82359

Умерла ли басня? И если да, то почему?

Дипломная

Литература и библиотековедение

Проблема современной басни. Сам собою напрашивается вопрос что у внимательного и любопытного читателя что у опытного литературоведа: неужели жанр басни изжил сам себя Между филологами XIX века возникла полемика о происхождении басни и приоритете одной из двух теорий её появления.

Русский

2015-02-27

162.5 KB

1 чел.

ГБОУ гимназия №1505
«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»



Дипломная работа
 Умерла ли басня? И если да, то почему?

Автор: ученица 10 класса «Б»
Сидоренко Анна

Руководитель: Вишневская Лариса Львовна

Москва, 2012

Оглавление

Введение.....................................................................................................3

Глава 1. История развития жанра

§1. Определения басни……………………………………….....4-6

§2. История развития жанра…………………………………….7-10

Глава 2. Анализ условий существования басни в современном мире

§1. Проблема современной басни……………………………..11-17

Заключение…………………………………………………………….18

Список литературы……………………………………………………19-21

Введение

Актуальность темы. Басня, как жанр, с момента своего появления и до наших дней была призвана высмеивать человеческие пороки. Выполняя различные социальный заказы, этот жанр оставался актуальным и популярным, благодаря своим функциям, удовлетворяющим потребности читателей в этом жанре. Очень важным качеством для человека является признание своих пороков и желание избавиться от них. Сколько существует человек на земле, столько он и будет бороться со своими грехами и соблазнами. И басенный жанр ему в этом и друг и помощник.   И сегодня, с развитием технологий и улучшением уровня жизни человека, мы приобрели ещё больше возможностей нарушить установленные правила, согрешить в чём-то. Но, что интересно, если количество людских пороков растёт, то количество современных басен стремится к нулю. Как же так получилось, что до XXI века популярный в России жанр находит своё воплощение теперь лишь в нецензурных нелепых попытках, пародиях на некогда цветущую басню? Вот ещё только в XX веке вся страна зачитывалась мудрыми и поучительными баснями Сергея Владимировича Михалкова! А сегодня проходим их только в школах. Сам собою напрашивается вопрос, что у внимательного и любопытного читателя, что у опытного литературоведа: неужели жанр басни изжил сам себя? Между филологами XIX века возникла полемика о происхождении басни и приоритете одной из двух теорий её появления.  В литературоведении XIX-XX вв есть ответ на вопрос: «Как появилась басня?»,  но вопрос: «Существует ли жанр басни в современной литературе?» до сих пор остаётся спорным. Поэтому тема данной дипломной работы является актуальной.

Цель исследования. На основе изучения истории развития басни как жанра определить её положение в современной литературе и выдвинуть тезисы о возможных причинах исчезновения жанра или перерождения в другую форму.

Задачи исследования. Исходя из цели, изложенной выше, перед нами были поставлены следующие задачи:

1. Подобрать критической литературы об истории жанра басни;

2. Проанализировать условия появления и развития басенного жанра;

3. Доказать, что басенный жанр не умер, а передал свои функции другим жанрам современной литературы.

Глава 1. История развития жанра

§1. Определения басни и её характерные черты.

На основе изучения взглядов различных учёных, публицистов и баснописцев:    В.К.Тредиаковского (1703-1769),  А.Д.Кантемира (1708-1744),  М.В.Ломоносова (1711-1765), А.П.Сумарокова (1717-1777),  Лессинга(1729-1781), Г.Р.Державина (1743-1816),  И.И. Хемницера (1745-1784), Д.И.Хвостова (1757-1835), И.И.Дмитриева (1760-1837),  И.А.Крылова (1769-1844), Ф.А.Брокгауза(1772-1823), А.Е.Измайлов (1779-1831),  В.А. Жуковского(1783-1852), В.Г. Белинского(1811-1848), А.А. Потебни (1835-1891),  И.А. Ефрона (1847-1917), Демьяна Бедного (1883-1945), Л.С. Выготского (1896-1934), Д.И. Хармса(1905-1942),  А.С. Бушмина(1910-1983), С.В. Михалкова (1913-2009), П.А.Гринцера (1928-2009) М.Л. Гаспарова (1935-2005), В.П. Крючкова (1955), Е.Т. Гайдара (1956-2009) - мы пришли к выводу, что басня – это малый повествовательный (эпический) жанр, в котором в основном используются приёмы олицетворения, аллегории, диалог и образный параллелизм. Как правило, басня – это короткий рассказ в стихах или прозе, в котором аллегорически изображаются человеческие поступки и социальные отношения, высмеиваются пороки людей. Часто басня носит оттенок комедийности (сатира), однако помимо него существует так же морализаторская (философская) и дидактическая составляющие.  В начале басни бывает вступление, подготавливающее читателя к дальнейшему изложению; в конце – краткое резюме, раскрывающее замысел басни (мораль). Персонажами басни могут быть как одушевлённые (животные, птицы, рыбы, насекомые, растения,  реже – люди),  так и не одушевлённые предметы (предметы быта). В основе структуры басни лежит развёрнутое сравнение.  

