82366

Факторы повышения социальной значимости системы среднего профессионального и среднего специального образования

Курсовая

Педагогика и дидактика

Главной проблемой нашей работы стало то что в наше время система среднего профессиональное и среднего специального образования считается не разумной потерей времени. Неопределенность статуса диплома об окончании обучения в связи с вступлением России в Болонский процесс и интеграцией российского...

Русский

2015-02-27

207 KB

3 чел.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский педагогический государственный университет

Факультет  педагогики и психологии

Кафедра психолого-педагогического образования

Курсовая работа на тему: " Факторы повышения социальной значимости  системы среднего профессионального и среднего специального образования".

КР студентки 1 курса 1 группы

дневного отделения

Лазаревой Алены Юрьевны

Научный руководитель:

Кряхтунов М. И.

                                                   Москва, 2014

                                                   Содержание:

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 - 4

1.   Предпосылки возникновения  СПО и ССО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 - 14

1.2.   Состояние СПО и ССО на современном этапе  . . . . . . . . . . . . . . . . 15 - 27

1.3  Возможности и перспективы развития СПО и ССО . . . . . . . . . . . . . 27 - 32

1.4  Сущность и факторы социальной значимости . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 - 36

1.5  Пути повышения социальной значимости СПО и ССО . . . . . . . . . . .37 - 40

Вывод      . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  41

Заключение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41 - 42

Литература  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..42 - 43


Введение:

Актуальность:

  Главной проблемой нашей работы стало то, что в наше время система среднего профессиональное и среднего специального  образования считается не разумной потерей времени. Неопределенность статуса диплома об окончании обучения в связи с вступлением России в Болонский процесс и интеграцией российского образования в европейскую систему, в которой отсутствует прямой аналог отечественным колледжам и техникумам.

Как следствие указанных обстоятельств наблюдается снижение престижности среднего специального образования.

На данный момент само общество признает значимость именно высшего образования и оттеняет значимость среднего профессионального и среднего специального.  Большинство сегодняшних абитуриентов и их родителей воспринимают высшее образование как залог успешного жизненного обустройства. И этого же направления придерживается государственная политика, так как даже закончив какое-либо учреждение СПО или ССО выпускник не воспринимается обществом как социально значимый работник и специалист, хотя в большинстве своем он имеет достаточно сильную образовательную базу. Отличие лишь в том, что среднее специальное/ профессиональное образование направлено в большей степени на практическую деятельность, а высшее - на теоретическую, но напрямую в жизни теоретические предметы вряд ли понадобятся. Любая деятельность определяется практическими действиями и, лишь в какой-то степени теоретическими.

  Данная проблема пришла к нам еще из Советского режима, когда государство декларировало диктатуру пролетариата, постепенно низводя труд рабочих и крестьян до второсортного и не престижного занятия, что повлекло за собой изменение общественного сознания и в процессе - изменение ориентации на образование социального статуса, основным средством которого является получение высшего образования.

  К чему приводят такие взгляды нашего общества -  общество перестало воспринимать образование именно со стороны его содержания, получения каких -либо умений или навыков, а стало лишь стремиться к получению самого документа об образовании. И подобная тенденция превалирует и поддерживается и в наше время. Новая действительность российской молодежи - это стремление обрести социальный статус и материальное благополучие  в короткие сроки. Но к чему это привело в нашем 21 веке, а привело это к следующему: когда в начале 21 века страна столкнулась с " перепроизводством" специалистов, которые формально получили высшее образование, людей функционально неграмотных, обладающих завышенной самооценкой и неадекватными социальными запросами. Многим из них пришлось согласиться на мало оплачиваемую работу, не требующую особой квалификации, что отразилось на их психологическом состоянии. В частности, привело к депрессиям, нервным срывам, алкоголизму, наркомании.

  Поэтому на сегодняшний момент, нам важно попытаться изменить эту ситуацию и это отношение к значимости получения среднего профессионального и среднего специального образования.

  Цель -  выявление факторов повышение социальной значимости  системы СПО и ССО

  Задачи исследования:

Предмет – факторы повышения социальной значимости системы СПО и ССО

Объект исследования – функционирование системы СПО и ССО

1. Предпосылки возникновения  СПО и ССО

Появление профессионального образования в современном его понимании является  заслугой Петра I. После заграничных поездок и неудачных военных действий в Северной войне он предпринял шаги по подготовке необходимых государству специалистов путём создания профессиональных школ различного типа. Образование и воспитание в петровской школе было направлено на приобретение профессиональных навыков. России нужны были корабельные инженеры, артиллеристы, мореходы, офицеры, мастера и техники в различных областях. 

Как особая ступень среднее профессиональное образование сформировалось в конце XIX – начале ХХ вв. под влиянием усложнения труда и его организации в условиях развитого крупного машинного производства. В конце ХIХ в. в России было 143 средних специальных учебных заведения, подведомственных различным министерствам.  

К 1914 –15 учебному году в России имелось 250 коммерческих училищ и 17 сельскохозяйственных. Представляет интерес система управления образованием, существовавшая в России до революции. На протяжении ХIХ в. происходит преобразование государственных учреждений царской России по западноевропейскому образцу. Манифестом 8 сентября 1802 г. в России были образованы первые восемь министерств, среди которых – Министерство народного просвещения, созданное для “воспитания юношества и распространения наук” и ведающее высшими, средними и низшими учебными заведениями, Академией наук, Академией художеств, типографией и цензурой. Аппарат Министерства в первые годы его существования был невелик. Роль коллегии при министре, разрешавшей все вопросы административного, хозяйственного, учебного и научного характера, исполняло Главное управление училищ, состоявшее из назначенных императором чиновников и попечителей учебных округов. Исполнителем решений Главного управления являлся единственный департамент Министерства.

В 1835 году в связи с новым устройством учебных округов низшая, средняя и высшая школа стали подчиняться административной власти округа. Попечитель учебного округа назначался императором. В середине 50х г.г. ХIХ в. система управления училищ и Учебный Комитет Министерства, учебные округа изъяты из ведения местных генерал – губернаторов.   

В период с 1863 года по 1917 год в России управление образованием несколько раз претерпевало изменения. Сословное, элитарное образование постепенно превращалось во всесословное эгалитарное, соответствующее потребностям общества. В управлении образованием наблюдалось две тенденции, которые в разные периоды становились преобладающими: доминирование в правительственном курсе консервативных, реакционных тенденций, стремление осуществить жесткую централизацию и контроль за образованием; в то же время развитие промышленности и торговли, первые итоги капитализма в России обусловили децентрализацию управления техническими и коммерческими учебными заведениями, демократизацию состава выпускников, возникновение неправительственных учебных заведений.

