82455

Определение и содержание языковой картины мира

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

ЯКМ видение восприятие окружающего мира через посредство лексической и грамматической системы родного языка. ЯКМ своеобразная сетка которую наш родной язык набрасывает на наше восприятие мира его оценку. Уорф стремился обосновать свою гипотезу о влиянии языка не только на восприятие мира людей но и на их поведение: Пустой бак в котором ранее был бензин.

Русский

2015-02-27

32.11 KB

0 чел.

Определение и содержание языковой картины мира.

К идеям Канта и Гумбольдта восходит понятие ЯКМ. ЯКМ – видение/восприятие окружающего мира через посредство лексической и грамматической системы родного языка. ЯКМ – своеобразная сетка, которую наш родной язык набрасывает на наше восприятие мира, его оценку.

Гумбольдт: « Люди живут не только в материальном мире и не только в мире социальном, в значительной мере они все находятся во власти того конкретного языка, который является средством выражения в данном обществе. Миры, в которых живут различные общества – разные миры. Мы видим, слышим и воспринимаем окружающий мир именно так, а не иначе, так как его интерпретация предопределяется языковыми привычками нашего общества».

Уорф стремился обосновать свою гипотезу о влиянии языка не только на восприятие мира людей, но и на их поведение:

«Пустой бак, в котором ранее был бензин. Рабочие курили, и вдруг полыхнуло. Но виноваты не только рабочие, но и язык, так как нет такого слова в языке, которое бы обозначало « пустой бак, но опасный в пожарном отношении».

В индейских языках нет категорий времени. Нет слова «завтра» (день после сегодняшнего). Сэпир утверждал, что, если бы Ньютон писал физику на одном из таких языков, то она была бы другой.

Мы расчленяем природу в направлении, подсказанном нашим языком, таким образом, мы сталкиваемся с новым принципом относительности, который гласит, что сходные физические явления позволяют создать сходную картину вселенной только при сходстве или при соотносительности языковых систем. В связи с этим концепция Уорфа получила название «Гипотеза языковой относительности».

Языковая картина мира — исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отражённая в языке совокупность представлений о мире, определённый способ восприятия и устройства мира, концептуализации действительности. Считается, что каждому естественному языку соответствует уникальная языковая картина мира.

Понятие «языковая картина мира» было введено в научную терминологическую систему Л. Вайсгербером. Основными характеристиками языковой картины мира, которыми её наделяет автор, являются следующие:

- языковая картина мира — это система всех возможных содержаний: духовных, определяющих своеобразие культуры и менталитета данной языковой общности, и языковых, обусловливающих существование и функционирование самого языка;

- языковая картина мира, с одной стороны, есть следствие исторического развития этноса и языка, а с другой стороны, является причиной своеобразного пути их дальнейшего развития;

- языковая картина мира чётко структурирована и в языковом выражении является многоуровневой. Она определяет особый набор звуков и звуковых сочетаний, особенности строения артикуляционного аппарата носителей языка, просодические характеристики речи, словарный состав, словообразовательные возможности языка и синтаксис словосочетаний и предложений, а также паремиологический багаж;

- языковая картина мира изменчива во времени;

- языковая картина мира создает однородность языковой сущности, способствуя закреплению языкового и культурного своеобразия в видении мира и его обозначения средствами языка;

- языковая картина мира существует в однородном своеобразном самосознании языковой общности и передается последующим поколениям через мировоззрение, правила поведения, образ жизни, запечатлённые средствами языка;

- картина мира какого-либо языка является его преобразующей силой, формирующей представление об окружающем мире через язык как «промежуточный мир» у носителей этого языка;

- языковая картина мира конкретной языковой общности — это её общекультурное достояние


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37462. Концепции современного естествознания 1.07 MB
  Социокультурный статус науки. Естествознание в системе науки и культуры. Именно через общенаучную картину мира осуществляется взаимопроникновение идей развиваемых в гуманитарных науках в естествознание и наоборот естественнонаучные идеи и принципы приобретая характер общенаучных методологических регулятивов начинают внедряться в гуманитарные науки.Выявление основных парадигм естествознания анализ их смены в динамике культуры эволюционных и революционных преобразований науки.
37463. Экологическое право. Концепции экологического права 667.5 KB
  Эта концепция была подвергнута резкой критике во всем мире. Призывы к торможению экономического развития человечества оценивались как утопичные и реакционные.
37464. Антропология права 2.94 MB
  Ковлер Антропология права Учебник для вузов Издательство НОРМА Издательская группа НОРМА ИНФРА М Москва 2002 УДК 340. руководитель Центра сравнительного правоведения Института государства и права РАН и главный редактор журнала Государство и право в настоящее время судья Европейского Суда по правам человека избранный от Российской Федерации. Специалист в области теории и истории права сравнительного правоведения.
37468. ФИЛОСОФСКИЕ СКАЗКИ ДЛЯ ОБДУМЫВАЮЩИХ ЖИТЬЕ или Веселая книга о свободе и нравственности 683 KB
  Как называется Истинная правда или Учебник для психолога по жизни . Про Клуб Синтон то есть тоже про жизнь и про психологов то есть про отношение к жизни. Она для повседневности для живого и чувствующего человека с утра до вечера его дня и жизни в привычном окружении близких и далеких для работы и праздников болезней и телевизора. Клуб этот мир созданный мною двенадцать лет назад попрежнему занимает в моей душе и жизни большое место: он много требует но и много дает.
37470. Новый этап в развитии физики рентгеновских лучей 54.26 KB
  Первое что бросается в глаза это следующее. фантастическое увеличение потока информации и все возрастающая узкая специализация приводят к тому что большинство книг представляет собой сборники а не монографии в прямом смысле этого слова. Из них 28 это сборники обзоров такого же типа что и рецензируемая книга. Разумеется в том что такая книга будет неровной будет содержать повторения.