В XIX веке основное расхождение во взглядах на басню наблюдается в статьях В,А, Жуковского «О басне и баснях Крылова»1 и В.Г. Белинского «Басни Ивана Крылова»2 . Мнения литературоведов различаются как в оценке творчества И.А. Крылова, так и в определении самого басенного жанра и истории происхождения басни.
    В.А. Жуковский в статье «О басне и баснях Крылова» рассматривает вопрос происхождения басни так: «Что же касается до изобретения, то басня, кажется нам, принадлежит не одному народу в особенности, а всем вообще, равно как и все другие роды поэзии. Вероятно, что прежде она была собственностию не стихотворца, а оратора и философа. И оратор и философ, рассуждая о предметах политики и нравственности, употребляли для большей ясности сравнения и примеры, заимствованные из общежития или природы. В истории басни можно заметить три главные эпохи: первая, когда она была не иное что, как простой риторический способ, пример, сравнение; вторая, когда получила бытие отдельное и сделалась одним из действительнейших способов предложения моральной истины для оратора или философа нравственного, — таковы басни, известные нам под именем Эзоповых, Федровы и в наше время Лессинговы; третья, когда из области красноречия перешла она в область поэзии, то есть получила ту форму, которой обязана в наше время Лафонтену и его подражателям, а в древности Горацию.»

В отличие от него, В.Г. Белинский в статье «О баснях Ивана Крылова» пишет, что басня произошла из поговорки и даёт следующий прогноз развитию жанра: « Самые поговорки и пословицы народные, в этом смысле, суть поэзия или, лучше сказать,— начало, первый исходный пункт поэзии; а басня, в отношении к поговоркам и пословицам, есть высший род, высшая поэзия, или поэзия народных поговорок и пословиц, дошедшая до крайнего своего развития, дальше которого она идти не может.»

Сравнивая басни Крылова и Лафонтена, оба автора дают разные оценки их творчеству. В.А. Жуковский пишет следующие строки на эту тему:  «Крылов, напротив, занял у Лафонтена (в большей части басен своих) и вымысел и рассказ: следственно, может иметь право на имя автора оригинального по одному только искусству присваивать себе чужие мысли, чужие чувства и чужой гений. Не опасаясь никакого возражения, мы позволяем себе утверждать решительно, что подражатель-стихотворец может быть автором оригинальным, хотя бы он не написал и ничего собственного. Переводчик в прозе есть раб; переводчик в стихах — соперник.»

А В.Г. Белинский, сопоставляя всё тех же баснописцев, считает следующее: «Во времена псевдоклассицизма басню почитали одним из важнейших родов поэзии и Лафонтена ставили ничуть не ниже Гомера. Но басни Крылова, кроме поэзии, имеют еще другое достоинство, которое, вместе с первым, заставляет забыть, что они — басни, и делает его великим русским поэтом: мы говорим о народности его басен Хотя он и брал содержание некоторых своих басен из Лафонтена, но переводчиком его назвать нельзя: его исключительно русская натура все перерабатывала в русские формы и все проводила через русский дух.»

В.А. Жуковский в своей статье «О баснях и о баснях Крылова» определяет цель басни так: «Цель сего рассказа — впечатление в уме какой-нибудь нравственной истины, заимствуемой из общежития и, следовательно, более или менее полезной».

Автор статьи считает главным предметом действия басни – человеческую      душу, чувства:  «Отвлеченная истина, предлагаемая простым и вообще для редких приятным языком философа-моралиста, действуя на одни способности умственные, оставляет в душе человеческой один только легкий и слишком скоро исчезающий след. Та же самая истина, представленная в Действии и, следовательно, пробуждающая в нас и чувство и воображение, принимает в глазах наших образ вещественный, запечатлевается в рассудке сильнее и должна сохраниться в нем долее.»

Однако В.Г. Белинский в своей статье «Басни Ивана Крылова» высказывает совершенно противоположенную точку зрения: «Басня есть поэзия рассудка». Приводя в пример басни И.А.Крылова,  критик пишет: «А между тем во всем явное преобладание рассудка и практического ума, которого поэзия в том и состоит, чтобы рассыпаться лучами остроумия, сверкать фейерверочным огнем шутки и насмешки»

И в XX веке литературоведы изучают жанр басни, потому что в это время  начинается «дробление» басенного жанра. Учёные ищут в старинном жанре новые, неизвестные ранее составляющие, появляются новые классификации. Так, например, литературовед Гаспаров в своей статье «Античная басня» 3 приводит своё пояснение того, что такое литературная басня: «Это художественные поэтические обработки традиционных фольклорных сюжетов. Римский поэт I в. н.э. Федр и греческий поэт II в. н.э. Бабрий - два классика античной литературной басни. Собственно, к их именам сводится вся история басни как самостоятельного литературного жанра. Настоящее издание освещает историю становления жанра басни; жизнь и сочинения античных баснописцев; язык, стих, стиль; образы и мотивы, традиции и тенденции жанра, его эмоциональное и идейное содержание; рассказывает о традиции позднеантичной и средневековой басни »

А литературовед Крючков в своей статье «О критике басен Выготского»4 определяет различия между басней поэтической и прозаической, о которых в своих статьях упоминали вышеуказанные критики. Крючков пишет: «Прежде всего, ученый точно определяет предмет своего исследования – басню поэтическую в отличие от басни прозаической и утверждает: «исторические пути развития басни раскололись надвое». Басня поэтическая создана по законам поэзии, прозаическая – по законам логики, риторики.»

