82393

Односоставные предложения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Обобщить изученный материал об односоставных предложениях. В чём же преимущество увиденной рекламы Чем она больше всего запоминается Простотой изложения лаконичностью легкостью ненавязчивостью Какие предложения использованы в этом рекламном ролике Односоставные В этой рекламе прозвучали стихи...

Русский

2015-02-27

87.5 KB

1 чел.

Антошкина Ирина Васильевна,                                                                                             заместитель директора по учебно-воспитательной работе,                                                       учитель русского языка и литературы                                                                                          МОБУ Гимназия №3                                                                                                           муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан

 

Открытый урок русского языка в 8-м классе по теме

"Односоставные предложения"

Цели:

1.Обобщить изученный материал об односоставных предложениях. Соотнести теоретический материал русского языка с практикой на основе художественных произведений.

2.Закрепить умения различать и определять  виды односоставных предложений в тексте. Отработать  навыки самостоятельной работы.

3. Воспитать любовь к родному языку, к художественной литературе.

Оборудование: интерактивная доска; мультимедийный проектор; презентация, тесты; карточки для самостоятельной работы.

Ход урока

1.Организационный момент

- Здравствуйте ребята! Я очень рада сегодняшним зимним днём видеть ваши тёплые улыбки и сияющие глаза.  Надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас интересным, полезным, а главное - принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны проделанной работой на уроке.

- У вас в папках изображение смайликов. Выберите тот, который соответствует сейчас вашему настроению,  и покажите его.  

2. Постановка цели и задачи урока, их мотивация.

- Ребята! Обратите внимание на экран!   (СЛАЙД 1 – ВИДЕОРОЛИК РЕКЛАМЫ)

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – опять сначала,

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь. (А. Блок)

- Что вы увидели на экране? (Рекламу)

- В современной жизни мы часто встречаемся  с рекламой. Люди могут ее ненавидеть и любить. А вот чтобы она стала популярной и любимой всеми - это многого стоит.  

- В чём же преимущество увиденной рекламы? Чем она больше всего запоминается? (Простотой изложения, лаконичностью, легкостью, ненавязчивостью)

- Какие предложения использованы в этом рекламном ролике? (Односоставные)

-  В этой рекламе прозвучали стихи известного русского поэта, жившего на рубеже XIX - XX веков. Тот, кто внимательно смотрел,  мог  заметить фамилию автора. Назовите фамилию поэта. (А. Блок)

СЛАЙД 2

- Написал это стихотворение Александр Блок 10 октября 1912 года.  После рекламного ролика сотового оператора, крутившегося  на телеэкранах несколько лет назад, эти восемь строчек мог процитировать любой  россиянин.

- Таким образом, односоставные предложения играют немаловажную роль в нашей жизни. Они позволяют лаконично изобразить картины природы, обстановку, внутреннее состояние человека, отдельные предметы. Эти детали представляются писателю, а вслед за ним и читателю, и зрителю особо важными! Воссоздается картина в целом, а все ненужное опускается.   

 

- Любой образованный человек должен уметь грамотно применять односоставные предложения в своей речи,  этому  мы и  посвятим сегодняшний урок.  Добро пожаловать в мир односоставных предложений!

- Сформулируйте тему нашего урока (СЛАЙД 3).

КАРТОЧКИ

- Каковы цели нашего сегодняшнего урока?  (СЛАЙД 4)

Открываем  путевые листы  (или тетради), записываем число, классная работа, тему урока «Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» »

- Работая над темой «Односоставные предложения», вы уже узнали, какие предложения называются односоставные, познакомились с их структурой, видами, научились определять их в предложении. Сегодня на уроке, выполняя различные виды работ, мы будем отрабатывать навыки по всему изученному материалу. Мы еще раз повторим сведения об односоставных предложениях, поучимся находить их в тексте художественных произведений, для того чтобы вы употребляли их в различных видах своей речи (сочинение, изложение, рассказ, пересказ).

3. Проверка усвоения теоретических знаний по теме.  Актуализация знаний о типах односоставных предложений.

СЛАЙД 5 

- На какие виды делятся предложения по наличию главных членов? (По наличию главных членов предложения могут быть односоставными (с одним главным членом) и двусоставными)

- Какие предложения называются односоставными? Чем они отличаются от двусоставных? (В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена, которого достаточно для полного словесного выражения мысли. Другой главный член в таких предложениях не восстанавливается и не подразумевается. Этим отличаются односоставные предложения от двусоставных)

- На  какие две основные группы по значению и способу выражения главного члена делятся односоставные предложения? (По значению и способу выражения главного члена односоставные предложения делятся на именные (главный член выражен именем существительным) и глагольные (главный член выражен глаголом))

-  Назовите виды предложений первой группы.

