82376

Массовая культура и ее функции

Реферат

Культурология и искусствоведение

Массовая культура (масскультура, поп-культура) - важнейшее социальное явление современного общества. Ее продукты, начиная от серийно изготовленных вещей и предоставляемых услуг и заканчивая шлягерами, бестселлерами, блок-бастерами, вошли в повседневную жизнь людей.

Русский

2015-02-27

43.27 KB

11 чел.

2

Санкт-Петербургская государственная академия

ветеринарной медицины

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук

Реферат по культурологии на тему:

Массовая культура и ее функции

Выполнила:

Иванов Сергей Петрович – студентка

2-го курса 1 группы ВСЭ

Проверил:

Преподаватель

Доц., к.и.н. Игумнов Е.В.

Оценка:

Санкт-Петербург

2015


Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Раздел I. Что такое массовая культура…………………………………………4-5

Раздел II. Становление массовой культуры……………………………………6-9

Раздел III. Функции массовой культуры……………………………………….10

Раздел IV. Массовая культура: за и против………………………………...11-14

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованной литературы…………………………………………….16


ВВЕДЕНИЕ

«…Царство стандарта, однообразия, одномерной

середины, в которой тонет все: изящное, глубокое,

выдающееся, и наивное, и утонченное, и первобытное,

и капризно-развитое, и блестящее, и дикое…»

К. Леонтьев.

Культура многогранна и многолика, она может принимать различные специфические формы, в ней можно выделить различные области. И об одной из них пойдет речь в данной работе.

Массовая культура (масскультура, поп-культура) - важнейшее социальное явление современного общества. Ее продукты, начиная от серийно изготовленных вещей и предоставляемых услуг и заканчивая шлягерами, бестселлерами, блокбастерами, вошли в повседневную жизнь людей.

О массовой культуре, как и о культуре вообще, существуют самые разные мнения и суждения. Интерес к проблемам массовой культуры заметно возрос, что, несомненно, связано, в частности, с действием таких тенденций, как глобализация общества, универсализация человеческого общения, через диалог культур, проявление взаимозависимости и целостности современного мира.

Массовая культура противоречива и неоднозначна, вопрос масскультуры является предметом острых дискуссий. Споры о ее значении, роли в организации жизни людей, развитии общества не прекращаются с момента ее появления и, естественно, не заканчиваются и сегодня.

Цель реферата – рассмотреть массовую культуру, ее значение, получить зачет по культурологии. Понятие массовой культуры, ее становление, функции, плюсы и минусы данного вида культуры – основные вопросы, которые будут рассмотрены в этом реферате.


РАЗДЕЛ I. ЧТО ТАКОЕ МАССОВАЯ КУЛЬТУРА?

Массовая культура – это комплекс духовных ценностей соответствующих вкусам и уровню развития общества массового потребления.

Резонно исходить  из того, что массовая культура - это определенный шаг в развитии человечества. Теории «индустриального», «постиндусриального» общества справедливо указывали на тенденции «массовизации» всей  жизни человека в рамках процесса урбанизации. Стандартизируется архитектура, питание,  воспитание,  образование  и досуг. Потребительские  стандарты экономически развитых   стран  подстегивают процесс «массовизоции»,  сметая порой самые  прочные национальные преграды.

Важной характеристикой массовой культуры является такое понятие, как мода. Массовая культура должна удовлетворять сиюминутные желания людей, быстро изменяться, быть актуальной. Все это ведет к ряду недостатков: примитивизму, культурной посредственности, появлению примитивных культов, героев, жажде обладания вещами и т. п. Но есть и достоинство: массовая культура прежде всего основана на архетипах. На этом бессознательном интересе людей к некоторым вещам (секс, насилие, деньги) и основана массовая культура, вот почему она так понятна всем. Все это приводит к низведению общества до стадии молчаливого потребления.

Массовая культура - это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством.

Феномен массовой культуры существует, а телевидение является самым эффективным средством тиражирования и распространения этой культуры. Массовая культура воздействует на массовое сознание, связана со средствами массовой коммуникации, ориентирована на потребительские вкусы и инстинкты, имеет манипулятивный характер. Средства массовой информации представляют собой большую угрозу для независимого человека, она обладает опасным орудием внушения, орудием социальной дрессировки человека.

