82431

Кризис европейской рациональности и пути его преодоления в представлениях современных западных философов

Доклад

Логика и философия

Задача заключается с их точки зрения в том чтобы преодолеть негативные явления и сохранить традиционные ценности ренессансной и просвещенческой культуры. В отличие от российской философской мысли где значительную роль играет представление об особой роли России в преодолении кризиса культуры и религиозной ориентации в ходе этого преодоления западные философы посвоему видят как причины возникшей кризисной ситуации так и пути её преодоления. Известные западные философы XX века говорили о неизбывности кризисности сопровождающей развитие...

Русский

2015-02-27

25.75 KB

0 чел.

Кризис европейской рациональности и пути его преодоления в представлениях современных западных философов.

Для западной рационалистической традиции /А.Вебер, Э.Гуссерль, Х.Ортега-и-Гассет, Р.Гвардини и др./ европейский кризис - это кризис, прежде всего рационалистических и гуманистических установок. Задача заключается, с их точки зрения, в том, чтобы преодолеть негативные явления и сохранить традиционные ценности ренессансной и просвещенческой культуры.

В отличие от российской философской мысли, где значительную роль играет представление об особой роли России в преодолении кризиса культуры и религиозной ориентации в ходе этого преодоления, западные философы по-своему видят как причины возникшей кризисной ситуации, так и пути её преодоления. Спасение человечества видится, прежде всего, не в религиозном преображении человека, а в возвращении к традиционным рационалистическим и гуманистическим ценностям эпохи Нового времени и, если брать ещё более исторический глубокий пласт, античности. Э.Гуссерль писал, что кризис европейского бытия закончится либо закатом Европы, если она отойдёт от рационального осмысления жизни и впадёт в "варварскую ненависть" к духу, либо возрождением Европы благодаря "духу философии" и "героизму разума". В русле данной интеллектуально-философской традиции размышляет и А.Вебер. Он считает, что именно "духовное начало" должно стать столь сильным, чтобы снова определять путь общественного развития. Внешние материальные условия бытия не должны диктовать свою волю человечеству. Главная задача -"вернуть каждый европейский народ самому себе".

Другой известный мыслитель современности Р.Гвардини - утверждает, что кризис современной цивилизации заключается, прежде всего, в "утрате туманного". Это означает, что разрушается соответствующая рамкам человеческого бытия форма его жизнедеятельности, то есть гармония продуктивной и телесной организационной сфер индивидуума. Отношения между людьми и к природе носят всё более опосредствующий, абстрактный характер. Широкие масштабы приобретает новая болезнь XX века - дефицит переживания непосредственного человеческого чувства. А ведь человек, по мнению Гвардини, это, прежде всего "то, что он переживает". Тем не менее, выход есть: необходимо всецело сосредоточиться на своём "внутреннем ядре" и попытаться спасти самое существенное - личность.

Известные западные философы XX века говорили о неизбывности кризисности, сопровождающей развитие европейской культуры: М. Хайдеггер /"забвение бытия"/, Г.Марсель /"конец человека"/, Т.Адорно /"поражение западной культуры"/. В современной философии и культурологии данные представления подкрепляются в концепции "глобального кризиса" человечества и его культуры.