82416

Философия жизни

Доклад

Логика и философия

Сознание дух только средства и орудия на службе у жизни. Метафизика это проектированиетотальности жизни на бытие. Все метафизические истолкования и интерпретации мира покоятся напереживании жизни.

Русский

2015-02-27

46.62 KB

0 чел.

Философия жизни.-

- течение в философии кон. 19 нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу мира. К этому течению относятся разные по типу философствования мыслители: Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер, Г. Зиммель, Л. Клагес, Т. Лессинг, X. Ортега-и-Гасет и др.Ф.ж. возникла как реакция на неокантианство и позитивизм и пыталась вместо абстрактных инеопределенных понятий «материя», «бытие», «дух» и т.п. найти фундаментальную, первичную основувсего сущего. Различают биологический и историцистский варианты Ф.ж. Первый наиболее ярко представлен Ницше и Бергсоном, второй — Дильтеем и Шпенглером. Жизнь в философии Ницше — это органический процесс, постоянно совершенствующийся, превозмогающийсамого себя, расширяющий свое господство, никогда не застывающий в конечных и ограниченных формах. Сознание, дух — только средства и орудия на службе у жизни. Подлинный человек — это человек,обладающий мощной жизненной силой, жизненными инстинктами, в котором не угасло и не подавлено дионисийское (экстатически страстное, хаотическое, оргиастически-иррациональное) начало. Там, гденачинает преобладать интеллект, угасает жизнь, человек становится ручным животным, живущим по законамрабской морали и искусственным законам науки. Жизнь, согласно Бергсону, подобна взлетающей ракете, сгоревшие остатки которой падают вниз, образуяматерию. Жизнь — космическая сила, «жизненный порыв», ведущий эволюцию, побуждающий к творчеству,порыв, никогда не воплощающийся окончательно ни в каких делах и свершениях, чистая длительность,постоянная изменчивость.

