82394

Н.В.Гоголь «Мертвые души». История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: помочь учащимся разобраться в замысле, композиции, смысле названия, жанре произведения Н.В.Гоголя; создать условия, способствующие развитию культуры монологической речи, умения обобщать, сопоставлять и делать выводы; воспитывать духовно-нравственную личность, адаптированную к современным...

Русский

2015-02-27

38.91 KB

3 чел.

Прокопчук Стелла Юрьевна,                                                                                                                    учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №5                                                     п.г.т.Сафоново Мурманской области

Тема: Н.В.Гоголь «Мертвые души». История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав.

Цели:

-помочь учащимся разобраться в замысле, композиции, смысле названия, жанре произведения Н.В.Гоголя;

-создать условия, способствующие развитию культуры монологической речи, умения обобщать, сопоставлять и делать выводы;

-воспитывать духовно-нравственную личность, адаптированную к современным условиям жизни общества.

Оборудование:

-презентация учителя;

- таблицы « З – Х – У» (для каждого учащегося);

- карточки-схемы (для каждого учащегося).

                                                                      Ход урока

I.Стадия вызова (1 слайд презентации -отрывок из фильма «Мертвые души»)

Учитель:

-Ребята, знаком ли вам герой данного эпизода кинофильма?/Н.В.Гоголь/

-Как вы догадались, что это он?/Прическа, профиль, нос/

-Какая деталь, умело введенная сценаристом и режиссером фильма, подтверждает догадку зрителя?/ Герой сжигает листы/

В 1829 г. Гоголь издал на собственные деньги поэму в стихах «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом Алов, скупил нераспроданные книжки и сжег, а также сжег 2 том «Мертвых душ».

2 слайд презентации

Перед нами действительно Н.В.Гоголь. Что вы знаете об этом великом русском писателе? Какие произведения, написанные им, вам известны?

Возьмите таблицу и, предварительно обсудив в паре, запишите ключевые слова и выражения в графу «Знаю»/парная мозговая атака/

Образец таблицы

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Озвучьте свои записи (заслушиваются ответы обучающихся).

Подводим итог.

II. Стадия осмысления (3 слайд презентации)

Учитель:

Итак, Н.В.Гоголь «Мертвые души». Сегодня на уроке мы познакомимся с историей замысла, жанром, композицией, логикой последовательности глав этого произведения.

4 слайд презентации

Сюжет поэмы, как известно, подсказал Гоголю Пушкин. Об этом сам Николай Васильевич писал в «Авторской исповеди»: «Пушкин находил, что сюжет «Мертвых душ» хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров».

1.Прочитайте высказывания Гоголя о работе над «Мертвыми душами», определите, как менялся замысел произведения, как относился писатель к своей работе.

История создания поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"

 1835 год, октябрь — «Начал писать „Мертвые души“… Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь».

1836 год, ноябрь — «Все начатое переделал я вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно как летопись… Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Вся Русь явится в нем!»

1837 год, апрель — «Я должен продолжить мною начатый большой труд, который писать взял с меня слово Пушкин… и который обратился для меня с тех пор в священное завещание».

1840 год, октябрь — «Сюжет, который в последнее время лениво держал я в голове своей, не осмеливаясь даже приниматься за него, развернулся передо мной в величии таком, что все во мне почувствовало сладкий трепет».

1842 год, май — «„Мертвые души“ — преддверие немного бледное той великой поэмы, которая строится во мне и разрешит, наконец, загадку моего существования».

Заполните схему/самостоятельная работа, обмен мнениями в парах/

К какому выводу вы пришли? /В течение семи лет менялся замысел писателя относительно жанра произведения, идеи. Он считал, что это главный труд его жизни, в котором он должен показать всю православную Русь, это то,  ради чего он живет на свете/

2. 5 слайд презентации

Внимательно рассмотрите обложку первого издания поэмы Н.В.Гоголя, выполненную по его рисунку. Как вы думаете, что и почему было важно выделить на ней автору?/Крупными буквами выделено «поэма»/

6 слайд презентации

О жанре гоголевского произведения спорят многие литературоведы:

Роман – Храпченко, Ермилов

Поэма  - Чуковский К.И.

