82408

Экспертиза и оценка изделий

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: образовательные дать понятие качество изделия научить оценивать качество изделия по различным критериям; воспитательные воспитывать умение работать в коллективе прививать уважение к чужому мнению умение аргументировать свою точку зрения; развивающие прививать интерес к профессиям...

Русский

2015-02-27

61.94 KB

58 чел.

Конспект урока по технологии.

Класс: 6.

Раздел программы: «Проектирование и изготовление изделий».

Тема: Экспертиза и оценка изделий.

Лохматкина Наталья Вячеславовна,

учитель технологии МОУ Шатковская СОШ №1

р.п.Шатки Нижегородской области

Цели урока:

образовательные - дать понятие «качество изделия», научить оценивать

качество изделия по различным критериям;

воспитательные  – воспитывать умение работать в коллективе, прививать уважение к чужому мнению, умение аргументировать свою точку зрения;

развивающие -  прививать интерес к профессиям, развитие речи учащихся, логического мышления, развитие ощущений, обогащение словарного запаса учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Основные формы работы: фронтальная, групповая.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, ролевая игра,упражнения,

Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация по теме урока,  набор мягких игрушек, несколько видов  печенья, цветные карандаши,

изделия для оценки качества, повязка на глаза, карандаш, бумага.

   Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим работу над творческим проектом. Вспомните, какие компоненты включает в себя проект? (ответы учащихся).

Демонстрация слайда №2 компьютерной презентации, уточнение ответов.

Проект  может включать не все компоненты, и порядок их компоновки может быть различным. Сегодня мы подробно остановимся на последнем компоненте, и будем учиться оценивать качество изделия в соответствии с разработанными критериями.

Демонстрация слайда №3: тема урока. Учащиеся записывают в рабочие тетради.

3. Эксперимент.

Учитель просит ребят ответить на вопрос: « Что  такое качество изделия?» (ответы учащихся, учитель намеренно не комментирует и не уточняет ответы).

Учитель показывает мягкую игрушку (барашек), просит оценить качество изделия. (ответы учащихся). Учитель показывает еще поочередно мягкие игрушки (заяц, ежик, пингвин, карлсон) с той же  просьбой. Учащиеся добавляют и дополняют ответы. Учитель, в случае необходимости, провоцирует учащихся на нужные ответы, останавливает работу, когда получает достаточные для работы параметры.

Итак, качество- совокупность признаков, особенностей и свойств, которые отличают один предмет от другого.

Демонстрация слайда №4: определение качества. Учащиеся записывают определение в тетрадь.

Вывод: мы выяснили, что сравнивая изделия, явно видны плюсы и минусы каждого изделия и именно сравнение дает возможность оценить качество изделия.

Вспомним: по каким параметрам мы сравнивали изделия?

Ответы учащихся и демонстрация слайда №5:

1. Название игрушки.

2. Назначение

3. Производитель.

4. Материал.

5. Цвет.

6. Размер.

8. Устойчивость игрушки.

7. Количество деталей, способ их крепления.

9. Цена.

Названные параметры можно объединить и выделить наиболее важные для оценки изделий, которые и отражены на слайде: «Экспертиза и оценка изделий».

Демонстрация слайда №6. Перечислить  критерии оценки изделий, учащиеся записывают их в тетрадь.

Существуют специалисты, которые профессионально работают над повышением качества изделий. Вам было дано задание найти информацию и  кратко рассказать о сути профессии социолога, художника, эргономиста, инженера, экономиста, эксперта.

(Выступления учащихся; Приложение №1).

По ходу выступлений учитель открывает слайд №7.

4.Практическая работа.

Между учащимися распределяются роли экономиста, художника, социолога, инженера, эргономиста и эксперта, и дается задание: оценить одну любую мягкую игрушку с позиции данного специалиста, например,  учащийся-социолог, сообщает, что игрушку барашка можно использовать в качестве подарка в год овцы, экономист говорит, что игрушка дешевая, т.к. изготовлена из остатков меха и т.д.

