82462

Монополия: понятие, виды, поведение на рынках. Ценовая Дискриминация

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Ценовая Дискриминация Монополия наличие единственного продавца положение в хозяйственном процессе при котором отсутствует состязательность в конкуренции. Виды монополии: Закрытая монополия административная защита: ограниченный доступ к ресурсам и информации; юридическая защита: лицензии технологии технологии организации и т. Любая закрытая монополия когданибудь открывается. Естественная монополия ограничивается состязательностью и конкуренцией рыночная структура в которой средние издержки достигают минимума тогда когда одна фирма...

Русский

2015-02-27

35.45 KB

1 чел.

Монополия: понятие, виды, поведение на рынках. Ценовая

Дискриминация

Монополия – наличие единственного продавца, положение в хозяйственном процессе, при котором отсутствует состязательность в конкуренции.

Идеальное положение в монополии – товар не имеет товаров-заменителей (субститутов). Наличие товаров-заменителей существует всегда, вопрос только в их эффективности.

Виды монополии:

Закрытая монополия (административная защита: ограниченный доступ к ресурсам и информации; юридическая защита: лицензии, технологии, технологии организации и т.д.). Любая закрытая монополия когда-нибудь открывается. Вопрос закрытости – это вопрос стоимости товара заменителя.

Естественная монополия – ограничивается состязательностью и конкуренцией, рыночная структура, в которой средние издержки достигают минимума тогда, когда одна фирма обследует рынок целиком. Естественная монополия существует там, где в силу различных обстоятельств экономия от масштабов производства дает возможность одному предприятию производить товары и услуги с более минимальными средними издержками, чем при производстве несколькими фирмами, при условии, что нет близкого заменителя.(Ex. Метро)

Открытая монополия – монополия, когда фирма становится единственным поставщиком продукта, не имея при этом каких-либо специальных ограничений от конкуренции. Она может возникать из-за прорыва в создании нового продукта, либо существования бренда, авторитета.

Монополия, возникающая в результате ценовой дискриминации – установление различных цен на различные единицы одного и того же продукта. Условия появления: возможность разделения покупателя по группам и невозможность перепродажи товара => возникает возможность дифференциации цены.

Ресурсная монополия. Закрытая монополия, связанная с владением ограниченного ресурса. Ограничение, связанное с издержками.

Ценовая дискриминация – это продажа по более чем одной цене, когда ценовые различия не оправдываются различиями в издержках. Это наиболее благоприятная для потребителя форма несовершенной конкуренции.

Ценовая дискриминация возможна при определенных условиях:

1) продавец обладает монопольной властью, позволяющей ему контролировать производство и цены;

2) рынок может быть сегментирован, т.е. покупателей можно разбить на группы, спрос каждой из которых будет отличаться по степени эластичности;

3) потребитель, приобретающий товар дешевле, не может продать его дороже.

Ценовая дискриминация имеет три формы:

1) по доходам покупателя. Врач может согласиться на уменьшение гонорара от пациента с низким доходом, который располагает меньшими возможностями и здоровье которого застраховано на меньшую сумму, но выставить более крупный счет клиентам с высоким доходом и дорогостоящей страховкой;

2) по объему потребления. Примером данного вида ценовой дискриминации является практика установления цен компаниями по электроснабжению. Первая сотня киловатт-часов является наиболее дорогой, так как обеспечивает наиболее важные для потребителя нужды (холодильник, минимально необходимое освещение), следующие сотни киловатт-часов становятся дешевле;

3) по качеству товаров и услуг. Разделяя пассажиров на туристов и бизнесменов, отправляющихся в служебные командировки, авиакомпании диверсифицируют цены на авиабилеты: билет в туристический класс стоит дешевле, чем билет в бизнес-класс.

4) по времени покупки. Международные и междугородные телефонные разговоры дороже в дневное время суток и дешевле в ночное. Обычно ценовую дискриминацию подразделяют на два типа. Первый тип относится к условиям покупки товара или оплаты услуги отдельным потребителем в зависимости от количества одновременно приобретаемого товара.

