82398

А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Так о каком же животном пойдёт речь сегодня Какие породы собак вам известны И тема нашего урока А. На свете множество собак И на цепи и просто так: Собак служебных пограничных Дворовых шариков обычных И молодых пугливых шавок Что тявкать любят из подлавок И тех изнеженных болонок Чей нос курнос...

Русский

2015-02-27

44.55 KB

0 чел.

Тема: А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

Волкова Ирина Владимировна,                                                                                                       учитель начальных классов                                                                                                              МБОУ Луховицкая СОШ №9 Московской области

Тип урока:изучения  и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока:создать условия для первичного знакомства с произведением,обеспечить целостное восприятие текста.

Цели для ученика: познакомить учеников с рассказом А.И.Куприна «Барбос и Жулька» -учить читать и чувствовать художественное произведение,испытывать удовольствие от чтения – развивать словарный запас детей,развивать умение составлять сравнительную характеристику персонажей – воспитывать доброе, внимательное отношение к животным

Ход урока

I. Организационный момент (психологический настрой – речевая разминка).

Прочитаем хором предложение с последовательной постановкой логического ударения:

Какоечудесное утро!

Какоечудесноеутро!

Какое чудесноеутро!

С этой мажорной нотки и начнем наш урок.

Подготовка к восприятию.

- Сегодня мы познакомимся с новым разделом книги. Название я вам предлагаю разгадать. Оно зашифровано на доске. Посмотрите внимательно, в этом круге буквы, составьте из этих букв слово.

- Что такое природа?

V. Знакомство с произведением.

Но сначала мы с вами проведем шуточную артикуляционную гимнастику, и вы сможете отгадать, кто будет главным героем произведения, которое   мы сегодня будем читать.

Повторяйте за мной:

гуау – гуау

– Испания

уаф – уаф

– Франция

коу – хоу

– Арабские страны

уон – уон

- Япония

бау – бау

- Англия

гау – гау

- Вьетнам

гав – гав

- Россия

-Так, о каком же животном пойдёт речь сегодня?

-Какие породы собак вам известны?

И тема нашего урока А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

Слайд

1. Чтение стих.уч-ся наиз.

На свете множество собак-

И на цепи и просто так:

Собак служебных – пограничных,

Дворовых «шариков» обычных,

И молодых пугливых шавок,

Что тявкать любят из - подлавок,

И тех изнеженных болонок,

Чей нос курнос, а голос тонок,

И ни на что уже не годных –

Бродячих псов всегда голодных.

- А сейчас не большая справка

2. В настоящее время насчитывается 400 пород собак. Чаще всего породы собак группируется по характеру их применения. Но нам с вами удобнее разделить все породы на 3 большие группы: охотничьи, служебные и декоративные.

- Ребята, поднимите руку у кого дома живёт или жила собака?

- А теперь послушайте, как о своём питомце расскажут уч-ся нашего класса.

- И так, какое же впечатление создалось у вас об этих животных?

/ Собака – друг человека/

Только людям необходимо по – доброму относиться к ним

- А как вы думаете, могут ли дружить животные, как люди?

- Кого называют друзьями?

-Какими качествами должны обладать друзья?

Вот сегодня нам и предстоит разобраться в этих вопросах. А поможет нам в этом А.И. Куприн, который рассказал историю о «Барбосе и Жульке»

А сейчас немного об авторе «живой микрофон»

1-й ученик Фамилия Куприн происходит от названия речонки в Тамбовской губернии – Купры. Куприн родился в семье мелкого чиновника в 1870 году 7 сентября. Отец его умер, когда мальчику не было и 4 лет. Семья осталась без денег и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме, мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион, затем в военное училище.

2 ученик Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. Одним из первых поднялся на воздушном шаре, а затем позднее на самолёте и едва не погиб, когда самолет начал неожиданно падать.

3 ученик Случалось ему работать в газете, певчим в хоре, грузчиком арбузов, суфлёром.Широкоплечий,коренастый Куприн Менее всего походил на писателя .Его взгляд светился добротой и любовью. Он любил русскую природу. Превосходно знал характер, повадки птиц  и животных. Много написал рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах.

В нашей библиотеке вы можете найти разные книги Куприна.

-Что интересного узнали о Куприне?

А теперь начнём работать над текстами. Поработав, мы должны ответить на следующие вопросы.

Слайд :- Можно ли назвать друзьями героев этого произведения?

- Могут ли дружить животные так же как люди?

- Способны ли собаки совершить «подвиг» во имя друг друга?

Чтение рассказа «Барбос и Жулька» с. 85-91

Беседа по первичному восприятию.

- К какому жанру относится произведение?(рассказ)

- Что такое рассказ?

