82436

Причины различий языковой картины мира

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Восприятие окружающего мира отчасти зависит от культурно-национальных особенностей носителей конкретного языка. Поэтому с точки зрения этнологии, лингвокультуралогии и других смежных областей наиболее интересным является установление причин расхождений в языковых картинах мира

Русский

2015-02-27

33.33 KB

1 чел.

Причины различий языковой картины мира.

Восприятие окружающего мира отчасти зависит от культурно-национальных особенностей носителей конкретного языка. Поэтому с точки зрения этнологии, лингвокультуралогии и других смежных областей наиболее интересным является установление причин расхождений в языковых картинах мира, а эти расхождения действительно существуют. Решение такого вопроса – это выход за пределы лингвистики и углубление в тайны познания мира другими народами. Существует огромное множество причин таких расхождений, но только несколько из них представляются видимыми, а поэтому – основными. Можно выделить три главнейших фактора или причины языковых различий: природа, культура и познание.

1. Природа. Природа – это, прежде всего внешние условия жизни людей, которые по-разному отражены в языках. Человек даѐт названия тем животным, местностям, растениям, которые ему известны, тому состоянию природы, которое он ощущает. Природные условия диктуют языковому сознанию человека особенности восприятия, даже таких явлений, каким является восприятие цвета. Обозначение разновидностей цвета часто мотивируется семантическими признаками зрительного восприятия предметов окружающей природы. С тем или иным цветом ассоциируется конкретный природный объект. В разных языковых культурах закреплены собственные ассоциации, связанные с цветовыми обозначениями, которые и совпадают в чем-то, но и в чем-то отличаются друг от друга. Именно природа, в которой человек существует, изначально формирует в языке его мир ассоциативных представлений, которые в языке отражаются метафорическими переносами значений, сравнениями, коннотациями.

2. Культура. «Культура – это то, что человек не получил от мира природы, а привнес, сделал, создал сам». Результаты материальной и духовной деятельности, социально-исторические, эстетические, моральные и другие нормы и ценности, которые отличают разные поколения и социальные общности, воплощаются в различных концептуальных и языковых представлениях о мире. Любая особенность культурной сферы фиксируется в языке. Также языковые различия могут обуславливаться национальными обрядами, обычаями, ритуалами, фольклорно-мифологическими представлениями, символикой. Культурные модели, концептуализированные в определенных наименованиях, распространяются по миру и становятся известны даже тем, кто не знаком с культурой того или иного народа. Этой проблеме в последнее время посвящается очень много специальных работ и исследований.

3. Познание - рациональные, чувственные и духовные способы мировосприятия отличают каждого человека. Способы осознания мира не идентичны для разных людей и разных народов. Об этом говорят различия результатов познавательной деятельности, которые находят свое выражение в специфике языковых представлений и особенностях языкового сознания разных народов. Важным показателем влияния познания на языковые различия является то, что В. фон Гумбольдт назвал «различными способами видения предметов»

Следует учесть, что восприятие той или иной ситуации, того или иного объекта находится в прямой зависимости также и от субъекта восприятия, от его фоновых знаний, опыта, ожиданий, от того, где располагается он сам что непосредственно находится в поле его зрения. Это, в свою очередь, дает возможность описывать одну и ту же ситуацию с разных точек зрения, перспектив, что, несомненно, расширяет представления о ней. Каким бы субъективным не был процесс «конструирования мира», он, тем не менее, самым непосредственным образом предполагает учет самых различных объективных аспектов ситуации, реального положения дел в мире; следствием же этого процесса является создание «субъективного образа объективного мира».

14. Этикет невербального общения.

Мимика жесты играют большую роль в оценки окружающего и уровня воспитанности того или иного человека. Например некоторые люди не знают , что делать со своими руками . Не занятые руки следует держать спокойно . У некоторых людей есть отрицательная привычка стучать пальцами по столу , щелкать пальцами , массировать пальцы , тереть переносицу или лоб , рассматривать свои ногти и неприлично указывать пальцем на кого-нибудь . Не следует отставлять мизинец во время еды . Во время разговора рот рукой не прикрывают , не хлопают собеседника по плечу , не следует теребить пуговицу , не стряхивать с одежды пыль , чтобы снять нитку или волос с одежды собеседника, надо его предупредить . В обстановке деловой коммуникации жестикуляцию сводят до минимума . Только некоторые фразы такие как садитесь пожалуйста, познакомитесь , разрешите вам представить , я хочу вас познакомить- все эти фразы могут сопровождаться жестом. Жесты не должны быть резкими . Следует иметь ввиду, что в разных странах жесты отличаются друг от друга . Например жест " все окей " шикорокоупотребительный в англоязычных странах в других странах имеет совершенно иное значение . Во Франции он означает ноль или ничего . В Японии означает деньги. А в некоторых странах Средиземноморья этот жест является неприличным . Поднятый вверх большой палец в Америке и Австралии , Англии и Новой Зеландии имеют два значения: попытка поймать такси или машину, чтобы подвезли; все в порядке . В Греции этот жест означает «заткнись». А в Италии цифру один. В некоторых англоязычных странах поднятый вверх средний палец имеет оскорбительное значение . Когда европейцы говорят о себе они показывают рукой на грудь . А японцы на нос . Когда француз или итальянец стучит себе но голове это означает , что он считает какую либо идею глупой . Если англичанин или испанец шлепнет себя ладонью по лбу, то тем самым он хочет показать окружающим, что он доволен собой . Тем же самым жестом, немец выражает свое крайнее возмущение по отношению к кому либо . Голландец, стуча по лбу и при этом вытягивая указательный палец , сообщает , что идея ему понравилась , но он считает ее слегка сумасшедшей . Там же в Голландии поворот указательного пальца у виска означает, что кто-то сказал остроумную фразу. Поднятые брови в Германии означают восхищение . В Англии выражение скептицизма . Итальянец выражает недоверие , когда постукивает указательным пальцем по носу. Тот же жест в Голландии означает , что говорящий или о ком говорят находится в состоянии алкогольного опьянения . Когда француз чем-то восхищен , он соединяет кончики трех пальцев подносит их к губам и высоко подняв подбородок посылает в воздух нежный поцелуй . Если француз потирает указательным пальцем кончик носа , то это означает, что он не доверяет тому, о ком говорят. В некоторых африканских странах смех означает изумление или замешательство. В Алжире и Египте жест подзывает схож с российским жестом прощания. В некоторых мусульманских странах взмах руки в направлении собеседника означает, я не хочу вас больше видеть, уходите.

