82408

Экспертиза и оценка изделий

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: образовательные дать понятие качество изделия научить оценивать качество изделия по различным критериям; воспитательные воспитывать умение работать в коллективе прививать уважение к чужому мнению умение аргументировать свою точку зрения; развивающие прививать интерес к профессиям...

Русский

2015-02-27

61.94 KB

30 чел.

Конспект урока по технологии.

Класс: 6.

Раздел программы: «Проектирование и изготовление изделий».

Тема: Экспертиза и оценка изделий.

Лохматкина Наталья Вячеславовна,

учитель технологии МОУ Шатковская СОШ №1

р.п.Шатки Нижегородской области

Цели урока:

образовательные - дать понятие «качество изделия», научить оценивать

качество изделия по различным критериям;

воспитательные  – воспитывать умение работать в коллективе, прививать уважение к чужому мнению, умение аргументировать свою точку зрения;

развивающие -  прививать интерес к профессиям, развитие речи учащихся, логического мышления, развитие ощущений, обогащение словарного запаса учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Основные формы работы: фронтальная, групповая.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, ролевая игра,упражнения,

Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация по теме урока,  набор мягких игрушек, несколько видов  печенья, цветные карандаши,

изделия для оценки качества, повязка на глаза, карандаш, бумага.

   Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим работу над творческим проектом. Вспомните, какие компоненты включает в себя проект? (ответы учащихся).

Демонстрация слайда №2 компьютерной презентации, уточнение ответов.

Проект  может включать не все компоненты, и порядок их компоновки может быть различным. Сегодня мы подробно остановимся на последнем компоненте, и будем учиться оценивать качество изделия в соответствии с разработанными критериями.

Демонстрация слайда №3: тема урока. Учащиеся записывают в рабочие тетради.

3. Эксперимент.

Учитель просит ребят ответить на вопрос: « Что  такое качество изделия?» (ответы учащихся, учитель намеренно не комментирует и не уточняет ответы).

Учитель показывает мягкую игрушку (барашек), просит оценить качество изделия. (ответы учащихся). Учитель показывает еще поочередно мягкие игрушки (заяц, ежик, пингвин, карлсон) с той же  просьбой. Учащиеся добавляют и дополняют ответы. Учитель, в случае необходимости, провоцирует учащихся на нужные ответы, останавливает работу, когда получает достаточные для работы параметры.

Итак, качество- совокупность признаков, особенностей и свойств, которые отличают один предмет от другого.

Демонстрация слайда №4: определение качества. Учащиеся записывают определение в тетрадь.

Вывод: мы выяснили, что сравнивая изделия, явно видны плюсы и минусы каждого изделия и именно сравнение дает возможность оценить качество изделия.

Вспомним: по каким параметрам мы сравнивали изделия?

Ответы учащихся и демонстрация слайда №5:

1. Название игрушки.

2. Назначение

3. Производитель.

4. Материал.

5. Цвет.

6. Размер.

8. Устойчивость игрушки.

7. Количество деталей, способ их крепления.

9. Цена.

Названные параметры можно объединить и выделить наиболее важные для оценки изделий, которые и отражены на слайде: «Экспертиза и оценка изделий».

Демонстрация слайда №6. Перечислить  критерии оценки изделий, учащиеся записывают их в тетрадь.

Существуют специалисты, которые профессионально работают над повышением качества изделий. Вам было дано задание найти информацию и  кратко рассказать о сути профессии социолога, художника, эргономиста, инженера, экономиста, эксперта.

(Выступления учащихся; Приложение №1).

По ходу выступлений учитель открывает слайд №7.

4.Практическая работа.

Между учащимися распределяются роли экономиста, художника, социолога, инженера, эргономиста и эксперта, и дается задание: оценить одну любую мягкую игрушку с позиции данного специалиста, например,  учащийся-социолог, сообщает, что игрушку барашка можно использовать в качестве подарка в год овцы, экономист говорит, что игрушка дешевая, т.к. изготовлена из остатков меха и т.д.

Вывод: на знакомый обычный предмет можно посмотреть разными глазами, но есть профессия человека, который смотрит на вещи глазами каждого из специалистов, учитывает их мнения и именно он стоит за созданием новых изделий. Профессия эта- дизайнер.