 В январе 1915 года министром народного просвещения стал П.Н. Игнатьев, сторонник радикальной реформы среднего и высшего образования в соответствии с требованиями промышленной и финансовой буржуазии. В этот период управление профессиональным образованием было децентрализовано. После революции в России среднее профессиональное образование стало частью системы народного образования.  За годы советской власти в нашей стране сложилась и функционировала определенная система профессиональной подготовки кадров. В эту систему входили: профессионально технические училища, средние специальные учебные заведения, институты и университеты. В учебных заведениях каждого уровня профессионального образования, как правило, реализовывалась профессиональная образовательная программа соответствующего уровня и одного профиля подготовки. Так, строительное ПТУ могло выпускать только рабочих по строительной профессии; педагогическое училище  только учителей начальных классов и воспитателей детских садов и т.п.

Положительной стороной данной системы профессионального образования можно считать фундаментальную практическую подготовку по выбранной профессии (специальности), включающую учебную и производственную практику в ПТУ; учебную, технологическую и преддипломную практику  в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях.

С 1919 года управление учебными заведениями было централизовано и сосредоточено в Главпрофобре  ( главное управление профессионального образованием ) при Наркомпросе    ( народный комиссариат просвещения) РСФСР. В техникумах готовили как инженеров узкой специализации, так и помощников инженеров. Сроки обучения и планы приема были различными.  

К началу 1929 года в стране было свыше 1030 средних специальных учебных заведений. В сентябре 1929 года ЦИК ( центральная избирательная комиссия) и СНК ( совет народных комиссаров) СССР приняли постановление “Об установлении единой системы индустриально – технического образования”.                                                                      Техникумы стали вести подготовку специалистов на базе семилетний школы, 40 –50 % учебных часов отводились на практическое обучение. Многие техникумы реорганизовались в отраслевые. Управление средним профессиональным образованием стало строиться по отраслевому принципу. Рост количества промышленных предприятий, курс на индустриализацию, потребовали привлечения квалифицированных специалистов, перестройки образования.

В 30-х годах наблюдается рост числа техникумов, контингент которых к 1941 году составил 800 тыс. человек. Стимулом для начала разработки группы проблем в первую очередь высшей школы и техникумов, большинство из которых появились в этот период, послужило постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 года “Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах”. В этот период были разработаны стабильные учебные планы.

В период Великой Отечественной войны подготовка специалистов со средним профессиональным образованием резко сократилась, но уже к 1947 году был достигнут довоенный уровень.

В 60-е годы в период развёртывания технологического этапа научно-технической базы средних учебных заведений возрос контингент обучающихся, что связано с растущей общественной потребностью в квалифицированных специалистах.

К 1981 году система среднего специального образования осуществляла подготовку кадров для всех отраслей народного хозяйства страны более чем по 500 специальностям. 

 К началу 90-х годов ХХ века диверсификация профессиональных образовательных учреждений привела к изменению их структуры.

Переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых мы видим в глубоких преобразованиях системы профессионального образования. Эти преобразования целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития на основе прогнозных оценок и стратегических направлений, в соответствии со структурными сдвигами в экономике и социальной политики государства.

В 1995 г. Правительством Российской Федерации был утвержден государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, который установил структуру и документы государственного образца о среднем профессиональном образовании, общие требования к основным профессиональным образовательным программам и условиям их реализации, общие нормативы и объем учебной нагрузки, требования к перечню специальностей среднего специального образования.

В настоящее время производственные учреждения как и система подготовки работников оказались практически разрушенными.  

Почти 8 миллионов человек не хватало на российских предприятиях и компаниях в 2012 году. Именно столько  вакансий было заявлено в службу занятости, свидетельствует минтруд. В прошлом году туда обратились более 330 тысяч работодателей. Больше всего они искали сотрудников в сфере строительства, обрабатывающего производства, торговли, ремонта и образования.

Надо сказать, что в отечественной промышленности не первый год наблюдается жестокий дефицит квалифицированных специалистов. И российские, и западные компании, локализовавшие свои производства в нашей стране, все чаще сталкиваются с трудностями при подборе персонала.

Специалисты отмечают, что при такой тенденции, через несколько лет это может привести к закрытию многих производств.

Список закрываемых/ закрытых предприятий: 


Список первых 113 предприятий, сносимых под «элитную застройку в 2007-2008 гг.: уничтожение ключевых технологий и уникальных производств, не менее 100 тысяч безработных.

(источник - отдельные распоряжения Правительства Москвы) 

1. Завод резинотехнических изделий ОАО РТИ «Каучук»
 
2. ОАО «Московский Шинный Завод»
 
3. Завод «Полимерплёнка»
 
4. НПО «Химреактив» (200 чел.)
 
5. Металлургический завод «Серп и Молот» (2000 чел.)
 
6. ОАО «Московский чугунолитейный завод»
 
7. Московский завод по обработке цветных металлов (МЗОЦМ) (300 чел.)
 
8. Пресненский машиностроительный завод
 
9. Тушинский машиностроительный завод (1000 чел.)
 
10. Машиностроительный завод НПО «Гелиймаш»
 
11. Завод нестандартного оборудования
 
12. Предприятие «Мосэлектроприбор» (480 чел.)
 
13. Московский станкостроительный завод им. С. Орджоникидзе
 
14. Московский завод координатно-расточных станков
 
15. Карачаровский механический завод
 
16. ГПЗ-1 (2900 чел.)
 
17. Московский карбюраторный завод
 
18. завод «Металлист»
 
19. ОАО НТК «Авиамоторный научно-технический комплекс «Союз»
 
20. ФГУП ММПП «Салют» (авиамоторный завод, 12000 чел.)
 
21. АМО «ЗИЛ» (литейное производство) (11000 чел.)
 
22. Сокольнический вагоноремонтный завод «СВАРЗ» (300 чел.)
 
23. Авторемонтный кузовной завод «АРЕМКУЗ» (закрывается к февралю 2007 г.)*
 
24. АО ММЗ «Знамя» (машиностроительный завод 700 чел.)***
 
25. Завод по ремонту автокранов
 
26. Завод «Армо»
 
27. Магистральный механосборочный завод
 
28. Московский авиационный завод «Знамя Труда» (МАПО Миг) (3000 чел.)
 
