82436

Причины различий языковой картины мира

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Восприятие окружающего мира отчасти зависит от культурно-национальных особенностей носителей конкретного языка. Поэтому с точки зрения этнологии, лингвокультуралогии и других смежных областей наиболее интересным является установление причин расхождений в языковых картинах мира

Русский

2015-02-27

33.33 KB

2 чел.

Причины различий языковой картины мира.

Восприятие окружающего мира отчасти зависит от культурно-национальных особенностей носителей конкретного языка. Поэтому с точки зрения этнологии, лингвокультуралогии и других смежных областей наиболее интересным является установление причин расхождений в языковых картинах мира, а эти расхождения действительно существуют. Решение такого вопроса – это выход за пределы лингвистики и углубление в тайны познания мира другими народами. Существует огромное множество причин таких расхождений, но только несколько из них представляются видимыми, а поэтому – основными. Можно выделить три главнейших фактора или причины языковых различий: природа, культура и познание.

1. Природа. Природа – это, прежде всего внешние условия жизни людей, которые по-разному отражены в языках. Человек даѐт названия тем животным, местностям, растениям, которые ему известны, тому состоянию природы, которое он ощущает. Природные условия диктуют языковому сознанию человека особенности восприятия, даже таких явлений, каким является восприятие цвета. Обозначение разновидностей цвета часто мотивируется семантическими признаками зрительного восприятия предметов окружающей природы. С тем или иным цветом ассоциируется конкретный природный объект. В разных языковых культурах закреплены собственные ассоциации, связанные с цветовыми обозначениями, которые и совпадают в чем-то, но и в чем-то отличаются друг от друга. Именно природа, в которой человек существует, изначально формирует в языке его мир ассоциативных представлений, которые в языке отражаются метафорическими переносами значений, сравнениями, коннотациями.

2. Культура. «Культура – это то, что человек не получил от мира природы, а привнес, сделал, создал сам». Результаты материальной и духовной деятельности, социально-исторические, эстетические, моральные и другие нормы и ценности, которые отличают разные поколения и социальные общности, воплощаются в различных концептуальных и языковых представлениях о мире. Любая особенность культурной сферы фиксируется в языке. Также языковые различия могут обуславливаться национальными обрядами, обычаями, ритуалами, фольклорно-мифологическими представлениями, символикой. Культурные модели, концептуализированные в определенных наименованиях, распространяются по миру и становятся известны даже тем, кто не знаком с культурой того или иного народа. Этой проблеме в последнее время посвящается очень много специальных работ и исследований.

3. Познание - рациональные, чувственные и духовные способы мировосприятия отличают каждого человека. Способы осознания мира не идентичны для разных людей и разных народов. Об этом говорят различия результатов познавательной деятельности, которые находят свое выражение в специфике языковых представлений и особенностях языкового сознания разных народов. Важным показателем влияния познания на языковые различия является то, что В. фон Гумбольдт назвал «различными способами видения предметов»

Следует учесть, что восприятие той или иной ситуации, того или иного объекта находится в прямой зависимости также и от субъекта восприятия, от его фоновых знаний, опыта, ожиданий, от того, где располагается он сам что непосредственно находится в поле его зрения. Это, в свою очередь, дает возможность описывать одну и ту же ситуацию с разных точек зрения, перспектив, что, несомненно, расширяет представления о ней. Каким бы субъективным не был процесс «конструирования мира», он, тем не менее, самым непосредственным образом предполагает учет самых различных объективных аспектов ситуации, реального положения дел в мире; следствием же этого процесса является создание «субъективного образа объективного мира».

14. Этикет невербального общения.

Мимика жесты играют большую роль в оценки окружающего и уровня воспитанности того или иного человека. Например некоторые люди не знают , что делать со своими руками . Не занятые руки следует держать спокойно . У некоторых людей есть отрицательная привычка стучать пальцами по столу , щелкать пальцами , массировать пальцы , тереть переносицу или лоб , рассматривать свои ногти и неприлично указывать пальцем на кого-нибудь . Не следует отставлять мизинец во время еды . Во время разговора рот рукой не прикрывают , не хлопают собеседника по плечу , не следует теребить пуговицу , не стряхивать с одежды пыль , чтобы снять нитку или волос с одежды собеседника, надо его предупредить . В обстановке деловой коммуникации жестикуляцию сводят до минимума . Только некоторые фразы такие как садитесь пожалуйста, познакомитесь , разрешите вам представить , я хочу вас познакомить- все эти фразы могут сопровождаться жестом. Жесты не должны быть резкими . Следует иметь ввиду, что в разных странах жесты отличаются друг от друга . Например жест " все окей " шикорокоупотребительный в англоязычных странах в других странах имеет совершенно иное значение . Во Франции он означает ноль или ничего . В Японии означает деньги. А в некоторых странах Средиземноморья этот жест является неприличным . Поднятый вверх большой палец в Америке и Австралии , Англии и Новой Зеландии имеют два значения: попытка поймать такси или машину, чтобы подвезли; все в порядке . В Греции этот жест означает «заткнись». А в Италии цифру один. В некоторых англоязычных странах поднятый вверх средний палец имеет оскорбительное значение . Когда европейцы говорят о себе они показывают рукой на грудь . А японцы на нос . Когда француз или итальянец стучит себе но голове это означает , что он считает какую либо идею глупой . Если англичанин или испанец шлепнет себя ладонью по лбу, то тем самым он хочет показать окружающим, что он доволен собой . Тем же самым жестом, немец выражает свое крайнее возмущение по отношению к кому либо . Голландец, стуча по лбу и при этом вытягивая указательный палец , сообщает , что идея ему понравилась , но он считает ее слегка сумасшедшей . Там же в Голландии поворот указательного пальца у виска означает, что кто-то сказал остроумную фразу. Поднятые брови в Германии означают восхищение . В Англии выражение скептицизма . Итальянец выражает недоверие , когда постукивает указательным пальцем по носу. Тот же жест в Голландии означает , что говорящий или о ком говорят находится в состоянии алкогольного опьянения . Когда француз чем-то восхищен , он соединяет кончики трех пальцев подносит их к губам и высоко подняв подбородок посылает в воздух нежный поцелуй . Если француз потирает указательным пальцем кончик носа , то это означает, что он не доверяет тому, о ком говорят. В некоторых африканских странах смех означает изумление или замешательство. В Алжире и Египте жест подзывает схож с российским жестом прощания. В некоторых мусульманских странах взмах руки в направлении собеседника означает, я не хочу вас больше видеть, уходите.

