82397

Волны в океане

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели и задачи: объяснить образование ветровых волн цунами приливов; Описание строения ветровых волн; Практическое использование приливной волны; Совершенствовать умение работы с картами атласа. Приходилось ли вам наблюдать волны на поверхности реки моря Что вы можете о них вспомнить?

Русский

2015-02-27

57.5 KB

0 чел.

Учитель географии I категории МБОУ «Лицей №1 ЗМР РТ»

Багавеева Анжелика Васильевна.

Урок в 6 классе. Тема:

«Волны в океане»

Цели и задачи:

объяснить образование ветровых волн, цунами, приливов;

Описание строения ветровых волн;

Практическое использование приливной волны;

Совершенствовать умение работы с картами атласа. Оборудование:

Электронные наглядные пособия, рисунки «Строение ветровых волн», «Цунами», «Приливы и отливы», фильмы - «Приливы и отливы», физическая карта России, атлас, рисунки учебника.

Метод урока: проблемный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Ход урока;

I. Организационный момент.

П. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос. Что называется соленостью? В каких единицах она измеряется?

Известно, что Красное море - самое соленое. Назовите причины этой особенности.

Как изменяется температура воды в океане с его глубиной?

Почему морская волна не замерзает при температуре ниже О С?

Где на поверхности океана самая высокая температура воды?

Где на поверхности океана самая низкая температура воды?

От чего зависит соленость воды в океане?

Задача.

Сколько грамм соли содержится в одной тонне морской воды если из десяти тонн воды получили 250 кг. соли?


Тест. «Соленость Мирового океана»

1. Средняя соленость воды в Мировом океане:
А) 33 %; Б) 35%; В) 38%; Г) 40%.

2. Пресной считается вода, в 1 л. которой:
А) Менее 1г. Солей;

Б) Менее 5г. Солей; В) Менее 0,1 г. Солей; Г) Менее Зг. Солей.

3. Соленый вкус океанской воде придают:
А) Хлористый магний;

Б) Сернокислый кальций; В) Хлористый натрий; Г) Сернокислый магний.

4. Самое соленое море на Земле:
А) Балтийское;

Б) Средиземное; В) Черное; Г) Красное.

5. Океанская вода замерзает при температуре:
А) О С;

Б) -2 С; В) -4 С; Г)-1С.

Ш. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Приходилось ли вам наблюдать волны на поверхности реки, моря? Что вы можете о них вспомнить?

Сегодня мы поговорим о волнах, их происхождении и видах. Что такое волна?

Посмотрите на рисунок 49, стр. 76 учебника и на слайд №1.

Волна характеризуется длиной, высотой и скоростью. Высота волны это расстояние по вертикали от самой низкой точки «подошвы» до ее гребня. Длина волны - это расстояние между соседними гребнями. Скоростью называется расстояние проходимое гребнем волны в единицу времени.


Слайд №2.

Комментарии. Поверхность Мирового океана никогда не бывает спокойной, волны то набегают, то откатываются обнажают прибрежную отмель. Очень больших размеров волны достигают в океане, а в морях размеры их меньше.

Вопрос. Какого же происхождение этих волн? Проведем опыт: Возьмем поддон, заполненный водой - это море,   что нужно сделать -чтобы появились волны? Подуть. Так образуются ветровые волны.

                                                   Причина - Следствие

                     Ветер - движение воды на поверхности, т.е. ветровые волны.

Виды волн.

Ветровые(вызваны ветром)

Цунами(вызваны землетрясениями и извержениями вулканов)

Приливы и отливы(вызваны притяжением вод Мирового океана Луной)

Заполняется по ходу изучения новой темы в тетрадях и на доске.

Используя текст задания стр. 76. Обычная высота волн? Максимальная высота волн? Длина штормовых волн?

В безветренную погоду можно наблюдать правильные ряды длинных пологих волн без пенистых гребней - это зыбь.

