82396

Герб. Флаг. Гимн

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: формирование представлений о происхождении и истории символики государства России; формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету. Оборудование: компьютер физическая карта России мультимедиапроектор энциклопедия книги о символике.

Русский

2015-02-27

32.05 KB

1 чел.

Урок граждановедения      5 класс

Учитель истории и обществознания  Морозова Татьяна Андреяновна

МБОУ «ООШ с.Михайловки» Харабалинского района

Тема урока: «Герб. Флаг. Гимн.»

Учебник  «Граждановедение» Я.В.Соколова

Цель: формирование представлений о происхождении и истории символики    государства России;  формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету.

Задачи:

  1.  обучающие: охарактеризовать и проанализировать  роль и значимость символики в жизни  общества;
  2.  развивающие: развивать познавательный интерес к предмету;

продолжить формирование умения добывать знания самостоятельно; участвовать в беседе;

  1.  воспитательные:  воспитывать  чувство гордости, патриотизма.

Тип урока: получение  нового знания

 Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, физическая карта России, мультимедиапроектор, энциклопедия, книги о символике.

Понятийный аппарат: символика, флаг, герб, гимн.                      

Эпиграф:

          Россия –

          Радуга и синь,

          Степная сизая полынь,

          Полей разлёт,

          И снег,

          И лёд,

          И хоровод

          Берёз, взметнувшихся над Волгой.

                                        В.Полторацкий    

 

Организационный момент.

Мотивирование к учебной деятельности.                                                               Слайд  (ребус: Роса'+нота си +я)                                                                                                                    - Разгадайте ребус: (Россия)

- Правильно,  так называется наше государство. Покажите наше государство на карте. Какое наше государство?

Слайд   Чтение и анализ эпиграфа.                                                                         Мозговой штурм:

- Россия. Что нам приходит на ум, когда слышим это слово? Где и когда мы с ними сталкиваемся?

- Вы правы, пожалуй, не найдётся в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако ответы без сомнения будут разные.

Слайд  (неофициальные символы России)

- Кто-то вспомнит бескрайние просторы – луга, поля; кому-то на ум придут сувениры: матрёшки, самовары, медведи. Любители русской старины расскажут о древнем московском Кремле  и, конечно,  не забудут Красную площадь.

- Что входит в состав государственных символов? (ответы учащихся)

Проблема: почему государство должно иметь государственные символы?

Информационный блок

Слайд  (тема урока)

Учащиеся сами формулируют цели урока.                                                                                                     Слайд (цели урока)

  1.  Я узнаю о символике России. 
  2.  Я развиваю умения получить знания самостоятельно.
  3.  Я воспитываю у себя чувство гордости, патриотизма.

Учитель:

- Что отображают символы государства? (ответы учащихся)                                           Слайд (всадник с копьём, двуглавый орёл)

Сообщение ученика:

- В глубине веков теряются обстоятельства появления державных гербов России – всадника с копьём и знаменитого двуглавого орла. Ещё в далёкой древности появились личные, родовые, а позднее племенные и другие отличительные знаки. Образ всадника прочно соединился в сознании русского народа с образом наиболее почитаемого со времён крещения Руси Святого всадника-змееборца, который считался заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и тёмной силой. В XVI веке всадник-воин, поражающий дракона, уже по всей Европе был известен как российский державный герб. Ныне это герб столицы нашего государства г.Москвы.

Слайд (герб города Москвы)

Сообщение ученика:                                                                                                            - Впервые двуглавый орёл как символ появился в России на гербовой печати великого князя всея Руси Ивана III в 1497г. Великий князь Иван III, женившись на византийской царевне Софьи Палеолог, стал считать себя правомочным наследником Византии и заимствовал её государственную эмблему – двуглавого орла. Двуглавый орёл быстро и прочно прижился в российской геральдике ещё и потому, что облик его оказался удивительно созвучен некоторым наиболее распространённым мотивам и образам русских национальных орнаментов. Полотенца, рушники, головные уборы часто украшались вышивками, в которых главным элементом была диковинная двуглавая птица, раскинувшая «лучистые крылья».

Слайд (двуглавый орёл Ивана III)

Учитель:

- Двуглавый орёл стал официальной эмблемой, а затем гербом сначала Московского государства, а позднее Российской империи. А 25 декабря 2000г. президент России В.Путин подписал Федеральный закон «О Государственном гербе Российской Федерации». Этим законом устанавливается Государственный герб Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.

Слайд (государственный герб России)

Двуглавый орёл является символом единения народов России; его короны – символы союза республик, краёв, областей. Скипетр и держава означают мощь и силу единого государства.

