824

Публицистический стиль. Основы публичной речи

Реферат

Иностранные языки, филология и лингвистика

Общая характеристика публицистического стиля. Стилеобразующие черты публицистики и языковые средства их воплощения. Публичная речь. Формирование риторики как науки. Виды и жанры красноречия. Основные этапы подготовки публичного выступления. Логические основы речи. Аргументация. Взаимодействие оратора и аудитории. Виды дискуссионной речи.

Русский

2013-01-06

224 KB

437 чел.

Реферат

Тема: Публицистический стиль. Основы публичной речи

План

1. Общая характеристика публицистического стиля

2. Стилеобразующие черты публицистики и языковые средства их воплощения

3. Публичная речь. Формирование риторики как науки. Виды и жанры красноречия

4. Основные этапы подготовки публичного выступления

5. Логические основы речи. Аргументация

6. Взаимодействие оратора и аудитории

7. Виды дискуссионной речи


1. Общая характеристика публицистического стиля

Публицистический стиль (от лат. publicus – общественный) обслуживает сферу общественных отношений: политико-идеологических, общественно-экономических, культурных и других. Данный стиль является наиболее популярным их всех книжных стилей, поскольку его распространению способствуют средства массовой информации: его образцы представлены на страницах газет, журналов, в оперативно издаваемых книгах и брошюрах, в материалах радио-, кино- и тележурналистов, а также в Интернете.

Основными функциями публицистического стиля (публицистики) являются информирование (сообщение) и воздействие, причём первичной функцией является информирование. Публицистика позволяет массовой аудитории получать оперативную информацию о событиях в стране и мире, о новостях политики, науки, спорта и т. д. Таким образом, информация, содержащаяся в публицистических текстах, специфична. Её отличают:

  •  как правило, злободневность и актуальность проблематики;
  •  разнообразие содержания, поскольку публицистика отражает разные аспекты нашей жизни: политический, экономический, нравственный и т. д.;
  •  предназначенность массовой, весьма неоднородной и чаще всего рассредоточенной аудитории: ведь мы читаем газету, слушаем радио чаще всего в одиночку (исключение составляют кинозрители и отчасти телезрители, а также слушатели публичного выступления оратора, хотя интересы этой аудитории также могут быть весьма разнообразны;
  •  стилистическая неоднородность речевого (о чём подробнее будет сказано в § 2. данной лекции) и визуального оформления.

Не менее важна для публицистики функция воздействия (волюнтативная). Ведь в коммуникативное намерение автора входит не только сообщение на ту или иную тему, но  надежда на отклик читателя (слушателя), на общественный резонанс. Наряду с информацией фактологического плана,  публицистическое произведение содержит и её авторскую интерпретацию, оценку, комментарий. Оно воздействует на наши чувства и разум, и это влияние  осуществляется за счет не только эмоциональности, экспрессивности, но и продуманной логики изложения материала. Поэтому для аналитических жанров публицистики (см. табл. 2) система аргументов, логических суждений является обязательной. Следует отметить также, что воздействовать  в публицистике можно как открыто, «прямолинейно», так и завуалировано. В последнем случае точка зрения автора (СМИ) может быть выражена, например, через порядок расположения (последовательность) журналистских материалов, через изобразительный ряд, интонацию радио- или телеведущего и т. д.

Функция воздействия публицистики традиционно тесно связана с такими понятиями, как агитация и пропаганда.

Агитация – это распространение оперативной информации по поводу текущих событий, активно формирующих жизненную позицию массового адресата по конкретным ситуациям. Агитационные материалы передают идейно-эмоциональное отношение автора и СМИ к фактам, событиям, процессам и др. Типичным образцом агитации являются предвыборные листовки и видеоролики кандидатов.

Пропаганда – это деятельность по распространению фундаментальных идей, знаний, формирующих массовое сознание, а также миросозерцание конкретного человека, дающая массовому адресату ценностные ориентиры для понимания процессов, происходящих в обществе. В первую очередь популяризируются взгляды, которых придерживается владелец и/или редакция СМИ (а также стоящие за ней общественно-политические силы), по кардинальным вопросам жизни. Так, например, «глянцевыми» изданиями последовательно пропагандируется буржуазный образ жизни.

Названные выше функции в равной степени характерны и для публицистического стиля, и для журналистики, однако эти термины не следует отождествлять. Первый термин значительно шире, поскольку к публицистике, помимо жанров, представленных в средствах массовой информации, относятся также литературно-критические произведения, а также общественные (публичные) выступления на собраниях, митингах, пленумах и др. Публицистические произведения издаются в виде книг; да и многие школьные сочинения и эссе также носят публицистический характер. Таким образом, создать публицистический текст, выражая в нём  собственное мнение по поводу тех или иных событий и явлений, способен любой человек, владеющий публицистическим стилем. Однако в нашем обыденном сознании термин публицистика прежде всего ассоциируется всё же с журналистикой (журналистами) и политикой (политиками).

Публицистика существует как в письменной, так и в устной форме. Поскольку смотрят и слушают сегодня гораздо больше, чем читают и пишут, особое значение в современных условиях приобретает радио- и телепублицистика.  Кроме того, существуют публицистические жанры, совмещающие словесный и визуальный компоненты: плакат, карикатура, теле- и радиопередачи, театрально-драматические постановка и др.

►Какие виды и формы публицистики Вам лучше всего знакомы? Какие теле- и радиопрограммы Вы предпочитаете?

►Что Вы читаете из современной прессы?

2. Стилеобразующие черты публицистики и языковые средства их

      воплощения

Сфера употребления и основные функции публицистики определяют его важнейшие стилевые черты, представленные в табл. 1

Таблица 1

Основные стилеобразующие черты публицистического стиля

Функция

Соответствующие

функции  стилеобразующие черты

Сущность понятия

Информативная

Документальность

Отражение новых социально значимых сведений о действительности: фактов, событий, процессов и др.

Достоверность

Соответствие действительности, объективность.

Ссылка на источник информации.

Оперативность

Сочетание новизны сообщаемой информации и быстроты её речевого оформления

Доступность

Ориентация на понятную массовому адресату или целевой аудитории форму изложения информации

Волюнтативная

Выразительность

Коммуникативно-целесообразное проявление авторской  индивидуальности в тексте

Тенденциозность

Выражение в тексте какой-либо идеи, направленности во взглядах и намерениях; предвзятость, пристрастность

Полемичность

Выражение противоборства идей, мнений, суждений; спор при обсуждении каких-либо проблем

Призывность

Выражение в тексте побуждения к действию

 Разумеется, стилеобразующие черты проявляются в речевых произведениях разных жанров неодинаково и не в равной степени. Как уже отмечалось, в основе публицистических сообщений лежит самая разнообразная информация; этот фактор, а также различия  в способе подачи материала и порождает многообразие жанров. Типология основных жанров публицистики дана в табл. 2

Таблица 2

Основные жанры публицистики

Типы жанров

Жанры

Информационные

Заметка, хроника, корреспонденция, информационное интервью, репортаж, блицопрос, пресс-конференция, некролог

Аналитические

Статья, аналитическое интервью, обзор СМИ, журналистское расследование, обозрение, рецензия, комментарий, круглый стол,  диспут

Агитационные

Брошюра, листовка, плакат, дебаты

Художественно-публицистические

Очерк, фельетон, эссе, памфлет, пародия, сатирический комментарий

Теперь поговорим подробнее о некоторых стилеобразующих чертах публицистики применительно к разным жанрам.