29. оборонный завод ОАО «Дукс»(1336 чел.) промзона «Улица Правды»)***
 
30. АО АВЭКС (б. «Знамя Революции» (авиац. электронные и коммутац. системы)*
 
31. Метизный завод «Пролетарский труд»
 
32. Метизный завод «Рассвет»
 
33. Завод гидравлических лопастных машин
 
34. НПО «Энерготехпром»
 
35. ОАО «Энергомаш»
 
36. завод «Трансмаш» (32 завода - металлообработка)
 
37. Московский институт электронной техники (г. Зеленоград)
 
38. Московский приборостроительный завод им. В.А. Казакова

(ОАО МПЗ № 1) 
39. 2-й часовой завод ОАО «Слава»***
 
40. завод «Физприбор»
 
41. Завод биофизической аппаратуры
 
42. Московский завод метеорологической аппаратуры
 
43. Московский электроламповый завод (МЭЛЗ)
 
44. Завод «Красная Пресня»
 
45. Цементный элеватор (завод) АО «Евроцемент»
 
46. Цементный элеватор (завод) АО «Горноспецстрой»
 
47. Цементный завод ООО «Цемент Сервис»
 
48. завод «Стройдеталь-1»
 
49. ЖБИ-16
 
50. ДОК-2
 
51. ООО «Мосремгражданстрой»
 
52. ФГУП «Спецстройэксплуатация»
 
53. ГУП «Доринвест»
 
54. ЗАО «Росстройсервис»
 
55. ЗАО «Водрем-71»
 
56. ООО «РСУ Комфлот» (12 пром. Стройматериалов, строительство и ремонт )
 
57. Московский жировой комбинат «МЖК» (800 чел.)
 
58. Кондитерский комбинат «Добрынинский»
 
59. Кондитерская фабрика «Сладость»
 
60. Кондитерская фабрика «Красный Октябрь»
 
61. Кондитерская фабрика «Ударница»
 
62. Кондитерская фабрика «Мона»*
 
63. Краснопресненский сахарорафинадный завод (КСРЗ) (40 чел.)
 
64. ОАО «фабрика Снежка»
 
65. Хладокомбинат № 1
 
66. ГП Хлебозавод № 1
 
67. Хлебозавод № 6
 
68. Хлебозавод № 12
 
69. АО «Бадаевский пивоваренный завод» (13 предприятий пищепрома)
 
70. Московская кардолентная фабрика
 
71. текстильный комбинат «Трёхгорная Мануфактура» (2000 чел.)
 
72. кожевенный комбинат МПО ЗАО «Красный Богатырь»
 
73. Московская обувная фабрика ЗАО МОФ «Парижская Коммуна»
 
74. текстильная фабрика «Гардтекст»
 
75. Текстильная фабрика «Даниловская мануфактура»
 
76. Текстильная фабрика ЗАО «Моснитки»
 
77. Московский Ткацко-отделочный комбинат (МТОК)
 
78. Московская ситценабивная фабрика
 
79. фабрика «Красная Роза»
 
80. швейная фабрика «Хортекс»
 
81. швейная фабрика «Красная швея»
 
82. Фабрика «Им. Ногина»
 
83. ОАО «Восток» (14 предприятий легпрома)
 
84. ЗАО Московский фурнитурный завод
 
85. ООО «НПО Упаковка ПАК»
 
86. Типография «Правда» (промзона «Улица Правды»)
 
87. ЗАО «Мебельное объединение «Москва»
 
88. карандашная фабрика ОАО «Сакко и Ванцетти»
 
89. фабрика художественных принадлежностей «Гамма»*
 
90. завод ёлочных игрушек «Иней»*
 
91. 5-й троллейбусный парк им. Артамонова
 
92. филиал 4-го автобусного парка
 
93. 2-й автокомбинат**
 
94. ОАО «Автокомбинат № 4»
 
95. ЗАО «Автокомбинат № 32»
 
96. Локомотивное депо «Москва-2» (у Ярославского вокзала, 1000 чел.)
 
97. Электродепо «Перерва»*
 
98. ООО «Эдельвейс XXI»
 
99. ЗАО «Сангвин»
 
100. ООО «Ардис-Север»
 
101. ЗАО «Фаист»
 
102. ООО «Сонико-Интэп»
 
103. ОАО «Новоком инвест»
 
104. ООО «Кедр-А»
 
105. ОАО «Тиум»
 
106. АО «ЛГМ»
 
107. ГЭС-2
 
108. НПК «НИИ дальней радиосвязи»
 
109. Российский научный центр «Курчатовский институт»
 
110. ВНИТИ ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (1500 чел.)
 
111. ВНИИ «Эталон»
 
112. предприятие ООО «Ветераны войны в Афганистане»
 
113. Промзона «Раменки» предприятия ЖКХ

Конечно можно говорить о том, что некоторые предприятия будут перенесены в другие города, но  для этого нужно найти новое место, построить нового предприятие, отстроить здания, приобрести оборудование, найти новых квалифицированных рабочих, практически всю работу нужно построить заново, прежде чем поставить ее на поток. На это потребуется определенное количество времени, материальных затрат и других ресурсов.

1.2 Состояние СПО и ССО на современном этапе

На современном этапе система среднего профессионального образования представляет собой социальный институт, имеющий свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально-культурологическую предысторию, свою логику развития.             В качестве составной (базисной) структуры и фундаментальной основы непрерывного образования эта система выполняет такие функции как:    

- социальные

- экономические

-образовательные

- научно-технические

-  личностно-профессиональные

-  воспитательные

-  интегративные

Отсутствуют единые общефедеральные методы оценивания деятельности и качества образования системы среднего профессионального образования. Внешняя оценка со стороны органов управления образованием практически не осуществляется. Оценка качества подготовки студентов осуществляется в соответствии с государственными стандартами и разрабатывается самими учреждениями. Результаты же деятельности образовательной организации проверяют  уже в процессе практического применения полученных студентами знаний и умений.

Среднее профессиональное образование может быть осуществлено на двух образовательных уровнях: базовом и повышенном.

Базовым является образование, полученное в имеющем соответствующую лицензию образовательном учреждении среднего профессионального образования по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена. Нормативный срок обучения на базе основного общего образования составляет не менее трех лет.

Средним профессиональным образованием повышенного уровня является образование, полученное при тех же условиях, но на основе программы, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена повышенного уровня квалификации. Повышенный уровень подготовки специалистов среднего звена обеспечивается прежде всего за счет программы дополнительной подготовки, включающей в себя производственную (профессиональную) практику, углубленную и (или) расширенную теоретическую и (или) практическую подготовку по отдельным учебным дисциплинам и (или) циклам дисциплины. В связи с этим нормативный срок обучения на базе основного общего образования составляет не менее четырех лет.

На сегодняшний момент в соответствии с Типовым положением от 30.03.2001 г. № 160.  к средним специальным учебным заведениям относятся: техникум (училище, школа), колледж, техникум-предприятие (учреждение).

Техникум (училище, школа) — основной тип среднего специального учебного заведения, реализующего профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

Колледж — самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее углубленные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам продленной подготовки кадров, обеспечивающие обучающимся повышенный уровень квалификации.

Техникум-предприятие (учреждение) — самостоятельное образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования и осуществляющее профессиональную деятельность, соответствующую профилю подготовки обучающихся.

