82435

Стереотипы и сценарии поведения. Их значимость для межкультурной коммуникации

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Так постепенно складываются этнокультурные стереотипы представляющие собой обобщенные представления о типичных чертах харрных для какогол. Стереотипы явл. По этой причине стереотипы существуют и широко используются людьми. Откуда берутся стереотипыСтереотипами определяется около двух третей форм чел.

Русский

2015-02-27

37.49 KB

0 чел.

Стереотипы и сценарии поведения. Их значимость для межкультурной коммуникации.

Сценарий – это последовательность поведенческих действий в определенной деловой среде и средства их вербализации.

Пример: процедура открытия банковского счета, оформление кредита, правила проезда в метро, правила проезда в метро, посещения кинотеатров, проката автомобилей и т.д.

В США нет паспорта, аналогом являются водительские права (drivers licence) Social security card - карта соц. страхования, сведения о кредитоспособности

США: ни один банк не дает кредит, если нет задолжностей. Во Франции много кинотеатров называются Impervanence – там крутят фильмы без перерыва, то есть можно зайти и выйти в любое время.

Сценарий трудоустройства имеет свои особенности в западных странах.

РФ: трудовая книжка Франция: нет трудовой книжки. Sertificat de travail – справка от работодателя

Процедура собеседования имеет также свои особенности. Entretien (m) – собеседование(фр.) Во Франции большое внимание уделяется письменным рекомендациям (lettrе (f) de recommandation).

Определенные правила при прокате машин - location (f) Louer – снимать, сдавать Employeur (m) – работодатель Emploi (m) – раб. место Employé (m) – работник

Возникновение и сущность стереотипов. Роль стереотипов в процессе МК.

Понятие и сущность. Восприятие людьми др. др. осуществляется сквозь призму сложившихся стереотипов. Встречаясь с представителями др. народов и к-р, люди обычно имеют естественную склонность воспринимать их поведение с позиций своей к-ры. Непонимание чужого языка, символики жестов, мимики и др. элементов поведения часто ведет к искаженному истолкованию смысла их действий, что легко порождает целый ряд негативных чувств. В результате такого рода межкультурных или межэтнических контактов обнаруживаются наиболее типичные черты, хар-рные для того или иного народа или культуры, и в зависимости от этих хар-рных признаков и качеств данные представители подразделяются на различные группы (категории). Так постепенно складываются этнокультурные стереотипы, представляющие собой обобщенные представления о типичных чертах, хар-рных для какого-л. народа или его к-ры.

Корни возникновения стереотипов лежат в объективных условиях жизни людей, для кот. хар-рно многократное повторение однообразных жизненных ситуаций. Это однообразие закрепляется в сознании чел. в виде стандартных схем и модели мышления. Эти однородные объекты фиксируются в образах, оценках.

Психологический механизм возникновения стереотипов основывается на принципе экономии усилий, свойственном для повседневного чел. мышления. Данный принцип означает, что люди не стремятся реагировать на окружающие их явления кажд. раз по-новому, а подводят их под имеющиеся у них категории. Постоянно меняющийся мир просто перегружает чел. новой информацией и психологически вынуждает его классифицир. эту информацию в наиболее удобные и привычные модели, кот. и получили название стереотипов. В этих случаях познавательный процесс остается на ур-не обыденного сознания, ограничиваясь житейским опытом, основанным на обобщении типичных для данной области представлений. В то же время окружающий чел. мир обладает известными элементами единообразия и повторяемости, на кот. вырабатываются устойчивые реакции и способы действия, носящие также стереотипный хар-р. Отказ от стереотипов потребовал бы от чел. постоянного напряжения внимания и превратил бы весь процесс его жизни в бесконечную череду проб и ошибок. Они помогают чел. дифференцировать и упрощать окр. мир.

Стереотипы явл. определенными убеждениями и «привычными знаниями» людей относительно кач-в и черт характера др. индивидов, а также событий, явлений, вещей. По этой причине стереотипы существуют и широко используются людьми. В зависимости от характера объекта и его места в социальной структуре существуют различные виды стереотипов, например групповые, профессиональные, этнические, возрастные и т.д. В кач-ве объектов стереотипизации выступают чаще всего обобщение и упрощенные образы этих групп. Основой этнического стереотипа обычно явл. какая-л. заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз). Основой стереотипа может также служить и черта в хар-ре и поведении чел..

