82397

Волны в океане

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели и задачи: объяснить образование ветровых волн цунами приливов; Описание строения ветровых волн; Практическое использование приливной волны; Совершенствовать умение работы с картами атласа. Приходилось ли вам наблюдать волны на поверхности реки моря Что вы можете о них вспомнить?

Русский

2015-02-27

57.5 KB

0 чел.

Учитель географии I категории МБОУ «Лицей №1 ЗМР РТ»

Багавеева Анжелика Васильевна.

Урок в 6 классе. Тема:

«Волны в океане»

Цели и задачи:

объяснить образование ветровых волн, цунами, приливов;

Описание строения ветровых волн;

Практическое использование приливной волны;

Совершенствовать умение работы с картами атласа. Оборудование:

Электронные наглядные пособия, рисунки «Строение ветровых волн», «Цунами», «Приливы и отливы», фильмы - «Приливы и отливы», физическая карта России, атлас, рисунки учебника.

Метод урока: проблемный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Ход урока;

I. Организационный момент.

П. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос. Что называется соленостью? В каких единицах она измеряется?

Известно, что Красное море - самое соленое. Назовите причины этой особенности.

Как изменяется температура воды в океане с его глубиной?

Почему морская волна не замерзает при температуре ниже О С?

Где на поверхности океана самая высокая температура воды?

Где на поверхности океана самая низкая температура воды?

От чего зависит соленость воды в океане?

Задача.

Сколько грамм соли содержится в одной тонне морской воды если из десяти тонн воды получили 250 кг. соли?


Тест. «Соленость Мирового океана»

1. Средняя соленость воды в Мировом океане:
А) 33 %; Б) 35%; В) 38%; Г) 40%.

2. Пресной считается вода, в 1 л. которой:
А) Менее 1г. Солей;

Б) Менее 5г. Солей; В) Менее 0,1 г. Солей; Г) Менее Зг. Солей.

3. Соленый вкус океанской воде придают:
А) Хлористый магний;

Б) Сернокислый кальций; В) Хлористый натрий; Г) Сернокислый магний.

4. Самое соленое море на Земле:
А) Балтийское;

Б) Средиземное; В) Черное; Г) Красное.

5. Океанская вода замерзает при температуре:
А) О С;

Б) -2 С; В) -4 С; Г)-1С.

Ш. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Приходилось ли вам наблюдать волны на поверхности реки, моря? Что вы можете о них вспомнить?

Сегодня мы поговорим о волнах, их происхождении и видах. Что такое волна?

Посмотрите на рисунок 49, стр. 76 учебника и на слайд №1.

Волна характеризуется длиной, высотой и скоростью. Высота волны это расстояние по вертикали от самой низкой точки «подошвы» до ее гребня. Длина волны - это расстояние между соседними гребнями. Скоростью называется расстояние проходимое гребнем волны в единицу времени.


Слайд №2.

Комментарии. Поверхность Мирового океана никогда не бывает спокойной, волны то набегают, то откатываются обнажают прибрежную отмель. Очень больших размеров волны достигают в океане, а в морях размеры их меньше.

Вопрос. Какого же происхождение этих волн? Проведем опыт: Возьмем поддон, заполненный водой - это море,   что нужно сделать -чтобы появились волны? Подуть. Так образуются ветровые волны.

                                                   Причина - Следствие

                     Ветер - движение воды на поверхности, т.е. ветровые волны.

Виды волн.

Ветровые(вызваны ветром)

Цунами(вызваны землетрясениями и извержениями вулканов)

Приливы и отливы(вызваны притяжением вод Мирового океана Луной)

Заполняется по ходу изучения новой темы в тетрадях и на доске.

Используя текст задания стр. 76. Обычная высота волн? Максимальная высота волн? Длина штормовых волн?

В безветренную погоду можно наблюдать правильные ряды длинных пологих волн без пенистых гребней - это зыбь.

Близ берега возникает прибой. На небольшой глубине у самого берега или на отмели, гребни волн поднимаются и заостряются, трение о дно тормозит движение воды в нижней части волны, поэтому верхняя ее часть, обгоняя нижнюю, все больше сдвигается вперед и наклоняется. Гребень волны опрокидывается и разбивается в пену. Учебник рис. 50, стр. 77.

