82416

Философия жизни

Доклад

Логика и философия

Сознание дух только средства и орудия на службе у жизни. Метафизика это проектированиетотальности жизни на бытие. Все метафизические истолкования и интерпретации мира покоятся напереживании жизни.

Русский

2015-02-27

46.62 KB

0 чел.

Философия жизни.-

- течение в философии кон. 19 нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу мира. К этому течению относятся разные по типу философствования мыслители: Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер, Г. Зиммель, Л. Клагес, Т. Лессинг, X. Ортега-и-Гасет и др.Ф.ж. возникла как реакция на неокантианство и позитивизм и пыталась вместо абстрактных инеопределенных понятий «материя», «бытие», «дух» и т.п. найти фундаментальную, первичную основувсего сущего. Различают биологический и историцистский варианты Ф.ж. Первый наиболее ярко представлен Ницше и Бергсоном, второй — Дильтеем и Шпенглером. Жизнь в философии Ницше — это органический процесс, постоянно совершенствующийся, превозмогающийсамого себя, расширяющий свое господство, никогда не застывающий в конечных и ограниченных формах. Сознание, дух — только средства и орудия на службе у жизни. Подлинный человек — это человек,обладающий мощной жизненной силой, жизненными инстинктами, в котором не угасло и не подавлено дионисийское (экстатически страстное, хаотическое, оргиастически-иррациональное) начало. Там, гденачинает преобладать интеллект, угасает жизнь, человек становится ручным животным, живущим по законамрабской морали и искусственным законам науки. Жизнь, согласно Бергсону, подобна взлетающей ракете, сгоревшие остатки которой падают вниз, образуяматерию. Жизнь — космическая сила, «жизненный порыв», ведущий эволюцию, побуждающий к творчеству,порыв, никогда не воплощающийся окончательно ни в каких делах и свершениях, чистая длительность,постоянная изменчивость.

