82327

Саки. Территория их расселения. Хозяйство, общественное устройство и культура

Доклад

История и СИД

В эпоху раннего железного века на территории Казахстана были сформированы первые племенные союзы, которые известны под именем саков. Саки это группа племен, в которую входила: даха (массагеты), саки - рауки (тиграхауда), исседоны, аримаспы и другие.

Русский

2015-02-26

36.53 KB

2 чел.

Саки. Территория их расселения. Хозяйство, общественное устройство и культура

Эпоха бронзы на территории Казахстана переходит в следующую эпоху – железный век. Эпоха железа делится на два периода: эпоху раннего железа – VIII-III вв. до н.э. и эпоху позднего железа – III в. до н.э – IV в. н.э. В истории человечества эпоха железа занимает важное место – с началом использования железных орудий резко возросла производительность труда. Железные орудия труда были более прочными, острыми и удобными. В этот период в степях Казахстана произошел переход к кочевому и полукочевому скотоводству. На это повлияло ряд причин. В конце эпохи бронзы на Земле произошло потепление климата, в реках и озерах уменьшилось количество воды, участились периоды засухи. Освоенные навыки изготовления конского снаряжения позволили использовать лошадей, кроме верховой езды, как тягловую силу. Овцы, разводимые на территории Казахстана в это время умели тебеневать, т. е. добывать корм зимой из-под снега. Важное условие перехода к кочеванию – умение заготавливать продукты впрок (молоко перерабатывали, производя творог, сыр). За счет устойчивого мясомолочного рациона резко увеличилась численность населения. Интенсификация животноводства могла быть достигнута только при переходе к новому типу хозяйства – полукочевому и кочевому скотоводству.

В эпоху раннего железного века на территории Казахстана были сформированы первые племенные союзы, которые известны под именем саков. Саки это группа племен, в которую входила: даха (массагеты), саки - рауки (тиграхауда), исседоны, аримаспы и другие.

По разным источникам назывались по-разному: азиатские скифы- (греки), саки – (персы), туры или могучие мужи (иранцы) и сэ (китайцы).

Сведения о расселении туров имеются в «Авете». По сведениям этого источника они проживали на берегах Амударьи и Сырдарьи, на Каспии и Арале, на Волге и Прикамье. Саки проживала на территории Казахстана в VII-I вв. до н.э. По персидским источникам саки делились на три группы:

1.саки-тиграхауда проживали по среднему течению реки Сырдарья, на Тянь-Шане и в Семиречье;

2.саки-парадарайя проживали в восточной части Приаралья, в низовьях рек Амударья и Сырдарья;

3.саки-хаомоварга жили по берегам рек Амударья и Мургаб.

Группу письменных источников изучаемой эпохи составляют труды античных авторов, в частности «История» Геродота, «География» Страбона, труд Птолемея, где дается классификация сакских племен и их география. К этой группе можно добавить древнеиранскую Авесту, надписи персидских царей Дария I и Кира. В Бехистунской надписи (древнеперсидский клинописный текст) также упоминаются саки как восточно-иранские племена.

Существует несколько точек зрения по поводу происхождении сакских племен:

1. саков причисляют к древним иранцам;

2. саки – это самые ранние представители тюркского этноса;

3. не только саков, но и более древних ариев, начиная от энеолита и бронзы, напрямую связывают с тюрками.

Располагаясь на северо-восточных границах крупнейших государств Древнего Мира, сакские племенные союзы активно участвовали в политических событиях того времени. При этом они выступали как независимые суверенные государственные образования. Так, известно об обмене посольствами дахов-массагетов с Персией и о ряде войн сакских союзов с этим государством. В VI в. до н.э. часть южных саков (хаомаварга) попадает под власть персидских царей, однако уже в конце V века страна саков не входила ни в одну из персидских сатрапий, а царь кочевников считался не подданным, а союзником персидского царя.

В борьбе против греко-македонского завоевания саки, жившие севернее Сырдарьи, также сумели сохранить независимость. В 238 г. до н.э. одно из дахо-массагетских племен, парны во главе с родом Аршакидов, создали в Иране новую империю, сменившую эллинистические государства Передней Азии, Парфянское царство.

По сообщениям историков древнего мира сакские племена поддерживали дружественные отношения с соседними государствами, имевшими высокую культуру развития, такими как Ассирия, Мидия и другие. А с соседней Персией даже заключили союз. Однако персидский царь Кир, не обращая внимания на этот союз, несколько раз нарушал его и совершал захватнические походы против саков-массагетов. Царь Кир, которому всех захваченных земель казалось мало, решил, что до того как начать поход на западные страны, обезопасить свое положение на востоке. Для этого он решил сначала покончить с южными сакскими племенами. В 529 г. до н.э. царь Персии Кир попытался покорить саков-массагетов, был убит сакской царицей Томирис.

