82432

Дилемма сциентизма и антропологизма

Доклад

Логика и философия

Сциентисты провозглашают знание как наивысшую культурную ценность В качестве аргументов в свою пользу сциентисты привлекают знаменитый пример из прошлого когда наука Нового времени пыталась обосновать новые подлинно гуманные ценности и культуру. Ими совершенно справедливо подчеркивается что наука есть производительная сила общества порождающая общественные ценности и имеющая...

Русский

2015-02-27

26.8 KB

2 чел.

Дилемма сциентизма и антропологизма.

Современная философия ведет свой отсчет от рубежа XIX-XX вв. - времени возникновения неклассических форм мышления. Несмотря на развитие традиционных идей в рамках неокантианства, неогегельянства, неотомизма, новые течения становятся определяющим фактором европейской и мировой философской мысли. Они выступают как достаточно обоснованные и во многом плодотворные попытки сформулировать радикально новые ответы на извечные вопросы человеческого бытия: возможность познания, ценностно-смысловая обоснованность жизни, сущность человека и т.д. Основные тенденции развития современной философии проявляются в форме сциентизма и антропологизма.

Сциентизм (лат. scientia - наука, знание) - философско-мировоззренческая позиция, которая рассматривает науку как высшую культурную ценность, необходимое условие ориентации в мире. Означает веру в возможность разрешения, прежде всего методами естественнонаучного знания, теоретико-познавательных, социальных и других проблем. С противоположных позиций исходит антисциентизм, рассматривающий науку как чуждую, враждебную человеку силу, источник опасных иллюзий и заблуждений. Антропологизм (гр. antropos - человек; logos - учение) - философская концепция, утверждающая основополагающее значение категории человек, исходя из которой только и можно разработать систему представлений о природе, обществе, мышлении.

Указанные тенденции по-разному сочетаются в направлениях современной философии - фрейдизме, экзистенциализме, структурализме, прагматизме и других. Усложнение человеческого существования, все более возрастающие динамизм, напряженность, интенсивность общественного бытия остро ставят вопрос взаимоотношениях людей, с которыми связаны как глобальные социальные процессы, так и жизнь отдельного человека. Поэтому возрастает значимость проблем сознания, языка, понимания и взаимопонимания в обществе. Этим можно объяснить интенсивное развитие за последние десятилетия таких философских направлений, как: философия языка, феноменология, герменевтика. Причем, наиболее плодотворным является комплексное использование этих направлений. И, наконец, следует отметить, процессы интеграции, свойственные для постклассической науки, ведут к возникновению междисциплинарных направлений и методов исследований. Примером этому может служить синергетика, структурализм, позволяющие по-новому рассмотреть целый ряд традиционных философских проблем и вопросов.

 В чем сущность дилеммы «сциентизм – антисциентизм»

первые -закрывают глаза на возможные негативные последствия развития науки, вторые - драматизируют их. первые считают научное синонимом истинного, вторые - отнюдь ((( решение противостояния конфликтующих сторон лишь в том, что каждая из позиций становится менее плоской.

