82391

От значения слова – к правильному написанию

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Место урока в системе урока 10 урок в главе И снова о главном работнике в языке - слове Форма и тип урока Урок зачёт Образовательная цель и задачи Цель: вспомнить способ подбора проверочных однокоренных слов для имён существительных имён прилагательных глаголов: от значения слова - к правильному...

Русский

2015-02-27

2.35 MB

18 чел.

Конспект урока русского языка в 4 классе

МОАУ  СОШ  с. Томичи Белогорского района

учитель: Федик Светлана Борисовна

Параметры урока

Содержание параметров

Программа, учебник,

особенности

Образовательная система «Гармония»

Программа «Русский язык. К тайнам нашего языка» авторов М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко

Учебник «Русский язык. К тайнам нашего языка» для 4 класса начальной школы в двух частях авторов М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко

Ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органичный процесс; на формирование способности осознавать язык как предмет наблюдения; развивать умение выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а также на совершенствование чувства слова, языковой интуиции детей.

Тема урока

От значения слова - к правильному написанию.

Место урока в системе урока

10 урок в главе «И снова о главном работнике в языке – слове»

Форма и тип урока

Урок - зачёт

Образовательная цель и задачи

Цель:

вспомнить способ подбора проверочных однокоренных слов для  имён существительных, имён прилагательых, глаголов: от значения слова – к правильному написанию.

Задачи:

  1.  Создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению материала.
  2.  Обучать решению орфографических задач в корне имён существительных, прилагательных, глаголов: учить подбирать проверочные слова, объясняя значение проверяемого с помощью однокоренного;
  3.  Приучать детей задумываться над значением слов;
  4.  Показать, что внимание к значению слова поможет избежать ошибок;
  5.  Развивать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки.

Ресурсы урока

- компьютер

- презентация

- изображение корзины для этапа вызова

- зачётные карточки

Предметные результаты

- обучить решению орфографических задач в корне имён существительных, прилагательных, глаголов, а именно проверке безударного гласного в корне

- научатся подбору проверочных слов, объясняя значение проверяемого с помощью однокоренного

Метапредметные результаты

  1.  Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу

- планировать свои действия для решения задачи

- действовать по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и др.

- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления

  1.  Познавательные УУД:

- находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде

- находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей

- пользоваться знакомыми лингвистическими словарями

- владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач

- строить несложные рассуждения

  1.  Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.)

- задавать вопросы, отвечать на вопросы других

- вступать в учебное сотрудничество с одноклас-сниками, участвовать в совместной деятельности

Личностные результаты

- понимание того, что ясная правильная речь – показатель культуры человека

- понимание значимости владения русским языком

- представление о русском языке как языке его страны

- осознание языка как средства общения

Структура урока - зачёта

  1.  Мотивация
  2.  Вызов. Постановка цели и задач урока
  3.  Осмысление. Самостоятельная работа с учебником и тетрадью – задачником с проверкой по эталону.
  4.  Рефлексия учебной деятельности

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе

Тема: «От значения слова – к правильному написанию»

Цель: вспомнить способ подбора проверочных однокоренных слов для  имён существительных, имён прилагательных, глаголов: от значения слова – к правильному написанию.

Задачи:

  1.  Создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению материала.
  2.  Обучать решению орфографических задач в корне существительных, прилагательных, глаголов: учить подбирать проверочные слова, объясняя значение проверяемого с помощью однокоренного;
  3.  Приучать детей задумываться над значением слов;
  4.  Показать, что внимание к значению слова поможет избежать ошибок;
  5.  Развивать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки.

ХОД УРОКА:

I Организационный момент. Мотивационный этап:

У. Добрый день, ребята!

Д. Добрый день, добрый день!

    Заниматься нам не лень.

У. Наш язык, конечно, сложный.

    Но мы не станем унывать.

    Вдумчиво и осторожно

    Будем тайны открывать!

- Продолжаем говорить о тайнах нашего языка.

II Вызов. Определение  темы и цели урока:

У. Мы под удареньем пишем

    Без сомненья то, что слышим.

    Вызывает звук сомненья,

    Если он   ….. (без ударенья)

- Посмотрите на экран. О какой орфограмме пойдёт сегодня речь? (безударные гласные звуки). Мы знаем, что это одна из главных опасностей письма.