Устанавливая различные цены в зависимости от условий покупки, фирма фактически сегментирует единый рынок товара по вариантам покупки. Например, при различных ценах сигарет при продаже по пачке и блоками образуются два рынка со своими ценами за пачку сигарет. При установлении различных тарифов пользования телефоном в зависимости от длительности разговора образуются различные рынки предоставления услуг одной и той же сети со своим тарифом за минуту и объемом спроса.

Это и есть ценовая дискриминация второго типа, когда фирма устанавливает разные цены за один и тот же товар на различных рынках. Эти рынки могут различаться территориально, по группам потребителей, по времени совершения покупки и т.п. Или, как в случае с сигаретами, по варианту покупки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54615. Стадийный подход 73 KB
  Характерным для традиционного аграрного общества является господство редистрибутивных отношений которые могут выражаться в самых разных формах: централизованное государственное хозяйство древнего Египта и средневекового Китая; русская крестьянская община где редистрибуция выражается в регулярных переделах земли по количеству едоков и т. Эта привязанность проявлялась в том что каждый член общества был включен в какойлибо коллектив и в зависимости каждого от старших по возрасту происхождению общественному положению которые и...
54616. Различные виды чтения применяемые на уроках иностранного языка 57 KB
  Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста. Это беглое выборочное чтение чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его фокусирующими деталями и частями. Полнота понимания при просмотровом чтении определяется возможностью ответить на вопрос представляет ли данный текст интерес для читающего какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны...
54618. Здоровя – мудрих гонорар 56 KB
  Мати купала своїх діток мила їхні голівоньки різними травами зіллям що позитивно впливало на здоровя і приємно пахло. Це корисно для зміцнення здоровя та закалювання організму. Що більш шкідливо для здоровя...
54619. Подорож океанами 1.19 MB
  Варіант оформлення місця проведення: фізична карта світу для тих етапів де потрібно морські пейзажі корабель з паперу на синьому фоні портрети мореплавців емблеми учасникам на морську тематику та інше. Етап Штурманський Проїдьте світовим океаном і визначте координати наступних географічних обєктів кть обєктів залежить від кількості учасників наприклад: Маріанський жолоб; о. Врангеля; Етап Історикогеографічний Ф Магеллан Ф. Етап Екологічний...
54620. Внутрішні води Північної Америки 386.5 KB
  Найбільші річки це Міссісіпі разом з найбільшою притокою Міссурі. учитель ділить клас на групи кожній групі своя річка яку необхідно охарактеризувати І група Колумбія відноситься до басейну Тихого океану ІІ група Маккензі Північного Льодовитого океану ІІІ група Міссісіпі Атлантичного океану Проблема забруднення вод Північної Америки.км2 Міссісіпі з Міссурі 6420 3268 Маккензі з р. Річка Міссісіпі Найдовша річкова артерія Північної Америки Міссісіпі з притокою Міссурі 6420 км площа водозбору якої становить 3300...
54621. Вивчення історико-географічних, культурних характеристик міста на березі Чорного моря учнями початкової школи як один із дієвих способів формування світогляду справжнього громадянина 946.5 KB
  Одеси Медведенко Любові Олександрівни Рідний край мала Батьківщина †Вивчення історикогеографічних культурних характеристик міста на березі Чорного моря учнями початкової школи як один із дієвих способів формування світогляду справжнього громадянина. Наприклад відповідь на запитання: Чи є майже 400річна історія Хаджибея частиною історії нашого міста чи може вона лише “ передісторія †Одеси Дискусії з цього питання продовжуються і до тепер. Однак незалежно від дискусій науковців сама по собі майже 400річна історія Хаджибея...
54622. Одяг для ляльок 33 KB
  Хід: Вихователь: Доброго ранку малята А тепер давайте привітаємось один з одним за допомогою гарних і приємних слів. Вихователь: Діти я дуже рада вас бачити такими здоровими привітними задоволеними. І от: До магазину учора ходила Подивіться що я там купила Відкриваю дошку Будуть наші ляльки раді Одягатись приміряти Вихователь: Що це Вихователь: Як назвати одним словом Вихователь: Який ви ще знаєте одяг Вихователь: Що розміщено у верхньому ряду Показую указкою на кофти Вихователь: Якого вони кольору Вихователь: Скільки...
54623. Конкуренция: сущность и методы 22.24 KB
  Конкуренция (от лат. Сoncurre – сталкиваться) – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя