82337

Хан Абылай и его место в истории казахского народа

Доклад

История и СИД

Его дед тоже Абылай был владетелем города Туркестана прославился воинскими доблестями и получил грозное прозвище Канишер кровопийца. В 13 лет Абылай лишился отца убитого во время междоусобиц рано поступил на службу. Абылай понимал что главный враг Казахстана – джунгары поэтому стремится держать пророссийскую ориентацию.

Русский

2015-02-26

28.98 KB

3 чел.

Хан Абылай и его место в истории казахского народа

Аблай=Абылай=Абилмамсур, сын султана Среднего жуза Вали, из младшей линии Чингизидов. Его дед, тоже Абылай, был владетелем города Туркестана, прославился воинскими доблестями и получил грозное прозвище Кан-ишер (кровопийца).

В 13 лет Абылай лишился отца, убитого во время междоусобиц, рано поступил на службу. Сумел проявить отвагу блестящий ум, сметливость. С 15 лет активно участвует в борьбе казахов против иноземных захватчиков. Абылай понимал, что главный враг Казахстана – джунгары, поэтому стремится держать пророссийскую ориентацию. В 1748 году хан Среднего жуза Абулмамбет и султан Абылай присягнули на верность России, но большая часть степей жуза сохранила обособленность от России. Между тем были решены некоторые вопросы: расширение казахско-русской торговли, обеспечение безопасности русских караванов и другие.

Абылай смог значительно ослабить военное могущество Джунгарского ханства. Как мудрый политик, он сумел нейтрализовать враждебные действия среднеазиатских ханов. После разгрома джунгар китайцами угроза Казахстану с этой стороны отпала. Над независимостью Казахстана навила новая угроза – со стороны Маньчжуро-Цинской империи, что побудило Абылая в 1756 году присягнуть на подданство Китаю при сохранении подданства России.

Велика заслуга Абылая в консолидации различных сил казахского общества для борьбы против джунгарских и цинских завоевателей. Абылай восстановил территориальное единство казахских земель. Главная цель Абылая – обеспечение независимости Казахстана в условиях двойного подданства.

Умело используя дипломатические средства, Абылай прилагал усилия с целью возвращения казахских земель в районе Тарбагатайских и Алтайских гор, к востоку от озера Зайсан. Стремился разрешать спорные моменты мирным путем. Казахи наладили торговую связь с Кашгаром, Яркендом, выступали посредниками в торговле с российскими купцами.

В 70-е годы XVIII века Абылай нанес ряд поражений властителю Ходжента. Ташкент платил казахам дань. Туркестан, Шымкент, Созак перешли под власть Абылая.

В 1771 году после смерти хана Среднего жуза Абулмамбета Абылай был избран казахами ханом всех трех жузов, но правительство России утвердило его только ханом Среднего жуза (24 мая 1778 года). Разделив свое владение между наследниками (у него было 30 сыновей и 40 дочерей), Абылай осуществил ряд преобразований по управлению Казахских ханством. Формой правления было единовластие, во главе улусов стояли наиболее близкие преданные султаны. Абылай ограничил биев в решении судебных дел, создал боеспособную армию, поощрял развитие земледелия.

Много сделал для развития материальной и духовной культуры казахского народа. Был почитателем казахской народной музыки. Сам создал несколько кюев, которые к сожалению не сохранились.

Осень 1781 года умер и был похоронен в мавзолее Ходжа Ахмета Яссави в Туркестане.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54788. МУЗЕЙ ОЦТУ 448 KB
  Вони протягом декількох місяців збирали інформацію про оцет його історію виробництво застосування значення. Застосування оцтової кислоти Різновиди оцту Виробництво оцту Оцет в моєму домі: практичні поради Оцтова кулінарія Оцтове дерево Оцет як хобі Оцет для краси Оцет – помічник здоров’я Оцтові історії Оцет в мистецтві Висловлювання про оцет Деякі експозиції Музею оцту є також в електронному варіанті зроблені за допомогоб програми РоwerPoint. Оцет грец. όος Ще більше 4000 років тому в Стародавньому Єгипті...
54789. Північна Америка. Фізико-географічне положення. Історія відкриття й дослідження материка 35 KB
  Мета уроку: сформувати знання про фізикогеографічне положення особливості берегової лінії історію відкриття та дослідження материка Північна Америка; удосконалювати вміння працювати з картоювизначати географічні координати; розвивати увагу уяву зорову пам’ять логічне мислення; виховувати інтерес до пізнання нового. До цього ви ознайомилися з чотирма материками. Сьогодні на уроці ми з вами більш детально ознайомимося з особливостями географічного положення материка Північна Америка та...
54790. Пагін, його будова. Стебло – вісь пагона 37.5 KB
  Цілі: Сформувати в учнів поняття про пагін – основний надземний орган рослини що складається із стебла листків і бруньок познайомити з видами бруньок продовжити формування умінь і навичок виконання і оформлення лабораторної роботи. Що ж головне корінь чи пагін Давайте послухаємо байку Михайла Старицького Коріння та пагін.
54791. Особенности рынков ресурсов 18.98 KB
  Факторы производства — экономические ресурсы, участвую­щие в производстве товаров и услуг. Под экономическими ре­сурсами понимают людские ресурсы (труд и предприниматель­ская способность) и материальные ресурсы (земля и капитал)
54793. Хочеш довго жити – кидай палити 35.5 KB
  Паління стало характерним для нашого суспільства ми постійно стикаємося з цим явищем. Лікартерапевт: Насамперед паління вражає легені серцевосудинну систему. Статист: Шановні А що можна заперечити проти моїх цифр Кожні 24 години через паління в Америці помирає 1000 осіб. доларів на приналежності для паління.
54794. Памяти павших… 118 KB
  Вот почему сегодня мы, выпускники 2001 года, стоящие на пороге новой жизни, хотим мысленно перенестись на 60 лет назад, в последние предвоенные дни и вместе с выпускниками 41 года пережить и полёт мечты, и жажду счастья, и крушение надежд, и горечь потерь...
54795. Удосконалення організації навчальної діяльності під час вивчення історії 55.5 KB
  Можеш розпочати з опису подій в найголовніших їх рисах а потім поставити ряд питань: з чим пов язана дана подія які протилежності закономірності в основі чому воно виявилось можливим Перерахувавши ці проблеми дай кожній аргументовану відповідь а в кінці розкрий значення І характер даної події. Інтереси якої соціальної групи виражав В чому полягала мета І прагнення цієї групи 2. В якій послідовності краще розмістити ці ознаки Чому 3. В чому причини даного явища В чому полягає соціальна сутність цього явища.