Реальным носителем стереотипов явл. группа, и поэтому именно в опыте группы следует искать корни стереотипа. Несмотря на обоснованность или необоснованность, истинность или ложность стереотипов, все они явл. неотъемлемым элементом любой к-ры и уже самим фактом своего существования оказывают воздействие на психологию и поведение людей, влияют на их сознание и межнациональные контакты.

Откуда берутся стереотипы?Стереотипами определяется около двух третей форм чел. поведения. Усвоение чел. стереотипов происходит различными в процессе социализации и инкультурации. Во-вторых, стереотипы главн. обр. приобретаются в процессе общения с теми людьми, с кот. чаще всего приходится сталкиваться. Стереотипы могут возникать через ограниченные личные контакты. Особое место в образовании стереотипов занимают ср-ва массовой информации.

■ Для многих людей ср-ва массовой информации явл. авторитетным мнением, кот. не переоценивается критически. Это происходит в том случае, когда индивид не обладает достаточными знаниями для формирования собственного мнения или установки.

■ Большое значение имеет статус источника информации. Например, совершенно очевиден результат информационного воздействия на людей, проводимого известным политиком или общественным деятелем. Здесь играет роль фактор авторитета источника информации. Феномен авторитета ср-в масс. информации заключайся также и в способности снять ответственность за принятое решение.

Функции стереотипов. Стереотипы представляют собой чувственно окрашенные образы, аккумулирующие в себе социальный и психологический опыт общения и взаимодействий индивидов. Стереотипы обладают целым рядом качеств: целостностью, ценностной окраской, устойчивостью, консерватизмом, эмоциональностью, рациональностью и др. имеют следующие функции стереотипов: передача относительно достоверной информации; ориентирующая функция; влияние на создание реальности.

Функция передачи относительно достоверной информации. Уже с первых контактов с чужой к-рой всегда начинается классификация новой информациии формируется относительно четкая модель этой к-ры. Это достигается путем упрощения и генерализации реальности, выделения наиболее хар-рных черт данной к-ры. Поэтому на основе всего многообразия впечатлений создаются четкие контуры чужой к-ры и дается характеристика ее представителей по определенным признакам.

Ориентирующая функция. Т. обр., стереотипы помогают распределить социальное окружение на обозримые и понятные группы и тем самым позволяют упростить сложность незнакомого к-рного окружения.

Функция влияния на создание реальности. Стереотипизация позволяет дать оценочное сравнение чужой и своей групп и тем самым защитить традиции, взгляды, ценности своей группы. В связи с этим стереотипы явл. своего рода защитным механизмом, служащим для сохранения позитивной идентичности собственной к-рной группы. Этнические стереотипы — представления о членах одних этнических групп с точки зрения других. Поэтому стереотипы проецируются в основном на большие соц. группы. Личный опыт общения с представителями чужой к-ры, как правило, не приводит к корректировке стереотипа, даже в том случае, если отклонение от уже имеющегося представления очевидно. В таких обстоятельствах наш опыт интерпретируется как исключение, а существующий стереотип продолжает рассматриваться как норма.

Значение стереотипов для МКК. Стереотипы позволяют строить предположения о Причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков. С помощью стереотипов чел. можно прогнозировать его поведение. Т. обр., как в коммуникации вообще, так и в ситуации межкультурных контактов стереотипы играют очень важную роль. Как уже подчеркивалось, эффективная стереотипизация помогает людям понимать ситуацию и действовать в соответствии с новыми обстоятельствами. Поэтому стереотип может не только быть препятствием в коммуникации, но и приносить определенную пользу в следующих случаях:

■если его сознательно придерживаются. Индивид должен понимать, что стереотип отражает групповые нормы и ценности, групповые черты и признаки, а не специфические кач-ва, свойственные отдельно взятому индивиду из данной группы;

■если стереотип явл. описательным, а не оценочным. Это предполагает отражение в стереотипах реальных и объективных кач-в и св-в людей данной группы, но не их оценку как хороших или плохих;

■если стереотип точен. Это означает, что стереотип должен адекватно выражать признаки и черты группы, к кот. принадлежит чел.;

■если стереотип явл. лишь догадкой о группе, но не прямой информацией о ней. Это означает, что первое впечатление о группе не всегда явл. достоверным знанием обо всех индивидах данной группы;

■если стереотип модифицирован, то есть основан на дальнейших наблюдениях и опыте общения с реальными людьми или исходит из опыта реальной ситуации.

