8241

Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе: цели, методы, обработка данных

Доклад

Педагогика и дидактика

Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе: цели, методы, обработка данных. Различают диагностирование облученности, т.е. последствий, достигнутых результатов, и обучаемости. В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий...

Русский

2013-02-07

19.99 KB

42 чел.

Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе: цели, методы, обработка данных.

Различают диагностирование облученности, т.е. последствий, достигнутых результатов, и обучаемости.

В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка  лишь констатирует результаты, не объясняя  их  происхождения.  Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их  достижения,  выявляет  Тенденции, динамику формирования продуктов обучения.

Диагностирование включает  в  себя  контроль,  проверку,  оценивание,  накопление  статистических   данных,   их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего  развития событий.

Таким  образом,  педагогическая  диагностика  призвана,  во-первых, оптимизировать процесс  индивидуального  обучения,  во-вторых,  в  интересах  общества  обеспечить  правильное  определение  результатов  обучения  и  ,в-

третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к  минимуму  ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую, при  направлении  их на различные курсы и выборе специализации  обучения.  Диагностика,  служащая улучшению учебного процесса, должна ориентироваться на следующие цели:

  1. внутренняя и внешняя коррекция в случае  неверной  оценки  результатов  обучения;

  2. определение пробелов в обучении; подтверждение успешных результатов обучения;

  3. планирование последующих этапов учебного процесса;

  4. мотивация с помощью  поощрения  за  успехи  в  учебе  и  регулирования  сложности последующих шагов;

  5. улучшение условий учебы.

Диагностическая деятельность:

Систематическое наблюдение учителя за  своими  учениками  уже  является диагностической   деятельностью.   При   этом   для   обсуждения   некоторых принципиальных вопросов не столь важно,  каким  образом  осуществлялся  сбор диагностической  информации:  с  помощью   соответствующего   инструментария (классные работы, тесты, анкеты и т.д.)  или  без  него  (например,  методом простого наблюдения).

   В диагностической деятельности можно выделить, прежде всего,  следующие аспекты: 1. сравнение,

2. анализ,

3. прогнозирование,

4. интерпретация,

5. доведение до сведения учащихся результатов диагностической деятельности,

6. контроль за воздействием на учащихся различных диагностических методов.

В  педагогической   диагностике   также   важно   определить   качество результатов  измерения.  Разработаны   соответствующие   критерии,   которые позволяют дать оценку качеству измерения. Важнейшими из них являются:

a. объективность b. надежность, c. валидность.    Важнейшими принципами диагностирования  и  контролирования  обученности (успеваемости)    учащихся    являются    объективность,    систематичность,

наглядность (гласность). Объективность  заключается  в  научно  обоснованном содержании  диагностических  тестов  (заданий,  вопросов),   диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко  всем  обучаемым,  точном, адекватном установленным критериям оценивании  знаний,  умений.  Практически объективность диагностирования означает, что выставленные  оценки  совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов,  осуществляющих диагностирование.

   Требование принципа систематичности состоит в необходимости  проведения диагностического контролирования на всех этапах  дидактического  процесса  –от  начального  восприятия  знаний  и  до   их   практического   применения.

Систематичность  заключается  и  в  том,  что  регулярному  диагностированию подвергаются все обучаемые с  первого  и  до  последнего  дня  пребывания  в учебном  заведении.  Школьный  контроль  необходимо  осуществлять  с   такой частотой, чтобы надежно проверить все  то  важное,  что  обучаемым  надлежит

знать и  уметь.  Принцип  систематичности  требует  комплексного  подхода  к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и  средства контролирования, проверки, оценивания используются в  тесной  взаимосвязи  и единстве, подчиняются одной цели.  Такой  подход  исключает  универсальность отдельных методов и средств диагностирования.

Тестирование – одна из методик  педагогической диагностики:

 Из всех существующих  на  сегодняшний  день  методик   диагностирования самой перспективной считается тестирование.При   разработке   тестов   важно,    насколько    они    соответствуют запроектированным   целям   обучения,   образования,   развития   обучаемых.

Важнейшими критериями диагностических тестов обученности являются:

1. действенность (валидность, показательность),

2. надежность (вероятность, правильность),

3. дифференцированность (различимость).

