82416

Философия жизни

Доклад

Логика и философия

Сознание дух только средства и орудия на службе у жизни. Метафизика это проектированиетотальности жизни на бытие. Все метафизические истолкования и интерпретации мира покоятся напереживании жизни.

Русский

2015-02-27

46.62 KB

0 чел.

Философия жизни.-

- течение в философии кон. 19 нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу мира. К этому течению относятся разные по типу философствования мыслители: Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер, Г. Зиммель, Л. Клагес, Т. Лессинг, X. Ортега-и-Гасет и др.Ф.ж. возникла как реакция на неокантианство и позитивизм и пыталась вместо абстрактных инеопределенных понятий «материя», «бытие», «дух» и т.п. найти фундаментальную, первичную основувсего сущего. Различают биологический и историцистский варианты Ф.ж. Первый наиболее ярко представлен Ницше и Бергсоном, второй — Дильтеем и Шпенглером. Жизнь в философии Ницше — это органический процесс, постоянно совершенствующийся, превозмогающийсамого себя, расширяющий свое господство, никогда не застывающий в конечных и ограниченных формах. Сознание, дух — только средства и орудия на службе у жизни. Подлинный человек — это человек,обладающий мощной жизненной силой, жизненными инстинктами, в котором не угасло и не подавлено дионисийское (экстатически страстное, хаотическое, оргиастически-иррациональное) начало. Там, гденачинает преобладать интеллект, угасает жизнь, человек становится ручным животным, живущим по законамрабской морали и искусственным законам науки. Жизнь, согласно Бергсону, подобна взлетающей ракете, сгоревшие остатки которой падают вниз, образуяматерию. Жизнь — космическая сила, «жизненный порыв», ведущий эволюцию, побуждающий к творчеству,порыв, никогда не воплощающийся окончательно ни в каких делах и свершениях, чистая длительность,постоянная изменчивость.

