82416

Философия жизни

Доклад

Логика и философия

Сознание дух только средства и орудия на службе у жизни. Метафизика это проектированиетотальности жизни на бытие. Все метафизические истолкования и интерпретации мира покоятся напереживании жизни.

Русский

2015-02-27

46.62 KB

0 чел.

Философия жизни.-

- течение в философии кон. 19 нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу мира. К этому течению относятся разные по типу философствования мыслители: Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер, Г. Зиммель, Л. Клагес, Т. Лессинг, X. Ортега-и-Гасет и др.Ф.ж. возникла как реакция на неокантианство и позитивизм и пыталась вместо абстрактных инеопределенных понятий «материя», «бытие», «дух» и т.п. найти фундаментальную, первичную основувсего сущего. Различают биологический и историцистский варианты Ф.ж. Первый наиболее ярко представлен Ницше и Бергсоном, второй — Дильтеем и Шпенглером. Жизнь в философии Ницше — это органический процесс, постоянно совершенствующийся, превозмогающийсамого себя, расширяющий свое господство, никогда не застывающий в конечных и ограниченных формах. Сознание, дух — только средства и орудия на службе у жизни. Подлинный человек — это человек,обладающий мощной жизненной силой, жизненными инстинктами, в котором не угасло и не подавлено дионисийское (экстатически страстное, хаотическое, оргиастически-иррациональное) начало. Там, гденачинает преобладать интеллект, угасает жизнь, человек становится ручным животным, живущим по законамрабской морали и искусственным законам науки. Жизнь, согласно Бергсону, подобна взлетающей ракете, сгоревшие остатки которой падают вниз, образуяматерию. Жизнь — космическая сила, «жизненный порыв», ведущий эволюцию, побуждающий к творчеству,порыв, никогда не воплощающийся окончательно ни в каких делах и свершениях, чистая длительность,постоянная изменчивость.