Массовая культура осуществляет стандартизацию духовной деятельности человека. По  ориентированным на рынок предметам потребления, мы узнаем о типичных формах поведения, позициях, общепринятых мнениях, предрассудках и ожиданиях большого количества людей.

Существует мнение, что наиболее адекватным термином, выражающим сущность произведений массовой культуры, является термин икона. Именно икона соответствует русскому понятию образ. Этот термин характеризует такой тип художественного отражения, который носит символический, принципиально нереалистический характер, является предметом веры, поклонения, а не средством отражения и познания мира. Иконы обладают мифологической структурой, они действуют не на интеллектуальном, а на эмоциональном уровне. Поэтому «массовая культура», ориентирующаяся на инстинкты и подсознание, широко использует именно иконические изображения. Но это уже не религиозные иконы, а иконы поп культуры. Как они появились, в чем их сущность? на эти и другие вопросы необходимо ответить, опираясь на историю «омассовления» конкретной страны…нашей страны.


РАЗДЕЛ II. СТАНОВЛЕНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Существуют довольно противоречивые точки зрения по вопросу о времени возникновения «массовой культуры». Некоторые считают ее извечным побочным продуктом культуры и поэтому обнаруживают ее уже в античную эпоху. Гораздо больше оснований имеют попытки связать возникновение «массовой культуры» с научно-технической революцией, породившей новые способы производства, распространения и потребления культуры. Буржуазная “массовая культура впервые сформировалась в США. С одной стороны это демократизировало сферу культуры, с другой стороны, способствовало проникновению в эту сферу коммерческих, политических интересов, погони за прибылью.

Необходимо уточнить некоторые принципиальные моменты, связанные с пониманием сущности массовой культуры. Вопреки широко распространенному мнению, понятие «массовая культура» не должно рассматриваться как оценочная, эстетическая категория. Это - не просто упрощенное или ухудшенное издание так называемой высокой культуры, а явление совершенно другого порядка.

Вообще, в искусстве противоположность «высшего» и «низшего», элитарного и массового не является абсолютной. В самой массовой культуре также можно выделить произведения, обладающие стилевыми признаками «высокого» или «низкого» жанров, но еще ей присуще отрицание подобных противопоставлений, преднамеренное смешение стилей. Относя то или иное явление к массовому искусству, мы характеризуем не его художественный уровень (который, в принципе, может быть достаточно высоким) и даже не культурно-образовательный уровень аудитории, для которой оно предназначено, а тот общественный способ, каким оно создается, распространяется и  используется.

Примечательными особенностями массовой культуры являются ее общедоступность, серийность, машинная воспроизводимость и то, что она создает собственный знаковый код, символическую надстройку над структурами реальной повседневной жизни, которая многими миллионами людей воспринимается как полноценный эквивалент самой реальности.

Появление массовой культуры связано со становлением на рубеже XIX-XX вв. так называемого массового общества. Материальной основой произошедших в XIX веке существенных перемен стал переход к машинному производству, резко увеличившему и одновременно удешевившему производство товаров. Но индустриальное машинное производство предполагает стандартизацию, причем не только оборудования, сырья, технической документации, но и умений, навыков работников, распорядка рабочего дня, рабочей одежды и т. д. Затронули процессы стандартизации и духовную культуру.

Достаточно четко обозначились две сферы жизни работающего человека: собственно работа и досуг - социально значимое свободное время.

В результате возник платежеспособный спрос на те товары и услуги, которые помогали провести досуг. Рынок на этот спрос ответил предложением «типового» культурного продукта: книг, фильмов, граммофонных пластинок и т. д. Они были предназначены, прежде всего, для того, чтобы помочь людям интересно провести свободное время, отдохнуть от монотонного труда.