-  Назовите виды предложений второй группы.

СЛАЙД 6

- Л.Н.Толстой об одном из стихотворений А.А.Фета восторженно писал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение ─ картина». Какие односоставные предложения предпочитал употреблять в своей поэзии А.А.Фет? (назывные предложения)

- О каком стихотворении идёт речь?

СЛАЙД 7

- Учитель (или ученик) читает стихотворение:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск января,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

- Какие предложения называются назывными? (1 ученик отвечает) СЛАЙД 8

- Появление стихотворения «Шёпот, робкое дыханье…» вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира (как, например Л.Н.Толстой). Другие усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики. А.А.Фет часто использовал этот приём. Рассмотрим примеры таких предложений из стихотворений А. Фета.  

СЛАЙД 9, 10 презентации

1 предложение записали (Кругом зима.)

ВЫВОД: Назывные предложения позволяют в лаконичной форме дать большую информацию. Автор буквально в нескольких словах сообщает о месте, времени действия и о состоянии погоды. Назывные предложения создают особую экспрессивность текста: романтичность, таинственность, напряжённость.

СЛАЙД 11

- Прочитайте слова М.В. Ломоносова: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к украшению и важности служит».

- О каком типе односоставных предложений идет речь? (Об определённо-личных предложениях) 

- Какие предложения называются определенно-личными? (В определённо-личных предложениях главный член выражается глаголами 1-го – 2-го лица ед. или мн. числа наст./буд. времени или глаголами повелительного наклонения) СЛАЙД 12

-  Рассмотрим примеры таких предложений из стихотворений А. Фета, Ф.Тютчева  и М. Лермонтова. 

СЛАЙД 13  Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии (А.Фет)

СЛАЙД 14  Синие горы Кавказа, приветствую вас! (М.Лермонтов)

СЛАЙД 15   Люблю грозу в начале мая! (Ф.И.Тютчев) – последнее предложение записать в тетради, указав форму главного члена.

 - О каком из типов односоставных предложений пишет ученый-лингвист  Алексей Матвеевич Пешковский? (СЛАЙД 16):  «Действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное»? О каком типе односоставных предложений идет речь?  (о неопределённо-личных предложениях)

СЛАЙД 17

- Какие предложения называются неопределенно-личными? (в неопредёленно-личных предложениях главный член выражается глаголом 3-го л. мн.ч. наст./буд. времени или глаголом мн. ч. прош. времени)

- Рассмотрим примеры таких предложений из стихотворений А.С.Пушкина. (СЛАЙД 18,19). 1 предложение записываем.

- Дни поздней осени бранят (3л., мн.ч., наст.вр., изъявит. наклонения) обыкновенно (А.С.Пушкин).

- … И на обломках самовластья напишут (3л., мн.ч., буд.вр., изъявит. наклонения) наши имена  (А.С.Пушкин)

ВЫВОД: Неопределённо-личные предложения не указывают на деятеля, а нам всё понятно. Главное не деятель, а само действие, заключённое в глаголах 3л. мн. числа. В данных предложениях акцент сосредоточен на действии.

СЛАЙД 20

- Продолжите пословицы:

  1.  От добра….
  2.  Сам погибай…
  3.  Сделал дело…
  4.  Любишь кататься….
  5.  Что посеешь…
  6.  За двумя зайцами погонишься…
  7.  Не имей сто рублей…

  - Односоставные предложения какого вида у вас получились?  (Обобщенно-личные).

- Запишите понравившуюся пословицу, подчеркнув главный член и определив форму его выражения.

СЛАЙД 21

- Прочитайте монолог  магистра и определите тип односоставного предложения, который он представляет.

                                                                     Монолог

    1. Мое хобби – собирать сказуемые. Ни один тип предложения не имеет такой разнообразной коллекции сказуемых, какой могу похвастаться я. Это и инфинитивы, и слова-состояния, и безличные глаголы, и даже личные, которые ради меня принимают значение безличных. Есть и уникальный экземпляр – слово нет.

- Да. Это безличные предложения. Они  разнообразны как по способу выражения главного члена, так и по смыслу (содержанию).

СЛАЙД 22

- Какие предложения называются безличными? Чем выражено сказуемое в безличном предложении? (1 ученик отвечает)

- Рассмотрим примеры таких предложений из произведений М.Цветаевой  и С.Есенина. СЛАЙД 23,24

- Хорошо бродить среди покоя голубой и ласковой страны (С.Есенин).