Современные журналисты и учёные не забывают про жанр басни, хотя и считают его устаревшим, как, например, журналистка Яна Доля в газете «Честное слово»5:  «Жанр басни кажется сегодня настолько устаревшим, что даже в методических пособиях для учителей дают советы, как не отпугнуть баснями ребенка в школе. Перемена ценностей в обществе, естественно, отразилась и на восприятии морали со страниц книг. Пороки, высмеиваемые когда-то дедушкой Крыловым, современной молодежью возводятся в ранг добродетели. Единственным неоспоримым достоинством басни был и остается ее особый поэтический мир» Подчёркивая в своей статье, что жанр басни «закостенел», журналистка, тем не менее приводит несколько примеров современных басен, получивших своё очаговое развитие на просторах России. Однако после приведения некоторых таких «побасенок» журналистка отмечает, что не все из найденных ею современных басен пристойны, многие отличаются отсутствием логики и некорректностью.  

§2.История развития жанра.
Прежде, чем стать самостоятельным жанром, басня прошла
стадии притчи или поучительного примера, а потом фольклорную стадию.

В своей статье «Басни Эзопа» М.Л.Гаспаров 6 подробно рассматривает период отделения басни в самостоятельный жанр:

«Когда первобытный человек впервые почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. Изначально у него было два вопроса: теоретический и практический. Теоретический вопрос состоял в том, как устроен мир. И ответом на него стал миф. Практический вопрос состоял в том, как человек должен вести себя в этом мире. И ответом на него стали басня, пословицы, поговорки, поучительные сентенции. Она была (наряду с мифом) одной из древнейших форм мышления и одним из древнейших жанров словесного искусства. Зачатком басни являлся пример - простейшая форма аргументации в обычной жизни. Примеры делились на условные и действительные. Из первых впоследствии развивалась парабола.

С развитием человеческого сознания развивается и способность мышления к обобщению. То есть от умозаключений "от частного к частному" человек переходит к умозаключениям на уровне "от частного к общему", а от него - и к "от общего к частному". Появление типического в индивидуальном и превращает пример из явления бытовой  речи в явление художественной речи. Пример становится басней

Подробно историю басни в период древнегреческой и древнеиндийской литературы рассматривает филолог П.А. Гринцер в своей статье «К вопросу о соотношении древнегреческих и древнеиндийских басен»7. Гринцер отмечает в своей работе таких авторов, как Софокл, Гесиод, Геродот, Эсхил, Аристофан, Протик, Протагор, Антисфен, Диоген, Ксенофонт и Платон.8 Все эти философы и ораторы, используя басню, как пример, доказательство истины, переводят басенный жанр в литературу учебную и литературу популярную, главными функциями которой являются донесение истин и поучений до детей и низовой публики, то есть жанр басни получает дидактическую функцию. Басня переходит на данном этапе из устной в литературную, появляются первые басенные сборники для нужд преподавания. Начинают переиздаваться Эзоповские сборники. Отличным примером таких кратких прозаических басен является Эзоповская басня «Черепаха и орёл»9.


Черепаха попросила орла научить ее летать. И хотя он убеждал ее, что это не соответствует ее природе, она еще больше настаивала на своей просьбе. И вот он взял ее в когти, поднял вверх, а затем отпустил. И черепаха, упав на камни, разбилась.

Басня показывает, что многие из тех, кто спорит и не слушается более мудрых, вредят самим себе


Фабула этой басни проста и понятна, в конце басни есть чёткая мораль, наставляющая читателя прислушиваться к мудрым советам. На примере подобной басни древнегреческие ораторы доказывали истину, которая впоследствии стала неразрывно связанной составляющей басни – моралью.
Вскоре, как повествует автор, басни перестали быть уделом только школ, перейдя в разряд «народного достояния».

На рубеже нашей эры начинается период становления литературной басни. В литературе Римской империи наметились два противоположные направления в развитии басенного жанра: плебейское, моралистическое направление Федра (басня-сатира) и аристократическое, эстетское направление Бабрия (басня-сказка). Так басенный жанр приобретает сатирические функции.

В Средние Века басни подвергались многочисленным редакциям, басни приобретают обширное религиозное содержание, особенно усиливается морализаторская басенная функция.

В эпоху Возрождения распространяющееся знание греческого языка открыло европейскому читателю доступ к первоисточнику — к греческим басням Эзопа. С 1479 г., когда итальянский гуманист Аккурсий выпустил первое печатное издание басен Эзопа, начинается развитие новоевропейской басни.
Таким образом, в Европе басенный жанр формируется из примера, проходя фольклорную стадию. Затем басня становится литературной, приобретая морализаторские, дидактические и сатирические функции. В итоге истории басни на западе, она становится новоевропейской.