Слайд №3. Волны обладают огромной энергией. Встречаются обломки скал весом до 15 тонн, выброшенные на берег. Чтобы защитить суда стоящие в морских портах от разрушительных силы волн, порты ограждаются волнорезами, сделанные из железобетонных плит.


Рассказ учителя.

Вдруг стихает шум прибоя и далеко в море уходит волна, как будто для разбега обнажая дно. В этой внезапно наступающей тишине для островитянина - верный признак надвигающийся беды - надвигается цунами. Стена воды увенчанная снежной пеной летит на портовые сооружения.

Слайд №4. Цунами в переводе с японского означает «волна в бухте» это волны гигантских размеров, порожденные землетрясением" или моретрясением.

Сообщения учащихся о цунами.

Работа с учебником. Учебник стр. 78. Вопросы: 1) Назовите причины возникновения цунами? (Землетрясения, извержения подводных вулканов)

  1.  С какой скоростью вода распространяется во все стороны? (700-800 км/час)
  2.  Какова высота и длина цунами в открытом море? (высота 1м.-длина 100-200 км.)
  3.  Какова высота длина волны у берегов (40 м.)

5) Где безопаснее находится во время цунами? В море или у
берегов? (в открытом море)

Анализ рисунка учебника 51, стр. 78 (последствия цунами).

На берегах океанов и морей происходит периодические, независящие от ветра поднятия и опускания уровня воды - приливы и отливы.

Сайд 5. Притяжением Луны объясняются приливы и отливы Мирового океана. В определенное время суток уровень воды в мировом океане повышается, а затем всегда понижается. Океан как бы дышит.

Фильм «Приливы и отливы»

Выступление учащихся.

Вывод. Причина образования приливов и отливов это закон всемирного тяготения. Все тела притягиваются друг к другу. Сила притяжения Луны притягивает воду к тому месту Океана, который ближе всего к спутнику. Самые высокие приливы бывают тогда, когда Солнце, Луна и Земля находятся на одной линии, а когда же линии соединяющие эти    небесные    тела,    образуют    прямой    угол,    величина    приливов


минимальна. В открытом море величина прилива не более 1 м., а в узких заливах до 18 м. (залив Фанди).

Задание в учебнике на стр. 79.

По карте атласа определить самые высокие приливы. Сравнить высоту приливов на берегу Средиземного и Охотского морей.

На контурной карте подписать Белое море и высоту прилива.

Практическое использование:

В нашей стране на Кольском полуострове построена приливная электростанция залив перегорожен плотиной во время прилива уровень воды в заливе повышается на несколько метров. Во время отлива вода из залива устремляется в море и по пути вращает турбины приливной электростанции.

IV Закрепление.

Заполнить таблицу в тетради:

Признаки

Цунами

Приливы и отливы

1. Образуются под влиянием фаз Луны

2. Периодически повторяются

3. Образуются в результате подводных землетрясений

4. Обладают большой разрушительной силой

5. Используются для получения энергии

Вопросы стр.79 учебника. Тест «Волны в океане».

Подберите пару: определение - понятие.

  1.  Периодические    колебания    уровня    моря,    вызываемые действием Луны и Солнца.
  2.  Деформация морской волны у берега.
  3.  Расстояние от подошвы до гребня волны.
  4.  Волны, вызываемые энергией ветра.

5.               Волны, вызываемые подводными землетрясениями.

                 6.            Расстояние между двумя соседними гребнями.

А) ветровые6волны;

Б) длина волны;

В) высота волны;

Г)прибой;

Д) цунами;

Е) приливы и отливы.

Выставление оценок. Подведение итогов.

V Домашнее задание.

Параграф 26, вопросы на стр. 79, задача: 4. презентация: «Волны в океане» 

Работа участника всероссийского интернет-проекта «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки»

всероссийского педагогического портала МЕТОДКАБИНЕТ.РФ (www.методкабинет.рф)