8241

Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе: цели, методы, обработка данных

Доклад

Педагогика и дидактика

Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе: цели, методы, обработка данных. Различают диагностирование облученности, т.е. последствий, достигнутых результатов, и обучаемости. В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий...

Русский

2013-02-07

19.99 KB

41 чел.

Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе: цели, методы, обработка данных.

Различают диагностирование облученности, т.е. последствий, достигнутых результатов, и обучаемости.

В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка  лишь констатирует результаты, не объясняя  их  происхождения.  Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их  достижения,  выявляет  Тенденции, динамику формирования продуктов обучения.

Диагностирование включает  в  себя  контроль,  проверку,  оценивание,  накопление  статистических   данных,   их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего  развития событий.

Таким  образом,  педагогическая  диагностика  призвана,  во-первых, оптимизировать процесс  индивидуального  обучения,  во-вторых,  в  интересах  общества  обеспечить  правильное  определение  результатов  обучения  и  ,в-

третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к  минимуму  ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую, при  направлении  их на различные курсы и выборе специализации  обучения.  Диагностика,  служащая улучшению учебного процесса, должна ориентироваться на следующие цели:

  1. внутренняя и внешняя коррекция в случае  неверной  оценки  результатов  обучения;

  2. определение пробелов в обучении; подтверждение успешных результатов обучения;

  3. планирование последующих этапов учебного процесса;

  4. мотивация с помощью  поощрения  за  успехи  в  учебе  и  регулирования  сложности последующих шагов;

  5. улучшение условий учебы.

Диагностическая деятельность:

Систематическое наблюдение учителя за  своими  учениками  уже  является диагностической   деятельностью.   При   этом   для   обсуждения   некоторых принципиальных вопросов не столь важно,  каким  образом  осуществлялся  сбор диагностической  информации:  с  помощью   соответствующего   инструментария (классные работы, тесты, анкеты и т.д.)  или  без  него  (например,  методом простого наблюдения).

   В диагностической деятельности можно выделить, прежде всего,  следующие аспекты: 1. сравнение,

2. анализ,

3. прогнозирование,

4. интерпретация,

5. доведение до сведения учащихся результатов диагностической деятельности,

6. контроль за воздействием на учащихся различных диагностических методов.

В  педагогической   диагностике   также   важно   определить   качество результатов  измерения.  Разработаны   соответствующие   критерии,   которые позволяют дать оценку качеству измерения. Важнейшими из них являются:

a. объективность b. надежность, c. валидность.    Важнейшими принципами диагностирования  и  контролирования  обученности (успеваемости)    учащихся    являются    объективность,    систематичность,

наглядность (гласность). Объективность  заключается  в  научно  обоснованном содержании  диагностических  тестов  (заданий,  вопросов),   диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко  всем  обучаемым,  точном, адекватном установленным критериям оценивании  знаний,  умений.  Практически объективность диагностирования означает, что выставленные  оценки  совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов,  осуществляющих диагностирование.

   Требование принципа систематичности состоит в необходимости  проведения диагностического контролирования на всех этапах  дидактического  процесса  –от  начального  восприятия  знаний  и  до   их   практического   применения.

Систематичность  заключается  и  в  том,  что  регулярному  диагностированию подвергаются все обучаемые с  первого  и  до  последнего  дня  пребывания  в учебном  заведении.  Школьный  контроль  необходимо  осуществлять  с   такой частотой, чтобы надежно проверить все  то  важное,  что  обучаемым  надлежит

знать и  уметь.  Принцип  систематичности  требует  комплексного  подхода  к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и  средства контролирования, проверки, оценивания используются в  тесной  взаимосвязи  и единстве, подчиняются одной цели.  Такой  подход  исключает  универсальность отдельных методов и средств диагностирования.

Тестирование – одна из методик  педагогической диагностики:

 Из всех существующих  на  сегодняшний  день  методик   диагностирования самой перспективной считается тестирование.При   разработке   тестов   важно,    насколько    они    соответствуют запроектированным   целям   обучения,   образования,   развития   обучаемых.

Важнейшими критериями диагностических тестов обученности являются:

1. действенность (валидность, показательность),

2. надежность (вероятность, правильность),

3. дифференцированность (различимость).

   Действенность теста по своему содержанию близка к требованию полноты  , всесторонности  проверки,  пропорционального  представления  всех  элементов изучаемых знаний, умений. Составитель теста  обязан  тщательно  изучить  все разделы учебной программы, учебной книги, хорошо  знать  цель  и  конкретные задачи обучения.  Лишь  тогда  он  сможет  составить  тесты,  которые  будут действенными  для  определенной  категории   обучаемых.   Четкая   и   ясная постановка вопроса  в  пределах  освоенных  знаний  –  неотъемлемое  условие действенности теста.

Традиционные  способы  оценки,  существующие  в  системе   образования, нуждаются  в  систематическом  дополнении  объективными  методами.  Методика педагогической диагностики требует научного обоснования. Исходя из этого,  с одной стороны, не следует  сводить  педагогическую  диагностику  к  простому тестированию, а с другой стороны, без разумного использования  информативных тестов  добиться  существенного  улучшения  в   нашей   оценочной   практике невозможно.

   Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечивается предварительный, текущий, тематический и  итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости и академических достижений.

