82332

Состояние жизненного уровня трудящихся в 50-е гг. События в Темиртау (1958г.)

Доклад

История и СИД

События в Темиртау 1958г. Особенно крупный взрыв недовольства произошел летом 1959 года в городе Темиртау. Строящийся в Темиртау металлургический комбинат был объявлен ударной комсомольской стройкой и до конца 1958 года в область прибыли 132 тыс. например из двух тысяч болгар трудившихся в Казахстане свыше половины работали в Темиртау.

Русский

2015-02-26

35.21 KB

3 чел.

Состояние жизненного уровня трудящихся в 50-е гг. События в Темиртау (1958г.)

В конце 50-х гг. произошел определенный поворот в социальной политике страны. Индустриализация, оборонное строительство, восстановление разрушенного войной хозяйства - все это осуществлялось в ущерб жизненному уровню населения. В конце концов, отставание социальной сферы стало тормозить дальнейшее развитие страны. В первые годы после смерти Сталина во внутренней политике правительства наметилась тенденциям поворота к потребностям людей. Маленков Г.М., соратник И. В. Сталина с трибуны Мавзолея заявил о том, что законом для партии и правительства является обязанность неуклонно добиваться дальнейшего улучшения материального благосостояния рабочих, колхозников, интеллигенции.

В сталинские времена на квартиру, дачу и машину могли рассчитывать только высшие слои общества, которым этот набор ценностей предоставлялся государством безвозмездно. Личный автомобиль во времена Сталина мог выдаваться в качестве правительственной награды. Так, в 1930-е годы личные машины получили знаменитые деятели искусства – Леонид Утёсов, Исаак Дунаевский, Алексей Стаханов и др. В начале Великой Отечественной войны эти автомобили были сданы государству. После войны в личное пользование выдавались трофейные автомобили. Тогда же получил популярность автомобиль «Победа», которым, среди прочих, владели прославленный летчик Кожедуб, диктор Левитан.

Крайне остро стояла в стране и жилищная проблема. Власть не имела возможность улучшить условия жизни советских людей по всем параметрам. До 50-х годов государственное строительство жилья по существу не велось. Служащим обычно давали комнаты в общежитиях от завода или какого-то другого предприятия. Эта комната была около 12-20 кв. м. площадью и жили в ней семьями по 3-8 человек. Значительную часть жилого фонда составляли бараки. С середины 50-х гг. начался переход к индустриальному строительству жилья. В середине 50-х годов в некоторых наиболее развитых городах появилось паровое отопление и газоснабжение, но воду еще носили из колонок. Иные жилищные условия были у колхозных крестьян, так как они жили в деревне в деревянных и саманных домах, которые отапливали углем, а воду брали в колодцах. Швейные машинки, холодильники, телевизоры только начинали появляться.

В 1956 г. была сокращена до 42 часов рабочая неделя. В том же году был принят закон о пенсиях, бывший по тем временам лучшим в мире (самый низкий пенсионный возраст, максимальная пенсия 120 руб. при средней зарплате 75 руб. в мес.). До 1964 года колхозники получали пенсии не от государства, а непосредственно от колхоза. А ветераны войны могли получать деньги и от государства. Резко выросла обеспеченность населения больницами, школами, дошкольными детскими учреждениями.

Но жизнь людей характеризовалась не только положительными чертами, но и отрицательными среди которых было низкое материальное благосостояние народа, что влияло не только на питание, но и на то, как одевались люди. Заработная плата у рабочих и служащих к 50-м годам по сравнению с 40-м годом увеличилась лишь в 1,5 раза и составляла в среднем 64 рубля в месяц. А еще хуже было положение у колхозников. Они получали 16,4 руб. в месяц. Поэтому основная масса товаров была не доступна рабочим и колхозникам. Но, сама структура питания улучшилась. Специально разводили скот. Мясо колхозники продавали в городе на колхозном рынке вместе с маслом, а на полученные деньги приобретали хлеб, пряники, конфеты или другие продукты, необходимые для дома. Рабочие, служащие, интеллигенция, в отличие от колхозников не держали собственный скот и не имели огорода, поэтому продукты покупали в магазинах, либо на колхозных рынках. Рабочие и служащие, в зависимости от дохода, могли позволить себе селедку, мясные супы, конфеты, мармелад, хлеб и другие продукты.

В целом уровень жизни населения в 50-х годах был достаточно низким, это было связано, прежде всего, с уровнем развития экономики, которая развивалась не пропорционально, низким уровнем заработной платы у рабочих, колхозников, и оплатой за трудодни.