В связи с документальностью следует остановиться на таком понятии публицистики (и журналистики), как факт-новость. Ведь в мире происходит множество событий, но отбираются для освещения далеко не все. Критериями отбора являются их масштабность, конфликтность, способность вызвать интерес у широкой аудитории.

Одна из важных составляющих документальности – это фактографичность, которая  предполагает указание места, времени и обстоятельств свершения факта, события, а также их участников. Достоверность, столь необходимая в информационной и аналитической публицистике,  в меньшей степени свойственна художественно-публицистическим, а также агитационным жанрам. В очерках, например, допустима некоторая доля вымысла; фельетонам, памфлетам, листовкам свойственно использование преувеличения (гиперболы) или, напротив, приуменьшения (литоты). А вот о репортаже говорят, что он отражает действительность в наименее искажённом виде.

Естественно, в журналистских произведениях оба эти  свойства «поддерживаются» и неязыковыми средствами: видеорядом, фотографиями, аудиозаписями и т. д.

          Оперативность публицистики (особенно применительно к работе СМИ) обусловлена целым рядом причин, в  том числе наличием конкуренции «на рынке новостей» и периодичностью издания (передачи, программы). А с технологической точки зрения она связана со способом фиксации и передачи информации. Так, если говорить о размещении публицистических материалов в СМИ, то следует иметь в виду, что среди существующих четырёх подсистем журналистики (печать, радио, ТВ и Интернет-СМИ) наименее оперативна, именно в силу технических причин, печать (газеты, журналы, книги и др.). А быстрее всего способны откликаться на события Интернет и радио.

            Кроме того, для создания аналитических материалов, а тем более художественно-публицистических произведений, посвящённых той или иной проблеме, необходимо гораздо больше времени, чем для написания текстов информационного плана.

Доступность публицистического текста во многом носит относительный характер, и оценить это качество можно лишь с учётом адресата. Доступным является текст, уровень сложности которого (с точки зрения информативного содержания и композиционно-речевого оформления) соответствует фоновым знаниям и интеллектуальному уровню адресата. Другими словами, публицист должен быть уверен в том,  что используемые им термины, заимствования, прецедентные тексты  и т. д. должны быть понятны потенциальному читателю (слушателю). Разумеется, отдельные выражения в тексте спортивного (экономического, политического, музыкального и др.) обозревателя могут быть и не понятны широкой аудитории, однако сам этот факт не свидетельствует о нарушении автором коммуникативных норм.  

Одно из главных качеств публицистики – выразительность. Дело в том, что основной задачей публициста является не только пробуждение интереса к своему устному или письменному выступлению, но и удержание этого интереса. Ведь именно выразительное выступление публициста расценивается нами как удачное, эффективное.

Выразительность состоит из многих «слагаемых», главными из которых являются экспрессивность, оценочность и образность. Экспрессивность – это выражение субъективного отношения автора текста к предмету речи и/или к адресату за счёт использования необычных и/или неожиданных в данной ситуации языковых и речевых средств. Антиподом экспрессивности является всё стандартное, привычное, ожидаемое, а наиболее типичным  средством выражения стандартного являются речевые стереотипы (Подробнее о речевых стереотипах см. в лекции № 6, § 6.4). Оценочность подразумевает выражение положительной или отрицательной оценки предмета речи. И в целом, для публицистического стиля характерно открытое, незавуалированное  выражение точки зрения автора, его оценки фактов, процессов и т. д. Образность как художественное отражение действительности, разумеется, характерна для художественно-публицистических жанров (Более глубоко это понятие раскрывается в лекции № 10, § 10.3.).

Безличностно-нейтральной тональностью отличаются лишь некоторые из информационных жанров: заметка, хроника, информационная корреспонденция. Обратите внимание на то, что авторство этих материалов, как правило, специально и не фиксируется, т. е. фамилия автора не указывается. Почему?

Дело в том, что заметку типа  «Около ста российских авиакомпаний включены Евросоюзом в список авиаперевозчиков, которым по новым экологическим нормам с 2012 г. могут быть запрещены полёты в аэропорты ЕС. В списке около 4 тыс. авиакомпаний со всего мира. Им предписано сократить объём выбросов углекислого газа»  (АиФ, 2009, № 35) может написать, а точнее, составить, любой начинающий журналист. А вот указание авторства  в художественно-публицистическом или аналитическом произведении  является обязательным (хотя автор, разумеется, имеет право использовать псевдоним).

В целом же, выразительность как коммуникативное качество речи отличает публицистический стиль от строгих стилей и, напротив, сближает его с  обиходно-разговорным и художественным стилями.

Говоря об  оценочности  и тенденциозности публицистического текста, необходимо учитывать и тот факт, что автор может выражать не только личную точку зрения, но и взгляды (применительно к СМИ – информационную политику) определённого сообщества: политические, корпоративные и т. д.

В публицистике (в отличие от других стилей) практически отсутствует деление на подстили, признаваемое большинством учёных-лингвистов. Так, наиболее известна классификация, предполагающая выделение следующих подстилей:

  •  газетно-публицистический (газетно-журнальный) подстиль;
  •  подстиль радио- и  тележурналистики;
  •  ораторский подстиль.  

Однако эта классификация вызывает серьёзные возражения.

Во-первых, существенное различие между первыми двумя подстилями состоит не столько в их языковых особенностях,  сколько в канале передачи информации. Далее. При подобном подходе игнорируется само существование Интернет-журналистики. И, наконец, ораторская речь неоднородна  по информативному содержанию и адресной направленности (подробнее  об этом см. в § 8.3).

           Таким образом, действительно обладающим особыми свойствами (и к тому же по-настоящему изученным) является только газетно-публицистический подстиль. Именно периодическим печатным изданиям (в первую очередь – газетам и журналам) свойственны некоторые общие принципы композиционно-речевого оформления материала:

  •  экономия языковых средств, лаконичность изложения при информационной насыщенности;
  •  чёткая структурно-смысловая организация текста, при которой предпочтение отдаётся не широкому, всестороннему освещению проблемы, а выбору одного из её аспектов;
  •  особая роль заголовка (привлечение внимания, емкое обозначение темы, рекламная функция и др.);
  •  активное использование языковых средств, типичных для других функциональных стилей (обиходно-разговорного, научного, художественного).

Однако следует помнить, что в периодических изданиях размещаются и иностилевые (непублицистические) тексты: официально-деловые (извещение, объявление, указ и др.), научные (дайджест изобретений и открытий, научно-популярный очерк), художественные (стихотворение, рассказ), а также рекламные тексты.