5. Сообщение о дизайнере (учащаяся готовит заранее; Приложение №2) слайд №8. 

6. Выполнение упражнения «Диаграмма «Паучок» (Приложение №3).

Демонстрация  слайда №9.

7. Выполнение  упражнения «Фиксация ощущений» (Приложение №4). 

Демонстрация слайда №10.

8. Подведение итогов урока.

При потреблении или производстве изделий нужно уметь оценивать качество товара.

- Что надо сделать, прежде всего, чтобы правильно оценить качество? (решить, какие критерии важны для изделия).

- Чем можно оценить качество? (Своими ощущениями).

-Зачем нужно оценивать изделия? (Чтобы не купить, не изготовить некачественный товар, улучшать качество, создавать новые оригинальные  изделия).

9. Домашнее задание.

Письменно оценить качество проектного изделия.

Приложение №1

                                

                                                Социолог

Социолог с помощью опросов населения выясняет, что реально происходит в обществе, раскрывает причины негативных явлений и даёт рекомендации по улучшению ситуации. Социолог изучает спрос на изделие, моду, общественную потребность, обобщает информацию и разрабатывает рекомендации по их улучшению.

                                                Художник.

Художник- это творческая профессия. Назначение профессии «художник» - дизайнерское сопровождение проектов. На предприятии художник решает задачу подготовки материалов для экспертизы проектов, внедряет производственную эстетику, контролирует цветовое оформление, эстетические требования, внешний вид.

                                                Эргономист

Обеспечивает комфортные условия труда на предприятиях. Он оценивает, на сколько удобно использование оборудования, инструмента, мебели и даёт рекомендации конструкторам по их проектированию. Эргономист принимает участие в создании изделий с целью повышения спроса на него.

                                                 Инженер.

Деятельность инженера необходима для разработки и создания конечного изделия. Работа инженера заключается в выдаче документации в производство, представление деталей и способов их крепления, создании модели, чертежа. Инженер работает также над техническим совершенством изделий.

                                                 Экономист.

Экономист- специалист, занимающийся анализом финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целях её улучшения. Разрабатывает мероприятия по обеспечению режима экономии, повышению эффективности работ, предупреждению потери, более рациональному использованию всех ресурсов. Выполняет расчеты для изготовления изделий при проведении работ.

                                                 Эксперт.

Сегодня появилось множество потребителей, права которых нарушены; им была продана продукция или оказаны услуги ненадлежащего качества. И после обращения продавцу не были возвращены деньги или заменен товар. В этом случае важную роль в процедуре защиты прав потребителей играет эксперт. Он проводит проверку качества товаров, услуг - экспертизу. Эксперт выдает заказчику экспертное заключение, которое может быть  использовано в суде для защиты своих прав.

                                         

  

Приложение №2

Дизайнер.

  Дизайн (англ. сл. «design» - проект, план, рисунок) – разновидность проектной деятельности, охватывающая  создание вещей, интерьеров, машин и основанная  на принципах сочетаний удобства, экономности, красоты.

Взгляд дизайнера сопровождает вещи с момента их создания до приобретения. Понятие «дизайн»  применимо к любому виду деятельности человека, поэтому профессия дизайнера всеохватывающая: он может оформлять книжки, проектировать интерьеры, придумывать игрушки. Существуют дизайнеры одежды, аксессуаров и украшений, интерьеров, мебели, ландшафтные дизайнеры, - дизайнеры. Дизайнеры – проектировщики, занятые в любом из видов производства. Профессия дизайнера требует от человека, пожелавшего ей заняться, художественной одаренности и знания технологий в различных областях производства.

Главная задача дизайнера, работающего над созданием предметов промышленного производства – избегать безликости. Любая вещь, помимо ее функционального значения, должна вызывать желание иметь ее. Она одна должна стать для нас единственной, любимой. Профессиональный дизайнер должен разбираться в живописи, технике рисунка, основах композиции, эргономики. Ему необходимы знания о ситуации на рынке, где будет продвигаться товар.

