82398

А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Так о каком же животном пойдёт речь сегодня Какие породы собак вам известны И тема нашего урока А. На свете множество собак И на цепи и просто так: Собак служебных – пограничных Дворовых шариков обычных И молодых пугливых шавок Что тявкать любят из подлавок И тех изнеженных болонок Чей нос курнос...

Русский

2015-02-27

44.55 KB

0 чел.

Тема: А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

Волкова Ирина Владимировна,                                                                                                       учитель начальных классов                                                                                                              МБОУ Луховицкая СОШ №9 Московской области

Тип урока:изучения  и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока:создать условия для первичного знакомства с произведением,обеспечить целостное восприятие текста.

Цели для ученика: познакомить учеников с рассказом А.И.Куприна «Барбос и Жулька» -учить читать и чувствовать художественное произведение,испытывать удовольствие от чтения – развивать словарный запас детей,развивать умение составлять сравнительную характеристику персонажей – воспитывать доброе, внимательное отношение к животным

Ход урока

I. Организационный момент (психологический настрой – речевая разминка).

Прочитаем хором предложение с последовательной постановкой логического ударения:

Какоечудесное утро!

Какоечудесноеутро!

Какое чудесноеутро!

С этой мажорной нотки и начнем наш урок.

Подготовка к восприятию.

- Сегодня мы познакомимся с новым разделом книги. Название я вам предлагаю разгадать. Оно зашифровано на доске. Посмотрите внимательно, в этом круге буквы, составьте из этих букв слово.

- Что такое природа?

V. Знакомство с произведением.

Но сначала мы с вами проведем шуточную артикуляционную гимнастику, и вы сможете отгадать, кто будет главным героем произведения, которое   мы сегодня будем читать.

Повторяйте за мной:

гуау – гуау

– Испания

уаф – уаф

– Франция

коу – хоу

– Арабские страны

уон – уон

- Япония

бау – бау

- Англия

гау – гау

- Вьетнам

гав – гав

- Россия

-Так, о каком же животном пойдёт речь сегодня?

-Какие породы собак вам известны?

И тема нашего урока А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

Слайд

1. Чтение стих.уч-ся наиз.

На свете множество собак-

И на цепи и просто так:

Собак служебных – пограничных,

Дворовых «шариков» обычных,

И молодых пугливых шавок,

Что тявкать любят из - подлавок,

И тех изнеженных болонок,

Чей нос курнос, а голос тонок,

И ни на что уже не годных –

Бродячих псов всегда голодных.

- А сейчас не большая справка

2. В настоящее время насчитывается 400 пород собак. Чаще всего породы собак группируется по характеру их применения. Но нам с вами удобнее разделить все породы на 3 большие группы: охотничьи, служебные и декоративные.

- Ребята, поднимите руку у кого дома живёт или жила собака?

- А теперь послушайте, как о своём питомце расскажут уч-ся нашего класса.

- И так, какое же впечатление создалось у вас об этих животных?

/ Собака – друг человека/

Только людям необходимо по – доброму относиться к ним

- А как вы думаете, могут ли дружить животные, как люди?

- Кого называют друзьями?

-Какими качествами должны обладать друзья?

Вот сегодня нам и предстоит разобраться в этих вопросах. А поможет нам в этом А.И. Куприн, который рассказал историю о «Барбосе и Жульке»

А сейчас немного об авторе «живой микрофон»

1-й ученик Фамилия Куприн происходит от названия речонки в Тамбовской губернии – Купры. Куприн родился в семье мелкого чиновника в 1870 году 7 сентября. Отец его умер, когда мальчику не было и 4 лет. Семья осталась без денег и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме, мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион, затем в военное училище.

2 ученик Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. Одним из первых поднялся на воздушном шаре, а затем позднее на самолёте и едва не погиб, когда самолет начал неожиданно падать.

3 ученик Случалось ему работать в газете, певчим в хоре, грузчиком арбузов, суфлёром.Широкоплечий,коренастый Куприн Менее всего походил на писателя .Его взгляд светился добротой и любовью. Он любил русскую природу. Превосходно знал характер, повадки птиц  и животных. Много написал рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах.

В нашей библиотеке вы можете найти разные книги Куприна.

-Что интересного узнали о Куприне?

А теперь начнём работать над текстами. Поработав, мы должны ответить на следующие вопросы.

Слайд :- Можно ли назвать друзьями героев этого произведения?

- Могут ли дружить животные так же как люди?

- Способны ли собаки совершить «подвиг» во имя друг друга?

Чтение рассказа «Барбос и Жулька» с. 85-91

Беседа по первичному восприятию.

- К какому жанру относится произведение?(рассказ)

- Что такое рассказ?

