82334

Изменение в социальной структуре и численности населения в начале 50-х-сер.60-х годов

Доклад

История и СИД

Доля рабочих среди трудоспособного населения была невелика. По официальным данным на 1940 год доля рабочих в Казахстане было 634 тысячи колхозников 912 тысяч. Проблема нехватки рабочих рук была решена за счет приезжих которые составляли 80 от общего числа рабочих. В 1960 году численность рабочих составляла 22 млн человек колхозников 611 тысяч.

Русский

2015-02-26

29.09 KB

2 чел.

Изменение в социальной структуре и численности населения в начале 50-х-сер.60-х годов

В годы Великой Отечественной войны население Казахстана значительно увеличилось за счет эвакуированных из районов, охваченных оккупацией, депортированных народов (поляков, немцев, представителей народов Северного Кавказа). По переписи 1939 года в Казахстане проживало 6,9 млн. человек, а после войны вместе с эвакуированными и депортированными составило 7,5 млн. человек.

В послевоенные годы республика постоянно ощущала недостаток в рабочей силе. Многие казахстанцы не вернулись с фронта (погибло примерно 600 тысяч человек). Значительное количество специалистов, работавших в Казахстане в годы войны, после ее окончания вернулись на родину. Профессиональная подготовка на заводах и фабриках оставалась низкой. Для решения проблемы переподготовки в республике были открыты школы трудовых резервов и училища по подготовке квалифицированных кадров.

Не смотря на проведенную в 20-30-е гг. ХХ века индустриализацию, Казахстан оставался аграрной страной. Доля рабочих среди трудоспособного населения была невелика. По официальным данным на 1940 год доля рабочих в Казахстане было 634 тысячи, колхозников – 912 тысяч. В послевоенный период это соотношение постепенно изменилось в пользу первых.

Значительные изменения в численности населения в 50-е годы ХХ века связаны с освоением целинных и залежных земель. В это же время начинается строительство крупных промышленных предприятий на территории республики, для чего требовались большие людские ресурсы. В 1954-1956 гг. в Казахстан было переселено примерно 500 тысяч человек. Проблема нехватки рабочих рук была решена за счет приезжих, которые составляли 80 % от общего числа рабочих.

В первый период освоения целины – 1954-1956 гг. – в Казахстан прибыло 640 тысяч человек, в основном девушки и юноши из России, Белоруссии и Украины. Всего за время освоения целины в Казахстан прибыло 1 млн 500 тысяч человек.

В результате национальный состав Казахстана изменился коренным образом. Доля казахов по переписи 1959 года составила 30 % (2 млн. 787 тысяч человек). (Сейчас казахов в РК – 10 млн. 500 тысяч).

В 1960 году численность рабочих составляла 2,2 млн человек, колхозников – 611 тысяч. Приведенные сведения не совсем точно отражают реальную картину, так как в число рабочих и служащих официально включали тружеников села, работавших в совхозах. На самом деле они по положению в общественной жизни, грамотности, квалификации были ближе к колхозникам, чем к промышленным рабочим.

Тем не менее, в 50-е годы по сравнению с предыдущим периодом увеличилось количество рабочих и служащих в сфере промышленности, транспорта и связи. Подготовка рабочих кадров осуществлялась в системе трудовых резервов и на самих предприятиях.

Со второй половины 50-х годов все больше внимания уделялось развитию техники и производственных технологий. Для работы в новых условиях требовались квалифицированные рабочие кадры. В период с 1956 по 1960 гг. свою квалификацию повысили 767,2 тысячи человек, что составляло 58,5 % всего контингента рабочих. Уже в 50-е годы начал осуществляться дефицит квалифицированных рабочих из числа представителей коренной национальности. Именно в этот период стала проявляться тенденция умышленного удержания представителей коренной национальности в сельской местности и обустройства в городах переселенцев, прибывших из других регионов.

Таким образом, численность населения Казахстана в 50-60-е гг. ХХ века увеличивалась, но не естественным путем, а за счет миграции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59046. Моральні цінності та ідеали наших предків. За драмою І. А. Кочерги Ярослав Мудрий 46 KB
  Мета: познайомити учнів з перипетіями навколо цього твору визначити моральні цінності та ідеали наших предків образи героїв твору ідею композицію; пояснити актуальність і сучасний пафос драми; повторити вивчене про драматичну поему...
59047. Музи генія. Інтимна лірика Тараса Шевченка 60 KB
  Мета: на прикладах поетичних шедеврів інтимної лірики Шевченка розглянути красу і складність людських почуттів; викликати в учнів бажання якомога більше дізнатися про Кобзаря; знайти ще один з ключів до розкриття творчості Шевченка її тематики розгадки соціальних і життєвих...
59048. Музичні інсценівки за мотивами Байок харківських Г. Сковороди 37.5 KB
  Сковороди Сучасний погляд на використання байок Г. Сковорода широко користується народними засобами передачі педагогічних ідей коли мудрість вкладається у вислови героїв казок притч оповідей байок.
59049. Урок-память. Ні! Я жива! Я вічно буду жити! 48.5 KB
  Леся Українка Хід уроку І. Дорогі мої діти Дорогі восьмикласники Прозвучала пісня Стояла я і слухала весну пісня яка мабуть нікого не залишила байдужим бо слова цієї пісні написала Леся Українка Лариса Петрівна КосачКвітка.
59050. Матеріали до вивчення роману А. Камю Чума 30.5 KB
  Камю зажив популярності ще за життя і нині твори його не втрачають актуальності через те що письменник зумів поставити в них багато запитань важливих як для його сучасників так і для наступних поколінь. Представники Марсель Сартр Камю.
59051. Наталя Забіла. Чотири пори року 35 KB
  Обладнання: виставка творів Наталі Забіли ілюстрації Пори року аудіозапис твору Вівальді Пори року картки зі словами-блискавками картки зі словами-анаграмами запис на дошці аналітико-синтетичних вправ.
59052. Передумови й початок національно-визвольної війни українського народу проти польського панування 74.5 KB
  Іий ученьдослідник: Богдан Зиновій Хмельницький найвидатніший гетьман України видатний полковдець дипломат гнучкий політик справжній патріот захисник України від поляків господар своєї держави що прагнув до зміцнення її могутності.
59053. Нашого цвіту - по всьому світу 42 KB
  Актуалізація та мотивація навчальної діяльності Бесіда Хто такі емігранти За яких причин вони можуть опинитися за кордоном В які держави світу переважно емігрують наші співвітчизники Які основні особливості побуту українського народу Як зберігає народ свої традиції звичаї...
59054. Не нудьгуємо за чаєм. Сімейні посиденьки 29.5 KB
  Мета вечора: розвиток сімейної творчості та співробітництва родини і школи обєднання класного колективу посилення ролі родини у виховному процесі Ведучий...