- Мне и доныне хочется грызть

Жаркой рябины горькую кисть. (М.Цветаева)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО:

  1.   Работа с таблицей «Определить соответствие главных членов виду односоставного предложения» (устно)  СЛАЙД 25

  1.  Задание «Определить вид односоставных предложений» (устно). СЛАЙД 26-40

1-2

2-3

3-1

4-4

5-1

СЛАЙД 41

  1.  Графический диктант (письменно). 1 человек на закрытой стороне доски.

1. В одну минуту  дорогу занесло, и окрестность исчезла во мгле.  

2. Ещё напор, и враг бежит.

3. Пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали.

4. Дубрав не видно, и степь нагая над морем стелется одна.

- Проверяем (СЛАЙД 42-45).

Задание 1. Среди предложений найдите сложное, в состав которого входит односоставное определённо-личное предложение. Укажите его номер  (5).

  

  (1) Я ещё не видел такого, чтобы человек, которому было многое дано, без труда этим пользовался. (2) Всё равно самое главное – это трудоспособность и понимание своих целей. (3) Талант – это сочетание природных способностей с желанием работать, чтобы достичь конкретного результата. (4) Этой темы надо касаться с осторожностью. (5) Иначе отождествляешь себя с чем-то божественным, а это очень опасно. (6) Если же что-то получилось, надо поблагодарить Бога. (7) Я очень быстро отхожу и от удач, и от неудач, к счастью. (8) Но надо давать себе возможность насладиться результатом, испить удовольствие.

Задание 2. Среди предложений найдите сложное, одна из частей которого является неопределённо-личным предложением. Напишите номер этого сложного предложения (4).

(1)Я полон беспредельной любви к миру и к моей матери, которая называется Россия. (2) Там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, которым я умру. (3) Там, в родных моих лесах, слышно ауканье, которое я люблю больше, чем блестящую музыку мировых гениев, поют соловьи, над полями возносятся, рассыпая ожерелья солнечных песен, жаворонки. (4) Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви.

Задание 3. Среди предложений найдите простое односоставное безличное  предложение. Напишите его номер.

(1)Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом.. (2) Во всяком случае, он вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии. (3)  Просто на это у  него  не хватило бы времени. (4) Природа требует пристального глаза и непрерывной внутренней работы. (5) Пришвин думал о себе как о поэте, «распятом на кресте прозы». (6) Но он ошибался. (7) Его проза гораздо сильнее наполнена соком поэзии, чем многие стихи и поэмы. (8) Книги Пришвина, говоря его же словами, - это «бесконечная радость постоянных открытий».

ЭКРАН ВЫКЛЮЧИТЬ.

  1.  Упр. 305. Вставьте пропущенные знаки препинания. Пронумеруйте предложения. Сколько предложений у вас получилось?  (4)

(1) Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

(2) Далеко, в полумраке, лугами

Убегает на запад река.

(3) Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

(4) На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном,-

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зелёным огнём.

Выполните задания к тексту:

1. А3  Укажите номер предложения, в котором средством выразительности являются 2 сравнения. (3: «разлетелись, как дым, облака», «погорев золотыми каймами»)

2. А 5  Из предложения 4 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова (зарница)

3. А6   Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором написание приставки зависит от последующего согласного (разлетелись)

4. В2    Замените словосочетание в дыханье ночном, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление   (в дыханье ночи)

5. В3   Выпишите грамматическую основу предложения Погорев золотыми каймами, разлетелись, как дым, облака.  (разлетелись облака)

6. В4    Найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом (3)

7. В6   Укажите количество грамматических основ в предложении  4. (3)

4. Творческая работа.  

- Напишите сочинение-миниатюру на тему «Зима». 5 предложений с разными типами односоставных предложений. (2-3 минуты). При написании работы можно пользоваться словариком эпитетов (стр. 117-118 2ч. учебника – даны эпитеты к слову «зима»)

Прослушать 3-4 человека.

5. Домашнее задание:

1) Упр. 306 (письм.) – по репродукции картины Николая Никаноровича Дубовского «Притихло» (см. 2 часть учебника) написать сочинение-миниатюру, подумав, совпадает ли его настроение со стихотворением А.А.Фета.

2) Упр. 305 (устно) – письмо по памяти (выучите текст стихотворения А.А.Фета «Вечер» наизусть. На следующий урок мы будем писать его по памяти).

6.Рефлексия.

Найдите в предложениях фразеологизмы

1. Ему нужно будет пойти в другой цех, осторожненько расспросить мастера — одним словом, пошевелить мозгами (Н. Вирта). 