Поскольку мы живем больше в пространстве, нежели во времени, больше во внешней действительности, чемво внутреннем переживании, то весь мир является для нас разделенным на застывшие объекты, предметы ивнешние отношения, и мы не замечаем, что они длятся, переходят друг в друга, что они текучи и динамичны. С т.зр. Дильтея, не бытие, а жизнь есть первое и всегда современное. Метафизика — это проектированиетотальности жизни на бытие. Все метафизические истолкования и интерпретации мира покоятся напереживании жизни. Переживание — основа наук о духе, в отличие от естествознания. Все продуктычеловеческой истории возникли из переживаний души, душевная связь, объективированная психическаяжизнь лежит в основе мифа, литературы, искусства, исторических событий. Эта психическая жизнь имеетструктурную взаимосвязь. Поскольку мы воспринимаем, внутренне переживаем эту структурную связь,охватывающую страсти, страдания и судьбы людей, постольку мы и понимаем человеческую жизнь, все ееглубины и противоречия. Любой интеллектуальный процесс поддерживается всей целостностью душевнойжизни. Объясняем мы интеллектуально, но понимаем через взаимодействие всех душевных сил. Мы, поДильтею, исходим из связи целого, данного нам живым, чтобы сделать постижимым единичное и отдельное,единичный факт, отдельный жест и однократное, неповторимое историческое событие. Поэтому человеквсегда понимает больше, чем знает, и переживает больше, чем понимает. Т.о., внешние данные — толькоповод для работы воображения историка. Шпенглер писал о противоположности судьбы и причинности в истории как о противоположностиорганической логики, логики жизни и логики неорганического, застывшего. Причинность относится к законамистории, но настоящая история имеет судьбу и не содержит в себе никаких законов. Судьба и причинностьотносятся друг к другу, как время и пространство. Причинность — это ставшая, превратившаяся внеорганическое, застывшая в формах рассудка судьба. Мы убиваем живущее, когда заключаем его впространство, лишенное жизни и делающее все безжизненным. Шпенглер рассматривал историю как некуюсовокупность культур, каждая из которых представляет собой организм и подобно организму имеет своистадии: рождение, расцвет, упадок, старость, умирание. Там, где все жизненные силы исчерпаны, культурапревращается в цивилизацию, в нечто неживое, механическое, искусственное. Общим для всех представителей Ф.ж. является противопоставление рациональному познанию в понятияхнекоего рода мистической интуиции, схватывающей динамику жизни, индивидуальную природу предмета илиисторического события. Бергсон называл интуицией особый род интеллектуального вчувствования, илисимпатии, посредством которого человек проникает внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что в нем естьединственного и невыразимого. Подобного рода интуиция возможна лишь для художника, обладающегоразвитым воображением. Идею судьбы, считал Шпенглер, в отличие от идеи причинности, может сообщитьтолько художник портретом, трагедией, музыкой. Идея причинности требует разложения, идея судьбы —созидания. В этом коренится связь судьбы с жизнью, а причинности со смертью. Переживание и пониманиевыше знания, так же как искусство выше науки. Искусство выражает понимание живой спонтанной жизни ипредшествует научному знанию. Интуиции представителей Ф.ж. относительно душевной жизни и ее внутренних механизмов стали истокомряда построений феноменологии и экзистенциализма. Многие принципы Ф.ж. были заимствованыперсонализмом и нем. школой филос. антропологии, прежде всего М. Шелером, учение Бергсона о потокепереживаний оказало огромное влияние на литературу кон. 19 — нач. 20 в., на художественныеэксперименты М. Пруста, Д. Джойса и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57981. Всі дії з звичайними дробами 1.28 MB
  Перша команда залишається на місці працюватиме з дошкою (додаток 3), друга сідає за компютери (компютери включені на початку уроку учителем для рівноцінної роботи команд) учні відкривають програму під назвою - тестування на тему дроби...
57982. ДЕЙСТВИЯ С ОБЫКНОВЕННЫМИ ДРОБЯМИ 1.3 MB
  Цель. Обобщить и систематизировать знания учащихся об обыкновенных дробях, дробных числах; закрепить умения и навыки использования алгоритмов действий с обыкновенными дробями в процессе решения упражнений и задач.
57983. Додавання і віднімання дробів з однаковим знаменником 8.42 MB
  Сьогодні знову у пошуках друга потрапила дівчина у дивовижну казку але казка ця незвичайна казка математична і на своєму шляху зустрінеться Герда із математичними перешкодами. Одного дня Кай і Герда сиділи й роздивлялися книжку.
57984. Все действия с обыкновенными дробями 2.67 MB
  Цели: усвоение и обобщение учащимися правил сложения, вычитания, умножения и деления обыкновенных дробей, формирование умений и навыков применения их при решении задач, уравнений; развитие памяти учащихся, культуры устной речи, познавательного интереса школьников...
57985. Путешествие в страну Дроби 55 KB
  Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие - мы посетим страну Дроби. В этой стране мы сделаем несколько остановок: в деревне Исторической, побываем на берегу озера Ребусного, отдохнем на поляне Театральной...
57986. Деление обыкновенных дробей 365.5 KB
  Цель: Проверить умения и навыки учащихся по умножению дробей. Добиться усвоения учащимися правила деления дробей. Проверить степень усвоения новой темы. Привить интерес к математике. Воспитание ответственности, самостоятельности, умений оценивать свои знания, учится работать на доверии, самопроверке.
57987. тематики учитель вищої категорії 2.3 MB
  Мета уроку: Мета дидактична: повторення правил множення та ділення дробів знаходження значення дробу від числа; узагальнення і систематизація знань умінь; відпрацювання навиків розв’язування задач на множення та ділення звичайних дробів та мішаних чисел при розв’язуванні прикладів зразків і задач. Корекційнорозвиваюча мета: розвивати пізнавальну діяльність мовний розвиток називати приклади пояснювати хід практичних дій сенсоматорний розвиток виконувати всі дії необхідні в досягненні результату; розвивати зоровослухову пам'ять...
57988. З чого починається дружба 82.5 KB
  Мета: з’ясувати кого називають другом що означає уміти дружити і за що цінують друзів. Кого ми називаємо другом 2. Проблемне питаня: Чи кожна людина може бути справжнім другом і чи стала Герда справжнім другом для Кая 4.
57989. Мій друг. Спілкування з товаришами. Моделювання дружніх стосунків 76.5 KB
  Мета: розкрити значення дружби в житті кожної людини; вчити висловлюватися іноземною мовою про свого друга; удосконалювати навички читання та усного мовлення використовуючи зорові опори; розвивати уміння дітей спілкуватися і підтримувати товариські стосунки розвивати в учнів усне мовлення...