8234

Характеристика современного процесса воспитания. Его сущность, двусторонний характер, противоречия, закономерности

Доклад

Педагогика и дидактика

Характеристика современного процесса воспитания. Его сущность, двусторонний характер, противоречия, закономерности. Воспитание - функция общества, явление, возникшее в древние времена. Воспитание - целенаправленный процесс развития человек...

Русский

2013-02-07

16.5 KB

7 чел.

Характеристика современного процесса воспитания. Его сущность, двусторонний характер, противоречия, закономерности.

Воспитание – функция общества, явление, возникшее в древние времена. Воспитание – целенаправленный процесс развития человека. Без передачи общественно-исторического опыта невозможно развитие общества, сохранение и обогащение культуры. Воспитание как социальное явление – объект изучения различных наук (философия изучает гносеологические основы, социология – социальные проблемы развития, этнография – закономерности воспитания у различных народов мира, психология – индивидуальные и возрастные особенности). В отечественной педагогике основы заложил Ушинский. Современная педагогика включает в себя многочисленные теории воспитания: 1) когнитивная. 2) поведенческая. 3) гуманистическая. Определение понятия воспитания является сложной проблемой. Имеются 2 основных подхода. В основе первого лежит взгляд на ребёнка как на объект педагогического процесса (т.е. важнейший фактор развития личности – внешние действия).  Следовательно, воспитание это воздействие на личность обществом в целом (Мудрик). Такой взгляд характерен для традиционной педагогики (социоцентрический подход) в рамках которой цель развития личности состоит в её социализации с позиций мах полезности для общества. При таком подходе – цель воспитания – гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными параметрами. Второе направление отражает эволюцию философских взглядов. В центр внимания становится человек. Ребёнок рассматривается как субъект воспитания – педагогическая парадигма (система взглядов). В контексте этой гуманистической парадигмы – личностно ориентированный подход. Ребёнок – активный участник процесса воспитания. При рассмотрении процесса воспитания выявляют 2 вида противоречий: горизонтальные – между целями учителя и реальными стремлениями ученика. Навязанные взрослыми формы взаимодействия часто являются единственным компонентом, формально объединяющим детей и взрослых. Зная эти противоречия их надо решать в формах, способствующих развитию личности. Вертикальные – отсутствие связей между отдельными компонентами. Особенности воспитательного процесса: 1) целенаправленный процесс (мах эффект достигается, когда цель доступна и понятна ученику). 2) многофакторный процесс – организуя процессы воспитания, учитель должен учитывать много объективных и субъективных факторов. 3) личность учителя – его педагогические умения, черты характера, ценностные ориентиры. 4) отдалённость результата. 5) непрерывность. 6) логичность. 7) Целостность – все компоненты воспитательного процесса должны быть взаимосвязаны. Принципы: 1) Ориентация на ценностные отношения к человеку, природе, обществу. 2) Уважение личности ребёнка. 3) Оценка поступков ребёнка. 4) Единство воспитательных воздействий. 5) Гуманизация воспитания. 6) Предоставление ребёнку права на собственный выбор. 7) Разнообразие форм и методов воспитания. 8) Учёт возрастных особенностей, индивидуальных, психологических особенностей.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59328. Ток-шоу “Дзеркало” 53.5 KB
  В його програмі будуть висвітлюватися актуальні питання опираючись на твори мистецтва та досвід з власного життя. Яке ще призвання Туди ідуть щоб забезпечити собі безбідне і спокійне життя.
59329. Місце Т. Шевченка в українському національному відродженні 42.5 KB
  Тарас Оксано Подивись що я намалював. Оксана Ой як гарно яка хатинка Тарас а ти мене колинебудь намалюєш Тарас Звичайно. А вірша про тебе складу хочеш Голос мачухи: Тарас Тарас Ой лихо мені.
59330. Повторення таблиць множення і ділення чисел 2 і 3. Складання задач на дві дії за даним виразом. Знаходження значень буквенних виразів 39 KB
  Мета: Виявити обсяг і якість знань про множенні і ділення таблиць 2 і 3, рівень навичок у лічбі та обчислювальній діяльності; Вдосконалити вміння учнів розв’язувати задачі на 2 дії за даним виразом. Розвивати пам’ять, логічне мислення, зв’язне мовлення, увагу.
59332. Мамо, тобі низенько вклонюсь 36.5 KB
  Син: Чому у тебе у косі ясна Забриніла раптом сивина Мати: Од любові од. Син: А в бабусі голова біліш То ж мене бабуся любить більш Мати: В неї діти доньки і сини Додають сердешній сивини. Син: Чом же тітка біла як зима В неї ж діток не було й нема Мати: Так синочку біла геть вона...
59334. Відкритий урок „Тарас Шевченко” 43 KB
  Портрет Тараса Шевченка рушники серветки. Тарасова доля то правда жива. Тарасе наш Кобзарю всюди Приходиш нині ти як свій Тебе вітають щиро люди На всій Україні моїй.
59335. О слово рідне! України слово! (Сценарій свята мови) 51.5 KB
  О слово рідне України слово Богдана мудрість і Тараса заповіт. О слово рідне Мудру і прадавнє Ти вросло з могутньої землі Тебе валуєви жорстоко розпинали А ти возносилось і не корилось ні 3 учень. О слово рідне Подарунок мами І пісня ніжна і розрада нам Я всім на світі...
59336. Пам’ять про тих, хто відійшов з життя 39.5 KB
  Наша память і вдячність за їх подвиги і жертовність. Та памятай моя дитино добродушко Що мова українська соловїна А найцінніший скарб людина І наймиліша нам родина А най дорожча Україна.