Культура объективно и неизбежно «омассовляется» и понижается с появлением индустриального общества современного типа. Главный вопрос состоит в том, как низко она может опуститься: до уровня срединной культуры цивилизованного общества, с его выработанностью правовых норм и рутинностью демократических механизмов  и процедур,  или просядет дальше -  к беспомощным имитациям демократии и свободы, далее - к социальному хаосу и  «войне всех против всех»,  что в качестве компенсации приводит к варварской форме «коммунальной сборки» - тоталитаризму. Какую форму примет «восстание масс» (термин Х. Ортеги-и-Гассета) – нигилистического взрыва  на манер русской революции  или гедонистического массового потребительства западного образца? Это зависит от того, образуется ли массовое общество после (и на базе) развитого гражданского общества или «без него»? Если говорить о массовом обществе как об опоре цивилизации  сегодня,  то совершенно очевидно,   что наиболее неустойчивая и опасная часть его  находится именно там, где оно лишено исторически сформировавшегося  гражданского  «скелета».  

Также стоит отметить популярную нынче тенденцию среди молодежи быть как все. Так называемый «нормкор» - мода для тех, кто устал от моды. Желание быть обычным, использование самой простой, «стандартной» одежды.

Имея  в виду самые  новейшие  тенденции в массовой  культуре, следует  отметить  следующие особенности.

  1.  Общедоступность. Доступность и узнаваемость стали одной из основных причин успеха массовой культуры. Говорят даже о ее примитивности. Но облегченность этих произведений во многом была обусловлена объективными условиями, вызвавшими к жизни массовую культуру. Трудность приспособления к непривычной городской среде, монотонная, изнуряющая работа на промышленном предприятии усиливали потребность в интенсивном отдыхе, быстром восстановлении психологического равновесия, энергии после трудового дня. Для этого человек искал на книжных прилавках, в кинозалах, в средствах массовой информации прежде всего легкие для восприятия, развлекательные представления, фильмы, публикации.
  2.  Занимательность. Сказанное выше подводит нас к выводу, что эта черта присуща многим произведениям массовой культуры. Занимательность обеспечивается обращением к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей: любовь, секс, семейные проблемы, приключения, насилие, ужасы. В детективах, «шпионских рассказах» события сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой. Герои произведений также просты и понятны, они не предаются долгим рассуждениям, а действуют.
  3.  Кризис социально-культурной  идентичности. Глобальная  СМК  выступает мощным  фактором нивелировки  культурных  различий.  В Интернете, например,  идентичность зачастую сводится  к  эфемерным  условным  знакам, вроде прозвища («nick-name») или изображения – аватара. Это игровая идентичность: индивиды не прикрепляются  к  определенным культурным образцам  и  традициям, а  свободно  меняют их, подобно маскам,  в  зависимости  от   конкретной  коммуникативной  ситуации.  Современная  массовая  культура  предлагает  широкий выбор готовых  образцов и  стилей  поведения.  Люди  выбирают  на символическом  рынке подходящие  образцы и  пытаются  имплантировать в  ткань  своей  повседневной  жизни.
  4.  Серийность, тиражируемость. Эта черта проявляется в том, что продукты массовой культуры выпускаются в очень больших количествах, рассчитанных на потребление действительно массой людей. Книги выходят подчас миллионными тиражами, «мыльную оперу» по телевидению также смотрят миллионы зрителей. Определенная серийность проявляется и в известной повторяемости сюжетных ходов, похожести героев.

Пассивность восприятия, коммерческий характер массовой культуры, так же относятся к ее особенностям.

Стоит отметить, что в современном обществе отделять высокую культуру от низкой, массовой все труднее, так как высшие классы тоже стали переходить на массовую культуру, а так называемые низы стали приобщаться к высокой культуре, потому как она стала куда доступнее (что не равно понятию «понятнее»).  Бывает, что высокая культура синтезируется с массовой. Например, музыка Бетховена сама по себе является примером высокой, элитарной культуры, тогда как при использовании этой же музыки в рекламе, или в качестве сопровождения к соревнованиям, она автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности к высокой культуре.


