82340

Экономическое развитие Казахстана в 60-ые годы ХХ. Рост новых городов

Доклад

История и СИД

Такой подход положительно сказался на тонусе общественной жизни Казахстана. Удельный вес Казахстана в общесоюзной добыче железной руды достиг 54 . На территории Казахстана были размещены космодром и атомный полигон.

Русский

2015-02-26

32.27 KB

2 чел.

Экономическое развитие Казахстана в 60-ые годы ХХ. Рост новых городов.

Курс на демократизацию общества, предпринятый ХХ съездом КПСС, обусловил важнее коррективы экономической политики. Возникшая в годы первых пятилеток система хозяйствования устарела. Путь экстенсивного развития экономики исчерпал свои возможности. В 50-е – первой половине 60-х годов происходил поиск путей совершенствования управления производством, ускорения темпов научно-технического прогресса, преодоления отставания сельского хозяйства. Многие экономические мероприятия были призваны решить проблему демократизации управления, расширения хозяйственных прав союзных республик. Такой подход положительно сказался на тонусе общественной жизни Казахстана. Повысились темпы экономического роста. В течение 1954-1958 гг. были построены и введены в эксплуатацию 730 промышленных предприятий и цехов. Среди них Жезказганская обогатительная фабрика, первая очередь Усть-Каменогорского машиностроительного завода горного оборудования, Актюбинский завод хромовых соединений и др. Все это позволило Казахстану в 1958 году выйти на третье место по выпуску продукции среди союзных республик. Интенсивное развитие экономики республики потребовало одновременного развития транспорта и связи. Возрос объем капиталовложений по транспорту, увеличилась сеть железных дорог. В 1958 году была построена Казахская железная дорога. Большой объем строительных работ, высокие темпы развития цветной и черной металлургии, машиностроения и топливной промышленности в Казахстане явились объективной основой опережающего развития энергетической базы. Удельный вес Казахстана в общесоюзной добыче железной руды достиг 5,4 %. несмотря на то, что разработка железорудных месторождений республики началась в годы пятой пятилетки. Карагандинский металлургический комбинат стал базой снабжения металлом не только самой республики, но и Сибири, Урала, Средней Азии.

Вместе с тем, историческая практика показала, что реформы в области управления экономикой не смогли обеспечить радикальных преобразований. Осуществляемая с 1957 года перестройка управления отраслями по территориальному принципу, предусматривающая создание системы совнархозов, вскоре стала давать сбои. Нарушалось руководство отраслями как единым целым. Предприятия вместо мелочной опеки министерств получили мелочную опеку совнархозов. Экономические рычаги не работали. В 1962 году была предпринята попытка укрупнения совнархозов в Казахстане. В том же году была осуществлена перестройка партийных органов, которые были разделены на промышленные и сельскохозяйственные, по так называемому производственному принципу. В руководстве по-прежнему не было понимания необходимости политической реформы, внесения существенных корректив в идеологические основы политики.

В экономике страны наметились серьёзные проблемы. На Пленуме ЦК KПCC в сентябре 1965 года отмечалось, что территориальный подход в управлении промышленностью оказался неэффективным, поэтому было решено создать отраслевые министерства. Предполагалась наибольшая самостоятельность предприятиям благодаря введению хозрасчёта, экономического стимулирования и материальной поддержки рабочих и служащих. Эти меры, названные новыми хозяйственными реформами, были закреплены в Законе «Об изменении органов управления промышленностью и перестройке некоторых органов государственною управления», принятом в 1965 году. Меры по улучшению технического обеспечения производства, проводившиеся в рамках реформ, способствовали рациональной организации труда. План внедрения новой техники и технического прогресса отслеживали на объектах промышленности и строительства специальные комиссии. Возродились общества изобретателей и рационализаторов. Но все начинания, направленные на улучшение положения в экономике, на деле не находили результативного продолжения. Экономика СССР по сравнению с Западом была более энергозатратной.

До середине 60-х годов в республике появилась и начала развиваться химическая промышленность. Крупнейшие химические производства располагались на юге республики. На территории Казахстана были размещены космодром и атомный полигон. Обилие сельскохозяйственного сырья позволило увеличить темпы развития лёгкой и пищевой промышленности, а также транспорта и коммуникаций. Но всё более республика специализировалась на производстве сырья. Развитие индустрии стимулировало развитие транспортной сети и коммуникаций.

Экономические развитие Казахстана в 60-е годы ХХ века повлекло за собой рост старых и появление новых городов на карте республики.

В 1954 году началось освоение целинных и залежных земель на территории Казахстана. 26 декабря 1960 года вышел Указ об образовании целинного края, в который входили все северные области Казахстана. Город Акмолинск становится центром нового административного образования. В 1961 году городу был переименован в Целиноград. В начале 60-х ХХ века было принято Постановление Совета Министров СССР и разработан генеральный план развития города. В Целинограде появились телецентр, Дворец целинников (был рассчитан на 2 355 мест и по масштабам и системе оборудования на тот момент считался вторым в СССР после Кремлевского Дворца съездов), новый аэропорт.

Крупными промышленными центрами становятся и другие города. Одним из таких городов, например, стала Караганда, население которого к концу 1960-х годов уже составляло более 300 тысяч. Архитекторам и градостроителям стало ясно, что необходим новый генеральный план, рассчитанный как минимум на 600 тысяч человек.

В Темирутау, расположенном в Карагандинской области, в 1950 году началось строительство Карагандинского металлургического комбината. Город получил название «Казахстанской магнитики», в 1960 году там был выплавлен первый чугун.