Вывод: на знакомый обычный предмет можно посмотреть разными глазами, но есть профессия человека, который смотрит на вещи глазами каждого из специалистов, учитывает их мнения и именно он стоит за созданием новых изделий. Профессия эта- дизайнер.

5. Сообщение о дизайнере (учащаяся готовит заранее; Приложение №2) слайд №8. 

6. Выполнение упражнения «Диаграмма «Паучок» (Приложение №3).

Демонстрация  слайда №9.

7. Выполнение  упражнения «Фиксация ощущений» (Приложение №4). 

Демонстрация слайда №10.

8. Подведение итогов урока.

При потреблении или производстве изделий нужно уметь оценивать качество товара.

- Что надо сделать, прежде всего, чтобы правильно оценить качество? (решить, какие критерии важны для изделия).

- Чем можно оценить качество? (Своими ощущениями).

-Зачем нужно оценивать изделия? (Чтобы не купить, не изготовить некачественный товар, улучшать качество, создавать новые оригинальные  изделия).

9. Домашнее задание.

Письменно оценить качество проектного изделия.

Приложение №1

                                

                                                Социолог

Социолог с помощью опросов населения выясняет, что реально происходит в обществе, раскрывает причины негативных явлений и даёт рекомендации по улучшению ситуации. Социолог изучает спрос на изделие, моду, общественную потребность, обобщает информацию и разрабатывает рекомендации по их улучшению.

                                                Художник.

Художник- это творческая профессия. Назначение профессии «художник» - дизайнерское сопровождение проектов. На предприятии художник решает задачу подготовки материалов для экспертизы проектов, внедряет производственную эстетику, контролирует цветовое оформление, эстетические требования, внешний вид.

                                                Эргономист

Обеспечивает комфортные условия труда на предприятиях. Он оценивает, на сколько удобно использование оборудования, инструмента, мебели и даёт рекомендации конструкторам по их проектированию. Эргономист принимает участие в создании изделий с целью повышения спроса на него.

                                                 Инженер.

Деятельность инженера необходима для разработки и создания конечного изделия. Работа инженера заключается в выдаче документации в производство, представление деталей и способов их крепления, создании модели, чертежа. Инженер работает также над техническим совершенством изделий.

                                                 Экономист.

Экономист- специалист, занимающийся анализом финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целях её улучшения. Разрабатывает мероприятия по обеспечению режима экономии, повышению эффективности работ, предупреждению потери, более рациональному использованию всех ресурсов. Выполняет расчеты для изготовления изделий при проведении работ.

                                                 Эксперт.

Сегодня появилось множество потребителей, права которых нарушены; им была продана продукция или оказаны услуги ненадлежащего качества. И после обращения продавцу не были возвращены деньги или заменен товар. В этом случае важную роль в процедуре защиты прав потребителей играет эксперт. Он проводит проверку качества товаров, услуг - экспертизу. Эксперт выдает заказчику экспертное заключение, которое может быть  использовано в суде для защиты своих прав.

                                         

  

Приложение №2

Дизайнер.

  Дизайн (англ. сл. «design» - проект, план, рисунок) – разновидность проектной деятельности, охватывающая  создание вещей, интерьеров, машин и основанная  на принципах сочетаний удобства, экономности, красоты.

Взгляд дизайнера сопровождает вещи с момента их создания до приобретения. Понятие «дизайн»  применимо к любому виду деятельности человека, поэтому профессия дизайнера всеохватывающая: он может оформлять книжки, проектировать интерьеры, придумывать игрушки. Существуют дизайнеры одежды, аксессуаров и украшений, интерьеров, мебели, ландшафтные дизайнеры, - дизайнеры. Дизайнеры – проектировщики, занятые в любом из видов производства. Профессия дизайнера требует от человека, пожелавшего ей заняться, художественной одаренности и знания технологий в различных областях производства.

Главная задача дизайнера, работающего над созданием предметов промышленного производства – избегать безликости. Любая вещь, помимо ее функционального значения, должна вызывать желание иметь ее. Она одна должна стать для нас единственной, любимой. Профессиональный дизайнер должен разбираться в живописи, технике рисунка, основах композиции, эргономики. Ему необходимы знания о ситуации на рынке, где будет продвигаться товар.