Всадник на щите – олицетворение побеждающего добра, готовности народа защищать свою страну от врагов.

Учитель:

-Что же из себя представляет герб Астраханской области?

Слайд (герб Астраханской области)

Сообщение ученика:

-Герб Астраханской области был принят 17 декабря 2001г. Он представляет собой геральдический щит голубого цвета, на котором изображены золотая корона и серебряный меч. Щит увенчан царским венцом – Астраханской шапкой, которая была сделана для царя Михаила Фёдоровича Романова в 1627г. Ныне она хранится в Оружейной палате Московского Кремля. Голубой цвет поля герба символизирует реку Волгу.

Учитель:

-Каков герб Харабалинского района?

Слайд (герб Харабалинского района)

Сообщение ученика:

-В основе герба – изображение хлебного колоса и серебряной рыбы. Хлебный колос и рыба на лазоревом поле, символизирующем водные просторы Нижнего Поволжья, где географически расположен Харабалинский район, говорят о сельскохозяйственной направленности экономики и изобилии рыбы в реке Ахтуба её протоках. Перекрест колоса и рыбы напоминают изображение первой буквы названия района. Солнце – символ южного тепла, а также мира и согласия между представителями многонационального состава населения района .

Физкультминутка.

Учитель:

-А каков же наш флаг?

Сообщения ученика:

-Государственный флаг – это символ страны. Ему как святыне, отдаются высшие государственные почести. Первые флаги были очень просты. Они изготавливались из подручных материалов: перьев, веток, шкур и длинной палки. Позднее, например, шкуры оленя или пучок хлебных колосьев означали добрые намерения. Шкура медведя, волка или льва была выражением угрозы или силы. Флаги всё более распространялись, и для их изготовления стали использовать куски материи, конские хвосты, бахрому, ленты, шнуры.                                                                                                           Слайд (стяги и знамёна)

Сообщения ученика:

Слово "знамя" происходит от древнерусского "знаменье" - "знак, значок". В Древней Руси оно обозначало одновременно и собственно знамя, и воинское подразделение. Самые  древние,  дошедшие до нас знамена относятся к XVI в. Богатейшая коллекция знамен хранится в Оружейной палате Кремля. 
      Старинное русское название знамени - стяг. Под него "стягивалась" (собиралась) дружина. Первые стяги были простыми длинными шестами с укрепленными на них ветками деревьев, пучками трав, конскими хвостами. Позже на стягах появились большие куски тканей яркой расцветки, имевшие форму клина. После принятия христианства на знаменах и стягах всегда присутствовали изображения Христа и святых, а верхняя их часть - навершие - обычно имела форму креста. 
      Хоругвь чаще упоминается как церковное знамя. На хоругвях изображались Спас Нерукотворный, Богородица, святые. В христианских обрядах церковное знамя использовали во время крестных ходов вместе с крестами и иконами.

- Древнерусские боевые стяги и знамёна после крещения Руси были святыми в прямом смысле. На стягах изображались лики Спасителя, Богородицы и святых. При Петре I религиозная символика на знаменах сменилась светской на стягах. Стали появляться изображения кораблей, доспехов, мечей. Днём рождения российского бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705 года, когда вышел специальный указ царя.

Слайд  (флаг России)

Учитель:

- По русским обиходным понятиям красный цвет символизировал отвагу, защиту веры и бедных людей, героизм и великодушие. Синий – небо, верность, духовность, веру. Белый – мир, чистоту, благородство. В 1991году святыня русского государства – трёхполосный флаг снова стал национальным флагом России

Учитель:

-А каков флаг Астраханской области?

Слайд (флаг Астраханской области)                                                                            Согласно Статьи 3 Закона Астраханской области «О флаге и гербе Астраханской области» от 13 декабря 2001 года, Флаг Астраханской области представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета, посредине флага расположена золотая корона, состоящая из обруча с тремя видимыми листовидными зубцами и золотой митры, скрепленной пятью видимыми дугами украшенными жемчугом и с зелёной подкладкой. Митра увенчана золотым шариком с крестом. Под короной серебряный с золотой рукоятью восточный меч острием вправо.                                                                           - Что же такое гимн?                                                                                                                                                                       Слайд (текст гимна России)                                                                                  Сообщения ученика:

- Слово «гимн» в переводе с греческого языка означает «хвалебная, торжественная песня». На протяжении многих лет гимны России претерпевали изменения. Это был и «Боже, царя храни» А.Ф.Львова, на слова В.А.Жуковского, и «Интернационал» Эжена Потье, и гимн А.В.Александрова на стихи С.В.Михалкова и Г.А.Эль-Регистана «Союз нерушимый республик свободных». В декабре 2000 года был принят Федеральный закон, утвердивший в качестве гимна музыку А.В.Александрова на слова С.В.Михалкова. Да, это известный нам детский поэт, написавший «Дядю Стёпу». Гимн исполняется при поднятии флага, при вручении государственных наград.