Образовательные программы среднего профессионального образования могут реализовываться и в других типах образовательных учреждений профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

Среднее профессиональное образование реализуется в различных формах:

  •  очная
  •  очно-заочная (вечерняя)
  •  заочная
  •  экстернат на базе основного общего образования
  •  среднего (полного) общего образования

Типы профессиональных образовательных учреждений СПО и ССО:

  •  одноуровневые профессиональные образовательные учреждения - традиционные ПТУ и техникумы, реализующие образовательные программы начального и среднего профессионального образования и относящиеся по своей принадлежности к этому уровню;
  •  двухуровневые профессиональные образовательные учреждения - профессиональные лицеи и колледжи, осуществляющие наряду с традиционной подготовкой профессиональных кадров по некоторым образовательным программам повышенный уровень подготовки и остающиеся в рамках уровня соответственно начального или среднего профессионального образования;
  •  многоуровневые профессиональные образовательные учреждения, реализующие широкий спектр профессиональных разноуровневых образовательных программ. Такие учебные заведения относятся к новому типу и не будут отнесены к конкретному уровню профессионального образования, а будут учреждениями непрерывного профессионального образования.

Задачи учебных заведений:

- удовлетворение потребностей личности в получении среднего профессионального образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности, в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии;

- удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах со средним профессиональным образованием;

- формирование гражданской позиции и трудолюбия

- развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности

- сохранение и приумножение культурных и нравственных ценностей

- распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня, в том числе путем оказания платных услуг.

Содержание образовательных программ среднего профессионального образования регламентируется: Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГОС СПО), который состоит из 2 частей: федерального компонента, определяющего общегосударственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, и национально-регионального компонента. В связи с окончанием срока действия в 2001 году начата разработка нового поколения стандарта.

 Перспективы развития социальной сферы требуют от специалиста среднего звена  профессиональных компетенций и личностных качеств, среди которых следует выделить:

-  системное мышление

-  экологическую, правовую, информационную, коммуникативную культуру,   культуру предпринимательства

-  умение осознавать и предъявлять себя другим

-  способность к осознанному анализу своей деятельности

-  самостоятельным действиям в условиях неопределенности

-  приобретению новых знаний, творческую активность и ответственность за выполненную работу.

  Это обусловливает необходимость перехода системы среднего профессионального/ специального образования на реализацию модели опережающего образования, в основе которого лежит:

  •  идея развития личности
  •  развитие системы СПО и ССО на основе принципов системности, непрерывности и преемственности

Уровень системы профессионального образования СПО и ССО становится более доступным, массовым и практико-ориентированным, что является важным условием к обеспечению развития конкурентоспособности страны.  Весомыми преимуществами получения среднего профессионального образования по сравнению с высшим являются:

  •  облегченные условия зачисления
  •   более низкие требования при изучении общеобразовательных предметов
  •   более короткие сроки обучения
  •   возможность стажировки на профильных предприятиях
  •  содействие в трудоустройстве выпускников и т.д

Кроме того, учреждения средних специальных/ профессиональных учреждений предоставляют возможность получения наряду с основной специальностью дополнительных востребованных экономикой смежных рабочих профессий, что придает выпускникам статус квалифицированных и дефицитных работников.

Наряду с этим статьей 73 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. (№ 273-ФЗ) в терминологическую базу системы профессионального образования и внутрифирменного обучения было введено новое комплексное понятие программ, объединяющее профессиональную подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификаций рабочих и служащих, – «основные программы профессионального обучения».

Типы программ, реализация которых возможна в рамках профессионального обучения:

• программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих предусматривают профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего;

• программы переподготовки по профессиям рабочих (должностям служащих) – профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию (профессии) рабочего или должность (должности) служащего, с целью получения новой;

• программы повышения квалификации по профессиям рабочих (должностям служащих) – профессиональное обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии или должности служащего без повышения образовательного уровня.

Поступление в учреждения среднего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Ежегодно студентами средних специальных учебных заведений становятся около 11 % выпускников основных общеобразовательных школ и около 23 % выпускников средних (полных) школ.

  •  Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2-3 года в зависимости от профиля подготовки.
  •  Срок обучения по очно - заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования.

Подходы к образованию:

  •  личностный подход
  •  индивидуальный подход
  •  деятельностный подход
  •  контекстный подход

1) Личностный подход  - ставит акцент на личностный потенциал специалиста, рассматривая развития определенного набора личностных качеств, которые будут способствовать профессиональному становлению.

Теоретические основы этого подхода достаточно подробно описаны в работах В.А. Беликова, М.Е. Дуранова, В.И. Загвязинского, Э.Ф. Зеера, О.В. Лешер, А.Я. Найна, Г.М. Романцева, В.П. Ушачева, О.Н. Шахматовой.

Становление личности занимает приоритетное место в профессиональном образовании. Личность характеризует высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самодостаточности в принятии и реализации решений.

 

2) Индивидуальный подход  - рассматривает глубину личности.

 По мнению ряда исследователей (Н.И. НикитинО.М. ЖелезняковаМ.А. Петухов), понятие «индивидуальность» предполагает два значения, которые определяют различную трактовку.

Согласно первой точке зрения, индивидуальность рассматривается как непохожесть, отличие одного человека от другого (своеобразие психики и личностных свойств, которые проявляются в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, потребностей и способностей).

Наиболее традиционное понимание индивидуальности – это учет в процессе воспитания и обучения индивидуальных особенностей студентов: их психофизиологических особенностей, познавательных возможностей, общих и специальных задатков, способностей, интересов и потребностей.

3) Деятельностный подход  –  основывается на том, что деятельность  - это основа существования и развития человека.

В общей теории деятельности выделяют разные подходы, имеющие важные значения для любого педагогического процесса. Это прежде всего акцентирование внимания на таких свойствах деятельности, как целеполагание, предметность, осмысленность и преобразующий характер (А.Н. Леонтьев, Э.Г. Юдин и др.). Эти свойства составляют сущность деятельности любого вида, они выражают в ней единство объективного и субъективного.

Побуждение к деятельности – основной путь становления профессиональной компетентности. Деятельность – это необходимое условие ее эффективного формирования.

Человек в процессе деятельности внутренне усваивает, перерабатывает внешние факторы и явления собственной психики и сознания (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). То есть формирование профессиональной компетентности происходит благодаря воздействию факторов внешней среды, осуществляется в условиях взаимосвязи внешней (предметной) и внутренней (мыслительной) деятельности студента

4) Контекстный подход  -  заключается в осуществлении учебного процесса в контексте будущей профессиональной деятельности посредством воссоздания в формах и методах учебной деятельности реальных производственных связей и отношений для решения конкретных профессиональных задач.

