82334

Изменение в социальной структуре и численности населения в начале 50-х-сер.60-х годов

Доклад

История и СИД

Доля рабочих среди трудоспособного населения была невелика. По официальным данным на 1940 год доля рабочих в Казахстане было 634 тысячи колхозников 912 тысяч. Проблема нехватки рабочих рук была решена за счет приезжих которые составляли 80 от общего числа рабочих. В 1960 году численность рабочих составляла 22 млн человек колхозников 611 тысяч.

Русский

2015-02-26

29.09 KB

2 чел.

Изменение в социальной структуре и численности населения в начале 50-х-сер.60-х годов

В годы Великой Отечественной войны население Казахстана значительно увеличилось за счет эвакуированных из районов, охваченных оккупацией, депортированных народов (поляков, немцев, представителей народов Северного Кавказа). По переписи 1939 года в Казахстане проживало 6,9 млн. человек, а после войны вместе с эвакуированными и депортированными составило 7,5 млн. человек.

В послевоенные годы республика постоянно ощущала недостаток в рабочей силе. Многие казахстанцы не вернулись с фронта (погибло примерно 600 тысяч человек). Значительное количество специалистов, работавших в Казахстане в годы войны, после ее окончания вернулись на родину. Профессиональная подготовка на заводах и фабриках оставалась низкой. Для решения проблемы переподготовки в республике были открыты школы трудовых резервов и училища по подготовке квалифицированных кадров.

Не смотря на проведенную в 20-30-е гг. ХХ века индустриализацию, Казахстан оставался аграрной страной. Доля рабочих среди трудоспособного населения была невелика. По официальным данным на 1940 год доля рабочих в Казахстане было 634 тысячи, колхозников – 912 тысяч. В послевоенный период это соотношение постепенно изменилось в пользу первых.

Значительные изменения в численности населения в 50-е годы ХХ века связаны с освоением целинных и залежных земель. В это же время начинается строительство крупных промышленных предприятий на территории республики, для чего требовались большие людские ресурсы. В 1954-1956 гг. в Казахстан было переселено примерно 500 тысяч человек. Проблема нехватки рабочих рук была решена за счет приезжих, которые составляли 80 % от общего числа рабочих.

В первый период освоения целины – 1954-1956 гг. – в Казахстан прибыло 640 тысяч человек, в основном девушки и юноши из России, Белоруссии и Украины. Всего за время освоения целины в Казахстан прибыло 1 млн 500 тысяч человек.

В результате национальный состав Казахстана изменился коренным образом. Доля казахов по переписи 1959 года составила 30 % (2 млн. 787 тысяч человек). (Сейчас казахов в РК – 10 млн. 500 тысяч).

В 1960 году численность рабочих составляла 2,2 млн человек, колхозников – 611 тысяч. Приведенные сведения не совсем точно отражают реальную картину, так как в число рабочих и служащих официально включали тружеников села, работавших в совхозах. На самом деле они по положению в общественной жизни, грамотности, квалификации были ближе к колхозникам, чем к промышленным рабочим.

Тем не менее, в 50-е годы по сравнению с предыдущим периодом увеличилось количество рабочих и служащих в сфере промышленности, транспорта и связи. Подготовка рабочих кадров осуществлялась в системе трудовых резервов и на самих предприятиях.

Со второй половины 50-х годов все больше внимания уделялось развитию техники и производственных технологий. Для работы в новых условиях требовались квалифицированные рабочие кадры. В период с 1956 по 1960 гг. свою квалификацию повысили 767,2 тысячи человек, что составляло 58,5 % всего контингента рабочих. Уже в 50-е годы начал осуществляться дефицит квалифицированных рабочих из числа представителей коренной национальности. Именно в этот период стала проявляться тенденция умышленного удержания представителей коренной национальности в сельской местности и обустройства в городах переселенцев, прибывших из других регионов.

Таким образом, численность населения Казахстана в 50-60-е гг. ХХ века увеличивалась, но не естественным путем, а за счет миграции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82211. Художнє втілення ідеї гуманізму в романі Ч.Діккенса «Пригоди Олівера Твіста». Соціальна дієвість творчості Ч.Діккенса 38.03 KB
  Діккенс чи не вперше в англійській літературі позбавив злочинний світ будь-якої романтики. Але автор Пригод Олівера Твіста вперто захищав своє право зображувати злодіїв у всій їх потворності такими якими вони були насправді: І тому я не приховав жодної дірки в сюртуку Пронози жодної папільйотки у скуйовдженому волоссі Ненсі.
82213. СТЕЖКАМИ КАЗОК 35.5 KB
  Таку вікторину в своєму закладі ми традиційно проводимо в ході тижня дитячої книги, який припадає на кінець березня. Класоводи 3–4 класів напередодні одержують завдання сприяти формуванню команди гравців чисельністю 5–6 учнів (від одного класу) та придумати назву команди.
82214. Вклонімося хлібу – він святий 71.5 KB
  Виріс у полі на добрій землі Місце найкраще знайшов на столі Що це Учні відповідають: Хліб Слайд Ведуча: Хліб - найдорогоцінніший витвір людського розуму людських рук людської праці Ведуча: Хліб усьому голова. Але до хліба не можна ставитися побуденному. В чому ж ця сила і велич хліба ми спробуємо...
82215. Людиною стати – це мистецтво 76 KB
  Мета: навчити учнів уникати конфлікту у житті, вміти спілкуватися, дружити між собою; розвивати в дітях загальнолюдські чесноти; вчити дітей сприймати ситуації, аналізувати їх і знаходити шляхи виходу з проблемних ситуацій; виховувати товариські стосунки.
82216. Давайте жить мирно! 58.5 KB
  Внекласное мероприятие Давайте жить мирно проведённое в международный День мира направлено на формирование у учащихся чувства сострадания и отвращения к жестокости к жестоким историческим фрагментам во всем мире; на обучение осознанию своей ответственности за процесс обеспечения мира на всей планете.
82217. ДЕНЬ ПРАЦІВНИКА ОСВІТИ 1.09 MB
  Ведучий: Красива осінь вишиває клени, а перший день жовтня дарує нам тепле і радісне свято - День працівника освіти. Викладач... Одна з найважливіших професій. Вона – для обраних. Ви щодня стоїте перед прицілом сотень допитлитвих очей, палите, як хмиз, нерви, і все ж ведете нас на вищі сходинки пізнання.
82218. Воздух – среда нашего обитания 944.87 KB
  Цели: Практическая – учить использовать разные источники, в том числе Интернет (электронные словари и энциклопедии)для поиска необходимой информации. Совершенствовать навыки практической работы с лабораторным оборудованием.
82219. Дружба. Друг, товариш, приятель 1.47 MB
  Передаючи мікрофон діти по черзі висловлюють свою думку на рахунок даного запитання кожен з них виокремлює по одній рисі характеру що притаманна другові. А як на вашу думку хто з казкових чи мультиплікаційних героїв є прикладом справжнього другадіти висловлюють власні припущення.