2. Укрываясь в снег, я краем уха услышал, как свист перешел в шипение. (В. Никулин)

3. У них  вредители домны выводят из строя, а они ушами хлопают. (В. Тевекелян)

4. Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. (А. Чехов)

- шевелить мозгами  (соображать; уметь думать, размышлять);

- краем уха (невнимательно, урывками; мимоходом, случайно)

- хлопать ушами (шутл. Не понимать того, о чём говорится; разг. Ротозейничать, слушать, не вникая, не понимая, не принимать никаких мер, относиться беспечно, беззаботно к чему-либо)

- в поте лица (трудиться, работать с большим усердием, напряжением, прилагая все силы)

- Какова этимология и какое значение имеет фразеологизм «в поте лица»? Посмотрите во фразеологическом словаре (2 часть учебника, стр. 83).

1 ученик зачитывает. Значение: трудиться, работать с большим усердием, напряжением, прилагая все силы. Этимология: Из Библии. Согласно Библейскому рассказу, за первый грех Бог наказал Адама тем, что он должен был добывать себе хлеб в поте лица, а Ева рожать детей в муках.

 

-  Выберите фразеологизм, который  характеризует  вашу работу сегодня на уроке.

Закончите фразы:

  •  Я научилась (-ся)…
  •  Я запомнила (-ил)…
  •  Я рада (рад)…
  •  Мне хочется сказать…
  •  Теперь я …

 ЭТАП ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ   УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

- Поднимите смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока.

Работа участника всероссийского интернет-проекта «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки» www.методкабинет.рф


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81965. ПРЕС-КОНФЕРЕНЦІЯ «ВОДА – НАЙВАЖЛИВІШИЙ МІНЕРАЛ» 1.29 MB
  Мета: Розширити і збагатити знання учнів про воду, дати уявлення про значення води на планеті Земля, закріпити знання про властивості води та її народногосподарське призначення, в тому числі в рідному краї. Виховувати в учнів бережне ставлення до води та бажання зберегти запаси прісної води чистими для себе і майбутніх поколінь.
81966. Вода. Кругообіг води 248 KB
  Мета: На основі вивченого матеріалу систематизувати знання учнів про властивості води, стани води, кругообіг води, значення води в природі і для людей; формувати вміння застосовувати засвоєні знання. Розвивати вміння аналізувати природні явища, робити висновки.
81967. Земля – голуба планета. Водойми України 59.5 KB
  Повторити і розширити поняття про водойми України їх різноманітність джерело річка її будова складові частини; озеро болото море значення та охорону; продовжувати формувати вміння учнів працювати з фізичною картою зошитом підручником; розвивати уміння логічно мислити працювати у групі...
81968. Практичне заняття «Вогонь – друг, вогонь – ворог» 69 KB
  Мета: продовжити формувати уявлення про причини виникнення пожежі в побуті та її наслідки; вчити учнів правильно діяти у випадку виникнен ня пожежі в сусідів чи на інших об’єктах; розвивати навички самозахисту; виховувати розсудливість, почуття відповідальності за свої вчинки.
81969. Хай вічно горить вогонь пам’яті 42.5 KB
  Яка б річниця визволення нашої країни від німецько-фашистських загарбників не наступала, думка про те, що настала тиша, прийшов довгожданий, вистражданий, оплачений дорогою ціною мир, бентежить душу. Зараз ми послухаємо у грамзаписі спогади учасників боїв.
81970. Вогонь — друг, вогонь — ворог (Сценарій виступу) 35.5 KB
  Через необережне поводження з вогнем щорік гинуло все більше і більше людей. Вогонь — ворог! Він залишив свої криваві сліди в історії всіх епох і народів. Тисячі міст і сіл зникли в полум’ї вогню. Безцінні твори попередніх поколінь перетворились на порох. Вогонь згубив мільйони людей.
81971. УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ. ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» 48.5 KB
  Цели урока: проверить знания учеников, развивать логическое мышление, привлечь интерес к интеллектуальным играм, воспитывать познавательный интерес, стремление к победе. Оборудование урока: вращающийся волчек со стрелкой, круг с цифрами, десять конвертов с вопросами...
81972. Захворювання статевих органів. Венеричні хвороби. СНІД 157 KB
  Зустрічаючись люди зазвичай говорят це гарне добре слово бажаючи один одному здоровя. А що таке здоровя За визначенням Всесвітньої організації охорони здоровя це не тільки відсутність хвороб але й стан повного фізичного душевного й соціального благополуччя.
81973. Доброта та жорстокість 44.5 KB
  Мета: ознайомити дітей з поняттям «доброта», «жорстокість». Розвивати вміння творити добро, усувати прояви жорстокості в своїй поведінці. Виховувати чуйне ставлення до людей і всього навколишнього світу.