- Перед вами «Корзина идей». Вы будете работать в парах. Необходимо собрать в корзину вопросы, которые помогут вспомнить всё о безударном гласном звуке. Начинайте работу.

Примерные вопросы:

  1.  Почему безударный гласный звук – это орфограмма?  (нужно выбрать правильную букву на месте этого звука)
  2.  Как узнать букву безударного гласного звука? (подобрать проверочное слово)
  3.  В какой части слова может быть безударный гласный? (корень, приставка, суффикс, окончание)
  4.  В какой из них гласный можно проверить? (в корне)
  5.  Какие способы проверки безударного гласного звука мы знаем? (перечислить)

У. Вопросы собраны. Давайте ответим на них. (ответы детей)

- Так вот о способах проверки безударного гласного звука и обозначении его буквой на письме мы сегодня и поговорим.

- Я прочитаю вам стихотворение. Вы должны будете догадаться, какой способ проверки мы будем использовать. Он и станет темой нашего урока.

Белизна – проверим …белый.

А смельчак? Наверно - …смелый.

Старики проверим … старый.

Малыши, конечно, …малый.

- Какой же способ проверки вы использовали для проверки безударных гласных? (ответы учеников, обобщение, чтение темы на стр. 82 учебника.

- Такие задания, которые встретятся у нас сегодня на уроке, мы уже выполняли. Поэтому наш урок станет уроком-зачётом. А это ваши зачётные книжки. В них вы будете проставлять баллы за каждое задание, а я поставлю вам оценку в конце урока.

III Осмысление. Работа над новым материалом.

1)Упражнение 570

Вывод: невнимание к значению слова часто бывает причиной ошибок.

- Поставьте себе столько баллов, сколько слов с ошибками вы нашли.

2)Упр. 571 (первое задание фронтально, второе задание в парах, после обсуждения – двое у доски, остальные в тетради). Поставьте себе столько баллов, сколько слов вы распределили по столбикам верно.

3)Упр. 572

- При подборе имён существительных, можете пользоваться словарём.

 

- Не забываем про баллы. Столько, сколько слов с ошибками нашли.

Вывод: Внимание к значению слова может уберечь от орфографических ошибок.

Физминутка для глаз.

4)Упр. 573

(последние задания можно обсудить в парах, один – у доски) Поставьте баллы за исправленные ошибки и три балла за глаголы 2 лица, если они написаны правильно.

5) Обобщение и закрепление Упр.574

6) Повторение пройденного. Вспомнить другие способы проверки безударных гласных по памятке с.135

IV Рефлексия

- Пришла пора подвести итоги нашего урока.

- Что мы вспомнили сегодня на уроке?

- Доказали мы утверждение, высказанное нами вначале урока?

- Что-нибудь вызвало затруднение? Над чем нужно еще поработать?  А подойдёт ли такой способ проверки для приставок, суффиксов, окончаний? Это мы узнаем на последующих уроках.

У. Давайте составим синквейн по теме «Безударный гласный»

Гласный

Безударный, опасный, проверяемый

Найти, подобрать, выбрать

Будь внимателен!

Опасность!

- Ну а теперь на схеме в зачётной карточке оцените свою работу на уроке. Если задания не вызвали затруднений, закрасьте точку под безударным слогом, вы знаете как быть, чтобы выбрать правильную букву. Если остались сомнения, закрасьте точку под ударным слогом, он вам поможет, если вы с ним подружитесь. Если много неясного, точку под вопросом, ТОГДА Я БУДУ ЗНАТЬ, КТО НУЖДАЕТСЯ В МОЕЙ ПОМОЩИ.

V Домашнее задание  Упр.576

VI Итог урока. Оценки.

Приложение 1.

Зачётная карточка _____________________________________

  1.  Имена существительные ……………………..              баллов
  2.  Имена существительные, которые называют людей………….           баллов
  3.  Имена прилагательные ……………………….            баллов
  4.  Глаголы ………………………………………..            баллов
  5.  Глаголы 2-го лица …………………………….            Баллов

Оценка   …………………..

