82437

Учёные – основатели учения о языковой картине мира

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Языковая картина мира видение восприятие окружающего мира посредством лексический и грамматической системы родного языка; сетка которую наш родной язык набрасывает на наше восприятие мира и его оценку. Другой выдающийся лингвист внесший вклад в разработку учения о языковой картине мира американский учёный Эдуард Сэпир 18841939. Ученик Сэпира Бенджамен Ли Уорф 18971941 стремился обосновать свою гипотезу о влиянии языка не только на восприятие мира людей но и на их поведение.

Русский

2015-02-27

33.32 KB

1 чел.

Учёные – основатели учения о языковой картине мира

Понятие языковой картины мира восходит к идеям Эммануила Канта и Вильгельма фон Гумбольдта (см. билет№1). Языковая картина мира – «видение, восприятие окружающего мира посредством лексический и грамматической системы родного языка; сетка, которую наш родной язык набрасывает на наше восприятие мира и его оценку».

Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835) – вошёл в историю не только как лингвист, но и филолог, философ, государственный деятель и дипломат. Один из университетов Берлина носит его имя. Дружил с известными немецкими поэтами: Шиллером и Гёте. Поражает лингвистический кругозор Гумбольдта: он владел языками различных лингвистических семей, знал баскский, венгерский, санскрит, китайский, древнеегипетский, испанский, французский, языки американских индейцев.

Другой выдающийся лингвист, внесший вклад в разработку учения о языковой картине мира – американский учёный Эдуард Сэпир (1884-1939). Профессор Чикагского и Йельтского университетов (один из самых престижных университетов США). Исследовал языки американских индейцев (не имеющих письменности), разработал специальную методику описания этих языков. Благодаря этой методике многие исчезавшие языки индейцев были сохранены для науки. Основная работа: «Language». «Люди живут не только в материальном мире и не только в мире социальном, в значительной мере они все находятся во власти того конкретного языка, который является средством выражения в данном обществе. Миры, в которых живут различные общества – это разные миры. Мы видим, слышим, воспринимаем окружающий мир именно так, а не иначе, поскольку его интерпретация предопределяется языковыми привычками нашего общества».

Ученик Сэпира Бенджамен Ли Уорф (1897-1941) стремился обосновать свою гипотезу о влиянии языка не только на восприятие мира людей, но и на их поведение. Уорф – инженер по технике безопасности. Сэпир объяснил неосторожное поведение рабочих около пустой бочки из-под бензина тем, что в английском языке нет специального слова «пустой, но опасный в пожарном отношении» (на бочке просто было написано слово empty). Уорф изучал языки американских индейцев – в этих языках нет категории времени (язык хопи), нет слова «завтра» («день, который наступит после сегодняшнего»). Сэпир утверждал, что если бы Ньютон писал физику на языке хопи, то она была бы другой. «Мы расчленяем природу в направлении, подсказанном нашим родным языком. Таким образом, мы сталкиваемся с новым принципом относительности, который гласит, что сходные физические явления позволяют создать сходную картину Вселенной только при сходстве, или, по крайней мере, при соотносительности языковых систем». В связи с этим концепция Уорфа получила название «гипотеза языковой относительности».

Понятие языковой картины мира восходит к идеям В. фон Гумбольдта и неогумбольдтианцев (Л. Вайсгербер и др.) о внутренней форме языка, с одной стороны, и к идеям американской этнолингвистики, в частности так называемой гипотезе лингвистической относительности Сепира-Уорфа, - с другой. Современные представления о языковой картине мира изложил академик Ю.Д. Апресян.

Теоретическую основу рассматриваемой предметной области заложил немецкий филолог, философ и языковед В. фон Гумбольдт в своей работе "О внутренней форме языка". Дальнейшие исследователи опирались на работу ученого, видоизменяя ее в соответствии с собственным видением проблемы.

Теорию языковой картины мира построил немецкий ученый Л. Вайсгербер, опираясь на учения Гумбольдта. Он же впервые и ввел понятие "языковая картина мира". Учитывая все заслуги Л. Вайсгербера, как основоположника теории, современные ученые все же не согласны с выдвигаемой им идеей, что власть языка над человеком непреодолима и считают, что хотя языковая картина мира накладывает серьезный отпечаток на индивида, действие ее силы абсолютным не является.

Практически параллельно с Л. Вайсгербером была разработана гипотеза "Лингвистической относительности Сепира - Уорфа", ставшая также фундаментальным камнем изучения языковой картины мира. Гипотеза лингвистической относительности является проявлением релятивизма в языкознании. Она гласит, что процессы восприятия и мышления человека обусловлены этноспецифическими особенностями структуры языка. Это гипотеза лингвистической относительности, тезис, согласно которому существующие в сознании человека системы понятий, а, следовательно, и существенные особенности его мышления определяются тем конкретным языком, носителем которого этот человек является.

