82408

Экспертиза и оценка изделий

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: образовательные дать понятие качество изделия научить оценивать качество изделия по различным критериям; воспитательные воспитывать умение работать в коллективе прививать уважение к чужому мнению умение аргументировать свою точку зрения; развивающие прививать интерес к профессиям...

Русский

2015-02-27

61.94 KB

37 чел.

Конспект урока по технологии.

Класс: 6.

Раздел программы: «Проектирование и изготовление изделий».

Тема: Экспертиза и оценка изделий.

Лохматкина Наталья Вячеславовна,

учитель технологии МОУ Шатковская СОШ №1

р.п.Шатки Нижегородской области

Цели урока:

образовательные - дать понятие «качество изделия», научить оценивать

качество изделия по различным критериям;

воспитательные  – воспитывать умение работать в коллективе, прививать уважение к чужому мнению, умение аргументировать свою точку зрения;

развивающие -  прививать интерес к профессиям, развитие речи учащихся, логического мышления, развитие ощущений, обогащение словарного запаса учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Основные формы работы: фронтальная, групповая.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, ролевая игра,упражнения,

Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация по теме урока,  набор мягких игрушек, несколько видов  печенья, цветные карандаши,

изделия для оценки качества, повязка на глаза, карандаш, бумага.

   Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим работу над творческим проектом. Вспомните, какие компоненты включает в себя проект? (ответы учащихся).

Демонстрация слайда №2 компьютерной презентации, уточнение ответов.

Проект  может включать не все компоненты, и порядок их компоновки может быть различным. Сегодня мы подробно остановимся на последнем компоненте, и будем учиться оценивать качество изделия в соответствии с разработанными критериями.

Демонстрация слайда №3: тема урока. Учащиеся записывают в рабочие тетради.

3. Эксперимент.

Учитель просит ребят ответить на вопрос: « Что  такое качество изделия?» (ответы учащихся, учитель намеренно не комментирует и не уточняет ответы).

Учитель показывает мягкую игрушку (барашек), просит оценить качество изделия. (ответы учащихся). Учитель показывает еще поочередно мягкие игрушки (заяц, ежик, пингвин, карлсон) с той же  просьбой. Учащиеся добавляют и дополняют ответы. Учитель, в случае необходимости, провоцирует учащихся на нужные ответы, останавливает работу, когда получает достаточные для работы параметры.

Итак, качество- совокупность признаков, особенностей и свойств, которые отличают один предмет от другого.

Демонстрация слайда №4: определение качества. Учащиеся записывают определение в тетрадь.

Вывод: мы выяснили, что сравнивая изделия, явно видны плюсы и минусы каждого изделия и именно сравнение дает возможность оценить качество изделия.

Вспомним: по каким параметрам мы сравнивали изделия?

Ответы учащихся и демонстрация слайда №5:

1. Название игрушки.

2. Назначение

3. Производитель.

4. Материал.

5. Цвет.

6. Размер.

8. Устойчивость игрушки.

7. Количество деталей, способ их крепления.

9. Цена.

Названные параметры можно объединить и выделить наиболее важные для оценки изделий, которые и отражены на слайде: «Экспертиза и оценка изделий».

Демонстрация слайда №6. Перечислить  критерии оценки изделий, учащиеся записывают их в тетрадь.

Существуют специалисты, которые профессионально работают над повышением качества изделий. Вам было дано задание найти информацию и  кратко рассказать о сути профессии социолога, художника, эргономиста, инженера, экономиста, эксперта.

(Выступления учащихся; Приложение №1).

По ходу выступлений учитель открывает слайд №7.

4.Практическая работа.

Между учащимися распределяются роли экономиста, художника, социолога, инженера, эргономиста и эксперта, и дается задание: оценить одну любую мягкую игрушку с позиции данного специалиста, например,  учащийся-социолог, сообщает, что игрушку барашка можно использовать в качестве подарка в год овцы, экономист говорит, что игрушка дешевая, т.к. изготовлена из остатков меха и т.д.

Вывод: на знакомый обычный предмет можно посмотреть разными глазами, но есть профессия человека, который смотрит на вещи глазами каждого из специалистов, учитывает их мнения и именно он стоит за созданием новых изделий. Профессия эта- дизайнер.

5. Сообщение о дизайнере (учащаяся готовит заранее; Приложение №2) слайд №8. 

6. Выполнение упражнения «Диаграмма «Паучок» (Приложение №3).

Демонстрация  слайда №9.

7. Выполнение  упражнения «Фиксация ощущений» (Приложение №4). 

Демонстрация слайда №10.

8. Подведение итогов урока.

При потреблении или производстве изделий нужно уметь оценивать качество товара.

- Что надо сделать, прежде всего, чтобы правильно оценить качество? (решить, какие критерии важны для изделия).

- Чем можно оценить качество? (Своими ощущениями).

-Зачем нужно оценивать изделия? (Чтобы не купить, не изготовить некачественный товар, улучшать качество, создавать новые оригинальные  изделия).

9. Домашнее задание.

Письменно оценить качество проектного изделия.