Слайд (текст гимна г.Астрахани)

Аналитический блок

1. 1. Викторина:                                                                                                                          1)  Назовите дату появления российского Государственного герба? (1497 г)

2) Откуда пришло на Русь изображение двуглавого орла?  (из Византии)                            3) Какое старинное русское название флага? (стяг)                                                     

4) Кто ввёл порядок расположения цветов? (Пётр I)

5) А что такое гимн? (торжественная песня)

2. Написать синквейн о Родине, о России.  

3. Прочитать стихотворение  наизусть о Родине, о России.                                                             

Рефлексия.                                                                                                                                                  - Как называется тема сегодняшнего урока?                                                                              - Что главное в теме?                                                                                                                    - Почему государство должно иметь символы? (ответы учащихся)                               Учитель:                                                                                                                                             - Государственные символы есть не что иное, как связь между прошлым и будущим. И, возможно, именно нынешние символы, которые включают в себя элементы предыдущего опыта, сплотят россиян, воодушевят нас на созидательную деятельность во имя процветания России – нашей Родины.  

Оценивание.     Ребята, кто сегодня был самым активным на уроке?

Домашнее задание.  

Всем! Исследовать параграф 16.

1 уровень - подготовить вопросы для взаимопроверки домашнего задания.                                                                                                                                                      2 уровень - придумать и нарисовать эскиз флага, герба своей семьи и рассказать, что олицетворяет ваш флаг, герб. Помните, что герб должен отражать самую главную особенность вашей семьи.

3 уровень  - сочинить стихотворение о Родине, России.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8987. Проблемы и предмет социальной философии 33 KB
  Проблемы и предмет социальной философии Традиционное философствование и социально-философская проблематика Сверхчеловеческий характер всеобщих категорий Является ли социальная философия философией человека Отрыв бытия социального от бытия человече...
8988. Специфика социального познания 44.5 KB
  Специфика социального познания Проблема истины является одной из древнейших в философии. Сама философия является порождением интенции к истине. Даже этимология термина философия в скрытой форме содержит интерес к истине и истинности вещей и знаний...
8989. Социальное и гуманитарное как методологическая проблема обществознания 36.5 KB
  Социальное и гуманитарное как методологическая проблема обществознания Социально-исторические изменения в обществе, ставшие реальностью сегодняшнего дня, требуют своего философского осмысления и нуждаются в разработке новых методов описания и анализ...
8990. Рефлексия как методология в социально-гуманитарном познании 53 KB
  Рефлексия как методология в социально-гуманитарном познании Методология - это область деятельности, функцией которой является создание и совершенствование интеллектуальных средств организации рефлексивных процессов. Поскольку осознанное отношение к ...
8991. Этические проблемы современной российской науки 54.5 KB
  Этические проблемы современной российской науки Социальное поведение регулируется правом и этикой. Право определяет однозначные общественные отношения, в то время как этика служит вектором поведения в неоднозначных, противоречивых ситуациях, н...
8992. Общие проблемы философии науки 168.5 KB
  Общие проблемы философии науки Вопрос № 13: Идеалы и нормы исследования, их социокультурная размерность и роль в научной деятельности. Ответ на вопрос: Научная деятельность, как и любая другая, руководствуется, во-первых, вполне определенным...
8993. Лекции по философии. Соотношение философии и науки по предмету 262.48 KB
  Лекция № 1. Предмет философии. Основная проблема: соотношение философии и науки по предмету. Цель: определить предмет философии как отношение человека к миру, так что аспекты этого отношения (онтологический, гносеологический и аксиологический) опред...
8994. Определение места философии в жизни человека 362.5 KB
  Определение места философии в жизни человека. Основная часть. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. Соловьев Вл. Исторические дела философии. Бердяев Н.А. Философия как творческий акт. Приложение. Соловье...
8995. Философия античности. Природа души и ее свойства. Мир идеей и его познание 319 KB
  Философия античности. Основная часть. Платон: Природа души и ее свойства. Мир идеей и его познание. Теоретическое знание и философское познание. Философия как стремление к мудрости. Аристотель: О философии. О началах и причинах вещей. Материя и движ...