82436

Причины различий языковой картины мира

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Восприятие окружающего мира отчасти зависит от культурно-национальных особенностей носителей конкретного языка. Поэтому с точки зрения этнологии, лингвокультуралогии и других смежных областей наиболее интересным является установление причин расхождений в языковых картинах мира

Русский

2015-02-27

33.33 KB

2 чел.

Причины различий языковой картины мира.

Восприятие окружающего мира отчасти зависит от культурно-национальных особенностей носителей конкретного языка. Поэтому с точки зрения этнологии, лингвокультуралогии и других смежных областей наиболее интересным является установление причин расхождений в языковых картинах мира, а эти расхождения действительно существуют. Решение такого вопроса – это выход за пределы лингвистики и углубление в тайны познания мира другими народами. Существует огромное множество причин таких расхождений, но только несколько из них представляются видимыми, а поэтому – основными. Можно выделить три главнейших фактора или причины языковых различий: природа, культура и познание.

1. Природа. Природа – это, прежде всего внешние условия жизни людей, которые по-разному отражены в языках. Человек даѐт названия тем животным, местностям, растениям, которые ему известны, тому состоянию природы, которое он ощущает. Природные условия диктуют языковому сознанию человека особенности восприятия, даже таких явлений, каким является восприятие цвета. Обозначение разновидностей цвета часто мотивируется семантическими признаками зрительного восприятия предметов окружающей природы. С тем или иным цветом ассоциируется конкретный природный объект. В разных языковых культурах закреплены собственные ассоциации, связанные с цветовыми обозначениями, которые и совпадают в чем-то, но и в чем-то отличаются друг от друга. Именно природа, в которой человек существует, изначально формирует в языке его мир ассоциативных представлений, которые в языке отражаются метафорическими переносами значений, сравнениями, коннотациями.

2. Культура. «Культура – это то, что человек не получил от мира природы, а привнес, сделал, создал сам». Результаты материальной и духовной деятельности, социально-исторические, эстетические, моральные и другие нормы и ценности, которые отличают разные поколения и социальные общности, воплощаются в различных концептуальных и языковых представлениях о мире. Любая особенность культурной сферы фиксируется в языке. Также языковые различия могут обуславливаться национальными обрядами, обычаями, ритуалами, фольклорно-мифологическими представлениями, символикой. Культурные модели, концептуализированные в определенных наименованиях, распространяются по миру и становятся известны даже тем, кто не знаком с культурой того или иного народа. Этой проблеме в последнее время посвящается очень много специальных работ и исследований.

3. Познание - рациональные, чувственные и духовные способы мировосприятия отличают каждого человека. Способы осознания мира не идентичны для разных людей и разных народов. Об этом говорят различия результатов познавательной деятельности, которые находят свое выражение в специфике языковых представлений и особенностях языкового сознания разных народов. Важным показателем влияния познания на языковые различия является то, что В. фон Гумбольдт назвал «различными способами видения предметов»

Следует учесть, что восприятие той или иной ситуации, того или иного объекта находится в прямой зависимости также и от субъекта восприятия, от его фоновых знаний, опыта, ожиданий, от того, где располагается он сам что непосредственно находится в поле его зрения. Это, в свою очередь, дает возможность описывать одну и ту же ситуацию с разных точек зрения, перспектив, что, несомненно, расширяет представления о ней. Каким бы субъективным не был процесс «конструирования мира», он, тем не менее, самым непосредственным образом предполагает учет самых различных объективных аспектов ситуации, реального положения дел в мире; следствием же этого процесса является создание «субъективного образа объективного мира».

14. Этикет невербального общения.

Мимика жесты играют большую роль в оценки окружающего и уровня воспитанности того или иного человека. Например некоторые люди не знают , что делать со своими руками . Не занятые руки следует держать спокойно . У некоторых людей есть отрицательная привычка стучать пальцами по столу , щелкать пальцами , массировать пальцы , тереть переносицу или лоб , рассматривать свои ногти и неприлично указывать пальцем на кого-нибудь . Не следует отставлять мизинец во время еды . Во время разговора рот рукой не прикрывают , не хлопают собеседника по плечу , не следует теребить пуговицу , не стряхивать с одежды пыль , чтобы снять нитку или волос с одежды собеседника, надо его предупредить . В обстановке деловой коммуникации жестикуляцию сводят до минимума . Только некоторые фразы такие как садитесь пожалуйста, познакомитесь , разрешите вам представить , я хочу вас познакомить- все эти фразы могут сопровождаться жестом. Жесты не должны быть резкими . Следует иметь ввиду, что в разных странах жесты отличаются друг от друга . Например жест " все окей " шикорокоупотребительный в англоязычных странах в других странах имеет совершенно иное значение . Во Франции он означает ноль или ничего . В Японии означает деньги. А в некоторых странах Средиземноморья этот жест является неприличным . Поднятый вверх большой палец в Америке и Австралии , Англии и Новой Зеландии имеют два значения: попытка поймать такси или машину, чтобы подвезли; все в порядке . В Греции этот жест означает «заткнись». А в Италии цифру один. В некоторых англоязычных странах поднятый вверх средний палец имеет оскорбительное значение . Когда европейцы говорят о себе они показывают рукой на грудь . А японцы на нос . Когда француз или итальянец стучит себе но голове это означает , что он считает какую либо идею глупой . Если англичанин или испанец шлепнет себя ладонью по лбу, то тем самым он хочет показать окружающим, что он доволен собой . Тем же самым жестом, немец выражает свое крайнее возмущение по отношению к кому либо . Голландец, стуча по лбу и при этом вытягивая указательный палец , сообщает , что идея ему понравилась , но он считает ее слегка сумасшедшей . Там же в Голландии поворот указательного пальца у виска означает, что кто-то сказал остроумную фразу. Поднятые брови в Германии означают восхищение . В Англии выражение скептицизма . Итальянец выражает недоверие , когда постукивает указательным пальцем по носу. Тот же жест в Голландии означает , что говорящий или о ком говорят находится в состоянии алкогольного опьянения . Когда француз чем-то восхищен , он соединяет кончики трех пальцев подносит их к губам и высоко подняв подбородок посылает в воздух нежный поцелуй . Если француз потирает указательным пальцем кончик носа , то это означает, что он не доверяет тому, о ком говорят. В некоторых африканских странах смех означает изумление или замешательство. В Алжире и Египте жест подзывает схож с российским жестом прощания. В некоторых мусульманских странах взмах руки в направлении собеседника означает, я не хочу вас больше видеть, уходите.