Дизайнер – сложная, кропотливая, будничная работа. В ней никто не застрахован от творческих кризисов. Выбирая профессию дизайнера нужно учитывать: то, что предпочитает один, не обязательно понравится другому.

Приложение №3

Упражнение: Диаграмма «Паучок»

Группы по три-четыре человека

Материалы:  цветные карандаши, изделие для оценки, незаполненная диаграмма «Паучок».

 Цель: Научиться оценивать изделия, сравнивая мнение разных людей.

Дополнительные сведения

   Различные люди по-разному оценивают качество того или иного изделия. Иногда бывает полезно сравнить несколько мнений. Используя диаграмму «Паучок», вы сможете это сделать и представить результаты в графической форме.

Этапы работы

    Выполняя упражнение, придерживайтесь предложенного плана.

1.Разбейтесь на группы по три-четыре человека.

2.Каждая группа получит какое-либо изделие, например сумку, пенал, настольную лампу, рамку для фотографии, предмет одежды (шляпу, юбку), бутерброд, печенье, и незаполненную диаграмму «Паучок»

3.Учащиеся каждой группы должны определить шесть-восемь параметров, важных для анализа данного изделия. Они могут включать в себя цену изделия (соответствует ли качество цене?), внешний вид, удобство использования, экологические характеристики. Для пищевых продуктов параметрами будут: вкус, величина, внешний вид, структура. Каждая группа должна решить, что важно для оценки данного изделия. Можете обсудить это с учителем.

4.Запишите параметры, придуманные вашей группы на диаграмме «Паучок».

5. Затем каждый член группы попробует воспользоваться изделием.

6. Все учащиеся самостоятельно отметят свои выводы на диаграмме «Паучок» :

5-наивысший балл, 1 –низший балл. Пусть каждый член группы возьмёт карандаш  своего цвета, чтобы  соединить точки на диаграмме, тогда  у каждого получиться своя «паутина».

Диаграмма "Паучок"

7. Обсудите сходство и различия  в оценке разных членов группы. Каковы причины разницы в оценках?

8.Есть ли совпадение в оценке? Видна ли закономерность? Есть ли у вас предложения, как усовершенствовать это изделие

Приложение №4

Упражнение. 

Оценка изделий: фиксация ощущений.

Группы по два человека

Материалы: разные виды печенья, разные игрушки (включая мягкие), повязка на глаза, карандаш, бумага

Цель: понять, что изделия  в процессе их использования или потребления по-разному влияют на наши ощущения. Обогатить словарный запас для описания ощущений

Дополнительные сведения

Любой человек использует зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения на протяжении всей жизни. Окружающие нас изделия непосредственно влияют на них. Потребляемая нами пища должна быть вкусной, одежда - оставлять приятное ощущение при соприкосновении с телом. Даже такие изделия, как фотоаппарат или чайник, могут быть приятны или неприятны, когда мы берём их в руки. Это упражнение направлено на развитие ощущений. Оно поможет вам в дальнейшем принимать более обоснованные решения в процессе проектирования различных изделий.

Этапы работы

  1.  Изучите список приведенных ниже прилагательных.
  2.  Поочередно с завязанными глазами попробуйте взять в руки каждое из изделий.
  3.  Опишите ваши ощущения.

Способы представления результата

Пока ваш напарник описывает ощущения в процессе взаимодействия с объектом, записывайте то, что  он/она сказал/а. используйте для этого таблицу. Затем поменяйтесь ролями.

Как описать ощущения

Можно использовать следующие прилагательные: мягкое, теплое, холодное, горячее, горькое, кислое, соленое, гладкое, шершавое, ребристое, липкое, скользкое, сладкое, вкусное, противное, острое, вяжущее, приятное, обжигающее, ледяное, освежающее, шелковистое, пушистое, мохнатое, ровное, твердое, толстое, металлическое, деревянное, овальное, прямоугольное, треугольное.

Объект

Описание ощущений от объекта

Список литературы.

