82391

От значения слова – к правильному написанию

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Место урока в системе урока 10 урок в главе И снова о главном работнике в языке -– слове Форма и тип урока Урок зачёт Образовательная цель и задачи Цель: вспомнить способ подбора проверочных однокоренных слов для имён существительных имён прилагательных глаголов: от значения слова - к правильному...

Русский

2015-02-27

2.35 MB

13 чел.

Конспект урока русского языка в 4 классе

МОАУ  СОШ  с. Томичи Белогорского района

учитель: Федик Светлана Борисовна

Параметры урока

Содержание параметров

Программа, учебник,

особенности

Образовательная система «Гармония»

Программа «Русский язык. К тайнам нашего языка» авторов М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко

Учебник «Русский язык. К тайнам нашего языка» для 4 класса начальной школы в двух частях авторов М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко

Ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органичный процесс; на формирование способности осознавать язык как предмет наблюдения; развивать умение выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а также на совершенствование чувства слова, языковой интуиции детей.

Тема урока

От значения слова - к правильному написанию.

Место урока в системе урока

10 урок в главе «И снова о главном работнике в языке – слове»

Форма и тип урока

Урок - зачёт

Образовательная цель и задачи

Цель:

вспомнить способ подбора проверочных однокоренных слов для  имён существительных, имён прилагательых, глаголов: от значения слова – к правильному написанию.

Задачи:

  1.  Создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению материала.
  2.  Обучать решению орфографических задач в корне имён существительных, прилагательных, глаголов: учить подбирать проверочные слова, объясняя значение проверяемого с помощью однокоренного;
  3.  Приучать детей задумываться над значением слов;
  4.  Показать, что внимание к значению слова поможет избежать ошибок;
  5.  Развивать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки.

Ресурсы урока

- компьютер

- презентация

- изображение корзины для этапа вызова

- зачётные карточки

Предметные результаты

- обучить решению орфографических задач в корне имён существительных, прилагательных, глаголов, а именно проверке безударного гласного в корне

- научатся подбору проверочных слов, объясняя значение проверяемого с помощью однокоренного

Метапредметные результаты

  1.  Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу

- планировать свои действия для решения задачи

- действовать по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и др.

- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления

  1.  Познавательные УУД:

- находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде

- находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей

- пользоваться знакомыми лингвистическими словарями

- владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач

- строить несложные рассуждения

  1.  Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.)

- задавать вопросы, отвечать на вопросы других

- вступать в учебное сотрудничество с одноклас-сниками, участвовать в совместной деятельности

Личностные результаты

- понимание того, что ясная правильная речь – показатель культуры человека

- понимание значимости владения русским языком

- представление о русском языке как языке его страны

- осознание языка как средства общения

Структура урока - зачёта

  1.  Мотивация
  2.  Вызов. Постановка цели и задач урока
  3.  Осмысление. Самостоятельная работа с учебником и тетрадью – задачником с проверкой по эталону.
  4.  Рефлексия учебной деятельности

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе

Тема: «От значения слова – к правильному написанию»

Цель: вспомнить способ подбора проверочных однокоренных слов для  имён существительных, имён прилагательных, глаголов: от значения слова – к правильному написанию.

Задачи:

  1.  Создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению материала.
  2.  Обучать решению орфографических задач в корне существительных, прилагательных, глаголов: учить подбирать проверочные слова, объясняя значение проверяемого с помощью однокоренного;
  3.  Приучать детей задумываться над значением слов;
  4.  Показать, что внимание к значению слова поможет избежать ошибок;
  5.  Развивать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки.

ХОД УРОКА:

I Организационный момент. Мотивационный этап:

У. Добрый день, ребята!

Д. Добрый день, добрый день!

    Заниматься нам не лень.

У. Наш язык, конечно, сложный.

    Но мы не станем унывать.

    Вдумчиво и осторожно

    Будем тайны открывать!

- Продолжаем говорить о тайнах нашего языка.

II Вызов. Определение  темы и цели урока:

У. Мы под удареньем пишем

    Без сомненья то, что слышим.

    Вызывает звук сомненья,

    Если он   ….. (без ударенья)

- Посмотрите на экран. О какой орфограмме пойдёт сегодня речь? (безударные гласные звуки). Мы знаем, что это одна из главных опасностей письма.

- Перед вами «Корзина идей». Вы будете работать в парах. Необходимо собрать в корзину вопросы, которые помогут вспомнить всё о безударном гласном звуке. Начинайте работу.

Примерные вопросы:

  1.  Почему безударный гласный звук – это орфограмма?  (нужно выбрать правильную букву на месте этого звука)
  2.  Как узнать букву безударного гласного звука? (подобрать проверочное слово)
  3.  В какой части слова может быть безударный гласный? (корень, приставка, суффикс, окончание)
  4.  В какой из них гласный можно проверить? (в корне)
  5.  Какие способы проверки безударного гласного звука мы знаем? (перечислить)

У. Вопросы собраны. Давайте ответим на них. (ответы детей)

- Так вот о способах проверки безударного гласного звука и обозначении его буквой на письме мы сегодня и поговорим.

- Я прочитаю вам стихотворение. Вы должны будете догадаться, какой способ проверки мы будем использовать. Он и станет темой нашего урока.

Белизна – проверим …белый.

А смельчак? Наверно - …смелый.

Старики проверим … старый.

Малыши, конечно, …малый.

- Какой же способ проверки вы использовали для проверки безударных гласных? (ответы учеников, обобщение, чтение темы на стр. 82 учебника.

