8241

Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе: цели, методы, обработка данных

Доклад

Педагогика и дидактика

Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе: цели, методы, обработка данных. Различают диагностирование облученности, т.е. последствий, достигнутых результатов, и обучаемости. В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий...

Русский

2013-02-07

19.99 KB

42 чел.

Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе: цели, методы, обработка данных.

Различают диагностирование облученности, т.е. последствий, достигнутых результатов, и обучаемости.

В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка  лишь констатирует результаты, не объясняя  их  происхождения.  Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их  достижения,  выявляет  Тенденции, динамику формирования продуктов обучения.

Диагностирование включает  в  себя  контроль,  проверку,  оценивание,  накопление  статистических   данных,   их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего  развития событий.

Таким  образом,  педагогическая  диагностика  призвана,  во-первых, оптимизировать процесс  индивидуального  обучения,  во-вторых,  в  интересах  общества  обеспечить  правильное  определение  результатов  обучения  и  ,в-

третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к  минимуму  ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую, при  направлении  их на различные курсы и выборе специализации  обучения.  Диагностика,  служащая улучшению учебного процесса, должна ориентироваться на следующие цели:

  1. внутренняя и внешняя коррекция в случае  неверной  оценки  результатов  обучения;

  2. определение пробелов в обучении; подтверждение успешных результатов обучения;

  3. планирование последующих этапов учебного процесса;

  4. мотивация с помощью  поощрения  за  успехи  в  учебе  и  регулирования  сложности последующих шагов;

  5. улучшение условий учебы.

Диагностическая деятельность:

Систематическое наблюдение учителя за  своими  учениками  уже  является диагностической   деятельностью.   При   этом   для   обсуждения   некоторых принципиальных вопросов не столь важно,  каким  образом  осуществлялся  сбор диагностической  информации:  с  помощью   соответствующего   инструментария (классные работы, тесты, анкеты и т.д.)  или  без  него  (например,  методом простого наблюдения).

   В диагностической деятельности можно выделить, прежде всего,  следующие аспекты: 1. сравнение,

2. анализ,

3. прогнозирование,

4. интерпретация,

5. доведение до сведения учащихся результатов диагностической деятельности,

6. контроль за воздействием на учащихся различных диагностических методов.

В  педагогической   диагностике   также   важно   определить   качество результатов  измерения.  Разработаны   соответствующие   критерии,   которые позволяют дать оценку качеству измерения. Важнейшими из них являются:

a. объективность b. надежность, c. валидность.    Важнейшими принципами диагностирования  и  контролирования  обученности (успеваемости)    учащихся    являются    объективность,    систематичность,

наглядность (гласность). Объективность  заключается  в  научно  обоснованном содержании  диагностических  тестов  (заданий,  вопросов),   диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко  всем  обучаемым,  точном, адекватном установленным критериям оценивании  знаний,  умений.  Практически объективность диагностирования означает, что выставленные  оценки  совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов,  осуществляющих диагностирование.

   Требование принципа систематичности состоит в необходимости  проведения диагностического контролирования на всех этапах  дидактического  процесса  –от  начального  восприятия  знаний  и  до   их   практического   применения.

Систематичность  заключается  и  в  том,  что  регулярному  диагностированию подвергаются все обучаемые с  первого  и  до  последнего  дня  пребывания  в учебном  заведении.  Школьный  контроль  необходимо  осуществлять  с   такой частотой, чтобы надежно проверить все  то  важное,  что  обучаемым  надлежит

знать и  уметь.  Принцип  систематичности  требует  комплексного  подхода  к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и  средства контролирования, проверки, оценивания используются в  тесной  взаимосвязи  и единстве, подчиняются одной цели.  Такой  подход  исключает  универсальность отдельных методов и средств диагностирования.

Тестирование – одна из методик  педагогической диагностики:

 Из всех существующих  на  сегодняшний  день  методик   диагностирования самой перспективной считается тестирование.При   разработке   тестов   важно,    насколько    они    соответствуют запроектированным   целям   обучения,   образования,   развития   обучаемых.

Важнейшими критериями диагностических тестов обученности являются:

1. действенность (валидность, показательность),

2. надежность (вероятность, правильность),

3. дифференцированность (различимость).

