82332

Состояние жизненного уровня трудящихся в 50-е гг. События в Темиртау (1958г.)

Доклад

История и СИД

События в Темиртау 1958г. Особенно крупный взрыв недовольства произошел летом 1959 года в городе Темиртау. Строящийся в Темиртау металлургический комбинат был объявлен ударной комсомольской стройкой и до конца 1958 года в область прибыли 132 тыс. например из двух тысяч болгар трудившихся в Казахстане свыше половины работали в Темиртау.

Русский

2015-02-26

35.21 KB

3 чел.

Состояние жизненного уровня трудящихся в 50-е гг. События в Темиртау (1958г.)

В конце 50-х гг. произошел определенный поворот в социальной политике страны. Индустриализация, оборонное строительство, восстановление разрушенного войной хозяйства - все это осуществлялось в ущерб жизненному уровню населения. В конце концов, отставание социальной сферы стало тормозить дальнейшее развитие страны. В первые годы после смерти Сталина во внутренней политике правительства наметилась тенденциям поворота к потребностям людей. Маленков Г.М., соратник И. В. Сталина с трибуны Мавзолея заявил о том, что законом для партии и правительства является обязанность неуклонно добиваться дальнейшего улучшения материального благосостояния рабочих, колхозников, интеллигенции.

В сталинские времена на квартиру, дачу и машину могли рассчитывать только высшие слои общества, которым этот набор ценностей предоставлялся государством безвозмездно. Личный автомобиль во времена Сталина мог выдаваться в качестве правительственной награды. Так, в 1930-е годы личные машины получили знаменитые деятели искусства – Леонид Утёсов, Исаак Дунаевский, Алексей Стаханов и др. В начале Великой Отечественной войны эти автомобили были сданы государству. После войны в личное пользование выдавались трофейные автомобили. Тогда же получил популярность автомобиль «Победа», которым, среди прочих, владели прославленный летчик Кожедуб, диктор Левитан.

Крайне остро стояла в стране и жилищная проблема. Власть не имела возможность улучшить условия жизни советских людей по всем параметрам. До 50-х годов государственное строительство жилья по существу не велось. Служащим обычно давали комнаты в общежитиях от завода или какого-то другого предприятия. Эта комната была около 12-20 кв. м. площадью и жили в ней семьями по 3-8 человек. Значительную часть жилого фонда составляли бараки. С середины 50-х гг. начался переход к индустриальному строительству жилья. В середине 50-х годов в некоторых наиболее развитых городах появилось паровое отопление и газоснабжение, но воду еще носили из колонок. Иные жилищные условия были у колхозных крестьян, так как они жили в деревне в деревянных и саманных домах, которые отапливали углем, а воду брали в колодцах. Швейные машинки, холодильники, телевизоры только начинали появляться.

В 1956 г. была сокращена до 42 часов рабочая неделя. В том же году был принят закон о пенсиях, бывший по тем временам лучшим в мире (самый низкий пенсионный возраст, максимальная пенсия 120 руб. при средней зарплате 75 руб. в мес.). До 1964 года колхозники получали пенсии не от государства, а непосредственно от колхоза. А ветераны войны могли получать деньги и от государства. Резко выросла обеспеченность населения больницами, школами, дошкольными детскими учреждениями.

Но жизнь людей характеризовалась не только положительными чертами, но и отрицательными среди которых было низкое материальное благосостояние народа, что влияло не только на питание, но и на то, как одевались люди. Заработная плата у рабочих и служащих к 50-м годам по сравнению с 40-м годом увеличилась лишь в 1,5 раза и составляла в среднем 64 рубля в месяц. А еще хуже было положение у колхозников. Они получали 16,4 руб. в месяц. Поэтому основная масса товаров была не доступна рабочим и колхозникам. Но, сама структура питания улучшилась. Специально разводили скот. Мясо колхозники продавали в городе на колхозном рынке вместе с маслом, а на полученные деньги приобретали хлеб, пряники, конфеты или другие продукты, необходимые для дома. Рабочие, служащие, интеллигенция, в отличие от колхозников не держали собственный скот и не имели огорода, поэтому продукты покупали в магазинах, либо на колхозных рынках. Рабочие и служащие, в зависимости от дохода, могли позволить себе селедку, мясные супы, конфеты, мармелад, хлеб и другие продукты.

В целом уровень жизни населения в 50-х годах был достаточно низким, это было связано, прежде всего, с уровнем развития экономики, которая развивалась не пропорционально, низким уровнем заработной платы у рабочих, колхозников, и оплатой за трудодни.

Центральные ведомства, союзные министерства, сооружая новые промышленные гиганты на территории Казахстана, не заботились о развитии ее социальной базы и сохранении экологического баланса. Такое хроническое пренебрежение к социальным проблемам не могло пройти бесследно. Особенно крупный взрыв недовольства произошел летом 1959 года в городе Темиртау.

В 50-е годы эта республика занимала особое место в СССР. Целинная эпопея сделала ее одной из главных житниц страны, краем просторов и подвигов, как писали тогда журналисты. Казахстан и раньше славился запасами угля, нефти, различных руд. В 50-е годы здесь строились и давали продукцию десятки самых современных предприятий тяжелой индустрии, снабжавших народное хозяйство черным и цветным металлом, станками, тракторами и т.п.

