82333

Политика Тауке хана. «Жеты Жаргы» – свод норм обычного права казахского народа

Доклад

История и СИД

Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки и правовой базы организации казахского общества. и включал в себя следующие основные разделы: земельное право; семейнобрачные отношения; военная организация; суд и судебный процесс; виды наказаний по уголовным преступлениям; введение куна выкуп; наследственное право. Первое место в нем занимает закон возмездия: за кровь мстить кровью за увечье увечьем; За воровство грабеж насилие прелюбодеяние казнить смертью; По сим постановлениям родственники...

Русский

2015-02-26

34.49 KB

1 чел.

Политика Тауке хана. «Жеты Жаргы» – свод норм обычного права казахского народа

Основным субъектом политических отношений в Казахском государстве были общины. Их влияние на принятие политических решений определялось положением в иерархии общин, основанной на генеалогии. Общины объединялись в ассоциации и объединения вплоть до жузов. Жузы также делились на Старший, Средний и Младший.

С другой стороны, одним из условий нормального существования кочевых государств являлось наличие в нем оседло-земледельческих и городских окраин. В этой связи следует подчеркнуть роль присырдарьинских городов и земледельческой округи, находившихся долгое время в составе казахских ханств.

Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки и правовой базы организации казахского общества. Эта работа проводилась весь XVII в. и при хане Тауке нашла свое закрепление в своде законов «Жетi Жаргы» (Семь Установлений). Разработан был этот свод при участии известнейших биев в начале XVII в. и включал в себя следующие основные разделы: земельное право; семейно-брачные отношения; военная организация; суд и судебный процесс; виды наказаний по уголовным преступлениям; введение куна (выкуп); наследственное право.

Мы не располагаем точными сведениями о том, кто был автором «Жеты Жаргы» или инициатором его составления. Со ссылкой на казахские предания творцом «Жеты Жаргы» принято называть хана Тауке. Он будто бы собрал для совета трех биев – Тюля-бия из Улу жуза, Казбек-бия из Орта жуза, Айтеке-бия из Киши жуза – и, обсудив с ними случавшиеся между казахами частые ссоры, составил и утвердил некоторые законоположения. Основной целью появления данного документа можно назвать стремление приспособить существовавшие норм обычного права к новым потребностям казахского общества.

«Жеты Жаргы» дошло до нас в поздних записях русских ученых и известно в двух редакциях. Одиннадцать фрагментов этого «Уложения», записанные в 1804 г. со слов старшины яппасского рода Кубека Шукуралиева, были опубликованы в 1820 г. Г. Спасским на страницах издаваемого им «Сибирского вестника». Текст второй редакции «Жеты Жаргы» приводится в сочинении известного знатока истории и быта казахов А. Левшина. 34 фрагмента «Уложения» он записал спустя более ста лет, что не могло не отразиться на точности передачи.

Текст «Жеты Жаргы» ни в публикации Г. Спасского, ни в публикации А. Левшина не имеет деления на статьи. Впервые деление первой редакции на 11, а второй – на 34 статьи предложил Ф.И. Леонтович в 1879 г. Такое деление считается общепринятым и нередко встречается в научной литературе.

Вот что говорил А.И. Левшина о законах хана Тауке: «Сей золотой век, о котором вспоминают (казахи) со вздохами, есть царствование знаменитого хана их Тявки, который, если верить преданиям, был действительно в своем роде Гений, и в летописях казачьих должен стоять на ряду с Солонами и Ликургами. Усмирив волновавшиеся долго роды и поколения, он не только ввел в них устройство, порядок, но и дал им многие законы. Киргизы Большой и Средней Орд утверждают, что народные законы их гораздо древнее хана «Тявки». - Первое место в нем занимает закон возмездия: за кровь мстить кровью, за увечье увечьем;

- За воровство, грабеж, насилие, прелюбодеяние казнить смертью;

- По сим постановлениям, родственники убитого имеют право лишать жизни убийцу; о отрубивший руку, ногу, ухо должен быть лишен той же части тела; наказания могут быть смягчены по приговору судей, или согласию истцов, тогда преступник наказывается только установленною за всякое преступление платою. Убийца возвращает себе жизнь, платя кун, отдавая за каждого убитого мужчину 1000, а за женщину 500 баранов. Изувеченный, или отрубивший другому какой-нибудь член, платит равным образом определенное число скота;

- Кто убьет султана или ходжу, тот платит родственникам убитого кун за семь человек. Обида султана, или ходжи словами, наказывается пенею в 9 скотин; а за побои 27 скотин;