Для публицистики характерна как монологическая, так и диалогическая форма речи, причём  диалогические жанры особенно последовательно используются в радио- и телевещании: это интерактивные или блицопросы, ток-шоу, круглые столы, телеинтервью, всевозможные беседы «без галстука» и пр. Но и в монологической публицистической речи адресат тоже воспринимается автором как участник диалога (пусть и заочного), поэтому, как правило, речь строится в расчете на невидимого собеседника.

Подобный приём, широко используемый в устном или письменном публичном выступлении, называется диалогизацией. Она создаётся путём вкраплением в структуру монолога элементов диалога: это вопросно-ответный ход, прямое и непрямое обращение к собеседнику, субъективная оценка того или иного факта, события и т. д. Другой распространённый приём, призванный приблизить автора, скажем, аналитической статьи с читателем, называется разговорностью (Подробнее о феномене разговорности см. лекцию № 10, § 10.4).

Все указанные особенности публицистического стиля проявляются прежде всего в языковом оформлении текстов. Эти языковые особенности  отражены в табл. 3.

Таблица 3

Языковые средства воплощения

стилеобразующих черт публицистического стиля

Стилеобразующие черты

Языковые средства

их воплощения

Примеры*

1

2

3

Документальность

Общественно-политическая лексика и фразеология

Приоритеты правительства в кризисподдержка ослабленной экономики и социально незащищённых граждан 

Термины

♦ Резко возросла аффилированность закупочных отделов с поставщиками комплектующих

♦ После окончательной победы на телевидении рейтинга и инфотеймента, а точнее даже самого настоящего  интертеймента развлечения, политики, бизнесмены <…> стали уходить от информационного ТВ

Достоверность

Полемичность

Способы взаимодействия текстов: цитирование, косвенная речь, референция и др.

♦ Как заметил Виктор Христенко, по нашим законам автомобиль вообще не может быть отходом

♦Только Олег Добродеев утверждал, что в России должен быть информационный канал.  А 80 % медийной публики говорили: Россия ещё недозрела, люди этого не поймут

Оперативность

Доступность

Речевые стереотипы

♦ Число телесных повреждений, полученных спортсменами на крупных соревнованиях, растёт с каждым годом

♦ Мы стоим на пути распространения волн нестабильности, идущих из стран третьего мира, и можем в очередной раз оказаться своеобразным препятствием, которое прикроет собой Старый Свет

Доступность

Выразительность

Разговорная лексика и фразеология

Разговорные синтаксические конструкции**

♦ Наука имеет привычку искать связи между всем и вся. Дело нехитрое. Берётся одна колонка цифр (допустим, медицинская статистика) и сопоставляется с другой (например, с результатами социологического опроса). Дальше высчитывается штука, которую называют корреляцией

Выразительность

Тенденционзность

Полемичность

Книжная (в том числе устаревшая) лексика

и фразеология

♦ Зачастую люди проецируют на Церковь светские трафареты. Это упрощает понимание, но вместе с тем искажает реальность. Понятия консерватизма и либерализма сами по себе относительны

Оценочная лексика

и фразеология

♦ Именно телевидению мы обязаны распространением омерзительного словечка «шопинг»

♦ Рассуждения о том, что российский промышленный дизайн находится в плачевном состоянии, давно стали общим местом

Тропы***: метафора, перифраза, прономинация, сравнение, гипербола, литота, антитеза и др.

♦…В 60-е годы миновавшего столетия Шукшин ворвался в «плотные слои атмосферы» советского искусства как метеор и своим появлением перевесил ту чашу весов, где собиралось воедино искусство русское. <…> Дар его и дал возможность Шукшину ощутить, как свою собственную, больную душу народа, выпавшую из вековечного гнезда и в страдании ищущую торопливо, как в него, в это гнездо, вернуться

Примечания: *Иллюстративный материал взят из публицистических текстов, опубликованных в 2009 г. в периодических изданиях: «АиФ», «Литературная газета», «Российская газета», «Русский репортёр», «Итоги».

**Разговорные синтаксические конструкции: односоставные, неполные и эллиптические предложения; синтаксически нечленимые предложения; парцеллированные и присоединительные конструкции. Более подробно характеристика синтаксических конструкций, типичных для обиходно-разговорного стиля, представлена в лекции № 10,         § 10.3.

***Характеристика основных тропов приведена  в прил. 6, табл. П.6.1.

Окончание табл. 3

Выразительность

Тенденционзность

Полемичность

Фигуры речи: инверсия, риторический вопрос и др.

♦ Страшна даже не временная безработица – страшна утрата выбранной профессии, мечты, призвания. Страшны изломанные человеческие судьбы.
Почему всё-таки первой скрипкой в нашем государстве стали крупные банкиры, а не инженеры, учёные, рабочие, учителя, офицеры, крестьянство – те, кто на самом деле составляет соль земли Русской?
Почему сегодня надо переквалифицировать тех, кто чес
тно делал своё дело, кто работал по призванию, был настоящим специалистом, а не банкиров, олигархов и капитанов капиталистической промышленности, оказавшихся в долгах перед всем миром, а теперь и своим народом?

Прецедентные тексты

♦ «Из-за леса, из-за гор» пришёл кризис

♦ Процесс банкротства пошёл ускоренными темпами

Обновление фразеологизмов

♦ Они запускают жадные руки в государственную казну

♦ Это последняя спица в нашей колеснице

Призывность

Формы повелительного

наклонения глагола

Покиньте интернет- форумы – анонимный чемпионат по переливанию из пустого в порожнее.

Выключите телевизор на некоторое время. Действуйте. Начните с собственного дома <…>

Установите порядок в доме. Затем - на улице

Побудительные

предложения

Примечание: Характеристика фигур речи приведена  в прил. 6, табл. П.6.2.

Итак, можно утверждать, что в целом для публицистики характерными являются:

  •  с точки зрения содержания   отражение реальной действительности с учётом её многогранности, а также взаимосвязей между различными явлениями и процессами;
  •  с точки зрения творческого принципа публицистики   сплав интеллектуального (рационального) и эмоционально-волевого подходов к изображению действительности;
  •  с точки зрения языкового оформления сочетание стандартных и индивидуально-экспрессивных языковых средств.

► Почему для создания аналитических и художественно-публицистических произведений, посвящённых той или иной проблеме, необходимо гораздо больше времени, чем для написания текстов информационного плана?

► Подберите статьи из газет с оригинальными заголовками. Все ли из них соответствуют содержанию текста? Как бы Вы по-другому назвали эти тексты? 

           

           3. Публичная речь. Формирование риторики как науки. Виды и жанры

                  красноречия

Важнейшей разновидностью публицистического стиля является устная публичная речь. Под публичной речью, как правило, понимается устное выступление, обладающее рядом характерных признаков, таких как:

  •  коллективный или массовый адресат;
  •  общественно значимая тема выступления;
  •  подготовительная работа, предшествующая выступлению (хотя, разумеется, нельзя исключать и спонтанных публичных выступлений);
  •  планируемое целенаправленное воздействие на адресата.