Поскольку мы живем больше в пространстве, нежели во времени, больше во внешней действительности, чемво внутреннем переживании, то весь мир является для нас разделенным на застывшие объекты, предметы ивнешние отношения, и мы не замечаем, что они длятся, переходят друг в друга, что они текучи и динамичны. С т.зр. Дильтея, не бытие, а жизнь есть первое и всегда современное. Метафизика — это проектированиетотальности жизни на бытие. Все метафизические истолкования и интерпретации мира покоятся напереживании жизни. Переживание — основа наук о духе, в отличие от естествознания. Все продуктычеловеческой истории возникли из переживаний души, душевная связь, объективированная психическаяжизнь лежит в основе мифа, литературы, искусства, исторических событий. Эта психическая жизнь имеетструктурную взаимосвязь. Поскольку мы воспринимаем, внутренне переживаем эту структурную связь,охватывающую страсти, страдания и судьбы людей, постольку мы и понимаем человеческую жизнь, все ееглубины и противоречия. Любой интеллектуальный процесс поддерживается всей целостностью душевнойжизни. Объясняем мы интеллектуально, но понимаем через взаимодействие всех душевных сил. Мы, поДильтею, исходим из связи целого, данного нам живым, чтобы сделать постижимым единичное и отдельное,единичный факт, отдельный жест и однократное, неповторимое историческое событие. Поэтому человеквсегда понимает больше, чем знает, и переживает больше, чем понимает. Т.о., внешние данные — толькоповод для работы воображения историка. Шпенглер писал о противоположности судьбы и причинности в истории как о противоположностиорганической логики, логики жизни и логики неорганического, застывшего. Причинность относится к законамистории, но настоящая история имеет судьбу и не содержит в себе никаких законов. Судьба и причинностьотносятся друг к другу, как время и пространство. Причинность — это ставшая, превратившаяся внеорганическое, застывшая в формах рассудка судьба. Мы убиваем живущее, когда заключаем его впространство, лишенное жизни и делающее все безжизненным. Шпенглер рассматривал историю как некуюсовокупность культур, каждая из которых представляет собой организм и подобно организму имеет своистадии: рождение, расцвет, упадок, старость, умирание. Там, где все жизненные силы исчерпаны, культурапревращается в цивилизацию, в нечто неживое, механическое, искусственное. Общим для всех представителей Ф.ж. является противопоставление рациональному познанию в понятияхнекоего рода мистической интуиции, схватывающей динамику жизни, индивидуальную природу предмета илиисторического события. Бергсон называл интуицией особый род интеллектуального вчувствования, илисимпатии, посредством которого человек проникает внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что в нем естьединственного и невыразимого. Подобного рода интуиция возможна лишь для художника, обладающегоразвитым воображением. Идею судьбы, считал Шпенглер, в отличие от идеи причинности, может сообщитьтолько художник портретом, трагедией, музыкой. Идея причинности требует разложения, идея судьбы —созидания. В этом коренится связь судьбы с жизнью, а причинности со смертью. Переживание и пониманиевыше знания, так же как искусство выше науки. Искусство выражает понимание живой спонтанной жизни ипредшествует научному знанию. Интуиции представителей Ф.ж. относительно душевной жизни и ее внутренних механизмов стали истокомряда построений феноменологии и экзистенциализма. Многие принципы Ф.ж. были заимствованыперсонализмом и нем. школой филос. антропологии, прежде всего М. Шелером, учение Бергсона о потокепереживаний оказало огромное влияние на литературу кон. 19 — нач. 20 в., на художественныеэксперименты М. Пруста, Д. Джойса и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78267. Острые пневмонии у детей 135 KB
  Некоторые из них в том числе острые пневмонии являются одной из причин смертности детей в раннем возрасте хотя от пневмоний дети не должны умирать. Дети в этом возрасте длительное время находятся в горизонтальном положении что приводит к застою кровообращения в задненижних отделах легких и к более легкому возникновению пневмонии. Возникновению пневмонии способствуют также другие факторы а именно: несоблюдение эпидемиологического режима то есть инфицирование ребенка; неполноценное питание и плохой уход; охлаждение или перегревание...
78268. НИВЕЛИРОВАНИЕ. ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ НИВЕЛИРОВАНИЕ 27.54 KB
  Одиночные ходы и системы ходов должны опираться не менее чем на два исходных пункта. Проложение замкнутых ходов опирающихся на один исходный пункт допускается лишь при особой необходимости. При приложении нивелирных ходов для определения высот пунктов аналитических сетей относительно исходной основы со средними квадратическими погрешностями...
78269. Тахеометрическая съемкаемка 9. 163.31 KB
  При производстве тахеометрической съемки используют геодезический прибор тахеометр предназначенный для измерения горизонтальных и вертикальных углов длин линий и превышений. Для выполнения тахеометрической съемки используются также тахеометры с номограммным определением превышений и горизонтальных проложений линий. Производство тахеометрической съемки Тахеометрическая съемка выполняется с пунктов съемочного обоснования их называют станциями.
78270. Состав камеральных работ 166.31 KB
  Стороны угла проектируют на лимб с использованием подвижной визирной плоскости зрительной трубы. Она образуется визирной осью трубы при её вращении вокруг горизонтальной оси. Данную плоскость поочередно совмещают со сторонами угла ВА и ВС последовательно направляя визирную ось зрительной трубы на точки А и С...
78271. Определение положения точек земной поверхности, системы координат 125.83 KB
  Определение положения точек земной поверхности системы координат Топографическое изучение земной поверхности заключается в определении положения ситуации и рельефа относительно математической поверхности Земли т. в определении пространственных координат характерных точек необходимых и достаточных для моделирования местности. Модель местности может быть представлена в виде геодезических чертежей изготовление которых называют картографированием и аналитически в виде совокупности координат характерных точек. Для построения моделей...
78272. Масштабы топографических карт планов 25.89 KB
  Масштаб карты это отношение длины отрезка на карте к его действительной длине на местности. Масштаб от немецкого мера и Stb палка отношение длины отрезка на карте плане аэро или космическом снимке к его действительной длине на местности. Именованный словесный масштаб вид масштаба словесное указание того какое расстояние на местности соответствует 1 см на карте плане снимке. Так как длины линий на местности принято измерять в метрах а на картах и планах в сантиметрах то масштабы удобно выражать в словесной форме...
78273. Нивелирование трассы 50.9 KB
  Закрепление трассы по высоте Вдоль всей разбитой на местности трассы но за пределами зоны работ закрепляются точки называемые реперами. Чтобы не пропустить пикеты и плюсовые точки нивелировщик должен иметь пикетажный журнал трассы. За связующие точки принимают пикеты или плюсовые точки но чтобы расстояние между ними не более 150 м а превышения несколько меньше длины рейки. Нивелирование трассы Отсчеты по рейкам установленным на связующие точки берут в следующей последовательности: 1 по черной стороне рейки на заднюю точку Зч; 2 по...
78274. Условные знаки. Классификация топографических (картографических) условных 37.03 KB
  Условные знаки. Классификация топографических картографических условных знаков Топографические картографические условные знаки символические штриховые и фоновые условные обозначения объектов местности применяемые для их изображения на топографических картах. Для топографических условных знаков предусмотрена общность обозначений по начертанию и цвету однородных групп объектов при этом основные знаки для топографических карт разных стран не имеют между собой особых различий...
78275. Рельеф местности и его изображение на топографических картах и планах 396.95 KB
  Основные формы рельефа и их элементы; характерные точки и линии. При проектировании и строительстве железных автомобильных и других сетей необходимо учитывать характер рельефа горный холмистый равнинный и др. Рельеф земной поверхности весьма разнообразен но все многообразие форм рельефа для упрощения его анализа типизировано на небольшое количество основных форм...