82364

Социальные конфликты в процессе интеграции инвалидов в общество

Курсовая

Социология, социальная работа и статистика

В статье Интеграция инвалидов в современное российское общество: основные этапы затрагивает вопрос инклюзивного образования где говорит что по сути своей дети инвалиды не равны по отношению друг к другу – дети с нарушением опорно-двигательного аппарата чувствуют и воспринимаются другими лучше а значит...

Русский

2015-02-27

150.5 KB

10 чел.

ТЕМА: Социальные конфликты в процессе интеграции инвалидов в общество.

Введение

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день, по данным ООН, в мире насчитывается 650 млн. человек, являющихся инвалидами, доля России в этом показателе около 13 млн. человек1, 2,57 млн. которых находятся в трудоспособном возрасте, но работает из них только 817,2 тыс. человек.2 Это говорит о том, что инвалиды подвержены дискриминации и не интегрированы  в общество.

Несмотря на принятые законы и принципы равноправия граждан, в них закреплённых («О социальной защите инвалидов в РФ», Трудовой кодекс РФ), меры послабления, государственную помощь и т.д., инвалиды до сих пор испытывают по отношению к себе дискриминацию и нетолерантное отношение. Люди, потерявшие по каким-либо причинам способность к труду или родившиеся с различными заболеваниями или дефектами, не могут самостоятельно продолжать свою жизнедеятельность и потому нуждаются в социальной защите и понимании общества их положения, чего в большинстве случаев они не получают.

Данная тема, представленная в различных аспектах, отражена в научно-теоретических журналах по социологии, экономическим наукам и юриспруденции, таких как: «Социальная защита», «Человек и труд», «Социс», «Экономические науки». Так, А.Я. Чигриной в статье «Интеграция инвалидов в современное российское общество: основные этапы» затрагивает вопрос инклюзивного образования, где говорит, что по сути своей дети инвалиды не равны (по отношению друг к другу) – дети, с нарушением опорно-двигательного аппарата чувствуют (и воспринимаются другими) лучше, а значит и шансы их на получение образования увеличиваются (в сравнение, например с незрячими)3. Она рассматривает и такой вопрос, как катастрофическая нехватка социальных работников и специалистов по работе с такими детьми.

П. В. Романов и Е.Р. Ярская-Смирнова в статье «Политика инвалидности. Проблемы доступной среды и возможности занятости»  говорят о необходимости соблюдения права труд, о системе квотирования в России, степени эффективности этой системы, о проблемах, связанных с психологическими барьерами работодателей и их экономическими издержками, а также мерах, какие необходимо принять, чтобы положение инвалидов было изменено в лучшую сторону4.

Е. А. Аверина («Интеграция инвалидов в общество: теоретическое осмысление проблемы») 5. В своей статье исследователь анализирует процесс интеграции инвалидов в общество, на уровне закона, уровне личностном (отношения инвалида к самому себе – его самооценка), семейной поддержке (один из важнейших критериев успешного интегрирования инвалида в общество), отношения общества к таким людям, возможности получения образования и необходимость модернизации инфраструктуры каждого города (т.е. возможность чувствовать себя комфортно в городской среде).

Т.А. Добровольская и Н. Б. Шабалина («Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция» анализируют опыт США в работе с инвалидами (большая сеть реабилитационных служб и социальных работников, создание кукольного театра, где персонажи здоровые и люди, имеющие дефекты), выделяя стереотипы, роль СМИ в формировании «образа» инвалида, а также те трудности, которые они не смотря на эти меры испытывают при приёме на работу6.

К.Э. Сафронов («Подходы к формированию, управлению и оценке доступной среды»)7 подвергнуть разбору государственную программу «Доступная среда» на 2011-2015 гг. Он выявляет её проблемы, проводит сопоставление российского и зарубежного опыта в деле организации доступной среды для инвалидов, выделяет меры, принятие которых поможет успешно реализовать программу.

Таким образом, проблема социальных конфликтов в процессе интеграции инвалидов в общество очевидна, актуальна и требует тщательно анализа.

Объект исследования – социальные конфликты (проблемы), возникающие в процессе интеграции инвалидов в общество.

Предмет исследования – способы и механизмы, позволяющие эффективно разрешить социальные конфликты в процессе интеграции инвалидов в российское общество.

Цель исследования: рассмотреть социальные конфликты (проблемы) возникающие при интеграции инвалидов, изучить одно из направлений по решению данного вопроса и предложить общие рекомендации совершенствования процесса интеграции инвалидов в общество.

Задачи исследования:

  •  рассмотреть сущность и содержание понятия «социальный конфликт»;
  •  выделить основные причины и последствия социальных конфликтов;
  •  Описать социальный конфликт в процессе интеграции инвалидов в общество и рассмотреть, в чём именно состоит наличие социальных барьеров;
  •  исследовать возможные способы разрешения или предотвращения социальных конфликтов в процессе интеграции и выделить направления дальнейшего научного поиска, предложить рекомендации.

Глава 1. Сущность и содержание понятия «социальный конфликт».

1.1. Теоретические основы сущности и содержания понятия «социальный конфликт».

Понятие «конфликт» (от лат. conflictus — столкновение) имеет не одну интерпретацию. Если рассматривать понятие «конфликт» применительно к обществу, то есть в плане социологическом, то речь должна идти о конфликте социальном, а такой конфликт — предмет изучения не только социологии, но и других общественных наук.

