82435

Стереотипы и сценарии поведения. Их значимость для межкультурной коммуникации

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Так постепенно складываются этнокультурные стереотипы представляющие собой обобщенные представления о типичных чертах харрных для какогол. Стереотипы явл. По этой причине стереотипы существуют и широко используются людьми. Откуда берутся стереотипыСтереотипами определяется около двух третей форм чел.

Русский

2015-02-27

37.49 KB

0 чел.

Стереотипы и сценарии поведения. Их значимость для межкультурной коммуникации.

Сценарий – это последовательность поведенческих действий в определенной деловой среде и средства их вербализации.

Пример: процедура открытия банковского счета, оформление кредита, правила проезда в метро, правила проезда в метро, посещения кинотеатров, проката автомобилей и т.д.

В США нет паспорта, аналогом являются водительские права (drivers licence) Social security card - карта соц. страхования, сведения о кредитоспособности

США: ни один банк не дает кредит, если нет задолжностей. Во Франции много кинотеатров называются Impervanence – там крутят фильмы без перерыва, то есть можно зайти и выйти в любое время.

Сценарий трудоустройства имеет свои особенности в западных странах.

РФ: трудовая книжка Франция: нет трудовой книжки. Sertificat de travail – справка от работодателя

Процедура собеседования имеет также свои особенности. Entretien (m) – собеседование(фр.) Во Франции большое внимание уделяется письменным рекомендациям (lettrе (f) de recommandation).

Определенные правила при прокате машин - location (f) Louer – снимать, сдавать Employeur (m) – работодатель Emploi (m) – раб. место Employé (m) – работник

Возникновение и сущность стереотипов. Роль стереотипов в процессе МК.

Понятие и сущность. Восприятие людьми др. др. осуществляется сквозь призму сложившихся стереотипов. Встречаясь с представителями др. народов и к-р, люди обычно имеют естественную склонность воспринимать их поведение с позиций своей к-ры. Непонимание чужого языка, символики жестов, мимики и др. элементов поведения часто ведет к искаженному истолкованию смысла их действий, что легко порождает целый ряд негативных чувств. В результате такого рода межкультурных или межэтнических контактов обнаруживаются наиболее типичные черты, хар-рные для того или иного народа или культуры, и в зависимости от этих хар-рных признаков и качеств данные представители подразделяются на различные группы (категории). Так постепенно складываются этнокультурные стереотипы, представляющие собой обобщенные представления о типичных чертах, хар-рных для какого-л. народа или его к-ры.

Корни возникновения стереотипов лежат в объективных условиях жизни людей, для кот. хар-рно многократное повторение однообразных жизненных ситуаций. Это однообразие закрепляется в сознании чел. в виде стандартных схем и модели мышления. Эти однородные объекты фиксируются в образах, оценках.

Психологический механизм возникновения стереотипов основывается на принципе экономии усилий, свойственном для повседневного чел. мышления. Данный принцип означает, что люди не стремятся реагировать на окружающие их явления кажд. раз по-новому, а подводят их под имеющиеся у них категории. Постоянно меняющийся мир просто перегружает чел. новой информацией и психологически вынуждает его классифицир. эту информацию в наиболее удобные и привычные модели, кот. и получили название стереотипов. В этих случаях познавательный процесс остается на ур-не обыденного сознания, ограничиваясь житейским опытом, основанным на обобщении типичных для данной области представлений. В то же время окружающий чел. мир обладает известными элементами единообразия и повторяемости, на кот. вырабатываются устойчивые реакции и способы действия, носящие также стереотипный хар-р. Отказ от стереотипов потребовал бы от чел. постоянного напряжения внимания и превратил бы весь процесс его жизни в бесконечную череду проб и ошибок. Они помогают чел. дифференцировать и упрощать окр. мир.