Выделяют ряд причин, согласно кот. стереотипы могут препятствовать мкк.

■За стереотипами не удается выявить индивидуальные особенности людей. Стереотипизация предполагает, что все члены группы обладают одинаковыми чертами. Такой подход применяется ко всей группе и к отдельному индивиду на протяжении определенного промежутка времени, несмотря на индивидуальные вариации.

■Стереотипы повторяют и усиливают определенные ошибочные убеждения и верования до тех пор, пока люди не начинают их принимать за истинные.

■Стереотипы основываются на полуправде и искажениях. Сохраняя в себе реальные характеристики стереотипизируемой группы, стереотипы при этом искажают действительность и дают неточные представления о людях, с кот. происходят межкультурные контакты.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13631. Культура - лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом 14.08 KB
  Культура лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом.Ф. НицшеЯ глубоко не согласен с данным высказыванием немецкого философа XIX века Ф. Ницше. Данное высказывание принижает значение культуры для человечества. По Ницше инстинктивное бессознательное в челов...
13632. Наука не сводится к сумме фактов, как здание не сводится к груде камней 16.16 KB
  Наука не сводится к сумме фактов как здание не сводится к груде камней.А. ПуанкареНаука является одной из форм духовной культуры. Увеличение дальнейшее совершенствование научных знаний во многом определяет развитие материального производства социальноэкономическ...
13633. Поэт бесконечно уступает художнику в изображении видимого, и музыканту - в изображении невидимого 14.72 KB
  Поэт бесконечно уступает художнику в изображении видимого и музыканту в изображении невидимого. Леонардо да Винчи И поэт и художник и музыкант являются творцами искусства. Мы знаем что искусство особый способ познания и отражения действительности посредством ...
13634. Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно 14.86 KB
  Проповедовать мораль легко обосновать ее трудно. А. Шопенгауэр.Что такое мораль И почему согласно Шопенгауэру обосновать ее трудно Мораль – это часть духовности форма общественного сознания это система норм регулирующих поведение людей основанная на общеприняты
13635. Кеннеди. У искусства есть враг, имя которому - невежество 15.65 KB
  У искусства есть враг имя которому невежество. Д. Кеннеди Автор считает что незнание не способность разбираться в чемлибо а тем более в искусстве может принести огромный вред искусству. И мы можем с этим согласиться. Невежество происходит от слова ведать знат
13636. Цивилизация есть стадия умирания культуры 14.68 KB
  Цивилизация есть стадия умирания культуры.О. ШпенглерРазвитие культуры и цивилизации неразрывно связаны: вне духовных ценностей созданных в процессе культурной деятельности людей не может сложиться и цивилизационная общность.Некоторые исследователи полностью ото...
13637. Щадя преступников, вредят честным людям 14.43 KB
  Щадя преступников вредят честным людямСенекаВыдающийся философ Сенека жил во времена Римской империи. Что же этой фразой он хотел сказать Не наказывая преступников вообще или не наказывая их должным образом мы наносим вред честнымзаконопослушным гражданам. И хотя...
13638. Ньютон. Я видел дальше других только потому, что стоял на плечах гигантов 14.11 KB
  Я видел дальше других только потому что стоял на плечах гигантов. И. Ньютон. Эти слова сложно было бы понять не зная их автора. Но зная что автором этого высказывания является Ньютон один из самых выдающихся ученых человечества мы можем понять их смысл. Я думаю гиганта
13639. Гордиться своей нацией – патриотизм, хвалиться своей национальностью - национализм 14.12 KB
  Гордиться своей нацией – патриотизм хвалиться своей национальностью национализм И.Н. Шевелев Эссе Шевелев в своем высказывании безусловно прав. Какое прекрасное чувство – патриотизм Гордость за свой народ и богатейшую историю нации уважение и почитание традиций...