Хорошо сформированные умения и навыки устного публичного выступления издавна называют ораторским искусством (или мастерством), и изучаются эти важнейшие для человека умения древнейшей наукой – риторикой.

Однако не следует отождествлять риторику и ораторское искусство. Действительно, риторика как наука начиналась с обучения именно ораторскому мастерству, но  сейчас  термин риторика трактуется значительно шире, поскольку включает в себя не только устную ораторскую речь, но и отдельные письменные жанры – в общем, любые разновидности речевого взаимодействия,  в рамках которого мы осознанно ставим цели, заранее планируя воздействие на адресата, прогнозируя результат. Врачу, к примеру, надо убедить пациента принимать лекарство, менеджеру – побудить покупателя приобрести товар и т.д. Современная риторика призвана научить человека эффективному взаимодействию в самом широком смысле этого слова.

Есть еще один термин, который часто употребляют как синоним слову риторика. Это исконно русское слово – красноречие. Надо сказать, что в русском языке были и другие слова с подобной семантикой: златоустие, красноглаголанье, велеречие. Это наглядно показывает, насколько почиталось в русской культуре истинное, красивое, веское слово. Разграничил понятия риторика и красноречие в свое время М.В.Ломоносов (его и считают основателем русской риторики). Под риторикой он понимал «науку, учение, правила», а под красноречием  умение «красно говорить», то есть практически использовать эти правила. Издавна формируются отдельные виды красноречия или направления риторики. Одна из классификаций представлена в табл. 4. 

Таблица 4

Виды красноречия  на основе сферы распространения      

Виды красноречия

Основные жанры

1

2

Политическое

Политическая дискуссия, парламентская речь, выступление на митинге, телевизионное обращение президента (депутата)

Академическое

Научный доклад, защита диссертации, лекция, научная дискуссия

Судебное

Прения сторон (обвинительная речь прокурора, выступление адвоката), речь ответчика, оглашение приговора

Социально-бытовое

Юбилейная речь, застольная речь (тост), комплимент

Духовно-нравственное

Проповедь, речь миссионера

Дипломатическое

Переговоры, правительственное заявление, нота

Зарождение риторики как науки и учебной дисциплины связано с периодом демократии в Афинах. Произнесение речей тогда было способом решения государственных вопросов на форуме или в сенате; спорные речи произносились в судах, где не было профессиональных адвокатов или обвинителей, а каждый гражданин мог выдвигать обвинения и защищать себя. На многолюдных празднествах и поминках звучали ритуальные речи. Риторическое учение дошло до нас в виде высоких образцов речей выдающихся греческих ораторов Демосфена, Лисия, Сократа, Перикла и др., а также теоретических трудов по риторике Горгия, Аристотеля. В дальнейшем риторическую традицию продолжили в Древнем Риме Цицерон, Цезарь, Брут, Квинтилиан и др.

Ораторское мастерство — это отчасти искусство, но этому искусству, по мнению античных деятелей, можно и нужно научиться. Хорошо известно высказывание Цицерона1 на этот счет: «Поэтами рождаются, ораторами становятся». Многие античные риторы своей биографией доказали справедливость этого положения.

Особенно ярким в этом смысле является пример Демосфена, от природы обладающего невыразительной внешностью и тихим голосом. К тому же он картавил, а одно плечо при волнении подергивалось. Первое публичное выступление Демосфена в суде, где ему необходимо было отстаивать свои права на собственность, закончилось провалом. И тогда Демосфен стал настойчиво учиться ораторскому мастерству: брал уроки у выдающегося актера Исея, упорно занимался дикцией и развивал голос. Известно, например, что, набрав в рот камешки, он читал скороговорки; декламировал стихи, поднимаясь в гору или перекрикивая шум морских волн, стоя на берегу. Надолго удаляясь от людей, он репетировал речи перед большим зеркалом, над которым висел острый меч: если плечо дергалось, оратор ранил себя (таким образом он избавился и от этого недостатка).  И  труды Демосфена не пропали даром: он стал выдающимся оратором и прославился на века.

Как вы полагаете, изменилось ли отношение к ораторскому искусству в современном обществе? Достаточно ли развито риторическое образование у нас сегодня?

4. Основные этапы подготовки публичного выступления

Есть много профессий (политик, преподаватель, журналист, менеджер), требующих от человека навыков публичного выступления. Но даже если ораторские умения и не востребованы профессиональной деятельностью напрямую, умение говорить публично будет полезно любому из нас в определенных жизненных ситуациях: на торжествах, на собраниях, во время публичной  защиты научной работы (дипломного проекта, диссертации) и т. д.

Безусловно, ораторскому мастерству нужно долго учиться, причём для этого потребуется не только знание теоретических основ риторики, но и богатая практика публичных выступлений. Однако некоторые правила и рекомендации можно изложить в сжатом виде.

       1. Начинающему оратору нужно очень серьезно готовиться к публичной речи. Именно в этом залог успеха у публики (экспромты могут позволить себе только опытные ораторы).

С чего же следует начинать подготовку?

Начальный этап называют  в риторике изобретением речи.  Здесь продумывается основная тема речи, важнейшие идеи, которые будут воплощены в тексте выступления. Тему (предмет высказывания) обычно формулируют словом, словосочетанием или фразой. Затем выделяют отдельные подтемы, подпункты, которые могут стать элементами плана. На начальном этапе планируются цели и задачи речи, а также её прогнозируемый результат.

При «рождении» идей важен творческий подход, оригинальность замысла. При этом не следует забывать, что, с одной стороны, выбранная тема должна соответствовать аудитории, адресату. С другой стороны, она должна быть интересна и самому оратору: только увлекшись темой, он сможет увлечь (и даже зажечь) аудиторию. Следует учитывать и коммуникативную ситуацию, составляющие которой подробно охарактеризованы  в лекции № 6, § 6.3).

2. Затем будущий оратор обращается к подбору необходимого материала из разных источников (их краткая характеристика представлена на рис. 1.

ИСТОЧНИКИ ПОДГОТОВКИ

Непосредственный опыт - собственные вос-поминания, целенаправленные наблюдения, дневники, участие в экспериментах, экспедициях, социальных программах, воображение, интуиция 

Опосредованный опыт - знания, полученные в процессе обучения; печатные издания, СМИ, музеи, выставки, информационные системы и др.

Рис. 1. Источники подготовки публичного выступления 

 Чему отдать предпочтение? Каждый из источников имеет свои преимущества.

Непосредственный опыт ценнее из-за того, что он более актуален, пережит автором, окрашен его эмоциями, Зато опосредованный опыт объективнее: он проверен логическими методами и практикой, признан многими людьми. Именно поэтому при создании текста следует придерживаться разумного соотношения собственного и заимствованного материала.

В любом случае информация, которая предлагается слушателям, должна быть структурирована и логически оформлена таким образом, чтобы ее было удобно  не только излагать выступающему, но и воспринимать слушателям.

3. Следующий этап подготовки в риторике называется расположение речи.

Под расположением подразумевается композиция текста, порядок расположения материала, соотношение частей выступления. Конечно, композиционное решение может варьироваться в зависимости от тематики, целей и задач речи, особенностей аудитории, однако существуют определенные принципы расположения материала, которые считаются наиболее оптимальными в речевой практике.

Например, традиционно используется трехчастная композиция: вступление, основная часть, заключение. При продумывании устного выступления следует учитывать закономерности человеческого внимания и памяти. Так, психологам известен «закон края», согласно которому лучше всего запоминается начало и конец речи, поэтому эти элементы нужно прорабатывать особенно тщательно.

Во вступительной части следует различать зачин и собственно вступление. Зачин, апеллируя непосредственно к слушателю, призван правильно организовать восприятие аудиторией оратора и его речи, поэтому начало должно быть эмоциональным, увлекательным и в то же время лаконичным. Само же вступление подсказывается прежде всего содержанием текста и особенностями адресата. Оба эти композиционных элемента неразрывно связаны с остальными структурными частями текста как содержательно, так  и стилистически.

Не менее важной частью является и заключение. Это логическое завершение речи – то, с чем слушатель уходит из аудитории. Здесь следует разграничивать заключение, вытекающее из содержания (обобщения, выводы и пр.), и концовку, которая призвана активизировать сенсорное восприятие слушателя (призывы и побуждения, комплименты и др.). Убедительная и яркая концовка прекрасно запоминается, оставляет хорошее впечатление на аудиторию (и наоборот), поэтому часто конец перекликается с началом.

Различие между основными элементами публичного выступления и его основной частью представлены в табл. 5. 

Таблица 5

Композиционные элементы текста публичного выступления

Основные этапы. Их роль

Используемые приемы

Варианты отдельных частей

Зачин

Помогает установить контакт с аудиторией

• Привлекает внимание слушателей к теме предстоящего разговора

• Заинтересовывает слушателей, настраивая на восприятие речи

Обращение

Уважаемый господин председатель! Уважаемые члены комиссии! Господа!

Приветствие

Добрый день, уважаемые коллеги!

Апелляция к объективным факторам (месту, погоде, времени и др.)

    Я полагаю, все вчера  слышали…

Апелляция к речи или личности предыдущего оратора                                                         

    Как уже было сказано…

Апелляция к собственной персоне: своему опыту, своим чувствам

Юмористическое замечание, анекдот, прецедентный текст

Неожиданный вопрос к аудитории или вопросно-ответный ход

Вступление

• Излагается цель речи

• Обосновывается постановка проблемы

• Представлена тема речи и  направление её развития

• Даётся обзор главных пунктов выступления

Изложение истории вопроса

Обоснование актуальности темы

Обращение к историческому эпизоду, цитирование, в том числе парадоксальное

Обращение непосредственно к интересам аудитории: вопросы жизни и смерти, благосостояния, здоровья и др.

 

Основная часть

 • Последовательно представлены и разъяснены выдвинутые положения

• Доказывается их справедливость

• Слушателей подводят к нужным выводам

Выдвижение тезисов и их обоснование

Выявление причинно-следственных связей

Апелляция к известным источникам, свидетельство, цитирование

Изложение фактов, примеров, статистических данных

Моделирование парадоксальной ситуации, «провокация»

Краткое отступление от темы

Сравнение, сопоставление всех «за» и «против»

Принципиально новая оценка общеизвестного события, явления

Заключение

• Суммируется сказанное выше

• Делаются выводы

• Определяются возможности дальнейшего развития основных идей

Подытоживающее повторение, где содержится обобщение сказанного и выводы

Интригующий финал, где не все договорено до конца, а слушателям самим предлагается сделать вывод

Развязка сюжета (в повествовании)

Нравственная мысль

Концовка

Усиливает эффект от выступления

• Повышает интерес к предмету речи (в информативной речи)

• Призывает к действиям (в убеждающей речи)

Призывы и побуждения  

Так давайте же…

Пусть будет…

Я взываю к вашим лучшим чувствам

Обращение к аудитории со словами благодарности или комплиментом

Благодарю за внимание

Мне было очень приятно работать с вашей аудиторией

Следуя заявленной выше композиционной структуре, используя представленные в таблице приемы, рекомендуемые клише, составьте свой текст публичного выступления на одну из следующих тем:

«Эта вечная проблема отцов и детей», «Почему не любят отличников», «Все мы родом из детства», «Незабываемое путешествие».

5. Логические основы речи. Аргументация 

Несмотря на всю значимость начала и концовки речи, ее основное содержание, в том числе и вся аргументация, всё же содержится в основной части. Пути раскрытия темы могут быть различны, поскольку зависят от целей и задач дискурса (текста, рассматриваемого в совокупности с нелингвистическими факторами, в первую очередь, коммуникативной ситуацией). Но в любом случае изложение материала должно быть последовательным и логичным. Структурная организация, используемые примеры – все должно «работать на идею», соответствовать намерениям оратора. В устной речи не следует прибегать к суждениям сложным и громоздким, не стоит злоупотреблять повторами (сказанное касается и повторения отдельных фраз и перефразированных, но близких по смыслу суждений). Важно также заранее продумать переходы от одной части к другой, используя, например, метатекстовые средства (наиболее употребительные из них названы в прил. 5). Приводя в обоснование своего мнения аргументы, целесообразнее располагать их таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала (согласно принципу усиления).

Итак, именно в основной части публичной речи излагаются доводы, аргументы, на основании которых строится процесс убеждения слушателя. В логике и риторике существуют специальные термины для описания этого процесса. Утверждаемая оформленная мысль называется тезисом. Однако выдвинутый тезис нуждается в доказательстве, а доказательство требует              использования системы аргументов, которые могут быть выстроены в тексте различными способами. Сам процесс построения доказательства называется аргументацией.

Различают два вида аргументов:

  •  рациональный аргумент, воздействующим на разум, логику слушателей;
  •  иррациональный (психологический) аргумент, взывающий к чувствам и эмоциям.

Хотя психологические аргументы и не являются аргументами в строгом значении этого слова, однако в публичной речи они играют очень важную роль. Почему? Наверное, большинство из нас согласится с тем, что в реальной жизни человек зачастую принимает решения, опираясь не на строгое доказательство, а на устоявшиеся мнения, собственные эмоции и т. п.

Рассмотрим разновидности аргументов подробнее. В таблицах 6 и 7 представлены примеры аргументов, которые могут быть использованы при разработке публичного выступления на тему «Эвтаназия: грех или благо?»