Поскольку мы живем больше в пространстве, нежели во времени, больше во внешней действительности, чемво внутреннем переживании, то весь мир является для нас разделенным на застывшие объекты, предметы ивнешние отношения, и мы не замечаем, что они длятся, переходят друг в друга, что они текучи и динамичны. С т.зр. Дильтея, не бытие, а жизнь есть первое и всегда современное. Метафизика — это проектированиетотальности жизни на бытие. Все метафизические истолкования и интерпретации мира покоятся напереживании жизни. Переживание — основа наук о духе, в отличие от естествознания. Все продуктычеловеческой истории возникли из переживаний души, душевная связь, объективированная психическаяжизнь лежит в основе мифа, литературы, искусства, исторических событий. Эта психическая жизнь имеетструктурную взаимосвязь. Поскольку мы воспринимаем, внутренне переживаем эту структурную связь,охватывающую страсти, страдания и судьбы людей, постольку мы и понимаем человеческую жизнь, все ееглубины и противоречия. Любой интеллектуальный процесс поддерживается всей целостностью душевнойжизни. Объясняем мы интеллектуально, но понимаем через взаимодействие всех душевных сил. Мы, поДильтею, исходим из связи целого, данного нам живым, чтобы сделать постижимым единичное и отдельное,единичный факт, отдельный жест и однократное, неповторимое историческое событие. Поэтому человеквсегда понимает больше, чем знает, и переживает больше, чем понимает. Т.о., внешние данные — толькоповод для работы воображения историка. Шпенглер писал о противоположности судьбы и причинности в истории как о противоположностиорганической логики, логики жизни и логики неорганического, застывшего. Причинность относится к законамистории, но настоящая история имеет судьбу и не содержит в себе никаких законов. Судьба и причинностьотносятся друг к другу, как время и пространство. Причинность — это ставшая, превратившаяся внеорганическое, застывшая в формах рассудка судьба. Мы убиваем живущее, когда заключаем его впространство, лишенное жизни и делающее все безжизненным. Шпенглер рассматривал историю как некуюсовокупность культур, каждая из которых представляет собой организм и подобно организму имеет своистадии: рождение, расцвет, упадок, старость, умирание. Там, где все жизненные силы исчерпаны, культурапревращается в цивилизацию, в нечто неживое, механическое, искусственное. Общим для всех представителей Ф.ж. является противопоставление рациональному познанию в понятияхнекоего рода мистической интуиции, схватывающей динамику жизни, индивидуальную природу предмета илиисторического события. Бергсон называл интуицией особый род интеллектуального вчувствования, илисимпатии, посредством которого человек проникает внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что в нем естьединственного и невыразимого. Подобного рода интуиция возможна лишь для художника, обладающегоразвитым воображением. Идею судьбы, считал Шпенглер, в отличие от идеи причинности, может сообщитьтолько художник портретом, трагедией, музыкой. Идея причинности требует разложения, идея судьбы —созидания. В этом коренится связь судьбы с жизнью, а причинности со смертью. Переживание и пониманиевыше знания, так же как искусство выше науки. Искусство выражает понимание живой спонтанной жизни ипредшествует научному знанию. Интуиции представителей Ф.ж. относительно душевной жизни и ее внутренних механизмов стали истокомряда построений феноменологии и экзистенциализма. Многие принципы Ф.ж. были заимствованыперсонализмом и нем. школой филос. антропологии, прежде всего М. Шелером, учение Бергсона о потокепереживаний оказало огромное влияние на литературу кон. 19 — нач. 20 в., на художественныеэксперименты М. Пруста, Д. Джойса и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13503. Фет Афанасий Афанасьевич 35 KB
  Фет Афанасий Афанасьевич 1820 1892 Русский поэт настоящая фамилия Шеншин членкорреспондент Петербургской Академии Наук 1886. Насыщенная конкретными приметами лирика природы мимолетные настроения человеческой души музыкальность: Вечерние огни сборники 1 4 ...
13504. ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич 29 KB
  ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич 1814-1841 Брак родителей Лермонтова богатой наследницы М. М. Арсеньевой 1795-1817 и армейского капитана Ю. П. Лермонтова 1773-1831 был неудачным. Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой Е. А. Арсеньевой тяжело сказались на формировани...
13505. Владимир Владимирович Маяковский 33.5 KB
  Владимир Владимирович Маяковский 1893-1930 Выдающийся советский поэт Владимир Владимирович Маяковский родился в селе Багдады недалеко от Кутаиси в Грузии.В 1910 году студент Строгановского училища живописи ваяния и зодчества В. Маяковский сблизил...
13506. Некрасов. Н.А. 41.5 KB
  Некрасов. Н.А. 1821 1877 Родился 28 ноября 10 октября н.с. в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе в родовом имении отца человека деспотического характера угнетавшего не только крепостных но и св...
13507. Тютчев Федор Иванович 63 KB
  Тютчев Федор Иванович Тютчев Ф. И. известный поэт один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики. Родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье зимою жившей в Москве открыто и богат...
13508. Цветаева М.И. 50.5 KB
  Цветаева М.И. 18921941 Марина Ивановна Цветаева 18921941 писать стихи начала рано. Первая ее книга Вечерний альбом вышла в 1910 году. В дореволюционном творчестве Цветаевой можно выделить два периода: период ранних стихов полудетских девичьих признаний сборник...
13509. Пушкин А.С. 93 KB
  Пушкин А.С. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня по старому стилю 26 мая 1799 года в Москве в небогатой дворянской семье однако числившую в предках и бояр времен чуть ли не Александра Невского и царского арапа Абрама Петровича Ганнибала. 19 октября 1811 г
13510. ЕВТУШЕНКО Е.А. 131 KB
  ЕВТУШЕНКО Е.А. 1932 р. Родился 18 июля на станции Зима Красноярской области. Его отец был геологом но всю жизнь писал стихи и научил сына любить поэзию. Когда семья переехала в Москву будущий поэт во время учебы в школе занимался в поэтической студии Дворца пионеров...
13511. Шекспир Уильям 78.5 KB
  Шекспир Уильям 1564-1616 Шекспир Уильям английский драматург и поэт. Родился 23 апреля 1564 г. в г. СтратфордонЭйвон в семье ремесленника и торговца. В 18 лет Шекспир женился на дочери соседапомещика а в 1857 г. вместе с женой переселился в Лондон где с конца 1580х годов р