Роман – утопия – Елистратова Н.

Вспомните особенности каждого жанра, выскажите свою точку зрения./2 -3 ответа /

Среди завитков узора мы видим черепа и лица живых людей, выделено «Мертвыя души», а мелким шрифтом «Похождения Чичикова» (известно, что под влиянием цензуры писатель изменил название произведения на «Похождения Чичикова, или Мертвые души»). Над всем этим рисунком несется бойкая тройка. Н.В.Гоголь хотел подчеркнуть, что перед нами путешествие души (только какой?), позади мертвых душ души живые.

3.Какое художественное средство использовал автор в названии поэмы?/оксюморон - сочетание несочитаемого/Действительно, название «Мертвые души» в то время было необычным, казалось странным, потому что душа человека считалась бессмертной.

Каков смысл названия?

7 слайд презентации

Обратимся к истории. Еще при Петре I была введена «подушная» подать, т.е. дворяне должны были платить налог не с каждого крестьянского двора, а с каждой крепостной души (человека мужского пола). При переписи (ревизии) крестьян составлялся список крепостных (ревизская сказка), согласно которому помещик должен был уплачивать государству за крепостных подушную подать. Крестьяне, занесенные в списки, назывались «ревизскими душами». Помещик мог продать своих крестьян или заложить.

Как вы думаете, возможны ли были в жизни мошеннические проделки с ревизскими душами? (Переписи проходили через несколько лет, и за умерших крестьян помещик все равно должен был платить, как за живых, поэтому ему выгодно было продать умерших или беглых крестьян)

Что же значит «мертвые души»?

/Заполняется кластер на доске/

Равнодушные к человеку                           Умершие крестьяне

чиновники

Мертвые души

Души помещиков,                                                                          Недуховные

продающих и покупающих крестьян

Вывод: «Мертвые души» - это особый художественный прием, отражающий противоречивую картину русской жизни.

Можем ли мы применить это высказывание к современной действительности? («Мертвыми» можно назвать тех людей, кто ведет бессмысленный образ жизни, кто замер в своем развитии, кто духовно обнищал и омертвел)

5. Н.В.Гоголь задумал произведение в 3 томах по подобию «Божественной комедии» Данте, желая провести

своего героя через Ад, Чистилище, Рай, т.к. верил в духовное возрождение каждого. Писатель мечтает создать произведение, в котором был бы найден истинный русский путь и показана Россия в настоящем и ее движение к будущему.

8 слайд презентации

Композиция 1 тома организована так,  чтобы как можно полнее показать негативные стороны жизни всех составляющих современной автору России.1 глава представляет собой общую экспозицию.

9 слайд презентации

Затем следуют пять глав-портретов (гл.2-6), в которых представлена помещичья Россия.

10 слайд презентации

В 7-10 главах дается собирательный образ чиновничества.

11 слайд презентации

Последняя ,11 глава, посвящена Чичикову.

12 слайд презентации

Это внешне замкнутые, но внутренне связанные между собой звенья. Внешне они объединены сюжетом покупки мертвых душ. Внутреннее единство создается размышлениями автора о современной ему России.

III. Стадия рефлексии.

Возьмите таблицу. Заполните графу «Узнал» ключевыми словами и фразами(2-3 мин.). Озвучьте.