Стереотипы явл. определенными убеждениями и «привычными знаниями» людей относительно кач-в и черт характера др. индивидов, а также событий, явлений, вещей. По этой причине стереотипы существуют и широко используются людьми. В зависимости от характера объекта и его места в социальной структуре существуют различные виды стереотипов, например групповые, профессиональные, этнические, возрастные и т.д. В кач-ве объектов стереотипизации выступают чаще всего обобщение и упрощенные образы этих групп. Основой этнического стереотипа обычно явл. какая-л. заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз). Основой стереотипа может также служить и черта в хар-ре и поведении чел..

Реальным носителем стереотипов явл. группа, и поэтому именно в опыте группы следует искать корни стереотипа. Несмотря на обоснованность или необоснованность, истинность или ложность стереотипов, все они явл. неотъемлемым элементом любой к-ры и уже самим фактом своего существования оказывают воздействие на психологию и поведение людей, влияют на их сознание и межнациональные контакты.

Откуда берутся стереотипы?Стереотипами определяется около двух третей форм чел. поведения. Усвоение чел. стереотипов происходит различными в процессе социализации и инкультурации. Во-вторых, стереотипы главн. обр. приобретаются в процессе общения с теми людьми, с кот. чаще всего приходится сталкиваться. Стереотипы могут возникать через ограниченные личные контакты. Особое место в образовании стереотипов занимают ср-ва массовой информации.

■ Для многих людей ср-ва массовой информации явл. авторитетным мнением, кот. не переоценивается критически. Это происходит в том случае, когда индивид не обладает достаточными знаниями для формирования собственного мнения или установки.

■ Большое значение имеет статус источника информации. Например, совершенно очевиден результат информационного воздействия на людей, проводимого известным политиком или общественным деятелем. Здесь играет роль фактор авторитета источника информации. Феномен авторитета ср-в масс. информации заключайся также и в способности снять ответственность за принятое решение.

Функции стереотипов. Стереотипы представляют собой чувственно окрашенные образы, аккумулирующие в себе социальный и психологический опыт общения и взаимодействий индивидов. Стереотипы обладают целым рядом качеств: целостностью, ценностной окраской, устойчивостью, консерватизмом, эмоциональностью, рациональностью и др. имеют следующие функции стереотипов: передача относительно достоверной информации; ориентирующая функция; влияние на создание реальности.

Функция передачи относительно достоверной информации. Уже с первых контактов с чужой к-рой всегда начинается классификация новой информациии формируется относительно четкая модель этой к-ры. Это достигается путем упрощения и генерализации реальности, выделения наиболее хар-рных черт данной к-ры. Поэтому на основе всего многообразия впечатлений создаются четкие контуры чужой к-ры и дается характеристика ее представителей по определенным признакам.

Ориентирующая функция. Т. обр., стереотипы помогают распределить социальное окружение на обозримые и понятные группы и тем самым позволяют упростить сложность незнакомого к-рного окружения.

Функция влияния на создание реальности. Стереотипизация позволяет дать оценочное сравнение чужой и своей групп и тем самым защитить традиции, взгляды, ценности своей группы. В связи с этим стереотипы явл. своего рода защитным механизмом, служащим для сохранения позитивной идентичности собственной к-рной группы. Этнические стереотипы — представления о членах одних этнических групп с точки зрения других. Поэтому стереотипы проецируются в основном на большие соц. группы. Личный опыт общения с представителями чужой к-ры, как правило, не приводит к корректировке стереотипа, даже в том случае, если отклонение от уже имеющегося представления очевидно. В таких обстоятельствах наш опыт интерпретируется как исключение, а существующий стереотип продолжает рассматриваться как норма.

Значение стереотипов для МКК. Стереотипы позволяют строить предположения о Причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков. С помощью стереотипов чел. можно прогнозировать его поведение. Т. обр., как в коммуникации вообще, так и в ситуации межкультурных контактов стереотипы играют очень важную роль. Как уже подчеркивалось, эффективная стереотипизация помогает людям понимать ситуацию и действовать в соответствии с новыми обстоятельствами. Поэтому стереотип может не только быть препятствием в коммуникации, но и приносить определенную пользу в следующих случаях:

■если его сознательно придерживаются. Индивид должен понимать, что стереотип отражает групповые нормы и ценности, групповые черты и признаки, а не специфические кач-ва, свойственные отдельно взятому индивиду из данной группы;