В социологии социальный конфликт рассматривается как социальное явление, содержанием которого является процесс развития и разрешения противоречивости отношений и действий людей, детерминируемый прежде всего объективными закономерностями социально-экономического и конкретно-исторического развития общества; процесс, динамика которого имеет две диалектически взаимосвязанные формы: 1) открытые противоречивые действия; 2) противоречивые психологические состояния (типологические и личностные) на индивидуальном и групповом уровнях, не проявляющиеся в открытых действиях. Надо отметить, что это одно из самых общих определений социального конфликта, имеющее место в отечественной социологии. 8

В теоретико-методологическом плане в социологии и психологии существуют терминологические и концептуальные трудности при построении содержательной дефиниции конфликта. Условно можно выделить два широко распространенных концептуальных подхода к определению конфликта: первый ориентирован на актуальные действия, второй — на мотивы действия. Однако ни тот, ни другой не раскрывают сущность конфликта, а если и пытаются к ней подойти, то пишут только об относительно узком определении конфликта, считая его частным видом социального взаимодействия между участниками, имеющими взаимоисключающие ценности. При этом предполагается отделить от конфликта другие, близкие к нему по содержанию явления (конкуренция, спор, противоборство, соперничество, социальные расколы, враждебность, противоречивые намерения, установки), и рассматривать их в качестве источников конфликта. А последователи второго подхода (Р. Дарендорф), решительно отвергая такое узкое определение конфликта, предполагают включить в его дефиницию как противоречивые психологические состояния, так и различные формы открытых столкновений (действий). 9 

Надо отметить, что системный подход позволяет преодолеть концептуальные и терминологические разногласия социологов и психологов при попытках дать определение конфликта, задает более точную методологическую ориентацию для отражения и учета системности конфликта в теории и практике исследований. Системный подход предполагает, во-первых, необходимость вычленения уровней анализа конфликта (социологического, социально-психологического, индивидуального), которые отражают степень социальности конфликта в смысле его детерминированности объективными закономерностями и противоречиями; во-вторых, выявление конкретного проявления фундаментального признака конфликта — какой-либо формы противоречия; в-третьих, определение специфики структурных элементов конфликта (участники, причина и цель конфликта, форма взаимодействия, физическая и социальная среда, результаты и последствия). Такая ориентация допускает в рамках единой теоретико-методологической основы разработку различных типологических схем конфликта, а также изучение как различных форм противоречивых психологических состояний (от неприязни, враждебности и агрессивности до несовместимости целей и интересов объективного и субъективного характера), так и видов противоречивых взаимодействий (от наиболее прямых, нерегулируемых с применением насилия до наиболее стабильных, жестко регулируемых социальными нормами). При этом необязательно, чтобы какая-либо из этих форм-состояний или взаимодействий с необходимостью присутствовала во всех видах конфликтных явлений.10

Рассматривая исходные позиции для определения понятия «конфликт», А. Г. Здравомыслов11 считает неправомерной попытку подвести его под более широкую категорию противоречий, поскольку противоречия, по его мнению, далеко не всегда влекут за собой конфликты. Для превращения противоречий в конфликты необходимы осознание противоположности интересов и соответствующая мотивация поведения. Пока противоположность интересов не осознана, конфликт, как полагает английский политолог Э. Гидденс12, еще не наступает.

На обусловленность конфликта уровнем удовлетворения базовых потребностей людей указал русский социолог П. Сорокин.13 Раскрывая причины социальных конфликтов и революций, он отметил, что «непосредственной предпосылкой всякой революции всегда было увеличение подавления базовых потребностей большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения». Если «подавляется» собственнический инстинкт масс, господствует бедность и лишения и в особенности, если это происходит на фоне благоденствия других, то мы имеем еще одну причину революций. Среди подавленных инстинктов, потребностей и рефлексов, которые вызывают социальное напряжение, взрыв и конфликт, П.Сорокин выявляет помимо перечисленных выше потребности коллективного самосохранения (семьи, религиозной веры, партии, своей референтной группы и т. п.), потребность в жилище и одежде, сексуальный рефлекс, инстинкт самовыражения и самоутверждения, инстинкт соревновательности, творческой работы, приобретения разнообразного опыта, потребность в свободе.

Потребности человека не ограничиваются только базовыми, инстинктивными потребностями. Однако пока не удовлетворены первейшие потребности человечества, социальный прогресс произойти не может. Исходя из этого, можно сделать вывод, что указание на связь потребностей и конфликтов, рассмотрение источников конфликтов в подавлении базовых потребностей, без удовлетворения которых он не может существовать, позволит ближе подойти к анализу социальных конфликтов.

Содержание и специфика социального конфликта будут различаться в зависимости от ответа на ряд вопросов, которые остаются за «скобками» общего определения: что собой представляют участники социального конфликта, например безработные, вошедшие в конфликт с обществом по поводу утраты (потери) рабочих мест; каковы основания, причины социального конфликта (работодатели, не желая терять прибыль, увольняют лишних, как им кажется, работников) и вытекающие из этого цели участников (работодателей— сохранить или увеличить прибыль, безработных — восстановить себя на рынке труда) и т. д.

В этой связи не случайно, что современные российские социологи считают ключевым для выявления сущности социального конфликта социальную напряженность, то есть такое состояние социальной системы, содержание которой составляет процесс возникновения и развития социальных противоречий в обществе. Необходимым условием появления социальной напряженности является столкновение социальных интересов различных субъектов общественного развития, которое может проявляться в различных формах — рост недовольства, возмущение, социальное неповиновение и т.п.

Таким образом, социальный конфликт – столкновение интересов различных общественных групп. Поскольку содержание конфликта связано с взаимодействием субъектов социальной жизни на всех ее уровнях или, точнее сказать, со всеми формами общественного сознания (исторического, политического, социологического, психологического и т.п.), постольку изучение сущности социального конфликта требует комплексного анализа этого феномена.

1.2. Причины и последствия социального конфликта.

Причины конфликтов во многом определяют характер их последствий. В реальной жизни конфликты часто порождаются не одной, а несколькими причинами, каждая из которых в свою очередь видоизменяется в зависимости от конкретной ситуации.

В самой общей форме причины любых организационных конфликтов, как правило, вызываются тремя факторами:

1. Взаимозависимостью и несовместимостью целей сторон;

2. Осознанием этого;

3. Стремлением каждой из сторон реализовать свои цели за счет оппонента.

Иную, более развернутую классификацию общих причин конфликтов дают М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури, которые выделяют следующие основные причины конфликта:

1. Распределение ресурсов. Практически в любых организациях ресурсы всегда ограничены, поэтому задачей руководства является рациональное распределение материалов, людей и денег между различными подразделениями и группами. Поскольку людям свойственно стремиться к максимальному получению ресурсов и завышать значимость своего труда, постольку распределение ресурсов почти неизбежно ведет к разного рода конфликтам.

2. Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует всюду, где при выполнении своих функций один человек (группа) зависит от другого человека (группы). Ввиду того, что любая организация есть система, состоящая из ряда взаимозависимых элементов — подразделений или людей, при неадекватной работе одного из них, а также при недостаточной согласованности их деятельности взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.

3. Различия в целях. Возможность конфликта увеличивается по мере усложнения организаций, их дальнейшего структурного деления и связанной с ним автономии. Вследствие этого отдельные специализированные подразделения (группы) начинают во многом самостоятельно формулировать свои цели, которые могут значительно расходиться с целями всей организации. При практической реализации автономных (групповых) целей это приводит к конфликтам.

4. Различия в представлениях и ценностях. Неодинаковые представления, интересы и желания людей влияют на оценку ими ситуации, приводят к тенденциозному восприятию ее и соответствующей реакции на нее. Это порождает противоречия и конфликты.

5. Различия в манере поведения и жизненном опыте. Различия в жизненном опыте, образовании, стаже, возрасте, ценностных ориентациях, в социальных характеристиках и даже просто в привычках препятствуют взаимопониманию и сотрудничеству людей и повышают возможность возникновения конфликта.

6. Неудовлетворительные коммуникации. Недостаток, искажение, а иногда и избыток информации могут послужить причиной, следствием и катализатором конфликта. В последнем случае плохие коммуникации усиливают конфликт, мешая его участникам понять друг друга и ситуацию в целом.

Надо отметить,  не смотря на разнообразие причин, в реальной жизни конфликты часто порождаются не одной, а несколькими причинами, каждая из которых в свою очередь видоизменяется в зависимости от конкретной ситуации.

Причины конфликтов во многом определяют характер их последствий. Подразделяют негативные и позитивные последствия конфликтов.

Различные учёные придерживаются совершенно разных точек зрения, например, известный американский ученый-экспериментатор Э. Мейо рассматривает конфликт как дисфункциональное явление, нарушающее нормальное существование организации, снижающее эффективность ее деятельности. А сторонники социологического подхода к конфликтам, одним из представителей которых является современный немецкий конфликтолог Р. Дарендорф, рассматривают их как неотъемлемый источник общественных изменений и развития.  Обобщая работы учёных в области конфликтологии, можно выделить следующие негативные последствия конфликтов:

- отвлечение субъектов конфликта от реальных проблем и целей, смещение этих целей в сторону групповых эгоистических интересов и обеспечения победы над противником;

- рост депрессий, стрессов и т.п. и, как следствие, снижение производительности труда, увеличение текучести кадров;

- нарастание эмоциональности и иррациональности, враждебности и агрессивности поведения, недоверия к участникам конфликта;

- бесплодная растрата их сил, энергии, ресурсов и времени на борьбу друг с другом.

При определенных условиях конфликты имеют позитивные результаты:

- инициирование изменений, обновления, прогресса. Новое всегда есть отрицание старого, любое обновление невозможно без конфликтов;

- четкая формулировка и выражение интересов, предание гласности реальных позиций сторон по тому или иному вопросу. Это позволяет яснее увидеть назревшую проблему и создает благоприятную почву для ее решения;

- мобилизация внимания, интереса и ресурсов для решения проблем и, как следствие, экономия рабочего времени и средств субъектов конфликта. Очень часто назревшие вопросы не решаются до тех пор, пока не возникает конфликт, поскольку при бесконфликтном, «нормальном» функционировании из чувства вежливости к субъектам проблемы нередко обходят острые вопросы;

- стимулирование более продуманных и обоснованных действий для того, чтобы аргументировать свою правоту;

- побуждение участников к взаимодействию и выработке новых, более эффективных решений, устраняющих саму проблему или ее значимость. Обычно это происходит тогда, когда стороны проявляют понимание интересов друг друга и осознают невыгодность углубления конфликта;

- развитие у участников конфликта способности к сотрудничеству в будущем, когда конфликт будет урегулирован в результате взаимодействия обеих сторон. Приводящее к согласию честное соперничество повышает взаимное уважение и доверие, необходимые для дальнейшего сотрудничества;

- разрядка психологической напряженности в отношениях между людьми, более четкое выяснение их интересов и позиций;

- усиление групповой сплоченности в случае возникновения межгрупповых конфликтов. Как известно из социальной психологии, наиболее легкий способ сплочения группы и приглушения или даже преодоления внутреннего раздора — это нахождение общего врага, конкурента. Внешний конфликт способен погасить внутренние распри, причины которых со временем часто отпадают, утрачивают актуальность, остроту и забываются.

Однако необходимо отметить, что как негативные, так и позитивные последствия конфликтов нельзя абсолютизировать и рассматривать вне конкретной ситуации. Реальное соотношение последствий конфликта непосредственно зависит от их природы, порождающих их причин, а также от умелого управления конфликтами.

Таким образом, существует большое количество различных причин социальных конфликтов, каждая из которых в свою очередь видоизменяется в зависимости от конкретной ситуации. Причины конфликтов определяют направленность их последствий, а они в свою очередь могут нести либо дисфункциональный, либо функциональный характер.

Глава 2.

2.1. Социальные конфликты в процессе интеграции инвалидов в общество.

Интеграция инвалидов в общество - это процесс восстановления разрушенных связей инвалидов, обеспечивающего его включенность в основные сферы жизнедеятельности: труд, быт, досуг. Интеграции способствует реабилитация. Она подразумевает под собой осуществление различных программ, видов обслуживания или терапевтических мероприятий, которые помогают быстрому восстановлению нарушенных функций. С моей точки зрения, интеграция является синонимом слова реабилитация, поэтому вижу смысл говорить об интеграции и о реабилитации, как об одном и том же.

Таким образом, сущность реабилитации заключается не только в восстановлении здоровья, сколько в восстановлении возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым располагает инвалид. Можно выделить основные реабилитации – это медицинская, представляющая собой комплекс мер, направленный на восстановление утраченных функций, неразрывно с лечебным процессом; образовательная – сложный комплекс, включающий в себя процесс получения инвалидами необходимого общего образования, так же при необходимости – различные виды специальностей и т.д., и материальная – льготы необходимы, однако, будучи единственным механизмом помощи, они не способствуют интеграции инвалидов в обществе и обеспечивают крайне низкие стандарты существования.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что из всех проблем возникающих в жизни инвалида, самая главная - это социальная реабилитация (комплекс действий направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе).