Как можно узнать из работы А.А. Потебни «Лекция по теории словесности. Басня, пословица, поговорка » 10,  в России  появление басен связано с XVIII веком. Такие авторы, как Антиох Кантемир (1708–1744), В.К.Тредиаковский (1703–1769),  А.П.Сумароков (1718–1777), И.И.Хемницер (1745–1784) занимались переводами Эзоповских басен и переводами творчества европейских баснописцев, самым известным из которых был Лафонтен. Однако И.И.Хемницер начинает первым издавать собственные басни, заложив тем самым новую традицию русских баснописцев. Впервые его басни были изданы анонимно в 1779 под названием Басни и сказки NN в стихах. Как утверждает Л. С. Выготский в своей статье « Психология искусства»11, традицию продолжил И.И.Дмитриев (1760–1837), чьи басни были, по сравнению с баснями его предшественников, более новаторские, прежде всего по своему языку. Дмитриев был поэтом-сентименталистом, он  стремился выработать новый подход к литературе. По его мнению, нужен был единый литературный язык, который мог бы использоваться в произведении любого жанра. Таким образом, новаторство его идей было в привнесении боле простого народу языка в басенный стиль. В басенный жанр приходит вольный стих (разновидность силлабо-тонического стиха с непостоянным числом одинаковых (в отличие от разнохарактерных в свободном стихе) стоп в стихе, причём стихи неравной длины сочетаются свободно. Обычно В. с. пишутся ямбом с колебаниями числа стоп от 1 до 6), как утверждают авторы Большой Советской Энциклопедии12. Не меньшей известностью пользовались на рубеже XVIII и XIX вв. басни А.Е.Измайлова (1779–1831), писавшего уже в ином стиле. Большая часть его басен – жанровые сценки. Их герои – чиновники, купцы, разночинцы.

Как утверждают авторы, редакторы и рецензенты  четвёртого тома «Литературы конца XIX- началаXX»13, всех баснописцев 18–19 вв. затмил И.А.Крылов (1768–1844). Басни Крылова написаны ярким и метким народным языком, пленяют своей образностью и неожиданностью. Несмотря на то, что Крылов переводил Эзопа и Лафонтена, большая часть его произведений совершенно оригинальна. Образы крыловский басен оказались настолько популярны, что многие из них давно уже превратились в нарицательные понятия. Некоторые из его басен были написаны по тому или иному поводу, связаны с конкретным политическим или общественным событием, однако давно уже вышли за рамки произведений «на злобу дня».

В XIX веке басня в России была не только жива, но и очень востребована.

В XX веке можно было наблюдать развитие революционной басни.

В годы нового революционного подъема рабочая поэзия значительно расширила круг освещаемых ею тем, уделив вместе с тем большое внимание сатире. В ее развитии большую роль сыграл Демьян Бедный, обратившийся к жанрам памфлета, стихового фельетона, эпиграммы, басни. . В 1913 г. вышел первый его сборник «Басни». Его басням присуща острота обличения, открытость социальных призывов, близкое к народному восприятие, разговорная речь, фольклорные элементы и столкновение политических и социальных конфликтов.

Стоит отметить человека, внёсшего наибольший вклад в развитее литературы XX века, в том числе и басенной  - Сергея Владимировича Михалкова - литератора, председателя Союза писателей РСФСР, писателя, поэта, баснописца, драматурга, военного корреспондента во время Великой Отечественной войны. За свою жизнь поэт написал более 200 басен.

Определив на основе рассмотренных в ходе работы статей критиков,   что такое басня как жанр, а также, откуда произошла басня и какое развитие получила как в мире, так и конкретно в России, можно сделать следующие выводы:

1)  В своём развитии басня  проходила следующие стадии:

Поучительный пример (притча), фольклорная стадия (устная басня),  литературная басня (дидактическая для детей и популярная для необразованных граждан), далее она разделялась на плебейскую (басня-сатира) и аристократическую (басня-сказка),  с течением времени она побывала как новоевропейской, так и животной.

2)  Начиная со времени появления жанра басни в России и вплоть до сегодняшнего дня, мнения критиков относительно происхождения этого жанра и его особенностей неоднозначны. Литературоведы соглашаются друг с другом лишь в отношении общих и базисных басенных характеристик. А различные мнения о делении басни и её основных функциях существуют и по сей день.  

  1.  До второй половины XX века жанр басни успешно существовал в России.













Глава 2. Анализ условий существования басни в современном мире

§1. Проблема современной басни

Проанализировав критические статьи Л.С. Выготского (1896-1934), Д.И. Хармса(1905-1942),  А.С. Бушмина(1910-1983), П.А.Гринцера(1928-2009) М.Л. Гаспарова (1935-2005), В.П. Крючкова (1955),  мы обратили внимание на то, что для существования жанра басни в современном мире необходимы следующие условия:

1.Потребность общества в литературе, содержащей басенные функции (социальный заказ);

2. Актуальность басенных тем;

3. Возможность баснописцев донести до читателя своё произведение (цензура);

4.  Наличие системы ценностей в обществе, допускающей сохранение жанра, соответствующий уровень культуры;

5. Возможность профессионального роста поэта-баснописца, возможность развития жанра.

