82447

Связь языка и культуры, характер связи

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Язык это явление культуры. Именно благодаря языку человек осознаёт себя как своё я выделяет себя из внешнего мира тем самым отличаясь от животных. Язык единственное средство связи между разными поколениями именно благодаря ему мы усваиваем культуру прошлых поколений.

Русский

2015-02-27

30.71 KB

3 чел.

Связь языка и культуры, характер связи.

Слово культура латинского происхождения, оно имеет значение «возделывания земли». Существует 2 значения слова культура: узкое и широкое. Узкое значение: образованность, воспитанность, знание правил поведения (un homme cultivé –культурный человек).

Широкое значение: культура понимается как совокупность достижений человечества, производственной и духовной деятельности. То есть экономика, психология – это культура. Все, что достигнуто человечеством – тоже культура.

Язык – это явление культуры. Именно благодаря языку человек осознаёт себя как своё «я», выделяет себя из внешнего мира, тем самым отличаясь от животных.

Языкединственное средство связи между разными поколениями, именно благодаря ему мы усваиваем культуру прошлых поколений. Слово хранилище сокровищ человеческой культуры. Например, «Песнь о Роланде» - самая древняя и знаменитая из поэм французского средневековья. В России – это «Слово о полку Игореве».

Бунин писал:

« Молчат гробницы, мумии и кости,

Лишь слову жизнь дана,

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь письмена».

Язык является для народа уникальным и фактически единственным средством сохранения национальной идентичности (самобытности), самой значительной историко-культурной ценности. Положительная сторона идентичности – взаимное обогащение культуры. Отрицательная сторона - утрачивается национальная самобытность.

Имена ученых, внесших наибольший вклад в изучение связи языка и культуры:

Вильгельм фон Гумбольдт (18-19 век) – один из величайших лингвистов, знал 20-30 языков, также был дипломатом. Он говорил, что «Язык не есть мертвый механизм, но живое творение, исходящее из самого себя».

Эммануил Кант (1724-1804) – философ. Утверждал, что мы воспринимаем мир через наш язык. Гумбольдт писал по этому поводу следующее: « Язык описывает вокруг народа, который на нем говорит, своего рода круг, и чтобы выйти из этого круга, надо изучить другой язык».

К идеям Канта и Гумбольдта восходит понятие языковой картины мира – видение, восприятие окружающего мира посредством лексической и грамматической системы родного языка. ЯКМ – своеобразная «сетка», которую наш родной язык набрасывает на наше восприятие мира, его оценку.

Особенности ЯКМ обусловлены особенностями других языков.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81755. Мотив дороги и его философское звучание в произведениях отечественной классики 19 века 31.76 KB
  Выражением концепции исторического пути народа или государства Н. Бричка Чичикова символ однообразного кружения сбившейся с прямого пути души русского человека. А проселочные дороги по которым эта бричка колесит не только реалистическая картина российского бездорожья но и символ кривого пути национального развития. Птицатройка символ национальной стихии русской жизни символ великого пути России в мировом масштабе.
81756. Проблема ума в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Особенности языка и стиха пьесы 36.33 KB
  В комедии Горе от ума кто умное действующее лицо ответ: Грибоедов А знаешь ли что такое Чацкий Пылкий благородный и добрый малый проведший несколько времени с очень умным человеком именно с Грибоедовым и напитавшийся его мыслями остротами и сатирическими замечаниями. Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц но и положительно умен. Между тем Чацкий как личность несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина. Ими заканчивается их время а Чацкий начинает новый век и в этом все его значение и весь ум.
81757. Герои и проблематика одного из произведений А. И. Куприна 38.21 KB
  Куприна. Куприн пишет на эту тему повесть Олеся. Куприн наделяет ее ярким характером. Поэтизируя жизнь не ограниченную современными социальными культурными рамками Куприн стремился показать явные преимущества естественного человека в котором он видел духовные качества утраченные в цивилизованном обществе.
81758. Тема города и деревни в произведениях отечественной литературы 35.02 KB
  В рассказе от образов Матрены и ее односельчан автор переходит к изображению картины русской деревни которая предстает перед нами серой бесприютной опустошенной. Пьянство сплетни и постоянное стремление урвать кусок побольше и получше делают жителей деревни равнодушными ко всему что не касается материальной стороны их жалкой жизни и грозят привести к тому что обнищавшее село вотвот рухнет развалится. является Матрена одинокая хозяйка дома где снимает комнату герой рассказа женщина с интересной но невероятно сложной и несчастливой...
81759. Развитие лицейской темы в лирике А.С.Пушкина. (на примере 3 – 4 стихотворений). Разбор одного стихотворения 32.7 KB
  Творческая жизнь Пушкина начинается в годы национальнопатриотического подъема вызванного войной 1812г. Другим явлением определившим духовное и нравственное развитие Пушкина было начавшееся еще в годы его пребывания в Лицее освободительное движение в среде дворянской молодежи в дальнейшем движение декабристов. Уже в Лицее Пушкин приобщается к вольнолюбивым идеям которые находили благодатную почву среди лицеистов. На развитие Пушкина большое влияние оказали произведения Радищева сочинения французских просветителей ХУШ века.
81760. Проблема добра и зла в прозе Л. Андреева ( на примере одного произведения 30.42 KB
  Образы и мотивы Нового завета проблему отношений идеала и действительности героя и толпы истинной и неистинной любви Андреев разработал и в рассказе Иуда Искариот 1907. Иуда верит Христу но сознает что он как идеал не будет понят человечеством. Предатель предстает у Андреева фигурой глубоко трагической: Иуда хочет чтобы люди уверовали в Христа но для этого толпе нужно чудо воскресение после мученической смерти. В трактовке Андреева предавая и принимая на себя навеки имя предателя Иуда спасает дело Христа.
81761. Мотив дуэли в произведениях отечественной классики 19 века 32.05 KB
  Пушкин Евгений Онегин В деревне куда едет О. Пушкин дал О. которого Пушкин таким родством снижает. Пушкин не раз подчеркивает этот мотив в истории дуэли.
81762. Вечные вопросы и их осмысление в лирике А.С.Пушкина (на примере 3 – 4 стихотворений). Разбор одного стихотворения 45.14 KB
  В петербургский период лирика Пушкина особенно вбирает в себя свободолюбивые политические идеи и настроения. Первым значительным произведением после выхода из лицея была написанная Пушкиным в самом конце 1817 г. Лирике лицейских лет Пушкин лротивопоставляет поэзию вольности и обличения порока у свободы он ищет вдохновения. Недаром Пушкин в одном из вариантов своего Памятника в конце жизни прямо указывает что вслед Радищеву восславил он свободу.
81763. Тема отцов и детей в произведениях отечественной классики 19 века 32.44 KB
  Отцов или детей обличает Т. дети не должны убивать отцов а отцы заставлять детей думать так же как они думают. потому что смешно и бессмысленно полагать что можно силой заставить молодое поколение думать так же как и поколение отцов.