82462

Монополия: понятие, виды, поведение на рынках. Ценовая Дискриминация

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Ценовая Дискриминация Монополия – наличие единственного продавца положение в хозяйственном процессе при котором отсутствует состязательность в конкуренции. Виды монополии: Закрытая монополия административная защита: ограниченный доступ к ресурсам и информации; юридическая защита: лицензии технологии технологии организации и т. Любая закрытая монополия когданибудь открывается. Естественная монополия – ограничивается состязательностью и конкуренцией рыночная структура в которой средние издержки достигают минимума тогда когда одна фирма...

Русский

2015-02-27

35.45 KB

1 чел.

Монополия: понятие, виды, поведение на рынках. Ценовая

Дискриминация

Монополия – наличие единственного продавца, положение в хозяйственном процессе, при котором отсутствует состязательность в конкуренции.

Идеальное положение в монополии – товар не имеет товаров-заменителей (субститутов). Наличие товаров-заменителей существует всегда, вопрос только в их эффективности.

Виды монополии:

Закрытая монополия (административная защита: ограниченный доступ к ресурсам и информации; юридическая защита: лицензии, технологии, технологии организации и т.д.). Любая закрытая монополия когда-нибудь открывается. Вопрос закрытости – это вопрос стоимости товара заменителя.

Естественная монополия – ограничивается состязательностью и конкуренцией, рыночная структура, в которой средние издержки достигают минимума тогда, когда одна фирма обследует рынок целиком. Естественная монополия существует там, где в силу различных обстоятельств экономия от масштабов производства дает возможность одному предприятию производить товары и услуги с более минимальными средними издержками, чем при производстве несколькими фирмами, при условии, что нет близкого заменителя.(Ex. Метро)

Открытая монополия – монополия, когда фирма становится единственным поставщиком продукта, не имея при этом каких-либо специальных ограничений от конкуренции. Она может возникать из-за прорыва в создании нового продукта, либо существования бренда, авторитета.

Монополия, возникающая в результате ценовой дискриминации – установление различных цен на различные единицы одного и того же продукта. Условия появления: возможность разделения покупателя по группам и невозможность перепродажи товара => возникает возможность дифференциации цены.

Ресурсная монополия. Закрытая монополия, связанная с владением ограниченного ресурса. Ограничение, связанное с издержками.

Ценовая дискриминация – это продажа по более чем одной цене, когда ценовые различия не оправдываются различиями в издержках. Это наиболее благоприятная для потребителя форма несовершенной конкуренции.

Ценовая дискриминация возможна при определенных условиях:

1) продавец обладает монопольной властью, позволяющей ему контролировать производство и цены;

2) рынок может быть сегментирован, т.е. покупателей можно разбить на группы, спрос каждой из которых будет отличаться по степени эластичности;

3) потребитель, приобретающий товар дешевле, не может продать его дороже.

Ценовая дискриминация имеет три формы:

1) по доходам покупателя. Врач может согласиться на уменьшение гонорара от пациента с низким доходом, который располагает меньшими возможностями и здоровье которого застраховано на меньшую сумму, но выставить более крупный счет клиентам с высоким доходом и дорогостоящей страховкой;

2) по объему потребления. Примером данного вида ценовой дискриминации является практика установления цен компаниями по электроснабжению. Первая сотня киловатт-часов является наиболее дорогой, так как обеспечивает наиболее важные для потребителя нужды (холодильник, минимально необходимое освещение), следующие сотни киловатт-часов становятся дешевле;

3) по качеству товаров и услуг. Разделяя пассажиров на туристов и бизнесменов, отправляющихся в служебные командировки, авиакомпании диверсифицируют цены на авиабилеты: билет в туристический класс стоит дешевле, чем билет в бизнес-класс.

4) по времени покупки. Международные и междугородные телефонные разговоры дороже в дневное время суток и дешевле в ночное. Обычно ценовую дискриминацию подразделяют на два типа. Первый тип относится к условиям покупки товара или оплаты услуги отдельным потребителем в зависимости от количества одновременно приобретаемого товара.

Устанавливая различные цены в зависимости от условий покупки, фирма фактически сегментирует единый рынок товара по вариантам покупки. Например, при различных ценах сигарет при продаже по пачке и блоками образуются два рынка со своими ценами за пачку сигарет. При установлении различных тарифов пользования телефоном в зависимости от длительности разговора образуются различные рынки предоставления услуг одной и той же сети со своим тарифом за минуту и объемом спроса.

Это и есть ценовая дискриминация второго типа, когда фирма устанавливает разные цены за один и тот же товар на различных рынках. Эти рынки могут различаться территориально, по группам потребителей, по времени совершения покупки и т.п. Или, как в случае с сигаретами, по варианту покупки.