Поскольку мы живем больше в пространстве, нежели во времени, больше во внешней действительности, чемво внутреннем переживании, то весь мир является для нас разделенным на застывшие объекты, предметы ивнешние отношения, и мы не замечаем, что они длятся, переходят друг в друга, что они текучи и динамичны. С т.зр. Дильтея, не бытие, а жизнь есть первое и всегда современное. Метафизика — это проектированиетотальности жизни на бытие. Все метафизические истолкования и интерпретации мира покоятся напереживании жизни. Переживание — основа наук о духе, в отличие от естествознания. Все продуктычеловеческой истории возникли из переживаний души, душевная связь, объективированная психическаяжизнь лежит в основе мифа, литературы, искусства, исторических событий. Эта психическая жизнь имеетструктурную взаимосвязь. Поскольку мы воспринимаем, внутренне переживаем эту структурную связь,охватывающую страсти, страдания и судьбы людей, постольку мы и понимаем человеческую жизнь, все ееглубины и противоречия. Любой интеллектуальный процесс поддерживается всей целостностью душевнойжизни. Объясняем мы интеллектуально, но понимаем через взаимодействие всех душевных сил. Мы, поДильтею, исходим из связи целого, данного нам живым, чтобы сделать постижимым единичное и отдельное,единичный факт, отдельный жест и однократное, неповторимое историческое событие. Поэтому человеквсегда понимает больше, чем знает, и переживает больше, чем понимает. Т.о., внешние данные — толькоповод для работы воображения историка. Шпенглер писал о противоположности судьбы и причинности в истории как о противоположностиорганической логики, логики жизни и логики неорганического, застывшего. Причинность относится к законамистории, но настоящая история имеет судьбу и не содержит в себе никаких законов. Судьба и причинностьотносятся друг к другу, как время и пространство. Причинность — это ставшая, превратившаяся внеорганическое, застывшая в формах рассудка судьба. Мы убиваем живущее, когда заключаем его впространство, лишенное жизни и делающее все безжизненным. Шпенглер рассматривал историю как некуюсовокупность культур, каждая из которых представляет собой организм и подобно организму имеет своистадии: рождение, расцвет, упадок, старость, умирание. Там, где все жизненные силы исчерпаны, культурапревращается в цивилизацию, в нечто неживое, механическое, искусственное. Общим для всех представителей Ф.ж. является противопоставление рациональному познанию в понятияхнекоего рода мистической интуиции, схватывающей динамику жизни, индивидуальную природу предмета илиисторического события. Бергсон называл интуицией особый род интеллектуального вчувствования, илисимпатии, посредством которого человек проникает внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что в нем естьединственного и невыразимого. Подобного рода интуиция возможна лишь для художника, обладающегоразвитым воображением. Идею судьбы, считал Шпенглер, в отличие от идеи причинности, может сообщитьтолько художник портретом, трагедией, музыкой. Идея причинности требует разложения, идея судьбы —созидания. В этом коренится связь судьбы с жизнью, а причинности со смертью. Переживание и пониманиевыше знания, так же как искусство выше науки. Искусство выражает понимание живой спонтанной жизни ипредшествует научному знанию. Интуиции представителей Ф.ж. относительно душевной жизни и ее внутренних механизмов стали истокомряда построений феноменологии и экзистенциализма. Многие принципы Ф.ж. были заимствованыперсонализмом и нем. школой филос. антропологии, прежде всего М. Шелером, учение Бергсона о потокепереживаний оказало огромное влияние на литературу кон. 19 — нач. 20 в., на художественныеэксперименты М. Пруста, Д. Джойса и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31683. Поняття про мислення. Соціальна природа мислення 36.5 KB
  Соціальна природа мислення Пізнавальна діяльність людини починається з відчуттів і сприй мань. Вичерпні знання про об’єкти дійсності їх внутрішню безпосередньо не дану у відчуттях і сприйманнях сутність людина одержує за допомогою мислення вищої абстрактної форми пізнан ня об’єктивної реальності. Опосередкованість мислення виявляється і в тому що всі його акти відбуваються за допомогою слова та попе реднього досвіду який зберігається в пам’яті людини.
31686. Процес створення образів уяви 26 KB
  поєднання якостей властивостей Найелементарнішою формою синтезування нових образів є аглютинація від лат. Прийомом створення нових образів є аналогія. Найскладнішим способом утворення образів уяви є створення типових образів.
31687. Поняття про пам’ять 22.5 KB
  Закріплення зберігання та наступне відтворення людиною її попереднього досвіду називається пам’яттю. Пам’ять є підґрунтям психічного життя людини. Завдяки пам’яті людина може здобувати необхідні для діяльності знання вміння та навички.
31688. Функції і причини уваги 36 KB
  Загальна характеристика уваги. Функції і причини уваги. Види уваги. Успішне ж виконання цього завдання потребує правильного розуміння природи уваги її видів характерних особливостей і шляхів розвитку у дітей.
31690. Форми переживання емоцій і почуттів 29.5 KB
  Настрій це загальний емоційний стан який своєрідно забарвлює на певний час діяльність людини характеризує її життєвий тонус. Афект як і настрій залежить певною мірою від індивідуальних особливостей людини: її темпераменту характеру вихованості. Афекти викликають глибокі зміни у психічному житті людини виснажують її.
31691. Мотиваційна сфера особистості. Потяги і бажання. Прагнення особистості. Ризик як вияв активності особистості 81.5 KB
  Здійснюючи цілеспрямовані дії людина зустрічається з різноманітними перешкодами. Тут і оцінка ситуації і вибір шляху для майбутньої дії відбір засобів потрібних для досягнення мети прийняття рішень і т.Якщо в людини відсутня актуальна потреба виконувати дію але при цьому необхідність виконання її вона усвідомлює то воля створює допоміжне спонукання змінюючи смисл дії робить його більш значущим. Довільні та вольові дії включаються в зміст вольової поведінки людини.