Таблица 6

Рациональные аргументы

  1.  ЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА

Термин

Сущность понятия

Примеры

Дефиниция

Краткое определение какого-либо понятия, отражающее его наиболее существенные признаки; как правило, сначала называется его родовая принадлежность, а далее – видовые отличия

Эвтаназия – медицинская помощь больному, страдающему неизлечимым мучительным заболеванием, в быстром и безболезненном прекращении жизни. Существует пассивная эвтаназия – прекращение поддерживающей терапии, в том числе отключение от систем жизнеобеспечения, и активная эвтаназия – введение препаратов, влекущих за собой смерть

Дедукция

Рассуждение от общего к частному (от общих положений и законов – к конкретным фактам и явлениям, их подтверждающим)

В оценке явлений, относящихся к морально-нравственным категориям, в частности к эвтаназии, невозможно найти единственно верное решение. Можно привести массу аргументов «за» и еще больше доводов «против». Находятся многочисленные сторонники и той и другой позиции. Но свой моральный выбор делает каждый человек сам, и эта позиция не может быть единой для всех

Аналогия

Умозаключение, сводящееся к тому, что если два явления обладают двумя или несколькими сходными признаками, то они, вероятно, сходны и в других проявлениях

Представим себе, как будут чувствовать себя свидетели того, как  у них на глазах человек закапывает себя заживо. Любой нравственный человек не может оставаться к этому безучастным. Так и легализация, узаконивание эвтаназии не может оставлять равнодушным морально здоровое общество. Это противоестественно

Индукция

Изложение материала от частного к общему (от предъявления отдельных фактов к их обобщению)

Государство не сможет контролировать исполнение даже самого безупречного закона об эвтаназии. Убийства, связанные с наследством, недвижимостью, с любой корыстью, получат законное прикрытие. В странах, где такая практика введена, увеличивалось число убийств и самоубийств. Поэтому государство не должно допускать легализации эвтаназии

  1.  ДОВОДЫ ПО СУЩЕСТВУ ДЕЛА

Термин

Примеры

Опора на факты, на опыт

За трагической судьбой француженки Шанталь Себир в марте 2008 года следили все мировые новостные программы. Женщина на протяжении семи лет страдала редкой неизлечимой формой рака носовой полости. Себир неоднократно обращалась в судебные инстанции и лично к президенту с просьбой разрешить ей эвтаназию, но всюду получала отказ. Все закончилось 20-го марта 2008 года, когда Шанталь Себир была найдена у себя дома мертвой. При вскрытии обнаружилось, что Себир совершила самоубийство

Примеры

и иллюстрации

Состояние некоторых людей таково, что лучше умереть, чем продолжать жить. Ярким примером этой ситуации являются те пациенты, которые страдают от сильных болей или обречены на жизнь в унизительной зависимости от других даже в удовлетворении самых элементарных нужд

Таблица 7

Иррациональные аргументы

Термин

Сущность понятия

Примеры

Обращение

к традиции

Обращение к исторически сложившимся, передаваемым из поколения в поколение нормам поведения, взглядам, обычаям, ритуалам; апелляция к общности морально-нравственных ценностей

Следует избавиться от наследия советской ментальности. Ведь в советское время предсмертные страдания человека считались бессмысленными, так как с точки зрения атеизма загробной жизни не существует. На са-мом же деле предсмертное время очень важно для человека – именно тогда он понимает, что самое важное в его жизни – это отношения с людьми. Именно это измерение человечности и отстаивает сегодня русская православная церковь

Апелляция

к авторитету

Ссылка на мнение или действия лица, зарекомендовавшего себя в какой-либо области

Православный священник отец  Димитрий (Владимир Благов), возражая сторонникам эвтаназии,  называет вещи своими именами: «Эвтаназия – смертельный грех. Причем, разрешая врачам искусственно прерывать жизнь, грешат не только они, но и несчастные больные, которых жизнь загоняет в угол,  и общество в целом…»

Апелляция

к чувствам

(доводы

к аудитории)

Высказывания, воздействующие на эмоции, волю человека, апеллирую-щие к его интересам; затрагивают чув-ство собственного достоинства, материальные,  экономические, социальные интересы, физическое благополучие, свободу, привычки

С одной стороны, безболезненная смерть - это милосердие, проявление сострадания. Вы видели когда-нибудь страшные мучения и боли, которые приходится терпеть множеству больных раком, инсультникам, парализованным?

На последней разновидности аргументов следует остановиться особо. Эти доводы содержат эмоционально-оценочную лексику и «подают» действительность под углом зрения, выгодным оратору. Как правило, апелляция к чувствам носит т. н. биполярный характер: это доводы к отвержению или к сопереживанию, вызывающие в сознании слушателей либо приятные, либо неприятные образы. Заметим, что именно этот вид аргументов преобладает в некорректных приемах воздействия, используется для манипулирования адресатом.

Подобрав аргументы, нужно не только оценить их силу и важность, но и оптимально расположить их в тексте выступления. В большинстве случаев рекомендуется выстраивать аргументы так, чтобы  доказательная сила их возрастала, т. е. вначале использовать слабые доводы, которым легче найти возражение, а в завершении – более сильные, которые трудно или невозможно опровергнуть.

После продумывания аргументирующей стратегии составитель речи приступает к словесному оформлению текста, облекая свои идеи, мысли, доводы в языковую форму. Главная задача на этом этапе – сделать будущее выступление выразительным, воздействующим. Для этого язык предоставляет нам богатейшие возможности изобразительно-выразительных средств. Создатель текста насыщает его тропами, фигурами речи, применяя приемы диалогизации речи, языковой игры, различные возможности и др.

Завершает подготовку выступления усвоение материала. На этом этапе окончательно отработанный текст следует прочитать несколько раз, чтобы запомнить логику развития темы и подобрать верную интонацию.

С чем же оратор выходит перед аудиторией? Существует несколько вариантов.

1. Можно выступать с опорой на полный текст. Это самый неудачный вариант, так как чаще всего оратор переходит на чтение с листа, а если пытается оторвать взгляд, то все время ищет нужную строку. Взаимодействие с аудиторией в таком случае отсутствует.

2. Некоторые пытаются выучить текст наизусть и воспроизвести его дословно «без бумажки». В этом случае выступающий вспоминает нужную фразу и выглядит неестественно, а любая реакция зрителей, какой-нибудь вопрос из аудитории может сбить его с толку.

3. Многие предпочитают использовать развернутый план, который строится по образцу планов школьных сочинений (пункты, подпункты, отражающие основные идеи). На листке плана можно оставить широкие поля, чтобы записать опорные слова, поскольку по опорному (ключевому) слову можно легко восстановить в памяти соответствующий раздел. Такая «шпаргалка» позволяет быстро вспомнить материал и не мешает установлению контакта со слушателями. Желательно также записать статистические данные, имена собственные.

4. Можно написать тезисный план, состоящий из кратких сообщений (утверждений) по каждому пункту. Эти утверждения записываются на небольших карточках, которыми можно воспользоваться во время выступления. Они не отвлекают внимания слушателей и одновременно позволяют поддерживать контакт с аудиторией.

