82432

Дилемма сциентизма и антропологизма

Доклад

Логика и философия

Сциентисты провозглашают знание как наивысшую культурную ценность В качестве аргументов в свою пользу сциентисты привлекают знаменитый пример из прошлого когда наука Нового времени пыталась обосновать новые подлинно гуманные ценности и культуру. Ими совершенно справедливо подчеркивается что наука есть производительная сила общества порождающая общественные ценности и имеющая...

Русский

2015-02-27

26.8 KB

2 чел.

Дилемма сциентизма и антропологизма.

Современная философия ведет свой отсчет от рубежа XIX-XX вв. - времени возникновения неклассических форм мышления. Несмотря на развитие традиционных идей в рамках неокантианства, неогегельянства, неотомизма, новые течения становятся определяющим фактором европейской и мировой философской мысли. Они выступают как достаточно обоснованные и во многом плодотворные попытки сформулировать радикально новые ответы на извечные вопросы человеческого бытия: возможность познания, ценностно-смысловая обоснованность жизни, сущность человека и т.д. Основные тенденции развития современной философии проявляются в форме сциентизма и антропологизма.

Сциентизм (лат. scientia - наука, знание) - философско-мировоззренческая позиция, которая рассматривает науку как высшую культурную ценность, необходимое условие ориентации в мире. Означает веру в возможность разрешения, прежде всего методами естественнонаучного знания, теоретико-познавательных, социальных и других проблем. С противоположных позиций исходит антисциентизм, рассматривающий науку как чуждую, враждебную человеку силу, источник опасных иллюзий и заблуждений. Антропологизм (гр. antropos - человек; logos - учение) - философская концепция, утверждающая основополагающее значение категории человек, исходя из которой только и можно разработать систему представлений о природе, обществе, мышлении.

Указанные тенденции по-разному сочетаются в направлениях современной философии - фрейдизме, экзистенциализме, структурализме, прагматизме и других. Усложнение человеческого существования, все более возрастающие динамизм, напряженность, интенсивность общественного бытия остро ставят вопрос взаимоотношениях людей, с которыми связаны как глобальные социальные процессы, так и жизнь отдельного человека. Поэтому возрастает значимость проблем сознания, языка, понимания и взаимопонимания в обществе. Этим можно объяснить интенсивное развитие за последние десятилетия таких философских направлений, как: философия языка, феноменология, герменевтика. Причем, наиболее плодотворным является комплексное использование этих направлений. И, наконец, следует отметить, процессы интеграции, свойственные для постклассической науки, ведут к возникновению междисциплинарных направлений и методов исследований. Примером этому может служить синергетика, структурализм, позволяющие по-новому рассмотреть целый ряд традиционных философских проблем и вопросов.

 В чем сущность дилеммы «сциентизм – антисциентизм»

первые -закрывают глаза на возможные негативные последствия развития науки, вторые - драматизируют их. первые считают научное синонимом истинного, вторые - отнюдь ((( решение противостояния конфликтующих сторон лишь в том, что каждая из позиций становится менее плоской.

Сциентисты приветствуют достижения науки. Антисциентиты испытывают недоверие к научным инновациям. Сциентисты провозглашают знание как наивысшую культурную ценность В качестве аргументов в свою пользу сциентисты привлекают знаменитый пример из прошлого, когда наука Нового времени пыталась обосновать новые, подлинно гуманные ценности, и культуру. Ими совершенно справедливо подчеркивается, что наука есть производительная сила общества, порождающая общественные ценности и имеющая огромные возможности для познания. В качестве контраргумента антисциентисты отмечают простую истину, что наука может порождать опасности способные уничтожить всё человечество и вместе с тем её многочисленные достижения не сделали человечество счастливее. По их мнению это означает, что наука не может сделать свои успехи благом для человечества. Только благодаря науке жизнь может стать организованной, управляемой и успешной, считают сциентисты, поэтому они во всем стремятся к онаучиванию" всех сфер деятельности человека и всего общества в целом. У их противников, антисциентистов, считается что понятие «научное знание» не то же самое, что понятие «истинное знание».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58161. СОСТАВ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ 117 KB
  В ходе реформирования органов исполнительной власти определена новая структура федеральных органов исполнительной власти в соответствии с которой в составе Министерства финансов РФ выделена Федеральная налоговая служба...
58162. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М.Бутлерова 1.62 MB
  Химическое строение вещества как порядок соединения атомов в молекулах. Взаимное влияние атомов и атомных групп в молекуле. При этом строго соблюдается четырехвалентность атомов углерода и одновалентность водородных атомов. Свойства веществ зависят не только от качественного и количественного состава но и от порядка соединения атомов в молекуле явление изомерии.
58163. Уровни организации живой природы 81 KB
  Ученые выделяют несколько уровней организации живой природы: молекулярный клеточный организменный популяционно-видовой экосистемный и биосферный. На молекулярном уровне изучаются молекулы которые находятся в клетке их строение и функции.
58164. Утверждение Новой Культуры 83 KB
  Появляется интерес к античной культуре происходит как бы её возрождение так и появился термин. Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов например у Джорджо Вазари. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например Каролингское Возрождение IX века. Возрождение возникло в Италии где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках в деятельности семейства Пизано Джотто Орканья и др.
58165. Збройні сили Київської Русі 138.5 KB
  Княжа дружина була зорганізована на зразок варязьких дружин. Хоча скандинавці втратили значення в Україні і мусили уступити з війська, але їх військову організацію, що визначалася дуже високими прикметами, князі зберегли та тільки її перетворили, відповідно до розвитку і потреб держави.
58166. Формы государства 51.5 KB
  Формы государства, как совокупность его внешних признаков представляет организацию государственной власти в стране, включая 3 взаимосвязанных элемента...
58167. Фізіологічна і соціальна зрілість. Взаємозв’язок фізіологічної та соціальної зрілості 42.5 KB
  Мета: сформувати в учнів поняття про фізіологічну й соціальну зрілість показати взаємозвязок фізіологічної та соціальної зрілості. Підлітковий вік характеризується переходом до фізичної й соціальної зрілості.
58168. Соединения неметаллических элементов с Водородом. Хлорид Водорода. Соляная кислота. Аммиак. Соли аммония 36 KB
  Ковалентная неполярная связь между атомами Водорода в молекуле Водорода образована перекрыванием двух 1S1 –орбиталей двух атомов молекулярное вещество. В лаборатории водород добывают несколькими способами прежде всего реакцией металлов расположенных...
58169. Письмо. История письма 41 KB
  Письмо – это система начертательных знаков, используемых для фиксации речи. Оно возникло около 6000 лет тому назад, гораздо позднее, чем звуковой язык.