В городе Петропавловске в 40-60-е годы шло строительство завода тяжёлого машиностроения. В 1961 году этот завод вошел в состав министерства оборонной промышленности СССР и его основной специализацией стали ракетные комплексы сухопутных войск.

Активно развивалась и росла в 50-60-е гг. ХХ века столица советского Казахстана – Алма-Ата. В 1967 году в городе насчитывалось 145 предприятий, причём основная их масса – предприятия легкой и пищевой промышленности, что несколько отличало город от типичного советского уклона в сторону тяжёлой промышленности и производства средств производства.

Появление города Актау (Шевченко с 1964 года) стало результатом принятого руководством Советского Союза в двадцатом веке решения о создании ядерного щита страны с участием министерства среднего машиностроения. Был создан уникальный комплекс, который включал в себя добычу урановой руды, её переработку и обогащение на месте. Была построена инфраструктура города, обеспечивающая достойное проживание людей в безводной пустыне.

Интересной страницей истории советского времени являются так называемые «закрытые города», которые появились в основном в 50-60- годы. В 1956 году был основан город Приозёрск в Карагандинской области. Его населением стал военный и гражданский персонал испытательного полигона систем противоракетной обороны (ПРО) Сары-Шаган. Благодаря проведенным, в том числе и на базе данного полигона в конце 50-х – 70-х годах испытаниям систем обнаружения и уничтожения средств доставки ядерных зарядов, СССР смог создать эффективную систему ПРО. Тем самым, был достигнут паритет в гонке вооружений с США, и угроза ядерной войны между двумя сверхдержавами перестала быть насущной проблемой мировой политики.

В 1955 году был создан Научно-исследовательский испытательный полигон № 5 Министерства Обороны СССР, предназначенный для испытаний ракетной техники. Для дислокации полигона был отведён значительный участок пустыни посередине между двумя райцентрами Кзыл-Ординской области Казахстана. Был построен полигон и поселок, который получил неофициальное название «Заря». Позже городок получил название Ленинск (в 1995 году получил название Байконур, одноименное с космодромом).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27914. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПРЕССИИ 38.5 KB
  Техническая норма времени характеризует время необходимое для выполнения определенной работы в условиях данного производства с учетом передового опыта и современных достижений техники технологии и организации производства. Тшт = То Тв Тоб Тп То – основное технологического время необходимого на изменение состояния дет формы размеров Тв – вспомогательное время включает время на установку и снятие обрабатываемой дет на промеры подвод и отвод инструмента и тд; Тоб – время на организационнотехническое обслуживание рабочего...
27915. Способы предпусковой тепловой подготовки двигателей. Теплоносители. Устройство передачи тепла к двигателям 56 KB
  Устройство передачи тепла к двигателям. Существующие способы можно разделить на три группы: 1сохранение тепла от предыдущей работы дв; 2использование тепла от внешнего источника; 3холодный пуск. Пуск с использованием тепла от внешних источников применяется при длительном хранении а м – в межсменное время. Для равномерного распределения тепла при вводе пара в рубашку охлаждения в последней применяются специальные отражатели.
27916. Показатели безотказности. Расчет показателей безотказности 48.5 KB
  Геометрическими свойствами являются шероховатость и направление неровностей поверхности погрешности формы конусность овальность и т. Качество поверхности оказывает влияние на все эксплуатационные свойства деталей машин: износостойкость усталостную прочность прочность неподвижных посадок коррозионную стойкость и т. Целенаправленное формирование качества поверхности при изготовлении и восстановлении изношенных деталей имеет огромное значение для обеспечения долговечности и надёжности автомобилей. Из геометрических свойств наибольшее...
27917. Причины преждевременного износа и разрушения а/м шин. Технология ремонта местных повреждений шин 53.5 KB
  Технология ремонта местных повреждений шин. Долговечность шины в эксплуатации определяется полным износом протектора или наличием местных разрушений. По статистическим данным около 74 шин гр а снимают с эксплуатации вследствие износа протектора около 20 изза механических повреждений пробои порезы и около 5 в результате разрыва каркаса.
27918. АКБ в сухозаряженном исполнении выпускаются без электролита 82 KB
  4 Лизинговые системы и методы расчета по ним В лизинговые платежи включаются: амортизация лизингового имущества за весь срок действия договора лизинга компенсация платы лизингодателя за использованные им заемные средства комиссионное вознаграждение плата за дополнительные услуги лизингодателя предусмотренные договором лизинга а также стоимость выкупаемого имущества если договором предусмотрены выкуп и порядок выплат указанной стоимости в виде долей в составе лизинговых платежей. При согласовании метода начисления лизингового платежа...
27919. MATLAB 16.82 MB
  Общие свойства и возможности рабочего стола MATLAB Получение справок (Getting Help) Рабочее пространство системы MATLAB Просмотр и редактирование массивов данных при помощи редактора Array Editor Пути доступа системы MATLAB Операции с файлами
27920. Предпосылки возникновения и развития инноватики в образовании 52.5 KB
  Первоначально предметом изучения инноватики были экономические и социальные закономерности создания и распространения научно-технических новинок. Но довольно быстро интересы новой отрасли расширились и стали охватывать социальные новшества, и прежде всего нововведения в организациях и на предприятиях.
27921. Проверка тех состояния АКБ 37 KB
  Батарея исправна если напряжение под нагрузкой в конце пятой секунды будет больше 89В. 2 Дефектация дет при КР. Дефектация – контроль дет с целью обнаружения дефектов. Задачи: 1контроль дет для определения их технического состояния.