82462

Монополия: понятие, виды, поведение на рынках. Ценовая Дискриминация

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Ценовая Дискриминация Монополия – наличие единственного продавца положение в хозяйственном процессе при котором отсутствует состязательность в конкуренции. Виды монополии: Закрытая монополия административная защита: ограниченный доступ к ресурсам и информации; юридическая защита: лицензии технологии технологии организации и т. Любая закрытая монополия когданибудь открывается. Естественная монополия – ограничивается состязательностью и конкуренцией рыночная структура в которой средние издержки достигают минимума тогда когда одна фирма...

Русский

2015-02-27

35.45 KB

0 чел.

Монополия: понятие, виды, поведение на рынках. Ценовая

Дискриминация

Монополия – наличие единственного продавца, положение в хозяйственном процессе, при котором отсутствует состязательность в конкуренции.

Идеальное положение в монополии – товар не имеет товаров-заменителей (субститутов). Наличие товаров-заменителей существует всегда, вопрос только в их эффективности.

Виды монополии:

Закрытая монополия (административная защита: ограниченный доступ к ресурсам и информации; юридическая защита: лицензии, технологии, технологии организации и т.д.). Любая закрытая монополия когда-нибудь открывается. Вопрос закрытости – это вопрос стоимости товара заменителя.

Естественная монополия – ограничивается состязательностью и конкуренцией, рыночная структура, в которой средние издержки достигают минимума тогда, когда одна фирма обследует рынок целиком. Естественная монополия существует там, где в силу различных обстоятельств экономия от масштабов производства дает возможность одному предприятию производить товары и услуги с более минимальными средними издержками, чем при производстве несколькими фирмами, при условии, что нет близкого заменителя.(Ex. Метро)

Открытая монополия – монополия, когда фирма становится единственным поставщиком продукта, не имея при этом каких-либо специальных ограничений от конкуренции. Она может возникать из-за прорыва в создании нового продукта, либо существования бренда, авторитета.

Монополия, возникающая в результате ценовой дискриминации – установление различных цен на различные единицы одного и того же продукта. Условия появления: возможность разделения покупателя по группам и невозможность перепродажи товара => возникает возможность дифференциации цены.

Ресурсная монополия. Закрытая монополия, связанная с владением ограниченного ресурса. Ограничение, связанное с издержками.

Ценовая дискриминация – это продажа по более чем одной цене, когда ценовые различия не оправдываются различиями в издержках. Это наиболее благоприятная для потребителя форма несовершенной конкуренции.

Ценовая дискриминация возможна при определенных условиях:

1) продавец обладает монопольной властью, позволяющей ему контролировать производство и цены;

2) рынок может быть сегментирован, т.е. покупателей можно разбить на группы, спрос каждой из которых будет отличаться по степени эластичности;

3) потребитель, приобретающий товар дешевле, не может продать его дороже.

Ценовая дискриминация имеет три формы:

1) по доходам покупателя. Врач может согласиться на уменьшение гонорара от пациента с низким доходом, который располагает меньшими возможностями и здоровье которого застраховано на меньшую сумму, но выставить более крупный счет клиентам с высоким доходом и дорогостоящей страховкой;

2) по объему потребления. Примером данного вида ценовой дискриминации является практика установления цен компаниями по электроснабжению. Первая сотня киловатт-часов является наиболее дорогой, так как обеспечивает наиболее важные для потребителя нужды (холодильник, минимально необходимое освещение), следующие сотни киловатт-часов становятся дешевле;

3) по качеству товаров и услуг. Разделяя пассажиров на туристов и бизнесменов, отправляющихся в служебные командировки, авиакомпании диверсифицируют цены на авиабилеты: билет в туристический класс стоит дешевле, чем билет в бизнес-класс.

4) по времени покупки. Международные и междугородные телефонные разговоры дороже в дневное время суток и дешевле в ночное. Обычно ценовую дискриминацию подразделяют на два типа. Первый тип относится к условиям покупки товара или оплаты услуги отдельным потребителем в зависимости от количества одновременно приобретаемого товара.

Устанавливая различные цены в зависимости от условий покупки, фирма фактически сегментирует единый рынок товара по вариантам покупки. Например, при различных ценах сигарет при продаже по пачке и блоками образуются два рынка со своими ценами за пачку сигарет. При установлении различных тарифов пользования телефоном в зависимости от длительности разговора образуются различные рынки предоставления услуг одной и той же сети со своим тарифом за минуту и объемом спроса.

Это и есть ценовая дискриминация второго типа, когда фирма устанавливает разные цены за один и тот же товар на различных рынках. Эти рынки могут различаться территориально, по группам потребителей, по времени совершения покупки и т.п. Или, как в случае с сигаретами, по варианту покупки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6690. Молекулярно-генетические механизмы онтогенеза 25.64 KB
  Молекулярно-генетические механизмы онтогенеза. Реализация наследственной информации в становлении дефинитивного фенотипа. Избирательная активность генов в развитии. Механизмы онтогенеза на клеточном и организменном уровнях. Главный...
6691. Постнатальный онтогенез. Пострепродуктивный онтогенез 27.68 KB
  Постнатальный онтогенез. Дорепродуктивный онтогенез. Репродуктивный онтогенез Пострепродуктивный онтогенез. Рост организма может быть определенным и неопределенным. Определенный рост - рост прекращается к определенному времени: пти...
6692. Регенерация. Проявление регенерации в онтогенезе и филогенезе 26.12 KB
  Регенерация. Уровни регенерационной реакции. Физиологическая репарация. Репаративная регенерация. Проявление регенерации в онтогенезе и филогенезе. Важнейшая проблема медицины - восстановление поврежденных тканей и орган...
6693. Эволюция органического мира. Биологический вид, его популяционная структура 28.11 KB
  Эволюция органического мира. Определение эволюции. Теории эволюции. Биологический вид, его популяционная структура. Действие элементарных факторов на популяцию. В основе биологической эволюции лежат процессы самовоспроизведен...
6694. Полиморфизм человеческих популяций. Генетический груз 28.31 KB
  Полиморфизм человеческих популяций. Генетический груз. Классификация полиморфизма. Генетический полиморфизм популяций человека. Генетический груз. Генетические аспекты предрасположенности к заболеваниям. Естественный отбор мо...
6695. Популяционная структура человечества 29.46 KB
  Популяционная структура человечества. Особенности популяционной структуры человечества. Действие факторов эволюции в популяции людей. Популяция человека - группа людей, занимающих одну территорию и свободно вступающих в брак. Демогр...
6696. Эволюция систем органов (пищеварительная, иммунная, эндокринная и дыхательная системы) 28.6 KB
  Эволюция систем органов. Эволюция пищеварительной системы. Эволюция иммунной системы. Эволюция эндокринной системы. Эволюция дыхательной системы. Пищеварительная система. С 1880 по 1950г господствовала теория Мечникова. Она б...
6697. Онтофилогенетическая обусловленность пороков развития 200.23 KB
  Онтофилогенетическая обусловленность пороков развития. Биогенетический закон. Преобразование онтогенезов. Пороки развития. Эволюционные преобразования связаны не только с образованием и вымиранием видов, но и преобразованием онтоге...
6698. Человек как закономерный результат процесса развития органического мира 27.85 KB
  Человек как закономерный результат процесса развития органического мира. Прогрессивный характер эволюции. Проблема происхождения человека. Положение Homosapiens в системе живого мира. Этапы антропогенеза. Происхождение и эвол...