1. М.Б.Павлова,  Дж.Питт,  М.И.Гуревич, И.А. Сасова  Метод проектов в технологическом образовании школьников.- М.: Вентана-Граф, 2003.

      2.Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы/Под          редакцией В.Д. Симоненко.- М.: Вентана-Граф. 2011.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32832. Познание как отражение действительности. Диагноз 16.96 KB
  gnosis знание и logos учение теория познания раздел философии в котором рассматриваются вопросы о сущности источниках и методах познания о путях постижения и критериях истины. Скептицизм необходимый элемент познания. отрицание и gnosis знание течение в гносеологии сторонники которого отрицают возможность достоверного познания мира закономерностей развития природы и общества. Объект медицинского познания пациент.
32833. Чувственное и рациональное познание и их формы. Роль чувственного и рационального познания в диагностическом процессе 17.5 KB
  Роль чувственного и рационального познания в диагностическом процессе. 2 Вторая форма чувственного познания восприятие представляет собой целостный чувственный образ предметов окружающего мира. 3 Более сложной формой чувственного познания является представление сохранившийся в сознании чувственный образ предмета или явления не воздействующего на органы чувств в данный момент. Таким образом процесс познания представляет собой движение от чувственных к рациональным формам познания: 1 выделение отдельных свойств и признаков предмета...
32834. Истина как философская категория. Критерии истины 16.64 KB
  Критерии истины. Цель познания достижение истины. Проблема истины является одной из основных в гносеологии. Одно из первых определений истины ставшее классическим предложено Аристотелем который признавал объективное независимое от сознания существование вещей и утверждал что знание истинно когда оно соответствует вещам и их связям.
32835. Культура и цивилизация как способы освоения человеком мира 13.88 KB
  Культура и цивилизация. Термин цивилизация впервые появился в трудах французских просветителей. Категории культура и цивилизация тесно взаимосвязаны в то же время они отражают разные способы отношения человека к действительности. Цивилизация способ жизнедеятельности направленный на изменение мира; ее задача обеспечение физического комфорта.
32836. Современная цивилизация 18.83 KB
  civilis гражданский государственный 1 общефилософское значение социальная форма движения материи обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой человеческая цивилизация в масштабе космического устройства; 2 историософское значение единство исторического процесса и совокупность материальнотехнических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса В развитии человеческой цивилизации принято выделять несколько этапов: 1 доиндустриальное общество 2...
32837. Глобализация и ее роль в жизни общества 13.86 KB
  Глобализация и ее роль в жизни общества. С одной стороны глобализация привела к расширению связей между государствами и народами во всех сферах жизнедеятельности яркий пример тому международные экипажи космических кораблей; к формированию целого ряда международных организаций деятельность которых направлена на совместное решение задач и проблем современного человечества среди них ООН целью которой является поддержание и укрепление мира безопасности и развития сотрудничества между государствами в ее составе около 200 государств; ЕЭС...
32838. Семья как социальный институт 14.62 KB
  Коротко говоря жизненный цикл семьи состоит в следующем. Заключение брака служит первой или начальной стадией семьи. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи. Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребенка и продолжается до того времени когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок обзаведшийся собственной семьей.
32839. Биоэтика. Истоки и основания 13.36 KB
  В медицинской деятельности проблема понимания имеет особое значение. Втретьих понимание необходимо для распространения медицинских знаний развития медицинской культуры общества.Медицинская герменевтика рассматривает три круга проблем: проблема понимания медицинских текстов эта проблема связана с появлением широкого круга научнопопулярной медицинской литературы доступной широкому кругу людей не имеющих медицинского образования; проблема понимания медицинской терминологии связана с быстрым развитием медицинской науки появлением новых...
32840. Законы диалектики и их методологическое значение для медицинского познания 17.83 KB
  диалектика это учение о всеобщих связях и закономерностях развития природы общества и мышления а также основанный на этом учении метод познания. определяет источник развития отвечает на вопрос почему оно происходит.Содержание закона: источник движения и развития мира находится в нем самом в порождаемых им противоречиях. Различие это первый этап развития противоречия это отношение нетождественности объекта самому себе или другому объекту.