Социальная реабилитация является основой всех проблем возникающих в жизни инвалидов. Отсюда возникает ряд вопросов: Почему же возникает данная проблема? Почему большая часть общества не принимает людей-инвалидов, как полноценных личностей? Что им мешает?

Сущность инвалидности заключается в тех социальных барьерах, которые состояние здоровья воздвигает между инвалидом и обществом. Сразу возникает еще один вопрос: почему возникают такие барьеры, и кто их ставит? А поставило эти барьеры общество, которое хочет оградиться от людей.

В первую очередь можно говорить о физическом ограничении, или изоляции инвалида, - это обусловлено либо физическими, либо сенсорными (нарушения слуха или зрения), либо интеллектуально-психологическими недостатками, которые мешают ему самостоятельно передвигаться или ориентироваться в пространстве.

Второй барьер – трудовая изоляция, - из-за патологии инвалид с ограниченными возможностями имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет вовсе. Из этого вытекает следующий барьер – мало обеспеченность следствие социально-трудовых ограничений, поэтому они вынуждены существовать на пособие, либо на невысокую заработную плату.

Информационный барьер с одной стороны уже преодолевается инвалидами, ведь появляется больше инноваций, интернет и т. д., но все, же в связи с мало обеспеченностью, далеко не все могут себе позволить пользоваться технологиями в полной мере.

Еще один немало важный – то эмоциональный барьер, являющийся двусторонним. Он может складываться из непродуктивных эмоциональных реакций окружающих по поводу инвалида – любопытства, насмешки, неловкости – и отрицательных эмоций инвалида вызванных неудовлетворённостью в личной и интимной жизни – жалость к себе, недоброжелательство по отношению к окружающим, ожидание слишком большой опеки, отсюда отсутствие самостоятельности и заниженная самооценка. Эти эмоции затрудняют социальные контакты в процессе взаимоотношений инвалида и его социальной среды.

Безусловно, все барьеры возникают из социальной среды, которая нас окружает, и с моей точки зрения возникают они из-за её психологической неподготовленности. Сразу хочется задать вопрос: почему? Важнейшим условием достижения социальной интеграции является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. В развитых странах этот процесс давно идет. В России идея равных прав и возможностей отсутствует в общественном сознании и до сих пор не получила должного отражения в правовой сфере. Однако, даже при полном принятии законодательных мер по реализации идеи равных прав и возможностей инвалидов в высших эшелонах власти социальная интеграция не будет достигнута, пока общество не осознает правильность этой идеи.

Взаимоотношения инвалидов и здоровых – мощный фактор социальной интеграции. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, инвалиды, даже нередко имея все потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества, не могут их реализовать из-за сложившейся стигматизации в обществе. У здоровых отсутствует желание общаться с инвалидами, работодатели опасаются принять на работу (далеко не всегда эффективна распространенная система квот при трудоустройстве: если предприниматель настроен по отношению к инвалидам негативно, он предпочитает платить штрафы). Организационные меры по интеграции, не подготовленные психологически, рискуют оказаться неэффективными. Каково отношение здоровых людей к инвалидам в нашей стране? Немногочисленные исследования выявили следующее. Представители различных слоев населения в принципе признают (97,3%), что существуют слабые и незащищенные группы, нуждающиеся в помощи общества, и только 2,7% опрошенных говорили о том, что при оказании социальной защиты и помощи не должны никому отдавать предпочтение. На вопрос о приоритетности помощи некоторым группам людей были получены следующие ответы: инвалиды-дети (52,7%); старики в домах для престарелых (47,3%); дети в детских домах (46,4%); взрослые инвалиды (26,3%); пострадавшие от аварии на ЧАЭС (20,9%); матери-одиночки (18,2%); многодетные семьи (15,5%); беженцы, а так же люди, пытающиеся бросить пить и употреблять наркотики (по 10,0%) инвалиды участники боевых конфликтов (6,4%).

Идею социальной интеграции инвалидов на словах поддерживает большинство, однако, углубленные исследования показывают сложность и неоднозначность отношения здоровых к инвалидам. При измерении социальной дистанции обнаруживается, что здоровые предпочитают такие ситуации общения с инвалидами, которые не требуют тесных контактов или требуют контактов «на равных» (предпочитаются ситуации «инвалид – Ваш сосед по дому», «инвалид - коллега»). Ситуации, требующие более близких контактов, чаще вызывают негативное отношение, ровно как и ситуации, предполагающие более высокое расположение инвалида на иерархической лестнице («инвалид – Ваш сосед по квартире», «инвалид – Ваш начальник», «инвалид – представитель органов власти»). В целом, таким образом, можно констатировать неготовность многих здоровых к тесному контакту с инвалидами, а также к ситуациям, реализующим конституционные права их наравне со всеми. При этом наиболее негативные установки высказывает молодежь.

Такой характер установок имеет сложную природу и не является просто выражением чисто негативных установок по отношению к инвалидам. Так, например, здоровые оценивают качество жизни инвалидов значительно ниже (1,62 балла по 5-балльной шкале), чем сами инвалиды (2,74 балла), признавая серьезность имеющихся у них проблем.

Здоровые часто считают инвалидов более несчастными, грустными, враждебными, замкнутыми, то есть признается (и даже, быть может, переоценивается) их «несчастливость». Сложившееся в общественном сознании отношение к инвалидам можно ценить как амбивалентное: с одной стороны, они воспринимаются как отличившиеся в худшую сторону, а с другой – как лишенные многих возможностей, что порождает неприятие и даже враждебность, которое сосуществует с симпатией и сочувствием. Такая амбивалентность дает надежду на улучшение взаимоотношений инвалидов и здоровых, ломку негативных стереотипов.