РАЗДЕЛ
III. ФУНКЦИИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Как любая целенаправленная деятельность, да еще и деятельность  такого  всеобъемлющего характера, массовая культура  имеет  свои цели  и задачи, выполняет какие-то функции, социальные, политические. Можно выделить следующие  функции массовой  культуры:

  1.   определение  культурных условий,  при  которых  удовлетворяются потребности  и  побуждения человека;
  2.  поддержание  устойчивого общественного порядка;
  3.  разукрашивание повседневности с помощью рекламы  «мелочей  быта»,  вытеснение из  сознания объективного  восприятия  жизни;
  4.  предоставление элите  самых современных  информационных  технологий,  которые помогают  превратить  публику в  объект  манипулирования;
  5.  установка  на форсированный  пересмотр всех прежних культурных представлений   и ценностей, самого  традиционного образа жизни, характеризующего бытие народа из  поколения  в поколение;
  6.  конвейеризация самого  художественного  производства,  разбиение  его  на  отдельные технологические  операции-  по типу  любого другого производства;
  7.  унификация  стиля жизни в соответствии с господствующими  социальными мифами с вытекающим  отсюда  процессом гомогенезации  общества.
  8.  включение потребителей  в систему потребления, и тем самым поддерживание функционирования массового производства.


РАЗДЕЛ
IV. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА: ЗА И ПРОТИВ

Естественно нельзя отрицать присутствие массовой культуры в повседневной жизни людей, и, как и любое явление, взгляды на данный тип культуры различаются. В основном можно выделить два «лагеря»: тех, кто относится к массовой культуре критически, и тех, кто относится к ней не так строго.

Первые рассматривают масскультуру низкой и примитивной. Видят в ней возможную причину отупления, деградации, обезличивания людей, а так же реальную угрозу для высокой, элитарной культуры.

Вторая же группа не впадает в крайности, нежели первая. Для них масскультура – признак современного, развитого информационного общества с высоким уровнем жизни, образования, хорошо развитыми средствами массовой коммуникации.

Ниже я попробую изложить более подробно данные выше точки зрения, все за и против, плюсы и минусы массовой культуры. Начнем с аргументов критиков.

Как уже говорилось выше, выступающие против массовой культуры обвиняют ее в примитивности, низости, бездуховной. Такая культура направлена на производство человека без лица, «массового человека». Это происходит путем пропагандирования идей, моделей поведения, образов, мыслей, созданием, так называемых, икон. Таким образом, человек превращается простым исполнителем навязанных ролей, при этом личность индивида может атрофироваться.

По мнению испанского ученого Хосе Ортег-и-Гассета общество – это динамическое объединение меньшинства и масс. При этом меньшинство – это личности, люди, обладающие определенными признаками, а масса – это толпа, не отличающаяся ничем особенным. Масса – это средние люди. Быстрый рост населения в городах и узкая профессиональная специализация, которая сформировала «массового человека», ослабили культурный потенциал и духовно подорвали современную цивилизацию. Это, по мнению Ортега-и-Гассета, ведет к неустойчивости и краху культуры в целом.

Массовая культура воздействует на людей разлагающе – особенно на детей и подростков. Она играет на низменных потребностях, формируя упрощенное, примитивное мышление. Стираются грани разумного, так же как и различия между пристойным и непристойным, реальным и нереальным, правильным и неправильным, теряется чувство стыда. Так называемая свобода, вседозволенность, все меньшее количество цензуры в шоу-бизнесе, искусстве, печатных изданиях приводит к бескультурью, безнравственности в обществе, подрыве морали. Так же она может способствовать развитию культа потребления, может убедить человека, что ему нужно то, что в действительности не имеет значения или бесполезно. «Массовая культура - это массовое бескультурье, основанное на отсутствии воспитания национальной культуры в детсаде, школе, ВУЗе, в ТВ» - так о ней отзывается Сергей Белашов – мастер производственного обучения, психологии, и просто педагог и инженер.

Масскультура упрощает человека и его жизнь. Ему нет больше нужды пытаться сделать, что-то свое, показывать свою индивидуальность, особенность. Пропадает желание узнавать что-то новое, в чем-то разбираться. Лень берет вверх, лень думать своей головой, лень читать более серьезную литературу, нежели простенький детектив или газету. В этом плане человек становится больше похож на грудного ребенка или, даже скорее, на птенца, которому мама разжевывает еду. Так и средства массовой коммуникации стремятся сделать информацию как можно более «разжеванной», доступной и простой для понимания и поглащения человеком. Но проще и примитивнее становится не только сам человек, но и его жизнь, его коммуникация с окружающей средой, включая других людей. Доказательства этому просты, понятны, а главное распространены повсеместно. Общение людей через интернет, упрощение слов, предложений, пренебрежение правилам правописания; ищут работу и работают, заказывают еду, одежду и прочие товары через интернет и все это не выходя из дома.