Создает условия для взаимопроникновения учебной и профессиональной деятельности, разработан А.А. Вербицкий

Любая учебная дисциплина, преподаваемая в профессиональном учебном заведении, должна изучаться в контексте будущей деятельности специалиста, а содержание ее – модифицироваться в зависимости от профиля специалиста.

С помощью активных форм и методов обучения моделируются не только содержание профессиональной деятельности, но и те социальные отношения, в которых она осуществляется. Согласно контекстному подходу, целенаправленное освоение человеком какой-либо профессиональной деятельности невозможно вне контекста жизненной ситуации, в которую включается не только он сам, но и внешние условия, другие люди, с которыми он находится в отношениях межличностного взаимодействия.

Обозначенный выше подход обеспечивает как раннюю общую социализацию личности, так и социализацию профессиональную.

Общеизвестно, что специалисты, получившие вначале среднее профессиональное образование, а затем – соответствующее ему высшее, качественно отличаются от выпускников вузов, поступивших на учебу непосредственно после школы. Их отличает прежде всего четкое осознание правильности выбранного жизненного пути, уважение к своей профессии и более глубокое проникновение в сущность своей специальности. 

Рассуждения о том, что при подобном подходе к профессиональному становлению молодой человек якобы теряет много времени, не выдерживают критики по следующим соображениям.

  •  Во-первых, период любой учебы никак не может рассматриваться как «потерянное время», поскольку идет наращивание интеллектуального и общекультурного потенциала личности, идет широкое общение с внешним миром.
  •  Во-вторых, некорректно рассуждать о суммарных «затратах» времени на получение (в конечном счете) высшего образования, поскольку многие выпускники техникумов и колледжей могут получать это образование впоследствии заочно или по вечерней форме обучения, не прерывая рабочего стажа.
  •  В-третьих, даже если сразу после окончания учебы в колледже выпускник (в силу ряда причин) поступает в вуз, затраты энергии на освоение материала несопоставимы с усилиями, прилагаемыми вчерашними школьниками. Соответственно уровень подготовки выпускников техникумов после окончания вуза существенно выше в силу их лучшей начальной подготовленности.

В мировой практике образования и в российском образовательном пространстве все явственнее ощущается тенденция к органичному слиянию учреждений разных уровней образования в единые многофункциональные комплексы, способные дать молодым людям широкий выбор образовательных услуг сообразно их индивидуальным запросам и природным способностям.

Общеизвестно, что наилучшим специалистом, истинным профессионалом во все времена считался тот, кто прошел последовательно все ступени обучения и профессионального становления. 

Мировая история показывает, что выдающиеся деятели науки, культуры, знаменитые инженеры, архитекторы, механики не просто обладали особыми природными данными, но были прежде всего великими тружениками, добросовестно постигавшими все тонкости своей профессии, начиная с самых азов. Нет ничего удивительного в том, что инженер, имеющий несколько рабочих профессий, ценится неизмеримо выше выпускника вуза, не прошедшего рабочей подготовки.

Система среднего профессионального и среднего специального образования обеспечивает:

  •  получение достаточно доступного и массового образования, направленного на подготовку специалистов среднего звена
  •  повышение образовательного и культурного уровня личности

Одним из путей осуществления социальной политики государства на современном этапе является необходимость сохранения ведущей роли государства в финансировании СПО и ССО. Таким образом, среднее профессиональное и среднее специальное образование не только обеспечивает получение специальности, но и создает условия для дальнейшего продвижения личности в образовательной системе. Ныне действующая система образования в СПО И ССО смогла в известной мере адаптироваться к сложным условиям социальной трансформации. В целом сохранена сеть учебных заведений, стабилизировался преподавательский состав, разрабатываются новые образовательные стандарты, создана база для дальнейшего развития. Вместе с тем существующий уровень социально-экономической адаптации к рынку труда выпускников этих учебных заведений, не в должной степени отвечает его потребностям. Система подготовки работников на производстве оказалась практически разрушенной. Социологические опросы показывают, что наряду с нежеланием многих выпускников работать по полученной специальности, знания, полученные в учебных заведениях, они рассматривают как необходимые для своего трудоустройства и работы. В последние годы ориентация работодателей на профессионализм и опытность работника осложнили положение выпускников средней профессиональной школы на рынке труда, но вместе с тем усилили стремление молодежи к получению среднего профессионального и специального образования.

Исходя из выше сказанного можно выявить  четкую связующая роль среднего профессионального образовательного в общей системе подготовки кадров.

Реальная жизнь и объективные условия рыночной экономики неизбежно вернут былой авторитет среднему профобразованию, как наиболее сбалансированному, гармонично сочетающему теорию и практику уровню образования, открывающему широкие горизонты дальнейшего роста выпускникам техникумов и колледжей.

1.3 Возможности и перспективы развития СПО и ССО

Перспективное же развитие системы среднего профессионального образования связывается с переменами в образовании и определяется, в первую очередь, развитием и обновлением ее структуры, обеспечением высокого качества подготовки, профессиональной переподготовки и повышением квалификации обучающихся, выработки у выпускников профессиональных компетенций, определяющих их конкурентоспособность на рынке труда, обеспечивающих их карьерный и личностный рост.

А.М.Новиков обозначил основные направления реформирования российского среднего профессионального образования как целостной системы, имея в виду четыре основных субъекта, на которые направлены цели профессионального образования: личность, общество, производство и саму сферу образования.

Это гуманизация, демократизация образования, его опережающий характер и ориентация на непрерывное профессиональное образование как пожизненное образование человека.

И наконец, специфичное развитие базового профессионального образования должно идти с учетом традиций и новых тенденций в сфере труда и видения рабочей квалификации и модели специалиста в России и за рубежом.

Отсюда, мы выделяем два основных направления его развития:

1) сохранение традиционных функций и структуры среднего профессионального образования;

2) перспективное развитие среднего профессионального образования, связанное с внедрением нового.

Принципами построения системы среднего профессионального образования, которые вытекают из общих принципов государственной политики в области образования, предусмотренных Законом РФ «Об образовании», могут быть: демократизм, гуманизм, дифференцированность, многообразие, гибкость, единство, вариативность, диверсификация и другие.