Дизайнер – сложная, кропотливая, будничная работа. В ней никто не застрахован от творческих кризисов. Выбирая профессию дизайнера нужно учитывать: то, что предпочитает один, не обязательно понравится другому.

Приложение №3

Упражнение: Диаграмма «Паучок»

Группы по три-четыре человека

Материалы:  цветные карандаши, изделие для оценки, незаполненная диаграмма «Паучок».

 Цель: Научиться оценивать изделия, сравнивая мнение разных людей.

Дополнительные сведения

   Различные люди по-разному оценивают качество того или иного изделия. Иногда бывает полезно сравнить несколько мнений. Используя диаграмму «Паучок», вы сможете это сделать и представить результаты в графической форме.

Этапы работы

    Выполняя упражнение, придерживайтесь предложенного плана.

1.Разбейтесь на группы по три-четыре человека.

2.Каждая группа получит какое-либо изделие, например сумку, пенал, настольную лампу, рамку для фотографии, предмет одежды (шляпу, юбку), бутерброд, печенье, и незаполненную диаграмму «Паучок»

3.Учащиеся каждой группы должны определить шесть-восемь параметров, важных для анализа данного изделия. Они могут включать в себя цену изделия (соответствует ли качество цене?), внешний вид, удобство использования, экологические характеристики. Для пищевых продуктов параметрами будут: вкус, величина, внешний вид, структура. Каждая группа должна решить, что важно для оценки данного изделия. Можете обсудить это с учителем.

4.Запишите параметры, придуманные вашей группы на диаграмме «Паучок».

5. Затем каждый член группы попробует воспользоваться изделием.

6. Все учащиеся самостоятельно отметят свои выводы на диаграмме «Паучок» :

5-наивысший балл, 1 –низший балл. Пусть каждый член группы возьмёт карандаш  своего цвета, чтобы  соединить точки на диаграмме, тогда  у каждого получиться своя «паутина».

Диаграмма "Паучок"

7. Обсудите сходство и различия  в оценке разных членов группы. Каковы причины разницы в оценках?

8.Есть ли совпадение в оценке? Видна ли закономерность? Есть ли у вас предложения, как усовершенствовать это изделие

Приложение №4

Упражнение. 

Оценка изделий: фиксация ощущений.

Группы по два человека

Материалы: разные виды печенья, разные игрушки (включая мягкие), повязка на глаза, карандаш, бумага

Цель: понять, что изделия  в процессе их использования или потребления по-разному влияют на наши ощущения. Обогатить словарный запас для описания ощущений

Дополнительные сведения

Любой человек использует зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения на протяжении всей жизни. Окружающие нас изделия непосредственно влияют на них. Потребляемая нами пища должна быть вкусной, одежда - оставлять приятное ощущение при соприкосновении с телом. Даже такие изделия, как фотоаппарат или чайник, могут быть приятны или неприятны, когда мы берём их в руки. Это упражнение направлено на развитие ощущений. Оно поможет вам в дальнейшем принимать более обоснованные решения в процессе проектирования различных изделий.

Этапы работы

  1.  Изучите список приведенных ниже прилагательных.
  2.  Поочередно с завязанными глазами попробуйте взять в руки каждое из изделий.
  3.  Опишите ваши ощущения.

Способы представления результата

Пока ваш напарник описывает ощущения в процессе взаимодействия с объектом, записывайте то, что  он/она сказал/а. используйте для этого таблицу. Затем поменяйтесь ролями.

Как описать ощущения

Можно использовать следующие прилагательные: мягкое, теплое, холодное, горячее, горькое, кислое, соленое, гладкое, шершавое, ребристое, липкое, скользкое, сладкое, вкусное, противное, острое, вяжущее, приятное, обжигающее, ледяное, освежающее, шелковистое, пушистое, мохнатое, ровное, твердое, толстое, металлическое, деревянное, овальное, прямоугольное, треугольное.

Объект

Описание ощущений от объекта

Список литературы.

1. М.Б.Павлова,  Дж.Питт,  М.И.Гуревич, И.А. Сасова  Метод проектов в технологическом образовании школьников.- М.: Вентана-Граф, 2003.

