82333

Политика Тауке хана. «Жеты Жаргы» – свод норм обычного права казахского народа

Доклад

История и СИД

Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки и правовой базы организации казахского общества. и включал в себя следующие основные разделы: земельное право; семейнобрачные отношения; военная организация; суд и судебный процесс; виды наказаний по уголовным преступлениям; введение куна выкуп; наследственное право. Первое место в нем занимает закон возмездия: за кровь мстить кровью за увечье увечьем; За воровство грабеж насилие прелюбодеяние казнить смертью; По сим постановлениям родственники...

Русский

2015-02-26

34.49 KB

2 чел.

Политика Тауке хана. «Жеты Жаргы» – свод норм обычного права казахского народа

Основным субъектом политических отношений в Казахском государстве были общины. Их влияние на принятие политических решений определялось положением в иерархии общин, основанной на генеалогии. Общины объединялись в ассоциации и объединения вплоть до жузов. Жузы также делились на Старший, Средний и Младший.

С другой стороны, одним из условий нормального существования кочевых государств являлось наличие в нем оседло-земледельческих и городских окраин. В этой связи следует подчеркнуть роль присырдарьинских городов и земледельческой округи, находившихся долгое время в составе казахских ханств.

Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки и правовой базы организации казахского общества. Эта работа проводилась весь XVII в. и при хане Тауке нашла свое закрепление в своде законов «Жетi Жаргы» (Семь Установлений). Разработан был этот свод при участии известнейших биев в начале XVII в. и включал в себя следующие основные разделы: земельное право; семейно-брачные отношения; военная организация; суд и судебный процесс; виды наказаний по уголовным преступлениям; введение куна (выкуп); наследственное право.

Мы не располагаем точными сведениями о том, кто был автором «Жеты Жаргы» или инициатором его составления. Со ссылкой на казахские предания творцом «Жеты Жаргы» принято называть хана Тауке. Он будто бы собрал для совета трех биев – Тюля-бия из Улу жуза, Казбек-бия из Орта жуза, Айтеке-бия из Киши жуза – и, обсудив с ними случавшиеся между казахами частые ссоры, составил и утвердил некоторые законоположения. Основной целью появления данного документа можно назвать стремление приспособить существовавшие норм обычного права к новым потребностям казахского общества.

«Жеты Жаргы» дошло до нас в поздних записях русских ученых и известно в двух редакциях. Одиннадцать фрагментов этого «Уложения», записанные в 1804 г. со слов старшины яппасского рода Кубека Шукуралиева, были опубликованы в 1820 г. Г. Спасским на страницах издаваемого им «Сибирского вестника». Текст второй редакции «Жеты Жаргы» приводится в сочинении известного знатока истории и быта казахов А. Левшина. 34 фрагмента «Уложения» он записал спустя более ста лет, что не могло не отразиться на точности передачи.

Текст «Жеты Жаргы» ни в публикации Г. Спасского, ни в публикации А. Левшина не имеет деления на статьи. Впервые деление первой редакции на 11, а второй – на 34 статьи предложил Ф.И. Леонтович в 1879 г. Такое деление считается общепринятым и нередко встречается в научной литературе.

Вот что говорил А.И. Левшина о законах хана Тауке: «Сей золотой век, о котором вспоминают (казахи) со вздохами, есть царствование знаменитого хана их Тявки, который, если верить преданиям, был действительно в своем роде Гений, и в летописях казачьих должен стоять на ряду с Солонами и Ликургами. Усмирив волновавшиеся долго роды и поколения, он не только ввел в них устройство, порядок, но и дал им многие законы. Киргизы Большой и Средней Орд утверждают, что народные законы их гораздо древнее хана «Тявки». - Первое место в нем занимает закон возмездия: за кровь мстить кровью, за увечье увечьем;

- За воровство, грабеж, насилие, прелюбодеяние казнить смертью;

- По сим постановлениям, родственники убитого имеют право лишать жизни убийцу; о отрубивший руку, ногу, ухо должен быть лишен той же части тела; наказания могут быть смягчены по приговору судей, или согласию истцов, тогда преступник наказывается только установленною за всякое преступление платою. Убийца возвращает себе жизнь, платя кун, отдавая за каждого убитого мужчину 1000, а за женщину 500 баранов. Изувеченный, или отрубивший другому какой-нибудь член, платит равным образом определенное число скота;

- Кто убьет султана или ходжу, тот платит родственникам убитого кун за семь человек. Обида султана, или ходжи словами, наказывается пенею в 9 скотин; а за побои 27 скотин;

