8234

Характеристика современного процесса воспитания. Его сущность, двусторонний характер, противоречия, закономерности

Доклад

Педагогика и дидактика

Характеристика современного процесса воспитания. Его сущность, двусторонний характер, противоречия, закономерности. Воспитание - функция общества, явление, возникшее в древние времена. Воспитание - целенаправленный процесс развития человек...

Русский

2013-02-07

16.5 KB

7 чел.

Характеристика современного процесса воспитания. Его сущность, двусторонний характер, противоречия, закономерности.

Воспитание – функция общества, явление, возникшее в древние времена. Воспитание – целенаправленный процесс развития человека. Без передачи общественно-исторического опыта невозможно развитие общества, сохранение и обогащение культуры. Воспитание как социальное явление – объект изучения различных наук (философия изучает гносеологические основы, социология – социальные проблемы развития, этнография – закономерности воспитания у различных народов мира, психология – индивидуальные и возрастные особенности). В отечественной педагогике основы заложил Ушинский. Современная педагогика включает в себя многочисленные теории воспитания: 1) когнитивная. 2) поведенческая. 3) гуманистическая. Определение понятия воспитания является сложной проблемой. Имеются 2 основных подхода. В основе первого лежит взгляд на ребёнка как на объект педагогического процесса (т.е. важнейший фактор развития личности – внешние действия).  Следовательно, воспитание это воздействие на личность обществом в целом (Мудрик). Такой взгляд характерен для традиционной педагогики (социоцентрический подход) в рамках которой цель развития личности состоит в её социализации с позиций мах полезности для общества. При таком подходе – цель воспитания – гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными параметрами. Второе направление отражает эволюцию философских взглядов. В центр внимания становится человек. Ребёнок рассматривается как субъект воспитания – педагогическая парадигма (система взглядов). В контексте этой гуманистической парадигмы – личностно ориентированный подход. Ребёнок – активный участник процесса воспитания. При рассмотрении процесса воспитания выявляют 2 вида противоречий: горизонтальные – между целями учителя и реальными стремлениями ученика. Навязанные взрослыми формы взаимодействия часто являются единственным компонентом, формально объединяющим детей и взрослых. Зная эти противоречия их надо решать в формах, способствующих развитию личности. Вертикальные – отсутствие связей между отдельными компонентами. Особенности воспитательного процесса: 1) целенаправленный процесс (мах эффект достигается, когда цель доступна и понятна ученику). 2) многофакторный процесс – организуя процессы воспитания, учитель должен учитывать много объективных и субъективных факторов. 3) личность учителя – его педагогические умения, черты характера, ценностные ориентиры. 4) отдалённость результата. 5) непрерывность. 6) логичность. 7) Целостность – все компоненты воспитательного процесса должны быть взаимосвязаны. Принципы: 1) Ориентация на ценностные отношения к человеку, природе, обществу. 2) Уважение личности ребёнка. 3) Оценка поступков ребёнка. 4) Единство воспитательных воздействий. 5) Гуманизация воспитания. 6) Предоставление ребёнку права на собственный выбор. 7) Разнообразие форм и методов воспитания. 8) Учёт возрастных особенностей, индивидуальных, психологических особенностей.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8303. Основи охорони праці, техніка безпеки 878 KB
  Дисципліна Основи охорони праці займає особливе положення у формуванні майбутніх фахівців харчової промисловості. Її особливість полягає у нормативному характері знань та умінь фахівців, які спрямовані на збереження здоровя і працездатності людини у процесі трудової діяльності...
8306. Система органів виконавчої влади в Україні 68 KB
  Система органів виконавчої влади в Україні З метою управління економікою всієї країни, реалізації функцій у різних сферах виконавчо-розпорядчої діяльності в державі діє розгалужена і різноманітна система органів виконавчої влади, які утворюються зал...
8310. ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕЙ ЮГОСЛАВИИ (ХРОНИКА СОБЫТИЙ) 900 KB
  Француз Жак Мерлино в своей книге Нельзя говорить вслух обо всех югославских истинах (34) писал, что в мире появился новый бизнес - услуги агентств по связям с общественностью, действующие в сфере политики и информации (35, с.200)
8311. Основи теорії держави 124.5 KB
  Основи теорії держави Мета заняття.Ознайомити студентів із поняттям держави, її ознаками, закономірностями виникнення, основними теоріями походження та функціями держави. Охарактеризувати форми держави,поняття та ознаки громадянського су...