(Небольшое прозаическое произведение, рисующее одно, реже – несколько событий, с малым количеством действующих лиц.)

-Понравился ли вам рассказ?

-Какие чувства вызвал у вас рассказ?

-Что поразило, удивило в этом рассказе?

-А сейчас возьмите карточки – схемы «Эмоции» и покажите мне: - Какое настроение вызвал у вас этот рассказ?

Карточки-схемы “Эмоции”

-Я вижу, что вам грустно, почему?

Словарная работа.

-Какие вам встретились непонятные слова?

-Давайте познакомимся с их значением.

Слайд  Репяхами  – репейник;
Сталактитов – сосульки, наросты, свисающие с потолка пещер;
Искони – издавна;
Лицемерные – неискренние.
Карьер – самый быстрый конный бег.
Триумфальном – победном
Фестон – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавески. (Хором читают слова.)

Работа в парах.

Ребята, а я нашла для себя некоторые словосочетания, которые у вас на карточке №1. Посовещайтесь в парах и попробуйте объяснить их значение.

                        Карточка №1

“УШИ НОСИЛИ НА СЕБЕ СЛЕДЫ БОЕВЫХ СХВАТОК”
“НЕЗАВИСИМЫЙ ХАРАКТЕР”
“ДЕЛИКАТНАЯ ВЕЖЛИВОСТЬ”
“СПРАВЕДЛИВЫЙ ГНЕВ”
“ПАНИЧЕСКИЙ УЖАС”
“ПОДЗАДОРИВАЯ ДРУГ ДРУГА”
“ПРИСЛУГА КАЗАЛАСЬ ТРОНУТОЙ”

Физминутка

Руку за спинку, головки назад.

Глазки пускай в потолок поглядят. Головки опустили – на парту смотри

И снова наверх – где там муха летит?

Глазами вращаем, поищем её.

И снова читаем:

Немного ещё.

Работа над композицией рассказа.

-В любом рассказе есть композиция (построение).

-Из каких частей состоит композиция?

-Я предлагаю карточку-план, но в этом плане нет порядка.

Появление бешеной собаки.
Прощание собак.                                1. Вступление
Описание Барбоса.                             2. Завязка
Описание Жульки.                             3. Кульминация    
Дружба собак.                                    4. Развязка   
Смерть Жульки.                                 5. Заключение
Характер собак.
Подвиг Жульки.
Болезнь Жульки.

-Работая над композицией, вы поможете навести порядок

Первое задание:  Выберите пункты плана, которые входят во вступление.

Описание Барбоса.                             
Описание Жульки.                             
Дружба собак.       

-Кто у нас главный герой рассказа?

-Прочитайте как выглядел Барбос?

-С чем сравнивает автор шерсть Барбоса?

-А уши Барбоса?

-Прочитайте, как выглядела Жулька

-Сравните описание внешности Жульки и Барбоса

Слайд

Почему описание Жульки занимает одно предложение, а описание Барбоса?

(Автор показывает необычность Барбоса и заурядность Жульки)

-Эти две собаки отличаются только внешностью?

-Предлагаю выбрать черты характера, относящиеся к Жульке,Барбосу

Слайд    

Внешность и характеры различны. Что связывало таких разных собак? (дружба)

-Переключаю ваше внимание на план.

-Найдите пункты плана для завязки

Появление бешеной собаки

-Найдите этот эпизод. Зачитайте

-Кто однажды ворвался во двор?

-Как вёл себя?

Рассказ о бешенстве

Теперь вы знаете, чем опасно это заболевание.Вот почему даже Барбос боялся бешенной собаки

Мы подошли к кульминации рассказа.

Кульминация (напряженный момент): – чтение этого момента;

– Как будем читать? С какой интонацией?

Какой вывод можем сделать о Жульке?

(маленькая Жулька совершила необычный поступок.)

Развязка. Выберите пункты плана, соответствующие развязке.

Болезнь Жульки.
Прощание собак.

– Как автор описывает болезнь собаки? Чем болела? Бешенством? В чем это проявилось? Изменило ли поведение  бешеной собаки Жульку?

Заканчивая работу над композицией, найдем заключение.

Заключение Смерть Жульки.
Прочитаем последний абзац.
Что же произошло?
Как все узнали о смерти Жульки?
Что у нас получилось? (План.)
Где можем использовать?

Творческая работа. А может быть кто-то хотел изменить заключение. Предложите.

Итог: вернемся к ключевым вопросам и ответим на них.

Слайд - Можно ли назвать друзьями героев этого произведения?

- Могут ли дружить животные так же как люди?

- Способны ли собаки совершить «подвиг» во имя друг друга?

Работа с пословицами.

Прочитайте пословицы.

-Выберите те, которые характеризуют главных героев рассказа.

