82330

Освоение целинных земель в Казахстане – 1954-1956гг. Цели, результаты, последствия

Доклад

История и СИД

В период массового освоения целинных земель много говорилось об интенсификации процесса, укреплении материально-технической базы. Но в условиях экстенсивного земледелия это зачастую не соблюдалось. В результате нарушался экологический баланс (эрозия почв, выветривание почв).

Русский

2015-02-26

30.79 KB

4 чел.

Освоение целинных земель в Казахстане – 1954-1956гг. Цели, результаты, последствия

Советское правительство считало, что Казахстан обладает значительными ресурсами для резкого увеличения производства сельхозпродукции. В феврале 1954 г. на Пленуме ЦК КПСС принято решение о расширении зерновых культур в северных Казахстана, Сибири, на Урале и Северном Кавказе, в августе того же года – Постановление «О дальнейшем освоении целинных земель». Это были зоны рискованного земледелия с очень уязвимыми к эрозии почвами и недостаточной увлажненности. Уже к августу 1954 г. в Казахстане было распахано 6,5 млн. га. К началу 1955 году было распахано 9,4 млн. гектаров при плане 7,5 млн. Площадь обрабатываемых земель выросла на 8,5 млн. га, было создано 90 новых совхозов. С осени 1954 г. началось создание еще 250 совхозов. Всего в годы освоения целины (1954-1960 гг.) было распахано 25,5 млн. га. Первые годы освоения целины, кроме засушливого 1954 года были достаточно благоприятными. В 1956 г. в стране был собран рекордный урожай в 125 млн. тоны зерновых, из которых 50% было получено на целинных землях. Но нарушение экологического равновесия и ветровая эрозия уже в конце 50-х годов стали превращаться в серьезную проблему. С начала 60-х годов начались периодические засухи, приведшие к катастрофе 1963 г., когда впервые страна была вынуждена для обеспечения продовольствия закупить за границей 12 млн. т. зерна на 1 млрд. долларов. Эффективность целинных почв ежегодно падала, и если в 1954-1958 гг. средняя урожайность была 7,3 ц/га, то в 1961-1965 гг – 6,1 ц/га.

Впоследствии, государственный план освоения целинных и залежных земель, рассчитанный на 2 года, был выполнен за 1 год. На целину направлялись десятки тысяч специалистов – в период с 1954 по 1958 гг. было направлено около 300 тыс. специалистов. За этот период в освоение целинных земель Казахстана было вложено около 20 млрд. руб.

Крупные масштабы производства привели к притоку рабочей силы, средств производства. Это требовало новых производственных помещений, жилья, строительства сферы обслуживания и т.д.

В период массового освоения целинных земель много говорилось об интенсификации процесса, укреплении материально-технической базы. Но в условиях экстенсивного земледелия это зачастую не соблюдалось. В результате нарушался экологический баланс (эрозия почв, выветривание почв). Распашка земли под посевы привела к сокращению сенокосных и пастбищных угодий – наносился непоправимый ущерб традиционной отрасли сельского хозяйства – животноводству.

Серьезно отставала жилищное и культурно-бытовое строительство; приток многонационального населения в Казахстан привел к снижению роли национальных обычаев и традиций, сокращению национальных школ, уменьшению количества изданий на казахском языке.

Распашка гигантских площадей целинных земель привела к резкому сокращению в Казахстане сенокосных и пастбищных угодий и началу длительного кризиса животноводства. В 1955 г. пришлось принять специальное постановление ЦК КПСС и обязать 47 степных районов и 225 совхозов разводить мясной скот. В результате с большим трудом удалось поднять общую численность скота в республике к 1960 г. до 37,4 млн. голов.

К середине 60-х гг. политика освоения целинных и залежных земель, проводимая экстенсивными, варварскими методами, полностью себя дискредитировала.

Отрицательно на сельском хозяйстве сказалась и реорганизация МТС с обязательным выкупом техники колхозами и совхозами. Более благополучные хозяйства, несомненно, выиграли от реформы и получили возможность улучшить организацию труда. Но многие колхозы попали в критические положение, так как выкуп техники изъял все средства, полученные в результате повышения закупочных цен, и потребовал новых государственных дотаций. Эта реформа вызвала отток квалифицированных специалистов – механизаторов из села и сокращение парка сельскохозяйственных машин. В Казахстане сокращение было покрыто только присылкой техникой на освоение целины.

В целом освоение целины превратило Казахстан в один из крупнейших производителей зерновых в мире, и в то же время заложило причины длительного кризиса сельского хозяйства в последующие годы.

Произошли изменения в демографической структуре населения с 1954 по 1962 годы на подъем целины из Европейской части СССР прибыло около 2 млн. человек. Одновременно проводилась планомерное привлечение рабочей силы для промышленности и транспорта, в результате чего в 1954-1965 годы в Казахстан прибыло почти 0,5 млн. человек. Следствием этой переброски населения, в 1962 году казахи составили менее трети населения – всего 29 %, для сравнения в 1897 году – 85 %.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61998. Освоение приемов затирки накрывочного слоя 22.72 KB
  обучающая: сформировать умения и навыки по выполнению приемов набрасывания раствора кельмой, ковшом с разравниванием полутерком. Научить рационально организовывать рабочее место и соблюдать требования безопасности труда...
61999. Выгоночные растения 1.62 MB
  В результате изучения данной темы обучающиеся должны иметь практический опыт: выгонки луковичных растений зимующих в открытом грунте; уметь: определять качество выгоночного материала; создавать необходимый температурный режим в течении длительного периода времени...
62000. Метод круговой тренировки 132.81 KB
  Задачи урока: Совершенствование физических упражнений, закрепление знаний и умений. Развитие физических и психических качеств; силовых, скоростно-силовых способностей. Воспитание волевых качеств, самостоятельности, взаимопомощи, взаимовыручки, трудолюбия, чувства коллективизма.
62001. Hippocrates – «The Father of Medicine» 72.24 KB
  Цели занятия: Дидактические: изучить новые лексические единицы по теме и применять их при чтении текста о выдающимся греческом ученом Гиппократе; развивать навыки аудирования и монологического высказывания диалогической речи...