Походка так де является фактором , свидетельствующая о состоянии человека . Если руки находятся в карманах или он ими размахивает , смотрит на ноги - он находится в угнетенном состоянии . Человек у которого руки сцеплены за спиной, голова опушена - чем то озабочен, а опушенные плечи и поднятая голова -собеседник настроен на успех, контролирует ситуацию. Склоненная на бок голова - собеседник заинтересован. Поднятые плечи означают , что собеседник напряжен и не доверяет вам . Таким образом , чтобы межкультурная коммуникация была успешна , важно владеть не только вербальными но и не вербальными средствами общения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16964. Пошук даних 137 KB
  Практична робота №2 Тема: Пошук даних. Мета: Навчитися будувати динамічні набори записів користуватися вбудованою функцією Построитель выражений. Устаткування: ПК. Операційна система Windows СУБД Ms Access. Правила ТБ. Методичні рекомендації. Інд
16965. Динамічні набори записів 105.5 KB
  Практична робота №3 Тема: Пошук даних. Мета: Навчитися будувати динамічні набори записів користуватися вбудованою функцією Построитель выражений. Устаткування: ПК. Операційна система Windows СУБД Ms Access. Створити групові запити які визначають для ринк...
16966. Технічне обслуговування і ремонт рухомого складу. Організація технічного обслуговування та ремонту 21.02 KB
  В процесі експлуатації пристроїв параметри технічних складових змінюються від початкових. Основною причиною зносу є супроводжуючі експлуатаційний знос, втрати міцнісних якостей, порушення звязків та інше. Великий вплив на інтенсивність змінних параметрів надає режим роботи.
16967. Використовування умов для відбору даних. Сортування даних, що виводяться 80 KB
  Практична робота №9 Тема: Використовування умов для відбору даних. Сортування даних що виводяться. Мета: Навчитися використовувати в запитах вираз Where а також упорядковувати дані з використанням ключового слова Order by. Обладнання: персональний комп'ютер з встано
16968. Операції порівняння і логічні операції в SQL 94 KB
  Практична робота №10 Тема: Операції порівняння і логічні операції в SQL. Мета: Ознайомитися з основними логічними операціями і операціями порівняння мови SQL. Закріпити одержані теоретичні відомості виконуючи запити різного рівня складності. Обладнання: персональни
16969. Операції заперечення і арифметичні операції в SQL 71.5 KB
  Практична робота №11 Тема: Операції заперечення і арифметичні операції в SQL. Мета: Ознайомитися з основними операціями заперечення і арифметичними операціями мови SQL. Закріпити одержані теоретичні відомості виконуючи запити різного рівня складності. Обладнання: пе
16970. Підсумкові функції в SQL 75 KB
  Практична робота №12 Тема: Підсумкові функції в SQL. Мета: Ознайомитися з основними підсумковими функціями мови SQL. Закріпити одержані теоретичні відомості виконуючи запити різного рівня складності. Обладнання: персональний комп'ютер з встановленою операційною си
16971. Сортування і групування даних 74.5 KB
  Практична робота №13 Тема: Сортування і групування даних Мета: навчитися розділяти одержані дані на групи так щоб їх легко було сприймати. Обладнання: персональний комп'ютер з встановленою операційною системою Windows система управління базами даних Access або Ms SQL Server. ...
16972. Зміна представлення даних при висновку 64 KB
  Практична робота №14 Тема: Зміна представлення даних при висновку. Мета: Навчитися застосовувати різні функції для роботи з символьними рядками. Обладнання: персональний комп'ютер з встановленою операційною системою Windows система управління базами даних Access або Ms SQ...