82337

Хан Абылай и его место в истории казахского народа

Доклад

История и СИД

Его дед тоже Абылай был владетелем города Туркестана прославился воинскими доблестями и получил грозное прозвище Канишер кровопийца. В 13 лет Абылай лишился отца убитого во время междоусобиц рано поступил на службу. Абылай понимал что главный враг Казахстана джунгары поэтому стремится держать пророссийскую ориентацию.

Русский

2015-02-26

28.98 KB

6 чел.

Хан Абылай и его место в истории казахского народа

Аблай=Абылай=Абилмамсур, сын султана Среднего жуза Вали, из младшей линии Чингизидов. Его дед, тоже Абылай, был владетелем города Туркестана, прославился воинскими доблестями и получил грозное прозвище Кан-ишер (кровопийца).

В 13 лет Абылай лишился отца, убитого во время междоусобиц, рано поступил на службу. Сумел проявить отвагу блестящий ум, сметливость. С 15 лет активно участвует в борьбе казахов против иноземных захватчиков. Абылай понимал, что главный враг Казахстана – джунгары, поэтому стремится держать пророссийскую ориентацию. В 1748 году хан Среднего жуза Абулмамбет и султан Абылай присягнули на верность России, но большая часть степей жуза сохранила обособленность от России. Между тем были решены некоторые вопросы: расширение казахско-русской торговли, обеспечение безопасности русских караванов и другие.

Абылай смог значительно ослабить военное могущество Джунгарского ханства. Как мудрый политик, он сумел нейтрализовать враждебные действия среднеазиатских ханов. После разгрома джунгар китайцами угроза Казахстану с этой стороны отпала. Над независимостью Казахстана навила новая угроза – со стороны Маньчжуро-Цинской империи, что побудило Абылая в 1756 году присягнуть на подданство Китаю при сохранении подданства России.

Велика заслуга Абылая в консолидации различных сил казахского общества для борьбы против джунгарских и цинских завоевателей. Абылай восстановил территориальное единство казахских земель. Главная цель Абылая – обеспечение независимости Казахстана в условиях двойного подданства.

Умело используя дипломатические средства, Абылай прилагал усилия с целью возвращения казахских земель в районе Тарбагатайских и Алтайских гор, к востоку от озера Зайсан. Стремился разрешать спорные моменты мирным путем. Казахи наладили торговую связь с Кашгаром, Яркендом, выступали посредниками в торговле с российскими купцами.

В 70-е годы XVIII века Абылай нанес ряд поражений властителю Ходжента. Ташкент платил казахам дань. Туркестан, Шымкент, Созак перешли под власть Абылая.

В 1771 году после смерти хана Среднего жуза Абулмамбета Абылай был избран казахами ханом всех трех жузов, но правительство России утвердило его только ханом Среднего жуза (24 мая 1778 года). Разделив свое владение между наследниками (у него было 30 сыновей и 40 дочерей), Абылай осуществил ряд преобразований по управлению Казахских ханством. Формой правления было единовластие, во главе улусов стояли наиболее близкие преданные султаны. Абылай ограничил биев в решении судебных дел, создал боеспособную армию, поощрял развитие земледелия.

Много сделал для развития материальной и духовной культуры казахского народа. Был почитателем казахской народной музыки. Сам создал несколько кюев, которые к сожалению не сохранились.

Осень 1781 года умер и был похоронен в мавзолее Ходжа Ахмета Яссави в Туркестане.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8214. Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь и ее составные части 35.5 KB
  Урок физики по теме: Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь и ее составные части в 8 классе. Цель урока: Рассмотреть физическую природу электрического тока и выяснить, из каких частей состоит электрическая цепь. Задачи: Дидактические...
8215. Вопросы государственного экзамена по теории и методике обучения географии 277 KB
  Вопросы государственного экзамена по теории и методике обучения географии, 2010 г. Методика обучения географии как наука: предмет и задачи, этапы развития. Методика обучения географии - одна из педагогических наук. От греч. слова methodike...
8220. Педагогика как наука. Ее предмет, задачи, отрасли педагогического знания, связь педагогики с другими науками 15.54 KB
  Педагогика как наука. Ее предмет, задачи, отрасли педагогического знания, связь педагогики с другими науками. Объектом науки является человек. Предметом изучения педагогики как науки является процесс и одновременно результат взаимодействия человека ...
8221. Методы научно-педагогических исследований. Раскройте одну из методик изучения проблемы обучения или воспитания 14.68 KB
  Методы научно-педагогических исследований. Раскройте одну из методик изучения проблемы обучения или воспитания. Метод - это способ изучения ситуации. Методология - учение о принципах, формах, способах научной деятельности. Методы: теоретич...
8222. Личность как педагогическая категория. Сущность развития. Факторы формирования личности 14.6 KB
  Личность как педагогическая категория. Сущность развития. Факторы формирования личности. Личность - человек, обладающий набором качеств, помогающих ему раскрыться в обществе. Развитие личности происходит по 3 направлениям: биологическому, психо...