82399

Царь и кузнец (притча)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Это воистину волшебные создания С давних времен бабочки ассоциировалось с легкостью и беззаботностью. Среди скандинавов и славян бабочки олицетворяли душу человека а также служили символом всех влюбленных. С древних времен бабочки вызывали восхищение и являлись символом просветления...

Русский

2015-02-27

100.7 KB

17 чел.

Тема: Царь и кузнец  (притча)

Волкова Ирина Владимировна,                                                                                                       учитель начальных классов                                                                                                              МБОУ Луховицкая СОШ №9 Московской области

Цели: познакомить обучающихся спритчей; отрабатывать навыки беглого выразительного   чтения; учить понимать поступки героев; развивать память, речь,  мышление, воображение.

Планируемые результаты: предметные: умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение, метапредметные:Р- формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П- анализ художественного текста, выделение в нём главной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, К- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника,осмысление правил взаимодействия в паре и группе; личностные: формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к чтению.

 Ход   урока

  1.  Орг. момент .(1 мин.)

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. К нам пришли гости.

Давайте  поприветствует гостей. (Дети поворачиваются к гостям, поклон головы)

    2.Проверка домашнего задания.

- Итак, начнём урок. У вас на парте лежат карточки. Поработайте в парахисоберите слово.

1. итокис       2.лиратетургоно    3.творвачест

- Какие получились слова?  (истоки литературного творчества) Слайд1

В классе раздаются голоса детей.(Девочки и мальчика)

- Исток - это то, с чего начинается река. Как же понять название раздела?

- Я думаю, это то, с чего начиналась вся литература, что дало ей силы.

- Давайте подумаем и обсудим, какие истоки литературного творчества вы уже знаете.  Слайд2

-Выберите ответ:

*народная сказка;

*литературная сказка;

*рассказы о детях;

*пословицы, поговорки;

*народные песни;

*потешки;

*былины;

*былины;

*притчи;

*загадки.

- Вот и я предлагаю вам загадку.

•На цветке сидит  цветочек,
В два всего лишь лепесточка.
Лепестки цветные, 
По краям резные!
Посидит и улетает.
Если кто не угадает,
То подскажет мамочка:
"Да ведь это ... 

Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка)
Слайд3

А что, вы узнали о бабочках? Кто  желает рассказать? (заслушать несколько сообщений, придуманных сказок).

О бабочках можно найти много интересных фактов. Это воистину волшебные создания!

С давних времен бабочки ассоциировалось с легкостью и беззаботностью. Но так ли много мы знаем о них? Узнать все о бабочках хочет каждый, кого приводят в восторг эти сказочные насекомые.

Издавна люди окружали бабочек различными легендами и поверьями. Среди скандинавов и славян бабочки олицетворяли душу человека, а также служили символом всех влюбленных. С древних времен бабочки вызывали восхищение и являлись символом просветления души,  о чем свидетельствуют различные мифы и сказания. Например, древнегреческий миф о Психее – смертной женщине, которая благодаря силе своей любви стала бессмертна.Богиню, Психею всегда изображали с крыльями бабочки. А согласно восточным традициям бабочка, залетевшая в дом – вестник удачи и благополучия.

10 интересных фактов  о  бабочках.

1.У бабочек нет легких.

2. За свою короткую жизнь самка бабочки может отложить более 1000 яиц.

3. Бабочки рождаются, чтобы умереть, дав жизнь новому поколению. Большинство из них живет всего несколько дней, за исключением монарха, который может жить до шести месяцев.

4.Бабочки пробуют пищу лапками.

5.Бабочка «Монарх» может пролететь 1000 километров без остановки.

6.Бабочки являются вторыми по численности опылителями после пчел.

7.Некоторые виды бабочек могут развивать скорость 50 км/ч.

8.Некоторые бабочки при нападении хищников притворяются мертвыми.

9.Бабочки различают красный, зеленый и желтый цвета.

10.Бабочки не спят.

Что интересного узнали? Ребята, а почему наш урок мы начали именно с разговора о бабочках? (дома читали произведение « Три бабочки»). Вот и к вам прилетели бабочки. Они помогут вам справиться с тестом.

                                             ТестСлайд4

1. К какому литературному жанру относится произведение «Три бабочки»?

а) повесть;

б) сказка;

в) фантастика.


2.Определите тип текста.

а) художественный;

б) научный;

в) разговорный.

3. Выбери правильный ответ.