5. Рекомендуется также основные положения проиллюстрировать, соединив их в карту-схему речи. Лист с «маршрутом» речи, рисунками может находиться перед глазами во время выступления, давая дорогу импровизации и при этом не позволяя сбиться с пути. Такой вариант особенно хорош для людей, наделенных воображением и образным мышлением.

Кого из наших современников, выступающих публично, вы можете охарактеризовать как яркого, запоминающегося оратора? Чем именно привлекает вас его речь?

6. Взаимодействие оратора и аудитории

Однако правильная, грамотная, выразительная, выстроенная по всем канонам риторики речь еще не гарантирует нам успешного и эффективного выступления. Важно так «донести» материал до слушателя, чтобы аудитория восприняла предложенную информацию адекватно авторскому замыслу. Для достижения эффективности большое значение имеют личность говорящего: специфика его манеры общения, умение управлять вниманием аудитории, владение невербальными компонентами и многое другое. Причем, каких-либо единых правил и рекомендаций на этот счет нет и быть не может: каждый оратор формирует свой индивидуальный стиль, соответствующий его темпераменту, жизненному опыту, кругу интересов и пр. Назовем некоторые общие требования к речевому поведению выступающего.

1. Прежде всего, заметное влияние на установление контакта со слушателем оказывает личность оратора, его репутация. Причем зачастую важны не столь личные качества оратора, а то, как они воспринимаются аудиторией, каким его видят окружающие. Среди факторов, влияющих на формирование образа оратора в глазах слушателя, мы бы выделили следующие:

  •  заинтересованность, увлеченность (и самой темой речи, и общением со слушателем);
  •  искренность (слушатель должен верить, что выступающий говорит правду);
  •  дружелюбие (слушатели стремятся к близости с оратором, а для этого важно создать дружескую и одновременно деловую атмосферу, чему способствуют доброжелательность, внимательность, а отчужденное, подчёркнуто дистантное общение не приносит ожидаемого результата);
  •  обаяние (притягательная сила, исходящая от человека, которая создается совокупностью тембра голоса, мимических движений, пластики и других факторов, до конца не осознаваемых слушателями);
  •  артистизм как способность человека представлять себя публике в неком образе; в то же время оратор и артист – не одно и то же: артист ориентирован на вымышленные обстоятельства роли, а оратор – на реальную ситуацию и «играет» самого себя.

2. По-разному следует вести себя в однородной (по возрастному, половому признаку, по кругу интересов, по тепени заинтересованности в получаемой от выступающего информации и т. д) аудитории и неоднородной. Общее правило: чем однороднее аудитория, тем вероятнее её единодушная реакция; если собираются разные люди, труднее найти то общее, что должно их объединить хотя бы на время выступления

3. В большой (по количеству слушателей) аудитории нужно говорить более громко, не следует отвлекаться на мелкие детали, без особой необходимости вступать в дискуссию. Маленькая же аудитория требует более «камерной» обстановки, большей близости к ней и полностью отвергает «озвучивание» написанного заранее текста.

Замечено, что механизмы внимания массовой аудитории работают по-иному. Ведь группа слушателей – это нечто иное, чем простое скопление людей. Многие выступают в роли слушателя вопреки своему желанию, и поэтому к оратору предъявляются особенно «жёсткие» требования: он должен показать себя в равной степени знающим, убеждённым, уверенным в себе, грамотным и т. д.  И ещё одна особенность большой аудитории: в ней быстро распространяются эмоциональные реакции (вспомним: если на лекции кто-то начинает шуметь, через 5 минут «гудят» почти все). Чтобы направлять внимание аудитории в нужное русло, полезно, например, «квантовать» речь – подавать ее небольшими порциями. Важно периодически стимулировать активность слушателя, «тормошить его», меняя темп речи или задавая вопросы, обращаться непосредственно к кому-то из аудитории и т. п. Если же выступающий держится нерешительно, как бы извиняясь за свою миссию, то в любой аудитории чувство ожидания неизбежно сменяется разочарованием.  

4. Важно помнить, что, хотя во взаимодействии оратора и аудитории участвуют практически все каналы восприятия, в первую очередь слушатель воспринимает вербальную (словесную) информацию. Затем «считывает»  визуальную картинку: внешний облик, в том числе одежду, мимику, жесты, позы выступающего и, конечно же, отмечает акустические особенности речи говорящего.

Так, успешность взаимодействия обеспечивается  зрительным и голосовым контактом со слушателем.

При зрительном контакте (а это важнейшее средство создания эффекта коммуникативного сотрудничества) необходимо контролировать свой взгляд. Неопытные ораторы бессознательно стремятся смотреть на потолок, в пол, в пространство, на преподавателя, часто возникает т. н. «невидящий» взгляд. При этом выступающий не в состоянии следить за реакцией слушателей, т. е. обратная связь отсутствует. В этом случае рекомендуется смотреть в глаза слушателям, переводя взгляд с одного человека на другого, но таким образом, чтобы у слушателей не возникло ощущение «бегающего» взгляда. Задерживать взгляд нужно настолько, чтобы ощутить контакт с конкретным собеседником. В соответствии с русской культурной традицией взгляд должен быть и внимательным, и ненавязчивым одновременно.

Успешному зрительному контакту сопутствует и контакт голосовой, в рамках которого отношение к  оратору формируется благодаря акустическим параметрам его голоса. К последним относятся обаяние тембра голоса, богатство и разнообразие интонации (подробнее об интонации см. лекция 2, табл. 2.10). Для лучшего восприятия аудиторией звук должен «лететь» – равномерно распространяться в аудитории. Следует говорить не слишком громко, и не слишком тихо. Главное: дикция должна быть отчетливой, чтобы все сказанное было услышано и правильно понято; темп – умеренным, поскольку слушатели должны успевать не только воспринимать, осмыслять услышанное, но и  при необходимости записывать.

Конечно же, многое из перечисленного зависит от природных данных оратора, но современные риторические методики позволяют развивать и совершенствовать практически все эти умения и навыки.

► Какими, с Вашей точки зрения, качествами должен обладать человек, чтобы успешно говорить публично? Какие трудности его ожидают?

► Какие трудности испытываете лично вы, выступая перед аудиторией?

7. Виды дискуссионной речи

К особым видам публичных выступлений следует отнести разнообразные жанры дискуссионной речи. Когда мы говорим о взаимодействии оратора и аудитории в монологической речи, мы лишь подразумеваем обратную связь. Она может быть не оформлена в виде устных или письменных речевых высказываний, ее бывает трудно отследить, проанализировать. Подлинное взаимодействие  возможно, конечно, лишь в диалоге: в беседе или в разных видах дискуссии.