Опираясь на выводы, которые в своих статьях сделали современные учёные: П.А.Гринцер (1928-2009) М.Л. Гаспаров (1935-2005), В.П. Крючков (1955) - мы обратили внимание, что за всю историю жанра басни были выявлены три функции:


Басня

Сатирическая         Дидактическая      Философская

Жанр басни во все времена отражал нравственные, социальные, психологические, идеологические, философские взгляды общества.

Жанр басни был популярен  в литературе советского периода, так как был социальный заказ. Появились революционные басни. Такие басни отличаются не только острой сатирой пролетариата, но и прямым выражением советской идеологии.

Сатирическая функция басни наглядно представляется в произведениях Сергея Михалкова. Так, например, в басне «Без вины пострадавшие», автор рассыпается в насмешках над чинолюбивыми льстецами, до нелепого подобострастно возвышающими  своё начальство. Сравнения делают образы ярче, восклицания и вопросительные предложения придают силы эмоциям, актуальная фабула подкрепляется колкой моралью, целью которой является устыдить людей,  отличившихся таким поведением, и научить наперёд тех, чьи глаза и здравый смысл никогда не затмевали «зевки начальства».  

Прослушать певчих птиц однажды пригласили

Начальство - Льва. (Лев был в чинах и в силе,

И перед ним, дыханье затая,

На задних лапках многие ходили.)

Лев прибыл на концерт. На сцену попросили

Певцов: Скворца и Соловья.

Перед лицом таким, робея от волненья,

Чуть арию свою не позабыл Скворец,

Но под конец

Так разошелся молодец,

Такое на него напало вдохновенье,

Что диву бы дался любой ценитель пенья.

Какой солист!

То вдруг защелкает, то перейдет на свист,

То иволгой кричит, то кенарем зальется,

Кудахчет курицей, как человек смеется,

И выходкам веселым нет конца!

Но тут заметили, что, слушая Скворца,

Ни разу Лев не улыбнулся,

Напротив - даже отвернулся!

Вот Соловья черед. Лев морщится опять!

Что это значит? Как понять?..

Ему на месте не сидится,

Он хочет встать!

Его с трудом удерживает Львица...

А Соловей?.. Как сладко он поет!

Какие он верха берет!

Но, гривою тряхнув, Лев с места вдруг встает

И, не дослушав песни Соловьиной,

Уходит со своею половиной...

Лиса уж тут как тут: "Певцы тому причиной!

Кто их назвал "солистами лесов"?

Ни дикции, ни голосов!

На Льва все время я смотрела -

Он возмущался то и дело!

Скандал! Позор!

И отдан был приказ: "Певцов направить в хор!

Заставить наново учиться!"

Но как же так могло случиться?

Лев к пенью вкус имел

(Он даже сам немного пел

И, говорят, довольно мило),

Послушать мастеров ему приятно было.

Чего ж он морщился?.. Он лишнего поел,

И тут как раз ему живот схватило!..

А бедные певцы, которых сдали в хор,

Когда бы не Орел, там пели 6 до сих пор!

***

Я басню написал тем людям в назиданье,

Что вкруг начальства вьются без конца,

Готовые уже за указанье

Считать обычное чиханье

Вышестоящего лица.

Философские функции басни наблюдать в XX веке не приходится. Причиной устранения этой басенной функции является сама идеология советского социализма, которая подразумевала формирование, в том числе и с помощью литературы, совершенно нового человека, обладающего особенным мышлением. Правительство СССР всеми силами стремилось создать советского человека, лишённого определённых человеческих пороков, с помощью особой философии, которой наполнялось каждое произведение, автор которого хотел «пережить» цензуру. Соответственно, если философия в Советском Союзе была одна, то ни о какой подобной функции в басне речь идти не могла, поскольку она была для всех единой и размышлений по этому поводу быть не могло.
Таким образом, в
XX веке философская басенная функция была устранена.

Что же касается функции дидактической, она не только никуда не делась, но и усилилась, так как в советское время поучение и обличение «неправильных» пороков было особенно востребовано. Советский человек делался героем, в то время как кулаков обличали и высмеивали. Подобная функция жанра наглядно демонстрируется в творчестве Демьяна Бедного. Так, например, в его басне «Порода»14 явно отражается одна из главнейших коммунистических и революционных мыслей марксистско-ленинской философии, гласившая: «Власть пролетариату!» В духе этой мысли всячески очернялись не только кулаки, но и бывшие дворяне и люди знатного происхождения, а крестьяне и рабочие возвышались на их уровне. Конкретно в данной басне используется не просто ирония над распространённой в дореволюционные годы привычкой судить о человеке по его роду, но и жгучая, едкая сатира на эту тему.
Псу в басне приравнивается человек, кичащийся своим благородным происхождением сверх меры, а Акиму – весь простой, бедный люд.
Дидактика и поучение здесь построены скорее на антитезе, автор будто говорит нам «Смотрите, как не надо делать, какими не надо быть, как нельзя судить о людях!»

 У барыни одной

 Был пес породы странной

 С какой-то кличкой иностранной.