Надо заметить, что подобное отношение к инвалидам не свойственно только нашему обществу. Зарубежные исследователи уже давно отмечали наличие подобных стереотипов, приписывание инвалидам таких черт, как недоброжелательность, завистливость, недоверие к здоровым, недостаток инициативы. Во взаимоотношениях инвалидов и здоровых выявились напряженность, неискренность, желание прекратить контакт и т.д.. Однако тщательная проработка социально-психологических аспектов взаимоотношений инвалидов и здоровых на протяжении многих лет позволила создать и в большей степени реализовать программы по улучшению их взаимоотношений. Необходимо и у нас глубоко изучить эту проблему и создать подобные программы. Эта работа, безусловно, облегчит процесс социальной интеграции. Говоря о социальной интеграции, пропагандируя идею равных прав и возможностей, нельзя не коснуться вопроса о том, как сами инвалиды относятся к повышению степени их участия в жизни общества. На вопрос о том, должны ли инвалиды жить среди здоровых, учиться и работать в тех же структурах, что и здоровые и т.п., или же они должны жить отдельно, обособленно, в специально созданных социальных структурах, среди опрошенных в различных регионах России 65,3% инвалидов выбрали первую альтернативу. При этом обращает на себя внимание активность респондентов, часто сопровождая свои ответы комментариями, что свидетельствует о его актуальности. Среди «противников» идеи интеграции наиболее распространены такие объяснения: «Здоровые люди все равно инвалидов не поймут», «На обычных предприятиях к инвалидам плохо относятся». А вот пояснения сторонников интеграции: «Люди должны быть равны», «Инвалиды такие же люди, как и здоровые», «Жить вместе, чтобы инвалиды и здоровые понимали друг друга», «Надо, чтобы инвалид не отрывался от родного коллектива и не считал себя неполноценным», «В общении со здоровыми инвалиды будут иметь наиболее полное моральное удовлетворение».

Как видно из этих комментариев, защищая идеи интеграции, инвалиды опираются не на социально-экономические критерии, не ставят во главу угла улучшение материальных условий, а отдают предпочтение социально-психологическим проблемам, вопросам взаимоотношений со здоровыми людьми.

Следует отметить, что часто (38,3%) ощущали к себе пренебрежение со стороны здоровых не более трети противников идеи интеграции, в то время как среди инвалидов, считающих, что они должны жить среди здоровых, таких лиц было существенно больше (61%).

Поскольку доля противников интеграции довольно весома, важно понять, какие факторы определяют негативность мнения инвалидов, чтобы, учитывая их при выборе оптимальных вариантов социальной политики, не интегрировать их в общество насильно.

Инвалиды, проживающие в сельской местности или небольших городах (78,85), достоверно чаще оказываются сторонниками интеграции, чем лица, живущие в больших городах (60,4%), среди которых Москва единственное исключение: здесь 75,6% сторонников интеграции. Опросы, проведенные Министерством труда и социального развития, показали, что пол и вид заболевания существенного значения не имеют, тогда как возраст является важным фактором: в старших возрастных группах число сторонников интеграции больше. Что касается тяжести инвалидности, то меньше всего противников интеграции среди инвалидов 3 группы (23,7%). Люди с низком доходом, живущие в плохих бытовых условиях, также чаще оказываются противниками этой идеи. Вероятно, это связано с тем, что эти люди потерпели неудачу в приспособлении к жизни и надеются, что жизнь в «особых условиях» окажется лучше.

Таков вкратце социальный портрет инвалидов – сторонников интеграции и противников интеграции. Они отличаются и по своим социально-психологическим характеристикам. Так, чем более пессимистично оценивают инвалиды свое здоровье, тем больше среди них противников интеграции. Аналогично, что чем ниже оценивают инвалиды качество своей жизни, чем менее они ею удовлетворены, тем чаще среди них встречаются противники интеграции. Для инвалидов, выбирающих интеграцию, чаще оказываются значимыми такие ценности, как интересная работа и возможность равноправного участия в жизни общества, их можно охарактеризовать как «больших идеалистов».

Следует отметить, что противники интеграции среди инвалидов характеризуются прежде всего более выраженным чувством психологического дискомфорта, неудовлетворенностью своей жизнью, обстановкой реакций на отношение окружающих, большей ориентацией на материальное благосостояние (что объяснимо, поскольку их уровень жизни действительно ниже, чем у сторонников интеграции). Учитывая данные социального портрета этой группы, можно сделать вывод о том, что она действительно нуждается в «охранительных» мерах, в создании специальных условий для жизни и работы, что позволит поднять уровень жизни и, возможно, у этих людей появится желание участвовать в жизни общества.

Поскольку взаимоотношение инвалидов со здоровыми – один из ключевых факторов социальной интеграции, рассмотрим его подробнее с точки зрения инвалидов.

Прежде всего, надо заметить, что вопрос об отношениях к ним здоровых очень волнует инвалидов. При этом более трети (36,6%) очень часто ощущают отношение к себе как пренебрежительное, как к людям «второго сорта». Изредка ощущают такое отношение 30,9% инвалидов. Никогда такого отношения к себе не замечала только пятая часть инвалидов (20,8%). Чаще говорят о пренебрежительном отношении к себе женщины – 42,2%, мужчины – 34,6%, инвалиды в возрасте 16-19 и 40-44 года. Чаще всего отмечают пренебрежительное отношение к себе инвалиды 1 группы, причем внешняя выраженность дефекта существенной роли не играет.

Поскольку интеграции на производстве – одна из важнейших сфер, составляющих социальную интеграцию в целом, остановимся на этом аспекте подробнее. Сам факт занятости еще не говорит об успешной интеграции, это лишь формальный её аспект. Важен психологический аспект адаптации к производственной деятельности.

Среди опрошенных работающих инвалидов более одной трети (75,1%) удовлетворены своей работой, но каждый шестой (15,9%) ею скорее не удовлетворен. При этом хорошие и «нормальные» отношения в трудовых коллективах констатируют почти 89% опрошенных. Вместе с тем при среднем балле отношений с товарищами по работе (по 5-балльной шкале), равном 4,3, оценка отношений с администрацией не превышает 0,8. Такая вполне благотворительная картина объясняется тем, что инвалиды, не приспособившиеся психологически к новым условиям производственной деятельности, как правило, не удерживаются на работе. Важность социально-психологического аспекта интеграции и видна в объяснении ими смысла, который имеет для них работа. На первом месте среди потребностей, которые удовлетворяет работа, стоят потребности материальные (67,8%), на втором – удовлетворение желания быть полноценным членом общества (49,1%), на третьем – потребности общения, жизни с коллективом (39,4%),т.е., помимо удовлетворения материальных потребностей, работа для инвалидов имеет очень важную социальную функцию – ощущение себя полноценным членом общества благодаря трудовой занятости.