Ко всему прочему продукты масскультуры отнимаю непростительно много времени у людей, а все из-за подсознательной склонности большинства людей к прокрастинации, организму, с точки зрения биологии, просто невыгодно тратить энергию там, где ее можно не тратить. Ведь умственный труд также неизбежно отнимает энергию, как и физический.

Но рассмотрим теперь вторую точку зрения, все ли так плохо, как об этом говорят критики?

Характеризуя массовую культуру, американский психолог М. Белл подчеркивает: «Эта культура демократична. Она адресована вам, людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства. Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность». Сказанное Беллом стоит в первую очередь выделить среди положительных сторон массовой культуры. Она, в самом деле, делает высокой искусство более доступным. Например, прослушать произведения Гайдана, Бетховена, Генделя, Баха можно не выходя из дома, не нужно стоять в очередях за билетами и тратить на это огромные деньги. Что бы изучить известнейшую картину Леонардо да Винчи не надо толпиться в Лувре, где все равно мало, что можно будет рассмотреть. Это позволяет большему количеству людей приобщаться к высокой культуре, хоть и в разной степени.

Во-вторых, нельзя относиться к массовой культуре так категорично, это попахивает максимализмом. Очень часто говоря про масскультуру, подразумевают плохую культуру, или не считают ее за культуру вообще, так называемая, «антикультура», но это далеко не так. Для начала, как уже говорилось выше, элитарная и массовая культуры могут образовывать симбиоз. Далее, если сделать срез через весь масскульт, можно заметить, что и в ней можно встретить откровенно плохих во всех планах представителей, так же как, и произведения, находящиеся на более высокой ступени. Примером могут служить такие нашумевшие в последнее время сериалы, как Breaking Bad, True Detective, Game of Thrones. Тогда как сериалы, в общем своем понимании, являются ярким примером массовой культуры. Или, например, реклама. Реклама является неотъемлемой частью масскульта, культа потребления. Но развитие и распространение масскульта не может полностью исключить творчества и создания. Так, например, из под рук талантливого дизайнера или рекламщика может выйти шедевр, несмотря на то, что по сути это будет являться рекламной акцией или постером.

В-третьих, продолжая вышесказанное, распространение данного типа культуры ведет отчасти к развитию искусства, ведь производителям надо придумывать все новые и новые приемы и ходы, что бы именно их продукция выделялась, запоминалась и, соответственно, продавалась среди несчетного количества конкурентов. Можно сказать, что развитие масскультуры расширяет границы возможного, сознания, а также дает больше работы и задач для ее создателей и тех, кто ее продвигает.

И, наконец, в-четвертых, нельзя забывать, что эта культура призвана помочь простому рабочему народу отдохнуть после тяжелого рабочего дня, упростить жизнь, что бы человек мог наладить дела на работе, дома, в семье. Что бы мог отдохнуть и не особо задумываться над происходящим. Подача новостей небольшими порциями через средства массовой информации позволяет человеку, не особо вдаваясь в подробности и нюансы,  оставаться в курсе событий и иметь представления об общей картине происходящего в мире, его стране, его городе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В качестве заключения можно обобщить все вышесказанное. Массовая культура неизбежно присутствует в нашей жизни. Она имеет место быть в любом высокоразвитом обществе, где на передний план по важности выходит информация, способы ее получения и распространения. Нельзя однозначно сказать какое влияние оказывает на нас масскультура. С одной стороны, она может привести к деградации общества, отуплению и массовой лени, но лично я против таких категоричных высказываний. Такая характеристика общества, которой придерживаются критики и противоборцы, скорее подходит для описания людей из антиутопичных книг (например, «Мы» Е. Замятина, «1984» Дж. Оруэлла). С другой стороны массовая культура помогает людям отстраниться от бытовых проблем (что в некотором смысле, не так хорошо). В каком-то смысле, ее наличие показатель «здравости» общества - она объединяет людей, делает их более сплоченными, благодаря ей могут появится общие интересы, темы для обсуждения. Например, клуб любителей футбола. Жизнь становится проще.