- Такие задания, которые встретятся у нас сегодня на уроке, мы уже выполняли. Поэтому наш урок станет уроком-зачётом. А это ваши зачётные книжки. В них вы будете проставлять баллы за каждое задание, а я поставлю вам оценку в конце урока.

III Осмысление. Работа над новым материалом.

1)Упражнение 570

Вывод: невнимание к значению слова часто бывает причиной ошибок.

- Поставьте себе столько баллов, сколько слов с ошибками вы нашли.

2)Упр. 571 (первое задание фронтально, второе задание в парах, после обсуждения – двое у доски, остальные в тетради). Поставьте себе столько баллов, сколько слов вы распределили по столбикам верно.

3)Упр. 572

- При подборе имён существительных, можете пользоваться словарём.

 

- Не забываем про баллы. Столько, сколько слов с ошибками нашли.

Вывод: Внимание к значению слова может уберечь от орфографических ошибок.

Физминутка для глаз.

4)Упр. 573

(последние задания можно обсудить в парах, один – у доски) Поставьте баллы за исправленные ошибки и три балла за глаголы 2 лица, если они написаны правильно.

5) Обобщение и закрепление Упр.574

6) Повторение пройденного. Вспомнить другие способы проверки безударных гласных по памятке с.135

IV Рефлексия

- Пришла пора подвести итоги нашего урока.

- Что мы вспомнили сегодня на уроке?

- Доказали мы утверждение, высказанное нами вначале урока?

- Что-нибудь вызвало затруднение? Над чем нужно еще поработать?  А подойдёт ли такой способ проверки для приставок, суффиксов, окончаний? Это мы узнаем на последующих уроках.

У. Давайте составим синквейн по теме «Безударный гласный»

Гласный

Безударный, опасный, проверяемый

Найти, подобрать, выбрать

Будь внимателен!

Опасность!

- Ну а теперь на схеме в зачётной карточке оцените свою работу на уроке. Если задания не вызвали затруднений, закрасьте точку под безударным слогом, вы знаете как быть, чтобы выбрать правильную букву. Если остались сомнения, закрасьте точку под ударным слогом, он вам поможет, если вы с ним подружитесь. Если много неясного, точку под вопросом, ТОГДА Я БУДУ ЗНАТЬ, КТО НУЖДАЕТСЯ В МОЕЙ ПОМОЩИ.

V Домашнее задание  Упр.576

VI Итог урока. Оценки.

Приложение 1.

Зачётная карточка _____________________________________

  1.  Имена существительные ……………………..              баллов
  2.  Имена существительные, которые называют людей………….           баллов
  3.  Имена прилагательные ……………………….            баллов
  4.  Глаголы ………………………………………..            баллов
  5.  Глаголы 2-го лица …………………………….            Баллов

Оценка   …………………..

             


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35295. Три типа строения сосцевидного отростка. Антрит, мастоидит. Характер нарушения слуха при этих заболеваниях у детей 15.15 KB
  Мастоидит — воспаление слизистой выстилки пещеры (антрума) и ячеистых структур сосцевидного отростка височной кости. Развивается вследствие распространения инфекции на ячейки. Воспаление приводит к разрушению костных структур.
35296. Тема: Управління теками файлами і ярликами Мета: придбати уміння і навик роботи з теками і файлами а також с. 38 KB
  Відкрити вікно теки диска D: і створити в ній скажімо теку Petrenko букви латинські; 1 Відкрили диск D: і створили теку Petrenko. 2 Створити теку через FR натиснувши F7. Перейменувати теку Petrenko в теку Петренко букви кирилиці; 1 Перейменували теку Petrenko в теку Петренко натиснувши F2. 2 Виділити теку і відкривши контекстне меню натиснути перейменувати.
35297. Тема. Побудова багаточлена Лагранжа. 220.5 KB
  Побудова багаточлена Лагранжа. Навчитися будувати багаточлен Лагранжа скласти алгоритм. Індивідуальне завдання Знайти наближене значення функції при даному значенні аргументу за допомогою інтерполяційного багаточлена Лагранжа. Що називають вузлами інтерполяції і як вони Яка ідея методу інтерполяції за допомогою багаточлена Лагранжа.
35298. Тема. Знаходження коренів нелінійного рівняння методом хорд. 86.5 KB
  Знаходження коренів нелінійного рівняння методом хорд. навчитися відокремлювати корені рівняння графічно та уточнювати методом хорд. Індивідуальне завдання: Відокремити корінь 1 – ого рівняння графічно а 2 – ого аналітично та уточнити його методом хорд з точністю 0001. 1ше рівняння 2ге рівняння Контрольні питання: В яких випадках виникає необхідність застосовувати наближені способи вирішення рівняннь Скільки етапів вирішення рівняння наближеними методами Як відокремити корені графічно В чому суть методу хорд ...
35299. Методики исследования слуха (шепотной, разговорной речью, камертонами). Аудиометрия – пороговая, тональная и надпороговая (ФУНГ) 15.46 KB
  Тест Швабаха — камертон помещается на сосцевидный отросток. При патологии внутреннего уха и n.vestibularis время костной проводимости уменьшено или равно 0. При поражении среднего уха время костной проводимости увеличивается.
35302. Скелетные мышцы гортани. Иннервация и функции. Возрастные особенности гортани 15.06 KB
  Мышцы гортани приводя в движение хрящи гортани, изменяют ширину ее полости и голосовой щели, ограниченной голосовыми связками, а также напряжение голосовых связок.
35303. Кондуктивная тугоухость, характерные особенности по данным аудиометрического и камертонального исследований 15.16 KB
  Кондуктивная тугоухость - это нарушение слуха, при котором затруднено проведение звуковых волн по пути: наружное ухо — барабанная перепонка — слуховые косточки среднего уха — внутреннее ухо.