   Действенность теста по своему содержанию близка к требованию полноты  , всесторонности  проверки,  пропорционального  представления  всех  элементов изучаемых знаний, умений. Составитель теста  обязан  тщательно  изучить  все разделы учебной программы, учебной книги, хорошо  знать  цель  и  конкретные задачи обучения.  Лишь  тогда  он  сможет  составить  тесты,  которые  будут действенными  для  определенной  категории   обучаемых.   Четкая   и   ясная постановка вопроса  в  пределах  освоенных  знаний  –  неотъемлемое  условие действенности теста.

Традиционные  способы  оценки,  существующие  в  системе   образования, нуждаются  в  систематическом  дополнении  объективными  методами.  Методика педагогической диагностики требует научного обоснования. Исходя из этого,  с одной стороны, не следует  сводить  педагогическую  диагностику  к  простому тестированию, а с другой стороны, без разумного использования  информативных тестов  добиться  существенного  улучшения  в   нашей   оценочной   практике невозможно.

   Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечивается предварительный, текущий, тематический и  итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости и академических достижений.

   Не все необходимые характеристики усвоения  можно  получить  с  помощью тестирования. Такие, например, показатели, как умение конкретизировать  свой ответ примерами, знание фактов, умение связанно и  логически  выражать  свои мысли,   некоторые   другие   характеристики   знаний,    умений,    навыков диагностировать  тестированием  невозможно.  Это  значит,  что  тестирование должно обязательно сочетаться другими формами и методами проверки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54086. Welcome to London 70 KB
  Good morning children. I’m glad to meet you. Today we continue our sightseeings of London. “Welcome to London”. It will be the topic of our today’s lesson. I’m sure you have already known something about the capital of G.B. But I want to ask you: what sightseeings of London do you know?
54087. London 7.45 MB
  Цели: практиковать учащихся в чтении; способствовать развитию умений и навыков монологической речи учащихся; способствовать развитию интереса к изучаемому языку и развитию аудитивной памяти.
54088. THE TOUR AROUND LONDON 3.94 MB
  Teacher: Many people think that modern life is impossible without travelling. Travelling has completely changed our life, our knowledge about other people, their lifestyles and their culture. And I want to start our today’s lesson with some questions to you.
54089. Лондон – столица Великобритании 76 KB
  I’m sure you’ve got much information about this wonderful city at your English lessons. And now you will have a good opportunity to show your knowledge in our imaginary trip around the city. During the trip you’ll solve some problems and take part in some projects.
54090. МАТЕМАТИЧНЕ ЛОТО 25.5 KB
  Вона служить гарною розминкою для учнів і допомагає їм настроюватися на робочий лад. Звичайно серед учнів найдуться такі які не вирішуючи прикладів спробують зібрати малюнок. Бажано зробити так щоб в учнів були різні малюнки. Щоб малюнки учнів не пропали можна попросити учнів виконати їх у двох екземплярах за допомогою копірки.
54091. Кохання: бути чи не бути. Цікаві історії кохання 145.5 KB
  Кохання! Як багато нам каже одне слово, та в той самий час, як мало ми знаємо про нього! Кожне кохання має свою історію. Іноді дуже коротку! Можна сказати, історію в мініатюрі! У неї є час зростання і зрілості. Сонячні підйоми і швидке падіння. Свої бурі і негоди. Те перше биття серця, котре потім може здатися початком нового кохання.
54092. My Family and Friends 73.5 KB
  Family life has always been a subject of research in literature. Famous writers have always described how people build their family relationships. Family life has changed a lot over the centuries, but family values have never been the subject of change. I think you agree with me that the main characteristic features of any family are love, respect, mutual understanding and tolerance.
54093. Методы решения иррациональных уравнений (их таксономия) 474.5 KB
  Тип урока: по критерию ведущей цели урок повторения закрепления таксономии методов решения иррациональных уравнений на основе деятельностного подхода в обучении; по критерию ведущего дидактического метода урок эвристического полилога урок проблемного воссоздания методов решения иррациональных уравнений; по критерию ведущего матема тического содержания урок одной задачи одного уравнения урок практикум; по критерию типа информационного взаимодействия учащихся и учителя урок сотворчества сотрудничества и соревновательности....
54094. Через віки з любов’ю Засідання клубу старшокласників «Сузір’я» 35.5 KB
  Кохання торжествує у світі. Кохання про нього мріють його чекають. Це кохання може прийти у 8 років а може й у 80.