  1.  Сердце соколье, а смелость воронья.
  2.  Храброму смерть не страшна.
  3.  На всякую беду страху не напасёшься.
  4.  Молодец на овец, а на молодца и сам овца.
  5.  Много храбрился, да в яму свалился.
  6.  Отвага города берёт.

Чему же учит рассказ?(дружбе,верности)

Домашнее задание: с.85-91 читать, составить пересказ по плану


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31218. Источники упругих волн 30 KB
  Все источники упругих волн применяемые в сейсморазведке подразделяются на два вида: взрывные и невзрывные. Невзрывные источники колебаний в свою очередь делятся на импульсные и вибрационные. Импульсные невзрывные источники могут быть построены на различных физических принципах. При работе на суше используются преимущественно источники либо механического принципа работы удар по грунту падающего груза либо газодинамического типа.
31219. Классификация методов сейсморазведки 30 KB
  Классификация методов сейсморазведки. Внутри нее сформировалось много различных направлений и модификаций которые в силу сложившейся в геофизической литературе терминологической практики получили название методов. Общее число методов сейсморазведки весьма велико. Однако на производстве фактически широко используется лишь ограниченное число методов.
31220. Технических средств и их классификация 31 KB
  Классификация технических средств К первой группе технических средств принято относить различные системы записи и предварительной обработки сейсмической информации. Технический уровень этой группы средств решающим образом определяет состояние и возможности сейсмической разведки. Эти средства используются преимущественно для проведения полевых работ. Источники упругих волн различного типа составляют третью специфическую группу технических средств сейсморазведки.
31221. Метод отраженных волн 33 KB
  Метод отраженных волн. Метод отраженных волн MOB наиболее эффективный и развитый метод сейсморазведки применяемый в наибольших объемах при поисках и детальной разведке месторождений нефти газа и ряда других полезных ископаемых на суше и на море. Упругие волны в MOB возбуждают с помощью проведения взрывов в неглубоких скважинах или действием специальных невзрывных источников на поверхности земли. На поверхности земли регистрируются отраженные волны от достаточно протяженных геологических границ на которых заметно меняется волновое...
31222. Метод преломленных волн 29.5 KB
  В методе преломленных волн МПВ обычно регистрируются и анализируются головные рефрагированные и преломленнорефрагированные волны. Главными достоинствами МПВ являются: большой диапазон доступных для исследования глубин от первых метров до 10 15 и более километров возможность определения граничной скорости в слоях малая зависимость от помех со стороны кратно отраженных и поверхностных волн. Усовершенствованная модификация МПВ корреляционный метод преломленных волн КМПВ был предложен в СССР в конце 30х годов группой геофизиков под...
31223. Метод проходящих волн (скважинная сейсморазведка) 33 KB
  Позднее в СССР была разработана аппаратура и технология проведения вертикального сейсмического профилирования ВСП СССР Е.Основой для анализа волнового поля по материалам ВСП являются сводные сейсмограммы по стволу скважины для каждого пункта взрыва. По принципу анализа зарегистрированного волнового поля выделяют две основные модификации ВСП скалярную и векторную поляризационную модификацию ПМ ВСП. По технике записи различают однокомпонентную модификацию ВСП регистрируется только вертикальная компонента поля и трехкомпонентную ПМ ВСП.
31224. Источники упругих колебаний 30 KB
  Основным типом источников сейсмических колебаний при морских работах в настоящее время являются пневматические излучатели которые чаще всего называют воздушными пушками. Поэтому для таких источников очень важно чтобы второй импульс был как можно менее интенсивным в сравнении с первым. Комплекс мер который обычно применяют для исключения влияния повторных ударов схлопывающихся воздушных пузырей является группирование источников различной емкости и выбор оптимальной глубины и буксирования. Получающийся в результате короткий импульс создает...
31225. Анализ потенциально опасных и вредных факторов, воздействующих на пользователя ЭВМ 2.48 MB
  Возможности применения компьютера в учебном процессе, весьма многообразны. Он может служить для моделирования изучаемых явлений или систем, для реализации учебных игр, применяться для выполнения вычислений, для редактирования текстов, в качестве различного рода тренажеров.
31226. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НАРКОЗАВИСИМЫМИ ДЕТЬМИ 1.19 MB
  Сторонники этого подхода убеждены что знания об употреблении психоактивных веществ и их последствиях будет являться эффективным толчком для формирования здорового поведения и отказа от наркотиков. Употребление наркотиков объясняется важнейшей ролью социальной среды в развитии человека которая является источником обратной связи для личности рассматривается как система поощрений и наказаний. Представители досугового альтернативного подхода считают что профилактика наркомании заключается в развитии альтернативной употреблению наркотиков...