 Был он для барыни равно что сын родной:

 День каждый собственной рукой

 Она его ласкает, чешет, гладит, -

 Обмывши розовой водой,

 И пудрит и помадит.

 А если пес нагадит -

 Приставлен был смотреть и убирать за ним

 Мужик Аким.

 Но под конец такое дело

 Акиму надоело.

 "Тьфу, - говорит, - уйду я к господам другим!

 Без ропота, свободно

 Труд каторжный снесу,

 Готов служить кому угодно,

 Хоть дьяволу, но только бы не псу!"

 Так порешив на этом твердо,

 Оставшись как-то с псом наедине,

 Аким к нему: "Скажи ты мне,

 Собачья морда,

 С чего ты нос дерешь так гордо?

 Ума не приложу:

 За что я псу служу?

 За что почет тебе, такому-то уроду?!"

 "За что? - ответил пес, скрывая в сердце злость.

 За то, что ты - мужичья кость,

 И должен чтить мою высокую породу!"

 *

 Забыл Аким: "По роду и удел!"

 Так ведь Аким - простонародье.

 Но если я какого пса задел,

 Простите, ваше благородье!


Из вышесказанного следует, что в первой половине
XX века жанр басни, несмотря на потерю одной из своих функций, успешно существовал в Советском Союзе. Популярность жанру предавал социальный заказ.
  Но что же произошло к концу
XX века, если в XXI мы уже не можем наблюдать подобной популярности басен?
Из книги известного российского государственного и политического деятеля, доктора экономических наук Е.Т.Гайдара(1956-2009) «Гибель империи»
15известно, что окончательный распад СССР произошёл в 1991 году. К этому времени окончательно распалась не только одно из мощнейших государств XX столетия, но и исчезла советская идеология. В масштабах басенного жанра это вызвало исчезновение социального заказа.  С упразднением данной функции, которая являлась главной «движущей силой» басенного жанра, остальные функции так же утратили своё значение, как вспомогательные к советской идеологии.
Новое государство означало не только новое общество, но и новое самосознание. Однако главнейшая цель – обличение человеческих пороков и предмет басни как жанра – сами человеческие пороки – никуда не делись.
 В наши дни можно наблюдать следующее явление: другие жанры, которые на сегодняшний день не только живы, но и превосходят по своей востребованности басенный жанр, дублируют функции, когда-то принадлежавшие жанру басни. Например, анекдоты забирают сатирическую функцию. Этот фольклорный жанр, короткая смешная история, передающаяся по обыкновению «из уст в уста», в настоящее время печатается чуть ли не во всех газетах и журналах в развлекательных отделах.  Например, популярными темами являются анекдоты про случаи в школе или общественном транспорте.  

  Надпись на сиденье кондуктора: "На место кондуктора не садиться!".  Надпись на стекле возле этого сидения:
"В окно кондуктора не смотреть!".

(Русский анекдот)

Учительница: на уроке:
- Ребята, должна сказать, что у вас очень плохо обстоят дела с математикой. Я думаю, что 90 процентов из вас не сдаст годовую контрольную.
Голос: из класса:
- Да нас здесь столько и не наберется.
(Русский анекдот)

Такого рода анекдоты обычно наполняют лёгкой иронией и простым, понятным для масс юмором, а их герои отличаются обыденной, бытовой смекалкой.

Что же до дидактической функции, то её забирают детские рассказы(пример) и побасенки, представляющие из себя, как правило, четверостишья, последняя строка которых – сокращённая мораль. Широкой известностью пользуются авторские побасенки и короткие детские рассказы. Например, Риммы Алдониной.

Мартышка кривлялась,
Над всеми смеялась,
От этого всем
Некрасивой казалась.


Мораль:
Когда на внешность не везет,
Не суетись, авось сойдет.

Побасенки иллюстрируются картинками «для самых маленьких», их восприятие так же упрощается благодаря добавлению юмора, однако мораль в них всё равно присутствует.

А философскую функцию переняли афоризмы и поговорки, которые в основном публикуются на литературных и обществоведческих интернет ресурсах.

Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.
(Русская пословица)

Скупой платит дважды!
(Русская поговорка)

Такие поговорки и пословицы обычно представляют из себя одну строку синтезированной морали, которая передаётся метафорически, иногда с использованием просторечий.

Широкой популярностью пользуются в наше время афоризмы классиков русской литературы, например,  Н.В. Гоголя:

В каждом слове
бездна пространства, каждое слово необъятно..
Они  заставляют читателя задуматься о природе окружающего нас мира, глубинной сути явлений самых разных – как в глобальных масштабах, так и тех, которые мы часто видим в быту, которым редко предаём значение.

Таким образом, можно сказать, что роль басни в конце XX века (когда у басни исчезает главная функция – отражение советской идеологии, заказ правительства) начинает всё более и более умаляться. На сегодняшний день нельзя сказать, что басня как жанр умерла или воскресла. Правильней будет сказать, с нашей точки зрения, что она находится в состоянии стагнации. В данный момент отсутствует социальный заказ, поэтому басенный жанр не развивается, но и не деградирует. Но условия для перерождения басни ещё могут появиться в будущем.







Заключение:

Таким образом, в ходе дипломной работы были выполнены все задачи.

