8241

Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе: цели, методы, обработка данных

Доклад

Педагогика и дидактика

Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе: цели, методы, обработка данных. Различают диагностирование облученности, т.е. последствий, достигнутых результатов, и обучаемости. В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий...

Русский

2013-02-07

19.99 KB

42 чел.

Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе: цели, методы, обработка данных.

Различают диагностирование облученности, т.е. последствий, достигнутых результатов, и обучаемости.

В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка  лишь констатирует результаты, не объясняя  их  происхождения.  Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их  достижения,  выявляет  Тенденции, динамику формирования продуктов обучения.

Диагностирование включает  в  себя  контроль,  проверку,  оценивание,  накопление  статистических   данных,   их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего  развития событий.

Таким  образом,  педагогическая  диагностика  призвана,  во-первых, оптимизировать процесс  индивидуального  обучения,  во-вторых,  в  интересах  общества  обеспечить  правильное  определение  результатов  обучения  и  ,в-

третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к  минимуму  ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую, при  направлении  их на различные курсы и выборе специализации  обучения.  Диагностика,  служащая улучшению учебного процесса, должна ориентироваться на следующие цели:

  1. внутренняя и внешняя коррекция в случае  неверной  оценки  результатов  обучения;

  2. определение пробелов в обучении; подтверждение успешных результатов обучения;

  3. планирование последующих этапов учебного процесса;

  4. мотивация с помощью  поощрения  за  успехи  в  учебе  и  регулирования  сложности последующих шагов;

  5. улучшение условий учебы.

Диагностическая деятельность:

Систематическое наблюдение учителя за  своими  учениками  уже  является диагностической   деятельностью.   При   этом   для   обсуждения   некоторых принципиальных вопросов не столь важно,  каким  образом  осуществлялся  сбор диагностической  информации:  с  помощью   соответствующего   инструментария (классные работы, тесты, анкеты и т.д.)  или  без  него  (например,  методом простого наблюдения).

   В диагностической деятельности можно выделить, прежде всего,  следующие аспекты: 1. сравнение,

2. анализ,

3. прогнозирование,

4. интерпретация,

5. доведение до сведения учащихся результатов диагностической деятельности,

6. контроль за воздействием на учащихся различных диагностических методов.

В  педагогической   диагностике   также   важно   определить   качество результатов  измерения.  Разработаны   соответствующие   критерии,   которые позволяют дать оценку качеству измерения. Важнейшими из них являются:

a. объективность b. надежность, c. валидность.    Важнейшими принципами диагностирования  и  контролирования  обученности (успеваемости)    учащихся    являются    объективность,    систематичность,

наглядность (гласность). Объективность  заключается  в  научно  обоснованном содержании  диагностических  тестов  (заданий,  вопросов),   диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко  всем  обучаемым,  точном, адекватном установленным критериям оценивании  знаний,  умений.  Практически объективность диагностирования означает, что выставленные  оценки  совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов,  осуществляющих диагностирование.

   Требование принципа систематичности состоит в необходимости  проведения диагностического контролирования на всех этапах  дидактического  процесса  –от  начального  восприятия  знаний  и  до   их   практического   применения.

Систематичность  заключается  и  в  том,  что  регулярному  диагностированию подвергаются все обучаемые с  первого  и  до  последнего  дня  пребывания  в учебном  заведении.  Школьный  контроль  необходимо  осуществлять  с   такой частотой, чтобы надежно проверить все  то  важное,  что  обучаемым  надлежит

знать и  уметь.  Принцип  систематичности  требует  комплексного  подхода  к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и  средства контролирования, проверки, оценивания используются в  тесной  взаимосвязи  и единстве, подчиняются одной цели.  Такой  подход  исключает  универсальность отдельных методов и средств диагностирования.

Тестирование – одна из методик  педагогической диагностики:

 Из всех существующих  на  сегодняшний  день  методик   диагностирования самой перспективной считается тестирование.При   разработке   тестов   важно,    насколько    они    соответствуют запроектированным   целям   обучения,   образования,   развития   обучаемых.

Важнейшими критериями диагностических тестов обученности являются:

1. действенность (валидность, показательность),

2. надежность (вероятность, правильность),

3. дифференцированность (различимость).

   Действенность теста по своему содержанию близка к требованию полноты  , всесторонности  проверки,  пропорционального  представления  всех  элементов изучаемых знаний, умений. Составитель теста  обязан  тщательно  изучить  все разделы учебной программы, учебной книги, хорошо  знать  цель  и  конкретные задачи обучения.  Лишь  тогда  он  сможет  составить  тесты,  которые  будут действенными  для  определенной  категории   обучаемых.   Четкая   и   ясная постановка вопроса  в  пределах  освоенных  знаний  –  неотъемлемое  условие действенности теста.

Традиционные  способы  оценки,  существующие  в  системе   образования, нуждаются  в  систематическом  дополнении  объективными  методами.  Методика педагогической диагностики требует научного обоснования. Исходя из этого,  с одной стороны, не следует  сводить  педагогическую  диагностику  к  простому тестированию, а с другой стороны, без разумного использования  информативных тестов  добиться  существенного  улучшения  в   нашей   оценочной   практике невозможно.

   Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечивается предварительный, текущий, тематический и  итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости и академических достижений.

