82337

Хан Абылай и его место в истории казахского народа

Доклад

История и СИД

Его дед тоже Абылай был владетелем города Туркестана прославился воинскими доблестями и получил грозное прозвище Канишер кровопийца. В 13 лет Абылай лишился отца убитого во время междоусобиц рано поступил на службу. Абылай понимал что главный враг Казахстана джунгары поэтому стремится держать пророссийскую ориентацию.

Русский

2015-02-26

28.98 KB

5 чел.

Хан Абылай и его место в истории казахского народа

Аблай=Абылай=Абилмамсур, сын султана Среднего жуза Вали, из младшей линии Чингизидов. Его дед, тоже Абылай, был владетелем города Туркестана, прославился воинскими доблестями и получил грозное прозвище Кан-ишер (кровопийца).

В 13 лет Абылай лишился отца, убитого во время междоусобиц, рано поступил на службу. Сумел проявить отвагу блестящий ум, сметливость. С 15 лет активно участвует в борьбе казахов против иноземных захватчиков. Абылай понимал, что главный враг Казахстана – джунгары, поэтому стремится держать пророссийскую ориентацию. В 1748 году хан Среднего жуза Абулмамбет и султан Абылай присягнули на верность России, но большая часть степей жуза сохранила обособленность от России. Между тем были решены некоторые вопросы: расширение казахско-русской торговли, обеспечение безопасности русских караванов и другие.

Абылай смог значительно ослабить военное могущество Джунгарского ханства. Как мудрый политик, он сумел нейтрализовать враждебные действия среднеазиатских ханов. После разгрома джунгар китайцами угроза Казахстану с этой стороны отпала. Над независимостью Казахстана навила новая угроза – со стороны Маньчжуро-Цинской империи, что побудило Абылая в 1756 году присягнуть на подданство Китаю при сохранении подданства России.

Велика заслуга Абылая в консолидации различных сил казахского общества для борьбы против джунгарских и цинских завоевателей. Абылай восстановил территориальное единство казахских земель. Главная цель Абылая – обеспечение независимости Казахстана в условиях двойного подданства.

Умело используя дипломатические средства, Абылай прилагал усилия с целью возвращения казахских земель в районе Тарбагатайских и Алтайских гор, к востоку от озера Зайсан. Стремился разрешать спорные моменты мирным путем. Казахи наладили торговую связь с Кашгаром, Яркендом, выступали посредниками в торговле с российскими купцами.

В 70-е годы XVIII века Абылай нанес ряд поражений властителю Ходжента. Ташкент платил казахам дань. Туркестан, Шымкент, Созак перешли под власть Абылая.

В 1771 году после смерти хана Среднего жуза Абулмамбета Абылай был избран казахами ханом всех трех жузов, но правительство России утвердило его только ханом Среднего жуза (24 мая 1778 года). Разделив свое владение между наследниками (у него было 30 сыновей и 40 дочерей), Абылай осуществил ряд преобразований по управлению Казахских ханством. Формой правления было единовластие, во главе улусов стояли наиболее близкие преданные султаны. Абылай ограничил биев в решении судебных дел, создал боеспособную армию, поощрял развитие земледелия.

Много сделал для развития материальной и духовной культуры казахского народа. Был почитателем казахской народной музыки. Сам создал несколько кюев, которые к сожалению не сохранились.

Осень 1781 года умер и был похоронен в мавзолее Ходжа Ахмета Яссави в Туркестане.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84004. РІД IМЕННИКIВ. ЗМІНЮВАННЯ IМЕННИКIВ ЗА ЧИСЛАМИ 96.5 KB
  Мета: - перевірити знання учнів про іменник, як частину мови, закріпити знання дітей про змінювання іменників за числами, повторити з учнями рід іменників, розвивати вміння правильно ставити рід у словах, повторити антоніми, збагачувати активний словник школярів, продовжувати роботу...
84005. Складання твору за картиною «Зима - чарівниця» 114 KB
  Мета: Ознайомити із темою уроку. Формувати вміння добирати найбільш влучні Прикметники під час складання твору. Розвивати зв’язне мовлення мислення, спостережливість. Удосконалювати чітко і повним реченням відповідати на запитання. Збагачувати словниковий запас. Виховувати любов до природи.
84006. Розвиток зв’язного мовлення. Твір «Моє місто» 133.5 KB
  Мета. Хід уроку Організація класу Актуалізація опорних знань Слово вчителя Діти послухайте вірш Моє місто Умань стародавнє. Яке місто названо у вірші З якої букви потрібно писати це слово На каліграфічній хвилинці повторимо правила написання букв У у букво сполучення із даними буквами.
84007. Навчальний переказ у формі прес-конференції 153.5 KB
  Мета: Вчити дітей передавати послідовно зміст зв’язного тексту. Розширити і збагатити знання учнів про сову, осмислити значення цієї пташки. Розвивати уяву, фантазію, спостережливість. Виховувати бережне ставлення до природи. Засобом рольової гри та нестандартним підходом...
84008. Общая характеристика эволюции управленческой мысли 19.83 KB
  Первобытно общинный рабовладельческий феодальный периоды. Индустриальный период. Период систематизации научно практических знаний. период связан с бурным развитием промышленности научные открытия и изобретения на фоне буржуазных революций.
84009. Школа научного управления и ее современные последователи 17.67 KB
  В основе учения этой школы лежат следующие принципы: использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задач; отбор работников наиболее подходящих для выполнения определенных задач и их обучение; обеспечение работников необходимыми ресурсами; систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности труда; выделение планирования в функцию управления; становление менеджмента как самостоятельной науки; формирование функций менеджмента. Следовательно школа научного...
84010. Теоретические воззрения Тейлора, «тейлоризм» 22.05 KB
  Тейлором 1856 1915 который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека а эффективностью деятельности организации что и положило начало развитию школы научного управления. Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. В своих работах Управление циклом 1903 и Принципы научного менеджмента 1911 Ф.
84011. Теоретические взгляды Г.Л. Ганнта 23.47 KB
  Ганнт является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятий; он разработал целую систему плановых графиков графики Ганнта позволивших благодаря его высокой информированности осуществлять контроль за запланированным и составлять календарные планы на будущее. К числу организационных изобретений Ганнта следует отнести его систему заработной платы с элементами повременной и сдельной форм оплаты. Многие идеи Ганнта получили признание во всем мире и применяются в наши дни например...
84012. Теоретическое наследие Ф. и Л. Гилбрет 24.28 KB
  Солидный вклад в научную теорию управления внесли супруги Фрэнк и ЛилианГилбрет которые в 20е гг. нашего столетия были активными сторонниками научного управления. Это оказало большое влияние на развитие школы научного управления. концентрация производства и монополизация капитала привели к сосредоточению на крупных и мелких предприятиях работников различных специальностей что вызвало необходимость установления функционального кадрового управления.