Часто неблагополучны и семейные взаимоотношения инвалидов. Практически каждый третий инвалид отмечает ухудшение взаимоотношений в семье после получения инвалидности (29,8%). Чаще всего не могут создать своей семьи так называемые инвалиды с детства. Такое положение является следствием не только физического нездоровья, но и результатом того, что родители не обеспечивают должной социально-психологической адаптации ребенка-инвалида. Такой ребенок не имеет возможности пройти все циклы социализации, взросление его задерживается, на всю жизнь этот человек остается инфантильным, зависимым от других, пассивным, неуверенным в себе, комфортно чувствующим себя лишь в кругу близких. Для этой категории инвалидов, особенно имеющих видимый физический дефект, вступление в брак знаменует собой новый этап жизненного становления, достижение определенной ступени социальной зрелости. Характерной чертой таких семей является то, что большинство их создается не на основе взаимных симпатий, а по соглашению (чтобы не остаться в одиночестве). В беседах практически все инвалиды, состоящие в таких браках, указывают, что и в семье они ощущают свое одиночество, так как с партнером у них нет ничего общего. При этом внешне эти семьи являются достаточно прочными, не удовлетворяя потребностей партнеров в интимных отношениях, они служат формальным признаком социального благополучия и с этой точки зрения приносят определенное удовлетворение, снижают психическую напряженность.

Психологические проблемы довольно существенно отличаются в семьях с ребенком-инвалидом, с взрослым инвалидом или с престарелым инвалидом. Так, когда в семье появляется ребенок с ограниченными возможностями, она переживает как бы два кризиса: само по себе рождение ребенка является кризисом в жизненном цикле семьи, ведет к переосмысливанию социальных ролей и функций, нередко порождает семейные конфликты, ухудшает экономическое положение семьи. Когда же ребенок имеет признаки инвалидности, то этот кризис переживается с удвоенной остротой. Это чрезвычайно резко меняет социально-экономический статус семьи, нарушает социальные связи. Крайне остро вступают психологические проблемы. Установлено, что у подавляющего большинства родителей (в первую очередь у матерей) возникают пограничные нервно-психические расстройства, чувство вины, ощущение собственной неполноценности. Они начинают ощущать неловкость и стыд перед окружающими, сужают круг социальных контактов.

Жизнь семьи начинает протекать в условиях хронической психотравмирующей ситуации. Нередко эти семьи распадаются, а ребенок, как правило, остается с матерью. Семья, являющаяся одним из основных гарантов социальной адаптации ребенка, далеко не всегда сохраняет способность выполнять эту функцию. Родители нередко теряют уверенность в себе, неспособны правильно организовывать общение и воспитание ребенка, не замечают его действительных потребностей, не могут правильно оценивать его возможности. Преобладает в воспитании родительская гипер опека, это существенно снижает возможности адаптации ребенка ко взрослой жизни.

Возникновение проблем во внутрисемейных отношениях в семьях, где инвалидом стал взрослый человек, связано в первую очередь с изменением социальных ролей и обязанностей в семье. Логика социальной роли члена семьи, ставшего инвалидом, может приводить к болезненным как для семьи, так и для самого инвалида последствиям. В результате у инвалида может появиться чувство вины, ненужности, обузы; у членов семьи – скрытые или явные агрессия или недовольство. Супружеские конфликты на этой почве могут привести и к развалу семьи.

Данные проведенных исследований показали, что именно в семьях со взрослыми инвалидами трудоспособного возраста семейные взаимоотношения наиболее неблагоприятны. Так, в ходе опроса потребность в устранении конфликтной ситуации и в установлении полноценных внутрисемейных конфликтов была высказана каждой четвертой (25,5%) семей взрослых инвалидов.

Неблагополучной можно признать и каждую шестую семью, имеющую на своем попечении пожилого инвалида (17,0%). Взаимоотношения инвалидов и здоровых подразумевают ответственность за эти взаимоотношения обеих сторон. Поэтому следует отметить, что и инвалиды в этих взаимоотношениях не всегда оказываются на высоте. У многих из них не хватает социальных навыков, умения «подать себя» в общении с коллегами, знакомыми, администрацией, потенциальными работодателями. Это в первую очередь касается инвалидов с детства, испытывающих недостаток социального опыта. Они далеко не всегда улавливают нюансы человеческих взаимоотношений, воспринимают других людей очень обобщенно, оценивают их на основании лишь некоторых, в основном моральных качеств – доброты, отзывчивости.

Кроме того, у инвалидов есть определенная предвзятость во взаимоотношениях со здоровыми. Не вполне гармонично складываются и взаимоотношения между инвалидами. Принадлежность человека к категории «инвалид» вовсе не означает, что другие инвалиды будут настроены к нему благожелательно. Опыт работы общественных организаций инвалидов, психологические исследования в этой области показывают, что инвалиды предпочитают объединяться и идентифицировать себя с людьми, имеющими то же заболевание, и нередко негативно относятся к другим. Так, инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые являются, пожалуй, наиболее социально активными (в том числе и в плане создания общественных организаций инвалидов), отличаются установкой на своеобразное соперничество с инвалидами вследствие других заболеваний, считая или оценивая себя элитной группой.

Одним из важнейших показателей социально-психологического комфорта людей является их удовлетворенность жизнью. Не случайно этот вопрос в той мере или иной форме входит в различные социологические опросы населения.

Практически половина инвалидов (43,5 – 49,1%) оценивает качество своей жизни как неудовлетворительное, и около трети (от 27,6 до 34,8 %) считают её удовлетворительной. Чаще всего таковой признают её инвалиды 1 группы (34,8%), в то время как доля инвалидов третьей (29,5%) и второй (27,6%) групп, дающих подобную оценку качества своей жизни, на 5-7% ниже. Почти в 5 раз ниже среди инвалидов 2 (1,5%) и 3 (1,9%) групп по сравнению с первой (8,7%) доля считающих качество своей жизни хорошим.

