82436

Причины различий языковой картины мира

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Восприятие окружающего мира отчасти зависит от культурно-национальных особенностей носителей конкретного языка. Поэтому с точки зрения этнологии, лингвокультуралогии и других смежных областей наиболее интересным является установление причин расхождений в языковых картинах мира

Русский

2015-02-27

33.33 KB

2 чел.

Причины различий языковой картины мира.

Восприятие окружающего мира отчасти зависит от культурно-национальных особенностей носителей конкретного языка. Поэтому с точки зрения этнологии, лингвокультуралогии и других смежных областей наиболее интересным является установление причин расхождений в языковых картинах мира, а эти расхождения действительно существуют. Решение такого вопроса – это выход за пределы лингвистики и углубление в тайны познания мира другими народами. Существует огромное множество причин таких расхождений, но только несколько из них представляются видимыми, а поэтому – основными. Можно выделить три главнейших фактора или причины языковых различий: природа, культура и познание.

1. Природа. Природа – это, прежде всего внешние условия жизни людей, которые по-разному отражены в языках. Человек даѐт названия тем животным, местностям, растениям, которые ему известны, тому состоянию природы, которое он ощущает. Природные условия диктуют языковому сознанию человека особенности восприятия, даже таких явлений, каким является восприятие цвета. Обозначение разновидностей цвета часто мотивируется семантическими признаками зрительного восприятия предметов окружающей природы. С тем или иным цветом ассоциируется конкретный природный объект. В разных языковых культурах закреплены собственные ассоциации, связанные с цветовыми обозначениями, которые и совпадают в чем-то, но и в чем-то отличаются друг от друга. Именно природа, в которой человек существует, изначально формирует в языке его мир ассоциативных представлений, которые в языке отражаются метафорическими переносами значений, сравнениями, коннотациями.

2. Культура. «Культура – это то, что человек не получил от мира природы, а привнес, сделал, создал сам». Результаты материальной и духовной деятельности, социально-исторические, эстетические, моральные и другие нормы и ценности, которые отличают разные поколения и социальные общности, воплощаются в различных концептуальных и языковых представлениях о мире. Любая особенность культурной сферы фиксируется в языке. Также языковые различия могут обуславливаться национальными обрядами, обычаями, ритуалами, фольклорно-мифологическими представлениями, символикой. Культурные модели, концептуализированные в определенных наименованиях, распространяются по миру и становятся известны даже тем, кто не знаком с культурой того или иного народа. Этой проблеме в последнее время посвящается очень много специальных работ и исследований.

3. Познание - рациональные, чувственные и духовные способы мировосприятия отличают каждого человека. Способы осознания мира не идентичны для разных людей и разных народов. Об этом говорят различия результатов познавательной деятельности, которые находят свое выражение в специфике языковых представлений и особенностях языкового сознания разных народов. Важным показателем влияния познания на языковые различия является то, что В. фон Гумбольдт назвал «различными способами видения предметов»

Следует учесть, что восприятие той или иной ситуации, того или иного объекта находится в прямой зависимости также и от субъекта восприятия, от его фоновых знаний, опыта, ожиданий, от того, где располагается он сам что непосредственно находится в поле его зрения. Это, в свою очередь, дает возможность описывать одну и ту же ситуацию с разных точек зрения, перспектив, что, несомненно, расширяет представления о ней. Каким бы субъективным не был процесс «конструирования мира», он, тем не менее, самым непосредственным образом предполагает учет самых различных объективных аспектов ситуации, реального положения дел в мире; следствием же этого процесса является создание «субъективного образа объективного мира».

14. Этикет невербального общения.

Мимика жесты играют большую роль в оценки окружающего и уровня воспитанности того или иного человека. Например некоторые люди не знают , что делать со своими руками . Не занятые руки следует держать спокойно . У некоторых людей есть отрицательная привычка стучать пальцами по столу , щелкать пальцами , массировать пальцы , тереть переносицу или лоб , рассматривать свои ногти и неприлично указывать пальцем на кого-нибудь . Не следует отставлять мизинец во время еды . Во время разговора рот рукой не прикрывают , не хлопают собеседника по плечу , не следует теребить пуговицу , не стряхивать с одежды пыль , чтобы снять нитку или волос с одежды собеседника, надо его предупредить . В обстановке деловой коммуникации жестикуляцию сводят до минимума . Только некоторые фразы такие как садитесь пожалуйста, познакомитесь , разрешите вам представить , я хочу вас познакомить- все эти фразы могут сопровождаться жестом. Жесты не должны быть резкими . Следует иметь ввиду, что в разных странах жесты отличаются друг от друга . Например жест " все окей " шикорокоупотребительный в англоязычных странах в других странах имеет совершенно иное значение . Во Франции он означает ноль или ничего . В Японии означает деньги. А в некоторых странах Средиземноморья этот жест является неприличным . Поднятый вверх большой палец в Америке и Австралии , Англии и Новой Зеландии имеют два значения: попытка поймать такси или машину, чтобы подвезли; все в порядке . В Греции этот жест означает «заткнись». А в Италии цифру один. В некоторых англоязычных странах поднятый вверх средний палец имеет оскорбительное значение . Когда европейцы говорят о себе они показывают рукой на грудь . А японцы на нос . Когда француз или итальянец стучит себе но голове это означает , что он считает какую либо идею глупой . Если англичанин или испанец шлепнет себя ладонью по лбу, то тем самым он хочет показать окружающим, что он доволен собой . Тем же самым жестом, немец выражает свое крайнее возмущение по отношению к кому либо . Голландец, стуча по лбу и при этом вытягивая указательный палец , сообщает , что идея ему понравилась , но он считает ее слегка сумасшедшей . Там же в Голландии поворот указательного пальца у виска означает, что кто-то сказал остроумную фразу. Поднятые брови в Германии означают восхищение . В Англии выражение скептицизма . Итальянец выражает недоверие , когда постукивает указательным пальцем по носу. Тот же жест в Голландии означает , что говорящий или о ком говорят находится в состоянии алкогольного опьянения . Когда француз чем-то восхищен , он соединяет кончики трех пальцев подносит их к губам и высоко подняв подбородок посылает в воздух нежный поцелуй . Если француз потирает указательным пальцем кончик носа , то это означает, что он не доверяет тому, о ком говорят. В некоторых африканских странах смех означает изумление или замешательство. В Алжире и Египте жест подзывает схож с российским жестом прощания. В некоторых мусульманских странах взмах руки в направлении собеседника означает, я не хочу вас больше видеть, уходите.