    а) данный текст содержит монолог;

    б) данный текст содержит диалог.

4.Кто является героями произведения?

а) пчелы и цветы;

б) травы и стрекозы;

в) бабочки и цветы.

5. Почему тюльпан отказался впустить к себе белую и желтую бабочек?

а) они нанесут вред тюльпану;

б) они некрасивые;

в) они не похожи  на тюльпан.

6. Почему лилия согласилась впустить к себе только белую бабочку?

а) она очень красивая;

б) она  похожа на лилию;

в)  она опыляет лучше, чем другие бабочки.

7. Кто помог бабочкам?

а) ветер;

б) солнце;

в) дождь.

8.О чём эта сказка?

а) о дружбе;

б) о трудолюбии;

в) о терпении.

Физминутка

    Утром  бабочка  проснулась,

Улыбнулась, потянулась.
Раз — росой она умылась,
Два — изящно покружилась,
Три — нагнулась и присела,

На четыре —  улетела.

  1.  Речевая разминка.Слайд5

- Прочитайте самостоятельно отрывок из стихотворения С.Есенина

Душно в кузнице угрюмой,

И тяжёл несносный жар,

И от визга и от шума

В голове стоит угар.

К наковальне наклоняясь,

Машут руки кузнеца,

Сетью красной рассыпаясь,

Вьются искры у лица.

Взор отважный и суровый

Блещет радугой огней,

Словно взмах орла, готовый

Унестись за даль морей.

- Прочитайте стихотворение медленно.

- Начинайте читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

- Начинайте читать быстро и постепенно замедляйте темп.

- Прочитайте скороговоркой.

- Прочитайте выразительно.

4. Работа по теме урока

А) Групповая работа (учитель раздаёт каждой группе по 1 притче)

Задание:

1) Внимательно прочтите.

2) Определите,  к какому истоку литературного творчества относится отрывок?

3) Чему учит эта притча?

4) Собери пословицу.

I группа:

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; Но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. ( из книги притчей Соломоновых, трудолюбию, не быть бездельником).

Трудолюбие -,плоды, дающее, дерево, ценные.( Трудолюбие - дерево, дающее ценные плоды).

II группа:

Задание:

  1.  Узнайте произведение по рисункам.
  2.  Как поняли смысл этого произведения?
  3.  Собери пословицу.

Кто,  другим, помогает, себе, помогает. (Кто  помогает  другим, помогает себе).

Земля при дороге, куда упало семя, означает невнимательных и рассеянных людей, к сердцу которых слово Божие не имеет доступа.

Каменистое место означает людей непостоянных и малодушных. Они охотно слушают слово Божие, но оно не утверждается в их душе, и они при первом искушении, скорби или гонении смогут предать.

Хорошая, плодородная земля означает людей с добрым сердцем. Плоды их это добрые дела. 

III группа:

Задание:

  1.  Внимательно прочтите.
  2.  Определите,  к какому истоку литературного творчества относится отрывок?
  3.  О чём это произведение?

Вскоре проезжавший по той дороге самарянин тоже увидел страдальца и сжалился над ним. Самарянин перевязал иудею раны, посадил в своё седло,довез до гостиницы и остался там до утра, чтобы ухаживать за больным. (О милосердии, о готовности помочь кому-нибудь в беде, посочувствовать, не требуя взамен награды).

5.Работа по теме урока.

- Итак, вы определили, что все произведения – это притчи.

- А кто вспомнит, что такое притча?

- А теперь давайте заглянем в словарь Ожегова.Слайд6

В религиозной и старой дидактической литературе: краткий иносказательный поучительный рассказ.

- Так какая тема нашего урока? (притча)

- А сейчас давайте вернёмся к стихотворению С. Есенина и прочитаем строки ещё раз.Слайд7

- Как бы вы назвали стихотворение? («Кузнец»)

- Кто такой кузнец?( Кузнец- мастер, занимающийся ручной ковкой металла.)

Догадались,о чём будем читать?

- Откройте учебникстр.52. Прочитайте полное название притчи.

- Определите задачи урока. (Познакомимся с  новой притчей, отрабатывать навыки беглого выразительного   чтения; учить понимать поступки героев; развивать память, речь,  мышление, воображение.)

- Чтение притчи подготовленным учеником.

- Ваши впечатления от прочитанного.

Физминутка

                                             Эй, кузнец.

Эй, кузнец, молодец,

Захромал мой жеребец. (Дети шагают, припадают то на одну, то на другую ногу.)