Близ берега возникает прибой. На небольшой глубине у самого берега или на отмели, гребни волн поднимаются и заостряются, трение о дно тормозит движение воды в нижней части волны, поэтому верхняя ее часть, обгоняя нижнюю, все больше сдвигается вперед и наклоняется. Гребень волны опрокидывается и разбивается в пену. Учебник рис. 50, стр. 77.

Слайд №3. Волны обладают огромной энергией. Встречаются обломки скал весом до 15 тонн, выброшенные на берег. Чтобы защитить суда стоящие в морских портах от разрушительных силы волн, порты ограждаются волнорезами, сделанные из железобетонных плит.


Рассказ учителя.

Вдруг стихает шум прибоя и далеко в море уходит волна, как будто для разбега обнажая дно. В этой внезапно наступающей тишине для островитянина - верный признак надвигающийся беды - надвигается цунами. Стена воды увенчанная снежной пеной летит на портовые сооружения.

Слайд №4. Цунами в переводе с японского означает «волна в бухте» это волны гигантских размеров, порожденные землетрясением" или моретрясением.

Сообщения учащихся о цунами.

Работа с учебником. Учебник стр. 78. Вопросы: 1) Назовите причины возникновения цунами? (Землетрясения, извержения подводных вулканов)

  1.  С какой скоростью вода распространяется во все стороны? (700-800 км/час)
  2.  Какова высота и длина цунами в открытом море? (высота 1м.-длина 100-200 км.)
  3.  Какова высота длина волны у берегов (40 м.)

5) Где безопаснее находится во время цунами? В море или у
берегов? (в открытом море)

Анализ рисунка учебника 51, стр. 78 (последствия цунами).

На берегах океанов и морей происходит периодические, независящие от ветра поднятия и опускания уровня воды - приливы и отливы.

Сайд 5. Притяжением Луны объясняются приливы и отливы Мирового океана. В определенное время суток уровень воды в мировом океане повышается, а затем всегда понижается. Океан как бы дышит.

Фильм «Приливы и отливы»

Выступление учащихся.

Вывод. Причина образования приливов и отливов это закон всемирного тяготения. Все тела притягиваются друг к другу. Сила притяжения Луны притягивает воду к тому месту Океана, который ближе всего к спутнику. Самые высокие приливы бывают тогда, когда Солнце, Луна и Земля находятся на одной линии, а когда же линии соединяющие эти    небесные    тела,    образуют    прямой    угол,    величина    приливов


минимальна. В открытом море величина прилива не более 1 м., а в узких заливах до 18 м. (залив Фанди).

Задание в учебнике на стр. 79.

По карте атласа определить самые высокие приливы. Сравнить высоту приливов на берегу Средиземного и Охотского морей.

На контурной карте подписать Белое море и высоту прилива.

Практическое использование:

В нашей стране на Кольском полуострове построена приливная электростанция залив перегорожен плотиной во время прилива уровень воды в заливе повышается на несколько метров. Во время отлива вода из залива устремляется в море и по пути вращает турбины приливной электростанции.

IV Закрепление.

Заполнить таблицу в тетради:

Признаки

Цунами

Приливы и отливы

1. Образуются под влиянием фаз Луны

2. Периодически повторяются

3. Образуются в результате подводных землетрясений

4. Обладают большой разрушительной силой

5. Используются для получения энергии

Вопросы стр.79 учебника. Тест «Волны в океане».

Подберите пару: определение - понятие.

  1.  Периодические    колебания    уровня    моря,    вызываемые действием Луны и Солнца.
  2.  Деформация морской волны у берега.
  3.  Расстояние от подошвы до гребня волны.
  4.  Волны, вызываемые энергией ветра.

5.               Волны, вызываемые подводными землетрясениями.

                 6.            Расстояние между двумя соседними гребнями.

А) ветровые6волны;

Б) длина волны;

В) высота волны;

Г)прибой;

Д) цунами;

Е) приливы и отливы.

Выставление оценок. Подведение итогов.

V Домашнее задание.