- Если жена умертвит мужа, то она … предается смертной казни, от которой не спасти заплата куна, если родственники не простят ее. Из правил сего исключаются беременные жены, которые за убийство мужей не наказывались; но навсегда предаются презрению и почитаются бесчестными. Если муж убьет жену, то он может избавиться от казни, заплатив кун;

- Родители за убийство детей своих ни чем не наказываются; но женщина, умертвившая от стыда младенца, незаконно прижитого, придается смерти;

- Самоубийцы погребаются в отдельных местах;

- Ежели женщина будет сбита в ног всадником и изувечена, … от того родит мертвого младенца, то с виновного взыскивается плата по следующему расчету: за младенца до пяти месяцев, за каждый месяц по одной лошади; а за младенца от 5-ти до 9-ти месяцев, за каждый месяц по одному верблюду;

- Ежели кто примет христианскую веру, у того родственники отнимают все его имение;

- Ежели кто примет христианскую веру, у того родственники отнимают все его господина нигде не приемлется;

- Сына, осмелившегося злословить или бить отца или мать свою, сажали на черную корову, лицом к хвосту; с навязанным на шею старым войлоком: корову сию водят вокруг аулов и сидящего на ней бьют плетью; а дочь связывается и предается матери для наказания по его произволу;

- Изобличенный в воровстве возвращает трижды девять (27) раз украденное, наказание еще называется айбана. Если покража состоит в скоте, то виновный должен придать к верблюду одного пленного, к лошадям одного верблюда, к овцам одну лошадь. Сто верблюдов равняются 300 лошадям и 1000 овцам;

- Кто сделал и воровство и убийство вместе, тот платит за два преступления;

- Жена и дети, знавшие о воровстве мужа или отца и недонесшие на него, не подвергаются никакому взысканию, ибо на старшего в семействе не позволено доносить;

- За убитую охотничью собаку или беркута хозяин может требовать невольника или невольницу;

- Ежели сын, отдельный от отца, умрет бездетен, от имение его поступает к отцу его. Малолетние дети отдаются в опеку ближайшим родственникам, а если их нет, посторонним надежным людям;

- Духовные завещания делаются при родственниках и муллах;

- Лошади, коровы и овцы, бывшие в чужих руках, взыскиваются с приплодом, какой был, кроме скота, барантою угнанного; а для удостоверения в том, что нет утайки, требуется от передержателя присяги;

- Разбирать ссоры и произносить приговор над виновным должен, если не сам хан, то правители или старейшины тех аулов, к которым принадлежит истец и ответчик, приглашая к разбирательству еще и избранных обеими сторонами двух посредников;

- Если ответчик к суду не явится или присужденной пени заплатить не может, то оная взыскивается с его родственников или с его аула, представляя оному право возвратить свою потерю совершением над виновным судебного приговора;

- Для удостоверения в преступлении требуется не менее двух, … иногда трех, свидетелей. За отсутствием свидетелей, позволяется прибегать к присяге; но давать оной ни истец, ни ответчик за себя не могут: за них должны присягать люди, известные своею честностью. Если же никто за обвиняемого не присягает, то он осуждается. Женский пол, равно как работники, слуги и рабы, к свидетельству не допускаются;

- Судьям и посредникам, за решение дела, положено давать 10-ю часть своего иска;

- Если осужденный не исполняет приговор суда, или начальник аула умышленно уклоняется от разбирательства дела и тем покровительствует преступнику, то истец получает право, с позволения своего старейшины, произвести барымту, с родственниками или ближайшими своим соседями ехать в аул ответчика и тайно отогнать к себе скот его; но, возвратясь домой, должен объявить о том своему начальнику, который наблюдает, чтобы количество возмездия соразмерно было иску;

Судопроизводство было основано на обычном праве - адате и мусульманском праве - шариате. Судебная функция была в руках биев-родоправителей. Особо сложные дела рассматривались съездом биев. В разбирательстве некоторых дел принимали участие султаны и хан. За разбор дел бии, султаны и хан получали вознаграждение - бийлик, ханлык, а также различные подарки. Если ответчик уклонялся от суда или исполнения его решения, то истец имел право произвести барымту (насильственный угон скота).

Пастбища и пашни принадлежали роду, общине, скот был в семейной собственности. Особенно строго разграничивались зимние пастбища и орошаемые пашни, соблюдались обычаи родовой взаимопомощи.

Обособленность отдельных районов Казахстана, проявилась в образовании жузов и основывалась на особенностях экономических и географических условий этих районов, на связи кочевого скотоводческого хозяйства различных районов с определенными оседло-земледельческими центрами.