             


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32466. Направление технического прогресса в СКС и Т 27.5 KB
  Современная индустрия туризма за последние годы притерпела вестма существенные изменения в связи с внедрением новых компьютерных технологий успешное функционирование любой фирмы на рынке туристского бизнеса практически не мыслимо без использования современных информационных технологий. Современные компьютерные технологии активно внедряются в сферу туристского бизнеса и их применение становится неотъемлемым условием повышения конкурентоспособности любого туристского предприятия. Возможность формирования новых маркетинговых каналов...
32467. Инфраструктура предприятий сервиса. Технические средства предприятий (организаций) социально-культурного сервиса и туризма 31 KB
  Тип гостиничной телефонной станции зависит от количества абонентных точек назначения гостиницы и ее расположения. Для облегчения связи с работниками управления и администрации гостиницы телефонное оборудование может быть укомплектовано телефонной системой. Устройство внутренней связи: важный фактор эффективности работы гостиницы. Телетайпфакс представляет собой систему письменной телекоммуникации обслуживающую как администрацию гостиницы так и клиентов.
32468. Задачи технического и технологического оснащения предприятий 27.5 KB
  Технология совокупность методов обработки изготовления изменения состояния свойств формы сырья материала или полуфабриката применяемых в процессе производства для получения готовой продукции наука о способах воздействия на сырье материалы и полупродукты соответствующими орудиями производства. Развитие науки и техники способствует совершенствованию средств массового производства туристских услуг материальнотехнической базы в гостиничном хозяйстве на транспорте в бюро путешествий.
32469. Модернизация технических средств предприятий СКС и Т 26 KB
  Бурное развитие туристкой индустрии в последнее десятилетие связано в 2мя факторами: развитием гражданской авиации и созданием компьютерных систем бронирования. В свою очередь увеличение числа авиалиний самолетов а так же рост объемов авиаперевозок закономерно привели к необходимости создания и использования компьютерных систем бронированияCRS которые стали основным инструментом для резервирования авиабилетов. Теперь в системах бронирования заложена информация не только о наличие мест но и общая информация о рейсах.
32470. Технология художественных изделий из керамики 498.54 KB
  Обжиг керамических изделий 3й разряд Сформировать знания о процессе обжига керамических изделий его видах и способах. Назначение и суть обжига керамических изделий. Виды и способы обжига. Объясняет назначение обжига керамических изделий виды и способы обжига правила загрузки и выгрузки изделий устройство обжиговых печей.
32471. Формование керамических изделий и его виды 103.77 KB
  Способы формования керамических изделий Исходя из содержания воды в формовочной массе различают следующие основные способы формовки: способ литья содержание воды 2534; пластический способ воды 1625 это свободная лепка формование на гончарном круге ручной оттиск в форме формование по вращающейся гипсовой форме с помощью шаблона или ролика; полусухой способ 716 влажности; сухой способ 27 влажности. Литье Этот способ широко применяется в производстве художественных керамических изделий что объясняется возможностью...
32472. Ручная роспись керамических изделий, подготовка, инструменты 32.21 KB
  Пером расписывают изделия прошедшие утельный или политой обжиг. Кистью можно наносить на изделия цветные массы ангобы глазурь. Роспись на изделиях можно производить без нанесения предварительного контура и по заранее нанесенному припорохом рисунку. На отводку поступают изделия предварительно оформленные основным декором.
32473. Декорирование изделий в сыром виде 15.92 KB
  Способы нанесения декора на керамический материал Декорирование является важным этапом в общем цикле технологического процесса по изготовлению художественных керамических изделий. Декорирование керамических изделий можно вести как живописным так и скульптурным методом. К живописному относят роспись изделий а также нанесение на них сплошных или частичных декоративных покрытий керамическими красками глазурями ангобами люстрами и эмалями.
32474. Сушка изделий, ее назначение, виды сушки 13.79 KB
  Сушка керамических изделий полуфабрикатов может быть естественной на открытом воздухе под навесами в сараях и т. К недостаткам туннельных сушилок относятся: большое количество вагонеток и необходимость их пополнения подверженность металлических изделий вагонеток коррозии неравномерность сушки изделий по поперечному сечению туннеля вверху температура теплоносителя выше чем внизу и необходимость круглосуточной загрузки и разгрузки вагонеток. Недостатки камерных сушилок: неравномерная сушка изделий изза различной температуры...