   Действенность теста по своему содержанию близка к требованию полноты  , всесторонности  проверки,  пропорционального  представления  всех  элементов изучаемых знаний, умений. Составитель теста  обязан  тщательно  изучить  все разделы учебной программы, учебной книги, хорошо  знать  цель  и  конкретные задачи обучения.  Лишь  тогда  он  сможет  составить  тесты,  которые  будут действенными  для  определенной  категории   обучаемых.   Четкая   и   ясная постановка вопроса  в  пределах  освоенных  знаний  –  неотъемлемое  условие действенности теста.

Традиционные  способы  оценки,  существующие  в  системе   образования, нуждаются  в  систематическом  дополнении  объективными  методами.  Методика педагогической диагностики требует научного обоснования. Исходя из этого,  с одной стороны, не следует  сводить  педагогическую  диагностику  к  простому тестированию, а с другой стороны, без разумного использования  информативных тестов  добиться  существенного  улучшения  в   нашей   оценочной   практике невозможно.

   Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечивается предварительный, текущий, тематический и  итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости и академических достижений.

   Не все необходимые характеристики усвоения  можно  получить  с  помощью тестирования. Такие, например, показатели, как умение конкретизировать  свой ответ примерами, знание фактов, умение связанно и  логически  выражать  свои мысли,   некоторые   другие   характеристики   знаний,    умений,    навыков диагностировать  тестированием  невозможно.  Это  значит,  что  тестирование должно обязательно сочетаться другими формами и методами проверки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17618. Денежные поступления предприятий 82 KB
  Лекция 3 Денежные поступления предприятий План Характеристика и состав денежных поступлений предприятий. Денежные поступления от операционной деятельности. Выручка от реализации продукции. Денежные поступления от инвестиционной и финансовой деят
17619. Формирование и распределение прибыли предприятия 97 KB
  Лекция 4 Формирование и распределение прибыли предприятия План Прибыль как результат финансовохозяйственной деятельности предприятия. Прибыль от реализации продукции и методы её определения. Рентабельность: сущность и методы расчета. Распределен
17620. Оборотные средства и их организация на предприятии 90 KB
  Лекция 6 Оборотные средства и их организация на предприятии План Сущность состав и структура оборотных средств. Организация оборотных средств предприятия. Определение потребности в оборотных средствах. Оценка наличия и эффективности использования ...
17621. Оценка финансового состояния предприятия 131.5 KB
  Лекция 8 Оценка финансового состояния предприятия План Финансовое состояние предприятия и методы его оценки. Информационное обеспечение оценки финансового состояния предприятия. Анализ имущественного состояния. Оценка платежеспособности и ликвид...
17622. Предмет, метод и задача Эконометрии 55 KB
  Тема: Предмет метод и задача дисциплины Эконометрия – это особый вид экономического анализа совокупности статистических данных характеризующих изучаемое социальноэкономическое явление который позволяет установить тесноту и наличие связей между показателями
17623. Метод наименьших квадратов. Функциональная стохастическая и корреляционная связи 226.5 KB
  Метод наименьших квадратов План: Что такое функциональная стохастическая и корреляционная связи Что такое метод наименьших квадратов МНК Первая процедура МНК: проверка гипотезы о существовании связи. Вторая процедура МНК: подбор лучшей функци...
17624. Двухфакторная линейная модель: предсказание одного фактора на основании другого 115 KB
  Тема: Двухфакторная линейная модель: предсказание одного фактора на основании другого План: Коэффициент корреляции. Диаграмма рассеяния. Регрессионный анализ. Проверка надежности регрессионной модели. Прогнозирование. Тремя основными целя...
17625. Многофакторная регрессия: основные понятия 180 KB
  Тема: Многофакторная регрессия: основные понятия План: Что такое множественная регрессия Как будут выглядеть результаты множественной регрессии. Как выглядит компьютерная распечатка результатов множественной регрессии. Окружающий нас мир мн...
17626. Интерпретация результатов многофакторного моделирования 156 KB
  Тема: Интерпретация результатов многофакторного моделирования Пример. Реклама в журналах. Название журнала Y тариф одна страница цветной рекламы дол. X1 планируемая аудитория тыс. че...