(Небольшое прозаическое произведение, рисующее одно, реже – несколько событий, с малым количеством действующих лиц.)

-Понравился ли вам рассказ?

-Какие чувства вызвал у вас рассказ?

-Что поразило, удивило в этом рассказе?

-А сейчас возьмите карточки – схемы «Эмоции» и покажите мне: - Какое настроение вызвал у вас этот рассказ?

Карточки-схемы “Эмоции”

-Я вижу, что вам грустно, почему?

Словарная работа.

-Какие вам встретились непонятные слова?

-Давайте познакомимся с их значением.

Слайд  Репяхами  – репейник;
Сталактитов – сосульки, наросты, свисающие с потолка пещер;
Искони – издавна;
Лицемерные – неискренние.
Карьер – самый быстрый конный бег.
Триумфальном – победном
Фестон – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавески. (Хором читают слова.)

Работа в парах.

Ребята, а я нашла для себя некоторые словосочетания, которые у вас на карточке №1. Посовещайтесь в парах и попробуйте объяснить их значение.

                        Карточка №1

“УШИ НОСИЛИ НА СЕБЕ СЛЕДЫ БОЕВЫХ СХВАТОК”
“НЕЗАВИСИМЫЙ ХАРАКТЕР”
“ДЕЛИКАТНАЯ ВЕЖЛИВОСТЬ”
“СПРАВЕДЛИВЫЙ ГНЕВ”
“ПАНИЧЕСКИЙ УЖАС”
“ПОДЗАДОРИВАЯ ДРУГ ДРУГА”
“ПРИСЛУГА КАЗАЛАСЬ ТРОНУТОЙ”

Физминутка

Руку за спинку, головки назад.

Глазки пускай в потолок поглядят. Головки опустили – на парту смотри

И снова наверх – где там муха летит?

Глазами вращаем, поищем её.

И снова читаем:

Немного ещё.

Работа над композицией рассказа.

-В любом рассказе есть композиция (построение).

-Из каких частей состоит композиция?

-Я предлагаю карточку-план, но в этом плане нет порядка.

Появление бешеной собаки.
Прощание собак.                                1. Вступление
Описание Барбоса.                             2. Завязка
Описание Жульки.                             3. Кульминация    
Дружба собак.                                    4. Развязка   
Смерть Жульки.                                 5. Заключение
Характер собак.
Подвиг Жульки.
Болезнь Жульки.

-Работая над композицией, вы поможете навести порядок

Первое задание:  Выберите пункты плана, которые входят во вступление.

Описание Барбоса.                             
Описание Жульки.                             
Дружба собак.       

-Кто у нас главный герой рассказа?

-Прочитайте как выглядел Барбос?

-С чем сравнивает автор шерсть Барбоса?

-А уши Барбоса?

-Прочитайте, как выглядела Жулька

-Сравните описание внешности Жульки и Барбоса

Слайд

Почему описание Жульки занимает одно предложение, а описание Барбоса?

(Автор показывает необычность Барбоса и заурядность Жульки)

-Эти две собаки отличаются только внешностью?

-Предлагаю выбрать черты характера, относящиеся к Жульке,Барбосу

Слайд    

Внешность и характеры различны. Что связывало таких разных собак? (дружба)

-Переключаю ваше внимание на план.

-Найдите пункты плана для завязки

Появление бешеной собаки

-Найдите этот эпизод. Зачитайте

-Кто однажды ворвался во двор?

-Как вёл себя?

Рассказ о бешенстве

Теперь вы знаете, чем опасно это заболевание.Вот почему даже Барбос боялся бешенной собаки

Мы подошли к кульминации рассказа.

Кульминация (напряженный момент): – чтение этого момента;

– Как будем читать? С какой интонацией?

Какой вывод можем сделать о Жульке?

(маленькая Жулька совершила необычный поступок.)

Развязка. Выберите пункты плана, соответствующие развязке.

Болезнь Жульки.
Прощание собак.

– Как автор описывает болезнь собаки? Чем болела? Бешенством? В чем это проявилось? Изменило ли поведение  бешеной собаки Жульку?

Заканчивая работу над композицией, найдем заключение.

Заключение Смерть Жульки.
Прочитаем последний абзац.
Что же произошло?
Как все узнали о смерти Жульки?
Что у нас получилось? (План.)
Где можем использовать?

Творческая работа. А может быть кто-то хотел изменить заключение. Предложите.

Итог: вернемся к ключевым вопросам и ответим на них.

Слайд - Можно ли назвать друзьями героев этого произведения?

- Могут ли дружить животные так же как люди?

- Способны ли собаки совершить «подвиг» во имя друг друга?

Работа с пословицами.