Приложение №1

                                

                                                Социолог

Социолог с помощью опросов населения выясняет, что реально происходит в обществе, раскрывает причины негативных явлений и даёт рекомендации по улучшению ситуации. Социолог изучает спрос на изделие, моду, общественную потребность, обобщает информацию и разрабатывает рекомендации по их улучшению.

                                                Художник.

Художник- это творческая профессия. Назначение профессии «художник» - дизайнерское сопровождение проектов. На предприятии художник решает задачу подготовки материалов для экспертизы проектов, внедряет производственную эстетику, контролирует цветовое оформление, эстетические требования, внешний вид.

                                                Эргономист

Обеспечивает комфортные условия труда на предприятиях. Он оценивает, на сколько удобно использование оборудования, инструмента, мебели и даёт рекомендации конструкторам по их проектированию. Эргономист принимает участие в создании изделий с целью повышения спроса на него.

                                                 Инженер.

Деятельность инженера необходима для разработки и создания конечного изделия. Работа инженера заключается в выдаче документации в производство, представление деталей и способов их крепления, создании модели, чертежа. Инженер работает также над техническим совершенством изделий.

                                                 Экономист.

Экономист- специалист, занимающийся анализом финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целях её улучшения. Разрабатывает мероприятия по обеспечению режима экономии, повышению эффективности работ, предупреждению потери, более рациональному использованию всех ресурсов. Выполняет расчеты для изготовления изделий при проведении работ.

                                                 Эксперт.

Сегодня появилось множество потребителей, права которых нарушены; им была продана продукция или оказаны услуги ненадлежащего качества. И после обращения продавцу не были возвращены деньги или заменен товар. В этом случае важную роль в процедуре защиты прав потребителей играет эксперт. Он проводит проверку качества товаров, услуг - экспертизу. Эксперт выдает заказчику экспертное заключение, которое может быть  использовано в суде для защиты своих прав.

                                         

  

Приложение №2

Дизайнер.

  Дизайн (англ. сл. «design» - проект, план, рисунок) – разновидность проектной деятельности, охватывающая  создание вещей, интерьеров, машин и основанная  на принципах сочетаний удобства, экономности, красоты.

Взгляд дизайнера сопровождает вещи с момента их создания до приобретения. Понятие «дизайн»  применимо к любому виду деятельности человека, поэтому профессия дизайнера всеохватывающая: он может оформлять книжки, проектировать интерьеры, придумывать игрушки. Существуют дизайнеры одежды, аксессуаров и украшений, интерьеров, мебели, ландшафтные дизайнеры, - дизайнеры. Дизайнеры – проектировщики, занятые в любом из видов производства. Профессия дизайнера требует от человека, пожелавшего ей заняться, художественной одаренности и знания технологий в различных областях производства.

Главная задача дизайнера, работающего над созданием предметов промышленного производства – избегать безликости. Любая вещь, помимо ее функционального значения, должна вызывать желание иметь ее. Она одна должна стать для нас единственной, любимой. Профессиональный дизайнер должен разбираться в живописи, технике рисунка, основах композиции, эргономики. Ему необходимы знания о ситуации на рынке, где будет продвигаться товар.

Дизайнер – сложная, кропотливая, будничная работа. В ней никто не застрахован от творческих кризисов. Выбирая профессию дизайнера нужно учитывать: то, что предпочитает один, не обязательно понравится другому.

Приложение №3

Упражнение: Диаграмма «Паучок»

Группы по три-четыре человека

Материалы:  цветные карандаши, изделие для оценки, незаполненная диаграмма «Паучок».

 Цель: Научиться оценивать изделия, сравнивая мнение разных людей.

Дополнительные сведения

   Различные люди по-разному оценивают качество того или иного изделия. Иногда бывает полезно сравнить несколько мнений. Используя диаграмму «Паучок», вы сможете это сделать и представить результаты в графической форме.

Этапы работы

    Выполняя упражнение, придерживайтесь предложенного плана.

1.Разбейтесь на группы по три-четыре человека.

2.Каждая группа получит какое-либо изделие, например сумку, пенал, настольную лампу, рамку для фотографии, предмет одежды (шляпу, юбку), бутерброд, печенье, и незаполненную диаграмму «Паучок»

3.Учащиеся каждой группы должны определить шесть-восемь параметров, важных для анализа данного изделия. Они могут включать в себя цену изделия (соответствует ли качество цене?), внешний вид, удобство использования, экологические характеристики. Для пищевых продуктов параметрами будут: вкус, величина, внешний вид, структура. Каждая группа должна решить, что важно для оценки данного изделия. Можете обсудить это с учителем.

4.Запишите параметры, придуманные вашей группы на диаграмме «Паучок».

5. Затем каждый член группы попробует воспользоваться изделием.

6. Все учащиеся самостоятельно отметят свои выводы на диаграмме «Паучок» :

5-наивысший балл, 1 –низший балл. Пусть каждый член группы возьмёт карандаш  своего цвета, чтобы  соединить точки на диаграмме, тогда  у каждого получиться своя «паутина».