- Если жена умертвит мужа, то она … предается смертной казни, от которой не спасти заплата куна, если родственники не простят ее. Из правил сего исключаются беременные жены, которые за убийство мужей не наказывались; но навсегда предаются презрению и почитаются бесчестными. Если муж убьет жену, то он может избавиться от казни, заплатив кун;

- Родители за убийство детей своих ни чем не наказываются; но женщина, умертвившая от стыда младенца, незаконно прижитого, придается смерти;

- Самоубийцы погребаются в отдельных местах;

- Ежели женщина будет сбита в ног всадником и изувечена, … от того родит мертвого младенца, то с виновного взыскивается плата по следующему расчету: за младенца до пяти месяцев, за каждый месяц по одной лошади; а за младенца от 5-ти до 9-ти месяцев, за каждый месяц по одному верблюду;

- Ежели кто примет христианскую веру, у того родственники отнимают все его имение;

- Ежели кто примет христианскую веру, у того родственники отнимают все его господина нигде не приемлется;

- Сына, осмелившегося злословить или бить отца или мать свою, сажали на черную корову, лицом к хвосту; с навязанным на шею старым войлоком: корову сию водят вокруг аулов и сидящего на ней бьют плетью; а дочь связывается и предается матери для наказания по его произволу;

- Изобличенный в воровстве возвращает трижды девять (27) раз украденное, наказание еще называется айбана. Если покража состоит в скоте, то виновный должен придать к верблюду одного пленного, к лошадям одного верблюда, к овцам одну лошадь. Сто верблюдов равняются 300 лошадям и 1000 овцам;

- Кто сделал и воровство и убийство вместе, тот платит за два преступления;

- Жена и дети, знавшие о воровстве мужа или отца и недонесшие на него, не подвергаются никакому взысканию, ибо на старшего в семействе не позволено доносить;

- За убитую охотничью собаку или беркута хозяин может требовать невольника или невольницу;

- Ежели сын, отдельный от отца, умрет бездетен, от имение его поступает к отцу его. Малолетние дети отдаются в опеку ближайшим родственникам, а если их нет, посторонним надежным людям;

- Духовные завещания делаются при родственниках и муллах;

- Лошади, коровы и овцы, бывшие в чужих руках, взыскиваются с приплодом, какой был, кроме скота, барантою угнанного; а для удостоверения в том, что нет утайки, требуется от передержателя присяги;

- Разбирать ссоры и произносить приговор над виновным должен, если не сам хан, то правители или старейшины тех аулов, к которым принадлежит истец и ответчик, приглашая к разбирательству еще и избранных обеими сторонами двух посредников;

- Если ответчик к суду не явится или присужденной пени заплатить не может, то оная взыскивается с его родственников или с его аула, представляя оному право возвратить свою потерю совершением над виновным судебного приговора;

- Для удостоверения в преступлении требуется не менее двух, … иногда трех, свидетелей. За отсутствием свидетелей, позволяется прибегать к присяге; но давать оной ни истец, ни ответчик за себя не могут: за них должны присягать люди, известные своею честностью. Если же никто за обвиняемого не присягает, то он осуждается. Женский пол, равно как работники, слуги и рабы, к свидетельству не допускаются;

- Судьям и посредникам, за решение дела, положено давать 10-ю часть своего иска;

- Если осужденный не исполняет приговор суда, или начальник аула умышленно уклоняется от разбирательства дела и тем покровительствует преступнику, то истец получает право, с позволения своего старейшины, произвести барымту, с родственниками или ближайшими своим соседями ехать в аул ответчика и тайно отогнать к себе скот его; но, возвратясь домой, должен объявить о том своему начальнику, который наблюдает, чтобы количество возмездия соразмерно было иску;

Судопроизводство было основано на обычном праве - адате и мусульманском праве - шариате. Судебная функция была в руках биев-родоправителей. Особо сложные дела рассматривались съездом биев. В разбирательстве некоторых дел принимали участие султаны и хан. За разбор дел бии, султаны и хан получали вознаграждение - бийлик, ханлык, а также различные подарки. Если ответчик уклонялся от суда или исполнения его решения, то истец имел право произвести барымту (насильственный угон скота).

Пастбища и пашни принадлежали роду, общине, скот был в семейной собственности. Особенно строго разграничивались зимние пастбища и орошаемые пашни, соблюдались обычаи родовой взаимопомощи.

