8241

Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе: цели, методы, обработка данных

Доклад

Педагогика и дидактика

Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе: цели, методы, обработка данных. Различают диагностирование облученности, т.е. последствий, достигнутых результатов, и обучаемости. В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий...

Русский

2013-02-07

19.99 KB

42 чел.

Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе: цели, методы, обработка данных.

Различают диагностирование облученности, т.е. последствий, достигнутых результатов, и обучаемости.

В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка  лишь констатирует результаты, не объясняя  их  происхождения.  Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их  достижения,  выявляет  Тенденции, динамику формирования продуктов обучения.

Диагностирование включает  в  себя  контроль,  проверку,  оценивание,  накопление  статистических   данных,   их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего  развития событий.

Таким  образом,  педагогическая  диагностика  призвана,  во-первых, оптимизировать процесс  индивидуального  обучения,  во-вторых,  в  интересах  общества  обеспечить  правильное  определение  результатов  обучения  и  ,в-

третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к  минимуму  ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую, при  направлении  их на различные курсы и выборе специализации  обучения.  Диагностика,  служащая улучшению учебного процесса, должна ориентироваться на следующие цели:

  1. внутренняя и внешняя коррекция в случае  неверной  оценки  результатов  обучения;

  2. определение пробелов в обучении; подтверждение успешных результатов обучения;

  3. планирование последующих этапов учебного процесса;

  4. мотивация с помощью  поощрения  за  успехи  в  учебе  и  регулирования  сложности последующих шагов;

  5. улучшение условий учебы.

Диагностическая деятельность:

Систематическое наблюдение учителя за  своими  учениками  уже  является диагностической   деятельностью.   При   этом   для   обсуждения   некоторых принципиальных вопросов не столь важно,  каким  образом  осуществлялся  сбор диагностической  информации:  с  помощью   соответствующего   инструментария (классные работы, тесты, анкеты и т.д.)  или  без  него  (например,  методом простого наблюдения).

   В диагностической деятельности можно выделить, прежде всего,  следующие аспекты: 1. сравнение,

2. анализ,

3. прогнозирование,

4. интерпретация,

5. доведение до сведения учащихся результатов диагностической деятельности,

6. контроль за воздействием на учащихся различных диагностических методов.

В  педагогической   диагностике   также   важно   определить   качество результатов  измерения.  Разработаны   соответствующие   критерии,   которые позволяют дать оценку качеству измерения. Важнейшими из них являются:

a. объективность b. надежность, c. валидность.    Важнейшими принципами диагностирования  и  контролирования  обученности (успеваемости)    учащихся    являются    объективность,    систематичность,

наглядность (гласность). Объективность  заключается  в  научно  обоснованном содержании  диагностических  тестов  (заданий,  вопросов),   диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко  всем  обучаемым,  точном, адекватном установленным критериям оценивании  знаний,  умений.  Практически объективность диагностирования означает, что выставленные  оценки  совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов,  осуществляющих диагностирование.

   Требование принципа систематичности состоит в необходимости  проведения диагностического контролирования на всех этапах  дидактического  процесса  –от  начального  восприятия  знаний  и  до   их   практического   применения.

Систематичность  заключается  и  в  том,  что  регулярному  диагностированию подвергаются все обучаемые с  первого  и  до  последнего  дня  пребывания  в учебном  заведении.  Школьный  контроль  необходимо  осуществлять  с   такой частотой, чтобы надежно проверить все  то  важное,  что  обучаемым  надлежит

знать и  уметь.  Принцип  систематичности  требует  комплексного  подхода  к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и  средства контролирования, проверки, оценивания используются в  тесной  взаимосвязи  и единстве, подчиняются одной цели.  Такой  подход  исключает  универсальность отдельных методов и средств диагностирования.

Тестирование – одна из методик  педагогической диагностики:

 Из всех существующих  на  сегодняшний  день  методик   диагностирования самой перспективной считается тестирование.При   разработке   тестов   важно,    насколько    они    соответствуют запроектированным   целям   обучения,   образования,   развития   обучаемых.

Важнейшими критериями диагностических тестов обученности являются:

1. действенность (валидность, показательность),

2. надежность (вероятность, правильность),

3. дифференцированность (различимость).

   Действенность теста по своему содержанию близка к требованию полноты  , всесторонности  проверки,  пропорционального  представления  всех  элементов изучаемых знаний, умений. Составитель теста  обязан  тщательно  изучить  все разделы учебной программы, учебной книги, хорошо  знать  цель  и  конкретные задачи обучения.  Лишь  тогда  он  сможет  составить  тесты,  которые  будут действенными  для  определенной  категории   обучаемых.   Четкая   и   ясная постановка вопроса  в  пределах  освоенных  знаний  –  неотъемлемое  условие действенности теста.

Традиционные  способы  оценки,  существующие  в  системе   образования, нуждаются  в  систематическом  дополнении  объективными  методами.  Методика педагогической диагностики требует научного обоснования. Исходя из этого,  с одной стороны, не следует  сводить  педагогическую  диагностику  к  простому тестированию, а с другой стороны, без разумного использования  информативных тестов  добиться  существенного  улучшения  в   нашей   оценочной   практике невозможно.

   Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечивается предварительный, текущий, тематический и  итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости и академических достижений.

   Не все необходимые характеристики усвоения  можно  получить  с  помощью тестирования. Такие, например, показатели, как умение конкретизировать  свой ответ примерами, знание фактов, умение связанно и  логически  выражать  свои мысли,   некоторые   другие   характеристики   знаний,    умений,    навыков диагностировать  тестированием  невозможно.  Это  значит,  что  тестирование должно обязательно сочетаться другими формами и методами проверки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32533. Использование графического редактора для решения задач на разрезание 351 KB
  Рассмотрим линии разбивающие фигуру Ф на части из которых можно составить фигуру Ф' и кроме того линии разбивающие фигуру Ф на части из которых можно составить фигуру Ф . Те и другие линии разбивают фигуру Ф на более мелкие части из которых можно составить как фигуру Ф' так и Ф . Доказанная теорема позволяет в принципе разрезать один из двух равновеликих многоугольников на части и сложить из них другой многоугольник. Фигура будет разрезана на две части вдоль прямой линии.
32534. Использование графического редактора для изображения пространственных фигур 299 KB
  Показывается как построить треугольник по его трем элементам биссектрису угла серединный перпендикуляр прямую параллельную данной и т. Возьмем правильный шестиугольник рис. Получим шестиугольник изображенный на рисунке 1 б. Получим шестиугольник изображенный на рисунке 1 в который и будет искомой параллельной проекцией исходного правильного шестиугольника.
32535. Этапы проектирования и разработки ЭС 41 KB
  Поскольку ППС программа то к процессу его разработки можно применить те технологические принципы которые используются при создании программных систем с учетом специфики будущего применения такого рода программ. Исходным пунктом при создании ППС является определение цели обучения. Очень ответственным с точки зрения разработки ППС является уровень детализации учебных вопросов на котором производится содержательный анализ вопросов выбор способа достижения учебных целей и принимается решение об автоматизации той или иной части учебной...
32536. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ 106.5 KB
  Разработка и использование ЭС образовательного назначения ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ЭС. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ Специфика разработки программных средств. Разработка программных средств имеет ряд специфических особенностей Прежде всего следует отметить некоторое противостояние: неформальный характер требований к ПС постановки задачи и понятия ошибки в нем но формализованный основной объект разработки  программы ПС. Этот творческий характер разработки ПС сохраняется до самого ее конца.
32537. ДИАЛОГ УЧАЩИХСЯ С ЭВМ. ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ДИАЛОГА. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ 74.5 KB
  Разработка и использование ЭС образовательного назначения ДИАЛОГ УЧАЩИХСЯ С ЭВМ. Система должна оказывать поддержку попыткам обучаемых научиться общению с системой и не вызывать раздражения у учащихся принуждая их вести диалог если они этого не хотят. Широкое использование фактического диалога может отрицательно сказаться на отношении учащихся к. Не допускайте отрицательных оценок мышления памяти внимания учащихся.
32538. РАЗРАБОТКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА 129.5 KB
  Окна подразделяются на первичные и вторичные. Прочие порождаемые им окна относятся ко вторичным которые в свою очередь могут быть дочерними и всплывающими. Внережимные и дочерние окна служат для организации параллельных ветвей диалога. Пользователь может выбирать активное окно переключаясь между дочерними и внережимными или первичным и внережимными окнами если дочерние окна отсутствуют.
32539. ВЫБОР ФОРМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ 470 KB
  ВЫБОР ФОРМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ЭС применяются разнообразные формы представления информации: текст и гипертекст графика и гиперграфика видео анимация звук интерактивные трехмерные изображения. По способу формирования изображения они подразделяются на матричные растровые векторные и функциональные. Пиксель является минимальным адресуемым элементом матричного изображения. При любом увеличении качество векторного изображения не меняется.
32540. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПОВ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАЧ 398 KB
  Типизация учебнотренировочных задач Напомним что основным средством контроля знаний в ЭС служат УТЗ результаты и ход выполнения которых оцениваются автоматически. Целесообразно чтобы программа включала в себя единое множество УТЗ из которого выбирались задачи используемые в том или ином контрольном блоке в зависимости от представления в нем содержания курса и требований к знаниям обучаемых. Необходимо чтобы уровень тематического деления множества УТЗ соответствовал минимальному охвату учебного материала блоком контроля. Таким образом...
32541. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 130 KB
  Основная функция обратной связи идущей от учащегося к обучаемому раскрыть как осуществляется учебная деятельность с тем чтобы наметить систему обучающих воздействий которые обеспечивают эффективное достижение учебных целей. Информация которая идет по каналу обратной связи от обучаемого к обучающему содержит сведения о том как учащийся решает предложенные ему учебные задачи какие трудности испытывает их причины а также какие вспомогательные обучающие воздействия обеспечивают правильное решение учебных задач. В настоящее время...