Диаграмма "Паучок"

7. Обсудите сходство и различия  в оценке разных членов группы. Каковы причины разницы в оценках?

8.Есть ли совпадение в оценке? Видна ли закономерность? Есть ли у вас предложения, как усовершенствовать это изделие

Приложение №4

Упражнение. 

Оценка изделий: фиксация ощущений.

Группы по два человека

Материалы: разные виды печенья, разные игрушки (включая мягкие), повязка на глаза, карандаш, бумага

Цель: понять, что изделия  в процессе их использования или потребления по-разному влияют на наши ощущения. Обогатить словарный запас для описания ощущений

Дополнительные сведения

Любой человек использует зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения на протяжении всей жизни. Окружающие нас изделия непосредственно влияют на них. Потребляемая нами пища должна быть вкусной, одежда - оставлять приятное ощущение при соприкосновении с телом. Даже такие изделия, как фотоаппарат или чайник, могут быть приятны или неприятны, когда мы берём их в руки. Это упражнение направлено на развитие ощущений. Оно поможет вам в дальнейшем принимать более обоснованные решения в процессе проектирования различных изделий.

Этапы работы

  1.  Изучите список приведенных ниже прилагательных.
  2.  Поочередно с завязанными глазами попробуйте взять в руки каждое из изделий.
  3.  Опишите ваши ощущения.

Способы представления результата

Пока ваш напарник описывает ощущения в процессе взаимодействия с объектом, записывайте то, что  он/она сказал/а. используйте для этого таблицу. Затем поменяйтесь ролями.

Как описать ощущения

Можно использовать следующие прилагательные: мягкое, теплое, холодное, горячее, горькое, кислое, соленое, гладкое, шершавое, ребристое, липкое, скользкое, сладкое, вкусное, противное, острое, вяжущее, приятное, обжигающее, ледяное, освежающее, шелковистое, пушистое, мохнатое, ровное, твердое, толстое, металлическое, деревянное, овальное, прямоугольное, треугольное.

Объект

Описание ощущений от объекта

Список литературы.

1. М.Б.Павлова,  Дж.Питт,  М.И.Гуревич, И.А. Сасова  Метод проектов в технологическом образовании школьников.- М.: Вентана-Граф, 2003.

      2.Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы/Под          редакцией В.Д. Симоненко.- М.: Вентана-Граф. 2011.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13458. Ввод фактических данных 924 KB
  Ввод фактических данных Фактические данные – это информация о ходе выполнения запланированных работ на основании которой менеджер проекта осуществляет процесс отслеживания. В системе существует несколько способов ввода фактических данных отличающихся друг от дру
13459. Анализ и оптимизация плана работ 1.12 MB
  Урок 4. Анализ и оптимизация плана работ. Для анализа плана работ проекта применяют две классические методики: PERT и метод критического пути СРМ. При анализе стоимости проекта используют настраиваемые поля формулы и группировки создаются формулы с условиями выявляют
13460. Анализ рисков в Microsoft Project 882.5 KB
  Анализ рисков. Анализ опасностей которые могут возникнуть при выполнении составленного плана один из самых интересных и сложных этапов планирования проекта. От того как проведен анализ зависит будет ли проект успешно завершен. В этом уроке вы научитесь определять
13461. Метод освоенного объема 1.38 MB
  Лабораторная работа Метод освоенного объема Для определения состояния проекта методом освоенного объема используется три величины: Базовая стоимость запланированных работ БСЗР обозначает сводную стоимость работ которые должны были быть осуществлены к текущем
13462. Совместное использование ресурсов 906.5 KB
  Лабораторная работа Совместное использование ресурсов Одновременное управление несколькими проектами в рамках организации осложняется тем что сотрудники и материальные ресурсы должны назначаться на задачи так чтобы назначения одних проектов не противоречили друг...
13463. Подготовка отчетов. Статистика проекта 2.45 MB
  Лабораторная работа Подготовка отчетов Статистика проекта Самым простым отчетом содержащим обобщенные данные о проекте является окно статистики проекта изображенное на рис.48. Рис.48.Статистика проекта Это окно открывается кнопкой Статистика из окна сведени
13464. МАГНИТНОЕ ПОЛЕ 103.67 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 Тема: МАГНИТНОЕ ПОЛЕ Цель работы: знакомство с моделированием магнитного поля от различных источников. экспериментальное подтверждение закономерностей для магнитного поля прямого провода и кругового витка контура с током. эксперим...
13465. ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ 44.27 KB
  Лабораторная работа № 2 Тема: ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ Цель работы: знакомство с моделированием явления электромагнитной индукции ЭМИ. экспериментальное подтверждение закономерностей ЭМИ. Бригада №____. Ход работы: Закрыли окно теории нажав...
13466. РАБОТА В СИСТЕМЕ EGROUPWARE 2.04 MB
  РАБОТА В СИСТЕМЕ EGROUPWARE. Управление проектом Внедрение программы 1С Предприятие 8.1 в торговом предприятии с помощью web – ориентированной системы Для начала работы регистрируемся Администратором для входа в систему. Далее входим в систему на вкладку Администрирован...