Походка так де является фактором , свидетельствующая о состоянии человека . Если руки находятся в карманах или он ими размахивает , смотрит на ноги - он находится в угнетенном состоянии . Человек у которого руки сцеплены за спиной, голова опушена - чем то озабочен, а опушенные плечи и поднятая голова -собеседник настроен на успех, контролирует ситуацию. Склоненная на бок голова - собеседник заинтересован. Поднятые плечи означают , что собеседник напряжен и не доверяет вам . Таким образом , чтобы межкультурная коммуникация была успешна , важно владеть не только вербальными но и не вербальными средствами общения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31126. Типовое проектирование ИС 248.38 KB
  Рисунок 1 – Классификация методов типового проектирования ИС. Элементный метод типового проектирования. В качестве типового элемента системы используется ТПР по задаче или по отдельному виду обеспечения информационному техническому. Достоинства метода: Применение модульного подхода к проектированию и документированию ИС Недостаток метода: Большие затраты времени на сопряжение разнородных элементов вследствие информационной программной и технической несовместимости ТПР Плохая адаптивность элементов к особенностям объекта применения ИС...
31127. Организация процесса конструирования 54.29 KB
  Технология конструирования программного обеспечения ТКПО – система инженерных принципов для создания экономичного ПО которое надежно и эффективно работает в реальных компьютерах. Стратегии: Однократный проход или водопадная стратегия – это линейная последовательность этапов конструирования с определением всех требований вначале процесса. Быстрая разработка достигается за счет использования компонентноориентированного конструирования.
31128. Процесс руководства проектом и планирование проектных задач 17.3 KB
  Анализ риска. Исследование области неопределенности анализ ее влияние на проект. Первыми выполняемыми задачами являются системный анализ и анализ требований. Системный анализ проводится с целью: 1 выяснения потребностей заказчика; 2 оценки выполнимости системы; 3 выполнения экономического и технического анализа; 4 распределения функций по элементам компьютерной системы аппаратуре программам людям базам данных и т.
31129. Модели качества процесса конструирования. Архитектура программных систем 41.02 KB
  Архитектура программной системы ПС – это набор внутренних структур ПС которые видны с различных точек зрения и состоят из компонентов их связей и возможных взаимодействий между компонентами а также доступных извне свойств этих компонентов. Вид с точки зрения прецедентов Use cse view охватывает прецеденты которые описывают поведение системы наблюдаемое конечными пользователями аналитиками и тестировщиками. Вид с точки зрения проектирования Design view охватывает классы интерфейсы и кооперации формирующие словарь задачи и ее...
31130. Базис языка UML 249.01 KB
  Словарь UML образуют 3 разновидности строительных блоков это предметы отношения и диаграммы. Предметы – это абстракции основные элементы в модели отношения связывают предметы а диаграммы группируют коллекции предметов. Структурные предметы это существительные в UML моделях статические части. Предметы поведения Предметы поведения – это динамические части глаголы модели поведение объектов во времени.
31131. Унифицированный процесс разработки программных систем 45.19 KB
  Прецеденты должны быть основным артефактом на основании которого устанавливается желаемое поведение системы проверяется и подтверждается правильность выбранной системной архитектуры производится тестирование. Системная архитектура является решающим фактором при разработке концепций конструировании управлении и развитии создаваемой системы. Итеративным называется процесс который предполагает управление потоком исполняемых версий системы. Разработка стабильной базовой архитектуры продукта которая позволяет решать поставленные перед...
31132. Основы объектно-ориентированного представления программных систем 169.01 KB
  Сцепление модулей. Сцепление – это мера взаимозависимости модулей по данным внешняя характеристика модуля которую желательно уменьшить. Измеряется сцепление степенью сцепления. Выделяют 6 видов степени сцепления: Сцепление по данным; Сцепление по образцу; Сцепление по управлению; Сцепление по внешним ссылкам; Сцепление по общей области; Сцепление по содержанию.
31133. Статические модели объектно-ориентированного представления программных систем 142.29 KB
  Диаграмма классов это набор классов и связей между ними. Диаграммы классов используются: в ходе анализа – для указания ролей и обязанностей сущностей которые обеспечивают поведение системы; в ходе проектирования – для фиксации структуры классов которые формируют системную архитектуру. Отношения в диаграммах класса. Ассоциации отображают структурные отношения между экземплярами классов.
31134. Динамические модели объектно-ориентированного представления программных систем: автоматы 336.98 KB
  Динамические модели обеспечивают представление поведения системы путем отображения изменения состояний в процессе работы системы в зависимости от времени. Автомат – описывает поведение в терминах последовательности состояний через которые проходит объект в течение своей жизни. Диаграмма схем состояний – отображает конечный автомат выделяя поток управления от состояния к состоянию. Конечный автомат – поведение определяющее последовательность состояний в ходе существования объекта.