Ты подкуй его опять.

— Отчего ж не подковать? (Разводят руки в стороны.)

Вот гвоздь, вот подкова — Раз, два и готово! (Ударяют кулаками перед собой в воздухе на каждое слово.)

4.Продолжение работы по теме урока.

А) Выразительное чтение притчи учащимися.

Б) Выборочное чтение.

- На что жаловался кузнец?

- Как ответил на эти слова царь?

- О каких качествах, мешающих кузнецу, он говорил? ( жадность и тщеславие)

В) Словарная работа.Слайд8

Тщеславие

- Понял ли кузнец слова царя? Докажите.

Г) Чтение по ролям.

- Чему учит эта притча?

Д) Работа с пословицами.

- Прочитайте пословицы и подберите ту, которая выражает главную мысль произведения.Слайд9

Высшая доброта - любовь к людям.

Терпение – одно из жизненных сокровищ.

Мудрый смело исправляет свои ошибки, а глупый боится признать недостатки.

7.Рефлексия.Слайд10

- Выберите любое начало предложения и продолжите его.

* Сегодня на уроке я узнал…..

*На этом уроке я похвалил бы себя за …

*После урока мне захотелось…..

*Сегодня я сумел….

8. Домашнее задание.

- Подготовить пересказ притчи от имени царя.

- Разбиться на группы и подготовить чтение по ролям, инсценировку.

- Придумать вопросы к тексту.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63901. Стереотипная идентификация: восприятие представителей различных национальностей за границей 20.83 KB
  В первом вопросе предлагалось выбрать от 1 до 3 вариантов ответа в случае подтверждения факта общения с представителями какой либо из 3 национальностей китайцы корейцы японцы и отметить период знакомства указать в 10 летнем периоде или выбрать пункт никогда не сталкивался.
63902. Эмоциональные реакции, маркирующие трансгрессивный переход 36 KB
  Случается ли в бытии человека такая настроенность которая подводит его к самому Ничто и отвечает Ужас приоткрывает Ничто Но действительно ли это настроенность подводит человека к Ничто или всё же ситуация столкновения с Ничто вызывает эту настроенность Мы всё же возьмём ужас...
63903. Трансгрессия глобальной системы международно-правового регулирования 65.5 KB
  Основой глобального права может быть только международное право которое уже приобрело некоторые черты универсального регулятора. Глобализация это состояние мировой экономической системы охватывающей весь спектр человеческой деятельности происходящей от углубленной...
63904. Экономические условия трансформации социокультурного пространства. Доверие в экономике: миф или реальность 63 KB
  Выделяя общественные индивидуальные и самобытные отношения автор рассматривает доверие как феномен изначально характерный для индивидуальных отношений. Однако сегодня доверие становится неотъемлемой частью экономики так как с одной стороны наличие доверия...
63905. Эгоизм как общественная проблема в период социально-культурных трансформаций 25.51 KB
  Проблема эгоистичного устройства общества стояла перед человечеством с возникновением первых цивилизаций. Для нашего рассуждения мы выбирали именно эти произведения так как они относятся к одной и той же эпохе описывают одну и ту же социальную реальность...
63906. Гендерные стереотипы в трансформационном аспекте 44 KB
  Стереотипы плотно окутали общество они сопровождают нас во всех сферах нашей жизни и представляют собой более или менее непротиворечивую картину мира. Так уж сложилось что такие стереотипы в обществе существовали и будут существовать всегда.
63907. Теоретико-методологические проблемы социального контроля 16.08 KB
  Для современной России изучение социального контроля и его различных интерпретаций в социологическом знании является насущной задачей в силу ряда причин: страна находится на стадии трансформации складывается ряд новых структур функционирование которых невозможно обеспечить...
63908. Экстремизм в молодежной среде: региональный аспект 48 KB
  По национальному составу: большинство респондентов 663 идентифицируют себя с русскими 87 респондентов указали что являются бурятами 14 татарами. Выявлено следующее: 45 респондентов считают что знаю что такое экстремизм еще 415 полагают что знаю но не уверены правильно ли.
63909. Межпоколенческая преемственность и социокультурный раскол в современной России 45.5 KB
  На мой взгляд эта фраза как бы подчеркивает то что одно поколение не способно перенять все ценности взгляды правила другого поколения. Как правило между поколениями есть возрастная разница в 2025 лет. Ведь несмотря на то что преемственность между поколениями не бывает...