82416

Философия жизни

Доклад

Логика и философия

Сознание дух только средства и орудия на службе у жизни. Метафизика это проектированиетотальности жизни на бытие. Все метафизические истолкования и интерпретации мира покоятся напереживании жизни.

Русский

2015-02-27

46.62 KB

0 чел.

Философия жизни.-

- течение в философии кон. 19 нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу мира. К этому течению относятся разные по типу философствования мыслители: Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер, Г. Зиммель, Л. Клагес, Т. Лессинг, X. Ортега-и-Гасет и др.Ф.ж. возникла как реакция на неокантианство и позитивизм и пыталась вместо абстрактных инеопределенных понятий «материя», «бытие», «дух» и т.п. найти фундаментальную, первичную основувсего сущего. Различают биологический и историцистский варианты Ф.ж. Первый наиболее ярко представлен Ницше и Бергсоном, второй — Дильтеем и Шпенглером. Жизнь в философии Ницше — это органический процесс, постоянно совершенствующийся, превозмогающийсамого себя, расширяющий свое господство, никогда не застывающий в конечных и ограниченных формах. Сознание, дух — только средства и орудия на службе у жизни. Подлинный человек — это человек,обладающий мощной жизненной силой, жизненными инстинктами, в котором не угасло и не подавлено дионисийское (экстатически страстное, хаотическое, оргиастически-иррациональное) начало. Там, гденачинает преобладать интеллект, угасает жизнь, человек становится ручным животным, живущим по законамрабской морали и искусственным законам науки. Жизнь, согласно Бергсону, подобна взлетающей ракете, сгоревшие остатки которой падают вниз, образуяматерию. Жизнь — космическая сила, «жизненный порыв», ведущий эволюцию, побуждающий к творчеству,порыв, никогда не воплощающийся окончательно ни в каких делах и свершениях, чистая длительность,постоянная изменчивость.

Поскольку мы живем больше в пространстве, нежели во времени, больше во внешней действительности, чемво внутреннем переживании, то весь мир является для нас разделенным на застывшие объекты, предметы ивнешние отношения, и мы не замечаем, что они длятся, переходят друг в друга, что они текучи и динамичны. С т.зр. Дильтея, не бытие, а жизнь есть первое и всегда современное. Метафизика — это проектированиетотальности жизни на бытие. Все метафизические истолкования и интерпретации мира покоятся напереживании жизни. Переживание — основа наук о духе, в отличие от естествознания. Все продуктычеловеческой истории возникли из переживаний души, душевная связь, объективированная психическаяжизнь лежит в основе мифа, литературы, искусства, исторических событий. Эта психическая жизнь имеетструктурную взаимосвязь. Поскольку мы воспринимаем, внутренне переживаем эту структурную связь,охватывающую страсти, страдания и судьбы людей, постольку мы и понимаем человеческую жизнь, все ееглубины и противоречия. Любой интеллектуальный процесс поддерживается всей целостностью душевнойжизни. Объясняем мы интеллектуально, но понимаем через взаимодействие всех душевных сил. Мы, поДильтею, исходим из связи целого, данного нам живым, чтобы сделать постижимым единичное и отдельное,единичный факт, отдельный жест и однократное, неповторимое историческое событие. Поэтому человеквсегда понимает больше, чем знает, и переживает больше, чем понимает. Т.о., внешние данные — толькоповод для работы воображения историка. Шпенглер писал о противоположности судьбы и причинности в истории как о противоположностиорганической логики, логики жизни и логики неорганического, застывшего. Причинность относится к законамистории, но настоящая история имеет судьбу и не содержит в себе никаких законов. Судьба и причинностьотносятся друг к другу, как время и пространство. Причинность — это ставшая, превратившаяся внеорганическое, застывшая в формах рассудка судьба. Мы убиваем живущее, когда заключаем его впространство, лишенное жизни и делающее все безжизненным. Шпенглер рассматривал историю как некуюсовокупность культур, каждая из которых представляет собой организм и подобно организму имеет своистадии: рождение, расцвет, упадок, старость, умирание. Там, где все жизненные силы исчерпаны, культурапревращается в цивилизацию, в нечто неживое, механическое, искусственное. Общим для всех представителей Ф.ж. является противопоставление рациональному познанию в понятияхнекоего рода мистической интуиции, схватывающей динамику жизни, индивидуальную природу предмета илиисторического события. Бергсон называл интуицией особый род интеллектуального вчувствования, илисимпатии, посредством которого человек проникает внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что в нем естьединственного и невыразимого. Подобного рода интуиция возможна лишь для художника, обладающегоразвитым воображением. Идею судьбы, считал Шпенглер, в отличие от идеи причинности, может сообщитьтолько художник портретом, трагедией, музыкой. Идея причинности требует разложения, идея судьбы —созидания. В этом коренится связь судьбы с жизнью, а причинности со смертью. Переживание и пониманиевыше знания, так же как искусство выше науки. Искусство выражает понимание живой спонтанной жизни ипредшествует научному знанию. Интуиции представителей Ф.ж. относительно душевной жизни и ее внутренних механизмов стали истокомряда построений феноменологии и экзистенциализма. Многие принципы Ф.ж. были заимствованыперсонализмом и нем. школой филос. антропологии, прежде всего М. Шелером, учение Бергсона о потокепереживаний оказало огромное влияние на литературу кон. 19 — нач. 20 в., на художественныеэксперименты М. Пруста, Д. Джойса и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49381. Создание и обработка баз данных. Реализация функций информационной технологии в Access 744 KB
  Система управления базами данных Аccess Система управления базами данных ccess Общие положения База данных - это организованная структура предназначенная для хранения информации. Однако сегодня большинство систем управления базами данных СУБД позволяют размешать в своих структурах не только данные но и методы то есть программный код с помощью которых происходит взаимодействие с потребителем или другими программно-аппаратными комплексами.
49387. Проектирование линейной автоматической системы управления 1.07 MB
  Цель работы: для заданного объекта регулирования требуется спроектировать АСР с заданным типом регулятора (ПИ-регулятор). Процесс проектирования состоит из следующих этапов: Анализ объекта регулирования. Определение оптимальных настроек ПИ-регулятора. Анализ функционирования АСР с оптимальными настройками.