Выдвинутая более 60 лет назад, гипотеза лингвистической относительности поныне сохраняет статус именно гипотезы. В диапазоне же между полярными оценками ее сторонников и противников укладываются все более изощренные и многочисленные попытки эмпирической проверки данной гипотезы, которые, к сожалению, на сегодняшний момент не увенчались успехом.

Современные представления о языковой картине мира изложил академик Ю.Д. Апресян и его последователи. Кратко их можно представить следующим образом.

Каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия и организации мира. Выражаемые в нем значения складываются в некую единую систему взглядов, которая навязывается в качестве обязательной всем носителям языка и является его языковой картиной.

Свойственный языку взгляд на мир отчасти универсален, отчасти национально специфичен, так что носители разных языков могут видеть мир немного по-разному, через призму своих языков.

Языковая картина мира "наивна" в том смысле, что во многих существенных деталях отличается от научной картины мира. При этом наивные представления отнюдь не примитивны. Во многих случаях они не менее сложны и интересны, чем научные, так как способны служить надежным проводником в мир этой языковой картины.

В наивной картине мира можно выделить наивную геометрию, наивную физику, наивную этику, наивную психологию и т.п. Из их анализа можно извлечь представление об основополагающих заповедях той или иной культуры, общности, что позволяет понять их лучше.

Изучением языковой картины мира занимается большое количество ученых, среди которых можно выделить Ю.Д. Апресяна, Н.Д. Арутюнову, А. Вежбицкую, А. Зализняк, И.Б. Левонтину, Е.В. Рахилину, Е.В. Урысон, А.Д. Шмелева, Е.С. Яковлеву и многих других.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42128. Ймовірність та нечітка логіка в експертних системах 50 KB
  Методичні рекомендації до завдань частини 1 Дотепер використовувалися такі поняття як âростеâ або âпадаєâ. Наприклад поняття âростеâ відносилося до змінних STOCK і DOLLR. У такому контексті слово âростеâ називається лінгвістичною змінною. Для оцінки підвищення рівня цін на біржі користуватимемося двома правилами: 40 ЯКЩО ВАЛЮТНИЙ КУРС ДОЛАРА = РОСТЕ ТО ПРОЦЕНТНІ СТАВКИ = ПАДАЮТЬ 10 ЯКЩО ПРОЦЕНТНІ СТАВКИ INT = ПАДАЮТЬ ТО РІВЕНЬ ЦІН STOCK = РОСТЕ і відповідними їм рівняннями ймовірністі: Ця таблиця міститиме уточнюючі...
42130. Експертна система в області кооперації 43.5 KB
  Володіє гнучкістю 5 Рівень продажів для різних типів покупців та продавців можна оцінити за таблицею: ПР 1 и ПК 1 Результат продажів середній; висока взаємоповага та суперництво ПР 1 и ПК 2 Результат продажів нижче середнього; продавець з презирством ставиться до покупця и той відмовляється від покупки ПР 1 и ПК 3 Результат продажів вище середнього продавець домінує над покупцем покупець приймає пропозиції продавця ПР 1 и ПК 4 Результат продажів середній; продавець ставиться до покупця з повагою але той йому не довіряє ПР 2 и ПК 1...
42131. Типы паралеллилизма 80.5 KB
  Особенности построения вычислительных систем Конвейерные вычислительные системы Основной принцип построения заключается в том что ускорение вычислений в них достигается за счет разделения всей работы на последовательность более мелких узкоспециализированных операций. Необходимо наличие достаточно сложной операционной системы. Мультипроцессорные вычислительные системы В отличии от матричной системы в мультипроцессорной системы каждый из процессоров имеет свое устройство управления. Память может быть как общей так и не общей...
42132. Программа ввода-вывода для КР 580 ВВ 55 макет М1 71 KB
  Формирование управляющего слова Оно формируется в виде восьмиразрядного управляющего слова. Управляющее слово 92 Разряды порта С индицируются Программа 1 0800 3Е92 MVI92 запись в регистр А цифра 92 управляющее слово 0802 D383 OUT 83 Запись управляющего слова в регистр управляющего слова параллельного адаптера К580 ВВ55 0804 DB80 IN 80 Принять в А байт из порта А 0806 32000B ST0B00 Записать из А в ячейку памяти 0B00 0809 3E55 MVI55 Записать в А число 55 080B D382 OUT 82 Вывести число 55 в порт С 080D C30000 JMP0000 Возврат в монитор В...
42136. Особливості написання власних назв 55.5 KB
  З великої букви пишуться ремарки які вказуюсь на ставлення слухачів до якоїсь особи інші ремарки стоять після закінченого речення: Мова категорія Загальнонародна вона характеризує відмінності народів а не суспільних класів Сучасна українська літературна мова. З великої букви також пишеться перше слово рубрики тексту якщо кожна рубрика закінчується крапкою; перше слово прямої мови після двокрапок; початкове слово постанови резолюції протоколу; після двокрапки за словами Слухали Ухвалили в протоколі. З великої букви...