Сциентисты приветствуют достижения науки. Антисциентиты испытывают недоверие к научным инновациям. Сциентисты провозглашают знание как наивысшую культурную ценность В качестве аргументов в свою пользу сциентисты привлекают знаменитый пример из прошлого, когда наука Нового времени пыталась обосновать новые, подлинно гуманные ценности, и культуру. Ими совершенно справедливо подчеркивается, что наука есть производительная сила общества, порождающая общественные ценности и имеющая огромные возможности для познания. В качестве контраргумента антисциентисты отмечают простую истину, что наука может порождать опасности способные уничтожить всё человечество и вместе с тем её многочисленные достижения не сделали человечество счастливее. По их мнению это означает, что наука не может сделать свои успехи благом для человечества. Только благодаря науке жизнь может стать организованной, управляемой и успешной, считают сциентисты, поэтому они во всем стремятся к онаучиванию" всех сфер деятельности человека и всего общества в целом. У их противников, антисциентистов, считается что понятие «научное знание» не то же самое, что понятие «истинное знание».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35833. Структурная схема подключения ЦАП к микропроцессорной системе с использованием ША, ШУ, ШД. Программа на ассемблере для вывода данных 931.4 KB
  MOV Аl FFh загрузка в 8битный акк. При адресации испся регистры общ значения Dx и l MOV Аl 378h в регр Dx попадает число 378 адрес внешнего устройства OUT Dx l содержимое аккра попадает во внешн порт адрес котго хранится в Dx это косвенная адресация. формируется сигнал чтения MOV Dx 379h в регр Dx попадает число 379 IN l Dx инфия из порта адрес котго хранится в регре Dx попадает в аккр 3. Программа выполняет: Выставляет данные на 378 порт; выдает сигн...
35834. Информация, данные, кодирование. Автоматизированные информационные системы (АИС): информационно-поисковые системы (ИПС), банки данных (БнД), базы знаний (БЗ) 448.5 KB
  Автоматизированные информационные системы АИС: информационнопоисковые системы ИПС банки данных БнД базы знаний БЗ. Информация это комплекс логически связанных мыслей возникших в сознании на основании полученных данных. Запрос это вопрос к базе данных БД. АИС длятся на: ИПС информационнопоисковые системы; БнД банки данных; БЗ базы знаний.
35835. Математические методы анализа экономики 435 KB
  Для разрешимости транспортной задачи необходимо чтобы суммарные запасы продукции у поставщиков равнялись суммарной потребности потребителей. В нашем случае потребность всех потребителей 65 единиц продукции равна запасам всех поставщиков. из незадействованных маршрутов маршрут доставки продукции от поставщика 1 к потребителю B4 наиболее рентабельный. Запасы поставщика 1 составляют 20 единиц продукции.
35837. Реализация переключательных функций на логических элементах 794.5 KB
  В нашем примере нужен элемент ИЛИ с двумя входами 2 элемента И с двумя входами каждый рисунок 1. Рисунок 1. 3 Конъюнкции образованные одной переменной отсутствуют поэтому данное выражение является исходным для реализации схемы рисунок 2. Рисунок 2 Реализация ПФ 3.
35838. Эконометрика 771.13 KB
  Модель парной регрессии. Условия нормальной линейной регрессии ГауссаМаркова. Задачу определения парной регрессии можно сформулировать так: по наблюденным значениям одной переменной X нужно оценить или предсказать ожидаемое значение другой переменнойY. В модели линейной регрессии теоретически предполагается существование между переменными X и Y связи след вида: Простейшая регрессионная модель: y = βx U 1 y зависимая объясняемая переменная результирующий признак; х независимая объясняющая переменная...
35839. Менеджмент 783 KB
  Классическая школа организации управления Школа научного менеджмента самая первая по времени возникновения школа в теории организации. Теоретики этой школы впервые постулировали что объект управления в организации человек и только им можно управлять. Рассматривая организацию как единый организм Файоль определил что для любой деловой организации характерно наличие шести видов деятельности или шести функций: техническая деятельность производство: техника технология инженеры коммерческая деятельность закупка сбыт и обмен...
35840. Линейное программирование. Задачи линейного программирования 769.1 KB
  Симплексный метод решения задачи линейного программирования ЛП Симплексный метод СМ алгебраический метод позволяющий решить задачу ЛП с помощью итераций. Идея СМ начиная с некоторого исходного опорного решения начальной точки с учетом ограничений осуществляется последовательно направленное перемещение по опорным решениям задачи к оптимальному к точке глобального оптимума угловая точка такая что при перемещении в любую другую точку допустимой области решений значение ЦФ не убывает для задач на mx и не возрастает на min....
35841. Методы расчета линейных электрических цепей постоянного тока 682 KB
  После нахождения контурных токов токи которые протекают в совместных ветвях находят как разности соответствующих контурных токов Метод узловых потенциалов Ток в любой ветви схемы можно найти по закону Ома для участка цепи содержащей ЭДС. Ток в данной цепи не изменяется если ветвь b включает в себя 2 разные и противоположно направленные ЭДС Ток протекающий через данную цепь можно представить как сумму двух токов где I ток вызванный ЭДС E1 и всеми источниками ЭДС и тока активного двухполюсника; I ток вызванный одной ЭДС E2 Можно...