Новый правитель Персии Дарий I посчитал себя непобедимым и чтобы вернуть себе и своему царству утраченную славу после поражения Кира в войне со степянками, решил начать новый поход против саков. В 519-518 гг. до н.э. он совершил поход против саков, но после упорного сопротивления саков был вынужден отступить. После долгих лет борьбы часть территории саков отошла Персии. Персия вместе с сакскими воинами покорила Египет, Грецию. В 490 г. до н.э. состоялась Марафонская битва, в которой саки совместно с персами выступили против греков.

В IV в. до н.э. над территорией саков вновь сгустились грозовые тучи. Греческие войска в 330-327 гг. до н.э. под руководством Александра Македонского вторглись в Среднюю Азию, завоевали Самарканд и направились в сторону Сырдарьи. Сакские войска оказали сильны отпор. Сакские войска объединились против завоевателей и общими усилиями сумели отстоять свою независимость.

Уже в III в. до н.э. на базе сакских племенных союзов возникают новые, более сложные политические системы. С этого времени мы уже можем говорить о ранних государствах кочевников Центральной Азии.

В сакском обществе развивается имущественное неравенство, выделяются три основные группы: воины, жрецы, саки-общинники (скотоводы и земледельцы). Каждой сословной группе соответствовал свой цвет одежды: воинам – красный, жрецам – белый, рядовым сакам – желтый и синий.

Применение железа и верховой лошади привело к переходу к новой тактике боя - массовой конной атаке. Это повышало роль рядовых общинников и лишало аристократию монополии в военном деле. Время воинов-колесничих ушло в прошлое. Более независимые экономически, чем оседлые земледельцы и скотоводы, рядовые общинники - саки, более полно участвовали в принятии политических решений. Инструментом этого участия стало народное собрание. Все полноправные члены общины периодически собирались для обсуждения внутренних и внешних проблем. Этот политический строй можно назвать прямой демократией, т.к. общинники напрямую участвовали в принятии решений, без каких-либо посредников. Его также можно назвать военной демократией, т.к. полноправными членами общины были только вооруженные мужчины, воины. Одна из характерных особенностей политической системы этого времени - обожествление, сакрализация власти. Во главе союза племен стоял царь, решавший вопросы войны и мира, посылавший и принимавший послов, регулирующий отношения между племенами. Царская власть сохранялась в одном роду и являлась священной. Саки считали, что цари правят по воле богов, с этим связаны и жреческие функции сакских правителей. Часто верховными правителями союзов племен становились и женщины.

У нас очень мало сведений о государственных институтах сакских племен. Источники упоминают о царских сатрапах-наместниках в какой-либо местности или племени. Опорой царской власти были «лучшие мужи» - военно-племенная аристократия. Затем стояла основная масса народа - рядовые воины-общинники. Обедневшие безлошадные общинники во время войны составляли пехоту. Некоторые косвенные данные позволяют нам предположить, что существовала некая «вольница» - маргинальные слои населения, объединявшиеся для грабежа и не подчинявшиеся царям и народному собранию.

Господствующим типом хозяйства у племен Казахстана являлось полукочевое и кочевое скотоводство. Переход к такой форме хозяйства означал экономический прогресс в жизни степных племен. Труд человека стал более продуктивным, так как специализация хозяйства давала широкие возможности для производства избыточного продукта. Скот и продукты скотоводства быстро приобрели меновую функцию и создали все условия для торговли кочевого мира с оседлыми государствами.

Племена сочетали три вида скотоводства: кочевое, полукочевое, оседлое. В стадах у кочевников преобладали овцы. Важную роль в хозяйстве и вообще в жизни степняка играла лошадь, что также подтверждается археологическими материалами. При раскопках погребений воинов и знатных лиц находили скелеты высокорослых лошадей. Помимо породистых, разводились и обыкновенные лошади: небольшого роста с короткими ногами, но очень выносливые.

На базе скотоводческого сырья развивалось ремесло. Изготовляли колесный транспорт, кожаную и деревянную посуду, колчаны, короткие мечи - акинаки, ножи и другие вещи, приспособленные к кочевой и полукочевой жизни. Именно на это время выпадает расцвет бронзовой индустрии.

Использование железа и переход к более прогрессивной форме хозяйства способствовали развитию культуры племен Казахстана. Подвижный кочевой образ жизни позволит им контактировать с представителями разных культур. Вследствие этого сложилась единая для всего кочевого мира специфическая культура, которую помогают реконструировать письменные источники и археологические материалы.

Кочевники жили в войлочных юртах и жилищах из саманного кирпича и бревен. Носили они высокие остроконечные шапки, облегающие кафтаны до колен, опоясанные ремнем, узкие штаны и бескаблучную обувь.

Доминирующей формой религиозных верований был культ предков. Существовали специальные родовые кладбища, находившиеся возле зимовок. Сюда, как правило, доставляли всех умерших независимо от времени года и отдаленности места смерти. Для того чтобы сохранить труп, особенно в летнее время, степняки применяли бальзамирование и мумификацию трупов. В могилу рядом с покойником саки клали часть его имущества. Поклонялись различным божествам, верховным среди которых был бог Митра. Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем, кабан – с культом бога грома.