Итак, в конце своей работы, я могу точно ответить на вопрос: «Умерла ли басня? И, если да, то почему?»
Ответом будет являться моё исследование, показывающее, что басня, не умерла как жанр, а передала свои функции другим жанрам. Однако смысл басни живёт и по сей день в её «потомках»: апологах и анекдотах. Возрождение басни возможно, однако для этого потребуется соответствующий социальный заказ, который на сегодняшний день наше общество не готово предоставить.













Список  литературы.

1)  Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах.

Т. 3. Статьи, рецензии и заметки. Февраль 1840 - февраль 1841.

БАСНИ ИВАНА КРЫЛОВА. В восьми книгах. Сороковая тысяча. Санкт-Петербург. В типографии А. А. Плюшара. 1840. В 8-ю д. л. 300 стр.

2) Выготский Л.С., Психология искусства, М., 1965, с. 117—55.

 

3) Гаспаров М.Л., Античная литературная басня. – М.: Наука, 1971. – 280 с.

5) Гаспаров М.А.  Басни Эзопа -  репринтное воспроизведение текста издания 1968г. научно-издательский центр "Ладомир" - "Наука" Москва 1993г. - 318 стр. Статья "Басни Эзопа". Приложение. стр. 241-243

6) Гринцер П.А. Избранные произведения: В 2 т. Т. 1. Древнеиндийская литература. М.: РГГУ, 2008, с. 345-352

9) Жуковский В.А. Вестник Европы, Критика. Басни Ивана Крылова. В типографии губернского правления. С.-Петербург, 1809 г. Ч. 45. N 9.

10) Крючков В.П. О критике басен Выготского. - Мастерство и творчество субъектов образования: теория и практика: Сб. научн. трудов. - Саратов: Баженов ,1986(?), 142с

11) Мещерякова  М.И. Краткий словарь литературоведческих терминов - Литература в таблицах и схемах. Теория - 6-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 224с. - (Домашний репетитор)

12)  Пушкин А.С. и Языков Д.И. Одиннадцать нравоучительных четверостиший.

См. Стихотворения Пушкина 1826-1836 г. (коллективное).. Дата создания:        1827, опубл.: 1827. Источник: Библиотека М. Мошкова • Первая публикация:   Невский Альманах, 1827, стр. 167

13) Толстой А.К. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. Стихотворения М.: Худож. лит., 1981

Интернет ресурсы:

1) Басня // Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.:1890—1907. http://ru.wikipedia.org/wiki/Энциклопедический_словарь_Брокгауза_и_Ефрона

2) Басни на «Притчи и сказки Востока и Запада»  http://www.pritchi.net/modules/arms/view.php?w=sec&idx=9 - русскоязычный сайт, посвящённый коллекционированию басен и притч народов мира

3) Басни. Википедия – свободная энциклопедия. http:// wikipedia.org. – данные соответствуют 30 апреля 2012

4) Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России. 2-е изд., испр. и доп. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - 448 с. Материал взят с сайта http://lib.aldebaran.ru/author/gaidar_egor/gaidar_egor_gibel_imperii/  Данные соответствуют 2006 г.

5)Бедный Д. Собрание сочинений в пяти томах. Том первый.  Стихотворения, эпиграммы, басни, сказки, повести (1908 - октябрь 1917)Составление, подготовка текста и вступительная статья А. А. Волкова - М., ГИХЛ, 1953

Материал взят с сайта http://az.lib.ru/b/bednyj_d/text_0110.shtml данные соответствуют 20.09.2004

6) Доля Я. Басня – дело хитрое. Общероссийская газета Честное слово. Сайт http://www.chslovo.com/index.php?idst=3008 – данные соответствуют 20.05.2009

7) Литература конца XIX – начала XX века История русской литературы в четырех томах Том четвертый. Литература конца XIX – начала XX века (1881–1917) Информация об издании Издание: Академия Наук СССР. Институт Русской Литературы (Пушкинский дом) Редакционная коллегия: А. С. Бушмин, Е. Н. Купреянова, Д. С. Лихачев, Г. П. Макогоненко, К. Д. Муратова, Ф. Я. Прийма, главный редактор Н. И. Пруцков Редактор тома: К. Д. Муратова Рецензенты: В. Я. Гречнев и В. А. Туниманов

На сайте http://fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/literatura_konca_xix_nachala_xx_veka/read_online.html?page=34

8) Пруцков Н.И. История русской литературы в четырех томах. Том четвертый. Литература конца XIX – начала XX века(1881–1917). Издание: Академия Наук СССР. Институт Русской Литературы (Пушкинский дом) – 61 с. http://fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/literatura_konca_xix_nachala_xx_veka/read_online.html?page=1  - данные соответствуют 2009 г.

9) Третье издание Большой Советской Энциклопедии, представленное на сайте http://bse.sci-lib.com/  было выпущено с 1969 по 1978 годы.