■если стереотип явл. описательным, а не оценочным. Это предполагает отражение в стереотипах реальных и объективных кач-в и св-в людей данной группы, но не их оценку как хороших или плохих;

■если стереотип точен. Это означает, что стереотип должен адекватно выражать признаки и черты группы, к кот. принадлежит чел.;

■если стереотип явл. лишь догадкой о группе, но не прямой информацией о ней. Это означает, что первое впечатление о группе не всегда явл. достоверным знанием обо всех индивидах данной группы;

■если стереотип модифицирован, то есть основан на дальнейших наблюдениях и опыте общения с реальными людьми или исходит из опыта реальной ситуации.

Выделяют ряд причин, согласно кот. стереотипы могут препятствовать мкк.

■За стереотипами не удается выявить индивидуальные особенности людей. Стереотипизация предполагает, что все члены группы обладают одинаковыми чертами. Такой подход применяется ко всей группе и к отдельному индивиду на протяжении определенного промежутка времени, несмотря на индивидуальные вариации.

■Стереотипы повторяют и усиливают определенные ошибочные убеждения и верования до тех пор, пока люди не начинают их принимать за истинные.

■Стереотипы основываются на полуправде и искажениях. Сохраняя в себе реальные характеристики стереотипизируемой группы, стереотипы при этом искажают действительность и дают неточные представления о людях, с кот. происходят межкультурные контакты.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51462. Понятие закрытой и открытой ринолалии, ее причины и проявления 15.32 KB
  Ринолалия - вид органической дислалии; расстройство звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного резонирования в носовой полости в процессе речи...
51463. Строение наружного уха, иннервация, его роль в слуховой функции. Особенности наружного уха у ребенка. Аномалии 15.7 KB
  Ввиду того что функциональное значение ушной раковины невелико, все ее заболевания, а также повреждения и аномалии развития, вплоть до полного отсутствия, не влекут за собой существенного нарушения слуха и имеют в основном лишь косметическое значение.
51464. Устройство и принцип работы трансформатора ТД-500 6.1 MB
  Сварочная дуга как потребитель энергии и источник питания образуют взаимосвязанную энергетическую систему. Дуга представляет собой мощный, длительно существующий электрический разряд, происходящий в атмосфере газов и паров металла между электродом и изделием или между двумя электродами, находящимися под напряжением.
51465. Барабанная полость. Формы, размеры и иннервация, ее содержимое и их роль в слуховой функции. Аномалии 15.4 KB
  Верхняя = передняя стенка пирамиды. Отделяет барабан.пер. от средней черепной ямки, где расположена височная доля мозга. У детей между пирамидой и чешуйчатой костью – щель (воспаление – осложнение отита – менингит).
51467. Средства разработки приложений в Visual Studio.NET 307.06 KB
  Необходимо отметить что процесс написания программ за последние 50 лет прошел путь от программирования в инструкциях процессора программирование в машинных кодах через программирование на низкоуровневых языках ассемблер до программирования на языках высокого уровня.
51468. Создание и выполнение Windowsпроектов с несколькими формами. Стандартные модули и модульная структура приложений в VB 843.34 KB
  Диалоговое окно Добавление нового элемента dd New Item предлагает несколько шаблонов доступных для использования в проектах. Окно Обозреватель решений Solution Explorer в списке компонент проекта содержит модуль который был добавлен в программу.
51469. Объектно-ориентированный подход в программировании. Теоретические основы объектно-ориентированного программирования 435.5 KB
  Теоретические основы объектно-ориентированного программирования Составные части объектного подхода Задачи для самостоятельного решения по теме Теоретические основы объектно-ориентированного программирования Тестовые задания по теме Теоретические основы объектно-ориентированного программирования...
51470. Средства объектно-ориентированного программирования в Visual Basic 187.42 KB
  С классами студенты сталкивались практически во всех предыдущих темах. Объектноориентированное программирование и проектирование построено на классах. Очень важно обратить внимание на то что у класса две различные роли: модуля и типа данных. Вторая роль класса не менее важна.