Археологические материалы также доказывают существование у племен Казахстана культа солнца и огня, что соответствует сообщениям античных авторов и ранне-иранских источников, хотя в это же время продолжали существовать такие религиозные представления, как анимизм, тотемизм и магия. Искусство древних кочевников Казахстана очаровывает и современного человека. Главным его компонентом являлась своеобразная изобразительная форма, называемая в науке «звериным стилем». Этот стиль сложился в VII-VI вв. до н.э. у племен Средней Азии, Казахстана, Сибири и Юго-Восточной Европы. Определяющая его тема - изображать зверей и животных, носившая культовый характер. Изображали фигуры животных местной фауны (лев, тигр, барс, лошадь, олень, змея и др.) и фантастические образы (грифоны и др.) в определенных канонических позах.

Материальная культура саков наиболее хорошо изучена по археологическим памятникам саков. Наиболее известны следующие археологические памятники саков: в Южном Казахстане – курган Иссык (V в. до н.э.), Бесшатыр (V-IV вв. до н.э), Тагискен, Уйгарак (VII-V вв. до н.э.), в Восточном Казахстане – курганы Чиликты (VII в. до н.э.), Береля (V-IV вв. до н.э.); в Центральном Казахстане – Тасмола. Многочисленные сакские могильники зафиксированы на Алтае, в долине Иртыша и по его притокам, на северных и южных склонах Калбинского хребта, в предгорьях Чингизтау и Тарбагатая. Именно здесь видимо обитали племена аримаспов и «стерегущих золото грифов».

Для погребального обряда сакских племен характерно захоронения в курганах с каменными насыпями, совершенные в деревянном срубе. Вместе с умершими хоронили лошадей. В могилах находят глиняную и деревянную посуду, многочисленные украшения из золота, выполненные в скифо-сибирском зверином стиле, бронзовое и железное оружие и орудия труда.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52456. National cuisine 532 KB
  Tody we continue to discuss different questions nd fcts bout mels nd food. ll living things need food becuse it is the bsic fuel of our life. Wht food is very good for us Which of the foods re not so good for us nd wht food cn even cuse illnesses Write list of 15 best nd 15 worst foods. Nowdys in spoken English you my often come cross such phrse s junk food.
52457. Cultural Development of Young People 45 KB
  Der friends Tody t the lesson we’ll try to revel the notion “Culturl development of young peopleâ€.: I think I’ll be doctor becuse it’s n importnt nd necessry profession which helps people to keep in good helth. Pupils brinstorm their ides nd come to the conclusion tht “ culturl development†includes the following things: eduction upbringing socil surroundings trditions the wy we tret other people the wy we work nd study the wy we dress...
52458. We and the English-speaking world. Comparing cultures 139.5 KB
  Guests: investors from Germny representtives of school dminist rtion correspondents from locl mss medi techers of the lyceum. I’m gld to introduce you our guests from Germny Peter Freundlieb nd Julius Zitsek. nd I hope our guests from Germny will help us won’t they The guests introduce themselves nd tell some words bout their country nd their mission in Ukrine. I think they will explin us the reson: boy nd girl worn in ntionl Ukrinin costumes hnd in the Germn guests bred nd slt on the ntionl Ukrinin towel nd spek bout Ukrinin...
52459. CYBERBULLYING 102 KB
  Techer: Good fternoon der pupils nd our guests We re hppy to greet you t our prty devoted to Interntionl Dy for Tolernce nd problems of cyberbullying. Presenter 1: Tody we’re going to tlk bout bullying. Bullying occurs in every country round the globe when people especilly children ren't tolernt of ech other.
52461. ВІТАННЯ ВІД СВІТЛОФОРЧИКА 53.5 KB
  Учителька бабуся. Учителька бабуся. Ура Учителька бабуся. О а навіщо нам ці правила Що ми – шофери чи що Учителька бабуся.
52462. Дальтон-технологія 109 KB
  Серед інноваційних технологій яка саме дозволяє здійснити такий підхід до навчання відома дальтонтехнологія. Дальтонтехнологія один із методів активізації пізнавальної та креативної діяльності учнів при вивченні предмету. У дальтонтехнології закладені великі можливості для реалізації особистісноорієнтованого навчання в повнішій мірі навіть в умовах класноурочної системи.
52463. Галицько- Волинська держава. Данило Галицький 110.78 KB
  Мета: ознайомити учнів з виникненням Галицько Волинської держави; на прикладах особистостей Романа Великого та Данила Галицького продовжити формування вмінь складати характеристику видатних історичних діячів; виховувати почуття гордості за славне минуле свого народу повагу до історичних діячів. Обладнання: підручник карта Галицько Волинська держава портрети Романа і Данила зошит Власова роздатковий матеріал схеми таблиці вислови речення. ' Основні поняття і терміни: Галицько Волинська...
52464. American Holidays. Thanksgiving Day 338 KB
  The pilgrims celebrted the first Thnksgiving Dy in the fll of 1621. The pilgrims siled to meric from Plymouth Englnd in September 1620. Wht joy the pilgrims hd when they relized where they were There were people living in meric before the pilgrims rrived. The pilgrims first winter in the New World ws difficult.