Разработка интегративной системы профессионального обучения на основе сформулированных положений и принципов состоит из следующих этапов:

  •  - путем теоретических исследований, изучения состояния науки, техники, производства, потребности личности формируется социальный заказ на квалифицированного специалиста;
  •  в соответствии с социальным заказом определяются требования к главным качествам и видам деятельности работников; совокупность конкретных деловых качеств, возможный круг замещаемых должностей, конкретные виды компетентной деятельности отражаются в требованиях к специалистам данного профиля (квалификационных характеристиках);
  •  производится отбор содержания обучения, обеспечивающего формирование конкретных качеств и видов деятельности в соответствии с квалификационными характеристиками;
  •  - отобранное содержание обучения распределяется по интегральным программам в соответствии со спецификой подготовки конкретного специалиста;
  •  - материал, собранный в интегральных программах, распределяется в универсальном наборе учебных предметов для профессиональных учебных заведений;
  •  - определяются, какие дисциплины из универсального набора учебных предметов разного уровня образования включаются в учебные планы профессиональных образовательных учреждений, устанавливается уровень сложности их изучения в каждом звене системы образования;
  •  - на основе программно-целевого подхода производится перестройка всех основных компонентов учебно-воспитательного процесса в профессиональных образовательных учреждениях при ориентации на конечные результаты подготовки специалистов.

Обучение подразумевает не только приобретение функциональных знаний, но и общее развитие, расширение кругозора, т.е. получение определенного круга знаний и умений, выходящих за пределы знания конкретных профессиональных функций.

Необходимо осуществить многовариантную интеграцию средних профессиональных учебных заведений с образовательными учреждениями других типов. Перспективным направлением станет интеграция средних специальных учебных заведений с учреждениями начального профессионального образования и создание на этой базе многоуровневых образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, переподготовку кадров по широкому спектру специальностей и профессий.

Дальнейшее развитие получит интеграция средних специальных учебных заведений с высшей школой, их включение в состав университетских комплексов (в различных формах, в том числе с сохранением статуса юридического лица). Уже сейчас находит свое продолжение практика создания филиалов вузов на базе средних специальных учебных заведений, что позволит сделать высшее образование более доступным в территориальном аспекте.

В соответствии с особенностями современного этапа и перспективами развития экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности в специалистах среднего звена для развития наукоемких и высокотехнологичных производств, обеспечения административно-технической поддержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального сервиса. Средняя профессиональная школа обеспечивает получение доступного и массового профессионального образования, призванного стать в перспективе обязательным минимумом профессионального образования молодежи.

Именно качественное массовое образование может стать фундаментом нового мировоззрения, адекватного реалиям стремительно меняющегося и все более взаимозависимого мира.

Другая тенденция - существенное усиление в мировом образовании гуманитарной составляющей. Всестороннюю гуманитаризацию можно определить как стратегическую линию развития мирового образования и усиления его интеграции.

В непосредственной связи с гуманизацией образования находится тенденция демократизации, появляющаяся в практических шагах по созданию равных интересов для всех и получении качественного образования, в его растущей дифференциации и индивидуализации как одном из способов удовлетворения разнообразных интересов и склонностей.

Выделим два основных направления развития СПО и ССО:

  •  сохранение традиционных функций и структур среднего профессионального образования;
  •  перспективное развитие и среднего профессионального образования, связанное с внедрением нового.

Традиционные функции подразумевают:

  •  социальную защиту  - это получение бесплатного среднего профессионального образования детьми малообеспеченных слоев населения и реализация принципа равных возможностей
  •  обеспечение производства квалифицированными работниками и специалистами с традиционными направлениями деятельности

Исследования среднего профессионального образования, его сущностных особенностей и модернизационной направленности, а также изучение вопросов профессиональной ориентации, престижа и статуса рабочих профессий прежде всего характеризуются отсутствием фундаментальной теоретической базы. В основном они носят практически прикладной характер и разработаны педагогами-практиками средних специальных учебных заведений. Это положение существенно затрудняет социально-философский анализ модернизации среднего профессионального образования, а также анализ престижа и статуса рабочих специальностей, которые за последние двадцать пять лет «выпали» из поля исследования обществоведов.

Можно назвать несколько авторов, которые уделили достойное внимание рабочему классу - основному контингенту средних специальных учебных заведений и специалисту среднего звена - это A.C. Панарин, O.A. Карма-донов, С.Г. Кара-Мурза, П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова, З.Т. Голенкова, Е.Д. Игитханян, И.М. Орехова, Ю.В. Черевко.

Их исследования послужили отправным пунктом и основой для изучения проблемы снижения социальной значимости среднего профессионального образования.

1.4 Сущность и факторы социальной значимости

Социальная значимость представляет собой общественно важный ресурс, способствующая, в данном случае, развитию среднего специального/ профессионального образования в целях получения качественного специалиста.  Социальная значимость среднего профессионального образования в модернизирующемся российском обществе требует переоценки социальной значимости практических навыков, умений, профессиональных знаний и компетенций, которые составляют основу среднего профессионального образования. Однако модернизация российского образования в целом «обошла стороной» систему среднего профессионального образования, что подчеркнул президент Д.А. Медведев в своем выступлении на Госсовете РФ, посвященном вопросам модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 года.1 Отсутствие четкой концепции модернизации среднего профессионального образования на фоне тотального дефицита специалистов среднего звена привело к необходимости детального исследования происхождения, развития этого социального института, возможностей его трансформации с учетом модернизирующегося российского общества. По мнению специалистов, исследующих вопросы подготовки высококвалифицированных рабочих для стабилизации социально-экономической ситуации в российском обществе, необходимо, чтобы 80% всех, студентов стремились получить среднее профессиональное образование и стать высококвалифицированными специалистами среднего звена.

Факторы социальной значимости:

Специалисты со средним профессиональным образованием адаптируют к реальному производству современные технологии, разработанные специалистами высшего звена. В процессе трудовой деятельности удовлетворяют жизненно важные потребности общества и его нормальное функционирование.  Развивают промышленность и глобально влияют на экономическое развитие страны.

В этой связи, согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., надлежит существенно актуализировать содержание и повысить качество подготовки в системе СПО, ориентируясь на международные стандарты качества, важно предусмотреть:

  •  создание современной учебно-методической и информационной базы обучения
  •   расширение научно-исследовательских работ
  •   издание учебной литературы для этого уровня образования.

 Компетентность специалиста среднего звена формируется не только в процессе его обучения, и не только в учебном заведении, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др.

Ю. Зубок и В. Чупров на основании данных исследований, осуществленных в первом десятилетии XXI века, делают вывод о стремительном росте негативных отношений к образованию вообще и среднему профессиональному в частности. Особенную тревогу вызывают отрицательные настроения среди юношей в возрасте 18–20 лет, учащихся выпускных классов школ или студентов техникумов, живущих на окраинах мегаполисов или в сельской местности. Такое отношение к образованию чаще всего закладывается в семье через мнение родителей о своей профессии.