Центральные ведомства, союзные министерства, сооружая новые промышленные гиганты на территории Казахстана, не заботились о развитии ее социальной базы и сохранении экологического баланса. Такое хроническое пренебрежение к социальным проблемам не могло пройти бесследно. Особенно крупный взрыв недовольства произошел летом 1959 года в городе Темиртау.

В 50-е годы эта республика занимала особое место в СССР. Целинная эпопея сделала ее одной из главных житниц страны, краем просторов и подвигов, как писали тогда журналисты. Казахстан и раньше славился запасами угля, нефти, различных руд. В 50-е годы здесь строились и давали продукцию десятки самых современных предприятий тяжелой индустрии, снабжавших народное хозяйство черным и цветным металлом, станками, тракторами и т.п.

Строящийся в Темиртау металлургический комбинат был объявлен ударной комсомольской стройкой, и до конца 1958 года в область прибыли 132 тыс. человек. На следующий год прибыло еще 70 тыс. Наряду с многочисленными посланцами союзных республик сюда приехала молодежь из социалистических стран. В 1958 г., например, из двух тысяч болгар, трудившихся в Казахстане, свыше половины работали в Темиртау. Благоустроенного жилья было очень мало. Жить приходилось в переполненных вагончиках и брезентовых палатках, в бараках без воды и канализации. Питьевую воду завозили издалека и не всегда регулярно. Летом мучила жара, зимой – холод, осенью донимали дожди.

Между тем средства на жилищное строительство, на соцкультбыт, выражаясь языком того времени, «выделялись регулярно» и в большом объеме. Но они из года в год по неизвестным причинам «не осваивались». В результате не хватало помещений для школ, клубов, амбулаторий, родильных домов, ремонтных мастерских и ателье, даже для буфетов и столовых. Вопреки обещаниям «временные трудности» оставались постоянным явлением. Отсюда текучесть кадров, нестабильность коллективов, психологическая неустойчивость и повышенная раздражительность многих юношей и девушек, увлечение алкоголем, азартными играми. Никого не удивляли воровство, поножовщина и прочие нарушения, требовавшие немедленного вмешательства милиции.

Стройка считалась комсомольско-молодежной главным образом из-за возраста подавляющего большинства ее участников. Агитационно-пропагандистская и культурно-массовая работа, обычная для таких коллективов, здесь практически не велась. Радио не было не только в палатках и вагончиках, но и во многих общежитиях. Воспитатели, выделенные парткомом для работы с молодежью, свели свою деятельность к раздаче газет.

Систематически нарушалась производственная дисциплина: редкий день обходился без простоев, поломок техники, аварий; постоянно срывался график поступления стройматериалов, оборудования, инструментов, спецодежды. Не соблюдалась техника безопасности.

В конце 50-х годов темп и размах строительных работ вырос, но о рабочих думали мало. Особенно выматывали душу перебои с водой, которую обычно доставляли только к обеду, да и то мутноватую, со специфическим запахом. Не лучше обстояло дело с продуктами. Чашу терпения переполнило известие о том, что на базе отдела рабочего снабжения сгноили и закопали в землю большое количество мяса, пельменей, фруктов, о наличии которых на стройке никто и не догадывался. К тому же продолжались перебои с бетоном, другими строительными материалами, а вынужденные простои оплачивались из карманов рабочих. Дошло до того, что наряды строителям стали закрывать по рублю за день.

Точкой кипения строителей стал приезд группы строителей – граждан Народной Республики Болгария, которым тут же были предоставлены все те условия, которых были лишены советские строители. Начальство строек объясняло это тем, что иностранных гостей нельзя селить в палаточном городке.

1 августа 1959 года советские рабочие пришли на завтрак, но их попросили подождать, пока не доедят болгары. Это вызвало волну возмущения. Строители отказались выходить на работу и стали громить окрестности.

Восставшие общей численностью несколько сотен человек разгромили столовую, затем близлежащий универмаг и магазины, после чего занялись мародёрством. На помощь местным работникам МВД были вызваны солдаты и офицеры Карагандинского лагеря. (В одном из документов утверждается, что прибыло 500 человек под командованием генерал-майора Запевалина.) С обеих сторон в ход пошли не только кулаки, железные прутья, но и оружие. Жизнь в городе оказалась парализованной. В ночь на 4 августа в Темиртау прибыли дополнительные подразделения, доставленные самолетами из Новосибирска, Омска, Барнаула и ряда других отнюдь не близлежащих центров. Достаточно еще раз посмотреть список городов, из которых стягивались войска в Темиртау, чтобы догадаться о масштабе «беспорядков» и страхе верхов.