Строящийся в Темиртау металлургический комбинат был объявлен ударной комсомольской стройкой, и до конца 1958 года в область прибыли 132 тыс. человек. На следующий год прибыло еще 70 тыс. Наряду с многочисленными посланцами союзных республик сюда приехала молодежь из социалистических стран. В 1958 г., например, из двух тысяч болгар, трудившихся в Казахстане, свыше половины работали в Темиртау. Благоустроенного жилья было очень мало. Жить приходилось в переполненных вагончиках и брезентовых палатках, в бараках без воды и канализации. Питьевую воду завозили издалека и не всегда регулярно. Летом мучила жара, зимой – холод, осенью донимали дожди.

Между тем средства на жилищное строительство, на соцкультбыт, выражаясь языком того времени, «выделялись регулярно» и в большом объеме. Но они из года в год по неизвестным причинам «не осваивались». В результате не хватало помещений для школ, клубов, амбулаторий, родильных домов, ремонтных мастерских и ателье, даже для буфетов и столовых. Вопреки обещаниям «временные трудности» оставались постоянным явлением. Отсюда текучесть кадров, нестабильность коллективов, психологическая неустойчивость и повышенная раздражительность многих юношей и девушек, увлечение алкоголем, азартными играми. Никого не удивляли воровство, поножовщина и прочие нарушения, требовавшие немедленного вмешательства милиции.

Стройка считалась комсомольско-молодежной главным образом из-за возраста подавляющего большинства ее участников. Агитационно-пропагандистская и культурно-массовая работа, обычная для таких коллективов, здесь практически не велась. Радио не было не только в палатках и вагончиках, но и во многих общежитиях. Воспитатели, выделенные парткомом для работы с молодежью, свели свою деятельность к раздаче газет.

Систематически нарушалась производственная дисциплина: редкий день обходился без простоев, поломок техники, аварий; постоянно срывался график поступления стройматериалов, оборудования, инструментов, спецодежды. Не соблюдалась техника безопасности.

В конце 50-х годов темп и размах строительных работ вырос, но о рабочих думали мало. Особенно выматывали душу перебои с водой, которую обычно доставляли только к обеду, да и то мутноватую, со специфическим запахом. Не лучше обстояло дело с продуктами. Чашу терпения переполнило известие о том, что на базе отдела рабочего снабжения сгноили и закопали в землю большое количество мяса, пельменей, фруктов, о наличии которых на стройке никто и не догадывался. К тому же продолжались перебои с бетоном, другими строительными материалами, а вынужденные простои оплачивались из карманов рабочих. Дошло до того, что наряды строителям стали закрывать по рублю за день.

Точкой кипения строителей стал приезд группы строителей – граждан Народной Республики Болгария, которым тут же были предоставлены все те условия, которых были лишены советские строители. Начальство строек объясняло это тем, что иностранных гостей нельзя селить в палаточном городке.

1 августа 1959 года советские рабочие пришли на завтрак, но их попросили подождать, пока не доедят болгары. Это вызвало волну возмущения. Строители отказались выходить на работу и стали громить окрестности.

Восставшие общей численностью несколько сотен человек разгромили столовую, затем близлежащий универмаг и магазины, после чего занялись мародёрством. На помощь местным работникам МВД были вызваны солдаты и офицеры Карагандинского лагеря. (В одном из документов утверждается, что прибыло 500 человек под командованием генерал-майора Запевалина.) С обеих сторон в ход пошли не только кулаки, железные прутья, но и оружие. Жизнь в городе оказалась парализованной. В ночь на 4 августа в Темиртау прибыли дополнительные подразделения, доставленные самолетами из Новосибирска, Омска, Барнаула и ряда других отнюдь не близлежащих центров. Достаточно еще раз посмотреть список городов, из которых стягивались войска в Темиртау, чтобы догадаться о масштабе «беспорядков» и страхе верхов.

В ходе подавления массовых беспорядков были, по официальным данным среди мирного населения убиты 11 человек, 5 умерли от огнестрельных ран. Пострадало 111 военнослужащих и работников милиции; из них 30 человек получили огнестрельные раны, а 13 человек – тяжелые ранения; однако ни один военнослужащий и милиционер не погиб». Около 70 человек были арестованы, 5 из них были приговорены открытым показательным судом к высшей мере наказания – смертной казни через расстрел.

5 августа 1959 года в Темиртау прибыл Леонид Брежнев, в то время секретарь ЦК КПСС, как бывший первый секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Казахской ССР курировавший дела в республике. Брежнев устроил разнос местному партийно-хозяйственному активу, исключил из партии и уволил многих милиционеров и чиновников.

