82420

Немецкая философия экзистенциализма

Доклад

Логика и философия

Основная работа Бытие и время 1927 подчинена трем задачам: 1 выявить фундаментальную структуру здесьбытия как бытиявмире; 2 показать что бытиевмире является временным и историчным; 3 на основе временности здесьбытия осознать необходимую принадлежность времени к смыслу бытия. здесьбытие выступает основой его экзистенциальной онтологии. ставит вопрос о том что есть бытие само по себе и решает его через рассмотрение человеческого бытия поскольку только оно наделено возможностью понимания бытия. Человеческое бытие...

Русский

2015-02-27

29.08 KB

0 чел.

Немецкая философия экзистенциализма

Основоположник немецкого экзистенциализма Мартин Хайдеггер (1889-1976)

Мартин Хайдеггер (1889-1976).Центральным вопросом философии Х. является проблема бытия и его смысла. Основная работа «Бытие и время» (1927) подчинена трем задачам:

1) выявить фундаментальную структуру «здесь-бытия» как бытия-в-мире; 2) показать, что бытие-в-мире является временным и историчным; 3) на основе временности «здесь-бытия» осознать необходимую принадлежность времени к смыслу бытия.

Понятие (Dasein – нем.) «здесь-бытие» выступает основой его экзистенциальной онтологии. Х. ставит вопрос о том, что есть бытие само по себе, и решает его через рассмотрение человеческого бытия, поскольку только оно наделено возможностью понимания бытия. Человеческое бытие, изначально наделенное сознание, это Dasein «здесь-бытие». Человеку непосредственно открыто бытие, поэтому понимание бытия - это его бытийная определенность. Х критикует европейскую философскую традицию, отождествляющую бытие с сущим, с миром вещей и явлений. По Х, рационалистическая философия неверно истолковывала бытие как нечто временное. Х понимает «временность» как внутреннее переживание человека, как исходную онтологическую основу экзистенциальности «здесь-бытие».

По Х, бытие-в-мре – это априорные формы человеческой личности, которые составляют субъективное бытие человека. Такие априорные формы (забота, тревога, страх, совесть, вина) выражают духовный опыт личности, чувствующей свою временность, однократность, неповторимость и смертность. По Х, сущность Dasein «здесь-бытие» заключена в его экзистенции, в специфическом способе бытийствования; Dasein «здесь-бытие» - это бытие, наделенное сознанием, это «здесь-присутствие», через которое «говорит» само бытие. Специфика человека определяется через особое положение человеческого сущего в бытии, поэтому, анализируя Dasein «здесь-бытие», можно создать фундаментальную онтологию, т.е. учение о бытии как таковом.

Экзистенция, по Х, - это бытие, сознающее свою конечность и направленное к «ничто», поэтому априорные формы человеческой личности, модусы человеческого существования, которые определяются через смерть и есть различные способы соприкосновения с «ничто», и составляют структуру экзистенции. Чтобы постичь смысл бытия, человек должен осознать свою смертность; сосредоточенность на будущем дает личности подлинное существование. Х делает вывод (достаточно спорный), что существование в страхе есть сама сущность человека. Только он один осознает конечность своего бытия и видит, что оно есть не что иное, как «бытие к смерти». Пытаясь спастись от своей сущности, человек хочет забыться в суете общественной жизни. Но это ему не помогает. Остается лишь одно – набраться мужества взглянуть в лицо «бытию к смерти», т.е. своему Ничто. Человек лишь постоянно ощущая себя в преддверии смерти, в состоянии оценить каждый миг жизни в его значимости и полноте, и освободиться от давления разного рода общественных целей, следования идеалам, оперирования научными абстракциями.

Х определяет философию как нечто, дающее человеку возможность стать тем, чем он может быть.

Карл Ясперс (1883-1969) – второй крупный представитель немецкого экзистенциализма, философ и психиатр.

Специфическим моментом экзистенциализма Ясперса прежде всего выступает его учение о «пограничных ситуациях». С его точки зрения, человеческое существование с наибольшей полнотой раскрывается именно в этих ситуациях, проявляющихся как наивысшие потрясения, вызванные чьей-либо болезнью, страданием, смертью, неискупимой виной и т.д. В «пограничных ситуациях» человек обнаруживает враждебность и жесткость окружающего мира и освобождается от всякого рода идеальных интересов и научных представлений о действительности, т.е. от «трансцендентального бытия-в-себе». В такие моменты он отходит от груза своих повседневных забот, т.е. от «наличного бытия-в-мире». В итоге он обнаруживает мир своего глубокого интимного существования. Поддаются чтению прежде недоступные «шифры бытия», открывается мир подлинных переживаний Бога.

В целом акт достижения «безусловного бытия», по Я, трехступенчат. Первая – связана с осознанием ограниченности только предметного истолкования мира, вторая – с прояснением экзистенции, третья – с решением главной задачи – понимания Бога. Как видим, поиск смысла бытия в данном случае связан не с рассудочной деятельностью, не с использованием строго научного понятийного аппарата, а с фантазией, с игрой воображения, характеризующейся особой силой, яркостью и необычностью создаваемых образов.

Я полагал, что способностью к философствованию обладает каждый человек. Имея возможность высказаться и в то же время быть услышанным, он тем самым проявляет стремление к установлению истинной коммуникации, а , значит, к философствованию. По Я, истинная философия – это философия коммуникативная. Благодаря коммуникации человек выделяется из мира живых существ и может обрести самого себя или свою самость.

