82449

Вильгельм Гумбольдт о связи языка и культуры

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Одним из первых учёных обратившихся к проблеме взаимоотношения языка и культуры был Вильгельм фон Гумбольдт17671835основатель учения о ЯКМ. Поражает его лингвистический кругозор: владел языками разных лингвистических семей венгерский санскрит китайский испанский французский языки американских индейцев. Высказал мнение что характер связи языка и мышления глубок и противоречив.

Русский

2015-02-27

30.64 KB

21 чел.

Вильгельм Гумбольдт о связи языка и культуры.

Культура (лат. «возделывание земли») - образованность, знание правил поведения, воспитанность (un homme cultivé);

- совокупность достижений человечества, производственной и духовной деятельности.

Язык – это явление культуры, именно благодаря языку человек осознаёт себя как своё «я», выделяет себя из внешнего мира, тем самым отличаясь от животных.

Язык – единственное средство связи между разными поколениями, именно благодаря языку мы усваиваем культуру прошлых поколений.

Язык является для народа уникальным и единственным средством сохранения национальной идентичности – самой значительной историко-культурной ценности.

Одним из первых учёных, обратившихся к проблеме взаимоотношения языка и культуры, был Вильгельм фон Гумбольдт(1767-1835)-основатель учения о ЯКМ. Гумбольдт вошел в историю не только как лингвист, филолог, лингвист, но и как гос. деятель и дипломат. Поражает его лингвистический кругозор: владел языками разных лингвистических семей (венгерский, санскрит, китайский, испанский, французский, языки американских индейцев).

Он связал воедино мышление, язык и культуру. Высказал мнение, что характер связи языка и мышления глубок и противоречив. Эти понятия настолько тесно связаны, что не могут существовать раздельно. Однако при этом мышление как бы опережает язык, являющийся оковами для быстрой мысли. По его мнению, язык занимает промежуточное положение между человеком и объективным миром, он обуславливает отношение человека к предметам, так как его восприятие действительности зависит от языковых представлений. Таким образом, его понимание связи языка и мышления перекликается с вопросом взаимодействия языка и культуры. Основные положения теории В. фон Гумбольдта сводятся к следующим: а) материальная и духовная культура воплощается в языке; б) всякая культура национальна, её характер выражен в языке посредством особого видения мира; языку присуща специфическая для каждого народа внутренняя форма; в) внутренняя форма языка – это выражение «народного духа», его культуры.

В. фон Гумбольдт был одним из первых лингвистов, кто обратил внимание на национальное содержание языка и мышления, отмечая, что «различные языки являются для нации органами их оригинального мышления и восприятия». Слово несет на себе груз субъективных представлений, различия которых находятся в определенных рамках. По В. фон Гумбольдту, именно язык оказывает влияние на формирование системы понятий и системы ценностей.

Слово культура латинского происхождения, оно имеет значение «возделывания земли». Существует 2 значения слова культура: узкое и широкое. Узкое значение: образованность, воспитанность, знание правил поведения (un homme cultivé –культурный человек).

Широкое значение: культура понимается как совокупность достижений человечества, производственной и духовной деятельности. То есть экономика, психология – это культура. Все, что достигнуто человечеством – тоже культура.

Язык – это явление культуры. Именно благодаря языку человек осознаёт себя как своё «я», выделяет себя из внешнего мира, тем самым отличаясь от животных.

Языкединственное средство связи между разными поколениями, именно благодаря ему мы усваиваем культуру прошлых поколений. Слово хранилище сокровищ человеческой культуры. Например, «Песнь о Роланде» - самая древняя и знаменитая из поэм французского средневековья. В России – это «Слово о полку Игореве».

В. Гумбольдт, идин из величайших лингвистов, знавших более 20 языков, говорил, что язык – не мертвый механизм, но живое творение, исходящее из самого себя. Именно к его идеям (а так же к идеям Канта) восходит понятие языковой картины мира – видение, восприятие окружающего мира посредством лексической и грамматической системы родного языка.

В. Гумбольдт вошел в историю не только как лингвист, но и как филолог, дипломат и государственный деятель. Берлинский университет носит его имя. (la noblesse – аристократия). Дружил с известными немецкими поэтами Шиллером и Гёте. Его лингвистический кругозор поражает, он владел языками различных лингвистических семей. Гумбольдт разрабатывал учение о внутренней форме языка. Проще говоря, под внутренней формой языка он понимал особенности номинации в конкретном языке., позже понятие внутренней формы языка было развито российским учёным Александром Афанасьевичем Потебня.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57825. Sport 148.5 KB
  Wie ihr verstanden habt, treiben nicht alle Sport. In meiner Kindheit habe ich Sport nicht getrieben, nur in den Sportstunden. Ich habe Klavier gespielt, im Schulchor gesungen.
57826. Роль ссавців у екосистемах, їх значення для людини. Охорона ссавців. Тваринництво 148.5 KB
  Мета: розширити знання учнів про ссавців; розкрити їх значення у екологічних системах; забезпечити засвоєння знань про біологічну роль ссавців на планеті; узагальнити знання учнів про роль ссавців у природі та значення їх у житті людини...
57827. Урок-суд «Сталин – кто он?» 137 KB
  ЦЕЛЬ: обобщить и закрепить знания учащихся по теме «СССР в 30-е годы ХХ века», рассмотреть основные направления внутренней и внешней политики в этот период развития СССР на примере деятельности исторической личности Иосифа Виссарионовича Сталина...
57828. Запліднення. Генетичне визначення статі. Вагітність 72.5 KB
  Основне поняття: сперматозоїд яйцеклітина овуляція запліднення вагітність зигота ембріон плід плацента хромосоми. Робота в парах Слайд 3 Обличчям до обличчя один у двох усі разом Девіз: Думати працювати у парі обмінюватися думками...
57829. Прийняття рішень в умовах невизначеності 527 KB
  Чим займається наука статистика Відповідь. Що таке математична статистика Відповідь. Що таке вибірка Навіщо використовують вибіркове спостереження Відповідь. Що таке ранжування Відповідь.
57830. Внутрішня будова стебла. Транспорт речовин по рослині 113 KB
  Мета уроку: Сформувати в учнів поняття про внутрішню будову стебла, зокрема кору, камбій, деревину, серцевину, їх будову і значення, про взаємозв’язок будови клітин і тканин стебла з їх фунціями...
57831. ВЛАСТИВОСТІ СТЕПЕНЯ ІЗ ЦІЛИМ ПОКАЗНИКОМ 2.17 MB
  Мета: працювати над засвоєнням учнями означення степеня з цілим показником та його властивостей; формувати вміння застосовувати означення і властивості степеня з цілим показником до обчислення значень виразів і перетворення виразів зі змінними...
57832. Перетворення виразів, що містять степінь з цілим показником 651 KB
  Число до якого ми підносимо основу степеня називається показником 3 Як називається число до якого ми підносимо основу степеня 3 Число яке ми підносимо до степеняназивається основою 4 Яке число ми отримуємо при піднесенні до...
57833. Степінь з цілим показником 79 KB
  Що називається степенем числа а з натуральним показником n 2. Парна степінь відємного числа завжди яке число 4. Непарна степінь відємного числа завжди яке число 5. Як називаються два дійсних числа сума яких дорівнює нулю 6.