События, произошедшие в Темиртау, не были освящены ни в одной центральной газете, ни в одном журнале. Восставшие уже через неделю вновь вышли на работу. Уже в августе 1959 г. правительство Казахстана сделало все от него зависевшее, чтобы население Темиртау как можно быстрее забыло о случившемся. На первый план была выдвинута задача обеспечения рабочих, всех граждан молодого города водой и продовольствием. По свидетельству очевидцев, к их великому изумлению в магазинах на прилавках свободно лежали черная и красная икра, балык, сгущенное молоко, коньяки, марочные вина. Такого изобилия прежде здесь не было. Появилась и одежда, тоже на любой вкус, даже импортная. Изменилось отношение начальства и к досугу молодежи. Показ фильмов, регулярность сеансов, ремонт передвижек, оплата киномехаников - все было взято под строгий контроль. На летней эстраде стали выступать приезжие артисты.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53051. Інтерактивні методи на уроках французької мови 46 KB
  Схильність учня до активної творчої діяльності формується на уроках різних типів на яких учителі використовують досягнення передових педагогічних технологій інновації сучасні методи та прийоми навчання. Сучасне навчання – це навчання мета якого – розвиток гнучкого мислення учнів а знання є умовою реалізації цієї мети. Обов'язковими умовами такого навчання є висока активність учнів у навчальному процесі опора на їхній суб'єктний досвід створення на уроках проблемних ситуацій. Це й є інтерактивним навчанням.
53052. Різдво у Франції (La Fête de Noël, en France) 75.5 KB
  Мета: Ознайомити з традиціями та культурою країни, мова якої вивчається. Виховання добротою: перенести учнів у казковий світ зимової казки та чудових перетворень.
53053. Франція. Криза старого порядку і початок модернізації 88.5 KB
  Очікувані результати: учні зможуть називати час найвищої могутності абсолютизму у Франції імена найвидатніших представників епохи характерні риси абсолютизму пояснювати поняття протекціонізм описувати двір Людовіка 14 висловлювати думки щодо причин кризи абсолютизму. Абсолютна монархія Людовіка 14. Питання до класу: Пригадайте де розташовується Франція як географічне становище впливало на економічний розвиток країни в період нового часу На сьогоднішньому уроці ми дізнаємось про розвиток Франції в 17 – на початку 18 століття за...
53054. СЦЕНАРИЙ МЕДИАУРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 113.5 KB
  Задачи урока: Повторить изученные фразеологизмы. Развивать умение отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний. Развивать умение употреблять фразеологизмы в речи. Залезать в бутылку означает сердиться злиться упрямиться по пустякам Итак какие фразеологизмы вам встретились Объясните как вы понимаете их значение ответы и объяснения после каждого стихотворения для учителя Что вы знаете о фразеологии Ответы учащихся.
53055. У світі крилатих слів» (використання фразеологізмів при вивченні орфографії у 5 класі) 27 KB
  Завдання: запишіть слова у дві колонки: 1 слова з м’яким знаком; 2 слова без м’якого знака. Завдання: запишіть слова у дві колонки: 1 слова з м’яким знаком; 2 слова без м’якого знака. Завдання: запишіть слова у дві колонки: 1 слова з апострофом; 2 слова без апострофа. Відповідь: набитий гаманець Наведені вище вправи органічно вплітаються в будьякий урок мови а завдяки закодованим висловам учитель має можливість при відповідному доборі мовного матеріалу реалізувати виховний потенціал стійких виразів.
53056. Работа на уроках над фразеологизмами 54 KB
  На доске рисунок Незнайки и запись: Переливать из пустого в порожнее. брать себя в руки спустя рукава заварить кашу выходить из себя засучить рукава расхлёбывать кашу первым делом на худой конец в лучшем случае в последнюю очередь К данному выражению нарисовать рисунок: Спустя рукава А к какой части речи относится слово рукава 6. Составьте по данным словам и рисунку выражения фразеологизмы...
53057. Внедрение аутентичных фразеологизмов в процессе обучения французскому языку 71.5 KB
  Знание французских пословиц и поговорок помогает учащимся усвоить образный строй языка развивает память приобщает к народной мудрости. Работая над пословицами и поговорками интерпретируя их посвоему учащиеся постигают вариативность языка его выразительные средства и образное содержание воспринимают и что особенно ценно присваивают язык творчески откликаются привнося кроме адекватного понимания свое личное отношение. Такие упражнения позволяют учащимся почувствовать эмоциональную выразительность французского языка развивают память...
53058. FREE TIME ACTIVITY. THEME PARKS 149 KB
  EDUCATIONAL OBJECTIVES: COMMUNICATIVE COMPETENCES GOOD BREEDING AIM: LOVE TO THE NATIVE TOWN SKILLS DEVELOPMENT AIM: COMMUNICATION EQUIPMENT: DIDACTIC MATERIALS, RECORDS, PLACARDS, MULTIMEDIA
53059. АНГЛІЙСЬКА БЕЗ КОРДОНІВ підручник з англійської мови для студентів нефілологічних спеціальностей 19.12 MB
  Книга призначена для студентів усіх напрямів підготовки нефілологічних спеціальностей. Мета підручника – розвиток усних і писемних навичок, ознайомлення та засвоєння культурологічних особливостей країн, мову яких вивчають у межах дисципліни “Англійська мова”. Цей підручник знадобиться всім, хто прагне підвищити рівень володіння англійською мовою.