Походка так де является фактором , свидетельствующая о состоянии человека . Если руки находятся в карманах или он ими размахивает , смотрит на ноги - он находится в угнетенном состоянии . Человек у которого руки сцеплены за спиной, голова опушена - чем то озабочен, а опушенные плечи и поднятая голова -собеседник настроен на успех, контролирует ситуацию. Склоненная на бок голова - собеседник заинтересован. Поднятые плечи означают , что собеседник напряжен и не доверяет вам . Таким образом , чтобы межкультурная коммуникация была успешна , важно владеть не только вербальными но и не вербальными средствами общения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76822. Нос и его полость 182.92 KB
  Корень носа отделяется от лба переносьем в виде пологой поперечной борозды. Различия носа определяются: формой спинки: выпуклая прямая вогнутая; длиной и положением корня носа: глубокое высокое среднее; направлением ноздрей: кверху книзу горизонтально; очертанием верхушки: тупая острая средняя. Скелет носа образован фиброзной тканью хрящами и костями. Фиброзная перепонка находится в передней части перегородки носа покрыта кожей.
76823. Гортань (ларингс) 183.27 KB
  Скелет гортани образуют хрящи и их соединения между собой. Связки и суставы гортани Орган связывает с подъязычной костью щитовидноподъязычная мембрана состоящая из непарной срединной связки и парных боковых правой и левой. В желудочковой части гортани находятся преддверные и голосовые связки. Эластический конус это фиброзноэластическая мембрана гортани расположенная непосредственно под слизистой оболочкой в нижней части органа т.
76824. Мышцы гортани 181.17 KB
  Гортань лежит на уровне от IV до VIVII шейных позвонков имея спереди и по бокам щитовидную железу поверхностную и трахеальную фасции подподъязычные мышцы; сзади глотку вверху подъязычную кость. Мышцы гортани подразделяются на три группы: расширители дилататоры голосовой щели суживатели констрикторы напряжители тензоры голосовых связок. Мышцырасширители дилататоры.
76825. Трахея и бронхи 184.75 KB
  Она начинается от гортани на уровне VI шейного позвонка заканчивается на уровне IV V грудных позвонков делением на два главных бронха. Приносящие лимфатические сосуды впадают в глубокие шейные лимфатические узлы внутренние яремные а также в трахебронхиальные пред и паратрахеальные узлы. На уровне IVV грудных позвонков трахея образует раздвоение бифуркацию и переходит в правый и левый главные бронхи или иначе обозначая в бронхи первого порядка.
76826. Легкие (пульмо, пневмон) 181.97 KB
  Закладки легких на 6й неделе достигают грудной полости где соматоплевра образует два плевральных мешка и покрывает легкие висцеральным листком. Ритмические сокращения зачатков легких начинаются на 13й неделе эмбрионального развития а с рождением они переходят в дыхательные движения. Сегмент участок доли имеет основание обращенное к поверхностям легких верхушку направленную к корню. Сегментарному строению легких соответствует ветвление бронхиального дерева и легочной артерии.
76827. Корни легких 180.58 KB
  Корень легкого состоит из главного бронха легочной артерии верхней и нижней легочных вен; лимфатических сосудов и узлов нервов переднего и заднего легочного сплетения. Корень располагается в воротах легкого. Они представляют собой овальное углубление на медиальной поверхности легкого которое делит ее на позвоночную и медиастинальную части. В топографии составляющих корня легкого имеется существенное различие.
76828. Плевра - серозная оболочка из соединительнотканной основы покрытой мезотелием 180.66 KB
  Отделы и полость плевры. Границы плевры. Над верхней грудной апертурой выступают правый и левый купола плевры фиксированные связками к первому ребру VII шейному позвонку и длинной мышце шеи. Купола плевры сзади достигают шейки первого ребра а спереди приподнимаются над ребром на 34 см; ключицей на 12 см.
76829. Средостение (медиастинум) 179.77 KB
  Верхнее и нижнее средостение разделены горизонтальной плоскостью проходящей через грудинный симфиз соединение рукоятки и тела и межпозвоночный диск между IV и V грудными позвонками. Нижнее средостение делится фронтальными плоскостями проведенными впереди и позади сердца на переднее среднее и заднее. По Базельской номенклатуре средостение подразделяется на переднее и заднее фронтальной плоскостью проходящей через корни легких и бифуркацию трахеи.
76830. Почки (нефрос, рен) 183.99 KB
  Почки новорожденных располагают бугристым рельефом поверхностей как бы сохраняя дольчатость строения. Подростки к концу периода имеют почки длиною в 1011 см массой в 120 г. С возрастом изменяется топография почки в плане опускания ее на уровень нижних поясничных позвонков.