   Не все необходимые характеристики усвоения  можно  получить  с  помощью тестирования. Такие, например, показатели, как умение конкретизировать  свой ответ примерами, знание фактов, умение связанно и  логически  выражать  свои мысли,   некоторые   другие   характеристики   знаний,    умений,    навыков диагностировать  тестированием  невозможно.  Это  значит,  что  тестирование должно обязательно сочетаться другими формами и методами проверки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20146. ПРЯМАЯ И ОБРАТНАЯ ЗАДАЧА ТЕОРИИ ТОЧНОСТИ 34 KB
  Многообразие направлений рассмотрения вопросов точности измерительных устройств в значительной мере определяющих погрешность измерения можно отнести к трем стадиям: Проектирование Производство Эксплуатация При проектировании осуществляется обеспечение точности при котором решаются прямая или обратная задача теории точности. Задачи теории точности: Прямая задача синтеза – выбор структуры устройства определение номинальных значений параметров пределов их допустимых значений номинальных отклонений т. Изучение методов решения прямой и...
20147. Однокоординатные механические приборы, работающие по принципу сравнения со штриховой мерой 125 KB
  Объединяет все штангенприборы единая конструкция отсчетных устройств основанных на применении линейного нониуса. Принцип действия нониуса состоит в совмещении соответствующих штрихов двух линейных шкал интервалы деления которых отличаются на определенную величину. Конструкция нониуса использует то обстоятельство что невооруженный человеческий глаз не способный непосредственно количественно оценивать малые значения несовмещения штрихов в то же время способен фиксировать наличие весьма малых смещений двух штрихов от их симметричного...
20148. Оптико-механические однокоординатные приборы, работающие по принципу сравнения со штриховой мерой 696.5 KB
  Длинномеры Окулярные длинномеры Спилярный окулярный микрометр В спиральном окулярном микрометре вместо микрометрической пары используется спиральная сетка с помощью которой определяются доли интервалов основной шкалы. Отсчетная часть Поток лучей от источника 1 с изображением штрихов основной шкалы 6 проходит объектив 7 проходит неподвижную пластину 8 со шкалой имеющей интервал 01мм. В месте изображения штрихов основной шкалы 6 и неподвижной шкалы 8 круговой шкалы 10 и витков двойной спирали поток лучей попадает в окуляр 11. В эту...
20149. Электрические и оптоэлектронные приборы, работающие по принципу сравнения со штриховой мерой 138.5 KB
  Длинномеры с аналоговым преобразованием. Длинномеры обеспечивают дискретность перемещения порядка 001002 мм за счет электронного интерполирования. Для линейных измерений преимущественное применение находят дифференциальные индуктивные длинномеры. Такие длинномеры содержат уже 2 сердечника 1 и 2 которые смещены относительно друг друга на величину Т 22к1 где к=1234 Тогда при перемещении якоря 3 относительно сердечников полное сопротивление Z и Zкатушек будут изменяться по закону близкому к синусоидальному причем эти зависимости...
20150. Однокоординатные механические приборы, работающие по принципу сравнения с концевой мерой 285 KB
  i=l2 l1 зубчатые головки шаг t=πm радиус R=mz 2 i=z2 z12Rстр mz3 погрешность колеблется 816 мкм. Если растягивать ленточку сечением 8x100 мкм на 1 мкм то стрелка повернётся на 30; если 5x80 мкм то на 70. Стрелочка – стеклянная трубочка у основания 60 мкм а у вершины 20 мкм на конце находится стрелочный указатель из алюминиевой фольги. Погрешность приборов: 08 мкм.
20151. Оптико-механические однокоординатные приборы работающие по принципу сравнения с концевой мерой 73 KB
  Методы исследовательских испытаний на надёжность. для исследования надёжности приборов значение имеют неразрушающие методы испыт: метод акустической эмиссии кот. методы базир. методы базир.
20152. Оптические однокоординатные приборы, работающие по принципу сравнения с концевой мерой 123.5 KB
  Последний может поворачиваться на оси 9 обеспечивая возможность наблюдения необходимого участка шкалы через середину окуляра при минимальных оптических искажениях. При освещении белым светом на фоне шкалы видна одна черная ахроматическая полоса и по обе стороны от нее несколько окрашенных полос убывающей интенсивности. Интерференционные полосы при освещении монохроматическим светом используются для определения цены деления шкалы прибора и для его поверки. Для получения необходимой цены деления с задаются к интерференционных полос и...
20153. Нормативно-правовые акты об охране труда 95.5 KB
  Основные законодательные акты об охране труда. Конституция Украины как основной источник охраны труда. Кодекс законов о труде Украины. Основные положения Закона Украины Об охране труда. Подзаконные нормативно- правовые акты, регулирующие вопросы охраны труда. Локальные нормативно- правовые акты в сфере охраны труда.
20154. Проекторы 61 KB
  Применение совмещенного изображения . проектор оптикомеханический или оптикоцифровой прибор позволяющий при помощи источника света проецировать изображения объектов на поверхность расположенную вне прибора на экран. Для поддержания картинки не требуется постоянного питания – энергия расходуется только в момент изменения изображения. Оптикомеханическая система развёртки изображения и система фокусировки расположены в проекционной головке которая соединяется с источником лазерного излучения при помощи гибкого оптоволоконного кабеля.