13 слайд презентации (Продолжите фразу…)

IV.Домашнее задание: заполнить графу таблицы «Хочу узнать», сочинение-миниатюра «Кто же он, Чичиков? »

14 слайд презентации (фрагмент фильма)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40074. Классификаторы технико-экономической и социальной информации как ИПЯ 70.5 KB
  Охарактеризовать классификаторы ТЭСИ как ИПЯ. Овладеть навыками кодирования с помощью классификаторов ТЭСИ. Определить возможности использования классификаторов ТЭСИ при упорядочении объектов и сферу их применения. Обеспечивающие средства: классификаторы ТЭСИ ББК ГРНТИ УДК Библионорматив машиночитаемый вариант УДК ГРНТИ первичные...
40075. Алфавитно-предметная классификация как ИПЯ 69.5 KB
  Приобрести навыки формулирования предметных рубрик 2. Определить возможности использования АПК Обеспечивающие средства: первичные и вторичные документы; перечни лексических единиц; приложение Правила формулирования предметных рубрик. Задание 1: Определить вид заданных предметных рубрик Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 1: Таблица 1. Виды предметных рубрик Предметная рубрика Вид и подвид предметной рубрики Технология работы: Проанализировать структуру заданной...
40076. Сфера применения дескрипторных информационно-поисковых языков 56 KB
  Оценить возможности использования дескрипторных ИПЯ при индексировании документов и запросов. Обеспечивающие средства: дескрипторные словари отраслевые информационнопоисковые тезаурусы перечни ключевых слов. Определить необходимый для проведения операции координатного индексирования отраслевой информационнопоисковый тезаурус или дескрипторный словарь.
40077. Дескрипторные информационно-поисковые языки 63.5 KB
  Охарактеризовать дескрипторные словари и информационно поисковые тезаурусы как ИПЯ. Обеспечивающие средства: дескрипторные словари отраслевые информационнопоисковые тезаурусы перечни ключевых слов. Задание 1: Охарактеризовать дескрипторные словари и информационнопоисковые тезаурусы как информационнопоисковый язык.
40078. Технология уплотнения сигнала в волоконно-оптических линиях связи 49.08 KB
  При подходе под названием мультиплексирование по длине волны Wvelength Division Multiplexing WDM свет с разными длинами волн от нескольких лазеров передается по одному световоду. WDM работает следующим образом. WDM разбивает оптический спектр на каналы каждый с различной длиной волны. Организация потока данных в WDM.
40079. Радиолинии и системы передачи сообщений с радиоканалами 45.28 KB
  Антенны подключаются к приемопередающему оборудованию при помощи фидерных трактов Ф. Пространственная избирательность достигается за счет использования антенны обеспечивающей прием нужных радиосигналов с одного направления и ослабление радиосигналов с других направлений от посторонних источников. Антенны и фидеры Антенна представляет собой элемент сопряжения между передающим или приемным оборудованием и средой распространения радиоволн. Антенны имеющие вид проводов или поверхностей обеспечивают излучение электромагнитных колебаний при...
40080. Принципы построения радиорелейных (РРЛ) и спутниковых систем связи (ССС) 38.88 KB
  Цепочку радиорелейной линии составляют радиорелейные станции трех типов: оконечные радиорелейные станции ОРС промежуточные радиорелейные станции ПРС узловые радиорелейные станции УРС.1 Радиорелейная линия связи На оконечной радиорелейной станции начинается и заканчивается тракт передачи. Аппаратура ОРС осуществляет преобразование сигналов поступающих от разных источников информации телефонные сигналы от междугородней телефонной станции телевизионные сигналы от междугородней телевизионной аппаратной и т. Радиосигналы ОРС с помощью...
40081. РРЛ прямой видимости и тропосферные 14.75 KB
  3 признака РРсв: 1наличие ретрансляции радио сигналов 2использование диапазона УКВ 3наземная радио связь Для обеспечения РРсв строятся РРЛ. Принцип РРЛ связи заключается в последовательной передачи сообщений от одной к другой РР станции для обеспечения заданной дальности. РРЛ называют совокупность техн.
40082. Принципы построения локальных сетей (Ethernet) 14.93 KB
  Наиболее широко используемой технологией является технология Ethernet и специализированный стандарт IEEE 802.3 При работе сети Ethernet используется топология звезда в которой каждый узел устройство соединен по сети с другим узлом с помощью активного сетевого оборудования такого как коммутатор. Типы сетей Ethernet Fst Ethernet Fst Ethernet это сеть Ethernet предназначенная для передачи данных со скоростью 100 Мбит с.