Прочитайте пословицы.

-Выберите те, которые характеризуют главных героев рассказа.

  1.  Сердце соколье, а смелость воронья.
  2.  Храброму смерть не страшна.
  3.  На всякую беду страху не напасёшься.
  4.  Молодец на овец, а на молодца и сам овца.
  5.  Много храбрился, да в яму свалился.
  6.  Отвага города берёт.

Чему же учит рассказ?(дружбе,верности)

Домашнее задание: с.85-91 читать, составить пересказ по плану


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20545. Количественный анализ при сбыте продукции 35 KB
  Предполагаемые объемы продаж по ценам: Предполагаемый объем продаж при данной цене Возможная цена за единицу 8 долл. 86 долл. 88 долл.000 Переменный расход 4 долл.
20546. Функция полезности. Определение размеров риска 29.5 KB
  Теория полезности позволяет принимающему решение влиять на результат исходов согласно своим оценкам полезности. Количественно рациональность выбора определяется fей полезности. Теория полезности экспериментально подтверждается в зче о вазах.
20547. Задача с вазами 30.5 KB
  В вазах первого типа их количество равно 700 вложено по 6 красных и по 4 черных шара. В вазах второго типа их 300 вложено по 3 красных и по 7 черных шара. Если перед испытуемым находится ваза первого типа и он угадает это то он получит 350 если не угадает то он проиграет 50. Если перед ним ваза второго типа и он угадает это то он получит 500 если не угадает его проигрыш составит 100.
20548. Понятие оптимизации. Постановка задачи оптимизации. Примеры 98 KB
  Методы оптимизации находят широкое применение при решении задач управления сложными техническими системами широко применяются в космонавтике машиностроении и других отраслях промышленности существующие методы управления и построения систем управления в основном решают одномерные задачи и нашли широкое применение при исследовании устойчивости систем описываемых линейными уравнениями с постоянными коэффициентами и т. Основу современной теории управления составляют математическое описание объекта или системы. Вектор Управления u как и фазовый...
20549. Необходимые условия экстремума функций одной и нескольких переменных 58 KB
  Рассмотрим функцию fx она задана на интервале [x1x2] и в точке x0 достигает максимума это означает что в окрестности этой точке значение этой функции будут меньше чем в точке x0 т. приращение функции: для любых стремящихся к 0 В точке x фция fx достигает минимума и во всех ближайших точках значение функции будет больше чем в точке x и приращение функции здесь будет для всех В точках экстремума функции касательная параллельная оси Х и ее угловой коэффициент равен 0 т. Составить первую производную от функции2. исследовать...
20550. Линейное программирование, Постановка задачи 25 KB
  Значительное число плановых производственных задач содержит критерий оптимальности в виде линейной функции независимых переменных. Критерий оптимальности в данном случае записывается в виде некоторой линейной формы. На переменную xj накладываются ограничения различного вида имеющую форму равенств и неравенств Совокупность независимых переменных xj Обеспечивающий минимум или максимум линейной формы F и удовлетворяющий приведенным соотношениям и составляет предмет линейного программирования.
20551. Симплексный метод решения задач линейного программирования 102.5 KB
  Запишем систему уравнений 5 в векторной форме: 6 где Aj B – вектор a элемент матрицы 1. Таким образом нулевые значения переменных удовлетворяют6 Векторы Аjj=n1nmможет служить базисом в mмерном пространстве. Любой небазисный вектор можно разложить по векторам базиса. Разложим некий небазисный вектор Ak по векторам базиса: Умножим 8 на положительную константу и вычтем 8 из 7 произвольная величина ее можно выбрать настолько малой что независимо от значения выражение в скобках будет всегда больше нуля так как 0...
20552. Нелинейное программирование. Постановка задачи. Представление целевой функции и ограничений линиями уровня. Пример 32 KB
  Представление целевой функции и ограничений линиями уровня. Задачи нелинейного программирования формируются следующим образом требуется найти значения вектора х удовлетворяющего равенству 1 или неравенству2 и обеспечивающих максимум или минимум целевой функции fx. Найдем минимум целевой функции f0x1x2=x1x2 стремиться к минимуму. лежит внутри квадрата а значения целевой функции в этой точке минимальны.
20553. Безградиентные методы детерминированного поиска. Метод поиска экстремума методом локализации экстремума 27 KB
  Они основаны на сравнении самих значений целевой функции. Если значение целевой функции в следующем шаге потока чем в предыдущем то шаг считается удачным если наоборот то не удачным и выбирается следующий шаг который дал бы удачный результат. Прежде чем рассмотреть многомерные задачи поиска рассмотрим методы поиска экстремума функции одной переменной. Метод локализации экстремума функции.