Спейди пишет: «Знания, умения и понятия — важные компоненты успеха во всех жизненных ролях, но они его не обеспечивают. Успех зависит также в не меньшей мере от установок, ценностей, чувств, надежд, мотивации, самостоятельности, сотрудничества, усердия и интуиции людей»

Стоит учесть что на сегодняшний день многие современные родители не желают видеть своих детей в трудовых ролях. Сами молодые люди надеяться на большее в этой жизни. Они хотят получать профессию, которая способствовала бы их интересам, удовлетворяла индивидуальные потребности в образовании, материально обеспечивала, была престижной и социально значимой, а также обеспечивала стабильность, защищенность и уверенность в завтрашнем дне.  Определенная часть этих людей считает учебу в системе СПО или ССО не только не соответствующей своим потребностям и способностями, считает такое образование не престижным,  но и умаляет ценность самого среднего профессионального образования.

А.В. Очкина, изучая роль культурного капитала семьи в становлении профессиональной и образовательной карьеры, проанализировав истории профессионального образования и жизни в профессии и с профессией, делает однозначный вывод о том, что «сознательное формирование интереса к профессии, к делу формируется в семье. Это формирует сознательное отношение к выбранной профессии, что способствует более успешному усвоению профессиональных знаний и более эффективной реализации образования».

Процесс образования как получение привлекательной профессии требует определенной мотивации, труда и понимания перспектив профессии, связанных с интересом к ней, с ее социальной ценностью. Ориентация же в профессии только на получение благ может обернуться разочарованием, «профессиональным и даже жизненным фиаско» .

Организованная должным образом воспитательная работа со студентами может способствовать снижению негативных настроений и, как следствие, социальному оздоровлению, включению юношей и девушек в осознанный процесс обучения. Необходимым аспектом функционирования среднего профессионального образования в настоящее время является формирование или удовлетворение уже имеющегося, прежде всего познавательного, интереса, потребностей в личностном развитии и повышении общего уровня культуры обучающихся в колледжах и техникумах.

Плюсы и минусы работы на заводе:

Минусы:

- вредные условия

- повышенный уровень травмоопасности

- множество стандартов, норм и сроков

- отсутствует возможность планировать свободный график

- отсутствие проявления индивидуальности

- всеобщая суета

- экономия на зарплате работников

- возможна сверхурочная работа

Плюсы:

- стабильность

- нормированный  рабочий день

- стабильная заработная плата

- четкая структурированность функций

- соцпакет (медицинские услуги, бесплатное питание, служебный транспорт, оплачиваемые больничные, отпуск и учебный отпуск)

- наличие профсоюзов

- заводские поликлиники

- наличие путевок на турбазы и в детские оздоровительные лагеря

- повышение квалификации за счет работодателя

1.5 Пути повышения социальной значимости СПО и ССО

Для повышения социальной значимости нам следует:

  •  удовлетворять образовательные потребности молодежи
  •  учитывать отсутствие твердых и четких нравственных ориентиров
  •  учитывать процессы расслоения молодых людей и ценности разных социальных групп
  •  учитывать личностные потребности и интересы, подстраивая их под образовательную среду
  •  расширять  социокультурные, образовательные и социально-адаптационные возможности, обеспечивая не только получение профессии, но и приобщение к ценностям образования и культуры
  •  влиять на изменение социальных настроений
  •  формировать взгляды ценностной значимости профессии и ее образовательной ценности в обществе
  •  развивать ответственность за свои действия
  •  формировать знания о здоровом образе жизни
  •  давать знания о правах и обязанностях гражданина;
  •  формировать знания, практические умения и навыки
  •  развивать умения социального взаимодействия с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами;
  •  формировать умение  работать с информацией и компьютерными технологиями

С учетом характера и профиля реализуемых образовательных программ и потребностей рынков труда различных уровней часть средних профессиональных учебных заведений должна находиться в федеральной собственности (и соответственно - на федеральном финансировании), а часть в собственности регионов. С целью упорядочения распределения бюджетного финансирования целесообразно сокращение количества федеральных министерств и ведомств, имеющих в своем ведении средние специальные учебные заведения. Наряду с бюджетным финансированием необходимо предусмотреть развитие многоканального финансирования, в том числе в форме соучредительства образовательных учреждений СПО.

Необходимо осуществить многовариантную интеграцию средних профессиональных учебных заведений с образовательными учреждениями других типов. Перспективным направлением станет интеграция средних профессиональных учебных заведений с учреждениями начального профессионального образования и создание на этой базе многоуровневых образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, переподготовку кадров по широкому спектру специальностей и профессий.

Дальнейшее развитие получит интеграция средних профессиональных учебных заведений с высшей школой, их включение в состав университетских комплексов (в различных формах, в том числе с сохранением статуса юридического лица). Уже сейчас находит свое продолжение практика создания филиалов вузов на базе средних специальных учебных заведений, что позволит сделать высшее образование более доступным в территориальном аспекте.

Постановление Правительства РФ № 23                                                                  " О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов». В ситуации изменения системы трудовых отношений, совершенствования принципов разделения труда и квалификационной структуры кадров появление профессиональных стандартов, содержащих требования к критериям профессиональной деятельности и определяющих индикаторы качества потенциального работника, детерминирует особые механизмы разработки программ профессионального обучения рабочих и служащих, а также дополнительного профессионального образования специалистов. В данном случае ключевым принципом становится ориентация на цели, значимые для сферы труда, через перенос требований профессиональных стандартов в программы профессионального  обучения ".

Именно эти ориентиры должны быть достигнуты в процессе совместной деятельности образовательных организаций и сферы труда на базе отраслевых учебных центров профессиональной квалификации.

Кроме этого совместную деятельность по развитию учебных центров в составе образовательных организаций СПО должны сопровождать:

• исследование региональных рынков труда, включая социологические исследования потребности в кадрах для формирования образовательной политики в области подготовки отраслевых кадров на базе учреждений СПО (ВПО) г. Москвы;

• подготовка проектов законодательных инициатив по вопросам, связанным с государственно-частным партнерством в сфере подготовки кадрового потенциала для экономики столицы;

• формирование требований к квалификационной структуре кадров в конкретном профессиональном поле;

• проведение профессиональных консультаций и профессиональных проб для информирования лиц, нуждающихся в профессиональной ориентации, и формирования круга потенциальных потребителей образовательных услуг;

• обеспечение консультационной поддержки педагогическим работникам, обучающему персоналу образовательных учреждений Москвы и регионов, кадровым службам предприятий и организаций в вопросах реализации основных и дополнительных программ обучения различных целевых групп граждан по программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.    Для минимизации трудностей адаптационного периода при переходе учебных центров профессиональной квалификации в систему образования задачей научных и методических центров, институтов и академий повышения квалификации становится поддержка методической работы образовательных организаций СПО, которые ответственны за достижение качественных результатов в подготовке рабочих и специалистов для экономики столицы.

Все это дает начало системному процессу, в котором будут задействованы целые группы экономически активных сторон, в том числе система подготовки кадров, работодатели и их объединения, саморегулируемые организации и иные профессиональные сообщества, заинтересованные в создании современной системы квалификаций.