Походка так де является фактором , свидетельствующая о состоянии человека . Если руки находятся в карманах или он ими размахивает , смотрит на ноги - он находится в угнетенном состоянии . Человек у которого руки сцеплены за спиной, голова опушена - чем то озабочен, а опушенные плечи и поднятая голова -собеседник настроен на успех, контролирует ситуацию. Склоненная на бок голова - собеседник заинтересован. Поднятые плечи означают , что собеседник напряжен и не доверяет вам . Таким образом , чтобы межкультурная коммуникация была успешна , важно владеть не только вербальными но и не вербальными средствами общения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54311. Розвязування вправ та задач на додавання, віднімання та множення звичайних дробів 166.5 KB
  Сьогодні на уроці ми будемо з вами розвязувати приклади на різні дії зі звичайними дробами. Розв’язавши приклади ми взнаємо що це за метали яка з них користь в яких продуктах вони знаходяться. кальцій Поки ми з разом розв’язуємо перший приклад двоє учнів самостійно два наступних.
54312. Металургійний комплекс України 6.93 MB
  Мета: повторити поняття металургійний комплекс його склад та значення у господарстві України; повторити план ЕГX галузі промисловості; розглянути особливості сировинної бази виробничий процес типи підприємств; познайомити учнів з проблемами та перспективами розвитку чорної металургії; виховувати бережне ставлення до навколишнього середовища. А Що входить до складу металургійного комплексу Б Яке значення має комплекс у господарстві України В Роль та місце чорної металургії у господарстві...
54313. Металургійна промисловість. Чорна і кольорова металургія 63 KB
  Вміти характеризувати галузеву та територіальну структуру металургії показувати на карті основні райони та найбільші центри металургії пояснювати принципи розміщення різних типів підприємств. 3 хв Актуалізація: Слайд 2 8 хв які галузі господарського комплексу є найбільшими споживачами вугілля Який склад і значення металургійного комплексу Що виробляє чорна металургія Кольорова металургія Які особливості сировинної бази чорної та кольорової металургії в Україні Пригадати форми організації...
54314. Forecasting the Future 33.5 KB
  The process of compiling and interpreting this data -- in other words, preparing a forecast -- is comparable to assembling a jigsaw puzzle. The more data available, the easier it is to see what's going on in the atmosphere and to know what the weather will do next.
54315. RECIPROCAL TEACHING 44.5 KB
  Reciprocal teaching is a reading strategy in which students take turns teaching small sections of the text. It is usually done in small groups. All students initially read a section of the text. One student begins by summarizing a section of the text and questioning the others about the meaning of the section. Any difficult parts are identified and discussed and then predictions are made about the next section to be read.
54316. Методичні рекомендації класному керівникові, щодо організації профільного навчання і допрофільної підготовки в 9-х класах 73 KB
  Доцільно проводити шкільні міжшкільні олімпіади дні відкритих дверей видавати інформаційні матеріали які знайомлять учнів із специфікою вимог і особливостями профільного навчання в різних освітніх закладах району. По суті інформаційна робота повинна стати змістовною подорожжю для учнів по освітній території для чого необхідно спланувати відповідний маршрут форми дати конкретні домовленості про час і форми заходів з керівниками освітніх установ. Частина часу ймовірно кілька годин в цілому слід буде передбачити на...
54317. Функціональні методи розвязування рівнянь 193.5 KB
  Мета: - повторити функціональні методи розв’язування рівнянь; - розвивати вміння і навички розв’язування рівнянь різними методами; - розвивати вміння систематизувати і узагальнювати, робити умовиводи; - виховувати прагнення до реалізації своїх навчальних можливостей.
54318. Застосування активних методів і форм на заняттях іноземної мови 288 KB
  Робота над проектом здійснюється у кілька етапів і зазвичай виходить за рамки навчальної діяльності на заняттях: вибір теми чи проблеми проекту, формування групи виконавців, розробка плану роботи над проектом, визначення термінів, розподіл завдань серед студентів, обговорення в групі результатів виконання кожного завдання, оформлення спільного результату, звіт по проекту, оцінка виконання проекту.
54319. Чи можливо виховати генія? 75.5 KB
  От чому в процесі навчання необхідно систематично збуджувати розвивати і укріплювати пізнавальний інтерес учнів і як важливий мотив навчання і як стійку рису особистості і як могутній засіб виховуючого навчання підвищення його якості. Основна мета роботи вчителя по активізації пізнавальної діяльності учнів розвиток їх творчих здібностей. Досягнення цієї мети дозволяє вирішити багато завдань навчання: забезпечити міцні і усвідомлені знання навчального матеріалу; підготувати учнів до активної участі у виробничій...