Параграф 26, вопросы на стр. 79, задача: 4. презентация: «Волны в океане» 

Работа участника всероссийского интернет-проекта «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки»

всероссийского педагогического портала МЕТОДКАБИНЕТ.РФ (www.методкабинет.рф)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34198. Денежно-кредитное регулирование экономики 14.71 KB
  Понятие денежнокредитного регулирования Теории спроса и предложения денег равновесие на денежном рынке являются научной основой для проведения государством обоснованной взвешенной кредитноденежной политики направленной на стабилизацию экономического развития. Совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита называется денежнокредитной политикой. Денежнокредитная политика представляет собой комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита направленных на регулирование экономического роста...
34199. Государство в переходный период в экономике России 15.78 KB
  Государственное регулирование одна из основных форм участия государства в экономической жизни состоящая в прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций. В настоящее время выделяют следующие формы экономического регулирования: 1 административное регулирование за счет использования лицензирования и квотирования контроля над ценами доходами валютным курсом а также других форм; 2 правовое регулирование на основе гражданского и хозяйственного законодательства путем установления системы норм и...
34200. Организм и среда 16.95 KB
  Область распространения живых существ на Земле образует особую оболочку называемую биосферой. Биосфера возникла с появлением на Земле живых существ: она занимает всю поверхность суши все водоёмы Земли океаны моря озёра реки проникает в атмосферу большинство организмов поднимается в воздух более чем на 50 70 м а споры бактерий и грибов заносятся на высоту до 22 км. Условия существования на земле очень разнообразны и определяются факторами как неорганического так и органического порядка. Все организмы на земле живут сообществами...
34201. Необратимость в эволюции 23.15 KB
  Основное направление эволюции связано с усложнением строения организмов. Но наблюдается и упрощение дегенерация организмов. Правда иногда наблюдается появление признаков когдато имевшихся у предков затем исчезнувших у последующих организмов а потом вновь появившихся у потомков. Для каждой стратиграфической единицы характерны свои группы организмов которые после вымирания вновь не могут возникнуть.
34202. Некоторые закономерности эволюции 20.63 KB
  Причины и процессы развития органического имеют определённые законы что составляет содержание теории эволюции. Эволюция это законы развития органического мира основные положения которого разработаны Ч. процесс исторического развития органического мира может происходить только про сочетании трёх условий триада Дарвина: изменчивости наследственности естественного отбора. Выпадение из триады любого из трех факторов приводит к остановке развития органического мира.
34203. Классификация, систематика и номенклатура 24.63 KB
  Наука которая занимается систематизацией распределением животных и растений по группам получила название систематики или таксономии. Рэй который ввёл категории “ви䆓род†и бинарную номенклатуру состоящую из двух слоёв: первое слово название рода второе вида. Бинарное название было сокращено. Вид имеет двойное название бинарное.
34204. Подцарство Protozoa – простейшие (одноклеточные) 26.16 KB
  Всю внутреннюю полость раковины заполняет эндоплазма. Наиболее простыми являются однокамерные раковины. Многокамерные раковины распространённые особо широко состоят из многочисленных камер отделённых друг от друга перегородками септами. Чаще всего многокамерные раковины имеют спиральное строение.
34205. Тип Spongiata (губковые) 19.68 KB
  Класс Spongi губки.1417Губки прикрепляются неподвижно к грунту или подводным предметам. Тело губки пронизано многочисленными порами через которые во внутреннюю полость поступает вода приносящая пищу и кислород. Такое направление движения воды создаётся колебанием жгутиков особых клеток выстилающих внутреннюю полость губки.
34206. Тип Archaeocyath. Класс Археоциоты 17.72 KB
  Одиночные археоциаты обладают конической цилиндрической воронковидной формой а колониальные имеют массивный или ветвистый скелет. Археоциаты вели прикреплённый образ жизни. При оптимальных условиях на глубине 2030 м в теплых нормальносолёных морях археоциаты совместно с синезелёными водорослями строили биостромы и биогермы. Археоциаты участвовали в образовании органогенных известняков.