Массовая культура – своеобразная среда обитания человека, и, хотя, отовсюду можно слышать негативные мнения и обвинения в ее сторону, большинство с ней свыклись и не отрекаются от нее, да и это не очень возможно в условиях того, что мы живем в информационном обществе и в процессе неизбежной, многими поддерживаемой глобализации. Без влияния масскультуры человек теряет связи, темы для разговоров, общие интересы с другими представителями своего вида, он, можно сказать «выпадает» из жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Аблеев С.Р., Кузьминская С.И. Массовая культура современного общества: теоретический анализ и практические выводы. - Режим доступа: http://www.aipe.roerich.com/russian/mas_kult.htm.
  2.  Кукаркин А. В. Буржуазная массовая культура. М.: Политиздат, 1985.
  3.  Лазебникова А.Ю. Боголюбова Л.Н. Обществознание. М.: Просвещение, 2008.
  4.  Массовая культура и массовое  искусство: за и  против. М.: Гуманитарий,  2003.
  5.  Семенов В. А. Массовая культура в современном мире. М.: Знание, 1991.
  6.  Ортега-и-Гассет Х. Запах культуры. – М.: Алгоритм, Эксмо, 2006.
  7.  Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье. Культура и культурные институты в XXI веке. – М.: Классика-XXI, 2009.
  8.  Райнов Б. Массовая  культура. М.: Прогресс, 1979.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5575. Изучение свойств внимания 44 KB
  Изучение свойств внимания. Цель работы: Измерить и дать качественную характеристику основным свойствам внимания: концентрации, устойчивости, объему, переключению. Материалы. Методики для исследования внимания: Теппинг-тест Корректурная проба (буквен...
5576. Расчет шарнирного узла механизма вантовой растяжки 116 KB
  Расчет шарнирного узла механизма вантовой растяжки. Исходные данные: Максимальная нагрузка Fmax=200 103H коэффициент ассиметрии цикла RF=0.8 соотношение длины и диаметра поверхности кольца l/d=0.7 соотношение длины и ширины прямоугольного сечения...
5577. Изучение свойств, форм и операций мышления 44 KB
  Изучение свойств, форм и операций мышления Цель работы:исследование: свойства мышления: лабильности (подвижности) форм мышления: структура и соотношение понятий операций мышления: сравнение, обобщение, абстрагирование. Матери...
5578. Исследование эффективности различных видов организационных структур 177 KB
  Структура организации - это основной элемент любой организации, не только характеризующий её, но и представляющий собой сам механизм построения и функционирования организации. Правильный выбор организационной структуры - необходимый фактор ...
5579. КРОВЬ КАК ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА И СРЕДСТВО ТРАНСПОРТА ВЕЩЕСТВ. ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КРОВИ 177.94 KB
  Функциональная система крови (состав, функции, методы исследования). Физико-химический состав гомеостаз внутренней среды (состав и физико-химические показатели крови). Кровь как средство транспорта веществ.
5580. Подшипники качения 113.5 KB
  Отличие подшипников качения от подшипников скольжения. В любом механизме или машине различают два типа подвижных опор: опоры с трением скольжения и опоры с трением качения. В первом случае происходит взаимное перемещение и взаимодействие рабочих пов...
5581. Изучение свойств памяти 55 KB
  Изучение свойств памяти Цель работы:исследование динамики процессов запоминания выявление преобладающего вида образной памяти (зрительная, слуховая). Материалы:Методики для исследования памяти: Динамический тест памяти Таблицы с образам...
5582. Обоснование и расчет искусственного освещения помещения здания закусочной 98 KB
  Обоснование и расчет искусственного освещения помещения здания закусочной Задание 1. Требования руководящих документов по вопросам производственной санитарии и гигиены труда 2. Анализ опасных и вредных факторов при строительстве и эксплуатации здани...
5583. Уголовная статистика и изучение преступности 93.5 KB
  Правовая статистика охватывает широкий круг проблем, связанных с негативными явлениями в обществе. Изучает различного рода преступления и правонарушения, такие как: бандитизм, ограбление, изнасилование, проституция...