Высшим сословием в социальной структуре являлось сословие ак-суйек (белая кость), в которое входили торе и кожа, не входившие в систему жузов. Потомки Чингисхана, по праву рождения приобретали титул султана и право занимать ханский престол. Султаны были избавлены от телесных наказаний и не подлежали суду биев, наказать их мог только хан или старший из султанов. Кожа считались потомками первых проповедников ислама и пользовались огромным авторитетом среди казахов. Сословие - кара-суйек (черная кость) было наиболее многочисленное - это кочевники, ведущие самостоятельное хозяйство. В среде черной кости выделялись профессиональные группы: бии, батыры, саудагеры и другие. Самую низшую сословную группу составляли кулы – рабы, основным источником рабства являлось взятие в плен. Но рабство в Казахстане не получило распространение.

Выраженной классовой дифференциации не было, что являлось причиной стабильности социального устройства казахского общества. Положение стало изменяться в связи с присоединением Казахстана к России.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68034. Інтелектуально-розважальна гра „Що ми знаємо про Кобзаря?” 41 KB
  Оскільки підлітковий вік це час самоутвердження формування особистості то зважаючи на це пропонуємо в ненавязливій формі гри вивчати Шевченка позмагатися хто краще знає долю і творчість поета. Клас або актова зала прибрані відповідно до відзначення дня народження Тараса Григоровича Шевченка...
68035. Вшановуємо Великого Кобзаря 153.5 KB
  Мета уроку: розширити знання учнів про творчість та життєвий шлях Т.Г.Шевченка; виробити вміння осмислити та зрозуміти тяжку долю поету, прищепити повагу та любов до нього, до України, до її чудової природи, до співучої солов’їної мови; поповнювати словник дітей образними виразами...
68036. Ми чуємо тебе, Кобзарю, крізь століття... 312 KB
  Музичне оформлення: пісня Ми йдемо до Тараса В.Шевченко Відеоролик лунає уривок пісні Ми йдемо до Тараса В. Немає з нами великого Кобзаря та слова його бентежать і тривожать душу Тарас Шевченко був одним із тих кого ми називаємо провісником нового життя народним пророком титаном духу.
68037. Літературна подорож «У гості до Кобзаря» (Т.Г. Шевченко і Донеччина) 823.5 KB
  Шевченка прикрашений рушником. На дошці висить карта Донецької області чи України на якій прапорцями позначені місця з якими пов’язане ім’я Тараса Шевченка. Шевченка наші земляки М. Звучить українська народна пісня Заповіт вірші Тараса Шевченка.
68038. Сценарій виховного заходу «Кохання моє неприховане…» 97 KB
  Майнової Виховний захід на тему €œКохання моє неприховане покликаний навчати пізнавати поважати себе та інших розвивати культуру моральних почуттів культуру відносин духовність виховувати почуття людської гідності. Кохання любов одна з проблем що хвилюють кожну людину протягом усього життя.
68039. Колектив - велика сила: всі за одного, один за всіх - будь яка справа має успіх 310.5 KB
  Уточнити уявлення дітей про життя, працю в колективі; ознайомити з правилами чемності для хлопчиків і дівчат. Розвивати вміння оцінювати свої вчинки, визначати свою роль у колективі, авторитет колективу. Виховувати почуття колективізму, дружби, товаришування, прищеплювати бажання удосконалювати себе.
68040. Колективізм – як риса особистості 86 KB
  Створення учнівського самоврядування в гуртожитку не є засобом звільнення вихователів від педагогічних обовязків і завантаження ними учнів. Завдання органів учнівського самоврядування в гуртожитку Працюючи з молоддю в гуртожитку ВПУ25 не один рік дійшла висновку...
68041. СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ КОЛОБКИ 65.5 KB
  На сцене появляются дети. Выходят на сцену дети. Колобки директору: Ой подождите Еще отличники опоздали Первоклассники дети: Мы не отличники. Дети: Думать писать и читать Научил нас любимый учитель Учил нас буквы складывать считать Цветы растить и бабочек ловить.
68042. Музыкально-библиотечный урок «Следствие ведут колобки!» 5.74 MB
  Извините вы кто У нас идет урок Знаю Но следы ведут именно в этот кабинет Следствие не может быть остановлено Я должен срочно найти этого человека Я располагаю сведениями что он близко знаком вот с ним Слайд 1 Чебурашка А еще с ними: Слайд 2 3 Герои из мультфильма Каникулы в Простоквашино...