Диалогическое общение –  это первичная форма речевого взаимодействия, и помощь в овладении искусством  диалога  является одной из важных задач риторики. Так, мастером беседы признан древнегреческий философ Сократ, видевший свое предназначение в том, чтобы помочь собеседнику прийти к истине с помощью вопросно-ответного диалога – беседы. Беседа предполагает взаимный обмен информацией, мнениями, чувствами. Афористичность, изящество, легкость, уместная шутка, тонкость намека, точность и смысловая емкость – вот что отличает искусство беседы. Метод Сократа и сегодня не утратил своей актуальности,  а многоликий  феномен беседы реализуется в разных стилях и жанрах. Это, например, беседа врача и пациента, родителей и детей, журналиста и интервьюируемого, собеседование при приёме на работу или в учебное заведение, светская беседа и т. д.

Однако непрестанный поиск истины порождает и разнообразные формы дискуссионной речи. Человек, стремящийся  познать окружающий мир и самого себя, всегда хочет, сопоставив своё мнение с чьим-то другим, найти либо подтверждение своей позиции, либо оспаривание её, что, в свою очередь, порождает столкновение, борьбу мнений. Итак, спор (или дискуссионная речь) – это публичная речь, в рамках которой происходит столкновение разнообразных или противоположных точек зрения. В табл. 8 представлен один из возможных вариантов классификации дискуссионной речи.

Таблица 8

Виды дискуссионной речи

Термины

Сущность понятия

Примеры коммуникативных ситуаций

Прения

Разновидность спора, диалогический жанр публицистики, используемый в академическом и политическом красноречии; публичное обсуждение какого-либо вопроса с выражением разных точек зрения

Обсуждение устава  учреждения

Обсуждение законопроекта в парламенте

Дискуссия

Разновидность публичного спора, целью которого является поиск истины, нахождение правильного решения через выяснение и сопоставление разных позиций и мнений

Деловое совещание по принятию решения о перспективах развития предприятия  

Диспут

Публичный спор на заданную научную или иную общественно значимую тему, в процессе которого сталкиваются разные точки зрения

Телепрограммы:

«Гражданин Гордон» (1-й канал), «Честный понедельник» (НТВ)

Полемика

Спор в печати или устной публичной речи, в котором присутствует конфронтация, противоборство идей, мнений, целью которого является победа над оппонентом

Телепрограммы:

«Поединок» (т/к «Россия 2»)

«Три угла» т/к «Россия1»)

Умение вести дискуссию, опровергать точку зрения оппонента, убеждать его в своей правоте и т.д. является показателем наивысшего ораторского мастерства. И вот почему. Монологическая речь в целом подразумевает бОльшую степень подготовленности выступающего. А в дискуссии, как бы тщательно к ней ни готовиться заранее, элемента спонтанности не избежать. Поэтому участники дискуссии должны не только обладать безупречной логикой, языковым мастерством, но и быть внимательным к собеседнику, прогнозировать его реакцию, быстро реагировать на его контрдоводы, оперативно принимать решение и т. д.

Научиться этому непросто: здесь недостаточно изучить стратегические и тактические приемы ведения спора. Очень многое завит от психологических способностей человека и его личных качеств. Хотелось бы отметить также, что к участникам дискуссионной речи значительно усиливаются и этические требования. К сожалению, сегодня мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда этические нормы в дискуссионных жанрах грубо нарушаются. Вспомним парламентские выступления, которые нередко заканчиваются оскорблениями оппонента (а иногда и рукоприкладством). Или многочисленные телевизионные ток-шоу, где обсуждения серьезных тем сопровождаются криком, перебиванием друг друга и даже сквернословием. То же самое наблюдается в ситуациях бытового диалогового общения.

Выводы

В заключение напомним некоторые этические правила ведения спора:

1) не рекомендуется вступать в спор без особой необходимости;

2) следует помнить, что спор предполагает наличие, с одной стороны, несовместимых представлений об одном и том же объекте, а с другой – определенной общности исходных позиций сторон;

3) оппонентам нужно четко определить предмет дискуссии и в продолжение спора не упускать из вида главных положений;

4) следует проявлять уважительное, тактичное отношение к оппоненту, выслушивать мнение противника, сохраняя самообладание и сдерживая негативные эмоции;

5) определенность позиций, взглядов участников спора не исключает гибкости тактических приемов (например, иногда стоит признать правоту противника, не следует бояться собственных промахов и ошибок).

1 Цицерон Марк Туллий (106 - 43 до н. э.) — древнеримский политический деятель, знаменитый оратор, писатель


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4009. Сутність екологічного менеджменту 411 KB
  Антропогенний і техногенний вплив на природне середовище. Сучасний рівень порушення екологічної рівноваги на Землі Діалектика взаємодії суспільства і природи носить історичний характер і полягає в тім, що людство - складова частина природи, р...
4010. Економічна теорія. Методичні вказівки до виконання самостійної роботи 945.5 KB
  Методичне видання складається з передмови, загальних вимог до самостійної роботи, тематичного планування самостійної роботи студентів, завдань на самостійну роботу і переліку питань самостійної роботи, які включені в екзаменаційні білети. Пере...
4011. Основні питання економічної теорії 1.08 MB
  Вступ У системі економічних дисциплін економічна теорія займає провідне місце, оскільки вона виступає методологічною базою для цілої системи економічних наук, розкриває основоположні базові поняття, економічні закони, категорії, принципи господарюва...
4012. Економічна теорія, її предмет, методи та функції 248.5 KB
  Економічна теорія, її предмет, методи та функції Економічна теорія: виникнення та етапи розвитку. Об’єкт і предмет економічної теорії (далі – ЕТ). Економічні закони та економічні категорії. Методи дослідження економ...
4013. Генетика. Учебно-методическое пособие для самостоятельных занятий 4.1 MB
  Иллюстрированное электронное пособие разработано профессором кафедры растениеводства A.M. Ленточкиным на основе требований образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Агрономия» при изучении дисциплины «генетика»...
4014. Генетика микроорганизмов 114.5 KB
  Генетика микроорганизмов Генетическая система бактерий состоит из ядерных и внеядерных структур. Аналог ядра прокариотов значительно отличается от ядра эукариотических клеток. Он представлен нуклеоидом, лишенным оболочки и включающем в себя почти вс...
4015. Временная ценность финансовых ресурсов 62.5 KB
  Введение Финансовые ресурсы, материальную основу которых составляют деньги, имеют временную ценность. Временная ценность финансовых ресурсов может рассматриваться в двух аспектах. Первый аспект связан с покупательной способностью денег. Денежные сре...
4016. Разработка рекомендации по улучшению существующего комплекса маркетинга предприятия УралАвтоХаус 160.5 KB
  Введение Город Магнитогорск является вторым по величине и экономической значимости городом в Челябинской области. Так как в городе расположено одно из крупнейших производств, связанных с черной металлургией, Магнитогорск является достаточно богатым...
4017. Контрольная работа. Линейная алгебра 131.5 KB
  Задача 1. Дана система трех линейных уравнений. Найти решение ее двумя способами: методом Крамера и методом Гаусса. Задача 2. Даны координаты вершин пирамиды А1А2А3А4. Найти: 1. длину ребра А1А2 2. угол между ребрами А1А2 и А1А4 3. площадь грани А1А...