   Не все необходимые характеристики усвоения  можно  получить  с  помощью тестирования. Такие, например, показатели, как умение конкретизировать  свой ответ примерами, знание фактов, умение связанно и  логически  выражать  свои мысли,   некоторые   другие   характеристики   знаний,    умений,    навыков диагностировать  тестированием  невозможно.  Это  значит,  что  тестирование должно обязательно сочетаться другими формами и методами проверки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84201. БОЛЕЗНИ ПОЧЕК. АМИЛОИДОЗ ПОЧЕК. ТУБУЛОПАТИИ 23.58 KB
  В латентной стадии внешне почки изменены мало хотя в пирамидах сосочках обнаруживается склероз и амилоидоз по ходу прямых сосудов и собирательных трубок. В протеинурической стадии амилоидоз появляется в пирамидах и в клубочках в виде небольших отложений в мезонгии и отдельных капиллярных петлях в артериалах. В нефротические стадии количество амилоида увеличивается. В азотенической уремической стадии в связи с нарастающим амилоидозом и склерозом наблюдаются гибель нефронов их атрофия замещение соединительной тканью.
84202. БОЛЕЗНИ ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ И ГРУДНЫХ ЖЕЛЕЗ 26.74 KB
  К ним относятся модулярная гиперплазия и аденома предстательной железы железистая гипоплация слизистой оболочки матки эндоцервикоз аденоматоз и полипы шейки матки доброкачественная дисплазия молочной железы. Модулярная гиперплазия и аденома предстательной железы наблюдается у 95 мужчин старше 70 лет. Мышечнофиброзная появлением значительного числа гладкомышечных волокон среди которых обнаруживаются атрофичные железистые элементы дольчатость железы нарушается.
84203. ПАТОЛОГИЯ БЕРЕМЕННОСТИ И ПОСЛЕРОДОВОГО ПЕРИОДА 26 KB
  К паталогии беременности относят: гестоз; внематочную беременность; самопроизвольный аборт; преждевременные роды; в пузырный занос. Экламксия среди проявлений токсикоза беременных наиболее клинически значима и опасна развивается во второй половине беременности реже в родах и послеродовом периоде. Развитие внематочной беременности связано с теми изменениями маточных труб которые препятствуют продвижению по ним оплодотворенного яйца хроническое воспаление врожденные аномалии опухоль.
84204. ПОНЯТИЕ ОБ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЯХ. МЕСТНЫЕ И ОБЩИЕ РЕАКЦИИ ПРИ ИНФЕКЦИЯХ. СЕПСИС 26.41 KB
  В таких случаях говорят об экзогенной инфекции. Однако заражение может быть эндогенным тогда и речь идет об эндогенной инфекции или аутоинфекции. Для инфекционных заболеваний характерен ряд общих признаков: каждое инфекционное заболевание имеет своего возбудителя который выявляется в крови или экскрементах больного; возбудитель инфекционной болезни имеет входные ворота характерные для каждой инфекции; при инфекционной болезни наблюдается образование первичного аффекта очага который обычно появляется во входных воротах. Сепсис ...
84205. КИШЕЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ. ХОЛЕРА. САЛЬМОНЕЛЛЕЗЫ 23.78 KB
  САЛЬМОНЕЛЛЕЗЫ Холера Сальмонеллезы Холера острое инфекционное заболевание с преимущественным поражением желудка и тонкой кишки. В тонкой кишке отмечаются резкое полнокровие отек некроз и слущивание энтелиальных клеток ворсин инфильтрация слизистой лимфоцитами нейтрофилии очаги кровоизлияний. Между петлями тонкой кишки обнаруживается прозрачная липкая тянущаяся в виде нитей слизь. Септическая форма отличается от интерстициальной тем что при незначительно выраженных изменениях в тонкой кишке гесперемия отек гиперплазия лимфатического...
84206. КИШЕЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ. ДИЗЕНТЕРИЯ. БРЮШНОЙ ТИФ 24.46 KB
  БРЮШНОЙ ТИФ Дизентерия Амебиаз брюшной тиф Дизентерия острое кишечное инфекционное заболевание с преимущественным поражением толстой кишки и явлениями интоксикации. Местные изменения развиваются в слизистой толстой кишки прямой и сигмовидной. Стадия катарального колита 2 3 дня характеризуется гиперемией и набуханием слизистой кишки в которой встречаются поверхностные участки некроза и кровоизлияния. Просвет кишки в связи со спазмом мышечного слоя сужен.
84207. БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ. БРОНХОПНЕВМОНИЯ 24.31 KB
  БРОНХОПНЕВМОНИЯ Болезни органов дыхания. Аэродинамическая фильтрация Бронхопневмония Болезни органов дыхания отмечаются многообразием клини коморфологических проявлений. Бронхопневмония воспаление легких развивающееся в связи с бронхитом или бронхиолитом. Бронхопневмония возникает гематогенным путем.
84208. БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ. КРУПОЗНАЯ ПНЕВМОНИЯ. РАК ЛЕГКОГО 25.98 KB
  РАК ЛЕГКОГО Крупозная пневмония Рак легкого Крупозная пневмония инфекционноаллергическое острое заболевание при котором поражается одна или несколько долей легкого в альвеолах выявляется фибринозный экссудат а на плевре фибринозные наложения. Ткань легкого темнокрасная приобретает плотность печени. Ретонарные лимфоузлы в отношении пораженной доли легкого увеличены полнокровны. Доля легкого в этой стадии увеличена плотная тяжелая на плевре значительные фиброзные наложения.
84209. ПЕРВИЧНЫЙ ТУБЕРКУЛЕЗ 27.3 KB
  Морфологическим выражением первичного туберкулеза является первичный туберкулезный комплекс. Он состоит из трех компонентов: очага поражения в органе первичного очага или аффекта туберкулезного воспаления отводящих лимфатических сосудов лимфангита и туберкулезного воспаления регионарных лимфатических узлов лимфаденита. Образуется как бы дорожка от первичного очага к прикорневым лимфатическим узлам.