В ходе подавления массовых беспорядков были, по официальным данным среди мирного населения убиты 11 человек, 5 умерли от огнестрельных ран. Пострадало 111 военнослужащих и работников милиции; из них 30 человек получили огнестрельные раны, а 13 человек – тяжелые ранения; однако ни один военнослужащий и милиционер не погиб». Около 70 человек были арестованы, 5 из них были приговорены открытым показательным судом к высшей мере наказания – смертной казни через расстрел.

5 августа 1959 года в Темиртау прибыл Леонид Брежнев, в то время секретарь ЦК КПСС, как бывший первый секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Казахской ССР курировавший дела в республике. Брежнев устроил разнос местному партийно-хозяйственному активу, исключил из партии и уволил многих милиционеров и чиновников.

События, произошедшие в Темиртау, не были освящены ни в одной центральной газете, ни в одном журнале. Восставшие уже через неделю вновь вышли на работу. Уже в августе 1959 г. правительство Казахстана сделало все от него зависевшее, чтобы население Темиртау как можно быстрее забыло о случившемся. На первый план была выдвинута задача обеспечения рабочих, всех граждан молодого города водой и продовольствием. По свидетельству очевидцев, к их великому изумлению в магазинах на прилавках свободно лежали черная и красная икра, балык, сгущенное молоко, коньяки, марочные вина. Такого изобилия прежде здесь не было. Появилась и одежда, тоже на любой вкус, даже импортная. Изменилось отношение начальства и к досугу молодежи. Показ фильмов, регулярность сеансов, ремонт передвижек, оплата киномехаников - все было взято под строгий контроль. На летней эстраде стали выступать приезжие артисты.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27300. Международное законодательство о туризме 29 KB
  1985 София – Хартия туризма подчеркнула право человека на отдых и досуг обозначены обязанности государств по проведению политики обеспечения развития туризма и по организации отдыха. 1989 Гаага – Гаагская декларация 10 принципов руководства государств при сотрудничестве в сфере туризма упрощение туристских формальностей обеспечение безопасности туристов создание надежной инфраструктуры.
27301. Миссия и цели туристского предприятия 24.5 KB
  Не должна зависеть от текущего состояния организации форм и методов ее работы.Статус организации место и роль организации в системе рыночных отношений 2.Цели организации 4.
27304. Организация туристских автобусных путешествий на внутренних и международных маршрутах 24 KB
  4 вида автобусного туризма: Поездка на рейсовых автобусах Поездка на челночных автобусах Специальные рейсы Внутренний туризм и поездки в течение дня с различными целями Международная перевозкаэто перевозка транспортным средством пассажиров за пределы территории РФ а так же перевозки транзитом Виды международных автобусных перевозок: На регулярных маршрутах Перевозки на сезонных маршрутах Разовые маршруты Обслуживание туристов Требования к водителю: Наличие спец лицензий знание ин языка 2 водителя на маршруте знание маршрута...
27305. Паспортно-визовый контроль 29.5 KB
  Тур формальности – это проверка соблюдения туристами и субъектами тур деят порядка и правил устан гос органами при въезде в страну и выезде из страны Паспортновизовые формальности – это формальности связ с соблюд правил пересеч границ гос и пребыв на их терр. Правила въезда и выезда зависят от соглашений между госми и постоянно измен. Наиболее полную и достоверную инф можно получить в консульских учрежд МИД РФ посольствах госв. Контроль наличия виз или иных разреш на въезд лиц в ин госво явл обяз транспортной компании.
27306. Паспортные и визовые формальности 28 KB
  В 17 веке паспорт выполнял 2 основные функции: Полицейская Фискальная Виды паспортов: Паспорт почетного консула Белисский паспорт Паспорт ватикана Паспорт римского католического ордена рыцарей мальты Камуфляжный паспорт Шенгенское соглашение Это соглашение об отмене паспортного таможенного контроля в ряд государств Европейского союза изначально было подписано 14 июня 1985 года. Визовые формальности Виза специальная разрешительная подпись печать или вклейка которая делается в загран паспорте представителями властей...
27308. Правила предоставл гост услуг 28.5 KB
  Осн понятия: гостиница имущ комплекс для предоставл гост услуг потреб гражд имеющ намерения заказ исп услугу исполн оказ услуги потреб по договору. Исполн обязан довести до сведения фирм наим адрес и режим работы своевр предоставл инф об услугах порядке прожив правил пож безоп и польз быт приборами предоставл льгот категориям граждан заключить с потреб договор не вправе оказ доп услуги без согласия потреб цена номера и форма оплаты также устан исполн плата за прожив в гост устан в соотв с единым расч часом 12 ч при размещ до...