      2.Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы/Под          редакцией В.Д. Симоненко.- М.: Вентана-Граф. 2011.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35578. Социология. Курс лекций в схемах 2.05 MB
  Предмет и история социологии. Общество как социокультурная система. Социальные группы и общности. Массовое сознание и общественное мнение. Методология социологических исследований.
35579. История Белоруссии 492 KB
  В истории Белоруси выявлено много белых пятенБНРВКЛсоздание БССР и т.Полоцкая земля находилась на терр сев Белорусии в землях кривичейвключала в себя современную Вит обл.На границе 1314в Полоцкое княжество вошло в состав ВКЛ.В конце 13начале14 веков Туровская земля была включена в состав ВКЛ.
35580. История беларускiх зямель 228.5 KB
  Тэрмiн зясялення тэрыторыi Беларусi – 40 тыс. Iндаеўрапейскi перыяд пачаўся ў бронзавым веку з часу рассялення iндаеўрапейскiх плямён на тэрыторыi Беларусi 3 2 тыс. Засяленне славянамi Беларусi адбывалася ў вынiку мiграцыi славян са сваёй прарадзiмы – тэрыторыi памiж р. Славяне асiмiлiравалi балтаў i ў вынiку славянабалцкага ўзаемадзеяння ўзнiклi новыя этнiчныя супольнасцi: ва ўсходняй Еўропе больш за 15 на тэрыторыi Беларусi – 3 гэта крывiчы дрыгавiчы радзiмiчы.
35581. История Руси от древних времен до ХХ столетия 221 KB
  Древние славяне - большая этническая группа: Восточные (русские, украинцы, белорусы); Западные (Чехи, Поляки); Южные (болгары, сербы, хорваты, македонцы). Соседи с севера: угро-финские племена, норманны, балты. С норманнами были напряженные отношения т.к. они промышляли грабежами, плавали во Францию, Испанию, Италию. Славяне часто платили им дань.
35582. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА 138.5 KB
  Административное право как отрасль современного права появилась тогда когда в правовой системе достаточное место заняли нормы закрепляющие права личности гарантии от административного произвола. Реализация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина разделения властей контроля за государственной администрацией необходимое условие превращения полицейского права в административное. Административное право очень важная отрасль права так как роль государственной администрации в России очень велика.
35583. Общее понятие экономической безопасности страны 97 KB
  Понятие национальной безопасности шире понятия экономической безопасности страны оно включает оборонную экологическую энергетическую безопасность и т. Сущность экономической безопасности можно определить как такое состояние экономики и институтов власти при которых обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов социально направленное развитие страны в целом достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятном условии развития внутренних и внешних процессов. Мировая практика показывает что даже при существенном...
35584. Предмет и функции гражданского права 175 KB
  Например: возможно заключение договора который предусматривает ежемесячные поставки в определенном законе если покупатель не сообщит о своем отказе от получения товара в течение какоголибо срока до начала очередного срока молчание €œДА€. Так общества с ограниченной или дополнительной ответственностью ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Его можно рассматривать как разновидность договора простого товарищества договора о совместной деятельности хотя существует и мнение о том что это...
35585. Система макроэкономических показателей 232 KB
  Поскольку суммирование разнородной по физическим единицам измерения и целям использования продукции возможно только в стоимостном выражении значения таких показателей будут сильно зависеть от рассматриваемых цен. Различают три вида цен используемых для расчета объемностоимостных показателей: а текущие цены т. цены в которых осуществлялись товарные операции отраженные в статистических данных и на основе которых рассчитывались показатели; б сопоставимые цены т. цены приведенные к определенному моменту времени и зафиксированные на...
35586. Спрос и его факторы. Функция спроса 142.5 KB
  Функция спроса. На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы: Цена данного товара Р; Цены других товаров субститутов и комплиментов Рs Рc; Текущие доходы потребителей V; Вкусы и предпочтения потребителей Z; Объективные внешние условия потребления N; Ожидания потребителей Е. Зависимость Д от указанных факторов называется функцией спроса: QД = f Р Рs1 Рsn Рc1 Рcm V Z N E где QД объем спроса. Функция спроса от цены: QД = f P.