10) Хармс Д. Рассказы и повести. Исторические анекдоты

На сайте http://lib.ru/HARMS/harms.txt

11) Эзоп. Античная басня. Басни Эзоповского сборника. 230 басня – Библиотека Кротова Я. - http://krotov.info/lib_sec/26_ae/aezo/p_01.htm#b230  – данные соответствуют 25.05.12

1 Жуковский В.А. Вестник Европы, Критика. Басни Ивана Крылова. В типографии губернского правления. С.-Петербург, 1809 г.

2 Белинский В.Г. Басни Ивана Крылова. В восьми книгах. Сороковая тысяча. Санкт-Петербург. В типографии А. А. Плюшара. 1840, 300 с.

3 Гаспаров М.Л., Античная литературная басня. – М.: Наука, 1971. – 280 с.

4 Крючков В.П. О критике басен Выготского. - Мастерство и творчество субъектов образования: теория и практика: Сб. научн. трудов. - Саратов: Баженов ,1986(?), 142с

5 Доля Яна. Басня – дело хитрое. Общероссийская газета Честное слово. Сайт http://www.chslovo.com/index.php?idst=3008 – данные соответствуют 20.05.2009

6 Гаспаров М.Л Указ соч. 280 с.

7  Гринцер П.А. Избранные произведения: В 2 т. Т. 1. Древнеиндийская литература. М.: РГГУ, 2008, с. 345-352

8 Материал взят из статьи Басни. Википедия – свободная энциклопедия. http:// wikipedia.org. – данные соответствуют 30 апреля 2012

9 Эзоп. Античная басня. Басни Эзоповского сборника. 230 басня – Библиотека Якова Кротова - http://krotov.info/lib_sec/26_ae/aezo/p_01.htm#b230  – данные соответствуют 25.05.12

10 Потебня А. А,, Из лекций по теории словесности. Басня, пословица, поговорка, 3 изд., Хар., 1930;

11 Выготский Л., Психология искусства, М., 1965, с. 117—55.

12  Третье издание Большой Советской Энциклопедии, представленное на сайте http://bse.sci-lib.com/  было выпущено с 1969 по 1978 годы.

13 Под редакцией Пруцкова Н.И. История русской литературы в четырех томах. Том четвертый. Литература конца XIX – начала XX века(1881–1917). Издание: Академия Наук СССР. Институт Русской Литературы (Пушкинский дом) – 61 с. http://fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/literatura_konca_xix_nachala_xx_veka/read_online.html?page=1  - данные соответствуют 2009 г.

14 Демьян Бедный. Собрание сочинений в пяти томах. Том первый.  Стихотворения, эпиграммы, басни, сказки, повести (1908 - октябрь 1917)Составление, подготовка текста и вступительная статья А. А. Волкова - М., ГИХЛ, 1953


Материал взят с сайта
http://az.lib.ru/b/bednyj_d/text_0110.shtml данные соответствуют 20.09.2004

15 Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России. 2-е изд., испр. и доп. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - 448 с. Материал взят с сайта http://lib.aldebaran.ru/author/gaidar_egor/gaidar_egor_gibel_imperii/  Данные соответствуют 2006 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58893. Подорож до країни Доякорупо 46.5 KB
  Хто її населяє мешканці країни словники довідники енциклопедії Ви уже стикались у своєму шкільному житті з важкими питаннями: як правильно написати слово вимовити його що означає те чи інше слово як перекласти слово на іншу мову.
58894. Роль Поліанни в житті жителів міста Белдінгсвіля 56.5 KB
  Мета. Розширювати і доповнювати знання учнів про творчість зарубіжних письменників, активізувати читацьку пам’ять, формувати в учнів уміння робити висновки і висловлювати судження на основі прочитаного і посилатися під час відповіді на текст книжки...
58895. Управление персоналом как инструмент повышения эффективности трудовой деятельности в организационной среде медицинской компании 547 KB
  Обращение к проблематике эффективности кадрового менеджмента большого числа исследователей и в широких массах общественности породило интерес к темам управления деловой карьерой, профессионального роста и развития человека внутри организации...
58898. Океани Землі 49.5 KB
  Мета: продовжувати формувати уявлення про поверхню Землі, її зображення на карті, уміння читати карту і працювати з нею, сформувати уявлення про океани Землі; розвивати пізнавальний інтерес, висвітлити значення океанів та використання їх багатств людиною...
58899. Управление карьерой молодых специалистов на Красноярской дистанции электроснабжения 604.5 KB
  Изучить научную литературу отечественных и зарубежных авторов по проблемам управления карьерой молодых специалистов; дать общую характеристику изучаемому объекту, проследить его основные производственно-финансовые показатели; проанализировать состояние работы по управлению карьерой молодых специалистов на Красноярской дистанции электроснабжения...
58900. Зона мішаних лісів на території України 90.5 KB
  Хто здогадався чому на нас сипнув такий сніжок Це тема уроку. Щоб ви хотіли дізнатися про зону мішаних лісів Чи потрібно нам вивчати цю тему Дівчинка співає строфу пісні. А тепер детальніше зупинимось на зоні мішаних лісів.
58901. Закріплення знань про прислівник 38 KB
  Робота в групах на картках Визначити спосіб творення прислівників: забагато нещиро понашому рановранці заново Смачнесенько Отже прислівники утворюються за допомогою префіксального...