Обособленность отдельных районов Казахстана, проявилась в образовании жузов и основывалась на особенностях экономических и географических условий этих районов, на связи кочевого скотоводческого хозяйства различных районов с определенными оседло-земледельческими центрами.

Высшим сословием в социальной структуре являлось сословие ак-суйек (белая кость), в которое входили торе и кожа, не входившие в систему жузов. Потомки Чингисхана, по праву рождения приобретали титул султана и право занимать ханский престол. Султаны были избавлены от телесных наказаний и не подлежали суду биев, наказать их мог только хан или старший из султанов. Кожа считались потомками первых проповедников ислама и пользовались огромным авторитетом среди казахов. Сословие - кара-суйек (черная кость) было наиболее многочисленное - это кочевники, ведущие самостоятельное хозяйство. В среде черной кости выделялись профессиональные группы: бии, батыры, саудагеры и другие. Самую низшую сословную группу составляли кулы – рабы, основным источником рабства являлось взятие в плен. Но рабство в Казахстане не получило распространение.

Выраженной классовой дифференциации не было, что являлось причиной стабильности социального устройства казахского общества. Положение стало изменяться в связи с присоединением Казахстана к России.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35858. Понятие системы. Виды систем 423.67 KB
  Понятие системы. Виды систем: конкретные реальные системы объекты явления процессы и абстрактные системы являющиеся определенными отображениями моделями реальных объектов. Конкретные системы делятся на естественные природные и искусственные созданные человеком. Искусственные системы имеют определенные цели функционирования назначения и управление.
35860. Методи використання тренажерів на уроках теоретичного навчання 393 KB
  Методи використання тренажерів на уроках теоретичного навчання У машинобудівній галузі верстати з числовим програмним управлінням у найближчому майбутньому займуть пріоритетне становище у верстатному парку. Одним з найбільш ефективних методів інтенсивного навчання є використання компютерних засобів або компютерні навчаючі програми а також компютерні тренажери або компютерні тренажериімітатори роботи верстатів. Навчання на тренажерах проводиться у кабінеті навчального закладу під наглядом викладача тому воно позбавлене недоліків...
35861. Алгоритмы кэширования современных микропроцессоров 387.5 KB
  Процесс выполнения программы можно представить как последовательность обращения к строкам основной памяти. Вся информация хранится в основной памяти а часть в кэш памяти. ОПТ оптимальный известна вероятность обращения к строкам памяти. Физически реализуемые Алгоритмы выбора строки из кэш памяти.
35862. Экзаменационные задачи по физике 333.5 KB
  Определите работу совершаемую электрическим током в электродвигателе настольного вентилятора за промежуток времени 30 с если при напряжении 220 В сила тока потребляемого двигателем 100 мА. Определите количество теплоты которое выделилось на резисторе сопротивлением 20 Ом за промежуток времени 5 мин если через его поперечное сечение ежесекундно проходит заряд 10 Кл. Определите силу тока потребляемого электродвигателем лифта и расход электроэнергии при одном подъеме если напряжение на зажимах 380 В а его КПД равен 90 . Определите...
35863. ТЕХНОЛОГІЯ ВЛАШТУВАННЯ МАСТИКОВИХ ПОКРІВЕЛЬ 320.5 KB
  ТЕХНОЛОГІЯ ВЛАШТУВАННЯ МАСТИКОВИХ ПОКРІВЕЛЬ Мастикові покрівлі улаштовують з бітумних емульсійних паст і мастик полімерних мастик гарячих бітумних мастик бітумногумових мастик. Захист покрівлі Бронювання нанесення на покрівлю алюмінієвого пилу Засипання гравієм або мармуровим щебенем 2мм Бітумні емульсійні матеріали це дисперсні системи з бітуму емульгаторів наповнювачів і води. Комбіновані покрівлі це різновид мастикових. Залежно від похилу конструкцію водоізоляційного килима такої покрівлі утворює один або два шари звичайних...
35865. ПРЕВРАЩЕНИЯ В СТАЛИ ПРИ ОХЛАЖДЕНИИ 283 KB
  При скорости охлаждения стали обеспечивающей полное протекание диффузионных процессов и соответственно близкое к равновесному состоянию стали в структуре последней согласно диаграмме железо углерод образуется перлит.5 приведена диаграмма изотермического превращения аустенита для эвтектоидной стали 08 С. Диаграмма изотермического превращения аустенита эвтектоидной стали На диаграмме можно выделить следующие области: 1 область устойчивого аустенита для стали содержащей 08 С выше АС1; 2 область переохлажденного аустенита; 3...