82432

Дилемма сциентизма и антропологизма

Доклад

Логика и философия

Сциентисты провозглашают знание как наивысшую культурную ценность В качестве аргументов в свою пользу сциентисты привлекают знаменитый пример из прошлого когда наука Нового времени пыталась обосновать новые подлинно гуманные ценности и культуру. Ими совершенно справедливо подчеркивается что наука есть производительная сила общества порождающая общественные ценности и имеющая...

Русский

2015-02-27

26.8 KB

2 чел.

Дилемма сциентизма и антропологизма.

Современная философия ведет свой отсчет от рубежа XIX-XX вв. - времени возникновения неклассических форм мышления. Несмотря на развитие традиционных идей в рамках неокантианства, неогегельянства, неотомизма, новые течения становятся определяющим фактором европейской и мировой философской мысли. Они выступают как достаточно обоснованные и во многом плодотворные попытки сформулировать радикально новые ответы на извечные вопросы человеческого бытия: возможность познания, ценностно-смысловая обоснованность жизни, сущность человека и т.д. Основные тенденции развития современной философии проявляются в форме сциентизма и антропологизма.

Сциентизм (лат. scientia - наука, знание) - философско-мировоззренческая позиция, которая рассматривает науку как высшую культурную ценность, необходимое условие ориентации в мире. Означает веру в возможность разрешения, прежде всего методами естественнонаучного знания, теоретико-познавательных, социальных и других проблем. С противоположных позиций исходит антисциентизм, рассматривающий науку как чуждую, враждебную человеку силу, источник опасных иллюзий и заблуждений. Антропологизм (гр. antropos - человек; logos - учение) - философская концепция, утверждающая основополагающее значение категории человек, исходя из которой только и можно разработать систему представлений о природе, обществе, мышлении.

Указанные тенденции по-разному сочетаются в направлениях современной философии - фрейдизме, экзистенциализме, структурализме, прагматизме и других. Усложнение человеческого существования, все более возрастающие динамизм, напряженность, интенсивность общественного бытия остро ставят вопрос взаимоотношениях людей, с которыми связаны как глобальные социальные процессы, так и жизнь отдельного человека. Поэтому возрастает значимость проблем сознания, языка, понимания и взаимопонимания в обществе. Этим можно объяснить интенсивное развитие за последние десятилетия таких философских направлений, как: философия языка, феноменология, герменевтика. Причем, наиболее плодотворным является комплексное использование этих направлений. И, наконец, следует отметить, процессы интеграции, свойственные для постклассической науки, ведут к возникновению междисциплинарных направлений и методов исследований. Примером этому может служить синергетика, структурализм, позволяющие по-новому рассмотреть целый ряд традиционных философских проблем и вопросов.

 В чем сущность дилеммы «сциентизм – антисциентизм»

первые -закрывают глаза на возможные негативные последствия развития науки, вторые - драматизируют их. первые считают научное синонимом истинного, вторые - отнюдь ((( решение противостояния конфликтующих сторон лишь в том, что каждая из позиций становится менее плоской.

Сциентисты приветствуют достижения науки. Антисциентиты испытывают недоверие к научным инновациям. Сциентисты провозглашают знание как наивысшую культурную ценность В качестве аргументов в свою пользу сциентисты привлекают знаменитый пример из прошлого, когда наука Нового времени пыталась обосновать новые, подлинно гуманные ценности, и культуру. Ими совершенно справедливо подчеркивается, что наука есть производительная сила общества, порождающая общественные ценности и имеющая огромные возможности для познания. В качестве контраргумента антисциентисты отмечают простую истину, что наука может порождать опасности способные уничтожить всё человечество и вместе с тем её многочисленные достижения не сделали человечество счастливее. По их мнению это означает, что наука не может сделать свои успехи благом для человечества. Только благодаря науке жизнь может стать организованной, управляемой и успешной, считают сциентисты, поэтому они во всем стремятся к онаучиванию" всех сфер деятельности человека и всего общества в целом. У их противников, антисциентистов, считается что понятие «научное знание» не то же самое, что понятие «истинное знание».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3490. Бухгалтерский учёт и аудит на предприятии 31.25 KB
  Бухгалтерский учёт и аудит (экзамен) Впервые систематизация приемов бух. учета была проведена францисканским монахом Лукой Пачоли, который большую часть жизни преподавал математику в университетах Балонии, Флоренции и закончил карьеру на почётном по...
3491. Бухгалтерский учёт и аудит в банке 25.6 KB
  Бухгалтерский учёт и аудит в банке Тема 1. Организация бухгалтерского учета в банках. Кредитная организация – это юридическое лицо, которое для получения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии Банка России имеет прав...
3492. Учет кассовых операций банка 35.24 KB
  Учет кассовых операций банка Кассовые операции – это операции банка по приему выдачи денег и ценностей клиентам банка. В коммерческом банке обслуживание клиентов производится операционной кассой, в состав которой входит: Приходные кассы...
3493. Сутність та складові бюджетного менеджменту 47.5 KB
  Сутність та складові бюджетного менеджменту Мета: закріпити знання щодо поняття сутності та складових бюджетного менеджменту. Сутність бюджетного менеджменту. Система управління бюджетом. Складові бюджетного менеджменту. Су...
3494. Органи оперативного управління бюджетним процесом 104.5 KB
  Органи оперативного управління бюджетним процесом Мета: закріпити знання щодо поняття про органи оперативного управління бюджетним процесом. Міністерство фінансів України – центральний орган виконавчої влади в сфері фінансової діяльн...
3495. Бюджетування зовнішньоекономічної діяльності підприємств 1.58 MB
  Функціонування та розвиток сучасних суб’єктів господарської діяльності здійснюється в умовах глобалізації національних економік, активізації міжнародних економічних відносин, лібералізації зовнішньої торгівлі тощо. Це зумовлює загострення...
3496. Теоретичні основи безпеки життєдіяльності. Небезпека. Ризик як оцінка небезпеки 623.5 KB
  Вивчення курсу з безпеки життєдіяльності має на меті підготовку особи до активної участі в забезпеченні тривалого повноцінного життя в суспільстві, що динамічно змінюється. Молодший спеціаліст повинен бути здатним забезпечити необхідний рівень...
3497. Конспект лекцій. Безпека життєдіяльності 1.01 MB
  В Концепції освіти з напрямку «Безпека життєдіяльності» основною метою є підготовка особи до активної участі в забезпеченні тривалого повноцінного життя в суспільстві, що динамічно змінюється. Основними завданнями освіти з БЖД є: формування ку...
3498. Відповідальність за правопорушення на ринку цінних паперів 165.5 KB
  Відповідальність за правопорушення на ринку цінних паперів. Основою юридичного забезпечення державної влади на ринку цінних паперів є наявність і чітке функціонування механізму примусового виконання державної волі. Такий механізм повинен складатися ...