82394

Н.В.Гоголь «Мертвые души». История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: помочь учащимся разобраться в замысле, композиции, смысле названия, жанре произведения Н.В.Гоголя; создать условия, способствующие развитию культуры монологической речи, умения обобщать, сопоставлять и делать выводы; воспитывать духовно-нравственную личность, адаптированную к современным...

Русский

2015-02-27

38.91 KB

1 чел.

Прокопчук Стелла Юрьевна,                                                                                                                    учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №5                                                     п.г.т.Сафоново Мурманской области

Тема: Н.В.Гоголь «Мертвые души». История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав.

Цели:

-помочь учащимся разобраться в замысле, композиции, смысле названия, жанре произведения Н.В.Гоголя;

-создать условия, способствующие развитию культуры монологической речи, умения обобщать, сопоставлять и делать выводы;

-воспитывать духовно-нравственную личность, адаптированную к современным условиям жизни общества.

Оборудование:

-презентация учителя;

- таблицы « З – Х – У» (для каждого учащегося);

- карточки-схемы (для каждого учащегося).

                                                                      Ход урока

I.Стадия вызова (1 слайд презентации -отрывок из фильма «Мертвые души»)

Учитель:

-Ребята, знаком ли вам герой данного эпизода кинофильма?/Н.В.Гоголь/

-Как вы догадались, что это он?/Прическа, профиль, нос/

-Какая деталь, умело введенная сценаристом и режиссером фильма, подтверждает догадку зрителя?/ Герой сжигает листы/

В 1829 г. Гоголь издал на собственные деньги поэму в стихах «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом Алов, скупил нераспроданные книжки и сжег, а также сжег 2 том «Мертвых душ».

2 слайд презентации

Перед нами действительно Н.В.Гоголь. Что вы знаете об этом великом русском писателе? Какие произведения, написанные им, вам известны?

Возьмите таблицу и, предварительно обсудив в паре, запишите ключевые слова и выражения в графу «Знаю»/парная мозговая атака/

Образец таблицы

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Озвучьте свои записи (заслушиваются ответы обучающихся).

Подводим итог.

II. Стадия осмысления (3 слайд презентации)

Учитель:

Итак, Н.В.Гоголь «Мертвые души». Сегодня на уроке мы познакомимся с историей замысла, жанром, композицией, логикой последовательности глав этого произведения.

4 слайд презентации

Сюжет поэмы, как известно, подсказал Гоголю Пушкин. Об этом сам Николай Васильевич писал в «Авторской исповеди»: «Пушкин находил, что сюжет «Мертвых душ» хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров».

1.Прочитайте высказывания Гоголя о работе над «Мертвыми душами», определите, как менялся замысел произведения, как относился писатель к своей работе.

История создания поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"

 1835 год, октябрь — «Начал писать „Мертвые души“… Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь».

1836 год, ноябрь — «Все начатое переделал я вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно как летопись… Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Вся Русь явится в нем!»

1837 год, апрель — «Я должен продолжить мною начатый большой труд, который писать взял с меня слово Пушкин… и который обратился для меня с тех пор в священное завещание».

1840 год, октябрь — «Сюжет, который в последнее время лениво держал я в голове своей, не осмеливаясь даже приниматься за него, развернулся передо мной в величии таком, что все во мне почувствовало сладкий трепет».

1842 год, май — «„Мертвые души“ — преддверие немного бледное той великой поэмы, которая строится во мне и разрешит, наконец, загадку моего существования».

Заполните схему/самостоятельная работа, обмен мнениями в парах/

К какому выводу вы пришли? /В течение семи лет менялся замысел писателя относительно жанра произведения, идеи. Он считал, что это главный труд его жизни, в котором он должен показать всю православную Русь, это то,  ради чего он живет на свете/

2. 5 слайд презентации

Внимательно рассмотрите обложку первого издания поэмы Н.В.Гоголя, выполненную по его рисунку. Как вы думаете, что и почему было важно выделить на ней автору?/Крупными буквами выделено «поэма»/

6 слайд презентации

О жанре гоголевского произведения спорят многие литературоведы:

Роман – Храпченко, Ермилов

Поэма  - Чуковский К.И.

Роман – утопия – Елистратова Н.

Вспомните особенности каждого жанра, выскажите свою точку зрения./2 -3 ответа /

Среди завитков узора мы видим черепа и лица живых людей, выделено «Мертвыя души», а мелким шрифтом «Похождения Чичикова» (известно, что под влиянием цензуры писатель изменил название произведения на «Похождения Чичикова, или Мертвые души»). Над всем этим рисунком несется бойкая тройка. Н.В.Гоголь хотел подчеркнуть, что перед нами путешествие души (только какой?), позади мертвых душ души живые.

3.Какое художественное средство использовал автор в названии поэмы?/оксюморон - сочетание несочитаемого/Действительно, название «Мертвые души» в то время было необычным, казалось странным, потому что душа человека считалась бессмертной.

Каков смысл названия?