                             

Вывод: практико-ориентированное обучение направлено на формирование личности, способной своей профессиональной деятельностью удовлетворять жизненно важные потребности общества. Иными словами, среднее профессиональное образование по своей профессиональной направленности должно стать потенциально высоко статусным и престижным. Однако настоящая действительность демонстрирует неоднозначность этого вывода, подчеркивает статусную противоречивость среднего профессионального образования.

Заключение:


Переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых мы видим в глубоких преобразованиях системы профессионального образования. Эти преобразования целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития на основе прогнозных оценок и стратегических направлений, в соответствии со структурными сдвигами в экономике и социальной политики государства.

На современном этапе увеличивается потребность в специалистах среднего звена для развития экономики, повышения технологической культуры производства, обеспечения административно-технической поддержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального сервиса.

В начале 1997 г. российское правительство приняло решение о необходимости реформирования системы образования. Это делалось в общем контексте пересмотра принципов функционирования и развития социальной сферы в новых условиях.

Наметившаяся в это время относительная макроэкономическая стабилизация и ожидание начала экономического роста требовали изменения принципов организации деятельности социальной сферы, ее большей увязки с формирующимся рыночным окружением.

В стране стали складываться новые социально-экономические отношения, которые повлияли на формирование содержания среднего профессионального образования. Оно стало развиваться путем количественных — появление новых профессий (специальностей) и специальностей (специализаций) и качественных изменений — гуманитаризации содержания обучения. Эти процессы легли в основу развития содержательного компонента диверсифицированной педагогической системы среднего профессионального образования.

Сегодня среднее профессиональное образование направлено на подготовку специалистов-практиков.

среднее профессионального образование создает необходимые условия для построения иерархической и ранжированной модели многоуровневого, многоступенчатого и многопрофильного непрерывного профессионального образования, адаптированной к уровням образования и квалификации, возможностям и потребностям личности, особенностям профессиональных образовательных учреждений и специфики региона, позволяющей личности самостоятельно выбирать различные вектора направленности обучения и переподготовки по всему профессиональному полю, а профессиональному образовательному учреждению в современных экономических условиях сформировать свою реальную образовательную систему.

Литература:

1.  Амиров А.C статья: "возможности профессиональной социализации молодежи в системе СПО".

2.  Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М., 2008

3.  Корсаков С. В статья: " система непрерывного профессионального образования в контексте единого образовательного пространства"

4.  Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов /Под ред.   проф. М.Г. Назарова, - М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-С.25.

5.  Лежнина Г.В статья: "анализ основных подходов к определению качества среднего профессионального образования".

6. Максимова З.Р статья: " особенности профессионального становления  студентов в системе СПО".

7.  Морева Н.А " Педагогика среднего профессионального образования"- учебное пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр " Академия", 1999. - 304 с.

8.  Очкина А.В. Социальные механизмы социального воспроизводства культурного капитала семей в провинциальном российском городе // Общественные науки и современность. 2010. № 1.

9.  О.Л. Шарова значение среднего профессионального образования в формировании ценностной системы общества // Вестник Поволжской академии государственной службы. – 2013. – № 1 (34). – С. 102-106. ISSN1682-2358.

10.  http://cheloveknauka.com/sotsialnaya-znachimost-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-v-moderniziruyuschemsya-rossiyskom-obschestve

11.  http://www.kakprosto.ru/kak-885794-kakie-est-plyusy-i-minusy-raboty-na-zavode

12.  http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-  obedinenii/library/2014/04/26/aktualnye-problemy-podgotovki

13.  http://xreferat.ru/71/947-1-istoriya-razvitiya-sistemy-srednego-proffesional-nogo-obrazovaniya-na-primere-tehnikuma.html


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54053. ЛОГАРИФМІЧНІ РІВНЯННЯ. МЕТОДИ РОЗВЯЗУВАННЯ ЛОГАРИФМІЧНИХ РІВНЯНЬ 857 KB
  Мета: продовжувати роботу над пошуком шляхів розв’язування логарифмічних рівнянь, формувати вміння і навички аналізувати здобути корені рівнянь; розвивати увагу, математичне мовлення, робити висновки, узагальнювати факти; виховувати цілеспрямованість, вміння працювати в колективі, бути стійким перед труднощами.
54054. Типология культур. Особенности массовой и элитарной культуры 35 KB
  Типология культуры как метод научного познания осуществляет процедуру расчленения различных социокультурных систем и их группировки с помощью обобщенной идеализированной модели или типа. Типология культуры позволяет объединять какие-либо сходные культуры в одну группу и отличать их от других культур.
54055. Урочисте відкриття тижня Логіки 149.5 KB
  Учень. Відкрити тиждень логіки дозволяю Капітанів прошу представити команди і здати рапорти команди здають рапорти 1 учень. Увага Увага 2 учень. Доброго дня дорогі діти і гості 1 учень.
54056. Інтегрування змісту навчальних предметів та логіки 120.5 KB
  Дітям необхідно знати правила і закони логіки у них мають бути сформовані логічні вміння розвинуте логічне мислення. Особливо виразно продуктивність застосування інтегрованого підходу можна побачити на уроках логіки. Знання учителя основних правил і законів логіки дає змогу користуватися логічними прийомами під час розв’язування проблемних ситуацій з будь – якої освітньої галузі; розвивати в учнів вміння застосовувати правила і закони логіки щодо аналізу подій явищ оцінки своїх і чужих думок формулювати і приймати обґрунтовані рішення під...
54057. Межпредметная интеграция как средство активизации учебного процесса 135.5 KB
  В специализированных школах с углубленным изучением иностранного языка межпредметная интеграция должна занимать не последнее место. В этой связи совместные уроки математики и английского языка могут быть очень интересными.
54058. АЛГЕБРА ВЫСКАЗЫВАНИЙ. ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ АЛГЕБРЫ ВЫСКАЗЫВАНИЙ 1.77 MB
  Таблица истинности - это таблица, устанавливающая соответствие между всеми возможными наборами логических переменных, входящих в логическую функцию и значениями функции.
54059. Логика 81.18 KB
  Знаешь ли ты этого человека запутанного в плащ Нет. А между прочим это твой отец. Объект логики –это то на что направлен интерес ученого в логике это мышление на человекомышление. Логика это наука не о всем мышлении а о правильном мышлении о правильном рациональном мышлении которое можно выразить в знаково символической форме –словами.
54061. Ліс. Дерева. Кущі. Ягоди. Розвиток зв’язного мовлення 40 KB
  Мета: Збагачувати словник дітей на основі знань, уявлень про довкілля. Учити перераховувати якості, властивості предметів, намагатись давати їм характеристику, формувати вміння найбільш точно застосовувати слова, що підходять до конкретної ситуації або опису.