Я принадлежит концепция «осевого времени», согласно которой центральным событием мировой истории была «осевая эпоха» (8-3 вв. до н.э.). Тогда «доистория» преобразовалась в «осевое время» и из традиционных культур выделились культуры: китайская, индийская, персидская, иудейская, древнегреческая. По Я, в «осевую эпоху» сложились основополагающие категории, с помощью которых мы сегодня мыслим. Были заложены основные принципы мировых религий.

Экзистенция (по Я.) – это необъективируемая человеческая самость, это нечто, противостоящее целостному бытию мира, это особое бытие, это «Я» поскольку, поскольку оно не становится объектом.

Трансценденция (по Я.) – это непостижимый предел всякого бытия и мышления, это охват всего охватываемого, основа всего действительного. Трансценденция постигается не познанием, а экзистенцией и выступает ее своеобразной границей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32513. ГОРОДСКИЕ ОЛИМПИАДЫ И ПОДГОТОВКА К НИМ 388 KB
  Избранные вопросы методики преподавания информатики ГОРОДСКИЕ ОЛИМПИАДЫ И ПОДГОТОВКА К НИМ Олимпиадная информатика . Олимпиады это тот срез в образовании который проверяет не только владение предметом но и формирует тенденции развития этого предмета определяет требования к школе через этот предмет со стороны общества то есть то что называют социальным запросом. Школьные олимпиады по информатике как по содержанию так и по методике проведения можно считать сформировавшимся явлениям. Олимпиады по информатике Олимпиады...
32514. ШКОЛЬНЫЙ САЙТ 1.04 MB
  Избранные вопросы методики преподавания информатики ШКОЛЬНЫЙ САЙТ Назначение и примерная структура школьного сайта На сайте Школьный сайт http: www. Информационное сопровождение сайта создание рубрик и наполнение их актуальной достоверной информацией должно производиться редакцией в состав которой должны входить как преподаватели так и учащиеся. Группы пользователей регистрация и авторизация Администрирование и информационное сопровождение сайта должно проводиться уполномоченными пользователями администраторами редакторами.; при...
32515. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ И ЕЕ ЭТАПЫ 153.5 KB
  Большие возможности в этом отношении открывает метод проектов или метод учебных проектов наряду с другими нетрадиционными методами получающий сейчас всё большее распространение. Метод проектов это совокупность учебнопознавательных приёмов которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов известный также как метод проблем возник ещё в 1920е годы в США. метод проектов нашёл широкое распространение и приобрёл большую популярность за...
32516. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ УСТНОГО ЭКЗАМЕНА И ТЕСТИРОВАНИЯ 82 KB
  Избранные вопросы методики преподавания информатики ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ УСТНОГО ЭКЗАМЕНА И ТЕСТИРОВАНИЯ Итоговый контроль. Перечень экзаменационных материалов по информатике ничем не отличается от перечня материалов по другим предметам вопросы билеты практические задания. Не вдаваясь в глубокий анализ причин по которым это происходит необходимо тем не менее определить в каких границах учитель или методист свободен при составлении билетов: в настоящее время билеты по информатике рекомендованные МО РФ можно взять за основу...
32517. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ ЗАЩИТЫ РЕФЕРАТОВ И ПРОЕКТОВ 107 KB
  Одной из основных целей творческой работы в виде реферата является комплексное исследование проблемы с использованием различных источников информации. Специфической особенностью информатики является ее высокий интегрирующий потенциал: основным объектом информатики является информация соответственно рассматриваются эффективные методы и приемы работы с информацией; осваиваются средства обработки хранения восприятия и передачи информации в том числе универсальное средство компьютер; теоретические знания и знания технологии работы с...
32518. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ 1.19 MB
  1 Квадратный трехчлен 4 Решение уравнений и запись корней. 1 Решение неравенств и запись ответов. 1 Решение задач и запись корней. 1 Решение заданий.
32519. ЭКСКУРСИИ ПО ИНФОРМАТИКЕ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ 73.5 KB
  Избранные вопросы методики преподавания информатики ЭКСКУРСИИ ПО ИНФОРМАТИКЕ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКЭКСКУРСИЯ Самый термин экскурсия произошёл от латинского слова excurro экскурро что значит выбегаю. Следовательно само название экскурсии указывает на одну из существенных черт этой формы организации учебной работы а именно выведение учащихся за пределы школы к изучаемому объекту. Таким образом экскурсия характеризуется тремя существенными признаками: вопервых на экскурсии обучение и воспитание проводятся на основе...
32520. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЕГО ПРИНЦИПЫ 97.5 KB
  Термин дистанционное обучение означает конкретную форму обучения которая основана на конкретных технологических и методологических решениях и может дополнять другие традиционные формы обучения например очную классноурочную или в отдельных случаях заменять их например если учащемуся недоступны иные варианты связи с удаленностью места проживания или с проблемами со здоровьем. Название дистанционное образование не следует считать правильным поскольку под термином образование понимается весь процесс обучения и воспитания...
32521. ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ 312.5 KB
  Избранные вопросы методики преподавания информатики ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ ПОЛОЖЕНИЕ о школьных и городских предметных олимпиадах школьников. Общие положения Настоящее Положение определяет статус цели и задачи школьных и городских олимпиад порядок их проведения и финансирования. Основными целями и задачами олимпиад являются: пропаганда научных знаний и развитие у учащихся интереса к научной деятельности создание необходимых условий для выявления одаренных детей активизация работы факультативов спецкурсов кружков....