7 слайд презентации

Обратимся к истории. Еще при Петре I была введена «подушная» подать, т.е. дворяне должны были платить налог не с каждого крестьянского двора, а с каждой крепостной души (человека мужского пола). При переписи (ревизии) крестьян составлялся список крепостных (ревизская сказка), согласно которому помещик должен был уплачивать государству за крепостных подушную подать. Крестьяне, занесенные в списки, назывались «ревизскими душами». Помещик мог продать своих крестьян или заложить.

Как вы думаете, возможны ли были в жизни мошеннические проделки с ревизскими душами? (Переписи проходили через несколько лет, и за умерших крестьян помещик все равно должен был платить, как за живых, поэтому ему выгодно было продать умерших или беглых крестьян)

Что же значит «мертвые души»?

/Заполняется кластер на доске/

Равнодушные к человеку                           Умершие крестьяне

чиновники

Мертвые души

Души помещиков,                                                                          Недуховные

продающих и покупающих крестьян

Вывод: «Мертвые души» - это особый художественный прием, отражающий противоречивую картину русской жизни.

Можем ли мы применить это высказывание к современной действительности? («Мертвыми» можно назвать тех людей, кто ведет бессмысленный образ жизни, кто замер в своем развитии, кто духовно обнищал и омертвел)

5. Н.В.Гоголь задумал произведение в 3 томах по подобию «Божественной комедии» Данте, желая провести

своего героя через Ад, Чистилище, Рай, т.к. верил в духовное возрождение каждого. Писатель мечтает создать произведение, в котором был бы найден истинный русский путь и показана Россия в настоящем и ее движение к будущему.

8 слайд презентации

Композиция 1 тома организована так,  чтобы как можно полнее показать негативные стороны жизни всех составляющих современной автору России.1 глава представляет собой общую экспозицию.

9 слайд презентации

Затем следуют пять глав-портретов (гл.2-6), в которых представлена помещичья Россия.

10 слайд презентации

В 7-10 главах дается собирательный образ чиновничества.

11 слайд презентации

Последняя ,11 глава, посвящена Чичикову.

12 слайд презентации

Это внешне замкнутые, но внутренне связанные между собой звенья. Внешне они объединены сюжетом покупки мертвых душ. Внутреннее единство создается размышлениями автора о современной ему России.

III. Стадия рефлексии.

Возьмите таблицу. Заполните графу «Узнал» ключевыми словами и фразами(2-3 мин.). Озвучьте.

13 слайд презентации (Продолжите фразу…)

IV.Домашнее задание: заполнить графу таблицы «Хочу узнать», сочинение-миниатюра «Кто же он, Чичиков? »

14 слайд презентации (фрагмент фильма)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51595. Ми — Всесвіт 48.5 KB
  Навчати учнів представляти свою країну та висловлювати власні думки. Навчати учнів писати мінітвори. Тренувати учнів у читанні.
51597. Дидактические принципы применения ПС в процессе обучения 40.5 KB
  Цель: разъяснить дидактические принципы применения программных средств в процессе обучения. 2004 Журнал ИНФО Организационный момент приветствие учащихся проверка посещаемости Постановка целей занятия Сегодня на занятии мы рассмотрим дидактические принципы применения программных средств в процессе обучения. Изучение материала Принцип научности и посильной трудности Принцип сознательности и творческой активности учащихся при руководящей роли учителя Принцип наглядности обучения и развития теоретического мышления Принцип системности и...
51598. Энергетический обмен в клетке 64.5 KB
  Цель урока: раскрыть сущность энергетического обмена подвести учащихся к выводу о значении АТФ как универсального аккумулятора энергии в клетке. Учитель: Вспомните вещество связанное со всеми выписанными словами определите его роль в клетке Ученики: вспоминают АТФ и ее роль в клетке. Учитель: – Итак источником энергии для подавляющего большинства процессов в живых организмах является следующая реакция: АТФ Н2О = АДФ Н3РО4 Q 40 кДж – Известно что в среднем содержание АТФ в клетках составляет от 005 до 05 ее массы. Но...
51600. Интегрированный урок. Чтение и немецкий язык 38.5 KB
  Чтение и немецкий язык во 2ом классе. Сегодня у нас необычный урок потому что на одном уроке будет проходить немецкий язык и чтение. lso wir wiederhojen Повторение алфавита правил чтения Чтение слов: Tier drei Junge Jn jetzt Dch Brigitte Schule Bhn Op Mnn sgen sehen Mutter essen Biene Körper Tür Hnd froh Yter schön lng gro Text Om Mädchen Tnte. Коллективное чтение учащимися стихотворения Н.
51601. Урок позакласного читання «Як сонечко, рідна матінка» 102.5 KB
  Сухомлинського виставка книг малюнків дітей на тему Моя мамаслайди на пісню Н. Оголошення теми і мети уроку Мама матуся мати яким прекрасним світлом сповнені ці слова Вимовляючи їх пригадуєш материнську усмішку лагідність її очей ніжність серця. Підгірянка Слово мама вимовля. Мама Яке б’ється для дитини Мамонька Днями і ночами Мамуся Чи є в світі що дорожче Називаю тебе я Як мама кохана Рідна ненечко моя Що трудиться для дитини До ночі від рана Гарне слово.