82431

Кризис европейской рациональности и пути его преодоления в представлениях современных западных философов

Доклад

Логика и философия

Задача заключается с их точки зрения в том чтобы преодолеть негативные явления и сохранить традиционные ценности ренессансной и просвещенческой культуры. В отличие от российской философской мысли где значительную роль играет представление об особой роли России в преодолении кризиса культуры и религиозной ориентации в ходе этого преодоления западные философы посвоему видят как причины возникшей кризисной ситуации так и пути её преодоления. Известные западные философы XX века говорили о неизбывности кризисности сопровождающей развитие...

Русский

2015-02-27

25.75 KB

0 чел.

Кризис европейской рациональности и пути его преодоления в представлениях современных западных философов.

Для западной рационалистической традиции /А.Вебер, Э.Гуссерль, Х.Ортега-и-Гассет, Р.Гвардини и др./ европейский кризис - это кризис, прежде всего рационалистических и гуманистических установок. Задача заключается, с их точки зрения, в том, чтобы преодолеть негативные явления и сохранить традиционные ценности ренессансной и просвещенческой культуры.

В отличие от российской философской мысли, где значительную роль играет представление об особой роли России в преодолении кризиса культуры и религиозной ориентации в ходе этого преодоления, западные философы по-своему видят как причины возникшей кризисной ситуации, так и пути её преодоления. Спасение человечества видится, прежде всего, не в религиозном преображении человека, а в возвращении к традиционным рационалистическим и гуманистическим ценностям эпохи Нового времени и, если брать ещё более исторический глубокий пласт, античности. Э.Гуссерль писал, что кризис европейского бытия закончится либо закатом Европы, если она отойдёт от рационального осмысления жизни и впадёт в "варварскую ненависть" к духу, либо возрождением Европы благодаря "духу философии" и "героизму разума". В русле данной интеллектуально-философской традиции размышляет и А.Вебер. Он считает, что именно "духовное начало" должно стать столь сильным, чтобы снова определять путь общественного развития. Внешние материальные условия бытия не должны диктовать свою волю человечеству. Главная задача -"вернуть каждый европейский народ самому себе".

Другой известный мыслитель современности Р.Гвардини - утверждает, что кризис современной цивилизации заключается, прежде всего, в "утрате туманного". Это означает, что разрушается соответствующая рамкам человеческого бытия форма его жизнедеятельности, то есть гармония продуктивной и телесной организационной сфер индивидуума. Отношения между людьми и к природе носят всё более опосредствующий, абстрактный характер. Широкие масштабы приобретает новая болезнь XX века - дефицит переживания непосредственного человеческого чувства. А ведь человек, по мнению Гвардини, это, прежде всего "то, что он переживает". Тем не менее, выход есть: необходимо всецело сосредоточиться на своём "внутреннем ядре" и попытаться спасти самое существенное - личность.

Известные западные философы XX века говорили о неизбывности кризисности, сопровождающей развитие европейской культуры: М. Хайдеггер /"забвение бытия"/, Г.Марсель /"конец человека"/, Т.Адорно /"поражение западной культуры"/. В современной философии и культурологии данные представления подкрепляются в концепции "глобального кризиса" человечества и его культуры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7883. Тактичні проблеми доказування 36.5 KB
  Тактичні проблеми доказування. Тактичні прийоми роботи з доказами. Фактор раптовості, його врахування і використання в доказуванні. Перш ніж розглядати саме тактичні прийоми роботи з доказами, слід зупинитись на співвідношенні процесуального й такти...
7884. Школа и общественное дошкольное воспитание в период восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства СССР (1946—1958 гг.) 126.5 KB
  Школа и общественное дошкольное воспитание в период восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства СССР (1946 гг.) Еще в ходе Великой Отечественной войны Коммунистическая партия и Советское правительство принимали меры по восста...
7885. Проверочные тесты по темам Педагогика как наука, Теория обучения 87.5 KB
  Проверочные тесты по темам Педагогика как наука, Теория обучения Тест 1 Задание. Выберите наиболее точное определение объекта педагогической науки: Ученик Учитель Образование Ребенок Развивающаяся личность Задание...
7886. Основы государства и права (коспект) 467.5 KB
  Основы государства и права (коспект) Введение В условиях развития рыночных отношений в экономике возросли требования к правовой подготовке специалистов. Соответственно от высшей школы требуют формирование широкого кругозора и правовой культуры...
7887. Основы термодинамики. Молекулярная физика 166 KB
  Основы термодинамики Молекулярная физика и термодинамика занимаются явлениями, обусловленными совокупным действием огромного числа непрерывно движущихся частиц. Несмотря на то, что каждая частица движется по законам механики, их совокупное движение ...
7888. Поняття про форму організації навчання 28.5 KB
  Поняття про форму організації навчання Відповідь на питання Як навчати? виводить нас на ще одну важливу категорію педагогіки - категорію форм організації навчання. Якщо поняття метод характеризує змістову або внутрішню сторону навчального процесу ...
7889. З історії розвитку організаційних форм навчання 23.57 KB
  З історії розвитку організаційних форм навчання Загальні форми організації навчання часто називають організаційними системами навчання. У різні періоди розвитку суспільства перевага надавалася тим чи іншим організаційним системам навчання. Найстаршо...
7890. Класно-урочна система навчання, її суть та історія розвитку 19.33 KB
  Класно-урочна система навчання, її суть та історія розвитку Класно-урочна система навчання - це така організація навчального процесу, при якій учні групуються по класах і основною формою навчання є урок. Зміст навчання в кожному класі визначаєт...
7891. Причини, привід та початок Першої світової війни 35.5 KB
  Тема уроку. Причини, привід та початок Першої світової війни. Мета: розкрити причини, привід та початок Першої світової війни розвивати аналітичні вміння при вивченні всесвітньої історії виховувати в учнів зацікавленість до новітнього періоду всес...