Результаты исследований социально-психологического статуса инвалидов дают все основания для утверждения, что сознательно или неосознанно инвалиды связывают изменения своих личностных качеств с социально-экономическими переменами в стране, и изменения эти однозначно негативные.

Существенные проблемы, ждущие своего решения, встают перед инвалидами и в области взаимоотношений с окружающими, поскольку без гармонизации этих взаимоотношений на уровне макро - и микро групп социальная интеграция не осуществима. Эмоциональное состояние инвалидов характеризуется тревожностью, неуверенностью в завтрашнем дне, пессимизмом.

Наиболее неблагополучна в социально-психологическом смысле группа, в которой сочетаются различные неблагоприятные показатели психологического самочувствия – неудовлетворенность жизнью, низкая самооценка, настороженное отношение к окружающим и к мерам по социальной защите, высокая тревога за будущее на бытовом уровне и т.п. В эту группу входят преимущественно люди с плохим материальным положением и жилищными условиями, одинокие, мужчины среднего возраста, инвалиды 3 группы, особенно неработающие. Эти люди нуждаются в особо тщательно разработанных мерах социальной и психологической помощи, с учетом специфики их экономического положения и психологического самочувствия. Анализ социально-психологических особенностей адаптации инвалидов к существующей ситуации выявляет четыре основных типа этой адаптации: Активно-позитивная позиция, для которой характерно стремление поиска самостоятельного выхода из сложившейся ситуации, сопровождающееся благоприятными социально-психологическими особенностями личности (достаточно высокой самооценкой, удовлетворенностью жизнью и т.п.). К сожалению, представителей этого типа крайне мало; Пассивно-негативная позиция, в которой неудовлетворенность своим положением (наряду с отсутствием желания самостоятельно улучшить его) сопровождается заниженной самооценкой, психологическим дискомфортом, настороженным отношением к окружающим, тревожностью, ожиданием катастрофических последствий даже от бытовых неурядиц и другими негативными социально-психологическими особенностями; Пассивно-позитивная позиция, которая при объективно неудовлетворительном социально-экономическом положении и низкой самооценке приводит в целом к относительной удовлетворенности, существующей ситуацией и, как следствие, отсутствие желания активно менять ее в лучшую сторону. Эта позиция характерна для людей старших возрастных групп;

Таким образом,

2.2 профилактика социальных конфликтов и способы разрешения социальных конфликтов в процессе интеграции.

Заключение

В Заключении подводятся итоги и обобщаются результаты исследований, выделяются направления дальнейшего научного поиска и предлагаются рекомендации.

В качестве выводов можно отметить следующее:

- Инвалидность как индивидуальное состояние дезадаптированности обусловлено биологическими процессами, возможности его устранения или корректировки очень низки, поэтому наиболее целесообразным будет признание этого состояния в качестве естественного социального факта.

- Инвалидность как состояние социальной недостаточности регистрирует конфликт между индивидуумом с тяжелыми нарушениями здоровья и обществом (государством); зафиксировано в обществе в виде социального института, который формируется и поддерживается государственной социальной политикой.

- Модель инвалида, реализующая социальные отношения в рамках института инвалидности, гарантирует гражданину с тяжелым заболеванием определенный уровень жизни, не требуя от него соответствующего вклада в общественное благосостояние, однако социальный статус гражданина при этом будет находиться на низком уровне.

- Выбор жизненной стратегии принадлежит гражданину, в соответствии с результатами наших исследований такой выбор легче всего осуществить в пределах социальных систем нижнего уровня организации общества, когда в результате согласования интересов возникают новые социальные системы, способные к самостоятельному существованию на других, более высоких уровнях социальной организации общества (конечная цель интеграционных процессов).

- Общественные объединения инвалидов, сформированные как системы социальной защиты их интересов, лучше всего позволяют осуществлять согласование интересов инвалида и общества на всех уровнях его системной организации, однако правозащитная деятельность общественных объединений нуждается в научном сопровождении.

- Научное и профессиональное сопровождение процессов интеграции инвалидов позволяет не только находить оптимальные пути решения конфликтов, но и менять параметры социального пространства за счет изменения общественных взглядов на проблемы инвалидности. Такую деятельность должны взять на себя в России образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, готовящие специалистов социальной работы в практикоориентированном формате.

Рекомендации:

В связи с недостаточной разработанностью проблемы необходимо развивать обоснование инвалидности как социального института, возникшего в России в результате целенаправленной социальной политики.

Требуется разрабатывать и совершенствовать методы прогнозирования социальной ситуации в сфере инвалидности.

Необходимо продолжать исследования, посвященные проблемам согласования в социальных отношениях индивидуальных интересов граждан с интересами социальных систем.

Нужно совершенствовать, опираясь на системные оценки, методологические подходы к изучению функционирования общества, для того, чтобы можно было показывать положение каждого индивидуума и каждой группы людей, появившихся в обществе естественным (эволюционным) путем.

 

Список использованной литературы

1.      Андреев В.И. Конфликтология. М., 1995.                 

2.      Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.

3.      Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной

психологии. // Психологический журнал. 1980. № 6. т.1.

4.      Ершов А.А. Психология соактивности людей. СПб., 1992.

5.      Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. / Уч. пособие. М., 1995.

6.      Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону, 1998.

7.      Радугин А.А. Социология. М., 1995.

8.      Фролов С.С. Социология. М., 1996.

9. http://studlib.com/content/view/380/9/ - 1я глава, последствия конфликта

Зеркин Д. П. Основы конфликтологии: Курс лекций. Ростов-на-Дону, 1998.
   Кибанов А. Я. Конфликтология: Учебник. М., 2005.
   Кильмашкина Т. Н. Конфликтология: социальные конфликты: Учебное пособие. М., 2004.
   Павленок П. Д. Социология. М., 2002.
   Прошанов С. Л. Краткий словарь-справочник по конфликтологии. М., 2005.
   Ратников В. П. Конфликтология: Учебник. М., 2005.
   Сулимова Т. С. Социальные конфликты: методы анализа, способы урегулирования. М., 2005.
   Чувашова Н. И. Социально-политический конфликт в российском обществе. Архангельск, 2005.

