-иранских источников, хотя в это же время продолжали существовать такие религиозные представления, как анимизм, тотемизм и магия. Искусство древних кочевников Казахстана очаровывает и современного человека. Главным его компонентом являлась своеобразная изобразительная форма, называемая в науке «звериным стилем». Этот стиль сложился в VII-VI вв. до н.э. у племен Средней Азии, Казахстана, Сибири и Юго-Восточной Европы. Определяющая его тема - изображать зверей и животных, носившая культовый характер. Изображали фигуры животных местной фауны (лев, тигр, барс, лошадь, олень, змея и др.) и фантастические образы (грифоны и др.) в определенных канонических позах.

Материальная культура саков наиболее хорошо изучена по археологическим памятникам саков. Наиболее известны следующие археологические памятники саков: в Южном Казахстане – курган Иссык (V в. до н.э.), Бесшатыр (V-IV вв. до н.э), Тагискен, Уйгарак (VII-V вв. до н.э.), в Восточном Казахстане – курганы Чиликты (VII в. до н.э.), Береля (V-IV вв. до н.э.); в Центральном Казахстане – Тасмола. Многочисленные сакские могильники зафиксированы на Алтае, в долине Иртыша и по его притокам, на северных и южных склонах Калбинского хребта, в предгорьях Чингизтау и Тарбагатая. Именно здесь видимо обитали племена аримаспов и «стерегущих золото грифов».

Для погребального обряда сакских племен характерно захоронения в курганах с каменными насыпями, совершенные в деревянном срубе. Вместе с умершими хоронили лошадей. В могилах находят глиняную и деревянную посуду, многочисленные украшения из золота, выполненные в скифо-сибирском зверином стиле, бронзовое и железное оружие и орудия труда.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23626. Типовые топологии сетей 219.5 KB
  При создании сети в первую очередь следует выбрать топологию физических связей. Под топологией сети понимается конфигурация графа, вершинам которого аппаратура сети, а ребрам — физические связи между ними. Оборудование - узлы сети.
23628. Как я изучаю языки 706.5 KB
  Работая с этими языками я перевожу с одного на другой в любом сочетании и в перевод включаюсь мгновенно. Прежде чем приступить к работе связанной с применением итальянского испанского японского китайского или польского языка я чтобы освежить знания обычно трачу полдня просматривая свои записи. С остальными шестью языками я работаю только как переводчик художественной и специальной литературы то есть имею здесь лишь пассивную практику.
23629. СКОЛЬКО НА ПЛАНЕТЕ ЯЗЫКОВ 808 KB
  Сканировал и проверил Илья Франк СКОЛЬКО НА ПЛАНЕТЕ ЯЗЫКОВ На скольких языках говорят люди населяющие планету Ответить на этот вопрос казалось бы не так уж трудно. Но почему тогда разные ученые называют различное число языков планеты: одни говорят о 20 тысячах другие о 10 тысячах третьи о 5 тысячах а некоторые лингвисты полагают что население нашей планеты изъясняется всегонавсего на 2 тысячах языках. Но можно ли провести границу при исчислении количества языков между языком и его диалектом Мы знаем что на Юге России говорят не...
23630. ЯЗЫКОВОЕ РОДСТВО СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ 346 KB
  литовский белорус. белорусский нем. старославянский древнепрус. древнепрусский укр.
23631. Философия языка А.Ф.Лосева: типологический лик, генетические истоки, основные идеи и подходы 58 KB
  если слово не действенно и имя не реально. И вот рассмотреть его как имя я и дерзаю. имя. Имя откровение личности.
23632. Теория языка вчера и сегодня 2.61 MB
  Теория языка вчера и сегодня Глава I. Модель языка как органона а формы существования конкретных языковых явлений 3. Знаковая природа языка в модель структуры языка 4. Система sf языкового типа d понятие языка и его признаки Глава II.
23633. Закон «Об обеспечении единства измерений». Государственная система обеспечения единства измерений в стране 19.86 KB
  Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) - государственное управление субъектами, нормами, средствами и видами деятельности по обеспечению заданного уровня единства измерений в стране...
23634. МОРФОНОЛОГИЯ В ОПИСАНИИ ЯЗЫКОВ 433.5 KB
  Таково например противопоставление классов сильных и слабых глаголов в германских языках. например противопоставление сильных и слабых глаголов в германских языках противопоставление процессов словообразования происходящих с исконными и неисконными элементами лексики в современном английском языке разграничение первичных и вторичных основ типа другдружитьдрузья в русском языке и т. Из пяти русских глаголов на оть только один молоть маркирован морфонологически ср. Причина чередования лежит по нашему мнению в предотвращении...