82434

Причины и смысл «антропологического бунта» в философии XX века. Основные темы философской антропологии

Доклад

Логика и философия

Мотив репрессивности и агрессивности таким образом становится ведущим в социальном бытии человека в XX веке. Фромм полагает что одиночество характерная черта современного человека. По его мнению одиночество и беспомощность вызваны желанием человека обрести экономическую независимость. Обретение экономической свободы и материального благополучия привели человека к одиночеству неуверенности и изоляции от внешнего мира.

Русский

2015-02-27

27.12 KB

0 чел.

Причины и смысл «антропологического бунта» в философии XX века. Основные темы философской антропологии.

Андре Глюксман считает, что суть взаимоотношений в обществе — это подчинение. Поэтому неизбежно, что общество и государство воплощают тоталитаризм. Мотив репрессивности и агрессивности, таким образом, становится ведущим в социальном бытии человека в XX веке. Э. Фромм полагает, что одиночество — характерная черта современного человека. По его мнению, одиночество и беспомощность вызваны желанием человека обрести экономическую независимость. Обретение экономической свободы и материального благополучия привели человека к одиночеству, неуверенности и изоляции от внешнего мира. Между тем человек как существо социальное не может вынести изоляции. Как результат, потеря ориентации и ощущение бессмысленности собственной жизни. Выход из данной ситуации Э. Фромм видит в развитии свободы и реализации человека как личности. Достичь этой свободы можно при помощи бунта. Бунт — еще один мотив бытия человека в XX в. Многие философы современности (в первую очередь представители экзистенциализма) считают бунт протестом современного человека против мира обреченности, отчуждения и равнодушия. А. Камю полагает, что все существование человека абсурдно. В своей работе «Миф о Сизифе» он показывает эту абсурдность. По его мнению, бунт предваряет любую цивилизацию и является ее неотъемлемым элементом. В бунте видит утверждение права человека на свою жизнь. В последние десятилетия для существования современного субъекта особое значение приобрели такие понятия, как массы, массовый человек, массовое сознание, массовая культура, т.е. сейчас мы переживаем ситуацию, в которой мнение масс, их поведение, действия становятся в обществе доминирующими. XX век предоставил огромный материал для осознания сущности и роли масс. Это время двух мировых войн, многочисленных революций, межэтнических и межрелигиозных конфликтов, возникновения и падения тоталитарных режимов, периода урбанизации, разрыва социальных связей, миграции населения. Кардинальные трансформации в различных сферах современного общества означают принципиальное изменение характера деятельности человека, основная отличительная черта которой в XX в. — массовость. Массовое производство, массовое распределение, массовое распространение, массовое творчество — все это привело к образованию массовой культуры. Массовость проявляется как тенденция, свойственная действиям или взглядам множества людей, как производство товаров в большом количестве, как широко распространенное популярное потребление этих товаров. В создании, распространении и потреблении продукции массовой культуры принимает участие огромное количество людей, в основном большая часть населения городов, стран, регионов, имеющих развитые сети СМИ. Многообразие интересов, взглядов, чувств в массовой культуре спрессовываются в клишированных формах стандартизированной информации, рассчитанной на массовую распродажу с помощью различных средств массовой информации. Ряд этих, рассмотренных нами, и других техногенных и культурогенных явлений вверг человечество в кризис — экологический, духовный, нравственный. Этой цивилизацией было заложено представление о неистощимости природных запасов и их бесконтрольном использовании человеком, были выработаны ценности неограниченного права человека на Земле как Высшего существа, обладающего разумом. И, наконец, существующая цивилизация сформировала тип массового потребителя, обладателя таких качеств, как вседоступность и вседозволенность.

Основные темы Ф.а.: происхождение человека, типологии человека, телесные и духовные основания человека, основные отношения человека (к Другому, к обществу, культуре, природе и т.д.), основные феномены человеческого бытия (любовь, творчество, труд, игра, смерть и т.п.). В современной антропологии существует целый ряд школ и направлений, среди которых главную роль играет нем. антропологическая школа. В ней различают культурологическое направление (О. Больнов, Э. Ротхакер, М. Ландман, Г. Хенгстенберг и др.), религиозно-филос. (И. Лотц, Г. Хенгстенберг), биолого-антропологическое (Шелер, Плеснер, Гелен). Большое влияние на формирование философско-антропологических идей оказал психоанализ, прежде всего учения З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма, экзистенциализм — трудами Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.П. Сартра, аналитическая антропология, представленная работами М. Мерло-Понти, Ж. Делёза, Ф. Гваттари, А. Подороги и др. Большой вклад в развитие Ф.а. внесли рус. мыслители — Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, С.Л. Франк, унаследовавшие и развившие дальше интуиции Ф.М. Достоевского относительно человеческой природы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14400. Исследование магнитоэлектрического зеркального гальванометра 312.5 KB
  Отчет по работе №138 Исследование магнитоэлектрического зеркального гальванометра Цель работы: определить внутреннее сопротивление гальванометра среднюю чувствительность изучить зависимость периода колебаний логарифмического декремента затухания и време...
14401. Изучить принцип работы форвакуумного насоса 187.5 KB
  Лабораторная работа № 9 Цель работы: Изучить принцип работы форвакуумного насоса определить скорость откачки зависимость давления от времени откачки определить объем системы. Приборы и материалы: Форвакуумный насос масляный манометр термопарный вакуумметр. ...
14402. Экономическое поведение (действие) 19.11 KB
  Экономическое поведение действие – поведение людей добровольно или вынужденно руководствующихся рыночными целями законами и ограничениями. Таково широкое определение экономического поведения. Более узкая трактовка предполагает сознательное стремление к выгоде пр
14403. Современные отношения молодежи, в частности группы 40.5 KB
  Современные отношения молодежи в частности группы. Общество 21 века это информационное общество оно в корне отличается от традиционного общества и далеко ушло от индустриального. Так что же изменилось за многие столетия Что нового мы можем наблюдать в совре...
14404. Экономическое отношение современной молодежи 28 KB
  Экономическое отношение современной молодежи. Я решил рассмотреть отношение современной молодежи к определенному предмету сотовые телефона и смартфоны. Почему именно сотовые телефоны потому что они есть у всех по ним можно узнать информацию о хозяине.Для старшеклассни...
14405. Экономические отношения современной молодёжи в университете 30.5 KB
  Сочинение. Тема: Экономические отношения современной молодёжи в университете. ЧТО ЗА НАЧАЛО Современная молодёжь – это особая социальнаявозрастная группа людей отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности и социальной о
14406. Экономические отношения молодежи в университете 27 KB
  Сочинение на тему: Экономические отношения молодежи в университете. XXI век тяжелое время для России. Кризисы девальвация рубля низкая заработная плата упадок экономики непомерные счета которые выставляют ЖКК. Основные затраты каждой семь – это продукты питания на ко...
14407. Экономические отношения современной молодежи 33.5 KB
  Экономические отношения современной молодежи. В моем сочинении речь пойдет об экономических отношения молодежи России. Для начала нужно дать определение экономическим отношениям. Экономические отношения объективно складывающиеся отношения между людьми по поводу...
14408. Экономические отношения нашей группы 30 KB
  Сочинение на тему: Экономические отношения нашей группы Каждый день мы вступаем в экономические отношения. Например в автобусе в магазине в университете даже когда мы сидим в интернете и так далее. В автобусе мы платим за проезд в магазине за товары в университете з...