10. http://studopedia.ru/3_27326_konflikti-i-ih-sotsialnaya-sushchnost-ponyatie-konflikta-v-sotsiologii.html - 1я главва, сущность

11. http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=010419 (последствия  2я часть)

12. http://www.kavicom.ru/pages/view/77 - 2.1

13. http://www.smolsoc.ru/index.php/2010-09-04-18-46-11 - дисертация

1 Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]  // Мы народы. Более  сильная  ООН ради лучшего мира. – Электрон. дан. – URL: http://www.un.org/ru/ (дата обращения: 14.03.2014 г.).

2 Работа [Электронный ресурс] // Почему инвалиды не хотят работать?. – URL: http://www.tomsk.ru (дата обращения:  14.03.2014 г.)

3 Чигрина А.Я. Интеграция инвалидов в современное российской общество: основные этапы [Электронный ресурс] // Социальная работа в России: образование и практика: Сборник научных трудов // Под ред. проф. Н.А. Грика. – 2009. – Электрон. дан. – URL: http://window.edu.ru (дата обращения 10.03.2014 г.).

4 Романов П.В. Мир профессий как поле антропологических исследований / П.В.Романов, Е.Р.Ярская-Смирнова // Этнографическое обозрение. – 2008. - № 5. - С. 3- 17.

5 Аверина Ю.А. Теоретические основы социальной политики в области защиты инвалидов в современной России / Ю.А. Аверина [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – Электрон. дан. – URL: cyberleninka.ru (дата обращения 24.03.2014 г.).

6  Добровольская Т.А. Проблемы адаптации / Т.А. Добровольская, Н.Б. Шабалина  [Электронный ресурс]. -  URL: http://www.coolreferat.com (дата обращения: 07. 03. 2014 г.).

7 Совершенствование транспортной системы крупного города [Электронный ресурс] / Э.А.Сафронов и др.  // Библиотека. Ru. – URL: http://www.twirpx.com/file/725959/ (дата обращения: 07.03.2014 г.).

8 Прошанов С. Л. Краткий словарь-справочник по конфликтологии. М., 2005, С - 17

9 Кибанов А. Я. Конфликтология: Учебник. М., 2005., С 64-69

10 Ратников В. П. Конфликтология: Учебник. М., 2005., С – 48-64

11 Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. Россия на путях преодоления кризиса. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Аспект-пресс, 1994 (2-ое издание, дополненное. М., 1995; 3-е издание доработанное и дополненное. M., 1996).

12 Романова, С.П. Теория структурации Э. Гидденса как новая попытка осмысления социальной реальности – Минск : Право и экономика, 2010. - С. 6-33.

13 Социология революции / Питирим Сорокин. — М. : Территория будущего : РОССПЭН, 2005 (ППП Тип. Наука), С- 72

PAGE   \* MERGEFORMAT30


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20440. CASE-средства 39.5 KB
  Microsoft Visio Visio решение для построения диаграмм от Microsoft. По словам разработчиков Visio помогает преобразовать технические и бизнесконцепции в визуальную форму. Visio имеет некоторые дополнительные возможности но все же повторим по большей мере это только средство для иллюстрирования документов MS Office не дотягивающее до уровня пакетов которые мы описывали ранее. Изобразительные же возможности Visio действительно весьма широки: Используя предопределенные фигуры Visio Professional draganddrop и мастера вы можете...
20441. Эволюция CASE-средств 99.5 KB
  Таким образом CASEтехнологии не могут считаться самостоятельными методологиями они только делают более эффективными пути их применения. CASE ≈ не революция в программо технике: современные CASEсредства являются естественным продолжением эволюции всей отрасли средств разработки ПО. Традиционно выделяют шесть периодов качественно отличающихся применяемой техникой и методами разработки ПО которые характеризуются использованием в качестве инструментальных следующих средств: ассемблеров дампов памяти анализаторов компиляторов...
20442. Варианты архитектуры клиент-сервер 122 KB
  Варианты архитектуры клиентсервер Разделение на три логических уровня обсуждавшееся в предыдущем пункте наводит на мысль о множестве вариантов физического распределения по отдельным компьютерам приложений в модели клиентсервер. Серверы реализующие все остальное то есть уровни обработки и данных. Проблема подобной организации состоит в том что на самом деле система не является распределенной: все происходит на сервере а клиент представляет собой не что иное как простой терминал. Многозвенные архитектуры Один из подходов к организации...
20443. Введение в UML 54.5 KB
  Модель физического уровня в языке UML отражает компонентный состав проектируемой системы с точки зрения ее реализации на аппаратурной и программной платформах конкретных производителей. Сущности в UML В UML определены четыре типа сущностей: структурные поведенческие группирующие и аннотационные. Структурные сущности это имена существительные в моделях на языке UML.
20444. Document Object Model 54 KB
  Модель DOM не накладывает ограничений на структуру документа. Любой документ известной структуры с помощью DOM может быть представлен в виде дерева узлов каждый узел которого представляет собой элемент атрибут текстовый графический или любой другой объект. Изначально различные браузеры имели собственные модели документов DOM не совместимые с остальными.
20445. Диаграмма развертывания (deployment diagram) 62 KB
  Для представления общей конфигурации и топологии распределенной программной системы в UML предназначены диаграммы развертывания. Диаграмма развертывания предназначена для визуализации элементов и компонентов программы существующих лишь на этапе ее исполнения runtime. Те компоненты которые не используются на этапе исполнения на диаграмме развертывания не показываются.
20447. Денежно-кредитная политика 87 KB
  Понятие и цели ДКП. Спрос на деньги и предложение денег. Создание банковской системы и новых денег. Банковский и денежный мультипликаторы. Инструменты ДКП. Политика дешевых и дорогих денег. Эффективность ДКП. Особенности ДКП в РБ.
20448. PHP 288.5 KB
  PHP: Hypertext Preprocessor PHP: препроцессор гипертекста англ. Область применения В области программирования для Сети PHP один из популярных скриптовых языков наряду с JSP Perl и языками используемыми в ASP.NET благодаря своей простоте скорости выполнения богатой функциональности кроссплатформенности и распространению исходных кодов на основе лицензии PHP.